Кружок "Наши пальчики играют"

Аржевикина Татьяна Ивановна

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". писал В.А. Сухомлинский. Чтобы развивать речь малышей нужно, чтобы их пальчики постоянно были в движении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_nashi_palchiki_igrayut.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

КРУЖОК «НАШИ ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ»

                 “Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев”

В. А. Сухомлинский

Актуальность.

Ученые установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна. Развитие мелкой моторики рук возникает не сразу, поэтому необходимо поощрять ребенка, чтобы он больше тренировался.

Программа кружка рассчитана на 1 год для детей 2-3 лет.

Цели программы кружка:

1. Развивать речь, знакомить с окружающим миром, развивать творчество, фантазию.

2. Развивать внимание, воображение, пространственную ориентацию.

3. Совершенствовать зрительное восприятие.

4. Развивать мелкую моторику у детей,  щипковый захват указательным и большим пальцами.

5. Познакомить с приемками лепки: надавливание, вдавливание, сплющивание, отщипывание.

6. Развивать личностное, эстетическое развитие.

7. Развивать координацию движений.

Задачи программы кружка:

1. Развитие ручной умелости и совершенствование точных, сложнокоординированных движений всех звеньев руки – плеча, предплечья и особенно кисти и пальцев рук.

2. Развивать речь детей.

3. Развивать внимание, воображение, память, мышление детей.

4. Совершенствовать зрительное восприятие, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений.

5. Обогащать словарь детей за счёт разучивания новых пальчиковых игр.

6. Создавать благоприятный эмоциональный фон общения.

Кружковые занятия проводятся один раз в неделю по каждому разделу программы, продолжительность занятия – 10 минут.

Программа занятий выстраивается по принципу, от простого к сложному.

Разделы программы:

1. Игры с мозаикой

2. Игры с пластилином

3. Фольклорные пальчиковые игры

Работа ведется в обозначенных направлениях и способствует углублению и расширению полученных умений и навыков.

При реализации программы кружковой работы применяются следующие приемы:

- рассматривание иллюстраций;

- чтение художественной литературы;

- показ воспитателя;

- беседа;

- рассказ;

- творческие задания;

- пальчиковые игры;

- инсценировка.

Предполагаемый результат.

Воспитанники будут:

уметь самостоятельно выполнять пальчиковые игры; делать различные движения пальцами, руками и произносить текст; прослушивать инструкции взрослого;

знать названия пальцев своей руки; правила игр с пластилином; небольшие стихотворения;

иметь представление о частях своей руки (рука, кисть, ладошка, пальцы)

Приложение 1

Игры с мозаикой

Сентябрь

1 Игра «Подари коту нос, рот… » направлена на развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне

2 Игра «Моя семья» направлена на дальнейшее развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка, на выработку у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом

3 Игра «Капли» направлена на развитие моторной ловкости пальцев руки ребенка, на выработку умения у ребенка заполнять одну ячейку за другой

4 Игра «Овощной магазин» направлена на расширение представления о форме и величине, развивать навыки сравнения предметов

Октябрь

1 Игра «Почини плюшевого мишку»

Цель. Формирование координации движений пальцев ведущей руки (указательного и большого) ; развитие пространственной ориентации; развитие мышления и зрительного внимания. Активизация словаря словами: пол, лапа, починили, оторвали, брошу, хороший.

2 Игра «Ваза для фруктов»

Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики указательного и большого пальцев ведущей руки; развитие умения выкладывать картинки по образцу. Активизация словаря словами: яблоко, груша, апельсин, фрукты, ваза.

3 Игра «Кораблики»

Цель: Дальнейшее развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата. Активизация словаря словами: ветер, волны, дуть, плыть.

4 Игра «Строим дом» направлена на развитие представления детей о форме, учить соотносить количество (один-много)

Ноябрь

1 Игра «Листопад»

Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики указательного и большого пальцев ведущей руки; развитие умения выкладывать картинки по образцу. Активизация словаря словами: листок, желтый, большой, маленький.

2Игра «Шьем одежду для мишки»

Цель. Развитие мелкой моторики, зрительного внимания и пространственной ориентации. Активизация словаря: кофта, рукава, воротник, застежка.

