«Живопись как один из основных видов изобразительного искусства».

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

                                                                   «Живопись позволяет увидеть вещи 

такими, какими они были однажды,

                                                                       когда на них глядели с любовью» 

                                                                                                              Поль Валери

 

     Целью моей работы является выявление роли живописи в жизни человека.

 

Задачи:1.Проанализировать, что такое «живопись»; рассмотреть историю    

                возникновения живописи как вида изобразительного искусства;

              2. Доказать, что  живопись способствует развитию гармонично развитой

                личности;  

             3. Обобщить и сделать выводы

Актуальность данной работы заключается в том, что живопись оказывают позитивное влияние  на усвоение компонентов содержания образования (знания, умения, навыки творческой деятельности, ценностные ориентации). Обучение живописи на уроках изобразительного искусства развивает кругозор учащихся в области искусства, способствуют развитию творческих способностей.        

      

      Изобразительное искусство – один из предметов эстетического цикла, который помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Цель изобразительного искусства - находить любовь, красоту, нравственную ценность не только в произведениях искусства, но и в повседневных вещах. Уроки живописи развивают  творческие способности учащихся, выявляют интерес детей к искусству в целом, развивают эмоциональную сферу, чувства, душу. Живопись как один из видов изобразительного искусства призвана  очищать и облагораживать человека силой художественного языка. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Именно живопись помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира в его многокрасочности.

 

      Живопись - это искусство плоскости  и одной точки зрения, где пространство и объем существуют только в иллюзии. Элементарные знания о живописи, изобразительном искусстве являются  необходимостью для полноценного восприятия мира современным человеком.  

      Живопись способна воплощать большое разнообразие  явлений, впечатлений и эффектов. Живописи доступен весь мир чувств, характеров, взаимоотношений, переживаний. Ей доступны самые тонкие наблюдения натуры, вечные идеи, впечатления, тонкие оттенки настроений.

      Слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать». «Живописать, - объясняет В.И. Даль, - изображать верно и живо кистью или словами, пером». Для рисующего изображать «верно»  означает точную передачу внешнего облика увиденного, его важнейших признаков. Верно передать их удавалось графическими средствами - линией и тоном. Но передать живо этими ограниченными средствами многоцветие окружающего мира, пульсацию жизни в каждом сантиметре цветной поверхности предмета, очарование этой жизни и постоянное движение и изменение невозможно. Правдиво отразить колорит реального мира помогает живопись - один из видов изобразительного искусства.

      Цвет - главное изобразительное и выразительное средство в живописи - обладает тоном, насыщенностью и светлотой; он как бы соединяет в целое все характерное в предмете: и то, что можно изобразить линией, и то, что ей недоступно.

     Живопись, как и графика, пользуется светлыми и темными линиями, мазками и пятнами, но в отличие от нее эти линии, мазки и пятна цветные. Они передают цвет источника света через блики и ярко освещенные поверхности, лепят объемную форму предметным (локальным) цветом и цветом, отраженным средой, устанавливают пространственные отношения и глубину, изображают фактуру и материальность предметов.

     Задача живописи - не только показать что-либо, но и раскрыть внутреннюю сущность изображаемого, воспроизвести «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Поэтому правдивое художественное обобщение явлений жизни представляет собой основу основ реалистической живописи.

      Изобразительное искусство – сфера неординарная. Отображая мир, оно не в состоянии  показать объект в динамике в прямом понимании этого термина,  хотя мастера и выработали множество оригинальных приёмов передачи движения. При этом изображение единственного момента бытия – неизбежная и, возможно, самая особенная черта этого искусства, ставшая основой предметности и знакового обозначения его образов. Однако хотя форма и заимствует у предметов и явлений их черты, тождества здесь быть не может. Веками художники совершенствовали и открывали новые средства изображения, анализировали, выявляли сущность вещей. Параллельно с этим росло их значение и созданного ими искусства. Продвижение и  совершенствование художественной культуры подразумевает под собой соответствующее эстетическое развитие социума, потому образование в этом направлении стало обязательным условием для формирования личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям, накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств.

           Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видов искусств. Только в случае владения элементарными знаниями в области искусства, человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность произведений и памятников искусства.

          Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Оно существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

          Виды искусства — это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

         Искусство делится на несколько групп. В первую — входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа — Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

         Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция — Музыка, Литература.

        Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами — Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

       Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

       Формирование культурной личности - одна из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования. На сегодняшний момент учебная программа по изобразительному искусству позволяет учащимся 1-8 классов тщательно изучить основы искусства, приобрести необходимые художественные навыки, а так же способствует развитию  разносторонне – развитой личности, умеющей ценить и понимать прекрасное.  

 

История появления живописи.

 

        Живопись – вполне реальный атрибут древнего мира. Художники первобытных времён в своих изображениях определяли собственное творчество не как  пространственное, а как смысловое. Потому так часты сцены охоты, избирания вождя, т.е. те аспекты жизни, которые являлись её частью. Но не стоит думать, что древний художник был способен лишь переносить на скалы повседневные события, не обладая больше никаким мастерством. Художники древнего мира были очень искусны и техничны в анималистике, очень точно передавали фигуры животных и их анатомическое строение.

      Последний аспект – особенно важный. Тонкости анатомии животных, их повадок и поведенческие особенности были знакомы этим мастерам потому, что они собственноручно охотились, после чего занимались разделкой туши, практически постигая анатомию животных. Отличительным качеством древней живописи оказывается первостепенность унитарного опыта над эстетикой. Красота возникала после того, как событие или обряд приносило пользу. Эстетика способствовала развитию знаний, постижению природы. 

     В Древнем Египте можно наблюдать подобные тенденции. Если первобытные художники на своих изображениях выделяли в габаритном отношении вождя, делая его самым высоким на рисунке, то и египетские художники следовали этому же принципу в отношении своих вождей. Так появились смысловые и композиционные акценты, относящиеся конкретно к живописному искусству.  

    Среди прочих особенностей древней живописи – тесная близость между живописью и графикой, а также литературой.  Особенно это видно в искусстве Древнего Китая и Древнего Египта, в которых роднящими их элементами были элементы повествования. Для сюжетов этих картин обязательными были цепочки событий, построенных по повествовательному принципу или даже живописный рассказ, сконструированный из ряда фигур. Даже столь ранний этап изобразительного искусства выявляет многообразное выражение позиций на плоскости. Древнеегипетские мастера создавали в изображениях профиля сразу оба глаза, южно - меланезийские отдавали предпочтения тем плоскостям, которые   сокрыты от прямого взгляда. На их рисунках диск, изображённый над головой человека, обозначал его затылок. Если же мастер из Южной Меланезии запечатлевал двойное лицо, то расшифровывалось оно как «круговой взгляд».
     Развитостью в этот период отличалась ландшафтная живопись. Древние рисунки являют взору и фигуры людей, ландшафтные объекты, но при всём своём мастерском и техническом совершенстве, они всё же не перешагнули уровня идеографического письма. Их функция – обозначение, обрисовка древнего мира, изображённого таким, каким  он, в сущности, и являлся.

       В более поздний период античный художник постигает анатомию человека, на что, также  как и в первобытном обществе, влияли внешние факторы: спартанские традиции воинского воспитания, распространение других видов искусств. Изобразительное искусство обратилось к гармонии и красоте человеческого тела. Живопись воссоздаёт фрагменты реалий того времени: Олимпийские игры, воинское воспитание юношей, эпизоды из жизни рабов.

      В Средние века изобразительная концепция строилась на  условно-плоскостной трактовке. В композиции не перспектива оказывалась главенствующим элементом, а значимость и семантическая наполненность.   Русская иконопись следует этим же установкам. В Средневековье художники пока игнорируют различия в анатомии между телом взрослого и ребёнка, на что указывают те полотна, где Младенец-Христос является уменьшенным взрослым. Искусство этого периода вникает в духовно-эмоциональную сферу личности. Культ обнажённого тела отвержен, а вместо него модели на полотнах предстают в длинных задрапированных убранствах, зачастую повторяющие монашеские. Впрочем, монашеские одеяния – также не редкость. Такие одежды призваны скрадывать и маскировать формы и линии тела, пропагандируя бесполость и бесформенность.

     Возрождение перечёркивает эту концепцию, изображения обнажённого тела реанимируются. Теперь в центре интересов живописцев несколько ипостасей человеческой плоти – красота, мощь и сладострастие.  Наслаждение жизнью, как и радость бытия, сочетание духовного и чувственного – именно этими настроениями преисполнены полотна Тициана, Джорджоне, Рубенса, Эль Греко. В эпоху «Возрождения» в системе видов искусств ведущую позицию занимает живопись, пронизанная духом антиаскетизма. В этот период складываются новые принципы, касающиеся перспективы и пространства. Теперь фигуры и их расположение на полотне указывают суть их взаимоотношений персонажей. Художники Возрождения, а затем и барокко, вырабатывают начала колористики. Важные события на картине выделялись на полотнах с помощью света и тени. Это утверждение относится и к перспективе и её законам.

