Использование интерактивной доски во внеурочной деятельности по основам информатики

Ольховская Мария Валерьевна

Текст выступления на районном семинаре  для специалистов специальных (коррекционных) ОУ "Интерактивные технологии Smart Board: методические решения в практике коррекционно-развивающего обучения с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на семинаре174.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование интерактивной доски во внеурочной деятельности по основам информатики»

В школе-интернате № 31 Невского района Санкт-Петербурга обучаются дети с нарушенным слухом (преимущественно глухие), дети со сложным дефектом, дети с тяжелым нарушением речи, дети с кохлеарным имплантом.

Нарушение слуха у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых. У взрослого нарушение деятельности слухового анализатора приводит к проблемам устного общения. Нарушение слуха в раннем возрасте дополнительно влияет на ход психического развития ребенка, вызывает ряд тяжелых вторичных отклонений в развитии, прежде всего в формировании речи.

Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны, нарушение слуха препятствует естественному развитию речи; с другой — нормальное использование слуха находится в зависимости от уровня развития речи. Слуховое восприятие имеет решающее значение для формирования речи: невозможность полноценного слухового восприятия создает препятствия для овладения речью и вызывает нарушения речевого общения у ребенка. Отсутствие устной речи или значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи: понимание читаемого, передача собственных мыслей на письме. В свою очередь, недоразвитие речи служит препятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни человека.

Детям с ограниченными возможностями здоровья, которые оглохли в раннем детстве (до формирования устной речи), русский язык, как предмет, даётся очень трудно. Такую группу детей начинают обучать с помощью наглядного материала (картинок, фотографий, схем, таблиц, речевых табличек и т.д.). До появления в школе интерактивной доски на уроках приходилось использовать большое количество нарисованных или напечатанных изображений (картинок, плакатов, фотографий, таблиц и т.д.), которых некуда было прикрепить. Составление предложений это типичная задача на установление правильной последовательности. При выполнении данного задания у учащихся возникали сложности, связанные с перемещением речевых табличек на доске, в связи с недостаточно надёжным их креплением.

Методы преподавания с использованием интерактивных досок мало чем отличается от привычных (отличается только технологически) методов, что является немало важным при работе с глухими детьми или детьми, имеющим тяжёлые нарушения речи.

Внедрение интерактивных SMART технологий в сферу специального образования приводит к изменению самого процесса обучения. А разработка и дальнейшее использование электронных обучающих материалов для работы на интерактивных досках SMARTBoard позволяют сделать процесс обучения интересным и творческим, а также обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний. Так, например, на левой фотографии изображен фрагмент открытого мероприятия «Паспорт», где участвовали учащиеся из разных школ (класс для детей с умственной отсталостью и класс для глухих детей с умственной отсталостью). Учащиеся с помощью специального маркера расписывались на интерактивной доске. Они поняли, зачем и почему нужен паспорт гражданина РФ, а также о значении подписей. На правой фотографии изображён фрагмент занятия дополнительного образования «Слушай. Думай. Говори». Ребёнок, прежде чем, самостоятельно приступить к самостоятельному выполнению графических упражнений, знакомиться с особенностями программы, управляя не компьютерной мышкой, а пальцами руки или специальных цветных маркеров.

      

Интерактивная доска (ИД), независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных, что немало важно является при обучении нового или закрепления материала детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Подобная доска как раз реализует один из важнейших принципов обучения в школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой визуальной информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.). Дети могут не только смотреть какие-либо изображения и анимации, но и также их изменить. Например, передвинуть или изменить размер, цвет и т.п. На фотографии изображено индивидуальное занятие с ребёнком, имеющим сложный дефект. Мальчик с помощью кохлеарного импланта хорошо слышит, но в связи с индивидуальными особенностями не говорит (хотя многие звуки поставлены), не пишет (знает буквы, может срисовать слово), не дактилирует (имеет представление о дактилемах, мелкая моторика развита в пределах возрастной нормы), не использует жесты для глухих (не ощущает поотребности). Занятия с интерактивной доской позволили заинтересовать ребёнка к учебному материалу, а также появилась возможность хоть как-то проверить знания мальчика и усвояемость нового материала.

Использование ИД не является необходимым, но важным компонентом в развитии учащихся с ОВЗ, имеющих нарушение слуха, во внеурочной деятельности. В дополнении к этому, ИД может выступать, как средство для развития коммуникативной компетентности учащихся с нарушением слуха, т.к. хорошо известно, что применение визуальных образов способствует активизации внимания школьников и совершенствованию навыков аудирования и говорения. Также, у детей приобретается навык работы с интерактивными и компьютерными устройствами разной сложности. Работа с ИД даёт возможность сократить время на представление информации.

Отсутствие интерактивного взаимодействия не позволило бы в должной степени реализовать авторскую задумку.

Так, примером, внеурочного занятия может выступить положительный опыт проведения среди старшеклассников (10 и 11 классы) викторины «Информатика в физике», успешно проведенной учителями физики и основ информатики, получившим высокий балл внешних экспертов. Капитан  команды (девушка справа) представляет визуальный ответ, созданный посредством ИКТ (Microsoft PowerPoint и Smart Notebook)/

Интерактивные доски — это одно из лучших технических средств обучения для взаимодействия учителя с учениками. Работая с интерактивной доской, педагог всегда находится в центре внимания, обращен к обучающимся лицом и поддерживает постоянный контакт с ними.

Практика показала, что в процессе активного применения интерактивной доски на уроке повышается мотивация и интерес у обучающихся к обучению,  активизируется и повышается их познавательная,  мыслительная деятельность; повышается качество результатов деятельности.