опыт работы по трудовому воспитанию

Чистякова Светлана Викторовна

 «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим. » В. А. Сухомлинский.

1.     Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История  трудового воспитания  в педагогике.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого и др.

К настоящему времени:

- определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.);

- выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова);

- рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова);

- исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).

Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, СМ. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).

А. В. Запорожец писал: "Центральным звеном всей этой системы (имеется в виду система всестороннего воспитания дошкольников), как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности".

На другую сторону воспитательного влияния труда на детей обращал внимание В. А. Сухомлинский: "Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим".

В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитание акценты должны быть перенесены на личностное развитие ребенка: какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность. Как при этом учитывать потребности и интересы дошкольника? Как, идя им навстречу, формировать у ребенка самостоятельность, активность, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом детского общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов?

Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий: создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на правах партнера, поощрение желания детей участвовать в совместной деятельности. При этом главная цель педагога - воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

 

 

 

 

2.     Психолого-педагогический портрет группы.

Данный опыт был внедрён в период с сентября 2009 по  май 2014 года, с детьми с младшего до старшего дошкольного возраста. Гендерный состав группы в течение внедрения опыта менялся и представлен  в таблице № 1.

Таблица №1.

Учебный год.

Мальчики

Девочки

2009-2010 первая младшая

             9

            11

2010-2011 вторая младшая группа

             6

            14

2011-2012 средняя группа

             6

            14

2012-2 013 старшая группа

             7

            12

2013-2014 подготовительная к школе  группа

             8

             12

 

image

Исходя из гендерного состава, строила свою работу по трудовому воспитанию с учётом потребностей девочек и мальчиков, подбирала мотивацию и виды деятельности, близкие по гендерной роли.

После прохождения адаптации, дети стали самостоятельнее, в младшем возрасте я развивала деловое сотрудничество ребенка и взрослого, создавала условия для развития навыков самообслуживания, знакомила с трудом взрослых из ближайшего окружения. Когда мои дети подросли,  у них развивалась самооценка, при этом дети продолжали в значительной мере ориентироваться на оценку воспитателя. В трудовой деятельности среднего дошкольного возроста  у детей я формировала потребность в уважении со стороны взрослого. Взаимоотношения со сверстниками в среднем возрасте характеризуются изобретательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим, исходя из этого, формировала умение трудиться вместе, сообща. Дети шестого года жизни начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинненость позиций в трудовой  деятельности. В подготовительной к школе группе, мои дети обладали  высоким уровнем познавательного и личностного развития, что сказывалось на выборе методов и приёмов в трудовом воспитании.

 В процессе работы по трудовому воспитанию ежегодно проводила мониторинг развития трудовых навыков и умений, развития интегративных качеств, который показывает положительную динамику. В таблице № 2 представлена динамика количества воспитанников с высоким и выше среднего уровнем сформированности трудовых навыков и умений.

Таблица № 2.

 

Начало года

Конец года

2009-2010 первая младшая

 25%

45%

2010-2011 вторая младшая группа

45%

55%

2011-2012 средняя группа

55%

71%

2012-2 013 старшая группа

71%

85,5 %

2013-2014 подготовительная к школе  группа

85,5 %

97%

 

image

3.     Педагогический опыт.

3.1.         Актуальность педагогического опыта.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. На основе этих первичных обобщений, возможно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Мои наблюдения за воспитанниками показали, что не все дошкольники трудолюбивы, многие из них относятся скептически к трудовым поручениям взрослых и воспринимают их, как одну из форм наказания за провинность. Дети слабо знают или не знают совсем о труде взрослых людей различных профессий. У дошкольников не сформированы нравственно-трудовые качества (настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до логического завершения, уважение к труженикам и бережное отношение к результатам труда). Именно поэтому мной была выбрана тема «Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых».

 В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствовует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в общественно-полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей людей осуществляется и в школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах. Причем основной целью этой подготовки является не узкое профессиональное обучение, позволяющее специалисту включиться в производство, а формирование активной, целеустремленной личности, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Ряд показателей трудолюбия:

- осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;

- готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду;

- адекватная оценка результатов деятельности;

- аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда  наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

3.2.   Теоретическая значимость.