    XIX век окончательно превращает живопись в отдельный жанр, отмежёвывая его от жанра графического. Вопрос пропорций между красками в живописи доводится до совершенства. Цвет становится отражением сути предметов и их связи с миром. Независимая от рисунка, эта новая живопись, открывает законы  света, тени, полутени, объёма. Любые капризы цвета и света, встречающиеся в природе, подвластны теперь художниками: Ренуару, Гогена, Ван Гога, Мане, Моне, Тулуз-Лотрека.

    ХХ век меняет общий характер живописи. Другие виды искусств – кино, фотография, телевидение, театр – оказывают ощутимое воздействие на живопись. Не только внутренний мир человека, но и его интеллектуальные качества влияют на это искусство. Однако фотография обозначила для живописи небывалые до сих пор задачи, поскольку  перехватила основную её функцию – запечатлевать предметы и людей.

   В связи с этим значимость субъективного начала в живописи прогрессирует. Необычайную ценность обретает индивидуальное видение, личностное восприятие жизни. Это приводит к тому, что живопись продуцировать собственный язык и знаковую систему, в которой приобретают смысл такие ранее не значимые элементы, как рама, формат, плоское основание, размеры и т.д.

   Велико значение импрессионизма, чьей заслугой является изобретение новых способов в передаче воздуха, световых эффектов, цветовых взаимодействий.

  Итак, живопись менялась вместе с эпохами и направлениями, часто опережая своими новаторскими достижениями течение жизни.

Цели и задачи живописи.

 

       Изобразительное искусство – это искусство изображения на какой-либо плоскости картин окружающего мира, но не путём копирования, а посредством творческого переосмысления в воображении создателя картины. Этому искусству присуще направлять  внимание на некое эстетическое качество,  чаще всего, цветовое. Именно чувство цвета в изобразительном искусстве переводится в особую сферу и превращается в средство постижения мира, но только художественным способом.

       Наличие задач определяет развитие живописного искусства. Первая из них – не копировать объектный мир и населяющих его людей, а транслировать на полотне персоналистические соображения о нём, раскрыть зерно изображаемого. На полотне необходимо присутствие пространства, но обязательно с включением декоративной функции.

       Вторая задача – воссоздание человека и его внутреннего мира, многообразным спектром психологических и эмоциональных нюансов, сочетая это с раскрытием сложных коммуникаций личности со средой.

       Третья задача относится уже к разделу технических вопросов. Перенесение на плоскость нюансы объёма и перспективы, продуманность композиции,  пропорции света и тени  со скрупулёзными тональными переходами.

        Настоящего художника не может устроить комплект устоявшихся правил и приёмов. Он всегда будет искать новые выражения красоты и гармонии окружающего мира. Если какие-то методы перейдут в статус неактуальных методов, живописец откажется от применения. Поиски нестандартных способов воздействия на зрителя зачастую приводят художника на путь противоречий. И тогда, возвращаясь к старому, мастер начинает реанимировать то, что в наследии прошлого оказывается действительно ценным. Благодаря таланту и оригинальному мышлению способствует возрождению ценностей, которые ещё недавно были отвергнутыми.

         Помимо задач, живопись обладает и рядом функций. Благодаря обращению к живописи, её изучению и восприятию, этот вид искусства способствует познанию, эстетическому развитию, удовлетворению религиозных потребностей, философских и идеологических воззрений. Документализм и социальное начало позволяют живописи выполнять и другие функции, относящиеся к социально-воспитательной сфере. Живопись в своих задачах видит постоянное совершенствование. Перманентность состояния будет означать смерть искусства.

 

Виды, жанры и техники живописи.

 

     Живопись подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую.

Монументальная живопись (мурал) - это особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений. Она раскрывает содержание крупных социальных явлений, оказавших положительное влияние на развитие общества, прославляет их и увековечивает, содействуя воспитанию людей в духе патриотизма, прогресса и гуманности. Возвышенность содержания монументальной живописи, значительные размеры ее произведений, связь с архитектурой требуют больших цветовых масс, строгой простоты и лаконизма композиции, ясности контуров и обобщенности пластической формы.

