Научно-методическая деятельность.

Лазарева Ирина Александровна

Методические материалы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx35.01 КБ
Microsoft Office document icon plan_raboty_po_teme_samoobrazovaniya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Работаю в школе с 1990 года, в данной школе с 2003 года. Закончила в 1997 году ИПИ по специальности русский язык и литература  с присвоением квалификации: учитель русского языка и литературы.

 

Преподаю русский язык и литературу в общеобразовательной школе ЦО «Возрождение».  Считаю, что важным условием качественного образования  является методологическое, организационно-методическое, нормативно-правовое и материально-техническое оснащение учебного процесса. Главная цель школы – подготовка каждого ребенка  к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающей свою роль в окружающем мире. ( Из закона «Об образовании»).  Учителю русского языка и литературы удостоена особая роль – он формирует человека с точки зрения грамотности, литературного образования и воспитания человека будущего. В своей работе опираюсь на «Обязательный минимум содержания  основного образования по русскому языку и литературе для средней общеобразовательной школы».

 Я работаю в кабинете, оснащенном:

- комплектом ученической мебели;

-   магнитно-меловой доской;

- компьютером , мультимедиа, что позволяет использовать различные программы и мультимедийные пособия (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, изд. КиМ, 2005г и другие).

- необходимыми демонстрационными, иллюстративными материалами;

- набором пособий, справочников, хрестоматий ;

  -набором учебно-методической литературы для учителя.  

 

 

Обучение  русскому языку веду по программе Т.А.Ладыженской и М.Т.Баранова (Программы для общеобразоват. школ Русский язык. 5-9 кл., издательство «Глобус» 2008г). Данная программа ориентирована на языковое развитие учащихся, помогает овладеть речевой деятельностью: формирует умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, восприятия звучащей речи, учит  свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им  в жизни как основным средством общения. Важным моментом является то, что теория приближена к практике. В программе приведены в систему  умения по связной речи. Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: формирует умение говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; учит читать и говорить, соблюдая интонацию; ведется работа над орфоэпически  грамотной речью. В учебниках по данной программе  есть материал об ученых-лингвистах, словарные диктанты, различные виды словарей. Это предоставляет мне возможность делать выбор в организации познавательной деятельности и формировать интерес к предмету, позволяя  научить детей рассуждать, вести дискуссию, самостоятельно добывать знания.

В работе учитываю особенности предметного содержания преподаваемого учебного материала, определяемыми нормативными документами, регламентирующими содержание образования.  Все рабочие программы, составленные мною, соответствуют требованиям, предъявляемым к их содержанию и оформлению. В настоящее время я работаю с учащимися, обучающимися по различным нормативным документам:

 Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;

 Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;  

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/  

Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального  базисного учебного плана») http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/   http://mon.gov.ru/work/obr/dok/

Использую  методические пособия :

Русский язык:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе.-М.: Просвещение, 2003.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе.-М.: Просвещение, 2005.

3. Егорова Н.В. Поурочные разработки. 9 класс М.: ВАКО, 2005. 
4. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов ср. школы М.: Просвещение, 1991

5. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов ср. школы М.: Просвещение, 1991
6. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

7. Русский язык. Т.Н. Волынец, И.Э. Ратникова, Е.А. Тихомирова. Подготовка к тестированию .

8. Настольная книга учителя русского языка. «Астрель», М., 2003г. Справочно – методическое пособие.

Литература:

1. Золотарева И.В. Универсальные поурочные разработки по литературе в 6 классе.-М.: ВАКО, 2005.
2. Золотарева И.В. Универсальные поурочные разработки по литературе в 7 классе.-М.: ВАКО, 2005.
3. Литература: 7 класс.: Метод.советы/В.Я.Коровина. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2001.

4. Литература: 9 класс.: Метод.советы/В.Я.Коровина, И.С. Збарский – 2-е изд., – М.: Просвещение, 2003
5. Золотарева И.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс.4-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007.

6. Современные открытые уроки по литературе,8-9 класс, Ростов-на-Дону, «Феникс»,2003г, А.А.  Пустошкина,  Е.А. Филатова.

В целях повышения уровня обучения и воспитания учащихся регулярно анализирую свою педагогическую деятельность, выделяю её сильные и слабые стороны, ставлю новые педагогические задачи.

При отборе теоретического и практического материала для урока учитываю дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности  учащихся.
Используются и другие методические материалы, в том числе справочники, словари.

