Методическая разработка урока физической культуры

Щипакова Маргарита Петровна

Методическая разработка урока физической культуры "Ритмическая гимнастика" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПбАППО

     Кафедра : Физическая культура.

Проектное задание.

Тема проектного задания:

«Урок физической культуры в форме ритмической гимнастики»

    Новые технологии в преподавании физической культуры.

Автор: Щипакова М.П.

Учитель физической культуры

ГБОУ СОШ № 349

Санкт-Петербург

2016 г.

Учитель физической культуры  

ГБОУ СОШ № 349 Щипакова М.П.

.

   

 План.

1.Музыка как средство воспитания.

2. Организация  занятий.

3. Врачебно-педагогический контроль.

4. Содержание и методика проведения занятий.

5.Литература.

                                           

Введение.

      Реформа общеобразовательной  школы предусматривает широкое внедрение в режим дня учащихся различных форм физического воспитания.

       Одной из массовых форм занятий физкультурно-оздоровительной направленности является ритмическая гимнастика. Благодаря ее простоте и доступности форм, высокой эстетичности и эмоциональности, она стала популярной среди детей и подростков.

     Основная задача ритмической гимнастики -оздоровительная. Используя повторный метод выполнения упражнений до утомления, мы развиваем такие жизненно важные физические качества, как сила различных мышечных групп, а выполнение упражнений поточным методом длительностью от 15 до 60 минут способствует развитию выносливости.                       Проработка отдельных суставов во время занятий развивает их подвижность, а различные по форме и содержанию движения вырабатывают  ловкость и координацию, что способствует формированию и совершенствованию жизненно необходимых умений и навыков.

    На занятиях ритмической гимнастикой решаются задачи образовательные и воспитательные. При использовании музыкального сопровождения , развивается чувство прекрасного, чувство эстетического наслаждения.

Групповые занятие создают возможность для общения,  воспитывают чувство коллективизма, взаимопомощи, дисциплинированность, аккуратность и трудолюбие, способствуют воспитанию нравственных качеств, формируют сознание и поведение, которые отвечают современным требованием  школы

Все это делает ритмическую гимнастику мощным фактором в физическом развитии и духовном обогащении человека и особенно-подрастающего поколения.

Музыка  как средство воспитания

  Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания людей. Широкое использование музыки на занятиях гимнастикой является ее особенностью и существенно отличает от других средств и методов физического воспитания.

   Использование музыки на занятиях гимнастики содействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывается точность и выразительность, индивидуальную манеру исполнения упражнений.

    Воздействие музыки положительно складываются на эмоциональном отношений занимающихся, концентрирует их внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливает эффект выполняемых физических упражнений.

  Музыкальное сопровождение регулирует темп и ритм выполняемых упражнений, благодаря чему преподаватель получает возможность более эффективно руководить педагогическим процессом.                               Функциональная музыка оказывает сложное регулирующее воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, мышечную и другие системы организма, улучшает технику движений, стимулирует мышечную активность и проявление волевых качеств. Отмечается улучшение настроения, общего самочувствия, качество выполнения заданий, ощущается

легкость при выполнении движений, высокая работоспособность, при том не только на уроке

физической культуры, но и на следующем за ним уроки по другому предмету.

Упражнения под музыку способствует общему развитию организма и имеют четкую эстетическую направленность, воспитывая культуру и красоту движения. Упражнения должны отличаться простотой и доступностью,

сочетать движения рук, ног, туловища в определенном темпе, стоя на месте, при движение вперед-назад, вправо-влево. Упражнения под музыку представляют собой сочетание танцевальных элементов. Упражнения могут выполняться в быстром, среднем и медленном темпе. Под музыкальное сопровождение упражнения могут выполняться тогда, когда школьники делают их уверенно и красиво, свободно, не задумываясь. Упражнения под музыку способствуют улучшению и укреплению правильной осанки.  

Организация занятий.

