Советы логопеда. Буклеты

Из опыта моей работы с родителями, одним из удачных приемов считаю использование буклетов, в которых в краткой форме можно дать рекомендации, советы по работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие правила речевого поведения родителей:

  1. Речь должна быть плавной, четкой, умеренной по темпу, спокойной и обязательно эмоционально-выразительной. Речь, лишенная выразительной интонации, остается без внимания, малыши как будто ее не слышат. Дети в раннем возрасте необыкновенно чутки к интонациям взрослого, охотно копируют их.

  2. Ребенку следует задавать только конкретные, понятные вопросы, не торопить с ответом, не перебивать и внимательно выслушивать то, что он пытается сказать, при необходимости помогая ему.

  3. Речь, адресованная ребенку, должна быть простой и понятной, с четким проговариванием слов и предложений. Нужно исключить сложные лексико-грамматические обороты, труднопроизносимые слова. Все это облегчает ребенку восприятие содержания речи и построение собственной языковой системы.

  4. Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.

  5. Полезно читать детям стихотворные тексты, строго соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизированная речь способствует выработке правильных речедвигательных автоматизмов. Полезны игры с ритмическими   движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз.

МДОУ «Детский сад №160»

Что такое заикание?

Советы логопеда

Заикание -    это нарушение, темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет

Будьте внимательны! Не пропустите первые признаки заикания. Сразу же обратитесь к специалисту, если ваш малыш:

  1. употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а,и);
  2. повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
  3. делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  4. затрудняется перед началом речи.

  1. Профилактика заикания
  2. Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Следует ограничить малыша от контактов с заикающимся.
  3. Отрицательно сказывается на состоянии речи ребенка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы, конфликты.
  4. Следите за ребенком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы)

  1. Нельзя перегружать ребенка информацией: читать много книг, несоответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Умеренно посещайте театр и цирк,
  2. не перегружайте ребенка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузка в период выздоровления после перенесенного заболевания.
  3. Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда! Не опережайте его развитие!
  4. Не читайте страшные сказки на ночь! Не запугивайте ребенка бабой – ягой, лешим и другими сказочными персонажами.
  5. Не наказывайте ребенка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в темном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его
  6. посидеть спокойно на стуле, лишить лакомства или участия в любимой игре.
  7. Необходимо создать для ребенка определенный и твердый режим (своевременные занятия, отдых, полноценное питание) и строго следовать ему.

Если заикание уже появилось, также необходимо:

1. Немедленно обратиться к логопеду.

2. Говорить с ребенком спокойно, ограничив его речь и переключая его внимание с речи на различные виды деятельности (игры, рисование, мозаика и т.д.).

3. Нельзя передразнивать, высмеивать ребенка, требовать от него правильного произношения слов. Можно привлекать внимание ребенка к тому, что он иногда говорит неправильно, но:

• делать замечания ребенку необходимо тактично, без ущемления его достоинства;

• указывая на недостатки, необходимо обращать внимание ребенка и на положительные качества, поощрять его успехи.

4.Ребенок старшего дошкольного возраста должен обязательно знать и чувствовать, что может говорить правильно. В младшем возрасте целесообразно ограничиться только одним показом, как нужно говорить.

5. Необходимо очень точно выполнять все предписания врача и логопеда и строго следовать режиму (своевременные занятия, отдых, полноценное питание).

Соблюдение всех этих условий поможет ребенку вернуться к нормальной, плавной речи.



Предварительный просмотр:

Заикание или речевые запинки?

В зависимости от причин возникновения все речевые запинки у детей можно разделить на две основные формы:

а) запинки несудорожного характера (физиологические, возникшие под влиянием неблагоприятного речевого развития на фоне быстрой, хаотичной речи.

б) запинки судорожного характера (собственно заикание)

Физиологические запинки проходят как только ребенок приобретает определенную уверенность в выражении своих мыслей.


Физиологические запинки – это следствие того, что развитие мышления ребенка опережает развитие его речевых возможностей.


Итак, что нужно делать родителям, заметившим, что в речи их ребенка появились запинки?

 Режим молчания.                                      Режим молчания проводится в течении 10- 15дней. Во время режима молчания все говорят шепотом. В домашних условиях этот режим трудно соблюдать, однако необходимо придумать ребенку занятие: рисовать, собирать мозаику..

