Методическая работа

Бакуева Оксана Николаевна

Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

высшего образования

«Государственный областной гуманитарный институт»

Гуманитарно - педагогический колледж

Медиативный подход разрешения споров и конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

2014-2015   учебный год.

“Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя».

                           (В.А. Сухомлинский)

Для каждого из нас в жизни существует много всего, личного и профессионального, что не устраивает нас полностью.

Между людьми неминуем конфликт, если одна сторона придерживается определенных взглядов, ценностей и тенденций в поведении, которые не могут быть согласованы со взглядами, ценностями и тенденциями в поведении другой стороны или если их согласование кажется невозможным.

В соответствии с требованиями Федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена выпускники колледжа должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

То есть, быть способными конструктивно взаимодействовать с окружающими, прогнозировать конфликтные ситуации, определять конструктивные (созидательные, позитивные) и    деструктивные

(разрушительные, негативные) конфликты, определять объективные и субъективные причины их возникновения и находить способы решения.

Следует отметить, что данные способности формируются у подростков в процессе их взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса к которым относятся не только педагоги, но и родители (лица из заменяющие).  

Именно поэтому, вусловиях реализации Федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования осуществление посредничества в разрешении конфликтовстлало одной их ведущих направлений деятельности социально-психологической службы нашего колледжа.

И зоне пристального внимания социального педагога и педагога – психолога оказываютсяконфликты между участниками образовательного процесса.

Опыт показывает, что наиболее часто возникающие конфликтыродителями (или лицами их заменяющими) и учителями, между учителями и студентами, между студентами. В аудитории,натерритории колледжа или по пути в него часто имеют место конфликтные ситуации. Нередко конфликты возникают при общении студентов в социальных сетях.

Практика показывает, что наиболее частыми участниками конфликтных ситуаций являются подростки:

  • склонные к возникновению психосоциальных расстройств:
  • страдающие алкогольной зависимостью и наркоманией;
  • дети лиц, имеющих психическое заболевание;
  • подростки с нарушением психосоциальной адаптации;
  • подростки, находящиеся в сложном экономическом положении;
  • жертвы психологического, физического и сексуального насилия.
  • дети, которые постоянно нуждаются в социальной поддержке.

Анализ конфликтных ситуаций показал, что причинами конфликтных ситуаций в системе «СТУДЕНТ-СТУДЕНТ» являются:

  • зависть,
  • злоба,
  • жестокость,
  • хвастовство,
  • угодничество,
  • наглость,
  • предательство,
  • нахальство,
  • жадность,
  • глупость,
  • грубость,
  • обвинение,
  • бесчеловечность.

Основными причинами конфликтов в системе «Педагог - родитель» становятся:

  • Проблемы в поведении студента;
  • Завышенная оценка ребёнка в глазах родителей;
  • Отсутствие контроля за учебным процессом с стороны родителей;
  • Игнорирование требований преподавателя;
  • Оправдание и покровительство родителями беспричинных пропусков учебных занятий;

В системе «Педагог-студент» наиболее частыми являются конфликты:

  • Конфликт деятельности – по поводу успеваемости обучающихся, выполнением учебных или внеурочных заданий.
  • Конфликт поведения (поступков) – возникающих в связи с нарушением правил поведения в колледже и т.д.
  • Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально- личностных отношений в рамках общения в процессе совместной деятельности.

Мы стремимся на личном опыте научить подростков мирным способам разрешения конфликтов.  

Технология посредничества или «медиация»,появившаяся в России сравнительно недавно, заинтересовалапедагога-психолога, социального-педагогаи педагогов-предметников колледжа.

Результатом изучения опыта по вопросу роли посредничества в разрешении конфликтов в области образования и методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по организации служб медиации в образовательных организациях стало внедрение   медиативного подхода, предполагающего владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях.

Медиация-  это содействие посредничающего внешнего третьего, медиатора, который чувствует обязательства в отношении всех конфликтующих сторон и способствует ускорению процесса, в выработке варианта урегулированияпроблемывыгодного для всех сторонвсеми участниками конфликта, готовыми принять на себя ответственность.

Процессуальные шаги поиска разрешения конфликта

Медиатор, посредник – третья не задействованная сторона

Собственная ответственность каждого участника конфликта

Равнопристрастность посредника в отношении всех сторон

Базовая установка посредника

Под базовой установкой обычно понимается личная позиция человека, которая в большинстве случаев складывается в длительно протекающем процессе принятия предварительных и непосредственных решений и на которую влияют события детства, особенности воспитания и социализации (процесса включения в жизнь общества), а также ценностных ориентации, полученного опыта и многого другого.

        Это «Созвучие четырех» — так называемый жизненное кредо посредника — вместе с тем и профиль тех требований, которым он должен соответствовать.

Техники посредничества

  • Кооперативные, сотрудничающие техники ведения беседы:
  • Техники формулирования вопросов.
  • Перефразирование (то есть воспроизведение того, что было сказано участником, преимущественно собственными словами).
  • Я-послания и многое другое.
  • Креативные техники:
  • Мозговой штурм, при котором каждый участник может предложить импульс, неожиданную мысль, идею.
  • Техники содействия.
  • Операциональные техники:
  • Рефрейминг.
  • Разработка планов действий и ограниченийдопустимого поведения.

С поддержкой посредника (медиатора) стороны — на основе собственной ответственности — могут урегулировать или разрешить конфликты.

Без помощи посредника конфликтное взаимодействие может быть деструктивным и затратным, если оно:

  • Не приводит к новым решениям или новым способам поведения, и проблема сохраняется;
  • Отнимает энергию, которая могла быть использована для осуществления более важных дел;
  • Способствует снижению самооценки;
  • Нарушает нравственные установки отдельного человека или всей группы;
  • Увеличивает дистанцию между его участниками или делает их взгляды вовсе полярными;
  • Мешает адекватному восприятию и пониманию происходящего — участники начинают говорить на разных языках;
  • Блокирует креативность;
  • Приводит к безответственному поведению.

Посредничество позволяет предотвратить диструктивные воздействия и, напротив, реализовать конструктивный подход.

