Статьи

На этой странице представлены статьи и методические разработки по биологии, химии и экологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход к обучению школьников на уроках химии

Объективная реальность нашего времени – необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приёмы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничество и эффективную обратную связь учителя и учащихся, возможность действенного управления учебным процессом.

Одним из важнейших звеньев процесса обучения химии является активизация познавательной деятельности учащихся, развитие внимания, памяти, мышления, речи, а также стимулирование интереса к изучению предмета. Правильное сочетание организационных форм, методов и методических приёмов, способствующих формированию у учащихся сравнительно-элементарных, научно-правильных представлений и понятий о предметах и явлениях, происходящих вокруг нас, обеспечивает накопление систематизированного запаса основных химических знаний, которые, в свою очередь , становятся базой для новых понятий, суждений и выводов, раскрывающих в объёме, доступном для учащихся, основные законы жизни и развития органического мира.

В настоящее время наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения химии остаётся дифференцированный подход обучения школьников, основанный на личностно-ориентированном характере образования.

Работая в классах с различными способностями учащихся, я давно пришла к выводу, что необходимо дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс. Обращаясь к идеям В.В. Фирсова, И. Э. Унт, А. С. Гранина, В.Д. Шадрикова, А.Г. Ривина, В.К. Дьяченко, М. И. Ситниковой, убеждаюсь, что одним из возможных средство творческой самореализации обучающихся являются индивидуально-дифференцированные образовательные технологии. Использование уровневой дифференциации даёт мне возможность учесть познавательные интересы всех учащихся, а также позволяет учащимся реально оценивать свои способности и видеть свои достижения. При этом повышается интерес к предмету, снимается психологическое напряжение учащихся на уроках, повышается качество знаний и мотивация к процессу обучения.

Дифференциация содержания образования позволяет мне разработать индивидуальные образовательные траектории высокого, среднего и низкого уровней творческой самореализации учащихся.

Реализация индивидуальных образовательных траекторий предполагает использование нетрадиционных методов обучения, приёмов стимулирования и контроля. Наряду с традиционно признанными формами организации учебных занятий широко использую нетрадиционные - лекции, семинары, уроки-практикумы по решению расчётных и экспериментальных задач и упражнений, уроки - КВН, деловые игры, уроки открытых мыслей, уроки творчества, аукционы знаний с использованием ИКТ.

Наряду с обычным контролем использую самоконтроль, взаимоконтроль с использованием компьютерных технологий.

В единстве с приёмами и методами применяю следующие средства обучения:

– раздаточный материал: тексты разноуровневых, самостоятельных и контрольных работ, тестовые задания, варианты заданий ЕГЭ, карточки для индивидуальной и дифференцированной работы;

- электронные учебники по химии;

- Сборники олимпиадных заданий по химии, задач для поступающих в ВУЗы.

Приведу некоторые примеры.

Мной разработанные карточки – путеводители, учащиеся составляют отчёт (коллективный рассказ) по каждой части карточки. Одновременно вместе со всем классом ведём обсуждение предложенных отчётов. Обсуждение химических свойств веществ я всегда стараюсь дополнить демонстрационными и лабораторными опытами, с объяснением и анализом каждого опыта. Большое преимущество химии перед другими предметами состоит в том, что её преподавание может включать красивые эксперименты.

Опыт I. Химическая радуга.

Описание.

В семь больших пробирок, помещённых в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы:

1- хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);

2 – раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет);

3 – нитрат свинца и иодид калия (жёлтый цвет);

4 – сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зелёный цвет);

5 – сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет);

6 – сульфат меди (II) и раствор аммика (синий цвет);

7 – хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).

1. FeCl3 + 3 KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCL

2. 2K2CrO4 + H2SO4 = K2Cr2O7 + K2SO4 + H2O

3. Pb(NO3)2 + 2KJ = PbJ2 + 2KNO3

4. NiSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NA2SO4

5. CuSO4 + 2NaOH = Ni(OH)2 + Na2SO4

6. CuSO4 + 4NH3 = [Cu(NH3)4]SO4

7. CoCl2 + 2KCNS = Co(CNS)2 + 2KCl

Опыт очень простой, но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых в ходе реакции. Учащиеся могут вспомнить, как составляются уравнения химических реакций. Для опыта можно привлечь учащихся.

Такие опыты мы проводим на неделе естествознания, к подготовке их могут привлекаться ученики, не имеющие выраженного интереса к химии. Любой эксперимент всегда вызывает интерес.

Мною составлены практические работы разного уровня сложности: индивидуальная работа, работа в парах, работа капельным методом. Также разработаны нестандартные уроки на темы: «Выращивание кристаллов», «Таблица Д.И. Менделеева», «Форма сосудов» и игры по технике безопасности.

