Мои достижения

Выступления, обмен опытом

2008г. – выступала на педагогических чтениях по теме: «Методические аспекты применения информационных технологий в образовательном процессе» с докладом: «Использование информационных технологий в учебно – воспитательном процессе комиссией юридических дисциплин»;

2009г. – выступление на семинаре по созданию электронного учебного пособия;

2010г. - выступала на педагогических чтениях по теме: «Синдром профессионального выгорания как показатель профессиональной  дезоптации преподавателя» с докладом: «Способы борьбы со стрессом»;

2010г. – выступала на семинаре по обобщению опыта в написании исследовательских работ.

2011 г.- обобщение подагогического опытв на Региональной научно - практической Конференции

2012 г. - выступление на Семинаре "Трудные вопросы в обществознании"

1.      Почетная грамота от администрации муниципального образования город Новотроицк и городского Совета Депутатов (За качественную подготовку учащихся, получивших на государственной аттестации в форме ЕГЭ свыше 80 баллов);

2.      Почетная грамота Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» (За активное участие и подготовку участников во Всероссийской видеоконференции «Единый учебник истории глазами школьников»);

3.      Диплом Министерство образования и науки Самарской области (За 1 место в Региональном конкурсе программ элективных курсов в системе профильного обучения);

4.      Благодарность Всероссийского портала интерактивных проектов «Учитель» (За подготовку победителей Всероссийского конкурса предметных проектов);

5.      Почетная грамота Президиума Самарской области организации профсоюза работников народного образования и науки РФ (За победу в конкурсе «Методическая грамотность» в районном конкурсе «Грани педагогического мастерства»);

6.      Диплом 1 степени  Информационного центра методических объединений педагогов центра «Магистр» (За 1 место в общероссийском конкурсе «Педагогическая копилка учителя гуманитарного направления»);

7.      Диплом 1 степени  Информационного центра методических объединений педагогов центра «Магистр» (За 1 место в общероссийском конкурсе «Лучшая презентация к уроку» по теме «Юридическая ответственность и ее виды»);

8.      Диплом 2 степени Информационного центра методических объединений педагогов центра «Магистр» (За 2 место в общероссийском конкурсе «Мой элективный курс» на тему «Маркетинг для подростков»);

9.      Благодарность от Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей учебный компьютерный Центр городского округа Самара (За подготовку команды – победителя открытого городского веб – квеста «Запасная столица»);

10.  Благодарственное письмо MG system Business wars (Высокую организацию и качественную подготовку команды школьников к 3 Федеральному проекту по предпрофильной подготовке школьников и студентов «Карьерный компас»);

11.  Благодарственное письмо Губернатора Самарской области Н. И. Меркушкина (За активное личное участие в формировании эффективной системы местного самоуправления в Самарской области);

12.  Благодарственное письмо от Международного института рынка, в лице ректора института, профессора В. Г. Чумака (г. Самара) (За высокий уровень подготовки школьников и активное участие команды в МИРовой олимпиаде по экономике, менеджменту, маркетингу и рекламе среди школьников Самарской области);

13.  Благодарственное письмо от Ректора СИУ, доктора педагогических наук, профессора Л. Я. Осипова (г. Самара) (За подготовку учеников- победителей 11 класса к Универсиаде по экономике);

14.  Диплом первой степени  (г. Тольятти) (Победитель всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы внедрения Business Wars теория, методика, практика»);

15.  Благодарственное письмо главы администрации Промышленного района городского округа Самара В. А. Чернышкова (Благодарственное письмо за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм и большой вклад в развитие системы образования города);

16.  Благодарственное письмо от Центра развития мышления и интеллекта «Центр РМИ» в лице председателя оргкомитета В. А. Максимова (За активное участие в мероприятиях, поддержку образовательного проекта и профессиональное мастерство);

17.  Благодарственное письмо администрации социальной сети nsportal.ru, в лице генерального директора   С. Ю. Кадыкова (За активное участие в работе социальной сети работников образования);

18.  Диплом первой степени (За 1 место во Всероссийском конкурсе Педагогических технологий РФ, в номинации «Воспитательная работа», конкурсная работа «Авторская программа по воспитательной работе»);

19.  Диплом 1 степени МБОУ ОДПО «Центр развития образования» г.о. Самара (За 1 место в региональной научно – практической конференции «Новые методы и подходы в преподавании курсов отечественной и всеобщей истории»);

20.  Памятный знак «Куйбышев-запасная столица» (за Высокие достижения в труде);

21.  Благодарственное письмо губернатора Самарской области ( за качественную подготовку выпускников 11 классов);

22.  Благодарственное письмо губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина (за высокие показатели в педагогической деятельности);

23.  Благодарственное письмо Главы Администрации Промышленного района г. о. Самара В.А. Чернышкова;

24.  Диплом победителя во Всероссийском конкурсе «Основы безопасного поведения потребителя финансовых услуг» (золотой Сертификат  от Центрального Банка РФ);

25.  Диплом за первое место во Всероссийском конкурсе «Новые методы и подходы в преподавании курсов отечественной и всеобщей истории»;

26.  Диплом победителя (Использование ИКТ в педагогической деятельности Всероссийский (заочный);