Расслабляющие движения.                         Помахать руками, как птички крылышками. помахать руками, как при прощании.
Кисти рук расслаблены- круговое движение кистями рук.    

   Дыхательные упражнения.                     Ребенку предлагается потушить свечу. Взрослый объясняет, что сначала нужно вдохнуть через нос (не поднимая плеч и не запрокидывая назад головы), а потом спокойно выдыхать на свечу через рот, произнося длительно шепотный звук ффффффф Взрослый предлагает ребенку сдувать ватку с ладони и затем проверять – у кого ватка улетела дальше. 
Предлагается при вдохе понюхать цветок.

Голосовые упражнения.                       Звукоподражания паровозному гудку – уууууууу                                             Звукоподражания вою волка – уууууууу             Игра «Эхо»: один произносит громко «А» - другой тихо отзывается «а»
Взрослый следит за правильностью дыхания и артикуляцией детей.
Звукоподражания: АУ

Речевые упражнения на координацию слова с движением.

1. Воспитание спокойного темпа при произношении считалки. Игра в считалки проводится медленно, четко произнося каждое слова.
«Научились мы считать:

Самое главное - научить его правильно дышать! Это безоговорочно, прежде всего. Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно!

Ребенку надо изменить стереотип дыхания и речи:

  1. следует научиться дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований;
  2. нужно как следует натренировать диафрагму, заставить ее активно участвовать в голосообразовании - создать так называемую «опору»;
  3. надо тесно смыкать голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

Всем этим требованиям полностью отвечает дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Из комплекса советую взять два упражнения: «Насос» и «Обними плечи» - и делать их ежедневно с заикающимися детьми 2 раза в день до еды или через полтора часа после приема пищи.

Раз, два, три, четыре, пять!»
Размеренные движения пальца руки.регулируют темп и делают темп произношения текста доступным для ребенка

Считалка произносится 4-5 раз, а затем логопед переходит к следующим речевым упражнениям:

2. Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре с мячом. Например, произносим имена друзей: на замахе мяча говорим первый слог, на второй слог – бросаем мяч: Во – ва.

3. Речевые упражнения в счете от одного до пяти – под мяч. Каждое слово – бросок мячом в пол.

4. Произнесение стишка под хлопки


Насос»

Исходное положение – стоя на полу, ноги расставлены на ширину плеч, руки свободно опущены вдоль туловища, их мышцы максимально расслаблены.

Перед выполнением вдоха следует наклониться вперед, выгнуть спину «горбом», затем резко вдохнуть через нос. После вдоха необходимо постепенно выпрямиться (но не до исходного положения), одновременно выдыхая воздух.

Самой распространенной ошибкой при освоении упражнения «Насос» является слишком низкое опускание рук (в норме они должны находиться приблизительно на уровне коленей). Если предлагаемая поза по каким-либо причинам оказывается неудобной для пациента, он может делать гимнастику, сидя на удобном стуле.

«Обними себя»

Исходное положение – стоя на полу, спина прямая, ноги расставлены на ширину плеч, руки согнуты в локтях и выставлены вперед (горизонтально) на уровне плеч, пальцы сжаты в плотные кулаки.

Выполнение упражнения следует начать с резкого шумного вдоха через нос. Одновременно с поступлением воздуха в легкие необходимо постараться отвести кисти рук как можно дальше за спину. После завершения вдоха можно сделать медленный расслабленный выдох, одновременно разводя руки в стороны.

Детский сад №160

Если проблемы уже появились

Советы логопеда



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

         Полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - это дорога малыша в мир культуры, а организация содержательного детского общения,  одно из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе.

        В качестве «проводника» в мир речевой культуры выступает взрослый, от которого зависит успех дошкольника в усвоении языка.                                               Возраст от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее  благоприятен  к ее усвоению.

      Малыш не заучивает грамматических правил,  и определений. Он овладевает этим практически, подражая речи взрослых. В процессе общения с окружающими людьми, он начинает выделять звуки и синтезировать их в слоги, слова и предложения.

Успех коррекционного обучения детей во многом зависит от того, насколько четко  будет организовано  наше с Вами взаимодействие .