3 Игра «В час по чайной ложке»

Цель. Развитие мелкой моторики, зрительного внимания и пространственной ориентации. Активизация словаря: пустой, полный, налить, перелить.

4 Игра «Разные кружки для зайца и лисы» направлена наразвитие представления о цвете и форме

Декабрь

1Игра «Прогулка мишки по лесу»

Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики; развитие умения выкладывать корзину из мозаики по образцу. Активизация словаря: мишка, шишка, пень, гулял, собирал, устал, задремал.

2 Игра «Наша елка высока»

Цель. Дальнейшее формирование умения выкладывать из мозаики фигуры по образцу. Активизация словаря: елка, потолок, игрушки, мозаика, высока, висят.

3 Игра «Шарики в воде»

Цель. Дальнейшее формирование умения выкладывать и перекладывать предметы. Активизация словаря: ситечко, салфетка, губка.

4 Игра «Большие и маленькие мячики» позволяет учить различать цвет и величину (большой-маленький), развивать чувство ритма, ритмично проговаривать слова.

Январь

1 Игра «Белый снег… »

Цель. Развивать умение координировать движения пальцев ведущей руки; пространственную ориентацию. Активизация словаря: снежок, летит, бежит, догнать, играть.

2 Игра «Валенки для Валеньки»

Цель. Совершенствовать умение координировать движения пальцев; знакомство ребенка с зимней обувью (валенками). Активизация словаря: валенки, галоши.

3 Игра «Тонет-не тонет»

Цель. Продолжать закреплять умение координировать движения пальцев. Активизация словаря: перышко, гвоздик, прищепка, бусинка.

4 Игра «Построим дом для мишки и зайчика» позволяет учить создавать постройки из различных строительных материалов.

Февраль

1 Игра «Лепим зайчика»

Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: ком, хвост, усы, солома, длинные, блестящие.

2 Игра «Гусыня с гусятами»

Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: гусыня, гусята

3 Игра «Взбивание пены»

Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики, развитие мускулатуры кисти рук. Активизация словаря: венчик, пена.

4 Игра «Лесенка для белочки» позволяет учить строить по образцу, использовать игрушки для дополнения.

Март

1 Игра «Стираем вместе с мамой»

Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания) ; развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: стояла, стирала, охала, топала.

2 Игра «Построим самолет»

Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: самолет, построим, понесемся, вернемся.

3 Игра «Я и река»

Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики, развитие зрительного внимания. Активмзация словаря: фильтр, проточная вода.

4 Игра «Домик и забор»

 Цель.  Учить детей строить заборчик вокруг домика или перед ним, ставя кирпичики рядом друг с другом.        

Апрель

1 Игра «Дождик, дождик, лей, лей… »

Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: дождик, дорожка, льется, ладошка.

2 Игра «Шьет сапожник нам сапожки»

Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: валенки, новенькие, чернобровенький, пляшут, машут.

3 Игра «Поплывет или утонет»

Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики, развитие зрительного внимания, познание свойства предметов.

4 Игра « Подбери кубики по цвету»

 Цель: учить детей различать цвета. Побуждать произносить слова: такой, такой же.

Май

1 Игра «Миска для киски»

Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания) ; развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: тарелка, чашка, кружка, ложка, вилка.

2 Игра «Белая береза»

Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу. Активизация словаря: козлик, береза, привяжу, качаться, бодаться.

3 Игра «Прыгающий шарик»

Цель. Дальнейшее развитие мелкой моторики, развитие зрительного внимания. Активизация словаря: струя воды.

4 Игра  «Что в трубке лежит»

 Цель: учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки. Развивать усидчивость, терпение. Вызвать чувство радости и удивления        

Игры с пластилином

Сентябрь

1 «Вот такое тесто»

Цель. Познакомить детей с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; развивать мелкую моторику.

2 «Спрячь и достань игрушку».

Цель. Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; развивать мелкую моторику.

3 «Покормим птиц».

Цель. Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить отщипывать кусочки теста от большого куска; развивать мелкую моторику.

4 «Картинки на тесте»

Цель. Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить выкладывать узор из мелких предметов (бусин, пуговиц, семечек, гороха) ; развивать мелкую моторику рук.

Октябрь

1 «Вот такой пластилин»

Цель. Познакомить детей с пластилином и его свойствами; научить детей разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук.