Рабочие программы по литературе    5,7, 9 класса  составлены в соответствии с программой В.Я. Коровиной, рекомендованной к использованию в методической литературе (Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 класы, М.: Просвещение, 2011г) По литературе 11 класса – в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений 5-11 классы, М.,Дрофа,2005г. Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой Допущено Министерством образования и науки РФ.

Данные программы способствует развитию у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни; воспитания высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся.

      Материалы учебников, методические рекомендации к ним, дидактические материалы, дополнительная литература по предмету обеспечивают компетентностный рост программного обеспечения. Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования.

Мной также определены задачи, позволяющие достичь поставленной цели:

  • эффективное построение учебного процесса,
  • применение современных технических средств обучения,
  • применение современных педагогических технологий, учитывающих особенности психофизиологического профиля и образовательные потребности учащихся;
  • привлечение школьников к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.

Как учитель русского языка  считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.            

Важнейшим средством достижения современного качества образования является использование современных педагогических технологий.

        Совершенствуя учебный процесс, в своей работе ищу новые приемы обучения и использую их в сочетании с традиционными. Стараюсь, чтобы каждый урок был результативным, а  достичь этого можно только при условии  привития учащимся стремления  к активной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, сужу о прочности его знаний.    Каждый свой урок стремлюсь проводить, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей «влюбить» их в свой предмет. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества.

 

Использование в работе  технологии критического мышления:

Анализируя различные технологии, которые можно уместно и удачно использовать на уроках русского языка и литературы, мой выбор остановился на использовании технологии критического мышления, так как вижу следующие преимущества:

- Критическое мышление позволяет  проанализировать  воспринятое, убедиться в его достоверности и правильности,  учесть вскрытые достоинства и недостатки, вскрыть возможные ошибки, дать оценку.  
Критическое мышление позволяет   ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

-Критическое мышление представляет  собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности.

-Эта технология  представляет ученику условия для осмысления материала и помогает ему обобщить приобретенные знания.

 - Стадия вызова позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать  ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

-Стадия осмысления позволяет ученику   получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.

- На фазе рефлексии не только учитель получает обратную связь, но и сами учащиеся закрепляют новые знания, перестраивают свои представления, включив в них новые понятия. Именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения.

Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении технологии критического мышления, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, ученики должны уметь просеивать информацию и сами принимать решения о том, что для него сегодня важно, а что нет. Дети  должны научиться критически и продуктивно оценивать тот информационный поток, который буквально сдавливает их со всех сторон.   Критическое мышление – это и есть  способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Плюсом данной технологии также является то, что формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком, также самостоятельное, ответственное мышление, убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения.

В процессе этой деятельности успешно применяю  и другие современные педагогические технологии (групповые технологии, проблемное обучение, использование информационно-коммуникационных технологий, технологию игровых методов, интегрированные уроки обучения). (Представляю один из уроков в приложении. )

Для реализации поставленных дидактических задач  пользуюсь различными формами и методами.

В работе использую следующие методы:

- практический (выполнение упражнений учебника);

- репродуктивный (анализ языковых единиц, построение предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов);

-объяснительно- иллюстративный (сообщение, чтение учебника);

- эвристический (устное словесное рисование, творческий пересказ);

- исследовательский (анализ языковых единиц разных уровней);

- метод устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности учащихся (объяснение, рассказ,  лекция, иллюстрирование);

- методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, языковой разбор);

-метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитически-синтетических упражнений, преобразование языкового материала);

- метод проверки и оценки знаний учащихся, навыков учащихся (диктант, лабораторная работа, контрольная работа, тестовая работа).

- метод работы по применению знаний на практике;

- метод выработки умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование, подбор синонимов, изложения, сочинения, монологическое высказывание);

- наглядные (иллюстрирование, демонстрация);

-проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации, решение частной лексической, грамматической задачи).



Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ

над методической проблемой (темой по самообразованию)

Ключевая цель методической работы: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в области определенной науки (учебного предмета) и методики его преподавания.

Индивидуальная тема: Приемы работы с текстом при подготовке к итоговой аттестации.

Когда начата работа над темой: 2011-2012 учебный год

Когда предполагается закончить работу над темой: 2013-2014учебный год.

Цель: исследование  приемов  развития речи учащихся при анализе текста.
Задачи самообразования:

  1. Подобрать и изучить теоретический материал по теме «Работа с текстом на уроках русского языка и литературы»
  2. Обобщить знания по технологии критического мышления , применяемые на уроках литературы и русского языка .
  3. Разработать систему использования приемов работы с текстом.
  4. Распространить  полученный опыт на ШМО, РМО или педконференции.

