Открытые уроки по развитию речи

Шафикова Лилия Азатовна

Открытые уроки по развитию речи. Скачивайте. Может они кому-нибудь пригодятся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon levitana_mart.doc25 КБ
Файл chudo_zemli_khleb.odt18.77 КБ
Файл sochinenie_ot_imeni_tsvetka.odt21.52 КБ
Microsoft Office document icon v_golubom_prostore.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:



   III. Итог урока



Предварительный просмотр:

Тема: Подготовка к сочинению «Чудо земли — хлеб»

Цель:

  1. Учить отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и: основной мыслью.
  2. Учить пользоваться фонетическим, лексическим, синтетическим богатством языка. Развивать творческое воображение.
  3. Воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: репродукция картин А.А.Пластова, «Ужин трактористов», Т.Н.Яблонской «Хлеб», М.В.Данциг «Золото земли» и др. иллюстрации , детские рисунки, выставка хлебных изделий, плакаты, грамзапись «Русское поле» (муз.Я.Френкеля, слова И.Гофф)

Ход урока

I. Звучит песня «Русское поле» (грамзапись)

Учитель:        Мне сегодня приснилась Россия

                В покрывале из утренних рос

                Были очи её светло-синими

                И пшеничною россыпь волос.

                Шла Россия некошенным лугом

                Сквозь седой предрассветный туман.

                Вскоре солнце взошло алым кругом,

                Окунувшись в небес океан...

Издавна Россия — это не только милые душе березки, это поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы.

Открываем занавес на доске:

                Слава миру на земле!

                Слава хлебу на столе!

Сегодня мы подведем итог всей работы, которая предшествовала нашей теме «о хлебе» и подготовились к сочинению «Чудо земли — хлеб».

Будем готовиться по плану:

  1. Хлеб — всему голова
  2. Как хлеб на стол пришёл
  3. Цени и береги хлеб

- Без чего не обьходится ни один день нашей жизни, что мы каждый денб видим на своём столе?

  • Хлеб!

Выступления детей. (Чтецы)

Вносят каравай хлеба

1 ученик:

Вот он — хлебушко душистый,

с хрусткой корочкой витой.

Вот он.. теплый,, золотистый

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Хлеб, пожаловал, пришёл.

В нем — здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

 Уплетай за обе щёки

Вырастай богатырем.

2 ученик:

Пышный, мягкий, пропечённый

Подрумяненный слегка

Хлеб с горбушкой золоченной.

Шёл к тебе из далека

3 ученик:

Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род — веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдётся пахарь утром по жнивью,

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле!»

Ты вырастишь и через много лет

Опять сюда вернёшься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем тёплый хлеб на этом белом свете!»

- С чего начнем писать сочинение?

(каждый день на нашем столе хлеб....)

- Какими словами одарите хлеб?

(Подбираем слова, составляем предложения, записываем 2 -3 предложения)

II. Учитель

Хлеб - всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря , океаны, добывают нефть, газ в глубинах земли, а хлеб остаётся хлебом.

1 чтец:

Вот хлеб — высок, румян и свеж

Его ты ежедневно ешь:

Орловский , рижский, заварной,

Пшеничный любишь и ржаной.

Не забывай же никогда,

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под зерно,

Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если зной иль град?!

Их много всяческих преград -

Преодолеть нам суждено,

Запомни же, как дважды два

Народной мудрости слова:

«Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит».

И если ты не глух, не слеп,

Цени народный, трудный хлеб

2 чтец:

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели

Золотой простор бескрайний -

Там работают комбайны

Вот зерно течёт рекой,
Чтобы сделаться мукой

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Ешь его, расти и помни

В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

3 чтец:                                                        4 чтец:

а) Посеяли хлеб хлеборобы весною        б) «Дадим» - отвечают в цехах металисты

Созрел он и встал золотою стеною                Для хлеба машины мы сделаем быстро

И слышит страна: «За уборку пора!»        Но только нам нужен металл непременно

Для хлеба комбайны нужды, трактора».

