Рахлеева Нюргустана Титовна

"Народные игры и танцы как средство воспитания" В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры (“харах симсии”, “Биьилэх кутуута” и др.)? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными. Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования. К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным “материалом” для детей. Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает. В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин (“считалка”, “жеребьевка”). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Не надо забывать, что, “Считалка” – это и проявление словесного детского творчества. Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой (Г.С. Виноградова указывает на игровые песни как содержание игры). В младенческих играх трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру. Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в “Жмурки”, “Кошки-мышки” и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста. Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. Музыка тесно связана с моторно-мышечными ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно, музыкальная игровая деятельность может быть направлена на развитие социальных качеств детей. Игровой потенциал музыкальной деятельности может быть использован для развития навыков невербального общения между детьми, воспитания у детей доброго отношения друг к другу. Так, в качестве своеобразных тренингов-упражнений по развитию навыков общения у детей можно рассматривать якутские танцы. В традиции танец связан с определенным ритуалом, жизненным событием. В якутский танец интенсивно вошли элементы национальных спортивных игр, которые являются частью обряда Ысыах, где в обязательном порядке проводились эти игры: «кылыы», «ыстаңа», «масс тардыhыыта», «хапса5ай», «куобах» и т.д. По своей традиционной структуре якутские танцы сдержанны, спокойны. Женские танцы лишены наступательности. Их отличает плавность, женственность. Для мужских танцев характерны основательность, ясность и точность пластического рисунка, сила, ловкость, достоинство. Детские танцы эмоционально окрашены более ярко, динамичны, стремительны. Дети в играх часто подражают прыжкам зайца, хитрым уловкам лисы, скачущей лошадке и т. п. Излюбленным местом детских игр являются березовые рощи, где на полянках дети резвятся, прыгают, кружатся, играют якутские игры «Кылынкай» (прыжок на одной ноге), «өрүтэ ыстаңалааңын» (прыжки вверх), «о5ус буолан харсыһыы» (бодание быков), «Чыычаахтыы көтүү» (полет птенчика), «Кулун куллуруһуу» (игра жеребенка). Поэтому якутский народный танец всегда наполнен глубоким смыслом, прочными нитями связан с жизнью, с культурой взаимоотношений людей. В движениях народного танца запечатлена особая пластика, свойственная национальному характеру, а главное, определенные модели поведения, способы выражения эмоций в рамках принятых в культуре народа норм. Таким образом, народные игры и танцы, формируют творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и художественной деятельности — и в математике, и в биологии, и в музыке, и в живописи. Необходимо по новому осмыслить, осознать, пронесенные через века духовные ценности, духовное богатства народа. В народных играх и танцах вложены глубокий смысл, богатое содержание. Мы должны воспринимать его как содержательное искусство, которое несет в себе высший смысл – красоту и добро. Использованная литература: 1. Е.Н.Вавилова «Укрепляйте здоровье детей» Москва 1986. 2. А.Е.Захарова «Якутский фольклор» Якутск 2004. 3. Г.Н. Новикова «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста» Москва 2003. 4. А.Г.Лукина «Танцы саха» Якутск 1995.
Рахлеева Нюргустана Титовна

Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, с. Ытык-Кюель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка «Кэнчээри»

Тема проекта:
«Танцевальная деятельность как средство развития координации движения у детей старшего дошкольного возраста»

Составитель: ПДО Ытык- Кюельского
ЦРР «Кэнчээри»
Рахлеева Нюргустана Титовна

Актуальность нашего исследования заключается в разрешении сложившегося противоречия, в котором с одной стороны выступает необходимость развития двигательной моторики детей старшего дошкольного возраста и недостаточным количеством развивающих методик с другой. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.
Это касается в первую очередь нервной системы, её опорно-двигательного аппарата. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов редко включает развивающие методы работы с детьми. Практически не разработаны подходы обучения с позицией развивающей предметно-двигательной среды ребёнка.
Поэтому задача, стоящая сегодня перед педагогами и воспитателями, руководителями детских творческих коллективов заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей (физического, психологического, интеллектуального) более продуктивно, применяя новые технологии.
Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Танцевальная деятельность как средство развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста».