Конструктивно, то есть успешно, можно пережить конфликт, если он:

  • Позволяет участникам увидеть их собственную ответственность или просто делает ее более осознанной, а также поведение — более активным;
  • Вызывает открытую дискуссию;
  • Помогает высвободить накопившиеся чувства, такие как страх, агрессия, эмоциональное напряжение;
  • Помогает узнать альтернативные решения;
  • Приводит на путь инновации;
  • Способствует повышению солидарности внутри затронутой группы;
  • Ведет к социальному выигрышу в виде опыта и навыков, в том числе для разрешения будущих конфликтов.

Медиатор — это своего рода катализатор. Он, если можно так сказать, фильтр очистки, к которому обращаются участники, чтобы не запутаться после обмена двумя-тремя взаимными упреками, больше похожего на отбивание мячей в игре в пинг-понг.

При нетерпимости участника медиатор должен показать себя как человек, который аутентичен в том, что он говорит. Если он будет неискренним, неподлинным, закрытым, он останется чужаком, неспособным вызывать доверие окружающих.

Подлинность и открытость медиатора подразумевают, что он может быть воспринят как человек и личность в своей принципиальной позиции и на самом деле так и воспринимается.

Суть посредничества — уважение к компетентности каждого участника ответственно принимать решение, свобода и готовность каждого включиться в процесс посредничества.В посредничестве никогда не идет речи о том, чтобы установить или доказать личную вину или осудить с точки зрения морали.

Медиатор должен помнить, что результаты, которые будут достигнуты в посредничестве, не являются образцом решений для всех подобных случаев. Медиатор работает только с конкретным отдельным случаем. Сама роль эксперта, ответственного за конкретную проблему, исключает возможность распространить область решений на другие ситуации.

Проблемы, приведшие к конфликту, могут быть как деловыми, так и касаться проблемы отношенийчеловека. Конечно, такое разделение имеет чисто аналитическую природу, поскольку «в реальной жизни» деловой уровень и уровень отношений почти всегда взаимно перетекают друг в друга. Чем в большей степени работа будет строиться вокруг причин разгорающегося конфликта, а не личностных аспектах, тем существеннее будет снижаться напряжение участников.

Как медиатор социальный педагог должен:

  • Разрешать разнообразные и разнонаправленные конфликты.
  • Предотвращать возникновение конфликтов.
  • Координировать действий участников «групп равных».
  • Обеспечивать помощь при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками.
  • Повышать социальную и конфликтную компетентность всех участников образовательного процесса.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Медиативный подход разрешения споров и конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

Слайд 2

“ Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя». (В.А. Сухомлинский)

Слайд 3

Требования Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями . Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Слайд 4

Подростки являющиеся участниками конфликтных ситуаций : склонные к возникновению психосоциальных расстройств; страдающие алкогольной зависимостью и наркоманией; дети лиц, имеющих психическое заболевание; подростки с нарушением психосоциальной адаптации; подростки, находящиеся в сложном экономическом положении; жертвы психологического, физического и сексуального насилия; дети, которые постоянно нуждаются в социальной поддержке.

Слайд 5

П ричины конфликтных ситуаций в системе «СТУДЕНТ-СТУДЕНТ » зависть, злоба, жестокость, хвастовство, угодничество, наглость, предательство, нахальство, жадность, глупость, грубость, обвинение, бесчеловечность.

Слайд 6

Причины конфликтов в системе «ПЕДАГОГ - РОДИТЕЛЬ» Проблемы в поведении студента; Завышенная оценка ребёнка в глазах родителей; Отсутствие контроля за учебным процессом с стороны родителей; Игнорирование требований преподавателя; Оправдание и покровительство родителями беспричинных пропусков учебных занятий;

Слайд 7

Причины конфликтных ситуаций в системе « ПЕДАГОГ-СТУДЕНТ» Конфликт деятельности – по поводу успеваемости обучающихся, выполнением учебных или внеурочных заданий. Конфликт поведения (поступков) – возникающих в связи с нарушением правил поведения в колледже и т.д. Конфликты отношений , возникающие в сфере эмоционально- личностных отношений в рамках общения в процессе совместной деятельности.

Слайд 8

Процессуальные шаги поиска разрешения конфликта

Слайд 9

Признаки медиации Медиатор, посредник – третья не задействованная сторона Равнопристрастность посредника в отношении всех сторон Собственная ответственность каждого участника конфликта Вовлечение всех конфликтующих сторон Ориентация на конкретный случай Открытость результата

Слайд 10

Базовая установка посредника

Слайд 11

Техники посредничества Кооперативные, сотрудничающие техники ведения беседы : Техники формулирования вопросов. Перефразирование (то есть воспроизведение того, что было сказано участником, преимущественно собствен­ными словами). Я-послания и многое другое.

Слайд 12

Техники посредничества Креативные техники: Мозговой штурм, при котором каждый участник может пред­ложить импульс, неожиданную мысль, идею. Техники содействия.

Слайд 13

Техники посредничества Операциональные техники: Рефрейминг - переосмысления и перестройки механизмов восприятия, мышления, поведения с целью избавления от неудачных (возможно даже патогенных) психических шаблонов . Разработка планов действий и ограничений допустимого поведения.

Слайд 14

Деструктивное взаимодействие при конфликте сторон Не приводит к новым решениям или новым способам пове­дения, и проблема сохраняется; Отнимает энергию, которая могла быть использована для осуществления более важных дел; Способствует снижению самооценки; Нарушает нравственные установки отдельного человека или всей группы; Увеличивает дистанцию между его участника­ми или делает их взгляды вовсе полярными; Мешает адекватному восприятию и пониманию происходя­щего — участники начинают говорить на разных языках; Блокирует креативность; Приводит к безответственному поведению.

Слайд 15

Конструктивно можно пережить конфликт, если он: Позволяет участникам увидеть их собственную ответственность или просто делает ее более осознанной, а также поведение — более активным; Вызывает открытую дискуссию; Помогает высвободить накопившиеся чувства, такие как страх, агрессия, эмоциональное напряжение; Помогает узнать альтернативные решения; Приводит на путь инновации; Способствует повышению солидарности внутри затронутой группы; Ведет к социальному выигрышу в виде опыта и навыков, в том числе для разрешения будущих конфликтов.