    Для проведения занятий по ритмической гимнастике с детьми различного  школьного возраста необходимо помещение, отвечающее всем гигиеническим нормам, с хорошей акустикой и вентиляцией. Это спортивный зал. Дополнительными помещениями должны быть: раздевалки, душевые, комната для преподавателя, помещение для хранения спортивного инвентаря

      Для самоконтроля при отработке движений в зале хорошо иметь зеркало или зеркальную стену. Для ритмической гимнастики необходимо иметь соответствующий спортивный инвентарь: гимнастические стенки, скамейки, гимнастические маты,

гимнастические палки, набивные мячи разных размеров, скакалки, мячи, обручи и т. д.

    Важным и обязательным методическим компонентом является техническое оснащение -магнитофон.

     При комплектовании физических упражнений необходимо учитывать возраст и физическую подготовку школьников, относящихся к основной медицинской группе. При занятиях физическими упражнениями с детьми других медицинских групп ( подготовительная и специальная ) можно использовать отдельные средства ритмической гимнастики с учетом отклонений в здоровье занимающихся. Занятие можно проводить как в урочное, так и внеурочное время.

         

Врачебно-педагогический контроль.

Во время выполнений упражнений ритмической гимнастики проводится врачебно-педагогический контроль. В контроль могут входить следующие показатели: результаты опроса школьников о состоянии здоровья до и после занятий, наблюдение за обучаемыми в процессе занятий, определение физического состояния детей с помощью различных функциональных и тестовых показателей, регулирование тренировочных нагрузок с помощью разных простейших методов К примеру, при регулировании величины тренировочных нагрузок для школьников используется метод исследования пульса. Величина нагрузки и приспособление организма к работе определяется по физиологической кривой урока. Для этого подсчитывается пульс до начало занятий, в конце каждой части урока, после отдельных физических упражнений, в конце занятий и после них. На основании полученных данных графически изображается

физиологическая кривая урока. Она представляет собой восходящую линию, которая поднимается в основной части урока почти вдвое от исходной величины, с несколькими зубцами- при наиболее интенсивных упражнениях ( бег, прыжки, скоростно-силовых упражнениях) и снижается к концу урока. Незначительный подъем и затем ровная форма кривой свидетельствует о недостаточной нагрузке. Если пульс при отдельных упражнениях не достигает 130-140 ударов в минуту, то на тренировочный эффект рассчитывать нельзя. Резкое учащение пульса указывает на чрезмерную нагрузку.

Наблюдение за школьниками во время занятий дает возможность судить о степени их утомления по внешним признакам. Небольшое покраснение кожи, незначительная степень потоотделения, учащенное, но ровное дыхание, бодрое и четкое выполнение упражнений указывает на незначительное утомление. Значительное выражение этих признаков говорит об утомлении средней степени. Резкое покраснение или потоотделение, учащенное и аритмичное дыхание, нарушение координации движений, дрожание конечностей указывает на переутомление. Во всех случаях регулирования физических нагрузок учителю необходимо советоваться с врачом школы. Во время занятий по ритмической гимнастике у школьников необходимо воспитывать навыки самоконтроля: умение определить пульс, следить за осанкой, дыханием, весом тела, самочувствием и другими показателями. Учащимся рекомендуется вести дневник с записями всех данных поэтапного контроля.

 Учитель должен следить, чтобы одежда детей была чистой , удобной, не стесняла их движений. На ногах лучше иметь легкую, мягкую обувь, типа «чешек». При правильной организации занятий по ритмической гимнастике, медицинском и педагогическом контроле у

школьников должны наблюдаться: положительная динамика в пульсовых сдвигах, нормализация веса тела,

артериальное давление, увеличение жизненной емкости легких, мышечной силы, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты движений и других показателей.

Содержание и методика проведения занятий.

Все упражнения по ритмической гимнастике можно условно разделить на несколько групп:

       1.Строевые упражнения      

2.Специальные упражнения для согласования движений и музыки.

3.Ходьба, бег, прыжки.