Заключается в разработке содержания и форм взаимодействия воспитателя, воспитанников и семьи, которое предусматривает поэтапное формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых.

3.3. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Заключается в выработке новых стратегических подходов по взаимодействию воспитателя, ребёнка и родителей в вопросах  формирования  нравственно-трудовых качеств воспитанников.

 

 

3.4.         Технологичность представляемого педагогического опыта.

Данный педагогический опыт способствует повышению  качества образовательного процесса, делает взаимодействие участников образовательного  процесса  более увлекательным, эмоционально-насыщенным, результативным. В результате внедрения данного опыта воспитаниики овладевают основными культурными спосабами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах трудовой деятельности, обладают установкой положительного отношения к разным видам труда, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах трудовой деятельности, могут соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены при выполнении трудовых навыков, что позволяет сделать вывод о сформированности у детей предпосылок к учебной и трудовой  деятельности.

 Сообщения из опыта работы представляла на педагогическом совете МБДОУ детский сад №1:

- Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возроста " От семени до урожая"

 -Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возроста "Все профессии нужны, все профессии - важны"

  -"Продуктивная деятельность - важный фактор социализации детей дошкольного возроста"

  -"Формирование у детей нравственных качеств и трудовых навыков в соотвествии с гендерной принадлежностью"

Разместила методическую разработку проект " От семени до урожая" на образовательном проекте Маам.ru и стала участником ежемесячного конкурса «Лучшая методическая разработка».

На заседании РМО выступила с презентацией из опыта работы по реализации проектного метода с детьми «От семени до урожая».

На муниципальном этапе краевого конкурса «Воспитатель года Кубани-2013» представляла творческую презентацию из опыта работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных и трудовых навыков в соотвествии с гендерной принадлежнастью при выполнении конкурсного задания " Мой педагогический опыт".

3.5. Основные методы и средства,  используемые в  педагогическом опыте.

Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп.

Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. При этом у детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду.

Вторую группу составляют задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.

Третья группа задач направлена на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

Четвертую группу составляют задачи воспитания навыков организации своей и общей работы - умение готовить заранее все необходимое, убирать на место инструменты.

К пятой группе относят задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно.

Следует иметь в виду, что все намеченные задачи осуществляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс этих задач в педагогическом процессе осуществляются одновременно.

При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные:

-получить от взрослых положительную оценку своих действий;

- самоутвердиться;

-вступить в общение со взрослыми;

- принести пользу другим (общественный мотив).

Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5-7 лет ребенок способен их формулировать.

По своему содержанию труд  детей дошкольного возраста делится на четыре вида.

Труд  детей дошкольного возраста

Самообслуживание

Хозяйственно-

бытовой труд

Труд в природе

Ручной и художественный труд

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования  навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Если ребенок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.

В содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе:

- подготовка рабочего места перед началом рисования;

- уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игрушек, книг.

Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает
определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нуждаются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами.

Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются:

- труд по уборке помещения;

- мытье посуды, стирка и др.

Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд
имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.        

Хозяйственно-бытовой труд детей младших групп по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т. п. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься:

- уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель);

-уборкой участка (сгребать снег, убирать листья);

- принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста);

- в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.

Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сторону. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или в лифте. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом, воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.

Современный бытовой труд облегчает техника. Есть она и в дошкольном учреждении (пылесос, механическая щетка для мытья окон и др.) Дома в семьях многих детей есть стиральная и посудомоечная машины, микроволновая печь и др. Ребенок видит, как такой техникой пользуются взрослые. Полезно и детей приучать пользоваться бытовыми машинами. Дома ребенок может чистить пылесосом ковер на полу, наблюдать за работой стиральной машины. Нужно только обязательно познакомить детей с правилами безопасности и стараться не оставлять их один на один с техникой. Но под наблюдением взрослого и вместе с ним ребенок может, пользуясь техникой, заниматься хозяйственно-бытовым трудом.

Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.

 В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

В младших группах внимание детей привлекают к растениям и животным. Воспитатель организует наблюдения за животными и при этом старается поддерживать интерес малышей. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами.

Обязанности детей старшего дошкольного возраста значительно шире. И это понятно. Ребенок уже больше умеет, больше знает.

Труд в природе имеет свои особенности. Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.

Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результатпосеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужны особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого.

Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.

Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).

Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги,  картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию
фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людёй, создавая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении
представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

Отдельные элементы ручного и художественного труда
можно вводить уже в младших группахПри этом участие
взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик - в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной  деятельности.

3.6. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Содержание детского труда реализуется в разных формах организации.

 

Формы организации труда детей дошкольного возраста

Поручения

Дежурства

Общий, совместный, коллективный труд

Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности.

Трудовые поручения могут быть:

- по форме – индивидуальными, подгрупповыми, общими;

- по продолжительности - кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми;

Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.

Я широко использую во всех возрастных группах поручения, но в младшем возросте эта форма является ведущей в организации детского труда. В силу психологических особенностей дети младшего возроста недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию. Они не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, они часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия (они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата). Поэтому только во второй младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, я использую групповые поручения. Основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем; при этом ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

  В старших группах детского сада поручения продолжают играть большую роль, однако, важное значение начинают приобретать обязанности. Я привлекала детей к выполнению поручений, не входящих в обязанности дежурных, и к самообслуживанию. Особое место занимают поручения-задания, результат которых отсрочен во времени. Повышаются требования и к качеству выполнения поручений, они теперь носят общественный характер: помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада (завхозу, дворнику и др.), нуждающимся в их помощи.

Таким образом, поручения как форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста дают возможность мне повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу.

Важным педагогическим условием воспитания у детей положительного отношения к поручениям взрослых является формирование у них социальных мотивов деятельности ― мотив долга и ответственности перед взрослыми за выполнение задания. Добиться этого можно, повышая требования к детям, к их индивидуальной трудовой деятельности, усложняя поручения. Важна также оценка содержания этой деятельности.

Самым высоким критерием оценки выполнения трудового поручения является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих. Мне как педагогу очень важно умело поддержать первые ростки детской инициативы, когда ребенок по собственному побуждению включается в трудовую деятельность. Это важно для формирования у детей умения выполнять обязанности.

Для того чтобы поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие и служили действенным средством нравственного воспитания, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу: например, я планирую закрепить еще не прочные трудовые навыки ребенка, изменить его отношение к данной работе или познакомить с новым содержанием труда. Часто в практике я использовала  поручения, решающие довольно специфические задачи воспитания дошкольников. Например, ребенок не знает, чем заняться. Я давала другому ребенку вожжи и просила: «Спроси Андрюшу, не хочет ли он поиграть с тобой в лошадки».

Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами). Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия.  Я привлекала детей к помощи младшему воспитателю, когда она накрывает столы к еде, или  давала поручения, связанные с подготовкой к занятию или уходом за растениями, животными.

Начиная с 3 лет,  дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи (накрыть на стол). Вначале я «дежурила» с двумя детьми и каждому давала лишь одно поручение, например, Мише предлагала расставить хлебницы на тех двух столах, а Юле - на этих. Затем задание усложняла: один ребенок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой - разложить ложки. И наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскладывает приборы. И лишь научившись всему этому, мои дети осваиваивали умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно.

Трудно «привязать» каждый из описанных этапов работы с детьми к конкретному возрасту - все зависит от уровня развития у детей навыков совместной деятельности, трудовых навыков, а также систематичности данного труда в их практике. Я соблюдала эту последовательность и своевременно переводила детей с одной ступеньки трудности на другую.

 Обращала внимание на темп и качество выполнения работы. Иногда я или младший воспитатель подсказывали дежурным, как проявить внимание к товарищу («Сегодня у Люды день рождения, поставьте ей эту красивую чашку», «Давайте подумаем, чем мы сегодня обрадуем детей, - поставим цветы или разложим новые салфетки?», «Давайте сегодня расставим столы по-другому, чтобы все видели друг друга» и т.п.); поощряли желание дежурных придумать что-то интересное и приятное для всех.

Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредоточенности. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, я напоминю детям, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, я предлагала дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В группе размещалась доска дежурств, чтобы каждый знал о своих обязанностях.

Продолжительность дежурств была разной в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели. Это может быть разовое дежурство (на одно занятие), дневное, т. е. в течение дня дежурство по столовой или в уголке природы.

Общий, совместный, коллективный труд. Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме - общему, совместному, коллективному труду.

Данная форма организации труда детей прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально. Я не могла вводить в содержание общего труда то, что дети еще не умеют делать. Например, если дети не владеют умением правильно мыть игрушки, включать эту работу в общую деятельность нельзя, так как у  меня не будет возможности для индивидуального обучения.

Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Уборка помещения, участка, оформление групповой комнаты к празднику и др. - все это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем.

Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений. Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. Например, я предлагала детям навести порядок в помещении группы и распределяла обязанности: «Саша и Сережа, вы сложите строительный материал в коробки. Наташа и Лена, наденьте на кукол чистые платья. Мы с Димой и Олей будем протирать стульчики» и т. д. После окончания работы  обращала внимание детей на то, что каждый трудился хорошо и вот результат - в комнате стало чисто и красиво. При подобной форме организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за себя. Даже если одинаковое задание давала двум детям, все равно каждый выполняет его отдельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, - единая.

Трудовое воспитание дошкольников я осуществляла с помощью ряда средств:

1- собственной трудовой деятельности детей;

2- ознакомления с трудом взрослых;

3- художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду.

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей я формировала представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.

В работе с детьми я каждодневно  использовала пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогали мне в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому, в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С.Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества.

Читая детям художественные произведения о труде, я решала сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнавали о разных профессиях, у них появлялся интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формировалось отношение к ней, по крупицам складывался образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Правда, это может произойти лишь при условии, если я использовала художественную литературу как средство решения педагогических задач, сама убеждена в важности труда и наличии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умение сочетать чтение художественных произведений с организацией собственной трудовой деятельности и деятельности детей.

Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае - это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т.Яблонской), в другом - тихая, спокойная передышка («Ужин трактористов» А.Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В.Тропинина). Но труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками я рассматривала  такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого.

При обучении самообслуживающему труду я использовала рассматривание картинок. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий. Так же использовала специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию ботинок.  Показывала ребенку правильные приемы, знакомила с «маленькими секретами», облегчающими выполнение тех или иных действий (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху, тогда можно контролировать, что ты делаешь, видеть последнюю пуговицу и последнюю петлю и соединять их).

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не может осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности. В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.

Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся в детском саду, знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью я систематически знакомила родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста. В своей работе применяла разнообразные формы организации: родительские собрания: " Человек трудом красен" , круглый стол по итогам проектной деятельности " От семени до урожая", совместные выставки поделок:  «Что нам осень принесла», «Мастерская Деда Мороза», «Мамины умелые ручки», «Пасхальная акция» и другие. С удовольствием воспитанники наблюдают и пытаются помогать родителям во время ежегодных акция по  благоустройство территории. Мама Ильи А. провела с детьми мастер - класс по ручному труду оригами «Веселая лягушка» было интересно и весело, это очень заинтересовало детей и у них появился оживленный интерес, что не только педагог может складывать оригами, но их мамы. Мама Дениса Г. совместно с девочками провела мастер – класс « Волшебные корзиночки»  - поделки из соленого теста, детям очень понравилось, было интересно и познавательно. Теперь девочки с уловольствием обучают других ребят.

В своей работе я использовала новый метод работы - проектная деятельность с детьми. Первый проект - "От семени до урожая" -  я рахработала и реализовала  с воспитанниками   среднего возраста.. Исходя из моих наблюдений за детьми среднего дошкольного возраста я выяснила, что многие дети не любят овощные блюда, не знают о пользе овощей. Я разработала проект "От семени - до урожая", который максимально позволил обогатить знания и представления об овощах, их свойствах и пользе, развить связную речь, трудовые, творческие способности детей, знания о том, как растут овощи,  как ухаживать за ними, что необходимо для роста овощей.

