Методическая работа

Дуринова Зинаида Георгиевна

Хочется поделиться наработанным материалом с коллегами 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_v_sootvetstvii_s_fgos.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Современный урок в соответствии с требованием ФГОС: использование информационных технологий»

                                                                           Дуринова З.Г., учитель русского языка и

                                                                   литературы МБОУ г. Иркутска СОШ №55,    

                                                                   высшая квалификационная категория    

                     

   Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования полностью меняют взгляд на современное образование в целом. Перед образовательными учреждениями поставлена важная задача, которая формирует человека современного общества, человека, который будет строить будущее страны.

   Особенность ФГОС — системно- деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. В связи с этим в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Современный урок содержит в себе проблему и главную задачу: всестороннее развитие школьника.  Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. В школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Наглядный материал, использованный на уроке,  запоминается надолго, становится прочной основой того фундамента, на который будет опираться все дальнейшее образование обучающегося. Где найти необходимый убедительный материал и как лучше его продемонстрировать? Конечно же, на помощь приходит компьютер. Он является верным помощником учителя  в решении этой непростой задачи. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном процессе обусловлены требованиями нового государственного образовательного стандарта второго поколения. Необходимость получения новых знаний, умение самостоятельно их приобретать, затем ими пользоваться для развития личности- все это способствовало возникновению нового вида образования — инновационного, в котором информационно-коммуникационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Главная цель внедрения ИКТ:

  • Повышение качества обучения

Задачи:

  • Повысить эффективность образовательного процесса;
  • Осуществить дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем способностей в обучении;
  • Повысить мотивацию;
  • Развивать наглядно-образное мышление;
  • Мониторинг достижений учащихся

   На уроках с использованием ИКТ учитель активизирует деятельность учащихся.       Регулятивное УУД, прогнозируемые результаты, выводы, самооценка и взаимооценка осуществляется самостоятельно учащимися.

Принципы педагогической техники на уроках:

  • свобода выбора, действия по желанию (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  •  открытость (демонстрировать ученику проблемы, решения которых находятся за пределами изучаемого курса);
  • деятельность (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • обратная связь (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

  Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий содержит следующие функции и соответствующие им этапы.

Первая функция — введение обучаемых в учебную деятельность. Вначале учебного занятия надо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться.

 Вторая функция — создание учебной ситуации, т. е. такого действия, в котором будут достигаться учебные цели. Для создания учебной ситуации учителю нужны особые задачи, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи. Особенность учебных задач состоит в том, что они нацелены на усвоение способа действия (как решать?), в ходе которого происходит развитие их мышления, формируются познавательные процессы. Важно помнить, что решение учебной задачи — это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности.

Третья функция — обеспечение учебной рефлексии. Примерные вопросы для организации учебной рефлексии: − «Что ты делал?» (вопрос, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения); − «Что у тебя не получается?» (вопрос нацелен на поиск учащимся «места» затруднения, ошибки); − «Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос); − «Как надо выйти из затруднения?» (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).

Четвертая функция — функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых.  При этом на каждом этапе могут использоваться  различные формы[1], которыми я владею. Кроме этого при подготовке к урокам я использую:        
1. Программные продукты;

2. Мультимедийные продукты (интерактивные плакаты, презентации, тесты, кроссворды, игры                                          ;                              
3. Логические игры
 и т.д.

Урок, проведенный с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
-повышает качество учебы                                                                                              
-продвигает ребенка в общем   развитии    ;
-помогает преодолеть трудности  ;
-вносит радость в жизнь ребенка;
-позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
-создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
При использовании мультимедийного проектора появляется возможность проведения фронтальной работы. Обязательное сочетание информационно–коммуникационных с другими интенсивными технологиями, например, с технологией развития критического мышления, позволяет одновременно повысить уровень мыслительной деятельности учащихся. У большинства детей повышается мотивация  учебной деятельности.
Активные методы обучения на основе ИКТ ориентированы на личность учащегося, его активное участие в саморазвитии и самосовершенствовании, на получение качественных знаний, на нахождение творческих решений конкретных проблем. Творческая реализация ученика в контакте с современными компьютерными технологиями дает предпосылки для дальнейшего его самосовершенствования и появления у него новых увлечений. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

   Методика проведения урока с использованием ИКТ мало чем отличается от обычного урока, структуру урока менять не требуется. Полноценное использование средств ИКТ на уроке достигается при включении в содержание урока работы со следующими ресурсами:
· использование документов MS Word;
Windows Live Movie Maker; Adobe After Effects.

   На уроках, в зависимости от его целей, я использую разнообразные дидактические средства обучения: использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала (практически на всех уроках): презентации, информационные Интернет-сайты, информационные ресурсы на дисках. Использую при отработке и закреплении навыков: компьютерные тренажеры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал печатный иллюстративный материал. Использую для самостоятельной работы учащихся цифровые энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, интегрированные задания и т.д.


  Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения интересным, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Применение компьютера на моих уроках представляется целесообразным и необходимым.


 


[1] См. презентацию «Эффективные формы использования ИКТ на уроках литературы»