Мои работы

Смирнова Надежда Ивановна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 46

городского округа Самара

Конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитателем

«Прогулка в лес»

проведённой в рамках физкультурного развлечения детей с родителями

Дата проведения: 10 октября 2013 г.

Подготовила и провела

Воспитатель Смирнова Н. И.

Самара 2013

Возрастная категория: 4 – 6 лет.

Время проведения: 10 октября 2013 года.

Цель:

  1. Создание эмоционального настроя во время совместных игр детей и родителей.
  2. ОО «Коммуникация». Формировать умение выполнять правила, установленные коллективом.
  3. ОО «Социализация». Воспитывать доброжелательные отношения с соперником, чувство товарищества, выдержку.
  4. ОО «Познание». Воспитывать физические качества, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту.

Взаимодействие с родителями: Во время физических упражнений ребенок и родитель действуют в паре: ребёнок - взрослый.

Оборудование и материалы: шишки, ворона (кукольный театр), сундучок, карточки с упражнениями для игр, запись музыкальных произведений с динамичной музыкой. Сюрпризный момент «Мешок».

Предварительная работа:

Знакомство с упражнениями, которые будут использоваться во время совместной деятельности дети – родители. Разучивание подвижной игры «Карусель». Изготовление пригласительных билетов. Разыгрывание этюда «Кто где живёт».

Ход НОД

Мотивация. Под музыку взрослый с ребёнком проходит «Вагончик» в лес. Дыхание носом, выдох ртом (наслаждаемся лесным воздухом).

Ходьба: «Большие деревья» (мамы подтягивают  малышей вверх за руки, дети идут на носочках) повторить 4 раза.  «Маленькие деревья» - ходьба вприсядку (мамы держат малышей за талию).

Называем, какие деревья растут в лесу (заранее по паласу рассыпаны шишки). Дети собирают ступнями ног шишки и, передвигаясь сидя, относят шишки мамам, которые сидят по краю паласа (и.п. «ноги по-турецки»). Подсчёт шишек, аплодисменты.

Сюрпризный момент: ворона выносит сундучок. Со словом «пожалуйста» дети его открывают. Оттуда достаём упражнения для игр:

  1. Ходьба на ногах взрослого.
  2. «Обезьянки» - дети висят на животе у взрослого, держась руками и ногами за туловище. Взрослый передвигается на четвереньках.
  3. «Тачки»  - взрослые держат ребёнка за ноги, ребёнок на руках движется вперёд.
  4. «Лошадки» - дети едут верхом на взрослом.

Основная часть:

Сюрпризный момент -  вбегает «Мешок», он даёт задание для игр со взрослыми:

  1. «Стойкий оловянный солдатик»
  2. «Рыбка»
  3. Зайка» - прыжки через ноги сидящего взрослого
  4. «Лодочка».

Словесная игра «Скажи ласково».

Предлагает «Мешок»:

Игра «Стрелочка».

Подвижная игра «Карусель».

Спокойная игра «Кто, где живёт»: голубой круг – это небо, там живут птички; зелёный треугольник – это лес, там живут лисички; коричневый прямоугольник – это болото, там живут лягушки; жёлтый квадрат – это цветы, там живут бабочки. Воспитатель даёт сигнал «Птички!» или «Бабочки!» - дети имитируют движения, соответствующего сигнала и перемещаются по паласу в тот угол, где лежит геометрическая фигура.

Заключительная часть

Под потешку, потягивание с глубоким дыханием через нос.

Рекомендации воспитателям:

  1. В режиме дня (на прогулке) организовать игру «Карусель».
  2. В режиме дня между НОД предложить детям спокойные игры «Скажи ласково», с мячом «Кто, где живёт».

Рекомендации родителям:

  1. Продолжать тесный контакт в играх, представленных на занятии, с детьми в домашних условиях.

Список использованных источников.

Литература.

Интернет ресурсы.

  1. Ветлугина, Пензулаева «Игры и развлечения на улице», 2009 г.
  2. Н. В. Чаморова «Подвижные игры и забавы – играем и поём» - М., 2006 г.
  3. Николаева «Экология».
  4. А. Шорыгина «Зелёные сказки» экология для малышей. – М., Прометей. Книголюб, 2003 г.
  5. В. Л. Страковская. Нетрадиционная медицина. – М., Новая школа, 2004 г.
  6. Федеральные государственные образовательные стандарты (Электронный ресурс). URL: http://fgos.isiora.ru/
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт (Электронный ресурс). URL: http://standart.edu.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 46

городского округа Самара

Консультация для педагогов

«Развитие восприятия цвета и формы у детей младшего дошкольного возраста»

Дата проведения:  

Подготовила и провела

воспитатель Смирнова Н. И.