в)»Дадим! - отвечают мартены-                г) Для хлеба с рудою спешат поезда

Нам только руду подавайте сюда!»                Для хлеба проложены рельсы дорог

д)Для хлеба идёт на гора уголёк.                е) Для хлеба (4 раза)

Для хлеба плотины на реках встают

И краны , и вышки до самого неба.

Учитель:

Когда за столом вы, ребята сидите,

То помните, кто для вас хлеб создаёт.

- Кто для вас хлеб создаёт?

(Рабочий, нефтяник, строитель, шахтёр, машинист, металлург, хлебороб, народ)

- Какой путь прошёл хлеб, чтобы придти к нам на стол?

(Высказывания детей,)

Составляют предложения и записывают 2-3.

- Как трудно заботиться о хлебе?

Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели хлеба веселей.

Хлеьные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Его расти научит любой весенний дождик.

А каждый весенний лучик раскрасит, как художник.

Обратить внимание на репродукцию картин. Наш земляк А.Пластов изобразил хлеборобов на своих картинах. Ульяновская область богата огромными пашнями, которые засеваются под хлеб.

III. Учитель:

А сколько «хлебных» примет родилось на нашей земле

а) Хлеб из рук выпадает — значит, гость спешит.

б) Ешь хлеб с плесенью — хорошо плавать будешь.

в) Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?» Те отвечали: «Не видим!». Тогда отец приговаривал: «Ну так чтоб и на следующий год так было!»

- Какие вы пословицы и поговорки о хлебе подобрали? Зачитайте.

IV.  Учитель:

Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово «жизнь!». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.

В годы войны в Ленинграде (Санкт-Петербург) хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зёрен. Потому, что эта коллекция была нужна для науки о хлебе. Она и теперь, эта коллекция, бережно хранится, только сейчас на Кубани, в исследовательском центре.

        Корочка хлеба, хлебная крошка

        Что это — много или немножко?

        Даже не верится нам с тобою,

        Что кто-то сорит этим чудом земли.

        Сердце за хлеб обливается болью,

        Когда он лежит в придорожной пыли.

Цени и береги хлеб! - это обращение ко всему человечеству.

(Высказывание детей).

Учитель:

Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе — душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина — это одни из самых святых слов для человека.

        К хлебу все имеет отношение-

        Русский хлеб причастен ко всему:

        К дружбе наций, к спутников движению,
        К миру, к правде, к счастью на Земле.

V. Обращение к гостям. Итог урока

        Если мы хотим кого-то

        Встретить с честью и почётом,

        Встретить щедро, от души,

        С уважением большим,

        То гостей таких встречаем

        Круглым, пышным караваем

        Он на блюдце расписном,

        С белоснежным рушником

        С караваем соль подносим,

        Поклонясь, отведать просим. -

        Дорогой наш гость и друг,

        Принимай хлеб — соль из рук!

  • (Хлеб — соль на вышитом рушнике)

Угощение гостям.

        



Предварительный просмотр:

Тема. Сочинение от имени  цветка

Цель:

  • дать исторические и теоретические знания об одуванчике,
  • познакомить с художественными описаниями  природы;
  • пополнить словарный запас детей;
  • развивать творческое воображение;
  • художественный вкус к слову;
  • воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование:

фотографии, иллюстрации, рисунки с изображениями одуванчиков, аудиозаписи альбома Т.И.Чайковского «Времена года», карточки с текстами художественных произведений об одуванчиках.

I. Организационный момент

        Дети слушают звуки леса, щебетание птиц, шуршание листьев, журчание ручья.

II. Постановка темы урока:

  • Какие звуки вы услышали?
  • Какое время года они напоминают? (весну, лето)
  • Где можно услышать эти звуки? (В лесу, на реке, на лугу)
  • Что можно увидеть, почувствовать весной? (потеплело, тает снег, текут ручьи, расцветают первые весенние цветы)
  • А какие цветы — угадайте
  • Золотой и молодой,

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова.

  • О каком цветке идёт речь?
  • Сегодня мы мысленно перенесёмся в весенне-летние дни: когда солнце бьёт в глаза, когда лёгкий ветерок ворошит нам волосы, не умолкают птицы и благоухают цветы. А всё потому, что сегодня  на уроке мы будем писать сочинение от имени одуванчика. Почему и как — об этом мы поговорим позже.