Если это урок систематизации знаний, то широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. На этом уроке учащиеся формируют и отрабатывают навыки и умения по определённой теме. Предлагаются задания 3х уровней, 3х вариантов. Выполнять учащиеся начинают с первого уровня. Они составляются таким образом, чтобы можно было их выполнить, используя образец. Такие задания включают базовый уровень, и поэтому при выполнении таких заданий учащиеся получают оценку «3».

Задания второго уровня, как правило, носят личностно-ориентированный характер, т.е. перед учащимися ставится вопрос «Почему?». Для выполнения учащиеся опираются на знания, которые получили на уроке, и также пользуются дополнительными источниками. При выполнении заданий 2го уровня учащиеся получают оценку «4».

Задания 3-го уровня носят исследовательский характер. Здесь стоит заметить, что исследовательская работа в группах не устраивает большинство хорошо успевающих и заинтересованных учащихся. Они предпочитают самостоятельную работу по решению той или иной проблемы, сложной задачи. Это приходится учитывать учителю и переходить на индивидуальную работу с учащимися. Третий этап урока, как правило, даёт логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения знаний.

Считаю необходимым уделять большое внимание надпредметным связям химии с биологией, экологией, медициной и региональному компоненту. Мы на уроках анализируем состояние воды в природных водоёмах СПб, Лен. Обл. и исследовательскую работу «Влияние природы воды на прорастание семян». Изучаем экологическую обстановку в микрорайоне школы и в Красногвардейском районе в целом. Ученики, выполняющие такого рода работы, получают стойкий интерес к предметам естественнонаучного цикла.

Также на уроках химии использую информационные технологии при проведении лабораторного практикума и контроле знаний учащихся. Компьютерное тестирование в последнее время особенно актуально в связи с новым видом экзамена в формате ЕГЭ. При этом решается ещё ряд важных задач:

  1. Ориентация на понимание, а не на запоминание
  2. Индивидуальный подход (тесты разного уровня)
  3. Сокращение времени проверки знаний, дети быстро получают результат
  4. Повышается объективность оценки

Если это – урок контроля усвоения пройденного материала, то дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Учащимся предлагаются карточки с разноуровневыми заданиями или тесты. На данном уроке действует свобода выбора, т.е. ученик сам выбирает задания любого уровня по своим способностям, знаниям и умениям, интересам. Главное, развивается понимание, что к контролю надо готовиться самостоятельно и серьёзно; надо, прежде всего, надеяться на свои силы, знания, относиться к работе ответственно.

Т.о. можно сделать следующие выводы о том, что повышению качества и результативности учебного процесса будет способствовать более широкое использование дифференцированного обучения:

1. Использование разноуровневых заданий при даче домашнего задания, включение проверочных заданий различных по форме и содержанию информации в виде таблиц, графиков и диаграмм, учёт знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников;

2. Использование заданий, проверяющих различные виды деятельности, с преобладанием заданий на применение знаний для объяснения природных явлений;

3. Усиление внимания на выявление ошибочных представлений учащихся, установлению причин их возникновения  и разработке коррекционных методик;

4. Расширение интеграции естественнонаучных знаний, полученных при изучении различных предметов, и разработка единых подходов к формированию основных естественнонаучных понятий, изучаемых в различных курсах;

5. Изменение акцентов в учебной деятельности учащихся: более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности.



Предварительный просмотр:

Повышение качества образования на основе введения новых технологий современного урока и эффективного образовательного мониторинга.

Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остаётся качество образовательного процесса и знаний учащихся.

                      Только творческий учитель на основе использования информационных технологий способен организовать современный урок, таким образом, когда организация познавательной деятельности учащихся носит технологический, развивающий эффект.

                      Для меня, как для учителя биологии, очевидна уникальность этой школьной дисциплины. Непревзойдённое разнообразие ощущений, представлений, образов, идей – всё это отражение бесконечного разнообразия природы. И способы изучения природы настолько же разнообразны , насколько разнообразны сами объекты изучения. На уроках биологии есть место и время и для проживания и переживания, и для острого диалога с неоднозначностью трактовок и многозначностью позиций. Для детей с математическим складом ума этот предмет тоже представляет огромное поле деятельности: геометрия живого, расчёты по формулам в генетике популяций, вывод формулы разнообразия белков и таких примеров можно приводить ещё множество. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных информационных и мыслительных компетенций.