Самара 2010

«У каждого возраста своя задача перед будущим. Дошкольника мы должны научить думать» - так считает известный отечественный психолог  Н. Г. Салмина, ученица В. В. Давыдова, автора современных школьных программ.

Но как выполнить эту задачу? И педагоги, и родители понимают, что для этого нужно лучше развивать мышление ребёнка. Создано немало развивающих программ, развивающих логику игр, родители, чуть ли не с пелёнок стараются научить детей читать, педагоги всё более и более нагружают левое полушарие ребёнка. Отсюда, получаем дисгармоничное развитие ребёнка и неуспех при обучении в школе. Что же делать? Нужно обратить внимание на ранний и младший дошкольный возраст, когда формируется чувственный опыт ребёнка.

Известно: знания, получаемые маленьким ребёнком словесным путём не ясны, не отчётливы, не прочны. Более того, там, где с ясельного возраста не учат детей выделять свойства предметов, обследовать предметы, включая как можно больше органов чувств, при обследовании, или недостаточно уделяют этому внимание, всегда умственное развитие ребёнка будет ниже по своему уровню, чем могло бы быть. Чувственный опыт ребёнка создают психологические процессы: ощущения и восприятие.

Что мы знаем о восприятии? Это целостный образ предмета, возникающий в результате воздействия на органы чувств свойств воспринимаемого предмета. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга. В отличие от восприятия, ощущение отражает лишь отдельные свойства, признаки предметов и явлений. Но чем богаче ощущения, тем точнее образ восприятия.

Таким образом, восприятие – это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в форме образа в момент их воздействия на органы чувств, анализаторы. При восприятии познаются внешние, конкретные свойства связи между предметами.

Существует строгая закономерность в психическом развитии ребёнка: до появления сложных умственных процессов мышления у ребёнка обязательно должен сформироваться чувственный опыт, знание конкретных вещей, предметов, их свойств, явлений и умение устанавливать внешние связи между ними (на наглядном материале). И только позднее происходит перенос во внутренний план. Если ребёнок научится устанавливать эти внешние связи на самом разнообразном конкретном материале, то у него формируется этот чувственный опыт, который является фундаментом мышления – умения решать задачи, устанавливать внутренние логические связи в уме.

Вот почему очень важно заложить этот фундамент в дошкольном возрасте. Неслучайно, один из основателей отечественный психологии Лев Семёнович Выготский писал: «Понять смысл вещей – значит продвинуться на половину в развитии сознания».

Восприятие имеет огромное значение для познавательной деятельности ребёнка. Полноценно сформированное восприятие ложиться в основу всех психологических процессов, в особенности мышления. Оттого, как оно сформировано зависят познавательные возможности ребёнка, дальнейшее его психическое развитие.

Особое внимание на это следует обратить педагогам коррекционных групп, так как к нам поступают дети, у которых наблюдаются проблемы не только речевые, но и нарушения в познавательной сфере, прежде всего в восприятии. Зачастую воспитателям кажется, что работать над сенсорным развитием детей нужно только в раннем возрасте. На самом деле развитие видов восприятия, особенно зрительного, окончательно завершается только к концу дошкольного возраста, то есть процесс его формирования длительный и медленный.

Вот почему я взяла темой своей углублённой работы с детьми – это развитие восприятия цвета и формы у детей младшего дошкольного возраста. Чем младше ребёнок, тем не совершеннее его восприятие. Оно носит активный, наглядно-действенный характер.

Воспринять предмет для ребёнка – это значит выполнить определённое практическое действие. Характерная особенность восприятия малыша – это его слитность (т.е. он не видит даже основных частей предмета) и отсутствие целенаправленности, т.е. его восприятие непроизвольно, он не может специально поставив цель, управлять. Большая роль в руководстве восприятием принадлежит взрослому.

Анализ изученной литературы помог мне понять особенности в работе с детьми по сенсорному воспитанию. Я хотела бы поделиться своим опытом с воспитателями. Потому, что именно мы, особенно воспитатели коррекционных групп, часто затрудняемся в работе, не имея специальных знаний, и в итоге не получаем ожидаемых результатов в работе с детьми.

Здесь есть некоторые тонкости.

Первое. Обратить внимание на выбор методики и проведение диагностики детей. Нам важно точнее определить исходный, актуальный уровень развития у каждого ребёнка восприятия цвета и формы, соответствует ли он возрастной норме, календарному возрасту детей. Это теория Л. С. Выготского.  Если не соответствует, то не просто ставим низкий уровень, а даём качественную оценку.

