Методическое объединение учителей начальных классов в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Русанова Валентина Васильевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

СОГЛАСОВАННО        

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель

Директор МКС(К)ОУ

Методического объединения

«Специальная

учителей начальных классов

(коррекционная)

____________В.В. Русанова

общеобразовательная

Протокол № ___________

школа-интернат VIII вида»

«_____»______________20____г.

_____________И.В. Королева        

«_____»_______________20____г.        

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении предметных недель в начальной школе

1. Общие положения.

Школьные предметные недели в начальных классах проводятся ежегодно с целью повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов в рамках плана методической работы, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.

2. Задачи предметной недели:

  • совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий; апробация новых технологий, которые учителя используют в своей работе, новых форм организации школьного урока, внеклассного мероприятия;
  • вовлечение обучающихся в самостоятельную деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам.

3. Организация и порядок проведения предметной недели.

  1. Предметные недели в начальной школе проводятся не чаще одного раза в год в соответствии с планом работы школы.
  2. Предметные недели в начальной школе длятся 4 недели (1-я неделя – неделя окружающего мира; 2-я неделя – неделя логопедии; 3-я неделя – неделя русского языка и чтения; 4-я неделя – неделя математики).
  3. Тематика предметных недель определяется на заседании методического объединения учителей начальных классов в начале учебного года.
  4. Мероприятия должны соответствовать целям и тематике недели.
  5. Организатором предметных недель является методическое объединение.
  6. На методическом объединении учителей начальных классов назначаются ответственные учителя за проведение предметных недель.
  7. Участниками предметных недель являются:
  • все учителя начальных классов и учитель-логопед;
  • ученики начальной школы.
  1. В рамках предметной недели могут проводиться:
  • нетрадиционные уроки по предмету;
  • внеклассные мероприятия на параллели учебных классов и между параллелями;
  • общешкольные мероприятия для начальной школы;
  • коллективные творческие дела;
  • другие формы учебно-воспитательной деятельности.
  1. План подготовки и проведения предметных недель составляется руководителем методического объединения и утверждается заместителем директора по УВР не позднее, чем за 1 месяц до начала проведения предметных недель.
  2. При составлении плана недели учитывать:
  • занятость всех учителей начальных классов;
  • разнообразные формы проведения уроков и мероприятий;
  • составление четкого графика мероприятий с указанием даты, времени и ответственного, который подается заместителю директора по УВР за неделю до начала проведения предметных недель.
  1. Каждый ответственный учитель на основании общего плана предметных недель составляет свой план проведения предметной недели для соответствующих классов и предоставляет его руководителю методического объединения за 2 недели до открытия предметных недель.
  2. Каждому учителю начальных классов провести не менее одного тематического мероприятия.
  3. Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией: выставками творческих работ, конкурсами газет, листовок, плакатов, фотовыставками, книжными выставками и т.д.
  4. По окончанию предметной недели ответственный учитель предоставляет анализ проведения предметной недели руководителю методического объединения в течение 3-х дней.
  5. С целью обобщения опыта работы педагогов, создания методической копилки, учитель разрабатывает план-конспект урока  или мероприятия и сдает в течение 3-х дней после проведения предметной недели руководителю методического объединения.
  6. По окончании предметных  недель на заседании методического объединения учителей начальных классов проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.
  7. По итогам предметных недель заместителю директора по УВР руководитель методического объединения начальных классов сдаёт следующие документы:
  • план предметной недели;
  • планы или сценарии открытых мероприятий;
  • списки учащихся, отличившихся в ходе подготовки и проведения предметной недели;
  • анализ итогов предметной недели с указанием Ф.И.О. педагогических работников и учащихся для поощрения.
  1.  Поощрение учителей и обучающихся по итогам предметных недель:
  • за проведенные мероприятия на уровне школы и личный вклад в организацию, и проведение предметной недели учителям начисляются баллы при распределении стимулирующей части ФОТ;
  • по результатам проведенной недели учитель может быть награжден грамотой за высокий уровень организации и проведения предметной недели в школе;
  • отличившиеся при проведении мероприятий обучающиеся могут быть награждены грамотами за активное участие и достигнутые успехи на основе представления учителей начальных классов.


4. План предметных недель

Неделя/дата

Тема

Дни недели

Мероприятия

Ответственные

1-е, 2в классы

2-е классы

3-е классы

4-е классы

1-я неделя

Неделя окружающего мира

04.02.13-08.02.13гг.

Времена года

(1-2 кл)

пон.