Слайд 16

Суть посредниче­ства — уважение к компетентности каждого участника ответ­ственно принимать решение, свобода и готовность каждого вклю­читься в процесс посредничества. В посредничестве никогда не идет речи о том, чтобы уста­новить или доказать личную вину или осудить с точки зрения морали.

Слайд 17

Как медиатор социальный педагог должен: Разрешать разнообразные и разнонаправленные конфликты. Предотвращать возникновение конфликтов. Координировать действий участников «групп равных». Обеспечивать помощь при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками. Повышать социальную и конфликтную компетентность всех участников образовательного процесса.

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

Гуманитарно-педагогический колледж

«Формирование профессиональной грамотности средствами ИКТ

в процессе изучения специальных дисциплин

в рамках реализации специальности

46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Составитель:

преподаватель  Бакуева О.Н.

2016 год

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

  1. Содержание развития инновационного изучения дисциплин профессионального цикла на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий.
  2. Инновационные технологии в процессе  развития творческих способностей студентов как фактор их готовности к инновационной деятельности в рамках деятельности образовательного учреждения.
  3. Инновационные технологии преподавания дисциплины «экономика образовательного учреждения».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

ВВЕДЕНИЕ.

Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений.

Не сегодняшний день  дается научное обоснование понятия педагогической технологии, предлагается классификация, в обобщенном виде показывается около 50 технологий.

В этот перечень включается, учитывая уровень применения, как общепедагогические, частнопреметные, так и локальные или модульные технологии. В предлагаемом реферате представлены виды компьютерных технологий, которые чаще всего используются в преподавании дисциплины «Экономика образовательного  учреждения».  

  1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» НА БАЗЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Содержание инновационного изучения дисциплины «Экономика образовательного учреждения» развивается на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, которые предоставляют средства для:

  • организации и структурирования содержания образования
  • связи элементов содержания образования
  • использования различных видов информации
  • модульности и доступа к фрагментам содержания
  • представления курса как совокупности уроков (тем)
  • разработки урока как системы образовательных действий
  • представления образовательного действия как совокупности простых действий
  • разработки последовательности изучения материала
  • адаптации содержания учебного материала к особенностям обучаемых
  • развития содержания образования на разных уровнях: авторов курсов, преподавателей, методистов, учеников
  • ориентации в материале
  • использования профессиональных дискуссий в учебных целях и ряд других.

Основные проблемы в области содержания образования связаны с резким ростом объема преподаваемого материала и его постоянным обновлением. Резко обострилась проблема обеспечения учебного процесса учебными и методическими пособиями. Подготовка образовательных текстов и развитие образовательной среды как две составляющих разработки содержания образования сталкиваются сегодня с большими трудностями. Одна из них - это организация и структурирование учебной информации, заданий, упражнений и т.п., что составляет основу содержания образования. Поскольку элементы содержания образования, во-первых, очень разнородны по характеру и, во-вторых, имеют сложные взаимосвязи и взаимоотношения, постольку усложняется задача их организации в единый учебный процесс.

     На современном уровне эта задача решается на основе новых информационных технологий. Современные технологии обработки информации, в частности информационные гипертехнологии, обеспечивают организацию и структурирование информации с помощью установления гиперсвязей.

     Гипертекст позволяет устанавливать ассоциативные связи (гиперсвязи) между отдельными терминами, фрагментами, статьями в текстовых массивах, благодаря чему текст оказывается организованным не только от начала к концу, но и по тематическим линиям, по индексам, библиографическим указателям и т.п. - т.е. в соответствии с установленной структурой связи.

     Гипермедиа технологии, т.е. такие, которые развиты на основе гипертекста, но обеспечивают работу и с нетекстовой информацией, позволяют организовать и структурировать учебный материал и в виде изображения, звука, речи, видеозаписи.

     Набор обычных учебников, методических пособий, сборников упражнений и т.п. активно вытесняется современной информационной системой. Организация структуирование учебного материала в этой системе может осуществляться с помощью средств гипертехнологии. Эти средства позволяют представить учебный материал в виде иерархической сети элементов.

     CD ROM был провозглашен как "новый папирус". Электронные книги, энциклопедии разрабатываются на основе гипер- и мультимедиа технологий и главным образом обучение с их помощью базируется на методе информационного ресурса. Однако с педагогической точки зрения важно, чтобы электронные книги включали задачи и вопросы, которые позволили бы читателю проверить его понимание сути дела. То есть важным является сочетание метода информационного ресурса с методами компьютерных вопросов-ответов.

В гиперсистемах разработаны средства для установления эксплицитных, явных связей между иерархически организованными фрагментами. При этом не является необходимым разъяснение того, почему авторы учебного материала решили предусмотреть явную связь между его определенными элементами. Существенным является то, что данная связь может осуществляться в учебном курсе.

     Постепенное решение проблемы автоматического создания связей позволяет разрабатывать большие гипермедиа системы, что чрезвычайно актуально для развития содержания образования в форме современных информационных систем.

Технологии гипермедиа позволяют организовать, структуировать и связать между собой различные элементы содержания образования, которые могут быть не только в форме текста, но и в форме неподвижных и движущихся изображений, речи, звука, видеороликов и т.д. Это предоставляет разработчикам содержания образования колоссальные возможности организации педагогического процесса на качественно новом уровне.

Изучая какой-то материал и желая работать с определенным его фрагментом, пользователи не должны следовать длинными маршрутами через весь материал, чтобы добраться до определенной его части. Современные средства доступа позволяют быстро обратиться непосредственно к интересующему элементу содержания информационной системы.

Содержание образования можно рассматривать как совокупность курсов, а курс - как систему уроков (или тем). Создание высококачественных уроков с использованием новых технологических возможностей - это современная задача по развитию содержания образования.

Сейчас развитие инструментальных средств для образования на основе новых информационных технологий порой значительно опережает их использование в преподавании конкретных дисциплин. Это связано с трудностями разработки содержательной части курсов, проблемами наполнения программных оболочек конкретным учебным материалом.

