Методическая копилка

Новакова Лариса Александровна

Предварительный просмотр:

Тема: Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки Джаз и европейский симфонизм – неожиданный сплав.

Цель: доказать, что симфония, с присущей ей способностью обобщать, видеть единое в разном, даже противоположном, может сыграть важную объединяющую роль в современном мире музыки.

Задачи: 

  1. повторить истоки джаза;
  2. повторить особенности джаза;
  3. вспомнить, что такое «концерт»; «рапсодия»;

Оборудование:

  • компьютер,
  • интерактивная доска,
  • презентация
  • звукозаписи джазовой музыки.

Музыкальный материал: Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» (фрагмент); «Старый рояль» (фрагмент из к/ф); Я.Дубравин «Джаз».

Ход урока:

Вход в класс под музыку Я.Дубравина «Джаз»

У.:- К какому виду музыкального искусства принадлежит фрагмент, прозвучавший при входе в класс?

Д.: - к джазу

- Сегодня речь пойдет о джазовой музыке, корни которой уходят в народную музыку африканских негров, насильственно вывезенных в Америку и обращенных в рабство.

В 20-е годы 20 века в музыкальном искусстве происходит явление, казалось бы, невозможное: американский композитор Дж.Гершвин использует элементы джаза в произведениях крупной формы – концертах, симфониях, операх. В результате этого слияния появился симфоджаз.

  1. Рассказ учителя о Дж.Гершвине и его дджазовой музыке. /Показ слайдов из презентации/

Имя Джоржа Гершвина вам известно. В начальной школе мы слушали «Колыбельную» из оперы «Порги и Бесс».

Дж.Гершвин – первый американский композитор,музыка которого стала известна всему миру. Его талант был настолько многогранным и гибким, что смог объединить европейский симфонизм с джазовой импровизацией. Это было так неожиданно, что обратило внимание на себя всего мира.

Гершвин вспоминал о том, как в шестнадцатилетнем возрасте он замирал у одного из магазинов, где на старом механическом пианино звучали модные тогда регтаймы. Став композитором, Дж.Гершвин пишет джазовые лирические песни. Особенно он интересуется музыкой негров Америки. Для того чтобы лучше освоить из музыкально – ритмический язык,Гершвин поселяется в хижине среди негров. Изучает обряды, песни, танцы. Сидя между ними, подпевает, подыгрывает певцам. Композитор вскоре мог соперничать с любым из них. Своими знаниями и умениями композитор воспользовался при сочинении оперы «Порги и Бесс», в основе которой мысль о том, что черные заслуживают не меньшего уважения, чем белые. Опера отличается глубиной чувств, изобразительностью развития афро-американского фольклора. Это была первая опера в стиле симфоджаза. (слайд презентации)

Персонажи оперы «Порги и Бесс» отличаются удивительной жизненностью и правдивостью характеров. Безногий калека Порги чем-то похож на несчастного горбуна Риголетто – за безобразным внешним обликом таится чуткая, легко ранимая душа. Белый торговец наркотиками Спортинг – Лайф, обрисованный легкими танцевальными ритмами, своими циничными отношениями напоминает Герцога. Так, несмотря на то действие в операх происходит в разные эпохи, в разных частях света, общая идея противопоставления чистоты, человечности жестокому потребительскому отношению к жизни остается актуальной и поныне. Особенно важно, что злу белого торговца наркотиками противостоит доброта, мужество и оптимизмпредставителя бедного негритянского населения Америки. За свою антирасистскую направленность опера Гершвина была встречена резкими нападками ряда критиков. Дж.Гершвин был не согласен с мнением о том, что джаз является музыкой второго сорта. Он был уверен, что джаз сумеет обогатить европейскую симфоническую музыку.

«Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его функцию. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и основываться только на танцевальных ритмах. Я решил, насколько это возможно, разбить эту ошибочную концепцию одним ударом. Я слышал свою композицию, как музыкальный калейдоскоп Америки – наш кипящий котел, нашу многонациональную энергию, наши блюзы, нашу столичную суматоху», - говорил Гершвин о замысле создания своей «Рапсодии в стиле блюз». /Показ слайдов из презентации/

Это произведение на конкурсе «Что есть американская музыка» имела, по словамсовременников, «нокаутирующий» успех. Оно же положило начало новому направлению – симфоджазу – сплаву симфонической и джазовой музыки, который открыл новые возможности для многих композиторов. Гершвина сравнивали с принцем, который «взял Золушку (джаз) за руку и открыто провозгласил ее принцессой, вызывая удивление мира и бешенство завистливых сестер».

Гершвин еще долго подвергался нападкам критиков за то, что он, автор легкой музыки, взялся за сочинение «серьезной»

- Слушая музыку, обратите внимание, как будет сопоставляться, а иногда и объединяться негритянский джаз с европейским симфонизмом (легкая музыка с серьезной). Вы будете не только слушать, а смотреть и наблюдать за главными героями этого произведения.

Слушание:

  1. «Рапсодия в стиле блюз» Дж.Гершвина.

Разбор произведения:

  • - инструменты/оркестры/;
  • - лад, гармония;
  • Работа с музыкальным словарем /рапсодия, блюз/
  • Главный музыкальный образ
  1. Просмотр фрагмента музыки Д.Гершвина /музыкальные средства выразительности, инструменты джазового оркестра. Презентация и знакомство с джаз-оркестром Л.Утесова/

-слайд презентации . К какой из указанных сфер вы отнесли бы услышанную музыку?

        - В каком соотношении находятся в рапсодии элементы джаза и классической музыки: конфликтуют они, вытесняют друг друга или органично объединены?

- Сколько образов?

- В чем заключена лраматургия? ( Контраст джазовой музыки и симфонии, легкой и серьезной музыки.)

- Каковы особенности музыкального языка вступления? Что они напоминают?

- Какие элементы использовал Дж.Гершвин для построения 1-й части концерта? (Экспозиция – 1-я и 2-я темы; разработка, реприза – 1-я и 2-я тема. Гершвин избегал привычных форм,но основной принцип сонатно – симфонической формы сохранил – контраст двух образов).

Вывод: музыкальная культура наших дней, поражающая многоликостью, пестротой языков и стилей, мучительно стремится обрести устраненную цельность. Появление симфоджаза – подтверждение этому.

  1. Знакомство с песней «Старый рояль» из к/ф  «Мы из джаза»

Просмотр фрагмента из к/ф «Мы из джаза»;

О чем эта песня?

Можем ли мы назвать ее джазом? Почему?

Краткий анализ (острый ритм, паузы, активное произношение слов);

Разучивание по фразам ( работа над ритмом, дикцией)

  1. Итоги урока.

К какой области музыки относится джаз?

Какие разновидности джаза мы теперь знаем?

Назовите характерные черты джаза.