Линейка. Открытие парада недели. Объявление плана недели. Оформление стенда. Конкурс рисунков. Открытие выставки «Природа-источник творческого вдохновения»

Рудовская О.В.

Черниюк Е.В.

Зюкова Т.В.

Маркова В.В.

Налетова Р.И.

Серебрянникова Г.П.

вт.

Конкурс загадок. Выпуск плакатов

Экология окружающего мира (3-4 кл)

ср.

Экскурсия на пришкольный участок. Занимательные уроки.

чет.

Мероприятие, подготовленное ответственным учителем

пят.

Линейка. Закрытие парада недели. Награждение.

2-я неделя

Неделя логопедии

11.02.13-15.02.13гг.

пон.

Линейка. Открытие парада недели. Объявление плана недели.

Дополнительные каникулы

Голубкова В.А.

вт.

Конкурс чистоговорок.

ср.

Конкурс по составлению связных рассказов

чет.

Мероприятие подготовленное ответственным учителем

пят.

Линейка. Закрытие парада недели. Награждение.

3-я неделя

Неделя русского языка и чтения

18.02.13-23.02.13гг.

«Сказки» (1-2 кл)

пон.

Линейка. Открытие парада недели. Объявление плана предметной недели. Оформление стенда, кл.уголков. Конкурс рисунков. Конкурс на лучшую тетрадь

Русанова В.В.

Черниюк Е.В.

Васильченко И.А.

Серебрянникова Г.П.

Кто много читает, тот много знает

(3-4кл)

вт.

Конкурс загадок (1-2кл). Проверка техники чтения (2-4 кл.)

ср.

Посещение библиотеки. Конкурс «Король и королева письма»

чет.

Мероприятие подготовленное ответственным учителем

пят.

Линейка. Закрытие парада недели. Награждение.

4-я неделя

Неделя математики

25.02.13-01.03.13гг.

Весёлая математики

пон.

Линейка. Открытие парада недели. Объявление плана недели. Конкурс на лучшую тетрадь. Разгадывание математических кроссвордов.

Расторгуева А.А.

Зюкова Т.В.

Васильченко И.А.

Маркова В.В.

Налетова Р.И.

вт.

Конкурс «Лучший счётчик»

ср.

Конкурс на знание геометрического материала

чет.

Мероприятие подготовленное ответственным учителем

пят.

Линейка. Закрытие парада недели. Награждение.




Предварительный просмотр:

 БЛАНК    ПРОВЕРКИ   РАБОЧИХ  ТЕТРАДЕЙ

Цель проверки:______________________________________________________________________________________________________________________

Критерий оценивания:  1балл - низкий уровень;  2  балла  – допустимый уровень;   3 балла  – достаточный уровень

Ф.И.О. учителя

Количество  учащихся

Соответствие количества тетрадей составу класса

Внешний вид

Выполнение  единого

орфографического режима

Объем

Качество проверки  

Индивидуальная работа с учащимися по итогам выполнения заданий

Итого

в %

Опрятность

Оформление

Почерк, аккуратность записей

 

наличие

дом.

зад.

кл.

раб.

периодичность

объективность  выставления оценок

внимательность

правильность исправлений

стимулирование

Баллы

%

даты

темы

полей внешней строки

красной строки

работы  над ошибками

Соответствие норме

Соответствие норме

Выводы: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Справку составил: _________________________         Дата проверки ____________



Предварительный просмотр:

Итоги успеваемости _______ класса

за _____четверть / полугодие  20___- 20___ учебного года

  1. Качество успеваемости

Кол-во чел в классе______

на «2»

на «3»

на «4»

на «5»

н/а

Кол-во чел./%

  1. Не аттестованные обучающиеся

ФИ учащегося

Предмет

Причина

Какая была проведена работа

  1. ФИ обучающихся испытывающих трудности связанные с учебой, причины неусвоения.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«___»_____________20___г.

                                                        _________/_______________________

                                                             подпись                       ФИО  кл.руководителя



Предварительный просмотр:

Типовая карта посещения урока

Дата посещения ______________________Учитель         __________________________________________________________

Предмет _____________________________Класс ____________Классный руководитель_________________________ На уроке присутствовали:________________________________________________________________________________

 Общая информация об уроке

1. 1. Причина посещения урока (отмечается одна из причин)

 плановое посещение;

 внеплановое посещение (указывается причина внепланового посещения)._____________________________________

1. 2. Цель посещения урока (отмечается одна из целей)

 знакомство с учителем;

 комплексное наблюдение за работой учителя;

 наблюдение за работой учителя в связи с определенной проблемой или решением определенной задачи (указывается проблема или задача)                 ;

 наблюдение за работой класса, отдельных учеников;

 диагностика затруднений учителя;

 диагностика затруднений класса;

 контроль (указывается форма контроля)         ;

 подготовка к аттестации;

 аттестация;

 психолого-педагогическое наблюдение;

 другое (указывается цель посещения)                 .