2 «Пластилиновая мозаика»

Цель. Познакомить детей с пластилином и его свойствами; научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прикреплять к плоской поверхности; развивать мелкую моторику рук.

3 «Блинчики»

Цель. Познакомить детей с пластилином и его свойствами; учить детей сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки.

4 «Готовим котлеты»

Цель. Познакомить детей с пластилином и его свойствами; учить детей сплющивать шарики из пластилина при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности.

Ноябрь

1 «Покормим курочку»

Цель. Развивать умение надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга.

2 «Конфеты на тарелочке»

Цель. Развивать умение надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга.

3 «Витамины в баночке»

Цель. Формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику.

4 «Огород»

Цель. Развивать умение вдавливать детали в пластилиновую основу. Развивать мелкую моторику.

Декабрь

1 «Шоколад с орехами»

Цель. Развивать умение вдавливать детали в пластилиновую основу, создавая изображение.

2 «Снег идет»

Цель. Развивать умение надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга.

3 «Бусы»

Цель. Развивать умение вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение.

4 «Наряжаем елку»

Цель. Формировать интерес к работе с пластилином: отщипывать маленькие кусочки от большого куска, раскатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца.

Январь

1 «Булка с изюмом»

Цель. Развивать умение вдавливать детали в тестяную основу; развивать мелкую моторику рук.

2 «Гусеница»

Цель. Развивать умение вдавливать детали в тестяную основу; развивать мелкую моторику рук.

3 «Цветок»

Цель. Развивать умение вдавливать детали в тестяную основу в определенном порядке.

4 «Рыбка»

Цель. Развивать умение вдавливать детали в тесто, создавая изображение; развивать мелкую моторику рук.

Февраль

1 «Бабочка»

Цель. Развивать умение вдавливать детали в пластилиновую основу, создавая изображение; развивать воображение; развивать мелкую моторику рук.

2 «Цветок»

Цель. Развивать умение вдавливать детали в тестяную основу в определенном порядке; создавая изображение; учить действовать самостоятельно по готовому образцу.

3 «Щетка»

Цель. Развивать умение вдавливать детали в пластилин в определенном порядке, создавая объемную поделку.

4 «Мухомор»

Цель. Формировать интерес к работе с пластилином: отщипывать маленькие кусочки от большого куска, раскатывать из них шарики диаметром 5-7мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.

Март

1 «Пирожки»

Цель. Развивать умение скатывать шарики из теста в руках.

2 «Ежик»

Цель. Формировать интерес к работе с пластилином: отщипывать маленькие кусочки от большого куска, раскатывать из них шарики диаметром 5-7мм; надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга.

3 «Ягодная полянка»

Цель. Формировать интерес к работе с пластилином: отщипывать маленькие кусочки от большого куска, раскатывать из них шарики диаметром 5-7мм; надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне.

4 «Красивая тарелка»

Цель. Формировать интерес к работе с пластилином: отщипывать маленькие кусочки от большого куска, раскатывать из них шарики диаметром 5-7мм; надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне.

Апрель

1 «Яблоки»

Цель. Закреплять у детей навык скатывания шариков из пластилина; вдавливать детали в пластилин, прижимать пластилиновые детали. Развивать мелкую моторику рук.

2 «Конфеты»

Цель. Закреплять у детей навык скатывания шариков из пластилина среднего размера.

3 «Вишенки»

Цель. Закреплять у детей навык скатывания шариков из пластилина среднего размера; умение вдавливать детали в пластилин.

4 «Колбаска»

Цель. Развивать умение детей раскатывать из пластилина колбаски.

Май

1 «Готовим салат»

Цель. Закреплять у детей навык скатывания и раскатывания пластилина; показать приемы работы стекой «нож» - разрезать пластилин на кусочки нужной величины

2 «Сушки»

Цель. Развивать умение детей действовать по показу – раскатывать из пластилина колбаски и соединять ее концы между собой путем придавливания.

3 «Одуванчик»

Цель. Закреплять умения детей вдавливать детали в пластилин, создавать объемную поделку.

4 «Неваляшка»

Цель. Развивать умение детей действовать по поэтапному показу – скатывать из пластилина шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке, закреплять знания детей о величине и пространственном расположении предметов.