Надеемся, что Вы станете заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

 А вместе, мы справимся с любыми трудностями!

  С уважением

 логопед, воспитатели

Как выполнять артикуляционную гимнастику  дома.

           Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков.

. Необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным.

 Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнений, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10-15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать.

           Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Для этого, дорогие родители, вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику.

Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык.                                        

 Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или медом в деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Хорошо бы подобрать к каждому упражнению картинку-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания.

Развиваем пальчики –улучшаем речь

Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов, кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться - чем "умнее" руки, тем умнее и малыш.

       Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно                   предложить:

  1. Мозаику (мелкую и крупную), всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камушков…
  2. Цветные клубочки ниток для перематывания
  3. Пособия для застегивания пуговиц различной величины, кнопок, крючков
  4. Наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков
  5. Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь)
  6. Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камушков
  7. Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу

   

  Хорошим средством для развития движений пальцев является игра в   «театр пальчиков». Пальчиковые игры не должны быть продолжительными 5-10мин. в день достаточно для того, что бы стимулировать речевую функцию ребенка.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет более понятным не только маме.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям

У детей, имеющих недостатки произношения отдельных звуков, часто обнаруживаются недостатки в строении и подвижности органов артикуляционного (речевого) аппарата. В таких случаях по заданию логопеда проводится артикуляционная гимнастика. Кроме того  с ее помощью происходит объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков.

С артикуляционной гимнастики начинается каждое занятие в период постановки звука.

Названия артикуляционных упражнений условные, но необходимо, чтобы ребенок их запомнил.

Заниматься артикуляционной  гимнастикой следует перед зеркалом. Взрослый и ребенок должны сидеть удобно, не горбясь.

Перед занятием необходимо умыться прохладной водой, высморкаться, прокашляться. Приготовьте чистый платок, если надо осушите им губы и язык ребенка. Так как при артикуляционных упражнениях происходит интенсивное слюноотделение. Приучайте ребенка своевременно сглатывать слюну. Отработка упражнений занимает от 5 до 10 минут ежедневно, в выходные дни занятия проводятся дважды. Если ребенок сильно устает, делайте это в два этапа.

Строго соблюдайте все рекомендации логопеда по выполнению упражнений.

Удачи Вам!

УКЛАД  ОРГАНОВ  АРТИКУЛЯЦИИ

Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласно го, расстояние между зубами 4-5 мм, кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе

 Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

.    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

  1. "Рыбка". Рот широко открыт. С напряжением про себя произ носить звук [А]. Счет 1-3.
  2. "Окошко". Рот открыт. Губы округлены в форме буквы "О". Про себя произнести: О-О-О.
  1. "Трубочка'. Губы вытянуты вперед в форме трубочки. Про себя произносить: У-У-У.
  2. "Улыбка (заборчик)". Губы растянуты в улыбке, верхние и нижние резцы обнажены. Про себя произнести: И-И-И.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

  1. "Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу, унести широкий язык в глубь рта. Счет 1-5.
  2. "Достань нос". Открыть рот, высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу, загнуть широкий язык вверх, потянуться с напряже нием к носу

пытаясь его достать. Убрать язык в глубь рта. Счет 1-6.

3."Парус". Рот широко открыт, кончик языка за верхними зуба ми. Счет 1-3.

4."Лошадки". При открытом рте производить "цокаюшие" зву ки языком, присасывая и отрывая кончик и спинку языка к небу. Темп может быть быстрым, медленным, средним. Счет 1-2, 3-4.

5."Ребро". Рот открыт. Кончиком языка доставать поочередно последние верхние и нижние коренные зубы

6."Достань подбородок". Кончиком языка тянуться к подбо родку, пытаясь его достать.

7."Маятник". Рот открыт. Высунуть язык. Кончиком языка тя нуться попеременно влево-вправо. Счет 1-2.

8."Болтушка". Рот открыт. Высунутым языком делать движения вверх-вниз, не касаясь вepxней губы и подбородка. Счет 1-2

9."Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу. Удерживать не счет 1-10. 1-15.