     В настоящее время на рынке инструментальных средств преставлен целый ряд систем для разработки и редактирования обучающих программ в различных областях знаний - Урок, PLS, HMCard и другие. Эти системы позволяют реализовать оригинальные педагогические методики лучших преподавателей и экспертов и представить их обучаемым.

Современные информационные технологии предоставляют богатый набор средств для разработки образовательных действий, а именно, представление информации в различной форме с разными графическими, звуковыми и видео- эффектами, возможности моделирования, обучающего диалога с компьютером, деловых игр и т.п. Важно использовать эти средства при разработке содержания конкретных уроков, тем в соответствии с образовательными целями, которые стоят перед автором обучающего материала.

Каждое образовательное действие можно рассматривать как набор простых действий. Простое действие заключаться в том, чтобы прочитать какой-то фрагмент текста, что-то прослушать или посмотреть на экране компьютера или видео, включиться в какую-то компьютерную игру или выполнить определенное задание вдали от компьютера и т.п. Разработка системы таких простых действий с использованием всех богатых возможностей, предоставляемых современными технологиями работы с информацией - это и есть основа деятельности по развитию содержания образования на современном уровне.

Организация учебного материала должна быть дополнена знаниями о том, как использовать этот хорошо структуированный материал для достижения образовательных целей.

     Один из путей разработки последовательности изучения материала в курсе - это конструирование предопределенных туров, которыми пользователи смогут следовать в случае, если у них нет достаточной уверенности в себе для того, чтобы изучать материал самостоятельно выбранным путем.

     Те пользователи, которые чувствуют себя в изучаемой предметной области достаточно уверенно, могут осуществлять направляемое изучение материала. Средства для такого способа освоения содержания образования также развиваются в области компьютерных технологий обучения.

     То, что пользователь самостоятельно может выбрать режим изучения материала, - туры или направляемое изучение - является важной характеристикой учебного процесса.

Диагностика состояния обучаемого и адаптация содержания учебного материала к особенностям его конкретного освоения в том или ином учебном процессе - это задачи, которые решаются разработчиками современных компьютерных обучающих систем.

     Эта задача может решаться, например, с помощью различения статических и динамических туров: статические туры обращают пользователя к новому образовательному действию безотносительно к его индивидуальным характеристикам, а динамические туры зависят от того, как обучаемый ответил на предлагаемые в процессе освоения учебного материала контрольные вопросы.

     Электронные книги с целью адаптации содержания учебного материала к специфическим характеристикам индивидуальных пользователей снабжаются механизмами создания профилей, параметров пользователей. В таком профиле накапливается информация об исходных знаниях пользователя в изучаемой предметной области, его опыте, предпочтениях, творческих возможностях и т.п. В зависимости от вида такой характеристики пользователя выбирается определенный стиль, стратегия и тактика освоения учебного материала, формируется конкретное содержание процесса обучения.

Если в традиционных системах компьютерного обучения среда автора-разработчика и среда обучения отделены друг от друга, то в гиперсистемах этого нет. Эти системы имеют существенно более простую структуру, которая делает легко осуществимыми редактирование и внесение дополнительного материала (как связей, так и узлов) в существующую гипермедиа базу данных. Таким образом, внесение различных изменений и дополнений в учебный материал, которое иногда называется "перекраиванием" информационной системы, оказывается возможным на всех уровнях ее разработки и использования.

     Высказывается мнение, что предоставление обучаемому доступа к возможностям автора разработчика развивает творческие возможности, хотя давать волю начинающему обучаться пользователю оперировать со сложной системой автора, возможно, не будет очень продуктивным занятием; т.е. ограниченные и четко направленные возможности для творчества, вероятно, будут более эффективными для образования. Среди таких возможностей развития содержания образования выделяются самогенерируемые туры, использование средств аннотации, создание концептуальных карт, "составные картинки знаний", мультимедиа наброски, очерки, составленные на базе множества существующих материалов и другие.

     С целью предоставления возможности развивать содержание образования целесообразно наиболее активно использовать аннотации. Они позволяют добавить замечания к любому образовательному действию на различных операционных уровнях (от автора до пользователя), задавать новые личные туры и отвергать заложенные в уроке туры, обеспечить связь между различными пользователями обучающего материала и т.п.

Разработчики инструментальных средств компьютерного обучения часто пытаются объединить в одной системе разные средства навигации. Наиболее часто объединяются вместе такие средства ориентации в материале, как содержательная страница, алфавитный индекс тем, ориентация по карте и другие. Каждое из этих средств может быть предпочтительнее при конкретных обстоятельствах процесса обучения в определенном курсе или для некоторого пользователя.    

При разработке содержания современного образования важно использовать основанные на компьютерных технологиях методы рефлексии и формализации профессиональных знаний в целях обучения. Такие методы позволяют выявлять, эксплицировать то неформальное знание, которое профессионалы ежедневно используют в своей практике, делать его предметом изучения, и таким образом обеспечивать опережающий характер обучения.

  1. ИНОВАЦИОННЫК ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ  РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ИХ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Русская культура всегда была богата яркими  творческими находками во всех областях человеческой деятельности – в экономике, в политике, в философии. Мы знаем множество историй  о русской смекалке, которые являются основой многих научных открытий и изобретений. К сожалению, когда речь идет о профессиональной деятельности, находится множество причин, чтобы богатый творческий потенциал не находил своего воплощения. Одной из таких причин являются последствия традиционного обучения системы российского образования 2-й половины ХХ века, делавшей акцент на получение знаний и только потом – на умения, и совсем редко – на формирование творческого мышления. Наше образование не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, тестовый контроль знаний,  дедукция, вербально - символический язык, а не более естественный для большинства ребят образный и практический. Как в  школе, так и в среднем профессиональном образовании не хватает программ, специально направленных на развитие творческого мышления личности, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях.