                        Мы обладаем разнообразными и хорошо организованными ресурсами обучения биологии как предмету: учебники, рабочие тетради, методическая литература, медиаоснащение, компьютерные программы, собственные наработки, на нашей кафедре создан инновационный продукт, который в этом году принимает участие в районном конкурсе «Лучший инновационный продукт». Однако, при ближайшем рассмотрении это оснащение оказывается «хорошо организованным» только по предметным основаниям. Учителю сегодня нужно обладать достаточными знаниями и навыками для отбора форм и средств учебной деятельности.

                       Получается проблемная ситуация: с одной стороны сам предмет – биология – обеспечивает разнообразие методов, форм и средств учебной деятельности, с другой стороны – в образовательном процессе имеет место разнообразие учащихся. А вот технологи обеспечения их целенаправленной встречи нет. Есть дети, для которых легче построить таблицу, чем её проанализировать. А есть такие, которым легче видеть в ней закономерность, но самостоятельно «свернуть» текст в таблицу они затрудняются. Для какого из двух учеников строение клетки будет успешнее, если при объяснении «собирать» клетку, а для какого ученика удобнее будет «разбирать» её на составные части? Кому из учащихся обязательно прочитать вслух задание, чтобы понять его? Каким ученикам бесполезно говорить «ты должен»? А как же тогда определить его позицию по отношению к учебной работе?

                       Все эти и многие другие вопросы, возникающие в момент появления тех или иных педагогических ситуаций создают повод для осуществления учителем одной из важнейших и наиболее трудоёмких управленческих компетенций – умения осуществлять педагогический анализ. Современный учитель практически существует в режиме эксперимента каждую минуту урока и основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация.

                      Информационные технологии позволяют осуществить переход к такой позиции учителя на уроке, т.к. появляется потребность для более широкой дифференциации, индивидуализации и интеграции образовательного процесса. Новые возможности для организации систематического контроля над усвоением учебной информации не только через различные виды тестирования, но и подготовки таких видов заданий, которые позволяют видеть результат сразу после его выполнения, переводят образовательный процесс на более высокий уровень.

                   

                     Внедрение информативно-педагогических технологий, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем, а творческий подход определяется научным выбором лучшего из возможного.  Осознанное использование приёмов педагогических техник необходимо не только учителю, но и учащимся, потому что необходима адаптация учащихся к новым методам работы с информацией. И когда технологическая культура учащихся повышается вместе с учительской, учитель становится организатором учебного процесса, познавательной активности учащихся. Тогда нет места пассивности на уроке ни одной из сторон взаимодействия, деятельный подход становится основным в ходе обретения знаний.

                     Но нужно помнить, что нельзя заменять современными технологиями живое общение, взаимодействие «учитель – ученик». Получив в руки компьютер мы уже плохо представляем себе современный красивый урок без этого технического средства. Зимина Л.В., являясь педагогом-консультантом образовательной системы Красногвардейского района по теме «Методическое обеспечение современных требований к урокам биологии», проанализировав свою работу за год в этом статусе, сделала вывод, что больше всего коллег интересует какой Интернет-ресурс использовать и как применить его на уроке. Мы часто забываем о практической направленности предмета «биология» и подменяем реальный эксперимент

компьютерной разработкой, тем самым отдаляя предмет от жизни. Я считаю, что каждый урок биологии должен нести практическую ориентацию и проецироваться на жизнь человека, тогда интерес к науке будет высок и, как следствие, качество знаний будет намного выше.

                    Модернизация содержания школьной биологии осуществляется при последовательном развитии идей гуманизации образования, включающая изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.

                    В 6-7 классах, формулируя результаты обучения, ставлю перед собой задачи, начинающиеся с таких слов, как «назвать», «определить»,  «показать», «описать», то в в 8-9 классах уже чаще планирую более активную, познавательную деятельность: «объяснить», «доказать», «установить», а в 10-11 классах – «прогнозировать», «оценивать», «формулировать гипотезы», «предвидеть», «разработать проекты».

                    Таким образом, даю возможность каждому ученику определить смысл знаний, включить научное познание в арсенал развития личности, а в дальнейшем стимулировать поиск необходимых знаний.

                    Проводя мини-эксперименты  со своими учениками по формированию познавательного интереса на уроке, замечаю, что возможности детей безграничны, поэтому так важно учителю побудить детей самих не только получать знания, но и применять их умело в своей жизни и на практике.

                    Остановлюсь на отдельных методах, способах и формах, стимулирующих познавательную активность и дающих определённый результат.

  1. Создание «ситуаций успеха», когда лишь одна фраза «Я и не думала, что ты такой настойчивый и сможешь справиться с такой задачей» психологически так трогает ребёнка, что он готов на перемене в школе и дома сидеть за выполнением домашнего задания.
  2. Ситуация неожиданности.
  3. «Понимание нового». Желание пробовать самому – это есть первый шаг на пути к творчеству: нарисовать рисунок, составить кроссворд, предложить свой вариант решения проблемы.

