Главные вкладки

    Уроки русского языка по УМК С.И.Львовой

    Михайличенко Марина Сергеевна

    На данной странице вы можете посмотреть методические разработки уроков русского языка по учебно методическому комплекту С.И.Львовой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sintaksis_i_punktuaciya._urok.doc142 КБ
    Microsoft Office document icon urok_pro_begluyu_e_i_nadyozhnuyu_i.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Синтаксис и пунктуация.

    Сочинительная и подчинительная связь

    Урок русского языка в 8 классе

    1 час

     Михайличенко Марина Сергеевна

    учитель русского языка и литературы

    МОУ Парабельская гимназия

            Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

    Цель: обобщение изученного о словосочетании и предложении как предмета изучения синтаксиса.

    Задачи:

    - рассмотреть виды подчинительной связи: сочинительная и подчинительная.

    - повторить понятие омофоны;

    - повторить орфограммы и пунктограммы.

    Методы и приемы:   

    1. практические  (упражнения).
    1. кластер;
    2. работа с текстом.                                  

    1. Стадия вызова.

    - Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы.

    1. П…р…ступавшие
    2. …тец
    3. Дож…ь
    4. Гр…за
    5. Лош…ди
    6. Бе…п…койно
    7. От
    8. И
    9. Л…снившиеся
    10. Н…пуга…ый
    11. З…пря…
    12. Н…т…рп…ливо
    13. Ноги

    - Как вы думаете, что объединяет эти слова? (Варианты ответов учащихся)

    1. Стадия осмысления.

    - Составьте из данных слов предложение.
    Запишите в тетрадь последовательность действий при составлении предложения:

    1.

    2.

    3.

    и т.д.

    Учитель. Какой был ваш первый шаг?

    Учащиеся. Определили лексическое значение слов.

    Учитель. Второй шаг?

    Учащиеся. Составили из слов словосочетания.

    Учитель. А что такое словосочетание?.... А что такое предложение? Составьте кластер.

    предложение

    Словосочетание

    Обучающиеся вспоминают всё, что помнят о словосочетании и предложении.

    - Какие словосочетания составили?

    1. Отец запряг
    2. Лоснившихся от дождя
    3. Напуганных грозой
    4. Нетерпеливо переступавшие
    5. Беспокойно переступавшие
    6. Переступавших ногами
    7. Ноги лошади и т.д.

    - Какое предложение у вас получилось?

    Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами

    - Чем отличаются данные сочетания слов?

    1. Нетерпеливо и беспокойно

    1. Нетерпеливо переступавшие

    1. Лоснившихся от дождя

    - Рассмотрите рисунок и попробуйте объяснить, почему именно так художник представил лингвистические понятия сочинительная и подчинительная связь в словосочетании.

    Согласование

    управление

    - Какую информацию содержит таблица? Придумайте и запишите в каждую графу по одному примеру.

    Сочинительная и подчинительная связь

    При помощи сочинительной связи соединяются:

    При помощи подчинительной связи соединяются:

    1) Однородные члены предложения

    1) Зависимое слово с главным в словосочетании

    2) Части сложносочинённого предложения

    2) Части сложноподчинённого предложения

    1. Выразительно прочитайте текст. Какое языковое явление иллюстрирует текст?

    МОСТ ЧЕРЕЗ ПРОПАСТЬ

            Представьте, что перед вами лежит пачка карточек со словами, выписанными из словаря: видение, гений, как, красота, мгновение, мимолётный, помнить, перед, ты, чистый, чудный, я, явиться.

            Теперь попробуем составить из них предложения. Вариантов получится немало: Ты помнишь красоту мимолётного мгновения: я, чудный гений, явился перед тобой, чистый, как видение; Я помню видение: ты являешься передо мной – мимолётная, как мгновение, чистая, чудная, гений красоты; Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолётное видение, как гений чистой красоты.

            Оказывается, из одного и того же набора слов получается много различных по смыслу предложений. Секрет в том, что в каждом из них слова объединялись в группы по-разному – и предложения получились совсем непохожие. Таким образом, путь от мысли к предложению проходит через объединение выбранных слов в группы – словосочетания.

            Мост через пропасть, разделяющую слово и предложение, две основные единицы языка, - это синтаксис (от греч. syntaxis «порядок», «построение»).

            (По)чему между словом и предложением пропасть? (По)тому что их природа очень различна. Слова хр…нятся в нашей пам…ти и называют пр…дметы явления действия признаки. Они д…стались нам в н…следство от многих пок…лений предков и сущ…ствовали (бы) да(же) если (в)место нас на свете были(бы) (со)всем другие люди. Пр…дложения мы пр…думавыем всякий раз занов… . В них вопл…щают…ся  мысли к…нкретного человека который (по)своему видит мир. Предложение это инд…видуальное дост…жение человека.

    (С.Евграфова)  

    2. О каких различиях словосочетания и предложения говорится в нём? Поясните название текста 

    3. Спишите последний абзац текста, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните написание слов со скобками. У каких из этих слов есть омофоны? Докажите свою точку зрения.        

                                                                          

    1. Рефлексия.

    - Что из того, что вы изучали, вам уже было знакомо, что оказалось новым, с чем вы не согласны (если да, то почему?), что вызвало сомнения? Как вы можете доказать свою точку зрения?