   Великий педагог В.А.Сухомлинский писал что - труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает "все новую и новую красоту в окружающий мир".

 В начале работы над пректом мы беседовали с детьми с целью установления знаний воспитанников  о трудовых действиях по выращиванию овощей, о процессе выращивания, о разнообразии  овощей. В течении практического этапа по ввнедрению проекта  я проводила беседы на тему: "Для чего нужны нам овощи", "Разговор с семенем", "Как вырасла морковка"; мы с детьми рассматривали предметные и сюжетные картинки "Труд ребят на огороде", «Теплица», «На колхозном поле». После бесед мы с ребятами приступили к трудовой деятельности:  посеяли семена овощей на грядках детского сада,  дети испытали  огромную радость от труда, ведь они чувствовали причастность к тем людям, которые выращиваю продукты питания для других людей.  Затем мы с ребятами  следили за прорастанием наших овощных культур, ухаживали за грядками  (убирали сорняки, поливали, рыхлили почву).  Каждый ребенок был горд за успешно выполненое поручение. Осенью мы с детьми собрали урожай овощей, выращенный своими руками.  Лук, помидоры, морковь дети отнесли на пищеблок, кде повара обещали приготовить из овощей борщ.  Приняли участие в нашем проекте родители. Они совместно с детьми составили замечательные, интересные, познавательные рассказы об овощах и процессе их выращивания.  В конце нашего проекта мы  отправились к детям старшего дошкольного возраста, где состоялось совместное развлечение «Все овощи – в гости к нам!», на котором дети среднего возраста  представили свои  знания об овощах. Ребята средней группы рассказали детям старшей группы все, что они знают об овощах, читали стихи, разыграли  сценку  "Разговор овощей", играли все вместе в хороводную игру "Собери урожай". Встреча наша получилась очень интересная, познавательная, дети обеих групп были довольны совместным общением.

  Проект «Все профессии нужны, все профессии важны» я реализовала с детьми старшего дошкольного возроста. Цель  проекта: воспитание устойчивого положительного отношения к труду.

Задачи: 

- развивать у детей интерес и любовь к труду;

- поддерживать уважение и интерес к трудовой деятельности родителей, взрослых;

- воспитывать желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде, готовность  участвовать в  совместной трудовой деятельности;

 - привлекать родителей к совместной трудовой деятельности.

Воспитанникам был поставлен проблемный вопрос: «Что будет, если люди не будут трудиться?», чем  был вызван интерес у детей, прозвучало много разных ответов (не было бы машин, домов, техники, были бы все голодными). У ребят возник интерес к различным видам профессий, трудовым действиям, результатам деятельности. При ознакомлении детей с трудом взрослых использовала различные методы и приёмы. Рассматривание иллюстраций различных профессий, орудий и продуктов труда, дидактические игры «Подбери пару», «Играем в профессии» и др., рассматривание альбома «Все работы хороши», познавательный досуг «Встречи с интересными людьми», выставка фотографий родителей «Кем быть?», беседы, чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых, экскурсии - всё это расширило знания детей, способствовало формированию положительного отношения к труду.  При посещении медицинского кабинета, кабинета заведующего, пищиблока особо подчёркивала, что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо. Таким образом, в ходе ознакомления детей с трудом взрослых я стремилась раскрыть содержание работы людей разных профессий, показать последовательность трудовых процессов, результаты и значение труда.  Самое интересное для детей и родителей стало задание  изготовить альбом о профессии «Кем я мечтаю стать!». Родители откликнулись с удовольствием. В результате совместной с родителями деятельности, Рома К. принес альбом о враче - педиаторе; Давид У. -  о капитане дальнего плавания; Ваня Б. и  Сережа Б. -  о полицейском; Алена Б. - о парикмахере; Илья А. -   о водителе-дальнобойщике; Дарина И. -  о художнике; альбомы у всех получились интересными и красивыми, а совместная деятельность способствовала развитию детского интереса и интереса родителей к проявлениям своего ребёнка.  Я сделала вывод, что проектная деятельность дает положительный результат, и я буду продолжать использовать его в своей работе.