1. 3. Общая характеристика урока

1.3.1. Тема урока:         .

1.3.2. Место урока в системе уроков         .

1.3.3. Тип урока         .

1.3.4. Цель урока         .

1.3.5. Задачи урока         .

1.3.6. Оборудование и наглядные пособия, использованные на уроке (в том числе использование доски)__________________________________________________________________________________________.

1.3.7. Контроль и оценивание умений, знаний и навыков учащихся         .

1.3.8. Работа с тетрадями учеников         .

2. Краткий конспект урока с комментариями, замечаниями, рекомендациями

Этап урока, его

краткое содержание

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Комментарии, замечания,

рекомендации

3. Анализ урока

3.1. Исчерпанность темы

 исчерпана полностью;

 исчерпана не полностью;

 практически не исчерпана;

 не исчерпана.

Замечания, рекомендации         .

3.2. Степень реализации цели урока

 цель реализована;

 цель реализована не полностью;

 цель не реализована.

3.3. Степень выполнения задач

 задачи выполнены полностью;

 все задачи выполнены частично;

 выполнены не все задачи;

 задачи не выполнены.

Замечания, рекомендации         .

3.4. Характер отбора содержания материала урока

 научность, значимость теоретическая;

 значимость практическая;

 логичность;

 соответствие возрастным и интеллектуальным возможностям учащихся;

 доступность;

 наглядность;

 дифференцированность;

 привлекательность;

 другое (указать, что).

3.5. Характеристика форм работы

 соответствие цели, задачам и содержанию;

 разнообразие;

 сменяемость;

 чередуемость;

 другое (указать, что).

3.6. Логичность композиции урока

 композиция урока логична;

 в композиции урока имеются нарушения логики;

 композиционная логика отсутствует.

Замечания, рекомендации         

        .

3.7. Развивающая характеристика урока, развитие устной речи школьников

        .

                

3.8. Психологическая характеристика урока (психологический климат занятия)

Параметры оценки

+

+/-

-

?

Разнообразие приемов психологического воздействия и стимулирования активности учащихся

Разумное соотношение нагрузки на память и мышление

Разумное соотношение воспроизводящей и творческой деятельности

Разумное соотношение знаний «в готовом виде» и их самостоятельного поиска

Разумное соотношение побуждения учащихся к деятельности и корректного принуждения школьников

Педагогический такт учителя

Психологический климат в классе

Рабочее самочувствие учителя на уроке

Рабочее самочувствие учащихся на уроке

Учет возрастных и психофизических особенностей отдельных учащихся и класса в целом

Другое

3.9. Анализ домашнего задания

По объему

По содержанию

По форме

Примечания,

замечания

 соответствует нормам

 перегруженное

 недостаточное

 только на ближайший урок

 несколько уроков вперед

 на всю тему (блок, раздел)

 только репродуктивное

 только продуктивное

 репродуктивное + продуктивное

 связано только с пройденным материалом

 перспективное

 связывает пройденный материал с материалом следующих уроков

 не связано с материалом ближайших уроков

 только устное

 только письменное

 устное + письменное

 одинаковое для всех учащихся

 дифференцированное по сложности

 дифференцированное (предоставлен выбор самим учащимся)

 с индивидуальными и групповыми заданиями

4. Оценка урока

4.1. Оценка урока учителем (самооценка)        

        .

4.2. Замечания и предложения

Замечания

Предложения, рекомендации, пути решения проблем

Порядок работы с картой. Хранение и использование карт

1. Каждый посещенный урок фиксируется в карте посещения урока.

2. Карта заполняется в течение урока и сразу после его окончания, а также перед началом обсуждения урока с учителем.

3. Обсуждение урока с учителем опирается на материалы карты.

4. Все карты хранятся у руководителя школьного методического объединения или заместителя директора школы, курирующего работу данного учителя. Их материалы могут быть использованы в ходе собеседований с директором школы и его заместителями, а также при аттестации педагогических кадров.

5. Материалы карты не могут быть достоянием педагогов школы кроме как с личного согласия учителя, чей урок зафиксирован в ней.