Фольклорные пальчиковые игры

Сентябрь

1. Игра «Этот пальчик хочет спать… »

Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки

2. Игра «Этот пальчик… »

Цель. Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца. Развивать умение договаривать выделенное слово.

3. Игра «Капитан»

Цель. Учить детей соотносить слова с движениями рук.

4. Игра «Домик»

Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом.

Октябрь

1. Игра «Дружат наши дети… »

Цель. Развивать умения координировать движения пальцев правой и левой руки, загибать пальцы в порядке очередности на правой, а затем на левой руке.

2. Игра «Баиньки, баиньки… »

Цель. Развивать умения загибать пальчики по очереди на правой и левой руке; совершать действия на поверхности стола (пальчики «бегут по столу») ; выполнять действия одним пальцем – указательным; выполнять действия в соответствии с текстом потешки.

3. Игра «Барашки»

Цель. Учить детей соотносить слова с движениями рук.

4. Игра « Гроза»

Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом.

Ноябрь

1. Игра «Осенние листочки»

Цель. Развивать умения производить действия пальцами (поочередно загибать пальцы правой и левой руки) в соответствии с текстом потешки.

2. Игра «Купим сыну валенки»

Цель. Развивать умения двигать пальчиками в соответствии с текстом потешки, показывать по очереди указательный и средний пальчики на поверхности стола.

3. Игра «Моя семья»

Цель. Учить детей соотносить слова с движениями рук.

4. Игра «Пальчики»

Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом.

Декабрь

1. Игра «Белка»

Цель. Развивать умения разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца.

2. Игра «Улитка, улитка… »

Цель. Развивать умения координировать движения пальцев правой и левой руки (поочередно загибать пальчики); выполнять движения в соответствии с текстом.

3. Игра «Кошки-мышки»

Цель. Учить детей соотносить слова с движениями рук.

4. Игра «Пальчики в лесу»

Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом.

Январь

1. Игра «Зима» - направлена на развитие мелкой моторики (умение выставлять по очереди пальцы правой и левой руки) .

2. Игра «Зимняя прогулка» - направлена на умение загибать пальчики на правой и левой руке в соответствии с текстом; на развитие координации движений.

3. Игра «Кто приехал?»

Цель. Учить детей соотносить слова с движениями рук.

    4. Игра «Шалун»

Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом.

Февраль

1. Игра «Дом на поляне» - направлена на развитие умения производить ритмичные движения руками и пальцами при одновременном проговаривании стихотворения.

2. Игра «Та-та-та» - направлена на развитие умения вращать кистями; на исследование своего тела.

3. Игра «Белочка»

Цель. Учить детей соотносить слова с движениями рук.

4. Игра «Детки»

Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом.

Март

1. Игра «Сорока-белобока» - направлена на закрепление умений детьми выполнять различные движения пальцами.

2. Игра «Вот поезд наш едет… » направлена на формирование умения выполнять движения пальцами в разном темпе.

3. Игра «Есть игрушки у меня»

Цель. Учить детей соотносить слова с движениями рук.

4. Игра «Очки»

Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом.

Апрель

1. Игра «Пришла весна» - направлена на расширение словарного запаса.

2. Игра «лесные дела» - направлена на формирования умений выполнять движения ладонями, кулачками, пальцами.

3. Игра «Есть игрушки у меня»

Цель. Учить детей соотносить слова с движениями рук.

4. Игра «Пастушок»

Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом.

Май

1. Игра «Солнышко-ведрышко» - направлена на формирование умении соединять поочередно пальцы правой и левой руки, при этом проговаривать слова.

2. Игра «Пчелиный улей» - направлена на формирование умения выполнять движения пальцами в разном темпе.

3. Игра «Пчелки»

Цель. Учить детей соотносить слова с движениями рук.

4. Игра «Часы»

 Цель. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом.

ЛИТЕРАТУРА

1 «Наши пальчики играют» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина.

Санкт-Петербург 2002г.

2 «Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года» Е. А. Янушко

Мозаика-Синтез 2005г.

3 «Изобразительная деятельность в детском саду» И. Л. Лыкова.

Сфера 2007г.

4 Развитие игровой деятельности Н.Ф. Губанова.  Мозаика-синтез 2012.