Объектом нашего исследования: является процесс развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста.
* Предмет исследования: педагогические условия развития координационных движений у детей старшего дошкольного возраста посредством танцевальной деятельности.
Цель исследования: выявить влияние танцевальной деятельности на уровень развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста
* Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста посредством танца будет успешным.
Задачи исследования:
* Определить сущность танцевальной деятельности в педагогическом аспекте.
* Охарактеризовать развития координации движения у детей старшего дошкольного возраста посредством танцевальной деятельности.
* Выявить уровень развития координации движения у детей старшего дошкольного возраста посредством танцевальной деятельности.
Разработать формы и методы развития координации движений посредством танца.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
* Отбор методической литературы
* Педагогическое наблюдение
* Проведение эксперимента
* Анализ полученных данных
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической и научной методической литературы по проблеме исследования; целенаправленные наблюдения; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Исследования проводились в ЦРР «Кэнчээри» с Ытык-Кюель Таттинского улуса на танцевальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста в период с 09.10.17 г по 14.05.18 г.
Контрольный комплекс упражнений:
1.Повторение элемента танца, показанный педагогом.
2. Прыжок с сохранением равновесия.
3. Наклоны в стороны. (основная стойка, руки на поясе - поворот головы влево, туловища вправо).
Перспективный план работы танцевального кружка «Дьиэрэнкэй»
Сентябрь
1. Набор детей в танцевальный ансамбль «Дьиэрэнкэй».
2.Составление плана работы кружка ритмики и танца.
3. Вводная беседа о танце, разучивание танцевальных шагов, упражнения для координации движений«Цапля», «Молоток», ориентировку в пространстве «Строй круг», «Найди своё место».
Октябрь
1. Диагностика уровня развитии координации у детей старшего дошкольного возраста посредством танцевальной деятельности. (начальный этап)
2. Разучивание танцевальных шагов: шаг на месте, приставной шаг в сторону, по диагонали, хлопки на каждый счет и через счет.
3. Танцевальные движения: «Шаг польки», упражнения для координации движений «Свеча», «Сфинкс + Кобра».
4. Игра: 3 скорости
5. Постановка танца «Маленькая полька»
Ноябрь
1.Ознакомление с позициями ног, рук.
2. Ознакомление с видами ходьбы: прогулка (спокойная ходьба), «топотушки»(шаг на всей ступне), хороводный шаг.
3.Прыжки на двух ногах: подскок на правой и левой ноге, прыжки с отбрасыванием ног назад и выбрасыванием ног вперед.
4. Танцевальные движения: «Якутские узоры»,«атахтэпсии» – удар стопой о стопу;«кулун-куллуруьуу» – кружение под рукой
5. Постановка танца «Кыьынны кун»
Декабрь
1. Разучивание видов шагов: спокойная ходьба, «топотушки», боковой приставной шаг, переменный шаг, перекрёстный шаг.
2. Прыжки на двух ногах: подскоки, галоп, «ножницы», вертушка.
3. Танцевальные движения: притоп - веселый каблучок, «ковырялочка», «гармошечка».
4. Игровой массаж «Вышли мышки как-то раз»
5. Постановка танца «Снежинки»
Январь
1.Виды шага(закрепление): «топотушки», хороводный шаг, высокий шаг, переменный шаг, перекрестный шаг, шаг с притопом.
2. Прыжки на двух ногах: подскоки, галоп, «ножницы», вертушка. Ознакомление – «веревочка»
3. Танцевальные движения (закрепление): «пружинка», «пружинка» с поворотом, притоп - веселый каблучок, «ковырялочка» на прыжке, «корзиночка».
4. Постановка танца «Круговая пляска».
Февраль
1.Виды шага (разучивание): семенящий плавающий шаг, хороводный шаг косичка.
2. Прыжки на одной ноге: «часики», «веревочка».
3. Танцевальные шаги и движения: шаги и кружение с припаданием, переменный шаг, «качалочка».
4. Постановка танца «Мама».
Март
1. Закрепление видов шагов и прыжков.
2. Закрепление: прыжки на двух ногах: подскоки, галоп, «ножницы», вертушка.
3. Танцевальные движения. Парное движение с поворотом вокруг себя поднимая руки вверх.
4. Постановка танца «Капельки»
Апрель
1. Танцевальные движения: закрепление пройденного материала.
2. Танцевальные движения.Движения имитирующие трудовой процесс - «шитье», «доярушка», «плетенье кос», «охота», «колка дров».
3. Постановка танца «Сайынны кун».
Май
1. Повторение пройденного материала.
2.Диагностика уровня развитии координации у детей старшего дошкольного возраста посредством танцевальной деятельности. (заключительный этап).
3. Отчётный концерт танцевального ансамбля «Дьиэрэнкэй».(по итогам выученного материала за год).

Уровень
Время освоения Время перестройки Точность Устойчивость Гибкость, плас-ность
В секунд. Кол-во баллов В секунд. Кол-во баллов Кол-во ошибок Кол-во баллов Кол-во ошибок в равн-сии Кол-во баллов Кол-во баллов
1 Высокий уровень 30 5 8 5 0 5 0 5 5
2 Средний уровень 30-50 4 8-15 4 1-3 4 1-2 4 4
3 Низкий уровень Более 50 3 Более 15 3 Более 3 3 Более 3 3 №

Уровень
Время освоения Время перестройки Точность Устойчивость Гибкость,
плас-ность
В секунд. Кол-во баллов В секунд. Кол-во баллов Кол-во ошибок Кол-во баллов Кол-во ошибок в равн-сии Кол-во баллов Кол-во баллов
1 Высокий уровень 30 5 8 5 0 5 0 5 5
2 Средний уровень 30-50 4 8-15 4 1-3 4 1-2 4 4
3 Низкий уровень Более 50 3 Более 15 3 Более 3 3 Более 3 3 №

Уровни развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе

Уровни развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе

Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной группы (по критериям)

Этапы 1 критерий 2 критерий 3 критерий 4 критерий 5 критерий
Констатирующий этап 50,8 50,4 52,1 52,8 51,9
Контрольный этап 56,6 57,3 56,4 58,4 57,2
Прирост 5,8 6,9 4,3 5,6 5,22
Констатирующий этап 50,9 50,6 53,6 50,7 52,4
Контрольный этап 60,1 59,2 60,1 60,9 59,3
Прирост 9,2 8,6 6,4 8,2 7,5

Анализируя результаты контрольной и экспериментальной групп можно говорить о том, что дети в контрольном этапе сравнительно лучше управляют своими движениями, их действиями под музыку более свободны, легки, четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию.
Таким образом, проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтверждает гипотезу о том, что танцевальная деятельность оказывает положительное влияние на развитие координации движений у детей старшего дошкольного возраста, получила подтверждение.

Добавить запись

Защита от спам-роботов