  1. "Гармошка". Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отры вая языка от неба, попеременно сильно оттягивать нижнюю челюсть вниз, смыкать зубы. Счет 1-4
  2. "Почисти зубы". Рот открыт. Кончиком языка водим за вер хними резцами влево- вправо. Счет 1-3. 1-3.
  3. "Чашечка". Рот открыт. Язык на нижней губе. Передний и боковые края языка подняты вверх. Это же упражнение внутри рта. края языка не касаются зубов.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ

  1. "Шмель". Рот открыт. Язык в форме чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний кран свободен. Посредине языка идет воздушная струя, подключается голос.
  2. "Муха". Рот открыт. Язык внутри рта в форме чашечки под нят вверх, передний край языка у верхних резцов, боковые края при жаты к коренным зубам. Посредине языка идет воздушная струя, произносим длительно звук [3333].
  3. "Жук". Рот открыт. Язык внутри рта в форме чашечки. Боковые края языка прижаты к коренным зубам, передний край языка свободен. Посредине языка идет воздушная струя, произносим дли тельно звук (жжжж].

4. "Фокус". Рот открыт. Язык "чашечкой" высунут впереди и приподнят. Плавно дуть на ватку, лежащую на кончике носа.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ВИБРАЦИИ ЯЗЫКА

  1. "Барабан". Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося звук [ДДДД]. При усвоении упражнения оно усложняется: звук [Д] произ носится многократно с ударением на начало, в середине, конце: [Д' -Д-Д-Д-Д], [Д-Д-Д '-Д-Д'], ЬД-Д-Д-Д-Д'].

  1. "Пулемет". Улыбнуться, открыть рот, напряженным кончи ком языка постучать в верхние зубы, очень быстро произнося звук [Д-Д-Д].

УПРАЖЕНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

  1. "Собачка злится". Открыть рот, производить нижней челюс тью движения вперед-назад. Счет 1-2.
  2. "Обезьяна". Открыть рот, производить нижней челюстью дви жения вправо-влево. Счет 1-2

Успех коррекционного обучения детей во многом зависит от того, насколько четко  будет организовано  наше с Вами взаимодействие. Надеемся, что Вы станете заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

 А вместе, мы справимся с любыми трудностями!

  С уважением

учитель- логопед

Васильева Т.Н.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного

 вида №160»

 город Краснодар

Советы логопеда

КОМПЛЕКС ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ

АРТИКУЛЯЦИОННЬЬХ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА (P)

Памятка родителям

У детей, имеющих недостатки произношения отдельных звуков, часто обнаруживаются недостатки в строении и подвижности органов артикуляционного (речевого) аппарата. В таких случаях по заданию логопеда проводится артикуляционная гимнастика. Кроме того  с ее помощью происходит объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков.

С артикуляционной гимнастики начинается каждое занятие в период постановки звука.

Названия артикуляционных упражнений условные, но необходимо, чтобы ребенок их запомнил.

Заниматься артикуляционной  гимнастикой следует перед зеркалом. Взрослый и ребенок должны сидеть удобно, не горбясь.

Перед занятием необходимо умыться прохладной водой, высморкаться, прокашляться. Приготовьте чистый платок, если надо осушите им губы и язык ребенка. Так как при артикуляционных упражнениях происходит интенсивное слюноотделение. Приучайте ребенка своевременно сглатывать слюну. Отработка упражнений занимает от 5 до 10 минут ежедневно, в выходные дни занятия проводятся дважды. Если ребенок сильно устает, делайте это в два этапа.

Строго соблюдайте все рекомендации логопеда по выполнению упражнений.

Удачи Вам!

УКЛАД  ОРГАНОВ  АРТИКУЛЯЦИИ

Для правильного произношения звука [Л] губы принимают по ложение следующего гласного. Расстояние между верхними и ниж ними резцами 2-4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов. Боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха, она слабая. Мягкое небо поднято, голо совые связки вибрируют, производя голос.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ      

  1. "Рыбка". Рот предельно широко открыт. С напряжением про себя произносить звук [А]. Счет 1-3.
  2. "Паровоз". Губы вытянуты\зперед в форме "трубочки", ко рень языка напряжен. С напряжением в горле произносим звук [У].
  3. "Пароход". Рот приоткрыт. Корень языка напряжен. С напря жением в горле, голосовых связках произносим звук [Ы]. (Рис. 23.)
  4. "Улыбка-трубочка". Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке (про себя произнести звук [И]), потом вытянуть губы вперед "трубочкой" (про себя произнести звук [У]). Под счет I -2, 3-4 менять положение губ.