Декоративная живопись применяется для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию прорыва стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, нарочито уплощенными формами утверждают плоскостность стены и замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи и скульптуры, связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой.

Театрально-декорационная живопись – это декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника. Она  помогает глубже раскрыть содержание спектакля. Особые театральные условия восприятия декорации требуют учета множества точек зрения публики, их большой удаленности, воздействия искусственного освещения и цветных подсветов. Декорация дает представление о месте и времени действия, активизирует у зрителя восприятие того, что происходит на сцене. Театральный художник стремится в эскизах костюмов и грима остро выразить индивидуальный характер персонажей, их социальное положение, стиль эпохи и многое другое.

Миниатюрная живопись получила большое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально проработанными иллюстрациями-миниатюрами. Живописной техникой миниатюры русские художники первой половины XIX века искусно пользовались при создании небольших (главным образом акварельных) портретов. Чистые глубокие цвета акварели, их изысканные сочетания, ювелирная тонкость письма отличают эти портреты, полные изящества и благородства.

Станковая живопись, выполняемая на станке - мольберте, в качестве материальной основы использует дерево, картон, бумагу, но чаще всего холст, натянутый на подрамник. Станковая картина, являясь самостоятельным произведением, может изображать решительно все: фактическое и вымышленное художником, неодушевленные предметы и людей, современность и историю - словом, жизнь во всех ее проявлениях. В отличие от графики станковая живопись обладает богатством цвета, который помогает эмоционально, психологически многогранно и тонко передать красоту окружающего мира.

Иконопись – вид живописи, зародившейся в Средневековье. Её сфера – религиозные сюжеты и темы. Значение её восходит к культу. На иконах (основная форма) изображаются представители горнего мира – Господь Иисус Христос, Богоматерь, святые, прославляющие Его. Икона – посредник между человеком и этим миром в момент молитвы в храме или дома.

Энкаустика – восковая живопись. Это довольно сложная техника: художник пишет расплавленными красками на не загрунтованной поверхности: камне, кирпиче и т.д. Картины в технике энкаустика отличаются большой прочностью.

       

По технике и средствам исполнения живопись подразделяется на:

1. масляную

2. темперную

3. фресковую

4. восковую

5. мозаичную

6. витражную

7. акварельную

8. гуашевую

9. пастельную

     Названия эти получились от связующего вещества или от способа применения материально-технических средств.

Масляная живопись выполняется краской, стертой на растительных маслах. Густая краска при добавлении к ней масла или специальных разбавителей и лаков разжижается. Масляной краской можно работать на холсте, дереве, картоне, бумаге, металле.

Темперная живопись выполняется краской, приготовленной на яичном желтке или на казеине. Темперная краска растворяется водой и наносится пастозно или жидко на стену, холст, бумагу, дерево. Темперой на Руси создавались настенные росписи, иконы и узоры на бытовых предметах. Благодаря темпере цветовая часть икон долгое время сохранялась ясной и свежей. Однако темпера очень чувствительна к поверхности и требует её невероятной гладкости. В наше время темперу используют в живописи и графике, в декоративно-прикладном искусстве и художественно-оформительском деле.

Фресковая живопись украшает интерьеры в виде монументально-декоративных композиций, нанесенных по сырой штукатурке водяными красками. Фреска имеет приятную матовую поверхность и долговечна в условиях закрытого помещения.

Восковая живопись (энкаустика) применялась еще художниками Древнего Египта, о чем свидетельствуют знаменитые «фаюмские портреты» (I век н. э.). Связующим веществом в энкаустике служит отбеленный воск. Восковые краски наносятся в расплавленном состоянии на подогретую основу, после чего прижигаются.

Мозаичная живопись, или мозаика, собирается из отдельных кусочков смальты или цветных камней и закрепляется на особом цементном грунте. Прозрачная смальта, вставленная в грунт под разными углами, отражает или преломляет свет, вызывая вспыхивание и мерцание цвета. Мозаичные панно можно встретить в метро, в театральных и музейных интерьерах и т. д. Витражная живопись - произведения декоративного искусства, предназначенные для украшения оконных проемов в каком-либо архитектурном сооружении. Витраж составляется из кусков цветного стекла, скрепленных прочным металлическим каркасом. Световой поток, пробивая цветную поверхность витража, рисует на полу и стенах интерьера декоративно эффектные, многоцветные узоры.