III. Работа по теме урока

  • Сейчас возьмите лист и запишите на середине листа печатными буквами слово «одуванчик». Начиная с первой буквы и кончая последней этого слова, придумайте «летние» слова и запишите их по вертикали. Например, первая буква «о». Какие летние слова начинаются с этой буквы? (отдых, облака, оса, огурец...)

        

о

д

у

в

а

н

ч

и

к

б

е

л

е

р

е

а

г

а

л

р

ы

т

б

б

й

р

н

а

е

б

е

у

о

к

а

и

к

в

к

р

з

а

к

о

о

а

о

у

к

л

ы

  • Пусть теперь каждый поделится своими словами. Понравившиеся слова одноклассников записывайте. Возможно, они пригодятся вам при написании сочинения.
  • Для того, чтобы писать от имени одуванчика, нужно всё о нём знать. А что вы о нём знаете?

Дети:

  • Одуванчик — полезное растение. В его стебельке содержится горькое молочко
  • Одуванчик цветут весной и летом. У них жёлтые цветки, которые позже превращаются в пушинки и разлетаются.
  • Из одуванчиков можно плести венки.

Учитель:

  • Действительно, одуванчик знает каждый. Этот неприхотливый цветок  встречается на лесных полянках и по обочинам дорог. Мы уничтожаем его на овощных грядках, считая сорняком, а между тем это очень ценное растение. Цветки, корни, листья используются в медицине для лечения различных заболеваний. Листья одуванчика можно солить на зиму, как капусту, а весной салат из листьев очень полезен и питателен. Ну а о варенье можно вообще не говорить, какое оно вкусное!
  • Представьте, что вы не знаете название этого цветка. Попробуйте его как — нибудь назвать..

На доске:        одуван

  • молочай

одуванник

летучка

пушица

молочник

пустодуй

  • Найдите самое необычное название
  • Самое поэтическое  название (пушица)
  • Самое весёлое название (летучка)
  • В переводе с венгерского «одуванчик» дословно означает «детковеночная трава», то есть трава, из которой дети плетут венки.
  • Про одуванчик существует много стихов и загадок. Послушайте и запишите слова для своего сочинения.
  • Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик,

Подрастёт — нарядится

В беленькое платьице,

Пышное, воздушное,

Ветерку послушное

Золотисто — жёлтый днём,

Он зелёный вечером.

Подожди неделю -

Станет белый — белый.

Ещё подождёшь -

Только лысинку найдёшь.

Одуванчик у дорожки

В пышной шапке,

С длинной ножкой,

Я нашла его в лесу,

Но с собой не унесу.

Лишь возьму его в букет,

Дунет ветер — шапки нет.

  • Прочтите слова, которые вы взяли на заметку

                Жёлтый сарафанчик

                Лысинка

                Пышная шапка

                Золотисто — жёлтый

                Беленькое платьице

                Белый — белый

                Пышное

                Воздушное

                Длинная ножка.

  • Красивые слова вы выбрали. А сейчас я расскажу легунду об одуванчике. Не забывайте дополнять новыми  словами свои листки.

Однажды Южный ветер увидел далеко в северных равнинах юную золотоволосую девушку и полюбил её. Каждый день он любовался золотыми волосами девушки и мечтал о встрече. Но он был робок и леноват и всё откладывал путешествие на север. А однажды утром он увидел, что побелели золотые косы девушки. Решил Южный ветер, что это брат его, Северный ветер, украл у него невесту и посеребрил её волосы. Горестно вздыхал Южный ветер, и от его вздохов белым пухом, словно снегом наполнился воздух, и юная дева навсегда скрылась с глаз. Так и не узнал Южный ветер, что не девушку любил он, не о девушке мечтал, а всё лето любовался золотым одуванчиком, который и развеял в поле своими вздохами.

  • Понравилась вам легенда?
  • Какие слова вы выбрали? Зачитайте

                Золотые косы

                Посеребрил

                Белый пух

                Словно снег

                Золотой одуванчика        

                Развеял

  • Посмотрите на иллюстрации, фотографии одуванчиков. Какие сравнения приходят вам в голову?