  1. "Окошко". Рот открыт. Губы округлены в форме буквы "О". Про себя произнести: О-О-О.              ,        

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА      

  1. "Индюки". Приоткрыть рот, производить движения передним краем языка вперед-назад, произнося: БЛ-БЛ (как индюк болбочет).

2."Парус". Рот широко открыт, кончик языка за верхними рез цами. Счет 1-3.

3."Катушка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние рез цы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперед и убирается в глубь рта.    Счет 1-4.

4."Качели". Рот широко открыт. Кончик языка поочередно то поднимается за верхние резцы, то опускается за нижние резцы.

     Счет 1-4

5."Шило". Губы вытянуты вперед "трубочкой", узкий кончик языка выглядывает из "трубочки", как бы колет. Счет 1-2.

6."Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и опустить вниз, не касаясь подбородка, и качать кончик языка попеременно влево-вправо. Счет 1-3, 1-2.

7."Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать вер хнюю губу сверху вниз, унести широкий язык в глубь рта. Счет 1-5.

8."Присоси конфетку". Рот открыт. Широкий кончик языка по переменно присасывать к альвеолам и отрывать от них. Счет 1-2-3-4.

9.Лошадки". При открытом рте производить "щелкающие"

звуки языком, присасывая и отрывая кончик и спинку языка. Темп может быть быстрым, медленным, средним. Счет 1-2, 3-4.

  1. "Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу, удерживать в таком положении на счет 1-10, 1-15.
  2. "Маляр". Рот широко открыт, язык поднят вверх, кончиком языка ведем по твердому небу от верхних резцов к мягкому небу и назад к верхним резцам. Счет 1-4, 1-4.
  3. "Чашечка". Рот открыт. Язык на нижней губе. Передний и боковые края языка подняты вверх. Если упражнение выполняется внутри рта, края языка не касаются зубов. Счет 1-5.
  4. "Почисти верхние зубы": снаружи и внутри. Рот может быть открыт и закрыт. Движением языка слева-направо и справа-налево проводить между верхними зубами и губой, потом такое же движе ние с обратной стороны верхних зубов. Счет 1-3, 1-3.
  5. "Колесо" Рот приоткрыт. Круговым движением языка медлен но облизывать верхнюю и нижнюю губы. Счет 1-10, 1-20.

Успех коррекционного обучения детей во многом зависит от того, насколько четко  будет организовано  наше с Вами взаимодействие. Надеемся, что Вы станете заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

А вместе, мы справимся с любыми трудностями!

  С уважением

учитель- логопед

Васильева Т.Н.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного

 вида №160»

 город Краснодар

Советы логопеда

KOМIIJIEKC ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ

АРТИКУЛЯЦИОННЫХ  УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [Л]

Памятка родителям

У детей, имеющих недостатки произношения отдельных звуков, часто обнаруживаются недостатки в строении и подвижности органов артикуляционного (речевого) аппарата. В таких случаях по заданию логопеда проводится артикуляционная гимнастика. Кроме того  с ее помощью происходит объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков.

С артикуляционной гимнастики начинается каждое занятие в период постановки звука.

Названия артикуляционных упражнений условные, но необходимо, чтобы ребенок их запомнил.

Заниматься артикуляционной  гимнастикой следует перед зеркалом. Взрослый и ребенок должны сидеть удобно, не горбясь.

Перед занятием необходимо умыться прохладной водой, высморкаться, прокашляться. Приготовьте чистый платок, если надо осушите им губы и язык ребенка. Так как при артикуляционных упражнениях происходит интенсивное слюноотделение. Приучайте ребенка своевременно сглатывать слюну. Отработка упражнений занимает от 5 до 10 минут ежедневно, в выходные дни занятия проводятся дважды. Если ребенок сильно устает, делайте это в два этапа.

Строго соблюдайте все рекомендации логопеда по выполнению упражнений.

Удачи Вам!