Биология – предмет очень интересный, она увлекает учащихся.

              Но особенно повышенный интерес и высокая результативность в усвоении материала проявляется при внедрении новых педагогических технологий на нестандартных формах уроков.

             

             Особенности педагогического воздействия на учащихся с целью формирования познавательных компетентностей в зависимости от уровня развития их творческой активности и характера деятельности планирую по трём ступеням.

Каждый из которых, превалирует у учащихся разного возраста.

У младших школьников 🡪 эмоциональный компонент

У подростков 🡪 интеллектуальный

У старшеклассников 🡪 волевой

В своей работе мы учитываем эту закономерность.

Познавательный интерес связан со стремлением учащихся к познанию глубоких теоретических вопросов, мировоззренческих и методологических знаний, умением осуществлять деятельность не по образцу, а оригинально, своим особым путём.

Это нужно формировать путём организации самостоятельной поисковой деятельности у подростков. И, когда ребёнок прошёл все эти 3 уровня, у него сформировалась познавательная компетентность в процессе обучения биологии.

                  Для достижения этой компетентности я использую элементы различных технологий, методы и приёмы обучения.

 

                  Традиционно сложившийся контроль и оценка знаний и умений отслеживают качество образования. Мы пользуемся методикой устного опроса, письменных контрольных работ, фронтальными опросами на уроках и т.д.

                  Применение традиционных методов и форм контроля даёт нам необходимую информацию о том, как усваивается учебный материал и что из этого материала вызывает наибольшую трудность у учащихся.

                  Организована творческая группа, в состав которой входят участники конкурсов, олимпиад по биологии, к ней присоединяются те обучающиеся, в будущем планирующие продолжить обучение в ВУЗах. С этой группой учащихся мы проводим исследовательские работы, ставим эксперименты, на которые не хватает времени на уроках. В 2016-2017уч.году мы принимали участие в конкурсе экологических проектов с работой «Экология зубной пасты» (Данькина В. 11-2 кл.), в конкурсе СПб МА им. И.П.Павлова «Мой здоровый образ жизни» (Сметанников А. 9-3 кл.). Наши ребята являются активными участниками Всероссийской олимпиады по биологии. Вся эта работа позволила активизировать познавательную активность учащихся на уроках биологии, получить дополнительные знания по биологии.

                  Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания, формирует черты творческой деятельности, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.

                  Наша задача – создать ситуацию успеха для каждого ученика, организовать обучение в зоне его ближайшего развития.



Предварительный просмотр:

Коммуникативная культура педагога

Любая форма педагогической деятельности требует от учителя больших раздумий, выдержки, самообладания и сильного характера. Профессиональная деятельность- это не только приобретение профессионально значимых качеств. Педагогическая деятельность – это сложное образование, однако, структура личности учителя не может отождествляться только со структурой его деятельности. Личность учителя имеет более сложное строение и не сводима только к деятельности.

По профессограмме , разработанной Щербаковым и Рыковым , одной из 8-ми функций учителя является коммуникативная. Она подразумевает под собой общение учителя с ученическим коллективом, с отдельным учеником, с родителями и коллегами.

Базируется коммуникативность на трех основах :

1 сдержанность;

2 тактичность;

3 доброжелательность.

Учитель должен радостно, без грубости, создавать приподнятое настроение, но не безудержное веселье, необходимо уметь держать дистанцию, которая не будет отягощать ни одну , ни другую стороны общения. Наша участь, закрывая за собой дверь, входя в класс, забыть о том, что было за ней и полностью погрузиться в общение. В последнее время в периодической печати (например, журнал “Здоровье школьника “ № 7) появляются фразы : ” Учитель тоже человек – у него могут быть неприятности в семье, плохое самочувствие и настроение “. Но мы знаем, что эти журналы ,в первую очередь предназначены для родителей и призваны в какой-то мере скрывать и сглаживать наши недостатки и ошибки. Давайте вспомним диалог из всеми нами любимого фильма “ Ирония судьбы или с легким паром “ , где главная героиня говорит своему аппоненту – врачу: “ Ошибки учителей менее заметны, но в последствии они обходятся людям не менее дорого “ . Наверное она права и мы с вами не имеем права на ошибку !

Чаще всего учитель не задумывается об это, но по законам психологии, педагог – это образец, которому сознательно, а чаще бессознательно следуют ученики, подражая, перенимая то что делает учитель. Особенно, если это младший школьник . (Если задуматься, то любой из нас с легкостью вспоминает своих школьных учителей даже по прошествии многих лет.)