                Пушистая шапочка

                золотистый фонарик

                маленькое солнышко

                облачко земное

                цыплёнок

  • Давайте прочитаем рассказ карельского писателя Юрия Ленника, который так и называется  - «Одуванчик». А вы найдите новые сравнения

     Листья у одуванчика лежат на земле, расположившись по кругу. Из этого зеленого круга скоро подымется узкая трубочка — стрелка... Набрав задуманную высоту, одуванчик распускается: желтое колечко выкатывается на луг, залепляя зубчиками свой солнечный диск. Ведь, право же, одуванчик — как золотые часы. На его желтый циферблат часто садятся шмели ювелиры.

     Сейчас одуванчик всей сутью своей воплощает облик дня, образ солнца. А когда отцветёт, то появится в нем что-то лунное, серебряное. Как лёгок он и полупрозрачен. Издали в утреннем свете он кажется выточенным из дымчатого хрусталя, но на поверку хрупок и воздушен...

     Стебли цветка сейчас — как парашютная вышка: на тесной площадочке ждут - не дождутся своего часа опущенные семянки. Счастливого взлёта вам — одуванчики!

  • Сколько много красивых сравнений увидел писатель в одуванчике! Интересно, какие приглянулись вам?
  • Ребята, каждое растение — это живой организм. Цветы дышат, питаются, растут, размножаются, умирают. Только они не могут говорить, не могут подать звуковой сигнал, как животные. Давайте  представим себя на месте одуванчика.
  • Сядьте удобно, спинку выпрямите. Глубоко вздохните, а теперь закройте глазки. Всё ваше лицо отдыхает. Пусть покой стекает по плечам, струится по спине. Руки свободны, расслаблены. Пусть напряжение покинет вас. Расслабьте спинки. Вы чувствуете прекрасный покой!

                Вы цветок . Вы одуванчик.

                Ваша голова становится жёлтенькой чашечкой одуванчика, руки

        становятся длинными листьями, тело превращается в стебель. Под

         ногами в         почву  уходят корни. Ощутите это... Вы чувствуете ваши корни

         в земле, почву         вокруг корней.

                Солнце светит, всем приятно, теплые лучи проникают в вашу

        голову, в         вашу чашечку одуванчика...

                Вам приятно! Насладитесь этим!

                Вы, одуванчик, мысленно оглянитесь. Вы видете? Чувствуете?

         Другие  цветы? Насекомые? Бабочки? Птицы, люди  и животные? Что

        они для вас —          одуванчика?

                Пусть ответ сам придет, ваше внутреннее знание подскажет вам.

         Используйте своё время, чтобы постичь свои ощущения..

                Открываем глазки. Теперь ваша задача будет описать свои

        ощущения.

         Ведь мы пишем сочинение от имени одуванчика. Всё, что пришло или

        приходит вам в голову, то и пишите. Слова, которые вы записали раньше,

        вам          помогут.

  1. Написание сочинений

Одуванчик

 

Листья у одуванчика лежат на земле, расположив шись по кругу. Из этого зеленого круга скоро подымется узкая трубочка - стрелка... Набрав задуман ную высоту, одуванчик распускается: желтое колеси ко выкатывается на луг, залепляя зубчиками свой солнечный диск. Ведь, право же, одуванчик - как зо лотые часы. На его желтый циферблат часто садятся шмели-ювелиры.

Сейчас одуванчик всей сутью своей воплощает об лик дня, образ солнца. А когда отцветет, то появится в нем что-то лунное, серебряное. Как легок он и по лупрозрачен! Издали в утреннем свете он кажется выточенным из дымчатого хрусталя, но на поверку хрупок и воздушен...

Стебли цветка сейчас - как парашютная вышка: на тесной площадочке ждут - не дождутся своего часа опушенные семянки. Счастливого взлета вам, оду ванчики!

        



Предварительный просмотр:

Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе».

Задачи.

  • познакомить учащихся с творчеством художника, с историей создания картины;
  • формировать умение анализировать изобразительно-выразительные средства картины;
  • формировать коммуникативно-речевые умения по сопоставлению выразительных средств, используемых в различных видах искусства;
  • обогатить словарь учащихся лексикой, помогающей передать её настроение и основную мысль.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Вступительная беседа.