 

4.       Выводы.

Таким образом, при целенаправленной, планомерной   работе по трудовому воспитанию на этапе завершения дошкольного образования воспитаниики овладевают основными культурными спосабами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах трудовой деятельности, обладают установкой положительного отношения к разным видам труда, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах трудовой деятельности, могут соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены при выполнении трудовых навыков, что позволяет сделать вывод о сформированности у детей предпосылок к учебной и трудовой  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.       Литература.

Список  использованной  литературы:

•           Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2000.

•           Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.

•           Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. - № 4. - С. 168-179.

•           Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.

•           Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

•           Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. - 256 с.

•           Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.

•           Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. - 399с.

•            Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. - Минск, 1988.

•           Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с.

•           Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64с.

•           Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинца, 1983.

•           Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 2001. - 48с.

•           Мухина В.С. Детская психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 1985.

•           Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.

•           Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

•           Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. - М., 2003.

•           Практическая психология: Учебно-методическое пособие /Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С.В. Кондратьевой. - Мн.: Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997. -212с.

•           Практические занятия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1972.

•           Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. - 144с.

•           Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.

•           Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.

•           Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1993.

•           Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. -160с.

•           Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - С. 29-33.

•           Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Ярославль: «Академия развития», 1996.- 240 с.

•           Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. - Шадринск, 2007.

•           Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е.Точин. - Минск: Нар. аствета, 1982. - 96 с. - (Родителям о детях).

•           Труд и наблюдения в природе.- М.,1987.

•           Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.М., 1978. - 24с.

•           Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. - 4--е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 336с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.       Приложения.

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матрица проекта.

1       Название проекта «От семени до урожая»

2       Тематическое поле познание: трудовое, нравственное.

3       Проблема: необходимость расширения знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивания растений.

4       Цель: вовлечение детей с практическую деятельность по выращиванию овощных культур.

5       Задачи:

Обогатить представление детей об овощах (лук, морковь, помидор, свекла, огурцы и т.д.).

Обогатить словарь детей засчет обозначения качеств (вкуса, цвета, величины), а также засчет литературно-художественного слова (загадки, стихи, пословицы, приметы сказки).

Расширять знания детей о условиях роста и развитии растений.

Формировать навыки по уходу за растениями.

Воспитывать трудолюбие, коллективизм, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к своему труду.

Развитие мышления и логики.

6       Основные шаги по реализации проекта:

Оформление коллекции семян.

Составление альбома «Веселый огород».

Тематическая беседа о полезных свойствах овощей.

Знакомство с поэтапным выращиванием овощных культур.

Чтение и заучивание стихов об овощах, пословиц, поговорок о труде.

Совместная деятельность родителей и детей, составление рассказов об овощах.

Разучивание хороводных игр, дидактических игр, физминутки.

7       Описание продукта, полученного в результате реализации проекта:

Повышение знаний, умений, навыков детей об овощах

Рассказы детей об овощах

Альбом с фотографиями, рисунками, аппликациями

Подборка стихов, примет, пословиц, загадок.

8       Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

9       Основные участники: дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатель.

10  Интеграция образовательных областей.

Образовательная область

Содержание

Задачи

Труд

Трудовые поручения

Коллективная работа в огороде

Развивать желание участвовать в совместной деятельности, формировать необходимые умения и навыки в различных видах труда, закреплять умения выполнять различные поручения

безопасность

Беседы, рассматривание иллюстраций

Формировать элементарные представления о безопасных способах взаимодействия с орудием труда

познание

Составление рассказов, изготовление альбомов, выступление перед детьми группы старшего дошкольного возраста

Развивать исследовательскую деятельность, привлечь родителей к оформление результатов, создать условия для презентации

 

Наблюдение за ростом овощных культур, общение с родителями, беседы

Знакомить с овощами, расширять представления об овощах и их пользе, знание о выращивании и уходе за огородом.