Примечания

1. Руководитель школьного методического объединения может разработать предметное приложение к карте, если возникает необходимость учета специфики того или иного предмета, например, работа с картой на уроках географии, анализ проведения лабораторной работы на уроках по предметам естественнонаучного цикла и т.п. Заполнение приложения не отменяет необходимости заполнения типовой карты в полном объеме.

2. Содержание данной карты может быть пересмотрено в конце учебного года с учетом пожеланий и рекомендаций различных специалистов.

Пояснения к карте посещения урока (для руководителей школ, методистов, старших учителей, учителей-наставников)

Типовая карта посещения урока состоит из четырех частей.

В первой ее части представлена общая информация об уроке. В нее заносятся основные данные о посещенном уроке и его основные характеристики. Пункт 1.3.7 (контроль и оценивание умений, знаний и навыков учащихся) заполняется в свободной форме и подразумевает фиксацию тех приемов, форм контроля и оценивания, которые использовал учитель, а также определение «достаточности» и объективности выставленных оценок.

Вторая часть карты представляет собой конспект посещенного урока. Посещающий сам определяет степень подробности конспекта, т.е.:

• фиксировать ли ему только основные этапы урока;

• фиксировать основные этапы с особым вниманием к одному или нескольким этапам;

• детально конспектировать ход всех этапов урока.

Комментарии, замечания и рекомендации могут быть вписаны как по ходу конспектирования урока, так и после его окончания.

Третья часть — это анализ урока с опорой на основные общепедагогические и дидактические категории. В большинстве случаев они представлены в анкетной форме и сопровождаются «окном» для замечаний и рекомендаций. Посещающий урок сам определяет объем и форму этих замечаний (рекомендаций), но краткая их фиксация необходима для выявления того, в каком направлении вести работу с учителем и как педагог преодолевал выявленные сложности или исправлял недочеты. Пункт 3.7 (развивающая характеристика урока, развитие речи учащихся) заполняется в свободной форме, т.к. напрямую зависит от специфики преподаваемого предмета. Вместе с тем обращаем особое внимание методистов, что все без исключения дисциплины школьного курса должны решать задачу формирования культуры устной и письменной речи. Пункт 3.8 (психологическая характеристика урока) оценивается табличным способом: «+» — положительная оценка по указанному параметру, «+/» — оценка в целом положительная, но имеются незначительные недочеты, «-» — имеются значительные недочеты по данному параметру, «?» — посещающий урок затрудняется оценить его по данному параметру или данный параметр не может быть оценен в связи со спецификой определенного урока, темы, раздела, класса и т.д.

Четвертая часть карты включает в себя общую оценку урока учителем (самооценку) и оценку урока тем, кто его посещал. Перед началом обсуждения урока целесообразно предоставить слово учителю для его самооценки, основные выводы которой следует внести в карту. Анализ самооценки учителем урока в ряде случаев помогает выявить «поле проблем», возникающих в работе педагога, и наметить пути решения этих проблем. В раздел 4.2 «Замечания и предложения» заносятся четко сформулированные рекомендации и пути решения проблем, например, пересмотреть планирование уроков по данному разделу курса, обратиться за консультацией к психологу по вопросу…, ввести в качестве обязательного этапа урока… и т.п.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды и методы контроля знаний учащихся Руководитель МО начальных классов: Русанова В.В. 1 Муниципальное казенное специальное ( коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г.Троицк 2013г.

Слайд 2

Контроль знаний - это выявление соответствия сформированного объема знаний учащимися требованиям стандарта или программы, а также определения уровня владения умениями и навыками. Словарь методических терминов Э.Л . Азимова и А.И. Щукина. 2

Слайд 3

3 Цели контроля знаний и умений: диагностирование и корректирование знаний и умений ; учет результативности отдельного этапа процесса обучения; определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Слайд 4

4 Виды контроля

Слайд 5

5 1. Предварительный контроль Обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета. Функциональное назначение предварительного контроля заключается в том, что учитель имеет в виду изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала , т.е. проверка здесь играет диагностическую роль: установить, в какой мере сформированы у учащихся умственные возможности для полноценного восприятия нового учебного предмета. А в начале учебного года — установить, что сохранилось и что "улетучилось " из того, что изучалось школьниками в предыдущем учебном году. На основе данных предварительного (диагностического) контроля учитель строит (конструирует) изучение нового материала , предусматривает повторение, организацию межпредметных связей, актуализирует знания, невостребованные до того времени.

Слайд 6

6 2. Текущий контроль Проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недо­статки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности , внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости .

Слайд 7

7 3. Тематический контроль Проводится по завершении изучения большой темы ( например: о творчестве писателя (литература), о Великой Отечественной войне (история отечества), о галогенах (химия) и т.п .). Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета . Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Слайд 8

8 4. Итоговый контроль Проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год : за I, II, III учебные четверти и в конце года. Функциональное назначение — выявление результатов определенного этапа обучения. Оценка уровня подготовки обучаемых в этом случае производится с помощью зачетов по разделам программы, экзаменов или тестов. Цель — оценка работы учащихся после прохождения всего учебного курса. Одна из важных сфер осуществления итогового контроля — аттестация выпускников образовательных учреждений . При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Слайд 9

9 Виды контроля ( В зависимости от специфики организационных форм) 1 2 3 4 5

Слайд 10

Методы контроля – это способы деятельности педагога и учащихся, в ходе которых выявляются усвоения учебного материала и овладения учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками. 10

Слайд 11

11 Методы контроля 1 2 3 4 5 6 Более подробно рассмотрим методы устного и письменного контроля

Слайд 12

12 1. Метод устного контроля - требует устного изложения учеником изученного материала , связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как: беседа , рассказ ученика, объяснение , чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте . Типичные ошибки в применении методов устного контроля проявляются в следующем: не всегда учитель обеспечивает должную полноту контроля, проверяет лишь фактические знания и редко выявляет знания мировоззренческих идей .

Слайд 13

13 2. Метод письменного контроля - дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы , определить направление для индивидуальной работы с каждым. Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными: диктанты (технологические и др.), сочинения , ответы на вопросы, решения задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных ответов, рефератов . Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разноуровневым , отличающимся по степени сложности, вариантам. Отметим особенности таких форм письменной проверки, как самостоятельная работа, контрольная работа, диктанты, тестовые задания.

Слайд 14

14 2. Метод письменного контроля Самостоятельная работа Самостоятельная работа – небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Главная цель - проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой . Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления , автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой . Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально.

Слайд 15

15 2. Метод письменного контроля Контрольная работа Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле. Цель - проверка знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Контрольная работа оценивается отметкой .

Слайд 16

16 2. Метод письменного контроля Диктант Диктанты широко используются для текущего контроля . С их помощью можно подготовить учеников к усвоению и применению нового материала, к формированию умений и навыков, провести обобщение изученного, проверить самостоятельность выполнения домашнего задания. Для диктантов подбирают вопросы, не требующие длительного обдумывания, на которые можно очень кратко записать ответ.

Слайд 17

17 2. Метод письменного контроля Тестовые задания Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.

Слайд 18

18 Требования к организации контроля знаний В.А. Сластенин установил следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся: индивидуальный характер контроля , требующий осуществления контроля за работой каждого учащегося; систематичность , регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся; разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функции контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам; всесторонность , заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы; объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя; дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета, отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий в соответствии с этим применения различных методик и педагогического такта; единство требований учителей , осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.

Слайд 19

19 Литература Агальцов В.П. Контроль знаний – доминирующая составляющая образовательного процесса //Информатика и образование. – 2005.- №2.- С. 94-96. Алтаниус . Психолого-педагогические основы контроля в учебном процессе. - М .: Алтаниус . - М.: Изд-во МГУ, 1978. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991. - С. 86. Контроль качества и оценки в образовании. - М., 1998. Методы и формы контроля //Педагогика: большая современная энциклопедия. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед . вузов: В 2 кн. – М.: Владос , 1999. Формы проверки школьных достижений // Оконь В. Введение в общую дидактику. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательными системами - М.,2004.- С.266-294. Шамова Т.И., Третьяков П.И. Управление образовательными системами. - М., 2001.-С.183-189.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья» 1 Учитель начальных классов: Русанова В.В. г.Троицк 2013г. Муниципальное казенное специальное ( коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Слайд 2

2 Типология семей по уровню социальной адаптации Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке педагога. В случае возникновения проблем, им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы. Семьи групп риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания с большим напряжением своих сил, поэтому педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи. Неблагополучные семьи , имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны педагога. Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа педагога и ОУ с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а так же органами опеки и попечительства.