 Современная рыночная экономика выдвигает перед средним профессиональным образованием новые требования. Выпускник профессионального учебного заведения должен быть компетентным в решении конкретных профессиональных задач, должен уметь адаптировать полученные знания и умения в новых условиях, принимать быстрые обдуманные решения, искать новые подходы в профессиональной деятельности.  Компетентностный подход в образовании подразумевает, в том числе формирование готовности будущих учителей и педагогов к инновационной деятельности.

Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея экономического преобразования превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение.

          В практике работы педагога  инновационный подход  может выражаться какв его методической работе – в создании методических разработок, экспериментальных и авторских программ, в участии в конкурсах профессионального мастерства, так и в руководстве образовательным учреждением.  Но главным направлением инноваций в работе педагога является внедрение  в практическую деятельность замыслов и идей, направленных на совершенствование экономики образовательных учреждений в конкретных условиях, умение легко подбирать методы, средства и  технологии  для воплощения своих идей, создавать новые формы или адаптировать идеи, формы и средства из других областей деятельности.

Комплексами инновационных идей в экономике образования, в социально-экономическом движении, в современной практике являются  образовательные и социальные проекты. Проектная методика  концентрирует в себе многочисленные компетенции, среди которых умение анализировать, планировать и воплощать планы.

В рамках дисциплины «Экономика образовательного учреждения» знакомство с  инновационными основами организации финансово-хозяйственного механизма образовательного учреждения рассматривается  как содержание профессиональной компетенции.

В ходе изучения дисциплины  студентам могут быть предложены:

  1. диагностика уровня креативности студентов, при которой они выполняют задания тестов, анализируют результаты, выявляя  необходимые направления своего творческого развития.
  2. методы и приемы  развития творческих способностей (мозговой штурм, катена, морфологический анализ, игры на развитие ассоциативного мышления и др.), методики проектной деятельности.
  3. создание собственных проектов – разработка бизнес плана организации образовательного учреждения, планов реорганизации образовательных учреждений и т.д.

Рассмотрим, какие инновационные технологии позволят развить у студентов творческие способности в рамках изучения экономических дисциплин, в  том числе и «Экономики образовательного учреждения».

  1. ИНОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Система образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, должна принимать значительное участие в решении задач, стоящих перед обществом в целом. В формирующейся среде рыночной экономики и гражданского общества успешная реализация этих задач должна стать предметом стратегического партнерства государства, общества и бизнеса. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры становятся непременным условием становления и развития общества и экономики, ведущими ресурсами которых выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии.

В концепции модернизации российского образования определены, в том числе, задачи совершенствования структуры, содержания и технологий образования, развития инновационных образовательных процессов, подготовки и переподготовки кадров.

Цель преподавания дисциплины «Экономика образовательного учреждения» — обеспечить:

  1. устойчивое усвоение знаний в области экономии образовательного учреждения;
  2. развитие умений и навыков учебной деятельности  студентов в процессе изучения вопросов об экономических преобразованиях, происходящих в системы образования;
  3.  доступность, обязательность, повышение качества, рост эффективности изучаемого материала.  

Отличительной чертой изучения экономики образовательного учреждения должно стать его поисковый, инновационный характер.

На сегодняшний  день насущной задачей в процессе преподавания  «Экономики образовательного учреждения» становится создание комплексной ресурсной базы экономического образования, ввод в широкую практику принципиально новых носителей информации.

 Значительная часть учебных материалов все чаще размещается на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки-комплекса информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. Активное формирование электронных библиотек позволяет перейти к созданию учебников нового поколения.

3.Не последнюю роль в решении задач, стоящих перед преподавателем, должно сыграть повсеместное внедрение современных информационных технологий непосредственно в образовательный процесс, самообразование, индивидуальную подготовку студентов.

В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых" знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения.

Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах студентов. Всего этого можно достичь за счет использования современных компьютерных технологий, как в течение урока, так и во внеурочной деятельности.

В настоящее время на рынке присутствуют несколько фирм, производящих качественное программное обеспечение (ПО) учебного назначения: «1 С», «Кирилл и Мефодий », «Физикон», «Медиа – хаус» и ряд других. Исключением на общем фоне является продукция фирмы «1С», которая изначально ориентировалась на создание комплексной системы программного обеспечения поддержки учебного процесса. Результатом этой работы стало появление комплексных платформ «1С. Образование», «1С Репетитор».

Хорошей иллюстрацией возможностей программных продуктов компании «1С» служат вышедшие в 2004 – 2005 г.г. на CD дисках издания для поддержки изучения экономики в школе образовательные комплексы («ОК) «Экономика и право» и «Экономика. Практикум». Данный материал может быть использован в процессе самообразования студентов при подготовке к семинарам по дисциплине «Экономика образовательного учреждения». В данных учебных материалах даны общие сведения из области экономики, которые являются фундаментом для изучения специфики  экономики образования.

Издания включают как теоретический материал по экономики, так и комплект обучающих и контролирующих заданий, наглядный иллюстративно-справочный материал, интерактивные модели и игры, а также учебную версию базы данных по законодательству.

«ОК» по «Экономике образования» должен содержать обширный иллюстративный, справочный и методический материал для проведения занятий по экономике и смежным дисциплинам (например: «Менеджмент»), который практически полностью отвечает обязательному минимуму содержания образовательного стандарта среднего профессионального  образования и обеспечивает закрепление дидактических единиц этого минимума.  В связи с тем, что учебный материал «ОК» изначально рассчитан не только на студентов, чье знакомство с экономикой образовательного учреждения ограничится вводным курсом, но и на тех, кто впоследствии будет изучать ее на более глубоком уровне, предлагаемый в большинстве глав материал, при всей живости и простоте изложения, выходит за рамки минимальных требований.