4.Общеразвивающие упражнения

5.Упражнения художественной гимнастики

6.Танцевальные упражнения, ритмические танцы, пляски, музыкальные игры, элементы хореографии

7.Акробатические упражнения

8.Апражнения из других видов спорта.

На занятиях по ритмической гимнастике не обойтись без строевых упражнений. Они являются средством организации группы и целесообразного ее размещения на площадке. Строевые упражнения способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувства ритма и темпа, поднимает настроение, могут служить средством снижения физических нагрузок. Применяются различные строевые упражнения: построение, перестроение, передвижения, размыкание, смыкание.

Ходьба - хорошее средство для укрепления и развития мышц ног. При быстрой ходьбе нагрузка может значительно увеличиваться. Применяются следующие виды ходьбы: строевой шаг, ходьба на различных частях стопы, ходьба с высоким подниманием бедра, ходьба выпадами, приставными, переменными шагами и их сочетания.

 Бег - более динамичное упражнение по сравнению с ходьбой. В беге нагрузка на нервно -мышечную и особенно на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Можно использовать различные виды бега: с высоким подниманием бедра, захлестыванием голени, бег с поворотами.

Прыжки являются самым нагрузочным видом упражнений. Они способствуют развитию силы ног, скоростно-силовым возможностям школьников. Все упражнения в ходьбе, беге, прыжках могут выполняться с различными движениями головы, руками, туловищем, носить  танцевальный характер.

Общеразвивающие упражнения воспитывают разносторонние физические качества, формируют правильную осанку, подготавливают детей к овладению более сложных двигательных навыков.

ОРУ могут выполняться с предметами ( палки, мячи, обручи, скакалки) и без предметов.

Общеразвивающие упражнения разделены на группы по их воздействию на отдельные части тела человека: упражнения для мышц рук, плеч, шеи и туловища, для мышц ног, для мышц всего тела.

Большое место в ритмической гимнастике занимают упражнения из художественной гимнастики. Это пружинистые, плавные, волнообразные движения, взмахи, ходьба и бег, прыжки. Равновесия, повороты, упражнения с предметами и без них.

Упражнения художественной гимнастики характеризуются целостностью, динамичностью и носят танцевальный

характер. Они могут использоваться в период обучения школьников. Как отдельно, так и в сочетании с другими упражнениями - в комбинациях .

Танцевальные упражнения способствуют совершенствованию координации движений, воспитывают чувство ритма, развивают музыкальный слух, формируют правильную осанку. Сначала необходимо изучить элементы различных народных танцев. Приводим примеры танцевальных движений, которые можно использовать в играх под музыку, в ритмичных и характерных танцах: русский хороводный шаг, шаг притопывания, переменный шаг, шаг                          «припаданием», «ковырялочка».

Ритмические танцы по основе своей очень просты и могут решать задачи подготовительной и основной части урока.

Разносторонне влияют на организм школьников акробатические упражнения. Они способствуют развитию силы, быстроты, точности движений, устойчивости вестибулярного аппарата, совершенствуют функцию равновесия. Перевернутые позы помогают перераспределять кровь в организме человека.

На занятиях по ритмической гимнастике можно применять следующие акробатические упражнения: группировка, перекаты, кувырки, равновесия, мосты, шпагаты, простейшие стойки.

Все акробатические упражнения необходимо сначала выучить самостоятельно, а затем применять в сочетании с другими движениями, танцевальными элементами.

Так же могут быть использованы упражнения из других видов спорта. Упражнения легкой атлетики развивают амплитуду, динамику движений, своеобразно воздействуют на различные группы мышц.

Упражнения спортивных игр могут применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими движениями. Они развивают скоростные способности,

прыгучесть, укрепляют связки и мышцы стоп. Все упражнения по ритмической гимнастике можно выполнять как в подготовительной, так и в основной и заключительной части.

1.В подготовительной части урока решаются следующие задачи: повышения эмоционального уровня учащихся и функциональная подготовка организма к нагрузкам основной части урока.