 

Живопись может быть представлена различными жанрами  

 

  1. Портрет – жанр изобразительного искусства, отличающийся изображение одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяют две основные группы: парадные (изображение человека в полный рост; на коне, стоящим или сидящим) и камерные портреты (поясное, погрудное, поплечное изображение). В парадном портрете фигура обычно изображается на архитектурном или пейзажном фоне, в камерном – чаще на нейтральном фоне. По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли – портретные галереи. Портрет, в котором человек представлен в виде мифологического, исторического, театрального, литературного или аллегорического персонажа, называют костюмированным. Портреты различают и по размеру, например, миниатюрный. Можно выделить автопортрет-изображение художником самого себя. Портрет не только передаёт индивидуальные черты портретируемого, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек. В России портретный жанр активно начал развиваться с начала 18 века. Замечательными русскими портретистами были Рокотов, Левицкий, Боровиковский, Серов и др.

 

  1. Исторический жанр посвящается значимым историческим событиям и явлениям. В основном он обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если их историческое значение признано современниками. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. Особенно тесно смыкается с батальным жанром при изображении исторических баталий, крупных сражений и военных событий. В 17-18 вв, исторический жанр занял ведущие позиции в академизме и классицизме, утвердилось представление о нем как о высоком жанре, включающем религиозно-мифологические и исторические сюжеты. Многофигурные композиции представляли античных героев и отражали конфликты противоборствующих сил (Пуссен, Веласкес, Рубенс, Рембрандт). В образе античных полководцев на картинах исторического жанра могли быть изображены властвующие монархи. Скульптурные портреты и памятники, посвящённые событиям Отечественной войны 1812г,создавались в рамках исторического жанра. Выдающимся мастером русской исторической живописи был Василий Суриков, отразивший в своих полотнах яркие исторические события, героические национальные характеры, полную внутренних противоречий историю народа: «Утро стрелецкой казни» 1881г., «Боярыня Морозова» 1887г., «Покорение Сибири Ермаком» 1895, «Переход Суворова через Альпы» 1899.

 

  1. Батальный жанр посвящён темам войн, битв, походов и эпизодам военной жизни. Батальный жанр характерен для живописи, отчасти для графики и скульптуры. Может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную художнику жизнь армии и флота. Может включать элементы других  жанров: бытового, портретного, пейзажного, анималистического(при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия или др.атрибутов воинской жизни).

          Формирование батального жанра начинается в эпоху  Возрождения                   

          (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто); его расцвет      

          приходится на 17-18века (Д. Веласкес, Рембрандт, Н. Пуссен, А. Ватто).

 

  1. Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем также называют произведение этого жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую власть составляет изображение морской стихии – марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома. Пейзажи нередко служили для передачи условных пространственных построений в иконах и в миниатюрах. Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в 18 в. Его создали голландские живописцы.

 

  1. Натюрморт - жанр изобразительного искусства или произведение этого жанра. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрморт. Он может состоять не только из неодушевлённых предметов, но включать и природные формы. Поэтому более точное название, принятое в англоязычных странах, still life или немецкое Stilleben – «тихая жизнь». Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии в начале 17 века. Знаменитые голландские натюрморты передают радость бытия; рассматривая их, ощущаешь вкус реальных плодов, рыбы, напитков. Основной мотив натюрморта мог быть дополнен изображением людей, зверей, птиц, насекомых. С начала 20 века к жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством. Натюрморты выполняют и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере кубизма. Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определённой исторической эпохи.

 

  1. Бытовой жанр – изображения быта на полотне. Иногда их(картины) называют полотнами жанровой живописи. В основном эти сцены изображаются на живописных полотнах, но их можно увидеть и на графических листах, и в скульптуре. Бытовые события, запечатлённые художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времён. Этот жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в 16-17вв. В историческом и бытовом жанрах важна взаимосвязь персоажей, а образное мышление создаётся во многом с помощью цвета.