Соответственно, профессиональные, коммуникативные качества педагога сводятся к следующим постулатам :

  • Уважай в ученике человека, личность (что является конретизацией золотого правила древности – относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.)
  • Постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования ( ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, умственный аппетит у других.)
  • Передавай знания так, чтобы ребенок хотел и мог их усваивать, и был готов их использовать в различных ситуациях.

Коммуникативные ( интерактивные ) качества учителя, отражают особенности партнеров педагогического общения. Учитывая особую чувствительность детей к неискренности, фальши, необходимо подчеркнуь важность такого качества учителя, как его общительность и подлинная заинтересованность в общении, а не в его результате как проверке усвоения учебного материала. Т.е. мы должны владеть не только содержанием своего учебного предмета, и с ценностями , кумирами стремлениями того поколения, с которым приходиться работать. А.В. Сухомлинский пишет : “ Детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, о чести и бесчестии, человеческом достоинстве ; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени; в годы детства день кажется годом, а год – вечностью.”

Внешнеповеденчески учитель должен быть образцом для подражания, располагать к себе детей воспитанностью, образованностью, культурой поведения, компетентностью общения. Они должны быть в плену личности учителя. Конечно, это идеальная модель, но соотнесение с ней каждым учителем себя может рассматриваться как внутренний стимул самосовершенствования и саморазвития ( конечно если вы увлечены своей работой ).

Если учесть преимущества, которые дает владение коммуникативными навыками, то можно выделить следующие из них:

1 Возрастает объем усваиваемого материала и глубина понимания.

2 Растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей.

  1. Меньше времени уходит на формирование знаний и умений.
  2. Снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации.
  3. Ученики комфортнее чувствуют себя на уроке.
  4. Меняется характер взаимоотношений учеников на уроке.
  5. Возрастает сплоченность класса, при этом само- и взаимоуважение растет одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности.
  6. Ученики приобретают важнейшие социальные навыки : такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.



Предварительный просмотр:

Миссия учителя

        Свое выступление я бы хотела начать словами французского писателя Жана Пьера Мари Эрве-Базена:

Всё, что я хотел знать,- это яблоня. Всё, что я знаю,- это ветвь яблони. Всё, что я могу преподать ученикам, - это яблоко. Всё, что останется в них,- это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня.

французкий писатель Жан Пьер Мари Эрве – Базен

        Мне кажется, что миссия учителя заключается в том, чтобы в конце педагогической деятельности оказаться вот в таком яблоневом саду.

             Прилежный учитель сегодня в круговороте экспериментов и разноголосицы наставников. Информатизация, компьютеризация, модернизация, систематически меняющиеся программы, учебники, планы. Но эффективность любого урока определяется не тем, что дает учитель, а тем, что дети взяли в процессе обучения. Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу, воспитательной и развивающей подвижностью личности, возникшей в ходе урока. 

        Великий русский историк В.О.Ключевский сказал: «Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, чему учишь, и любить тех, кого учишь!».

        По мнению немецкого педагога-демократа Адольфа Дистервега  хороший учитель в совершенстве должен владеть своим предметом и любить свою профессию и детей. На уроке должна царить атмосфера бодрости, а энергичное преподавание должно будить умственные силы учащихся, укреплять их волю и характер. «Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить» - писал он, призывал учителей быть строгими, требовательными и в то же время справедливыми, завоевывать авторитет у своих учеников, проявлять активную гражданскую позицию и иметь прогрессивные убеждения.

Пирогов Николай Иванович. Основные дидактические принципы: осмысленность обучения, активность и наглядность.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Лев Николаевич Толстой, в его трудах прослеживается интересная мысль о педагогической совместимости воспитателя и воспитанника: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик».

По мнению всемирной организации ЮНЕСКО, миссия учителя заключается в том, чтобы:

Научить получать знания.
Научить работать и зарабатывать.
Научить жить.
Научить жить вместе.

Я считаю, что нельзя следовать чужой методике, ведь по справедливому утверждению К.Д. Ушинского, опыт скопировать нельзя,   можно взять на вооружение мысль, выведенную из опыта. Я, как многие мои коллеги, выяснила для себя , что знания не следует сообщать учащемуся, но его надо подводить к тому, чтобы он сам их находил, самостоятельно ими овладевал.

Каждый педагог, посвятивший себя учительской деятельности, выбирает свой путь сам, сам определяет свой педагогический почерк, свою концепцию, тактику взаимодействия с учащимися, методику  преподавания.

Можно ли стать хорошим учителем? Педагоги и психологи утверждают: можно. Но педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, летчика. Даже если есть талант. Но здесь должно быть главное – любовь к детям.

Несомненно, в центре образовательного процесса стоит ученик. В современных условиях, когда   произошла переориентация образования со знаниевого на деятельностный и компетентностный подход, учитель перестает быть просто источником знаний, это скорее проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.