Слайд 3

3 Для достижения успеха родителям и педагогам необходимо: осознать, что только общими усилиями семьи и школы можно помочь ребенку; помнить о том, что ребенок – уникальная личность; в родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь; педагогам – воспитывать в детях безграничное уважение к родителям; родителям – внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах класса; педагогам – учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни класса; родителям и педагогам – проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей; регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

Слайд 4

4 Чтобы способствовать успехам в школе детей с ОВЗ, школа и педагоги могут: а) стать педагогами для родителей – научить, как обрести надежду на успех в отношении обучения ребенка; показать, что достижение успеха в учебе цениться в семье высоко: создать в доме благоприятные условия для учебы; б) общаться с родителями – информировать родителей о делах школы; организовывать личные встречи, обмен мнениями, собрания, конференции; в) привлекать родителей к помощи – создавать в классах родительские группы поддержки для проведения классной и внеклассной работы.

Слайд 5

5 Цель взаимодействия с родителями - объединение усилий педагога и родителей в процессе обучения и воспитания ребенка, повышение психолого-педагогической компетентности родителей, ликвидация неконструктивного родительского отношения к своим детям, принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком.

Слайд 6

6

Слайд 7

7



Предварительный просмотр:

Типы и структура уроков

(на основе - Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. // Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горский и др. – М.: Академия, 2000)

Любой урок имеет особенности, отличающие его от другого по своим конкретным задачам и содержанию. Но работа на каждом уроке предполагает ряд этапов: сообщение нового материала, закрепление, повторение, проверка и контроль, учебные домашние задания и т.д. Дидактическая задача урока является  основанием для выделения основных типов уроков:

  1. вводный
  2. урок сообщения новых знаний
  3. урок обобщения и повторения знаний
  4. урок закрепления знаний
  5. комбинированный
  6. контрольный

Структура урока – определённое соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих решению поставленных дидактических задач.

Тип урока

Основная характеристика типа урока

Этапы урока

Урок сообщения новых знаний

       Главная часть данного типа урока - объяснение нового материала. Закрепление играет вспомогательную роль и проводится преимущественно с диагностическими целями.

  1. Организация начала урока
  2. Постановка цели и задач урока
  3. Подготовительная работа к объяснению нового материала (проверка домашнего задания, актуализация знаний учащихся)
  4. Объяснение нового материала
  5. Первичное закрепление нового материала
  6. Итоги урока, оценка знаний учащихся
  7. Задание на дом

Урок закрепления знаний

       Урок тренировки воли, работоспособности, самостоятельности учащихся. Основная часть – практические задания, тренировочные упражнения, самостоятельная работа учащихся. Успех урока во многом зависит от подбора упражнений с учётом особенностей данного класса.

  1. Организация начала урока
  2. Проверка домашнего задания
  3. Постановка цели и задач урока
  4. Закрепление учебного материала
  5. Итоги урока, оценка знаний учащихся
  6. Задание на дом

Урок обобщения и повторения знаний

         Одна из особенностей заключается в том, что учитель сам объясняет мало, а преимущественно руководит и направляет познавательную деятельность учащихся. Это особенно важно для коррекции таких форм мыслительной деятельности учащихся, как обобщение, абстрагирование, выявление закономерностей на основе отдельных фактов, явлений

  1. Организация начала урока
  2. Проверка домашнего задания
  3. Постановка цели и задач урока
  4. Подготовительная работа к обобщению и систематизации знаний
  5. Обобщение и систематизация учебного материала
  6. Итоги урока, оценка знаний учащихся
  7. Задание на дом

Урок комбинированный

      Каждая часть урока имеет равноценное значение. Такое сочетание разнообразных форм работы на одном уроке делает его достаточно эффективным, так как  помогает преодолевать однообразие, стимулирует и активизирует познавательную деятельность учащихся.  

  1. Организация начала урока
  2. Проверка домашнего задания
  3. Постановка цели и задач урока
  4. Объяснение нового материала
  5. Закрепление  и повторение изученного учебного материала
  6. Итоги урока, оценка знаний учащихся
  7. Задание на дом

Урок вводный

       Осуществляется подготовка учащихся к восприятию новых знаний, на этом уроке систематизируются уже имеющиеся у учащихся знания по данному вопросу.

  1. Организация начала урока
  2. Постановка цели и задач урока
  3. Систематизация имеющихся у учащихся знаний
  4. Итоги урока
  5. Задание на дом

Урок контрольный

     

  1. Организация начала урока
  2. Объяснение цели проверки и инструкция по проведению работы
  3. Проверка готовности учащихся к выполнению работы
  4. Ознакомление с содержанием контрольного задания и способами его выполнения
  5. Самостоятельная работа учащихся
  6. Предварительное подведение итогов