 

  1. Анималистический жанр – изображение зверей и птиц. Живописцы выбирают его редко, а графики и скульпторы любят рисовать и лепить различных зверей и их детёнышей. Художника называют анималистом. Он уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передаёт его анатомическое строение. Изображение животного мира можно встретить в произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, иллюстрациях к научным и детским книгам. В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям животное часто «очеловечивается», то есть наделяется присущими людям чертами, с поступками и переживаниями, свойственными человеку, животных одеваю в костюмы. Например, рисунки, Рачева и Васнецова. Для скульптуры и мелкой пластики, декоративно-прикладного искусства(резьба по дереву, кости, камню, глиняная игрушка, вышивка)особенно существенна декоративная выразительность фигуры, силуэта, фактуры, цвета животного.Изображения животных встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках.

 

  1. Мифологический жанр – картины, написанные на сюжеты мифов, сказочные и былинные темы. Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С.Боттичелли, А.Мантеньи, Джорджоне, фресок Рафаэля. В 17-начале 19 в значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высого художественного идеала (Пуссен, Рубенс), сближает с жизнью (Веласкес, Рембрандт), создают праздничное зрелище (Буше, Тьеполо). Наряду с темами античной мифологии в 19-20 вв в искусстве стали популярны темы индийских мифов.

 

Материал в живописных произведениях.

 

Материалы станковой живописи.

  1. Изначально применялось дерево. Его употребляли в Древнем Египте, Древней Греции. В эпоху раннего Ренессанса в XIV веке из  одного куска делались, картина и рама для неё.  В Италии XV-XVI вв. чаще всего применяли тополь, реже иву, ясень, орех. В раннюю пору использовали толстые доски, на задней стороне не обструганные. В Нидерландах, Франции с XVI века стали применять дубовые доски. В Германии - липу, бук, ель.
  2. С XVIII  века дерево теряет свою популярность. Появляется "холст". Он встречается уже у античных художников. Холст сочетается с деревом. В эту эпоху все же холст применяется эпизодически. Достигает холст широкого применения только в  XV-XVI веках. Пользовались для темперы.
  3. Со второй половины XVI века появляются медные доски. Для небольших картин.  Особой популярностью пользовались  во Фландрии.
  4. В XIX веке иногда для набросков пользовались для набросков картоном.
  5. В живописи средних веков и раннего Возрождения господствует белый шлифованный грунт из гипса и мела. В XIII-XIV веках применялось золото для покрытия белой грунтовки. В конце XIV века золотая грунтовка постепенно исчезает. Вместо гипса или мела грунтуют масляной краской. В конце XVI века красочная грунтовка масляными красками получает полное признание в Италии. Популярным был красновато-коричневый грунт - болюс.
  6. Решающий шаг делается в начале XVIII века, совершается бифуркация в технике трех карандашей.
  7. XVIII век- расцвет пастели. Крупнейшие мастера: Шарден, Латур, Лиотар.
  8. Техника акварели известна очень давно. Её знали уже в Древнем Египте и в Китае. Акварель применяли средневековые миниатюристы.
  9. С конца XV века усиливается популярность масляной живописи.
  10.  В XVI веке масло вытесняет темпера.
  11. Французские романтики начала XIX века, увлекались битумом( или асфальтом).

 

Основные виды перспективы в живописных произведениях.

 

       Перспектива - наука об изображении предметов  в пространстве на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

 

Классическая перспектива - соответствует определенному интеллектуальному уровню, в рамках которого собственная точка зрения не может отличаться от  других, а её практическое осуществление в действительности может представлять собой вид самодостаточного технического совершенства.

 

Динамическая перспектива-является частной формой примитивной перспективы.

 

Воздушная перспектива - влияние воздуха на четкость очертания предметов, также на их цвет в зависимости от расстояния. Изображение, которое учитывает явление смягчения деталей и контуров, более удаленных объектов ввиду относительной прозрачности толщи воздуха между зрителем и этими объектами. Воздушная перспектива рассматривает видимое зрителем освещение предметов как отношение силы света и тени. 

 

Параллельная перспектива - условно можно считать построением с бесконечно удаленным центром проекции. Линейное изображение на плоскости с помощью центрального проецирования

 

Архитектурная — изображение зданий, площадей, парков и т.д. Архитектурная перспектива достигается довольно сложными графическими построениями; кроме линейной перспективы.  Система отображения тел, имеющих объем, на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя.  Учитывается "динамизм" — увеличение видимых форм объекта при приближении к нему. Может быть использовано несколько точек схода, перспективные сокращения моделируются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях.

 

Панорамная — изображение на внутренней поверхности цилиндра или шара.
Слово «панорама» означает «все вижу», т.е. это перспективное изображение того, что зритель видит вокруг себя.  