Электронные издания имеют универсальное применение и могут быть использованы в учебном процессе различными способами:

-  в классе с одним компьютером с большим экраном или проектором – в виде иллюстративного материала (демонстрация сюжетов группе с последующим разбором и обсуждением по собственному плану преподавателя; коллективный выбор ответов на вопросы и задания курса и т.п.);

- в компьютерном классе – для разнообразного тестового контроля; выполнения практических и самостоятельных работ в виде расчетных задач, построения графиков и диаграмм; в виде сборника справочных и нормативных материалов при выполнении заданий преподавателя (для выполнения самостоятельных работ по поиску решений в нормативных документах или оформления документов по имеющимся типовым образцам и шаблонам);

- дома или факультативно в компьютерном классе – по индивидуальному плану в случае отсутствия возможности посещать учебное заведение, пропуска занятий по различным причинам, восполнения пробелов в знаниях и самостоятельной подготовки;

- преподаватель может использовать любые иллюстративные и учебные элементы по отдельности, распечатывать на принтере, сохранять их в отдельном файле и, при необходимости, создавать методически новые построения урока на основе готовых элементов, повышается эффективность учебного процесса.

Современный урок — это, прежде всего, современные методы обучения, новые приемы организации урока, среди которых современные технические средства играют немаловажную роль. И по мере того, как будет происходить компьютеризация школ, все большее число преподавателей  при поиске и реализации путей повышения эффективности обучения будут обращаться к информационным технологиям, которые должны стать неотъемлемой частью современного учебного процесса на всех уровнях.

Успешность каждого студента зависит не только от его готовности к обучению, интеллектуальных и познавательных способностей, но и от индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Практическая возможность для реализации индивидуальных образовательных предпочтений студента наиболее эффективно осуществляется через систему самостоятельной работы, включающей в себя самоподготовку студента к урокам и экзаменам; проектную деятельность и пр. В осуществлении этих планов широко используется возможности компьютерных технологий. На колледжном сервере размещаются и при необходимости регулярно обновляются разнообразные учебные материалы (справочные, дидактические, методические, контрольные и пр.), что особенно востребовано теми студентами, которые по той или иной причине не усвоили какую-либо тему школьного курса.

Одним из основных ресурсов качества образования являются педагогические кадры. Ожидаемым конечным результатом самообразования преподавателей должно быть повышение профессионального мастерства и качества труда педагога. На всех уровнях образования инновационный характер образования должен обеспечиваться внедрением новых образовательных технологий, развитием интерактивных форм обучения, широким использованием проектных методов, тренажеров, позволяющих имитировать реальные ситуации, современных обучающих программ. В решении этих задач, главную, решающую роль должно решать повсеместное внедрение и активное использование современных информационных технологий путем организации обучающих семинаров как на базе колледжа силами преподавателей информатики, так и на курсах повышения квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Инновационные технологии – это способы и средства, которые дают возможность реализовывать нововведения в различных зонах. В последнее время это очень популярный инструмент во многих областях жизни: в науке, медицине, строительной сфере и т.п. Благодаря инновационным технологиям и развитию глобальной сети стало возможным проводить онлайн олимпиады и большое количество других Интернет-проектов.

Такое понятие как инновационные технологии становится очень востребованным в сфере образования. Существует несколько типов образовательных инноваций.

Внутрипредметные инновации – когда преобразование происходит в самом предмете. Может меняться специфика, особенности и методические модели преподавания, к примеру, кроме объяснений учителя, внедряется самостоятельное обучение онлайн.

Идеологические инновации – такие изменения происходят благодаря внутреннему переосмыслению, переоценке тех или иных принципов, изменению сознания с течением  времени. Для того чтобы произошли идеологические инновации, преподавателю должно хватить сил изменить свой взгляд на многие вещи.

Общеметодические инновации – происходят в момент введения в процесс обучения новых педагогических технологий. Их использование будет возможно практически на любом предмете: креативные задания, задания с неоднозначным вариантом решения и т.п.

Административные инновации – постановления, приятые руководством учебных заведений, которые направлены на развитие и внедрение новых технологий преподавания, методов педагогической работы и изменение мышления учителей.

Разрабатывать и внедрять инновационные технологии в сфере образования намного проще новым руководителям,  без груза прошлой административной работы и сложившихся методов и способов образования. Естественно, с одной стороны, это является минусом, так как такой руководитель не вполне опытный, но с другой стороны, он сможет активно саморазвиваться и образовываться, предлагать те методы педагогической работы, которые являются новыми и совершенствовать их. В качестве примеров можно привести положительное влияние элективных курсов, введение гибкой системы выбора экзаменов и зачетов для сдачи в семестре, введение билингвальной системы обучения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Мануйлов В.Ф., Федоров И.В., Благовещенская М.М. Современные наукоемкие технологии в инженерном образовании.// Инновации в высшей технической школе России: Вып. 2. Современные технологии в инженерном образовании. МАДИ (ГТУ). М., 2002.

2. Дудченко В.С. Основы инновационной методологии. М.: Институт социологии РАН, 1996.



Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

Гуманитарно-педагогический колледж

«Современные технологии в секретарском обслуживании»

2018 год

Владение современными технологиями в секретарском обслуживании является неотъемлемым требованием к выпускникам колледжа, обучающимся по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.

Практически повсеместное подключение имеющихся в офисе компьютеров к сети Интернет делает возможным использование сетевых технологий для реализации различных коммуникаций при работе секретаря.

Существует ряд функций, выполнение которых делает интернет необходимым менеджеру или любому человеку, занимающемуся бизнесом:

  • - информационная, так как по сети можно получить любую интересующую специалиста не конфиденциальную биржевую и коммерческую информацию, научную и политическую информацию и т.д.
  • - коммуникационная, поскольку сетевые технологии позволяют пользователю разговаривать по телефону со своим партнером в любом городе и стране, причем обойдется это дешевле обычной телефонной связи, а также послать ему факс или письмо с затратами меньшими, нежели при использовании обычной почты, и к тому же существенно более оперативно;
  • - совещательная, специалисты при помощи Интернета могут обсудить интересующие их проблемы и обменяться информацией в интерактивном режиме;
  • - коммерческая, связанная с интенсивным развитием торговли по сети. Когда покупатель находят не в магазине может выбрать, заказать и оплатить товар с существенной экономией времени.
  • - рекламная, связана с тем, что реклама в Интернете порой гораздо эффективнее и оперативна;
  • - развлекательная, поскольку через Интернет пользователь может получить неограниченный доступ к различной литературе и т.д.;
  • - специфично компьютерная функция, в соответствии с которой пользователь или компания в целом может самостоятельно и в индивидуальном порядке выбирать соответствующее требованием программное обеспечение, получить инструкции и рекомендации по работе в сети.