Современные стандарты образования требуют воспитания духовно развитой личности, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к Родине, к своему краю, природе, своему здоровью и здоровью окружающих, к ценностям культуры, ребенок должен уметь адаптироваться к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда.

Все дети индивидуальны, приходят в школу с определенным набором способностей, наделенные от природы суммой задатков. И если правильно выстроить работу с ребенком  в урочной и внеурочной деятельности, то раскроются именно положительные задатки, способности, склонности, что будет способствовать самоутверждению ученика как личности, а это в свою очередь создаст условия для успешной адаптации и социализации ребенка в жизни, в социуме.

Нашей стране нужны физически и нравственно здоровые люди. Об этом говорят первые лица государства, курирующие вопросы образования. Они указывают на необходимость воспитания именно таких людей, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей на пути их достижения. Вот что можно прочесть в пояснительной записке к Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта:

«ФГОС направлен на приведение содержания в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода. Когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами… В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса»

Цель моей педагогической работы: средствами биологии и экологии способствовать формированию личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью принимать решения в условиях неопределенности, готового к постоянному совершенствованию своих  личностных качеств, к диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.

В связи с этим, главным в своей деятельности считаю личность ребенка. Главная задача здесь - не навредить, помочь ребенку в процессе урока на протяжении нескольких лет взаимодействия в решении его жизненных проблем, обрести смысл жизни, помочь личностному росту, осознаваемому на этом жизненном этапе как достижение успехов в учении, формировать профессиональную ориентацию ребенка, сохранять его здоровье –физическое и психологическое.

Биологию считают наукой 21 века. Биология – это всегда все аспекты медицины и питания, многие отрасли промышленности, а во многом и история цивилизации Биология одна из самых визуальных наук, её зрительные образы многоуровневые, красивые и концептуально сложные. Чтобы понять её основы, теперь необходимо видеть как упрощенные изображения структур различных уровней, так и логические схемы и модели соответствующих процессов.

Это та наука, которая всегда интересна детям, поэтому я стараюсь процесс обучения направлять не только на передачу готового опыта, а на самостоятельное его получение в ходе практической и экспериментальной деятельности. Ведь биология входит в цикл естественнонаучных дисциплин, где ничего не принимается на веру. Даже если эксперимент не удается, этому всегда можно найти научное  обоснование.

         Я стараюсь включить в свои уроки практическую деятельность, поиск, чувства и переживания, анализ и обсуждение, и оценивать не только знания, но и другие показатели: участие в дискуссиях, умение сформулировать и отстоять свою точку зрения, сбор материалов из различных источников, активность, умение задавать вопросы, отвечать на вопросы по существу проблемы, умение выражать свое отношение к изучаемому материалу, самостоятельность при поиске материала. Ведь именно эти качества и умения всегда ценились в людях.

         В связи с этим одной из целей моей работы стало оказание помощи ученикам в определении своих жизненных планов и в соответствии с ними выстраивание алгоритма своих действий, создание условий для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения биологии. Данная цель достигается через личностно - ориентированный подход к ученику, развивающие обучение личности.

Главная задача такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Среди моих выпускников много студентов медицинских ВУЗов, Ветеринарной академии, биолого-почвенного факультета СПбГУ, факультетов психологии различных ВУЗов города.

Считаю своей задачей - воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.

Данная задача решается на уроках биологии через:

  • Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества.
  • Формирование представления о природе как развивающейся системе.
  • Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского хозяйства, биотехнологии.
  • Умение использовать понятия и законы курса биологии в практической жизни. Главный экзамен по биологии человек сдает всю жизнь, осознавая, например, что заложенный нос является следствием отека, что детей не приносит аист и т. д. Когда наш бывший ученик встречается с проблемой, он должен  хотя бы понимать, в какого роде книге или у какого специалиста ему надо проконсультироваться.
  • Оценку биологического риска взаимоотношений человека и природы на основе овладения системой экологических и биосферных знаний.

В преподавании биологии я придерживаюсь, теории развивающего и проблемного обучения, соединяю проблемы биологии с другими науками естественного и гуманитарного цикла. Применяю знания, умения и навыки, полученные на других уроках для формирования профессиональной мотивации школьника (смоделировать задачу, составить конспект, таблицу, тезисный план; подготовить сообщение; разработать компьютерную презентацию; составить план научного исследования; разработать проект озеленения пришкольной территории). Интегрированный проект «Экологический мониторинг микрорайона школы», который ведется под моим руководством с 2004 г., был востребован педагогическим сообществом района, города, стал одним из победителей конкурса инновационных продуктов. Среди педагогов, активно внедряющих данную методику не только биологи, но и географы, химики, экологи, педагоги дополнительного образования Красногвардейского, Невского, Адмиралтейского районов, получил высокую оценку Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения им. Остапца-Свешникова в Москве.

