Обучающимся ансамбля "Купелька"

Примак Марина Анатольевна

Воспитанникам и обучающимся фольклорного ансамбля "Купелька".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Фольклорная экспедиция.63 КБ
Файл uvazhaemye_vypuskniki.docx11.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация фольклорной экспедиции»

История собирания музыкального фольклора в России насчитывает более двухсот лет. За это время накопился большой позитивный опыт в этой области, обобщенный собирателями – практиками.

Основные задачи фольклорной экспедиции:

- учебная – данная задача способствует расширению и углублению знаний по музыкальному народному творчеству;

- профессиональная – заключается в выработке основных навыков работы фольклориста-собирателя;

- научная – собрать наиболее ценный для науки фольклорный материал, который может быть использован в исследовательской работе.

Для собирателя-музыканта, отправляющегося в фольклорную экспедицию, важно стремиться выявить и записать высокохудожественные произведения народного искусства, желательно в безупречном исполнении.

Особая ценность фольклорной экспедиции

Заключается в том, что, встречаясь с народной песней в среде ее бытования, участники наблюдают народную музыкальную культуру во всем ее естественном многообразии. Записывая не только пение, но и обряды, обычаи, танцевальные сценки и театральные действа, они сбирают интереснейший синкретичный фольклорный материал, позволяющий глубоко и правдиво воплощать его в своей исполнительской практике.

Одна из самых важнейших задач стоящих перед участниками фольклорной экспедиции, - это всестороннее обследование одной ограниченной местности с целью выявления как можно большего количества произведений народного музыкального творчества, принадлежащих, к различным жанрам и разнообразных по форме и художественному содержанию.

Может быть поставлена задача собирания песен, принадлежащих к одному определенному жанру, либо произведений народной музыки, исполняемых на тех или иных музыкальных инструментах- гуслях, гармошках, народных скрипках и т.д. Это ведет к более углубленному и многостороннему освоению того материала, который выбрал для своих поисков фольклорист.

Одна из интересных и важных задач фольклористики - собирание детского фольклора (игровых песен, закличек, прибауток, считалок и т.п.).

Также может быть поставлена задача поиска новых, современных песен, изучение современных форм бытования музыкального фольклора.

Музыкант может стать участником комплексной экспедиции, состоящей из филологов, диалектологов, этнографов, хореографов, художников.

О результатах экспедиции судят, прежде всего, по музыкальным и поэтическим достоинствам собранного песенного материала.

Выделяют три типа собирания песенного фольклора:

  • комплексное (выявление и фиксация фольклорного материала всех жанров);
  • тематическое (собирание рабочего фольклора, городского песенного творчества и т.д.);
  • жанровое (собирание произведений музыкального народного творчества одного из жанров).

Так же существует два основных метода собирания музыкального фольклора:

  • экспедиционный (участники выезжают на место проведения экспедиции);
  • стационарный

Формы экспедиционной работы и вопросы организации

и проведения фольклорной экспедиции.

При рассмотрение этой темы, прежде всего, необходимо разобраться в способах записи фольклора и разновидностях многомикрофонной записи, а так же в основных вопросах организации и проведения фольклорной экспедиции.

Существуют следующие способы записи фольклора:

  • Одноканальная запись – это простая запись с применением одного микрофона.
  • Многоканальная (многомикрофонная) запись – используется при необходимости точной нотации многоголосной фактуры. Суть ее заключается в том, что участник поет в отдельный микрофон, подсоединенный либо к одному из параллельно включенных микрофонов, либо к одному из каналов многоканального звукозаписывающего устройства.
  • В тех случаях, когда песню многоголосного склада знает и помнит один исполнитель, применяется способ выявления полифонической фактуры произведения методом последовательного наложения партий.
  • При отсутствии нескольких микрофонов используется «скользящий канал»: запись производится с помощью одного канала поочередно, по строфам, каждый раз с фиксацией того или иного голоса. Одновременно на другом аппарате записывается общее звучание.

Для успешного проведения экспедиции каждый участник должен быть ознакомлен с этикой собирательской работы:

  • Заранее узнавать о том, в какой деревне, поселке живут талантливые исполнители. В решении этого вопроса может помочь местная интеллигенция: учителя, работники культуры, а также любители фольклористы.
  • Не злоупотребляйте временем и физическими возможностями исполнителей. При выявлении у исполнителей знаний фольклора необходимо установить хороший контакт, расположить их к себе, направить беседу в нужное русло, чтобы они могли охотнее поделиться своим искусством. Успех зависит от многих причин – и от возраста и настроения исполнителей, и от умения собирателя, и от того, какая фольклорная традиция в данной местности сохранилась. При этом есть одно общее правило – непосредственную запись фольклора необходимо начать с просьбы к исполнителям спеть их самые любимые произведения. Здесь участникам может помочь экспедиционная тетрадь или вопросник. Необходимо также обращать внимание не только на редкие фольклорные тексты, но и на уже известные, записывать их в вариантах, не избегая при этом фиксации произведений, литературных по своему происхождению.
  • Записывать фольклор только в момент его исполнения. При этом необходимо следовать очень важному методическому указанию – нельзя прерывать информанта во время пения. Поэтому все вопросы задаются после исполнения произведения, даже если информант дает мало малоинтересный материал для собирателя.