Основные ячейки сети интернет - локальные вычислительные сети предприятия. Но существуют и локальные компьютеры, самостоятельно подключенные к интернету.

Итак, пользуясь сетью Интернет секретарь может выполнять задания руководителей по поиску какой-либо информации, организовывать Интернет-конференции. Но самым необходимым и распространенным средством оптимизации работы сотрудников компании является электронная почта.

Электронная почта стала наиболее распространенной информационной службой Интернет, так как исторически является первой информационной услугой и не требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи.

Электронная почта - система, позволяющая пользователям отправлять сообщения через модем или сетевое соединение с одного компьютера на другой. Если компьютер подключен к Интернету, то имеется возможность посылать сообщения любому компьютеру, имеющему доступ к сети. Единственное, что необходимо знать - адрес электронной почты получателя.

Сообщения, посылаемые через Интернет, имеют вид тестового файла. При наличии соответствующей программной обработки электронной почты можно вложить в сообщение другие файлы. Вложенные файлы могут быть какими угодно - графическими изображениями, звуковыми файлами, другими документами и даже программами.

Чтобы получать и отправлять электронный сообщения, необходимо иметь доступ к электронной почте через Интернет, доступ к самому Интернету и программное обеспечение для работы с электронной почтой (почтовый клиент).

Почтовый клиент - программа, установленная на компьютер и предназначенная для отправки и получения электронной почты.

После получения электронного адреса, который для каждого пользователя является уникальным, необходимо выбрать подходящий почтовый клиент. Большинство компаний выбирает Microsoft Office Outlook. Так же на мелких предприятиях могут использоваться почтовыми клиентами, предоставляющими в самой сети Интернет. Например: mail.ru, google.com, yandex.ru и др. все они предоставляют необходимые средства для полноценной работы с электронной почтой. При выборе почтового клиента необходимо учитывать ответы на следующие вопросы:

  • - является ли интерфейс программы удобным;
  • - имеет ли данная программа электронную адресную книгу, куда можно заносить важные электронные адреса;
  • - обладает ли данная программа способностью кодировать и декодировать вложенные файлы;
  • - обладает ли данная почтовая программа возможностью проверки орфографии.

Несмотря на то, что наличие всех этих возможностей не является необходимым условием для работы с почтовой программой, многие программы представляют их как само собой разумеющееся.

При создании нового электронного письма требуется ввести некоторые данные:

  • - от кого;
  • - кому;
  • - копия;
  • - тема.

Строку «от кого» большинство современных почтовых клиентов проставляют автоматически, так что нет необходимости заполнять эту строку. Строка «кому» предполагает ввод электронного адреса (или выбор данного адреса из ранее отправленных либо адресной книги) получателя. Строку «копия» заполняют при необходимости донести данные сведения и для других адресатов, либо ознакомить их с процессом выбора решения на определенный вопрос. Строка «тема» также может быть заполнена при необходимости, данная строка должна быть короткой и состоять из одного слова или короткого предложения, которые должны отражать суть сообщения. Например «отчет за февраль», «расчет заработной платы сотрудников» и т.д.

Остальную часть окна занимает текст сообщения. При написании сообщения следует пользоваться теми же правилами, что и при подготовке обычных писем или должностных записок.

Однако у электронной почты есть и свои правила. При написании электронного письма следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • - быть внимательным к другим, писать кратко и придерживаться темы. Следует помнить, что электронные письма предназначены для рассылки необходимой информации и быстрого ее донесения, а не для сочинений;
  • - файлы подписи должны быть небольшими (не более пяти-шести строк). Следует помнить, что для большей информативности файл подписи должен содержать ваше имя, название организации, вашу должность и необходимые средства связи с вами;
  • - следует помнить, что написание письма прописными буквами может быть не правильно истолковано. Если вы желаете выделить какой-либо фрагмент теста письма, лучше обозначить его полужирным начертанием, курсивом или выделить другим цветом;
  • - не следует рассылать сообщения, не содержание никакой важной и полезной информации. Для этого на многих крупных и средних предприятиях устанавливаются специальные чат-программы, предназначенные для более быстрого и менее официального общения между сотрудниками.

Для большей уверенности многие почтовые клиенты предполагают уведомление отправителя о том, что получатель не только данное письмо получил, но также и ознакомился с ним. Данная функция называется «уведомление о прочтении». После того как письмо написано оно может быть либо отправлено, либо сохранено в черновиках данного почтового клиента.

Что касается входящих электронных сообщений, то его можно:

  • - прочитать;
  • - переслать;
  • - удалить,
  • - ответить;
  • - скачать или просмотреть вложенные файлы.

Для оптимизации работы с электронной почтой, следует соблюдать следующие рекомендации:

  • - следует читать сообщения по мере их поступления. Так вы не пропустите важную информацию;
  • - необходимо сразу же отвечать на письма. Это одно из правил сетевого этикета. Так вы сможете оставить положительное впечатление о себе своему собеседнику. Ведь чем скорее решается какой бы то ни было вопрос, тем лучше;
  • - ненужные сообщения необходимо сразу удалять. Так же если вы не желаете получать письма от конкретного адресата, вы можете добавить электронный адрес в черный список, либо отметить письмо как «спам». В данном случае подобные письма будут приходить в специальную папку.
  • - важные сообщения можно сохранить, поместить в отдельную папку или отметить как «важные».

Большая часть компаний хранит все данные на серверах, принадлежащих данной компании. Это обеспечивает их сохранность и ограниченный доступ к ним. Однако некоторые пользователи предпочитают использовать еще и онлайн-хранилища, называемые «облако». Благодаря данной функции вы будете иметь доступ к определенным файлам с любого устройства (даже телефона) в любое время.

Интернет является важным источником профессиональной информации для секретаря, секретаря-референта. Этим работникам можно рекомендовать регулярно просматривать сайты, посвященные вопросам ДОУ. Сайт DOCFLOW (www.docflow.ru), выходящий под лозунгом "Все о мире электронного документооборота". По своей информационной насыщенности его можно отнести, скорее, даже к порталу.