Так, например, в моей группе у двоих детей выявлен только уровень сличения цвета, т.е. дети могут распознавать цвета «такой – не такой», не называют словом-названием и действуют, подражая взрослому. У них низкий уровень, восприятие цвета не сформировано, а у 44% детей восприятие цвета есть, они могут работать по образцу, но не соединяют восприятие со словом-названием. У этих детей восприятие цвета тоже ниже возрастной нормы – низкий уровень, но работать с этими подгруппами нужно по-разному. Поэтому важно, кроме наличного, актуального уровня выявить и потенциальный уровень, «зону ближайшего развития», то, что ребёнок сможет освоить с помощью обучения взрослого. Это его потенциальные возможности. В проведении такой диагностики нужна помощь психолога МДОУ. Далее в зависимости от выявленных уровней развития у детей восприятия цвета и формы выбираются основные направления коррекции.

Их два: I – усвоение общепринятых систем сенсорных эталонов (сенсорные эталоны – это общепринятые, выработанные человечеством мерки: для цвета – это цвета спектра; для формы используются в качестве мерок геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат и т.д.). Эталоны – это образцы основных цветов, форм и т.д., с которыми ребёнок сопоставляет, сравнивает цвета и формы окружающих предметов. Усвоение систем сенсорных эталонов происходит по мере формирования ориентировки ребёнка на цвет и форму.

Лучшие результаты развития восприятия у ребёнка получаются только тогда, когда ребёнку для сравнения предлагаются эталоны, только тогда происходит усвоение представления о свойствах предметов. Формируются они с помощью обучения на занятиях (развитие речи, математики, рисовании, лепки, аппликации, конструировании)

- вне занятий: через развивающие игры, дидактические игры, подвижные игры, развивающую среду.

Методические приёмы:

- сравнение предметов, отвечающих одним признакам;

- группировка предметов по сенсорному признаку;

- классификация.

Наилучшим образом восприятие у ребёнка формируется в развивающих и дидактических играх.

II – направление развития восприятия цвета и формы: усвоение ориентировочно-познавательной деятельности, развитие действий восприятия, основная функция которых заключается в обследовании предметов, «уподоблении» его свойствам, что даёт возможность снять копию, создать модель воспринимаемого предмета.

Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате действия восприятия, направленного на обследование свойств предметов с помощью осязания и зрения. Действия руки выступают, как способ обследования. Это рассматривание, выслушивание, ощупывание, наложение, прикладывание, прослеживание взором за обведением пальчиком ребёнка контура предмета. После освоения ребёнком действий восприятия, он может узнать любую фигуру, веет, выполняя эти же действия, но в уме.

При развитии восприятия формы это:

- наложение фигур;

- прикладывание;

- переворачивание;

- сопоставление элементов фигур;

- обведение пальцем контура;

- ощупывание;

- рисование.

При развитии восприятия цвета:

- приложение, сопоставление предметов вплотную друг к другу, сличение цветов.

При знакомстве с предметом, его свойствами, чем младше ребёнок, тем более развёрнутым должно быть обследование. Однако младший дошкольник не владеет способами обследования свойств предметов, часто зажимая предмет в кулаке, не может управлять своим взором, обводить предмет по контуру, обследовать кончиками пальцев, поэтому не получают точного образа, свойства.

Поэтому очень важно формирование этих обобщённых действий восприятия цвета и формы. И огромная роль здесь принадлежит взрослому. Воспитатель использует показ, совместные действия рукой ребёнка по овладению его перцептивными действиями, чёткая словесная инструкция после показа, совместных действий взрослого с ребёнком, словесные комментарии и оценка, обобщение.

Изучая свойства вещей, ребёнок использует различные способы ориентировки:

- хаотичные действия ребёнка, перебор вариантов.

II младшая группа: норма – метод проб и ошибок – целенаправленные пробы; средняя группа: норма – практическое примеривание; старший дошкольный возраст: норма – зрительное соотношение.

Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Остановимся на последовательности работы с детьми, после выявленных диагностикой уровней развития цвета и формы.

Восприятие цвета – это длительный и наиболее сложный процесс. Оно не может быть выделено ребёнком путём проб. Цвет нужно обязательно увидеть. Увидеть его одинаковость или неодинаковость по сравнению с цветом других предметов.

Начинают работу с детьми с обучения их зрительному различению предметов по цвету и форме:

  1. Обучаем ребёнка действиям восприятия цвета: непосредственному сближению, прикладыванию предметов вплотную друг к другу, т.е. примериванию. При практическом зрительном выделении формы учим приёмам сопоставления предметов:

- накладыванию фигур друг на друга;

- обведение пальчиком контура фигуры.

