Доклад

Климкович Екатерина Владимировна

       Быть готовым к школе уже сегодня —
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе — значит
быть готовым всему этому научиться.
Л. А. Венгер

 

   Кажется, еще вчера ваш малыш играл в песочнице, а сегодня уже бодро рассказывает стихи и бегло считает до двадцати  и обратно. И у Вас , уважаемые родители, возникает вполне законный вопрос: «А не пора ли ребенку в школу?». И уже недалек тот день, когда  будущее первоклассники переступят порог школы. Есть важные моменты, на которые стоит обратить внимание , чтобы помочь ребенку подготовиться к новой жизни .Существуют  критерии, которые позволяют адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школе. Я хотела бы подчеркнуть, что речь идет о готовности ребенка не к обучению вообще, а к обучению в школе со всем комплексом ее учебных и вне учебных нагрузок.

  

     Что такое готовность ребенка к школе? Каждый родитель понимает это по-своему. Для одних - это умение ребенка читать, писать , считать (таких родителей большинство), для других- желание ребенка быть послушным и выполнять все требования взрослых, для третьих- способность сосредотачиваться на определенном деле, для четвертых- простое желание  ребенка идти в школу. И каждый родитель по-своему прав!

 Опыт работы  показывает, что наибольшие трудности в первом классе  испытывают отнюдь не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, у кого отсутствуют желание и привычка думать, навыки общения со сверстниками и взрослыми, самостоятельность,  умение правильно оценивать ситуацию и регулировать свое поведение. Нужно учитывать и состояние здоровья ребенка.

 Зачастую, увлекшись развитием умственных способностей ребенка, родители  забывают о самом ребенке, о его внутренних переживаниях, ожиданиях, об индивидуальных особенностях, о внутренних мотивах. А ведь от ответов на эти вопросы во многом зависит успешность его обучения. Спросите ребенка, зачем он идет в школу, и вы услышите: «Хочу, потому что ... купили портфель, друг идет, мама сказала, спать днем не надо, не хочу ходить в детский сад и т.д.  Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к школе, чтобы ему хотелось чувствовать себя учеником, чтобы его волновали новые права и обязанности. Необходимо сформировать у ребенка уверенность в своих силах.

 

     Существует три компонента школьной готовности:

1.   физиологический - физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму. Детям, особенно у которых ослабленное здоровье, рекомендуется  укрепить свое здоровье, пройти курс лечения.

2.   Педагогический - знания, умения, навыки- все, чему научили ребенка.

3.   Психологический- совокупность особенностей развития и формирования ребенка.

 

     Какой из трех компонентов наиболее важен при определении школьной готовности? Оказывается, психологическая готовность является той базой, на которой педагог будет формировать знания, умения и навыки, что позволит избежать различных трудностей в школьной жизни ребенка. Основными показателями психологической готовности к обучению являются зрелость психических процессов (определенный уровень развития памяти, внимания, мышления и др.), эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость), наличие волевой регуляции поведения (умения подчиняться требованиям), сформированность навыков общения (умение строить взаимоотношения в коллективе сверстников, со взрослыми).

 

   Многие родители считают, что если ребенок посещает детский сад, значит, подготовку к школе он там получит. Конечно, дошкольное образование много делает в этом направлении, но видимый результат будет виден только от совместной работы - семьи и образовательного учреждения. В школе ребенку будет намного легче, если родители с первых дней сумеют стать для него помощником, наставником, а не контролером, критиком. При поступлении ребенка в школу  необходимо пройти комплексное обследование у педагога, врача, психолога. Получив  рекомендации специалистов, можно устранить проблемы, которые, возможно, есть у вашего ребенка и, таким образом,  в дальнейшем помочь ему более успешно адаптироваться в школе. До начала учебного года еще достаточно времени, чтобы вы, уважаемые родители, позаботились о своем ребенке. Ваша поддержка, вера в ребенка, в его успех помогут ему преодолеть все трудности с началом обучения в школе!

Помощь родителей  при  подготовке  ребенка  к школьному обучению.

 

    Если вы опасаетесь за успехи своего сына или дочери, советую вам не делать акцент  на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложении и вычитании, решении задачек. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.

Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова: предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами.

Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и расположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте чаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором малыш бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, каких бы успехов  не достиг, он все равно для вас самый любимый.