Средства – комплекс упражнений, продолжительность которого 8-10 мин. Может включить 10-15 упражнений.

Упражнения выполняются с постепенным увеличением нагрузки. В начале в работу включаются мелкие и средние мышцы: руки. Плечевой пояс. Шея. Затем последовательно и постепенно упражнения для мышц туловища. Упражнения на растягивания. Заканчивается комплекс беговыми, прыжковыми или танцевальными упражнениями. ЧСС к концу комплекса при выполнении общеразвивающих  упражнений 120-130 уд. в мин.. , а при беговых. Прыжковых или танцевальных 140-160 уд. в мин.

Методические указания к проведению вводной части урока упражнения под музыку.

1.Нагрузка должна быть не выше средней. Количество повторений 4;8;16 раз. Упражнение выполняется в медленном и среднем темпе.

2. В комплексе надо включать упражнения по структуре направленности на подготовку к предстоящей работе, тех мышечных и суставных групп, которые будут нести основную нагрузку в основной части урока.

3.Упражнения, применяемые в комплексе, должны быть хорошо изучены уч-ся. При выполнении упражнении надо следить за осанкой занимающихся и качеством выполняемых движений.

2.Основная часть урока с исполнением упражнений под музыкальное сопровождение.

Основные задачи – повышение функциональных возможностей организма, развитие физических качеств.

Средства – упражнения, выполняемые в упоре присев, сидя, упоре лежа, лежа на спине, животе, лежа на боку с опорой на предмет, упоре на коленях.

Методические указания:

В основной части урока, особенно в старших классах можно было бы заниматься только ритмической гимнастикой. Однако это делать нежелательно, так как в школьной программе нет нормативов по ритмической гимнастике, за то в программе присутствуют требования по гимнастике, по легкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке. Для того, чтобы учащиеся ими успешно овладевали и выполняли их на уроке физической культуры, необходимо решить задачи обучения, повторения и совершенствования движений.

В основной части урока элементами ритмической гимнастики надо целенаправленно развивать отдельные мышечные и суставные группы или совершенствовать физические качества, т.е. применять специализированные комплексы продолжительностью до 10 мин. Это могут быть комплексы, направленные на укрепление «мышечного корсета». Развитие гибкости и подвижности суставов, повышение выносливости. Заканчиваются такие комплексы беговыми, прыжковыми или танцевальными упражнениями. ЧСС при выполнении комплекса 130-150 уд. в мин., а при выполнении бегового комплекса 140-180 уд. в мин.

Заключительная часть урока с использованием элементов ритмической гимнастики.

Основные задачи – снизить нагрузку, успокоить организм занимающихся, подготовить его к последующей деятельности.

Средства: Применяются упражнения на расслабления, растягивания, дыхательные упражнения, упражнения способствующие активному протеканию восстановительных процессов в организме занимающегося.

 

Методические указания: Необходимо включать ряд упражнений с закрытыми глазами, помогающих снять мышечное напряжение и способствовать полному расслаблению. Комплекс включает 3-5 упражнений продолжительностью 3 мин. После выполнения упражнений необходимо закончить урок (выполнить построение, подвести  итоги и дать домашнее задание).

Заключение.

Систематические занятие ритмической гимнастикой на уроках физической культуры позволяют повысить состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем, дают способность справиться с последствиями психологических стрессов и уменьшают подверженность депрессии, улучшают выносливость организма, повышают работоспособность, уменьшают отложения жира. Школьникам всех возрастных групп нравиться заниматься ритмической гимнастикой на уроках физической культуры.

Литература:

  1. Функциональная музыка на уроках физической культуры.

Издательство « Педагогика  «

2.Уроки  ритмики  в 3 и 4 классах.

3.Ритмическая гимнастика в школе.

(кабинет физического воспитания

методические рекомендации Ж.Е. Фирилева)

4. Аэробика : содержание и методика оздоровительных

занятий.