Коммуникация

Составление рассказов об овощах и презентация из ребятам группы старшего дошкольного возраста

Развивать умения свободно общаться со взрослыми и со сверстниками.

Художественно-творческое развитие

Рисование, аппликация, лепка

«овощи на тарелочке»,

«засол огурцов и помидоров»

«корзинка с овощами»

«грузовик с урожаем овощей»

«полное ведерко с луком»

Удовлетворение потребностей самовыражения через разнообразие продуктивной деятельности

Чтение художественной литературы

Загадки, стихи об овощах, пословицы, приметы.

«огородники», «помощники», чтение сказки «мужик и медведь», театрализованное представление сказки «репка».

 

Социализация

Развлечения для детей старшего дошкольного возраста.

 

11. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта

12.Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:  Орудия труда, фотоаппарат средства для художественной деятельности

13.Планируемое время на реализацию проекта по этапам.

Этап

Содержание деятельности

Сроки

поисковый

Изучение методической литературы, посещение консультаций, собеседование с методистом, подбор материалов.

Июнь

Аналитический

Беседы (коллективная, индивидуальная) с детьми «Что мы знаем про овощи»

1.07-14.07

 

Практический

Работа в огороде, разучивание стихов, пословиц, поговорок об овощах, рисование, лепка, апплицирование, нетрадиционная техника рисования пластилином, обрывная аппликация.

Составление индивидуальных рассказов

14.07-16.08

презентационный

Сбор урожая, передача на пищеблок.

Выход детей с рассказами об овощах детям старшей группы.

Составление альбома рассказов

16.08-31.08

контрольный

Анализ проведенной работы и полученных результатов ( на педагогическом совете)

сентябрь

14.Организационные формы работы.

Формы работы

название

сроки

беседа

«разговор с семенем»

«какие овощи ты знаешь?»

«где они растут?»

«для чего нужны овощи?»

«зачем растениям води и солнце?»

Июнь

Июль

Август

 

Чтение, заучивание

Стихи, пословицы, рассказы.

Июнь

Июль

Август

Трудовая деятельность

Посадка

Полив и уход

Сбор урожая

Июнь

июль

август

Рисование, апплицирование, лепка.

«овощи на тарелочке»,

«засол огурцов и помидоров»

«корзинка с овощами»

«грузовик с урожаем овощей»

«полное ведерко с луком»

Июнь

Июль

август

Игровая деятельность

Дидактические игры

«что я съел?»

«угадай на ощупь»

«повар и урожай»

«Какой это сок?»

Хороводная игра «собираем урожай»

Сюжетно-ролевые игры:

«Овощной магазин», «мама готовит вкусный обед»

Июнь

Июль

Август

Составление альбома детских рассказов совместно с родителями

«Овощной разговор»

Июль

 

Презентация детских работ перед детьми старшей группы

« в гостях у овощей»

Август

Педагогический совет

Выступление с презентацией на педагогическом совете проектная деятельность «От семени до урожая»

Сентябрь

15.Форма проведения презентации: выход в гости к детям старшей группы с развлечением «В гостях у овощей».

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

   Матрица проекта

1.  Название проекта: "Все профессии важны, все профессии нужны"

2.  Тематическое поле познание, нравственность.

3.  Проблема: повысить интерес к труду, знать о значимости труда.

4.  Цель: 1.Продолжать знакомить детей с разными видами профессий

               2.Формирование трудовых навыков.

               3.Воспитание устойчивого положительного отношения к труду.

5.  Задачи:

-способствовать расширению представлений о разных видах труда;

-развивать у детей интерес и любовь к труду;

-поддерживать уважение и интерес к трудовой деятельности взрослых, родителей

-воспитывать желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде.

6.  Основные шаги по реализации проекта:

-Первоначальный анализ знаний детей.

-Знакомство детей с разными видами профессий.

-Наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы,рассматревание картин и иллюстраций, д/и игры, С.Р.И., конструирование, ручной труд

-Составление альбомов "Кем хочу стать!"