         Для всестороннего развития личности ребенка, его мыслительной деятельности, профессиональной мотивации включаю учеников в общественно-значимую практическую деятельность (общественная экспертиза, проектная деятельность, исследовательская работа, профессиональные пробы, работа на пришкольном участке, выступления перед учениками, родителями на научно - практических конференциях и т.п.). Свидетельство тому многочисленные выступления и победы обучающихся с исследовательскими работами на олимпиадах и конференциях.

        Для эого применяю активные методы обучения биологии:

  • проблемный (использую различные приемы критического мышления);
  • частично-поисковый;
  • исследовательский.

         А также применяю различные формы обучения: урок, лабораторная работа, экскурсия (в том числе и виртуальная), практическая работа (может стать и домашним заданием), внеклассное мероприятие.

         Причем, на каждом уроке считаю необходимым использовать различные методы, не только словесные, наглядные, моторные, но и полимодальные, которые дают возможность задействовать сразу все формы восприятия, биология, как ни один другой предмет, дает мне такую возможность. Осуществляю дифференцированный подход к обучающимся, для этого применяю, как индивидуальные, так и групповые формы работы.

                    Считаю основными своими задачами, следующие:

  • создать условия для самостоятельной работы;
  • вооружить обучающихся методами и приёмами творческой работы;
  • обеспечить школьникам основные условия для творческой деятельности;
  • предоставить время для осуществления всех фаз творчества (подготовка идеи, созревание идеи, озарение, проверка своей идеи, воплощенной в действительность).

Для решения этих задач руководствуюсь принципом: «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» (китайская мудрость).

Поэтому, считаю необходимым в каждый урок включать элементы практической деятельности. В результате у школьника формируется целостная картина мира, природы, появляется возможность использовать свои знания на практике.

В заключении хочу сказать, что учитель - это тот человек, через которого постигается самая главная и самая сложная наука – Жизнь! Заканчиваются уроки математики и географии, физики, химии и биологии…, а уроки жизни – никогда! Каждый, кто сегодня трудится в школе, работает на будущее и в ответе за это будущее. Путь учителя – это всегда вперед, остановившегося непременно обгонит время. Молодость сразу засечет отставание. Работа над усовершенствованием себя всегда тяжела – это знает каждый.

Считаю, важность и уникальность миссии учителя - в нескончаемости этой миссии. Учитель – связующее звено между поколениями. Весь путь учителя полон радости, неожиданности, побед и поражений. А самое главное - желания продолжать начатое, начинать с возможного и продвигаться к  невозможному.



Предварительный просмотр:

Использование метода проектов в формировании научного мировоззрения у обучающихся.

                 Цели и задачи, стоящие перед современным образованием меняются. Недостаточно, чтобы учащиеся просто усвоили полученные знания, необходимо сделать процесс обучения максимально адаптированным к учащимся. Ребенок изначально любознателен, любит творить, экспериментировать. Необходимо не заглушить эту черту его мыслительной деятельности, а дать ей возможность развиваться, поддерживать постоянный интерес к изучаемому предмету.

                Развитию активности и самостоятельности учащихся способствует технология проектов, которая формирует их готовность к поисково-исследовательской деятельности, познанию новых и решению сложных жизненных проблем.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектная деятельность  - это выполнение долговременных, трудоёмких, среднесрочных или краткосрочных творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала.  Над проектом обычно работает один человек или небольшая группа, конечным результатом проекта является отчёт о работе, компьютерная презентация. Проектная деятельность  позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично свой результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности  - найденный способ носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.

Проект позволяет развить познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Метод проектов позволяет при решении какой-либо проблемы интегрировать знания и умения, полученные из различных областей науки, техники, технологии. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

Проектная технология позволяет создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, обеспечивая формирование обобщенных компетенций обучающихся, универсальных познавательных и информационных (исследовательских) умений.

Работа над проектом включает 5 этапов:

  1. ПОИСКОВЫЙ ЭТАП: определение темы проекта, анализ проблемы, постановка цели проекта
  2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП: анализ имеющейся информации; определение какой информации недостает; сбор и изучение информации; поиск оптимального способа достижения цели, построение алгоритма деятельности; составление плана реализации; анализ ресурсов.
  3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП: выполнение запланированных действий; мониторинг качества; изменение, коррекция при необходимости.
  4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП: подготовка презентационных материалов; презентация проекта; изучение возможностей использования результатов проекта.
  5. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП: анализ результатов выполнения проекта; оценка качества выполнения проекта.