УКЛАД  ОРГАНОВ  АРТИКУЛЯЦИИ

Для правильного произношения шипящих звуков нужно, чтобы губы были округлены и вытянуты вперед, расстояние между зубами , 4-5 мм, верхние и нижние резцы видны. Кончик языка поднят по | направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верх ним коренным зубам,

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

1."Рыбка". Рот широко открыт. С напряжением произносить про себя звук [А]. Счет 1-3.

2."Заборчик". Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растяну ты в улыбке (про себя произнести звук [И]). Счет 1-2. 3."Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята, обнажая верхние резцы.        

4."Рупор". Зубы разомкнуты. Губы округлены и вытянуты впе ред. Верхние и нижние резцы видны. Счет 1-2.

5."Хоботок". Рот закрыт. Губы вытянуты вперед трубочкой. Под , счет педагога делать круговые движения вытянутыми губами. Счет 1-3.."Трубочка из губ". Рот закрыт, губы вытянуты вперед трубочкой. Счет 1-2.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

1.  «Накажи непослушный язык". Рот открыт. Широкий язык на  нижней губе. Шлепая верхней губой по языку, произносить: пя--пя -пя.

2"Лопата (блин)". Рот открыт. Широкий спокойный язык ле жит на нижней губе. Счет 1-7.        

3"Парус". Рот широко открыт. Кончик языка за верхними резцами. Счет 1-3. (

3"Маляр". Рот широко открыт, язык поднят вверх, кончиком языка ведем по твердому небу от верхних резцов до мягкого неба и назад к резцам. Счет 1-4, 1-4.

      4«Плуг». Рот широко открыт. Язык с       силой загнут к мягкому небу, удерживать на счет 1-4.

5.Маляр-плуг". Рот открыт, кончиком языка ведем от верхних резцов к мягкому небу, держим в напряжении загнутый язык в форме "плуга", ведем назад кончиком языка к верхним резцам. Счет 1-4', 1-4, 1-4,

    6."Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз, унести широкий язык в глубь рта. Мож но по верхней губе провести полоску варенья, меда и т.д. Счет 1-5..

7."Достань нос". Открыть рот, высунуть широко язык, положить его на нижнюю

губу, загнуть широкий язык вверх, потянуться к носу, пытаясь его достать. Убрать язык в глубь рта. Счет 1-6.

8."Собачка лакает". Рот открыт. Широкий язык на нижней губе, чуть наклонив голову вниз, сделать лакательное движение языком, поднять края языка вверх в форме ковшика, унести язык в таком положении в глубь рта. Счет 1-5.

9."Чашечка". Рот широко открыт. Язык на нижней губе. Пере дний и боковые края языка подняты вверх. Если упражнение выпол няется внутри рта, края языка не касаются зубов. Счет 1-5.

  1. "Лошадки". Рот открыт. Присасывая кончик и спинку языка к небу, а затем отрывая, производить "цокающие" звуки. Счет 1-2, 3-4.
  2. "Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу. Удерживать в этом положении на счет 1-10, 1-15.

I

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ

  1. "Загони мяч в ворота". На одном длительном выдохе загнать "мяч" в ворота из кубиков.
  2. "Фокус". Рот открыт, язык "чашечкой" выдвинут вперед и приподнят, плавно дуть, на ватку, лежащую на кончике носа, сдувая ее вверх.

Успех коррекционного обучения детей во многом зависит от того, насколько четко  будет организовано  наше с Вами взаимодействие .Надеемся, что Вы станете заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. А вместе, мы справимся с любыми трудностями!

  С уважением

учитель- логопед

Васильева Т.Н.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного

 вида №160»

 город Краснодар

Советы логопеда

КОМПЛЕКС ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ
АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙДЛЯ ПОСТАНОВКИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ


Памятка родителям

У детей, имеющих недостатки произношения отдельных звуков, часто обнаруживаются недостатки в строении и подвижности органов артикуляционного (речевого) аппарата. В таких случаях по заданию логопеда проводится артикуляционная гимнастика. Кроме того  с ее помощью происходит объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков.

С артикуляционной гимнастики начинается каждое занятие в период постановки звука.

Названия артикуляционных упражнений условные, но необходимо, чтобы ребенок их запомнил.