7.  Описание продукта, полученного в результате реализации проекта:

-Повышения знаний, умений, навыков детей при знакомстве с разными видами профессий.

-Рассказы детей о важности профессий.

-Альбом с фотографиями и рисунками детей.

-Подборка стихотворений о профессиях.

-Вид проекта: позновательно-исследовательский.

-Основные участники : дети старшего дошкольного возроста, родители, педагоги.

-Межпредметные связи

Раздел программы

Содержание

Задачи

Труд

Игры "Мамины помощники"

Ручной труд "вышивка",оригами

Развивать желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде, формировать необходимые умения и навыки в различных видах труда, закреплять умения выполнять различные поручения

безопасность

Беседы, рассматривание иллюстраций

Формировать элементарные представления о безопасных способах взаимодействия с орудием труда

познание

Наблюдения за трудом медсестры, продовца, кассира,парикмахера, врача, швеи, завхоза, повара.Беседы изготовление альбомов, выступление перед детьми  средней группы .

  Знакомить с профессиями, расширять представления о значимости.Развивать исследовательскую деятельность, привлечь родителей к оформление результатов, создать условия для презентации

 

 

 

Коммуникация

Составление рассказов о профессиях и презентация их ребятам  средней группы

Развивать умения свободно общаться со взрослыми и со сверстниками.

Художественно-творческое развитие

Рисование, аппликация,

«Мой папа на работе»,

«Почтальон Печкин»

«Мореплаватель»

«Кораблик»

«Автобус»,лепка: "Грузовик с урожаем","Самолеты","Корзиночки с ягодами из соленого теста"

Удовлетворение потребностей самовыражения через разнообразие продуктивной деятельности.Мастер-класс мамы Грищенко Дениса.

•         Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта

•         Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:  Орудия труда, фотоаппарат средства для художественной деятельности

13.Планируемое время на реализацию проекта по этапам.

Этап

Содержание деятельности

Сроки

поисковый

Изучение методической литературы, посещение консультаций, собеседование с методистом, подбор материалов.

Июнь

Аналитический

Беседы (коллективная, индивидуальная) с детьми «Что мы знаем о профессиях»

15.07-31.07

 

Практический

Чтение художественной литературы, стихов.Рисование, лепка, апплицирование, ручной труд.Составление с родителями индивидуальных рассказов.

31.07-23.08

презентационный

 

Выход детей с рассказами о том "Кем хочу стать" детям средней группы.

Составление альбома рассказов

23.08-29.08

контрольный

Анализ проведенной работы и полученных результатов ( на педагогическом совете)

сентябрь

14.Организационные формы работы.

Формы работы

название

сроки

беседа

"Что мы знаем о профессиях", "Для чего нужны профессии", " Любить труд на родной земле", "Что будет, если люди не будут трудиться", "Кому. что нужно для профессии"

Июнь

Июль

Август

 

Чтение, заучивание

В.Куприн "Отцовское поле"

В.Берестов "Лисица-медсестра"

И.Токмакова" Кем быть"

С.Маршак "Почта"

М.Родина" Мамины руки"

Июнь

Июль

Август

Трудовая деятельность

Посадка

Полив и уход

Сбор урожая

Июнь

июль

август

Рисование, апплицирование, лепка.

"Кем мой папа работает", "Кем хочу стать", "Грузовик","Авто-

бус", " Кораблик", "Самолеты"

Июнь

Июль

август

Мастер-класс мамы Дениса Г.

 

 

 

Мастер-класс мамы Ильи А.

"Корзиночки с ягодами"- из соленого теста.

 

 

Оригами-"Веселая лягушка".

Июнь

Июль

Август

Составление альбома детских рассказов совместно с родителями

«Кем хочу стать»

Июнь, июль

 

Презентация детских работ перед детьми средней группы(форма проведения презентации: выход в гости к детям средней группы с рассказами " Кем хочу стать"

« Встречайте гостей»

Август

Педагогический совет

Выступление с презентацией на педагогическом совете проектная деятельность «Все профессии нужны, все профессии важны»

Сентябрь