Учим действовать подражанию. Не называя цвет, форму, учим сопоставлять «найти такой же».

  1. Ребёнок выполняет задания на идентификацию предметов с образцом – эталоном, а взрослый комментирует его действия. После выбора по образу взрослый называет цвет и форму.
  2. Постепенно задача усложняется, детей учат зрительному соотнесению цветов и формы, учим детей называть свойства словом-названием (это какой? Назови по цвету, форме).
  3. Закрепление цвета, формы во всех видах деятельности с помощью дидактических игр.
  4. Упражнения на закрепление и применение знаний по цвету, форме.
  5. Формирование представлений о цвете и форме предметов (закрепление в памяти). Здесь используются так же специальные дидактические игры.

Таким образом, происходит обогащение чувственного опыта детей и формирование зрительного восприятия цвета и формы.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты (Электронный ресурс). URL: http://fgos.isiora.ru/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт (Электронный ресурс). URL: http://standart.edu.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 46

городского округа Самара

Конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитателем

«Как дикие животные готовятся к зиме»

проведённой в рамках экологического воспитания

Дата проведения: 21 ноября 2012 г.

Подготовила и провела

Воспитатель Смирнова Н. И.

Самара 2012

Возрастная категория: 4-5 лет.

Время проведения: 21 ноября 2012 года.

Цель: расширить и обогатить знания детей, развить речь, увеличить словарный запас. Воспитать уважительное отношение к природе и её обитателям, желание не навредить.

ОО «Познание»

  1. Закрепить умение узнавать животных, называть их и их действия.

ОО «Коммуникация»

  1. Совершенствовать умение правильно строить предложение во время ответов.

ОО «Социализация»

Воспитывать доброжелательное сочувствие, осторожность при общении с животными.

Взаимодействие с родителями

  1. Предложить найти ответы самостоятельно на вопросы:
  1. Почему ёж спит зимой?
  2. Что делает медведь зимой?
  3. Почему зайца не видно на снегу?

Оборудование и материалы:

- магнитофон с детскими песнями о медведе, зайце;

- мольберт с изображением диких животных и их места проживания;

- макет пенька;

- слайды на компьютере с видами волка, зайца, лисы, медведя, белки;

- подбор карточек-открыток с загадками о животных.

Занятия с логопедом:

Чтение загадок, прослушивание музыкальных песенок о животных.

Предварительная работа:

Раздаточный материал у детей – цветные карточки: белые (Зима), зелёные (Весна), красные (Лето), жёлтые (Осень).

Формы организации НОД:

  1. Игра-упражнение.
  2. Обсуждение.
  3. Чтение загадок.
  4. Беседа.
  5. Сюрпризный момент.

Ход НОД

Мотивация

Дети входят в группу под спокойную мелодию. Подходят к атрибутам, расставленным на ковре, и воспитатель в беседе объясняет что это. Дети рассаживаются на паласе.

Воспитатель: Ребята, у каждого времени года свои особенности. Отгадайте, когда это бывает?

Дел у меня немало

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня… (Зима)  (открывается файл на компьютере)

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой «улий» пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает

Когда это бывает?.. (Весна)   (открывается файл на компьютере)

В какое время года

Стоит жаркая погода?

Солнце печёт,

Липа цветёт?.. (Лето)  (открывается файл на компьютере)

Дни стали короче,

Длинней стали ночи.

Кто знает, кто знает

Когда это бывает?.. (Осень)   (открывается файл на компьютере)

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно отгадали загадки!

А сейчас какое время года?     (Осень)

Мы знаем с вами песни и стихи про осень. Ариша сама выучила стихотворение про осень.

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, золотой,

Как хорош ты, ли цветной!

        А ветер щёки толстые

        Надул, надул, надул.

        И на деревья пёстрые

        Подул, подул, подул!

Красный, жёлтый, золотой,

Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно:

Листьев нет – лишь ветки видно!

                                                      И. Михайлова

Основная часть

Слышится стук в дверь.

Воспитатель: Ой, ребята, кто-то к нам в гости идёт!

Посмотрим?  (Да!)

Лесовичёк: Здравствуйте, дети! Меня зовут Лесовичёк!

Знаете, почему меня так зовут? Я живу в лесу.

Сейчас там всё изменилось: на деревьях нет листьев, трава пожелтела, её покрыл первый снежок. Я животных в лесу не встретил, стало тихо, не с кем поговорить. Вам я хочу загадать загадку. Умеете загадки отгадывать?