При планировании проектной деятельности необходимо выявить имеющиеся у учащихся знания и умения (с учетом их возрастной группы); наметить, какие знания и умения должны приобрести учащиеся в процессе работы над проектом; разработать методические рекомендации и дидактические материалы; рассмотреть возможности использования межпредметных связей; определить время работы над проектом; поставить перед учащимися цели и задачи, формирующие творческие навыки и развивающие инициативу; наметить варианты представления результатов исследований.

Что значит – работать над проектом? Значит, ученик должен уяснить проблему, которую надо решить, проанализировать материалы различных источников, выдвинуть гипотезу, провести необходимые исследования, продумать установку для проведения эксперимента, выполнить эксперимент, который или подтвердит, или опровергнет выдвинутую учащимися гипотезу, сделать необходимые выводы. Практически ученики проходят все шаги процесса познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент, теория, применение.

Все ученики, работавшие над созданием проектной работы, начинают лучше учиться, у них формируется умение более правильно оценивать свои возможности, то есть повышается самооценка; вырабатывается способность самостоятельно добывать знания, инициативность, целеустремленность, умение анализировать;                                      осуществляется практическая связь учебного предмета с жизнью; повышается активность учащихся старших классов в проектной деятельности.

 Метод проектов в своей работе использую на протяжении нескольких лет, как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Как появляются темы и организуется работа по методу проектов?!

Темы появляются иногда спонтанно, иногда в выборе темы помогает материал методической литературы, справочной литературы, а иногда темы являются итогом наблюдений окружающего нас мира.

Практика показала, что проведение проектной деятельности требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), поэтому её использование в урочной деятельности по одному предмету ограничено и не позволяет в полном объёме отрабатывать проектные умения. Эта проблема может решаться через организацию деятельности творческого объединения педагогов школы, ведущих разные предметы в одном классе.

В прошлом учебном году в нашей школе учителями естественнонаучного цикла разработан интегрированный проект.

Проект называется «Глобальный общеэкологический кризис человеческой цивилизации».

Угрожающая динамика общеэкологического кризиса человеческой цивилизации как глобальной системы, отклонившейся под давлением неуправляемого процесса деформации человеческого сознания от траектории, совместимой с перспективой дальнейшего продолжения эволюции.

Объективная необходимость безотлагательного принятия реальных и эффективных мер, в условиях нарастающего дефицита времени, обусловленного высоким темпом истощения природных ресурсов планеты, её биосферы и морально-психологического потенциала собственно Человечества.

«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами». Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) – русский учёный, естествоиспытатель, основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, общественный деятель.

По своей природе экологическое образование нацелено на будущее, оно становится важным фактором социальной стабильности. Отсюда следует, что экологическое образование — это не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса, уникального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.

Сроки реализации проекта: 2013-2015 учебный год

Цель: построение вектора выживания человеческой цивилизации.

Гипотеза:

Благодаря вовлечению подрастающего поколения в решение глобальных экологических проблем можно сформировать у обучающихся экологическое мировоззрение.

Задачи:

•        сформировать у обучающихся активную гражданскую позицию

•        воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;

•        развитие умений устанавливать взаимосвязи между элементами окружающей среды и благополучия человека как биологического вида;

•        усилить региональную направленность экологического образования;

•        привлечь школьников к поиску механизмов решения актуальных проблем -сформировать чувство личной ответственности за состояние Человеческой цивилизации.

•        развить инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности.

 

Участники проекта:

Учителя естественнонаучного цикла:

Зимина Любовь Владимировна – учитель биологии,

Ильяшенко Наталья Евгеньевна – учитель биологии и химии,

Двинина Марина Юрьевна – учитель химии,

Пашенина Людмила Владимировна – учитель географии.

Инициативная группа обучающихся 7-10 классов.

Объект исследования:

Экологическая безопасность пищевых продуктов и пищевого поведения человечества.

Направления исследования:

Пашенина Л.В.

Проблема обеспечения населения Земли продуктами питания. (Глобальная проблема голода). – 10 класс

Двинина М.Ю.

Химический состав современных продуктов питания. Пищевые добавки. 9 класс

Ильяшенко Н.Е.

Биологические добавки в современной пищевой промышленности. 8 класс

Зимина Л.В.

Генные модификации. Биотехнология. 10 класс

 

Этапы реализации проекта

1-й ЭТАП – ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ

Проведение уроков по выбранной тематике. Поиск инициативной группы.

2-й ЭТАП – ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ

Изучение теоретического материала по указанной проблеме.

3-й ЭТАП – ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ

Анализ ситуации в Санкт-Петербурге.

 «Мы столь радикально изменяли нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя».

Винер Норберт (1894-1964) – американский математик, «отец кибернетики».