    Предварительный просмотр:

    Работаем по учебнику С.И.Львовой

    Урок про беглую Е и надёжную И

    (Правописание суффиксов –ек-, -ик- (-чик-)

    1. По следам домашнего задания.
      А)  Найдите «лишнее» слово. Объяснить свой выбор. ( Доска) Устно
      Перебеж
      чик, грузчик, переводчик, разведчик, сборщик.

            

            Б) Составьте словообразовательные пары, показывающие образование данных существительных. Обозначьте условия выбора орфограммы.
            

            В) Для чего нам надо знать буквы:
                            
    д-т, з-с, ж – написание суффикса –чик-  

                       л – написание ь перед суффиксами –чик- и –щик-.
            -
    упр. 748, стр. 68.

            Г) Графический контроль. Ничего исправлять нельзя.
    В бланках необходимо написать только суффикс.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    Слова:

    1. заказчик,
    2. рассказчик,
    3. дрессировщик,
    4.  выдумщик,
    5. паромщик,
    6. обидчик,
    7. зимовщик,
    8. возчик,
    9. упаковщик,
    10. грузчик,
    11. фонарщик,
    12. пильщик,
    13. барабанщик,
    14. перевозчик

    Ответ:

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    -чик

    чик

    щик

    щик

    щик

    чик

    щик

    чик

    щик

    чик

    щик

    щик

    щик

    чик


    Для детей слабоуспевающих карточки:
            
    Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор суффиксов -чик, -щик.

            Опытный перевод_ик, компьютер_ик, интересный рассказ_ик, болель_ик «Спартака», злостный прогуль_ик, разно_ик газет, набор_ик типографии, корабельный сигналь_ик, перенос_ик болезни.
            

    Физкультминутка

    1. «Помоги Вите Перестукину сформулировать правило».
      Прочитайте отрывок из произведения Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков»  и выполните задания.
              
      Не сумею ли я написать правильно слова «замоч…к» и «ключ…к»? Если сумею, ключ тут же отопрёт замок. Отчего же не суметь!
              Я сразу написал: ключ… и остановился. Как правильно: ключек или ключик? То же самое было и с замочком. Замочик или замочек?
              Есть же какое-то правило….

                    И я вспомнил! Это нетрудно проверить: именительный – замочек, родительный – замочка. Ага! Буква выпала. Значит, правильно – замочек.

                    Теперь совсем легко проверить и «ключик». Именительный – ключик, родительный – ключика.  Гласная остаётся на месте. Значит надо писать «ключик».
            
    1. Какой опознавательный признак сигнализирует об орфограмме-гласной букве в этих словах?( безударное положение гласного)

            2. Определи, в какой части слова находится орфограмма.
            3. Сформулируй орфографическое правило более точно, чем Витя.

            - Запишем тему урока. Почему так звучит тема? Буква е в суффиксах очень часто ведёт себя ненадёжно, сбегает. Беглая, одним словом, что тут скажешь! Но благодаря ей, беглой, мы можем точно узнать, что писать в суффиксе, так как и не сбегает никогда.

    Закрепляем.

             Песочек – песочка, мячик – мячика, холмик, заливчик, мешочек, уголочек, платочек, колокольчик, костюмчик, плащик, кармашек.

    Домашнее задание:

    П.№ 55, стр. 68 – 69.

    На выбор:

    1. Напиши сказку про беглую Е и надёжную И.
    2. Упр. 749, стр. 69.

    Приложение

            

            Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор суффиксов -чик, -щик.

            Опытный перевод_ик, компьютер_ик, интересный рассказ_ик, болель_ик «Спартака», злостный прогуль_ик, разно_ик газет, набор_ик типографии, корабельный сигналь_ик, перенос_ик болезни.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

            1 вариант. Спишите, вставляя пропущенную букву в суффиксе. Выделите суффиксы.

             Редкий ельнич_к, кудрявый бараш_к, забавный хвост_к, красивый карманч_к, забавный котеноч_к, зеленый стебелеч_к, душистый горош_к, желтый песоч_к, острый ножич_к, заросший овраж_к, кусоч_к пирога, яркий зонт_к.

            2 вариант. Спишите, вставляя пропущенную букву в суффиксе. Выделите суффиксы.

            Горош_к, кирпич_к, дружоч_к, ножич_к, шалаш_к, лесоч_к, камеш_к, подароч_к, птенч_к, ореш_к, доклад_ик, корабл_к, хвост_к, смаз_ик, груз_ик, диванч_к, перепис_ик, букет_к, ветх_сть, мелк_та, бел_зна, глуб_на.

    1. «Помоги Вите Перестукину сформулировать правило».
      Прочитайте отрывок из произведения Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков»  и выполните задания.
              
      Не сумею ли я написать правильно слова «замоч…к» и «ключ…к»? Если сумею, ключ тут же отопрёт замок. Отчего же не суметь!
              Я сразу написал: ключ… и остановился. Как правильно: ключек или ключик? То же самое было и с замочком. Замочик или замочек?
              Есть же какое-то правило….

                    И я вспомнил! Это нетрудно проверить: именительный – замочек, родительный – замочка. Ага! Буква выпала. Значит, правильно – замочек.

                    Теперь совсем легко проверить и «ключик». Именительный – ключик, родительный – ключика.  Гласная остаётся на месте. Значит надо писать «ключик».
            
    1. Какой опознавательный признак сигнализирует об орфограмме-гласной букве в этих словах?

            2. Определи, в какой части слова находится орфограмма.
            3. Сформулируй орфографическое правило более точно, чем Витя.