Давайте, представим, что мы входим в Третьяковскую галерею. Проходим один зал, другой, третий. И вот наконец мы видим большую, занимающую чуть ли не всю стену картину. Это полотно А. А. Рылова «В голубом просторе». Или, может, это не картина, а окно в мир, где царят свобода и вольный простор? Перед ней останавливаются и дети, и взрослые, настолько она притягивает взгляд. Попробуем и мы войти в мир, созданный художником Аркадием Александровичем Рыловым.

Аркадий Александрович Рылов - известный русский живописец.

Вырос он в городе Вятка на берегу широкой судоходной реки Вятка, притока Камы. Леса подступали тогда к самому городу. Вместе с двумя братьями Аркадий с детства приобщился к природе, полюбил её.

В 14 - 15 лет мальчиков уже отпускали в поездки по реке с ночёвкой. Незабываемы были эти дни беспредельной свободы, вечера у костра. А какое счастье нестись с быстротой птицы на парусах под свежим ветром! Какое ощущение простора, полёта!

Без таких впечатлений детства он не стал бы художником.

Рылов мечтал жить тихой, сосредоточенной жизнью, творить на природе. Никогда не расставаться с ней. Дома у него даже был кусочек леса: росли в горшочках берёзки, ёлочки, сосёнки, жили муравьи, ящерка, птицы. Каждую зиму художник скупал на рынке птиц; лечил их, если нужно было; держал в мастерской без клеток, а весной выпускал на волю. И птицы всё чаще становились героями его картин.

Однажды летом на Каме Рылов увидел двух летящих лебедей. Громадные белые птицы, пронзительно-голубое небо, рыжая вода - это видение заворожило художника. Он создаёт картину «В голубом просторе». Создавал он её в тяжелейших условиях, зимой, работая в промёрзшей мастерской в шубе и в валенках, растапливая остатками мебели печурку, чтоб только не замёрзли руки и краски, но трудности не пугали художника. Картина имела большой успех.

... Легко и свободно парят прекрасные белые птицы в пронзительно светлом голубом просторе. Вздыхают внизу сине-зелёные, тяжёлые морские воды. И нас словно обдувает свежим северным ветром, манит море, охватывает чувство свободы и простора.

III.        Беседа по содержанию картины.

Вспомните, что такое пейзаж. (Изображение природы.)

Где, в каких видах искусства мы встречали этот жанр? (В живописи, в литературе,)

-        Можно ли считать картину Рылова пейзажем? Что изображено на этой картине? (Да, это пейзаж. Здесь * дано изображение природы: небо, море, пустынный скалистый берег, гордые и прекрасные птицы.) Какое время года изображено на этом полотне? Что позволяет нам сделать такой вывод? ( Это весна: птицы возвращаются с юга домой, к северным берегам. Тёмно-зелёные морские волны кажутся ещё холодными, но в них уже отражаются, их просвечивают лучи солнца, скрытого за облаками. Рыжий берег пустынен, на нём видны последние остатки снега. Небо ярко-голубого цвета, как это бывает весной.)

Вспомните название картины. ( «В голубом просторе».)

Давайте поработаем над значением этого слова. Что значит «простор»? Значение в толковом словаре.

  1. свободное, обширное пространство;
  2. свобода, раздолье.

Подберите синонимы к этому слову и определения.

Простор

Раздолье

Даль

Щирота

Свобода

Воля

простор

широкий

вольный

бескрайний

безграничный

необозримый

необъятный

Как с помощью каких изобразительных средств создаётся здесь ощущение простора, широты? ( С помощью изображения безграничного неба и бескрайнего моря; с помощью изображения движения волн, птиц, корабля, их устремлённости к цели.)

Обратите внимание на формат полотна. Где на картине находится линия горизонта? Почему? Какое [ение создаётся у нас с помощью этого приёма? (Формат картины прямоугольный, вытянутый зонтали. Линия горизонта расположена ниже уровня глаз зрителя, она чётко обозначена границей  моря и неба и как бы повторяется несколько раз с помощью горизонтально вытянутых ?. Большую часть картины занимает небо. Это и создаёт ощущение простора. Мы смотрим на ы как бы с высоты птичьего полёта. Кажется, что мы летим вместе с птицами высоко над морем, над пустынной холодной землёй.)