Заниматься артикуляционной  гимнастикой следует перед зеркалом. Взрослый и ребенок должны сидеть удобно, не горбясь.

Перед занятием необходимо умыться прохладной водой, высморкаться, прокашляться. Приготовьте чистый платок, если надо осушите им губы и язык ребенка. Так как при артикуляционных упражнениях происходит интенсивное слюноотделение. Приучайте ребенка своевременно сглатывать слюну. Отработка упражнений занимает от 5 до 10 минут ежедневно, в выходные дни занятия проводятся дважды. Если ребенок сильно устает, делайте это в два этапа.

Строго соблюдайте все рекомендации логопеда по выполнению упражнений.

Удачи Вам!

УКЛАД  ОРГАНОВ  АРТИКУЛЯЦИИ

Для правильного произношения свистящих звуков нужно, что бы губы были растянуты в улыбке и не закрывали зубы, зубы долж ны быть сближены на расстояние около 1 -2 мм, кончик языка упира ется в нижние резцы. Передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам. Посредине передней части языка образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через образующуюся щель, вызывает свистящий шум.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

  1. "Заборчик". Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растяну ты в улыбке (про себя произнести звук [И]). Счет 1-2.
  2. "Трубочка". Вытягивание губ вперед длинной трубочкой (про себя произнести звук [У]). Счет 1-2.
  3. "Заборчик-трубочка". Чередование положения губ для этих упражнений (см. выше, произнесение звуков [И-У]). Счет 1-2.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

   I. "Накажи непослушный язык". Рот открыт, широкий расслаб ленный язык лежит на нижней губе; пошлепывая язык губами, про износить: пя-пя-пя...

2."Лопата". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Счет от I до 7. " 

3.Постучи в заборчик". Рот приоткрыт, губы растянуты в улыб ке, видны верхние и нижние зубы, кончик языка толкается (стучит) в нижние резцы. Счет 1-1

4."Горочка". "Кошка сердится". Рот открыт. Кончик языка упи рается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх (без сильного напряжения). Счет 1-3.

5."Желобок". Рот открыт. Боковые края языка подняты вверх,' образуя желобок. Счет 1-3.

6. "Желобок"-"лопата". Рот открыт.  Боковые края языка подняты вверх, образуя желобок. Широкий спокойный язык лежит на нижней губе. Счет 1-2,3-4

7. "Трубочка из языка". Рот открыт. Боковые края языка подняты вверх, соприкасаясь, образуют трубочку. Счет 1-3.

8. "Оближи нижнюю губу". Рот открыт. Широким языком облизать нижнюю губу движением снизу вверх. Счет 1-3.

9. "Почисти нижние зубы". Рот открыт. Кончиком языка производить движения слева-направо по нижним резцам, удерживая язык  за нижними зубами. Счет 1-2, 3-4.

10."Посчитай нижние зубы". Рот открыт. Кончиком языка поочередно прикасаться к нижним зубам, как бы считая их.

11"Расчеши язык". Рот открыт. Кончик языка упирается в ниж ние резцы. Напряженный язык выкатывается горкой изо рта. Верхние резцы, прижимая спинку языка, как бы расчесывают язык. Счет 1-4.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

1. "Подуй на вертушку". Улыбнуться, положить широкий крап языка на нижнюю губу, дуть на вертушку, произнося звук [Ф], вырабатывая плавную непрерывную воздушную струю, идущую посредине языка.

 2. "Фокус". Рот приоткрыт, язык "чашечкой" выдвинут вперед и приподнят, плавно дуть на ватку, перышко, лежащие на кончике носа, сдувая их вверх.
3.
"Насос". Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, дуть вперед, произнося длительно звук [С]  СССС.

4. "Загони мяч в ворота". Вытянуть губы вперед трубочкой и ля длительно дуть на шарик, загоняя его между двумя кубиками, вырабатывая длительную, направленную струю.

Успех коррекционного обучения детей во многом зависит от того, насколько четко  будет организовано  наше с Вами взаимодействие .Надеемся, что Вы станете заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. А вместе, мы справимся с любыми трудностями!

  С уважением

учитель- логопед

Васильева Т.Н.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного

 вида №160»

 город Краснодар

Советы логопеда

КОМПЛЕКС ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ
АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ  СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