Ну, слушайте!

(При отгадывании загадки воспитатель открывает файлы на компьютере)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу…

                     Хитрая плутовка,

                     Рыжая головка,

                     Хвост пушистый – краса,

                     А зовут её …

                       Этот зверь лесной

                       В серой шубе меховой,

                       Зубами шёлк – это ….

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку…

                      На спине иголки

                      Длинные, да колки,

                      А свернётся он в клубок,

                       Нет ни головы, ни ног…

Лесовичёк:

Как называются эти животные?    (Дикие)

А как же животные готовятся к зиме?

  1. Каждое животное меняет свой внешний вид.

Кто меняет старую шубку на новую? (Белка, заяц)

(Если неправильно, то файл не включается)

  1. А где живут звери? Где их дом?

Как называется дом у белки?

Как называется дом у ежа?

Как называется дом у медведя?

Как называется дом у лисы?

Как называется дом у волка?

Как называется дом у зайца?

  1. А какие животные утепляют свой дом?

Как же белочка готовит своё дупло к зиме?

А как медведь? Ёж? Заяц?  (Ответы детей)

  1. Какие припасы животные заготавливают на зиму?

(Дидактическая игра на компьютере «Четвёртый лишний»)

Что припасла белка? А ёж? А медведь?

(Выслушать ответы детей и сказать, что медведь-то зимой спит в берлоге и сосёт лапу).

Воспитатель: Вот, Лесовичёк, дети знают всё о том, как дикие звери готовятся к зиме.

Физ. Минутка

Игра «Вокруг себя обернись, в зверя превратись»

(Упражнение на развитие мимических движений и имитацию движений животных).

Надеть на детей шапочки.

- Мы зверей сказать попросим, как они встречают осень.

Мишка (пальчиковая гимнастика «Мишка»:

 В берлогу скоро лягу спать,

За осенью зима придёт опять.

Пусть мене во сне приснится мёд.

Проснусь, когда весна придёт.

Зайка  (пальчиковая гимнастика «Зайка»:

Пора мне, зайчику, линять,

Пора мне шубку поменять,

Зимой быть серым не могу,

От хищников не убегу.

Ёж  (пальчиковая гимнастика «Ёж»):

Я тоже буду спать, как Мишка,

Я поохотился за лето,

Грибы искал, мышей ловил,

Мне надо отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил.

А для Вас, мои друзья,

Принёс грибов корзинку я.

Зверушки сели к детям, Лесовичёк их хвалит. Предлагает посмотреть на макет с берлогой и пеньком , но без диких животных. Фигурки зверей лежат у детей на подносах, а так же шишки, грибы, орехи, листочки.

Воспитатель: Что изображено на макете? В этом осеннем лесу живут дикие животные, только они растерялись и не могут найти свой домик. Давайте поможем найти каждому свой дом.

- Где же будет жить белка? У кого есть белочка, помогите ей попасть в дупло. (Дети прикрепляют белочек).

- Кто шевелит ушками? Где живут зайцы? Найдём норку под кустом. (Дети прикрепляют к картине зайцев).

- Кто делает так «ф-ф-ф»? Где живут ежи?

- Где живёт медведь?

- Чем питаются белки?

- А ежу поможем с припасами?

- Поможем медведю утеплить берлогу?

Подведение итогов:

Воспитатель: Вы молодцы, ребята. Вам понравилось помогать животным? (Ответы детей).

Лесовичёк хвалит детей, дарит угощения, прощаются с детьми.

Дети вместе с воспитателем идут пить чай.

Рекомендации воспитателям:

  1. В режиме дня использовать загадки, пальчиковую гимнастику.
  2. В режиме дня (между НОД) предложить спокойные хороводные игры: «Заинька, повернись!», «Мы на луг ходили». Пение песни «Раз морозною зимой…».

Рекомендации родителям:

Беседы о бережном отношении к животным, умении вести себя человеком в природе: не сорить, не разжигать огонь.

Список использованных источников.

Литература.

Интернет ресурсы.

  1. Ветлугина, Л. И. Пензулаева «Игры и развлечения на улице», 2009 г.
  2. Н. В. Чаморова «Подвижные игры и забавы – играем и поём» - М., 2006 г.
  3. Н. С. Николаева «Экология».
  4. А. Шорыгина «Зелёные сказки» экология для малышей. – М., Прометей. Книголюб, 2003 г.

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты (Электронный ресурс). URL: http://fgos.isiora.ru/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт (Электронный ресурс). URL: http://standart.edu.ru