 

Плафонная — изображение на внутренней поверхности перекрытия какого-либо помещения

 

Театральная — изображение на ряде отдельных поверхностей, например театральные декорации.  Оформление сцены, киносъемочной площадки или павильона, создающее зрительный образ спектакля, фильма  с помощью живописи, графики, архитектуры, освещения, сценической техники, проекции, кино.

 
Рельефная — изображение имеет пространственные формы. Рельеф — выпуклое изображение на плоскости; барельеф  (низкий рельеф) — скульптурное изображение или орнамент, немного выступающие над плоскостью; горельеф  — скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона

 
Диорамная — изображение, сочетающее живопись на просвечивающем материале или стекле с обеих сторон с объемными предметами;

 

Стереоскопическая — изображение на плоскости , выполняется по правилам линейной перспективы в виде двух рисунков предмета: один делается из расчета на то, как видит левый глаз, другой - как видит правый.

 

Воздушная перспектива — изображение, которое учитывает явление смягчения деталей и контуров, более удаленных объектов ввиду относительной прозрачности толщи воздуха между зрителем и этими объектами. Воздушная перспектива рассматривает видимое зрителем освещение предметов как отношение силы света и тени.  

 

  

Заключение.

 

     Рассматривая в данной работе историю и структуру живописи, удалось выявить следующее: живопись – спутник человека с древних времён. Именно этому виду искусству удалось удовлетворить потребность человека в самовыражении, в знаковом, а главное, наглядном отображении волнующих его событий.

     Очень рано проявились в живописи гениальные мастера, порой безымянные, что проявилось в образцах античного искусства. Каждая эпоха открывала что-то новое в живописи: в древнем периоде главным был смысл, в средние века – духовная наполненность, в период Возрождения – сочетание внешней и внутренней красоты, в XIX веке – утверждение перспективы, соотношение света и тени; в ХХ – открытие нового, способного поразить.

      Обилие материалов (краски, кисти, холсты, бумага, карандаши) породило аналогичное количество техник в монументальной (фреска, мозаика, панно, витраж) и станковой живописи (гуашь, акварель, пастель, энкаустика, темпера). Напряжённые поиски способствуют возникновению жанров: анималистический, портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, сказочно-былинный, религиозный.

      Всё сказанное позволяет утверждать – изобразительное искусство не относится лишь к развлекательности, а создано мастерами для познания, красоты и совершенствования.

        В каждом Человеке сверкает искра, надо лишь помочь разгореться ей и направить действия в нужное русло.  Искусство может помочь нам провести нежные детские души  по правильному пути и сформировать духовный их мир гармоничным, подлинно человечным. Детям недоступна философия – единственная наука, представляющая опыт человечества в целом, но им доступны различные виды искусства. Обучение живописи позволяет получить позитивные результаты по развитию  личностных качеств учеников,  повысить эмоциональное самочувствие, сохраняет физическое здоровье, благоприятно действует на развитие коммуникативности, влияет на уровень социального статуса.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Алёхин А.Д. Изобразительное искусство/А.Д. Алёхин. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

2. Алексеев С.С. О цвете и красках/С.С. Алексеев. – М.: Искусство, 1973. – 256 с.

3. Борев Ю. Б. Эстетика: / Ю.Б. Борев. – М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – 829 с. 

4. Виппер Б.Р. Живопись. Статьи об искусстве/Б.Р. Виппер. – М.: Искусство, 1972.

5. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство/А.Б. Салтыков. – М.: Просвещение, 1968. – 296 с.

6. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства/Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2007. – 316 с.

7. Угринович Д.М. Искусство и религия/Д, М. Угринович. – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 288 с.

8. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-

Дону: Феникс,1999.-489с.

9. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М.:

Педагогическое общество России,1999.-143с.

10. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! М.:

Просвещение,1993.-160с.

11. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный

труд. М.: Просвещение,1991.-152с.

12. Крылова Н.Б. Новые ценности образования: десять концепций и

эссе. М.: Инноватор,1995.-126с.

13. Крылова Н.Б. Новые ценности образования: тезаурус для

учителей и школьных психологов. М.: Российский фонд

фундаментальных исследований институт педагогических

инноваций Российской академии образования,1995.-122с.

14. Кальней В.А. Шишов С.Е. Технология мониторинга качества

обучения в системе «учитель – ученик». М.: Педагогическое

общество России,1999.-92с.

15. - Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).

- Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (CD).