При записи фольклора необходимо также добиться естественности окружающей исполнителя обстановки. И здесь многое зависит от того, сумеет ли собиратель доказать свою увлеченность фольклором и знанием его, сумеет ли создать непринужденность обстановки записи, сможет ли перебороть в исполнителе робость, которую он может испытывать при записи.

Для точности фиксации произведений необходимо фиксировать несенный текст. По исполнительским ситуациям они делятся на обрядовые и не обрядовые, по форме бытования – на песенные, прозаические, хореографические. Поэтому определенная трудность записи песен объясняется их жанровой сущностью.

Песни частые (плясовые, шуточные, сатирические) записывать трудно из-за быстрого темпа. Если в песне отсутствуют словесные повторы, прибегают к способу записи поэтического текста через строчку из двух следующих один за другим вариантов исполнения.

Если в песне используются припевные слова, почти без изменений переходящие из строфы в строфу, достаточно зафиксировать их один раз.

При записи песен протяжной формы необходимо записывать за певцами все мельчайшие элементы распевания песенного стиха, чтобы затем подтекстовать их под нотами.

Одним из методических приемов записи текста песен является ускоренная запись поэтического текста:

  1. подчеркивание повторяющихся слов и словесных оборотов.
  2. исключение повторяющихся разделов и строф.

 Также допускается сокращение часто встречающихся слов в тексте.

Вопрос об этике собирательской работы теоретически не представляет собой трудности. Но для успешного проведения фольклорной экспедиции необходимо помнить следующие моменты:

  • собирателю необходимо познакомиться с законами населенного пункта, с укладом жизни местных жителей, их привычками, правилами, убеждениями.
  • Внимательно и бережно относиться к установившемуся бытованию, функционированию и развитию народного искусства.
  • В поведении собирателей не должно быть суеты и шума, бесцеремонности и невнимательности по отношению к местному населению.
  • Собиратель не должен давать обещаний, связанных с разного рода моментами, касающимися дальнейшей жизни произведений, записанных от них.
  • По возможности установить и поддерживать дружбу с исполнителями на более долгий срок для сохранения в данной местности лучших песенных традиций.

Успешное проведение фольклорной экспедиции предусматривает тщательную подготовку, для этого необходимо:

  • Познакомить участников в лекционной форме с курсом «Методика собирания русских народных песен» с использованием аудио записей, сделанных в ранее проведенных экспедициях.
  • Пригласить на занятия детей, которые ранее учувствовали в экспедициях.
  • Решить организационные моменты, связанные с финансовым оснащением фольклорной экспедиции и формированием фольклорных групп.

Также необходимо объяснить участникам, что после экспедиции нужно подвести итог, главным из которых является собрание в архив переписанных и оформленных записей фольклора, а также оформление докладов.

Основные требования к записи песен и

оформлению собранного материала

При любой записи фольклорного произведения необходимо соблюдение следующих основных требований:

  1. Точность; она предполагает полную идентичность записанного текста тому, что услышал собиратель. Каждому собирателю необходимо при этом помнить о том, что он должен «добросовестно делать свои наблюдения, беспристрастно записывать факт, признаваться открыто в пробелах наблюдения, если недочет замечен уже тогда, когда его уже нельзя исправить, не прибавлять ничего от себя. Этнограф отвечает своим именем за каждое слово, которое через его посредство попадает в научный оборот» (Г.С.Виноградов)
  2. Сохранение некоторых диалектических черт. Основным признаком той или иной диалектической черты является ее поэтическая значимость. Следует также фиксировать ударения в диалектных словах и словах, отличающихся своим произношением от литературных норм, отсутствие которых может повлечь за собой изменение ритма и нарушить художественную форму произведения.
  3. Необходимо записывать все частицы и междометия, которые сопровождают основной текст. Они могут рассказать нам об исполнительской школе певца.
  4. Обязательна регистрация ремарок певца, они являются одним из проявлений реальной поэтической жизни фольклорного произведения. А.М.Астахова выделила три вида Ремарок: Пояснительные, повествовательные и лирические.

Важным моментом в достижении высокого результата фольклорной экспедиции. Является правильное оформление фольклорных записей и документации.

  • Запись текстов фольклорных произведений оформляется в зависимости от их жанровой принадлежности, с соблюдением членения текста на стихи, с выделением припевов, строф, запевов, строк и т.п.
  • Каждый текст строго паспортизируется.

Место записи __________________(область, район, село, деревня).

Год записи _____________________

Исполнители____________________ (Ф.И.О. год рождения)

Запись _________________________ (Ф.И.О. собирателя)

Нотация ________________________ (Ф.И.О. кто нотировал)

_______________________ (дата нотации)

 Также можно отдельной карточкой указать национальность информанта, возраст или дату рождения, место рождения, откуда родом его родители, образование, профессия, дата записи.

  1. Для систематизации материала, составления сопровождающих фольклорных записей и пояснений собирателям рекомендуют вести полевой дневник.

Итак, результаты окажутся ничтожными если они не будут должным образом оформлены и сданы в архив. База данных необходима для того чтобы ей можно было удобно пользоваться и учащимся и преподавателям.



Предварительный просмотр:

Уважаемые выпускники!

Используя информационно-коммуникационные технологии, подготовить курсовой материал по выбранной теме:

  1. «Белая неделя. Пасха»
  2. «Календарные праздники»
  3. «Духовные стихи для детей»
  4. «Традиционный русский костюм»
  5. «Презентация сольного произведения»
  6. «Сибирская песня»
  7. «Творчество казаков-некрасовцев»