Портал DOCFLOW представляет интерес как для организаций, только стоящих перед выбором системы комплексной автоматизации делопроизводства, так и для организаций, уже использующих современные компьютерные технологии.

На первой же странице сайта можно прочитать о примерах внедрения автоматизированных технологий работы с документами в той или иной отрасли, в конкретной компании, учреждении, предприятии. Удобно построен раздел новостей, рубрицированный по месяцам. Почти каждый день появляется информация о фирме, которая только что внедрила то или иное решение для автоматизации работы с документами, ту или иную программу автоматизированного делопроизводства. Тут же появляются новости о выходе новых версий, как программ автоматизации делопроизводства, так и других автоматизированных систем, выполняющих вспомогательные функции в офисе, таких как системы ввода бумажных документов, словари, системы хранения.

В разделе "Аналитика" можно найти различные материалы, подготовленные журналистами и экспертами разных компаний. Материалы отсортированы по тематике и размешены в нескольких подразделах. Выбрав в правом меню интересующий вас подраздел, вы получите доступ к полному списку имеющихся по этой теме статей: это ERP (Enterprise Resource Planning - управление ресурсами предприятия) и CRM (Customer Relations Management - управление взаимоотношениями с клиентами). Системы ввода документов, системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота; автоматизация финансовой деятельности, вопросы информационной безопасности; федеральные целевые программы; технологии управления данными, а также отдельный раздел "Для начинающих".

Специальный раздел, содержащий структурированный глоссарий, поможет разобраться в многочисленных аббревиатурах, используемых в помешенных на сайте материалах.

Еще один раздел портала, который секретари, интересующиеся новостями в области ДОУ, не могут оставить без внимания, - это раздел, посвященный конференции DOCFLOW. Портал содержит информацию о конференции.

Кроме собственно календаря, подраздел содержит страницу с анонсами предстоящих мероприятий, отчетами об уже прошедших конференциях и семинарах. На отдельную страницу вынесена информация об учебных семинарах. Однако такое деление семинаров достаточно условно, и искать интересующее вас приходится по всем страницам данного раздела.

Наиболее важной для практиков является информация об уже реализованных проектах автоматизации ДОУ, которую можно найти в подразделе "Проекты". Здесь в одном месте собрана информация о проектах, уже внедренных разными компаниями.

Отдельный раздел портала "Каталог" содержит упорядоченную информацию о компаниях, работающих на российском рынке автоматизации ДОУ, предлагаемых ими продуктах, а также проектах по внедрению систем, осуществленных с их участием.

В целом, учитывая частоту обновления материалов на указанном сайте, его можно рекомендовать к регулярному посещению всем секретарям, интересующимся вопросами автоматизации делопроизводства и организации работы с документами.

Компьютерная сеть создается для эффективного использования нескольких компьютеров, выполняющих обработку однотипной документации. Компьютеры соединяются в сеть с помощью кабеля (телефонного, коаксиального) или с помощью существующей телефонной сети. В некоторых сетях кабели не используются: компьютеры общаются с помощью радиосигналов и световых волн.

Компьютерная сеть позволяет использовать общие ресурсы, включенные в состав сети: программы, базы данных, периферийные устройства (дисковые устройства большой емкости, сканеры, принтеры и т. д.). В сети один компьютер большой производительности выполняет роль файлового сервера, управляющего передачей данных и разделением периферийных устройств. Остальные компьютеры являются рабочими местами компьютерной сети. Сервер осуществляет сбор и передачу информации в центральную базу данных, охватывающую не только управленческую, но и кадровую, бухгалтерскую документацию. Это позволит руководителю предприятия обращаться к документам секретаря-референта, бухгалтера и специалистов предприятия, выводить их на экран, проводить обработку документов, сводок, таблиц, обмениваться документами и сообщениями с сотрудниками предприятия и с партнерами-контрагентами (при наличии в компьютерной сети специальных устройств - модемов или факс-модемов).

Организации, расположенные в одном здании, устанавливают локальную компьютерную сеть (LAN). Когда сеть распространяется за пределы офиса, она называется глобальной компьютерной сетью (WAN).

Обмен электронными документами осуществляется при помощи электронной почты. Электронной почтой называют пересылку сообщений с компьютера на компьютер на электронный адрес, включенный в компьютерную сеть. Доступ в компьютерную сеть обеспечивает связка компьютер - модем - телефонная сеть - модем - компьютер. Адрес электронной почты должен иметь пометку E-mail. По такому адресу можно направить сообщение с компьютера одному или нескольким абонентам (адресатам) одновременно.

Электронная почта предоставляет пользователям следующие возможности:

  • - отправлять документы адресатам, входящим в автоматизированную информационную систему;
  • - получать подтверждения доставки документов по назначению;
  • - выводить на экран дисплея полученные документы;
  • - изменять и редактировать документы, хранить их в памяти ПК и пересылать другому лицу;
  • - распечатывать полученные документы в необходимом количестве экземпляров;
  • - отправлять документы одному пользователю или группе пользователей системы по списку;
  • - расставлять приоритеты, чтобы начинать работу с наиболее важной полученной корреспонденцией;
  • - составлять и "прикреплять" к документам резолюции, другие служебные пометки о необходимости тех или иных действий и сроках исполнения.

Электронная почта Интернет - это самая популярная и часто используемая услуга Интернет. Каждый пользователь сети Интернет получает при регистрации свой почтовый адрес. Электронная почта используется для ведения деловой переписки; для передачи сообщений; для ведения дискуссий с одним человеком или с небольшой группой людей по различным темам (можно подписаться на любую группу новостей Usenet).

Персональный компьютер предоставляет большие возможности для работы секретаря в организации. Позволяет сократить время для работы с документацией. От секретаря зависит также выбор программного обеспечения для работы, так как надо выбрать подходящие именно для этой организации, в которой работает. Интернет технологии позволяют сократить время доставки писем и различной документации до адресата, а также быстро связаться со своими клиентами, поставщиками и персоналом организации.