Объект исследования: развитие речи учащихся через анализ текста.
Предмет исследования: анализ текста как средство развития речи.
Гипотеза: если на уроках русского языка и литературы  регулярно проводить работу с текстом, можно подготовить к ГИА и ЕГЭ, привить навык работы с текстом (анализ).

Основные вопросы, намеченные для изучения:

  • виды приемов работы с текстом на уроках русского языка
  • виды приемов работы с текстом на уроках литературы;
  • систематическое использование теории критического мышления на уроках русского языка;
  • применение стандартных знаний и умений работы с текстом  каждого ученика в нестандартных ситуациях;
  • посещение уроков по развитие речи других педагогов;
  • разработка нестандартных уроков.

Этапы проработки материала.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Форма

представления

Диагностический

Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

Систематизировать  материалы  журнала «Русский язык  в школе» за последние 3 года по данной теме.

2011-2012 уч.г

Собеседования с коллегами, руководителем МО, методистом школы

Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

2011-2012 уч.г

Выступление на МО

Практический

Формирование методического комплекса.

Обновить дидактические средства обучения с учетом темы:             (таблицы, схемы, карточки, логико-структурные схемы и т.д.)

Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. (провести входную диагностику ЗУН учащихся с учетом темы по самообразованию (работа с текстом)

Внеурочная работа по предмету (открытый урок на декаде по литературе)                            

Корректировка работы.

2012-2013 уч.г

Открытые уроки, выступления на МО, конференциях

Обобщающий

Изучение опыта работы учителей региона по подобной теме: публикации в периодической печати, через  сайты и т.д.)

Изучение методической, психолого-педагогической литературы по теме :

1.Выготский Л.C. Избранные психологические исследования: Мышление и речь.

2. Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста  В книге «Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия»

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме.

Представление материалов.

2013-2014 уч.г

Творческий отчет

Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта.

2013-2015уч.г

Аттестация

 

Банк данных литературы по теме
 
«Работа с текстом»

№ п/п

Название

Автор

Издательство

Год выпуска

Методика преподавания литературы, в двух частях

Богданова О.Ю.

«Владос»

2004

Анализ художественного текста,

Ефимова Л.И

 Покровск

2003

Лингвистические знания – основа умений и навыков,

Злобина Т.А. 

«Просвещение»

1985.

Нетрадиционные уроки по русскому языку 5-6 классы

Крамаренко Н.О.

Волгоград, издательство «Учитель»

2003

Творческая лаборатория учителя

 Львова Ю.Л.

«Просвещение»

1985.

Русский язык: Изложения и сочинения

 Шипицына Г.М. 

 «Дрофа»

2007.

Изложения и сочинения с заданиями и ответами,

Шипицына Г.М. 

Просвещение,

1997.

 Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в 9 классе общеобразовательной школы

Степанова Л.С.

РЯШ,

2004г., №1

Тайна текста

Антонова Е.С

РЯШ,

2000г., №5

 Раздумья по поводу комплексного анализа текста

Никитина Е.И

РЯШ

2004,№9

Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации

Т.Ю.Угроватова

Просвещение

2007

Русский язык .Работа с текстом при подготовке к экзаменам 9 класс

Т.М.Пахнова

«Экзамен»

2010г

Принципы и приёмы анализа литературного произведения

Есин А.Б

Просвещение

1999.

Художественный текст на уроках русского языка

Пахнова Т.М.

РЯШ.

1993, №3. – С.31-38. 

Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды

Пахнова Т.М.

РЯШ.

2000, №4. – С.10-18. 

 Текст как объект лингвистического исследования. –. 

Гальперин И.Р

Просвещение

2001

  
 

  Текст в системе обучения русскому языку в школе

  Ипполитова Н.А.
 

  Просвещение
 

  
 
1998. 

  
 

  
 
 От текста к слову. Работа по развитию речи, обобщению и систематизации изученного при подготовке к зачетам, переводным и выпускным экзаменам

  
 
Пахнова Т.М

  
 
Газета «Русский язык»

  
2001  №17 ,

  
 

  
 « Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» (интернет-ресурс, )

  
 
Сорокопытова О.Г

  Размещение:
 
http://www.edu.ru

  
 

  
 

  
 
Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

  
 
Степанова Л.С.

  
 Просвещение

  
 
  2005.