Статья Особенности воздействия логопедической ритмики на детей с алалией

Малина Светлана Григорьевна

Логопедическая ритмика – это комплексная методика , включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Она является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной.

Одним из нарушений речи является алалия. Одной из важных задач логопедических мероприятий является «управление» аномальным речевым и психическим развитием, возможное  его «выравнивание».Этому в значительной мере способствует логопедическая ритмика .При обучении детей с алалией должна проводиться систематическая коррекционная работа, направленная на формирование памяти: слуховой зрительной моторной, ,; внимания: слухового, зрительного, произвольного; мышления, психомоторики и других сторон психической деятельности.

В логопедической практике работа с детьми , страдающими разными формами алалии, проводится в четыре этапа.

На первом этапе создаются условия для установления контакта с детьми , привлекаются мимические, ритмические , действенные формы взаимодействия, ласковая, одобряющая улыбка, поощрительный кивок головой. Используется тактика выжидания, и формируются внеречевые контакты с каждым ребенком.

Затем формируются и корригируются движения детей.

На первом этапе коррекционной работы педагогу необходимо изучить внутрисемейные отношения ребенка, так как эффективность воспитательного воздействия во многом зависит от включения родителей в коррекционный процесс. Слушание музыки помогает детям приобрести чувство музыкального ритма, слуховое внимание, сосредоточенность и выдержку.

На первом этапе в логопедические занятия также включаются задания, тренирующие основные движения: бег, ходьбу, лазание, прыжки. Они воспитывают ориентировку в пространстве, чувство равновесия, динамическую координацию движений. Свои занятия музыкальный руководитель строит так, чтобы они способствовали накоплению активного словаря.

На третьем этапе логопедические занятия способствуют воспитанию памяти. Для развития зрительной, слуховой памяти проводятся упражнения и игры типа «Делай, как я». «Что изменилось?», «Запомни и повтори». Даются задания в запоминании порядка слов в предложении; проводятся игры со сложном комплексом движений и со сложной словесной инструкцией; подвижные и речевые  игры; пение детьми попевок, песен.

На логопедических занятиях у детей развиваются тактильнокинестетические ощущения при узнавании свойств предмета:  мягкий-твердый;  веса: тяжелый-легкий; термических свойств: холодный-теплый.

 На четвертом этапе продолжается совершенствование многообразной речевой деятельности детей. Особое внимание уделяется анализу слов в предложении, запоминанию порядка слов. С этой целью на логоритмических занятиях проводятся подвижные сюжетно-ролевые игры, инсценировки песен, стихотворений, прозы с музыкальным сопровождением и без него, праздничные и выпускные утренники, стимулируются и совершенствуются на  занятиях и вне их такие виды самостоятельной деятельности детей, как художественно-речевая, музыкально-изобретательная, театрально-игровая, музыкальная.

Таким образом, логоритмические занятия, разнообразные по содержанию, по видам музыкальной деятельности, по их сочетанию с другой деятельностью и другими занятиями, способствуют реализации основной задачи: развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех функций речи, памяти, внимания, мышления и других сторон психической деятельности детей.