Классное руководство

Климова Анна Анатольевна

 2013-2015 г- 10-11 в Я являлась классным руководителем 11 класса в 2015-2016 году. Научить ребенка достойному поведению может учитель, для которого такое поведение является стилем жизни.

Целью работы в своем классе я поставила: помочь преодолевать трудности в учебных условиях, создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития каждого ребенка. Отсюда возникли и задачи воспитательной работы в классе:

1) воспитание усидчивости, внимательности; общей культуры через индивидуальные беседы, классные часы, посещение театров, концертов, кинотеатров, участие в культурных мероприятиях, проводимых в классе, гимназии, городе;

2) формирование дружного отзывчивого коллектива через общеклассные мероприятия, классные часы, посещение заболевших детей, поздравление именинников, поздравление ветеранов войны с государственными праздниками;

3) развитие коммуникативных навыков школьников через привлечение каждого ученика к занятиям в кружках, секциях, факультативах, участию в олимпиадах, предметных неделях; общественные поручения; раскрытие своего «Я» в индивидуальных творческих проектах, выставках и т.д.;

4) формирование устойчивой нравственной позиции, духовности, взгляда на мир, основанных на культурных православных традициях путём бесед, дискуссий, классных часов, экскурсий;

5) формирование активной жизненной позиции и воспитание патриотизма у учащихся

 В классе организовали схему управления и самоуправления. Работу разделили по секторам: ученический, культмассовый, оздоровительный, шефский, трудовой и журналистский. Определили каждому сектору круг обязанностей, назначили ответственного человека в секторе.

  Наш класс постоянный посетитель драматического театра, весь репертуар, особенно пьесы школьной программы нами просмотрены. Вместе мы продумываем развлекательные мероприятия на праздники- Новый год, день Святого Валентина, День защитника отечества, день учителя, международный женский день.

           Активно учащиеся участвуют в уборке территории гимназии, уборка Куршской косы. И в поездках с родителями на природу в Дни Здоровья, они видят, как их родители и учителя убирают за собой и это является эффективным воспитательным моментом.

           Социально-направленные проекты также являются частью воспитательной работы. Мы принимали участие в  городском конкурсе агитбригад «За здоровый образ жизни», мероприятия, посвященные 70-летию взятия Кенигсберга, мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, поздравление ветеранов, Ресурсосберегающая акция по сбору вторичного сырья «Калининград без мусора», экологическая акция «День защиты диких животных», экологическая акция «День воды», экологическая акция «День Земли», «День пожилого человека», «День матери»,сбор подарков в дом ветеранов.

          Постоянно организовываются встречи с интересными людьми, мы были на встрече с писателем Е.Гришковцом, встреча с писателем Калининграда членом Союза писателей России, членом Союза журналистов СССР, академиком Российской академии военно-исторических наук, профессором Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, лауреатом и победителем ряда литературных конкурсов.  Геманом В.С.; встреча обучающихся с участниками ликвидации аварии на ЧАЭС ,с заместителем председателя областной организацией «Союз Чернобыль»,  полковником в отставке Владимиром Ивановичем Куликовым; встреча с членом совета областной организации «Союз Чернобыль», майором в отставке Леонидом Григорьевичем Бронфен,  встреча с представителями ГО и ЧС, просмотр документального фильма «Коктебельские камешки», встречи с представителями учебных заведений. Ведение работы системного типа с классом и с каждым учеником в отдельности направлено на развитие индивидуальности каждого обучающегося и, благодаря этому, неповторимости и успешности всего класса. Важнейшее задание классного руководителя - это забота о взаимопонимании между ним и учениками, благоприятном  социально-психологическом климате в ученическом коллективе. В классе, классным руководителем которого я являюсь 23 человека, из них 7 человек нацелены на получение аттестата особого образца, 12 человек учатся на «4» и «5».

         Родители стали моими союзниками в работе, мне очень повезло, что мы с ними сходимся во многих вопросах воспитания. Мы часто организовываем совместные поездки на природу, на экскурсии, что помогает сплотить ученический и родительский коллектив. Постоянно проводим родительские собрания, стараюсь проводить их нетрадиционно в виде чаепитий, круглого стола. С родителями проблемных детей разговариваю индивидуально. Проводились родительские собрания на следующие темы: «Наши экзамены, наш выпускной», «Как создать гармонию отношений в семье», «Педагогическая позиция родителей», «Развитие и воспитание ребёнка в радостном упоении жизнью». С родителями у нас сформировались доверительные отношения, они постоянно приходят на помощь, активно принимают участие во всех мероприятиях, о чем свидетельствуют их благодарственные отзывы о моей работе.

     2015-2017= 5-6 б   В 2016-2017 году я получила классное руководство в 5 классе. Это совсем другой подход к учащимся, которые только закончили из начальную школу, и перешли в среднее звено. Поменялась и цель моей работы и методы. Цель, которую я ставила перед собой для реализации плана работы - воспитание физически здорового и интеллектуально развитого ученика, обладающего нравственными ценностями, уважающего традиции родного края, способного к активной деятельности и самосовершенствованию.

       Для достижения этой цели я ставила следующие задачи:

1. Создание условий для успешной адаптации детей в средней  школе.

2. Включение всех уч-ся в активную деятельность школьного и классного коллектива.

3. Приобщение учащихся к культуре и традициям школы, города.

4. Повышение роли ученического самоуправления в классе, развитие инициативы.

5. Формирование правильного отношения к собственному здоровью и здоровью близких.

6. Воспитание у учащихся желания самосовершенствоваться.

7. Сотрудничество в воспитании  учащихся с их родителями.

8. Сплочение классного коллектива.

9. Обучение культуре поведения на основе управления собой.

       Сам переход из начальной школы в основную  переживался учащимися не очень болезненно, хотя они столкнулись с новыми повышенными требованиями, с новыми учителями. В целом, учащиеся класса готовы к обучению на ступени  основной  школы. Есть осознанное желание учиться, но не у всех, сформированы основные учебные навыки. В классе выделилась небольшая группа хорошо успевающих учащихся – 9 человек.

       Системообразующим видом деятельности, способствующим формированию воспитательной системы класса и индивидуальности классного коллектива, является познание и общение. Для овладения культурой общения в классе в течении года проводились праздники, игры, организовались экскурсии, походы, посещение музея и театра, класс участвовал в общешкольных мероприятиях..

       В каждом проводимом деле я вместе с воспитателем пыталась обеспечить возможность для проявления учащимися своих способностей и творческих устремлений, создать для своих воспитанников ситуацию успеха. Думаю, не случайно в разных видах деятельности становились лидерами разные обучающиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желаниями, интересами, свободно сделанным выбором. Для этого использую не только педагогическое наблюдение, но и методы психолого-педагогической диагностики. Объектом изучения для меня являются деловые и межличностные отношения в классе, особенности развития познавательной сферы подростков, самооценка и социометрический статус учащегося, нравственная направленность личности школьника, его здоровье, работоспособность. Полученные данные я использую в работе с детьми и родителями, для интеграции воспитательного воздействия различных субъектов педагогического процесса на класс и отдельных учеников. Диагностические исследования в классе показали, что ученики имеют удовлетворительный  уровень воспитанности.

      Наиболее важными характеристиками моих отношений с классом являются: взаимодоверие, честность, ответственность и самостоятельность.

      Классный коллектив находится на этапе формирования. Есть группа учащихся, которые активно участвуют во всех проводимых мероприятиях, хотят выполнять общественные поручения. Но большой проблемой является то, что многие хотят быть лидерами.