Что изображено на переднем плане? (Лебеди летят навстречу солнцу.)

Давайте  прочитаем отрывок из стихотворения Владимира Алексеевича Гиляровского, посвященного г А. А. Рылова. Найдите имена прилагательные, характеризующие лебедей.

Камою жёлтою лебеди белые

Тянутся к северу, в тундры холодные,

Мчатся красивые, гордые, смелые,

Вечно могучие, вечно свободные!

С жаркого юга, лучами спалённого,

К озеру в тень под берёзы плакучие

Манят их радости «шума зелёного»

Свежестью бодрою, силой могучею.

Какие лебеди?

        Лебеди

        Белые

        Красивые

        Прекрасные

        Смелые

        Гордые

        Могучие

        Вольные

        Свободные

Что они делают?

        Лебеди

        Летят

        Тянутся        

        Мчатся

Куда летят лебеди? (Лебеди летят навстречу солнцу. Оно скрыто за облаками, но о его присутствии мы t догадаться по тени, падающей на птиц и облака.)

Где летят  лебеди? (Лебеди летят по небу, над морем.)

Давайте поговорим о цвете, характеризующем небо и море.

Какие краски  преобладают в картине?

Какое небо?

        Небо

        Голубое

        Ярко-голубое

        Синее

        Светло-синее

        лазурное

Посмотрите на море под птицами. Какое оно? (Море под птицами тёмное, и становится тревожно за прекрасных лебедей.)

Море        волны

Синее                тёмные

Сине-зелёное        неспокойные

Тёмно-синее       .        волнуются

Тёмное

Тревожное

Что мы видим на небе? (На небе облака.)

Какие они? А что они делают? Стоят ли на месте? ( Облака на картине живые. Они вместе с птицами летят навстречу солнцу.

Облака

Белые

 Пушистые

Живые .

 Движутся

Летят

Что ещё мы видим на картине вдали? (Берег и корабль, плывущий по морю.)

Какой вдали берег?

Берег

Скалистый

Пустынный

Рыжий

Покрыт остатками снега

 По морю плывёт корабль. Какой он? (Корабль тоже как лебедь в просторе. Его паруса похожи на перья в крыльях. Он стремится туда же, куда и лебеди, домой. Хочется оказаться на этом корабле среди начинающих бушевать морских волн и плыть вперёд с надеждой и уверенностью туда, куда так гордо несутся красивые белые птицы.)

Корабль

С белыми парусами

Освещен солнцем

 Одинокий

Какие цвета преобладают в картине? Почему художник назвал её «В голубом просторе»? (В картине два главных повторяющихся цвета - белый и синий со всеми его оттенками, они помогают построить композицию картины: сине-голубое небо - тёмно-синее море, белые лебеди и облака - белые паруса корабля. В правом нижнем углу - остров. Земля на нём коричневато-рыжеватого цвета. Но и он покрыт остатками белого снега.)

Какое настроение вызывает просмотр этой картины? (Радости, надежды, но к ним добавляется немного тревоги.)

            Выберите слова, характеризующие это эмоциональное состояние.
Радость        лёгкость

Ликование        счастье

Торжественность        надежда

Бодрость        свобода

тревога        раскрепощённость

Какие радости жизни хотел передать художник на этой картине? Приходилось ли вам испытывать что- либо подобное? (Радость голубого неба, ликование от свободного и быстрого полёта, счастье возвращения на родину, домой, ощущение лёгкости и бодрости от свежего ветра, дующего над морем.)

IV.        Составление плана сочинения.

  1. Голубой простор.
  2. Вольные птицы.
  3. Окно в прекрасный мир.

V.        Орфографическая подготовка.        

С чего можно начать сочинение?

-   Кому трудно, можно выбрать подходящее начало.

Перед нами картина А. А. Рылова «В голубом просторе». Передо мной необозримые дали картины А. А. Рылова «В голубом просторе». На картине художника А. А. Рылова бескрайний голубой простор.

VI.        Написание сочинения.