27.  Победа в номинации (Всероссийский конкурс образовательных программ по учебному модулю «Основы финансовой грамотности»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Паятка278.65 КБ
Файл hlevnaya_na_statya.docx26.53 КБ
PDF icon diplom.pdf304.81 КБ
PDF icon certificate_ege.pdf820.44 КБ
Файл Эссе на тему: "А я делаю так… Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподаван22.85 КБ
Файл XXII Межвузовской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Путь в науку» Бюджетная система России и принципы ее28.2 КБ
Файл XXII Межвузовской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Путь в науку» Маркетинговый подход в предприниматель22.95 КБ
Файл XXII Межвузовской научной конференции студентов, маги-странтов и аспирантов «Путь в науку» РОЛЬ ИЗДЕРЖЕК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ20.61 КБ
Файл XXII Межвузовской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Путь в науку» БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЁТЫ13.47 КБ
Файл XXII Межвузовской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Путь в науку» СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ В СИСТЕМЕ 18.35 КБ
Файл XXII Межвузовской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Путь в науку» Теневые отношения в российском бизнесе27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Права и обязанности студентов 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на образование. Согласно закону РФ от 22.08.04 №122 «Об образовании»: тот, кто в установленном порядке зачислен в ССУЗ и ВУЗ для прохождения курса обучения, считается студентом этого учебного заведения. В соответствии с этим, студент приобретает права и обязанности. 

Права студентов:

Статья 
1

Все люди рождаются свободными и равными в правах.

- получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры;

  

- участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных;

- выбирать факультативные и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетами;

- осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в образовательном заведении, в порядке, предусмотренном отдельным Положением;

  

- участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности образовательного учреждения;

- бесплатно пользоваться в государственных ССУЗах библиотеками, информационными фондами, услугами научных, лечебных и других подразделений;

;

- принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

- представлять свои работы для публикации;

- для студентов очной формы обучения не менее, чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы;

 

- по медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным органом управления образования;

- иногородние обучающиеся, нуждающиеся в жилой площади, могут быть обеспечены местом в общежитии, отвечающим санитарным нормам и правилам, при наличии соответствующего жилищного фонда у ССУЗа;

- за успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты ССУЗов получают моральное и (или) материальное поощрение.

Обязанности студентов. 

- студенты обязаны всемерно своей добросовестной учебой, научным поиском и достойным поведением хранить и приумножать лучшие традиции ССУЗа;

- овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебными планами и профессионально-образовательными программами;

- соблюдать Законы Российской Федерации в области образования, Устав ССУЗа, Правила внутреннего распорядка и другие Положения, имеющиеся в учебной части;

- беречь имущество Колледжа и нести в установленном порядке ответственность за его порчу;

- выполнять требования по защите государственной, служебной и коммерческой тайны, сведений конфиденциального характера и правовой охране интеллектуальной собственности ССУЗа.

За нарушение обязанностей, предусмотренных Уставом ССУЗа и Правилами внутреннего распорядка, в том числе за академическую неуспеваемость, к обучаемому могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из ССУЗа. Обучаемые с обучающиеся на договорной основе могут быть также отчислены в случае нарушения условий договора.



Предварительный просмотр:

Реализация современных требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

Автор: учитель истории и обществознания

МБОУ «Школа № 3» г. о. Самара

Хлевная Надежда Александровна

Учитель всегда невольно  стремится к тому,

чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания.

Чем способ преподавания удобнее для учителя,

тем он не удобнее для учеников.

Только тот образ преподавания верен,

которым довольны ученики.

Л. Н. Толстой

Меняется мир, меняются люди, меняются образовательные технологии и стандарты образования. В связи с этими изменениями в разных областях нашей жизни, учителю приходится подстраиваться под все условия современного общества, создавая атмосферу для учеников таким образом, чтобы каждый чувствовал себя социально - значимой единицей общества. Кроме того,  учитель должен всегда находиться в состоянии поиска новых методов, которые помогают создать благоприятную атмосферу на уроке.  

Историческое образование играет важную роль в образовательно-воспитательном процессе, способствуя формированию гражданско-патриотических качеств личности учащихся, их общекультурному развитию и социализации посредством приобщения к национальным и мировым культурно-историческим традициям.  

   Изучая историю, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Считаю, что историческое образование должно способствовать формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших и существующих в настоящее время форм человеческого взаимодействия.
Особое внимание, при преподавании истории, следует уделять развитию способности учащихся понимать историческую логику общественных процессов, специфику возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем в прошлом и настоящем.

   В своей практике я стараюсь, чтобы уроки истории были направлены на глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формировали у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
   

В своей деятельности я стараюсь использовать межпредметные связи: например,  в рамках социально-экономического профиля в 10 классе  в первом полугодии
читаю элективный курс «История экономики», в рамках естественнонаучных профилей – во втором полугодии курс «История науки и техники».

     В настоящее время образовательно-воспитательные и развивающие цели изучения истории тесно связаны со стратегией модернизации нашего российского образования. Они ориентированы не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

    Результатом изучения истории в школе по современным требованиям ФГОС является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

   Метапредметные результаты изучения истории в школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные результаты изучения истории включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

    На уроках я использую проектный метод обучения, в частности на элективных курсах в 10-11 классах.  Что такое проект?

 С точки зрения учителя это задание, сформулированное в виде проблемы; целенаправленная деятельность учащихся и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы; это средство развития, обучения и воспитания учащихся.

 С точки зрения учащихся это возможность сделать что-то интересное самостоятельно; это деятельность, позволяющая, проявить себя, приложить свои знания, показать достигнутый результат.

   В чем я вижу преимущества метода проектов:

•        он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

•        успешно интегрируется в образовательный процесс;

•        обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность;

•        позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.

   Также, в основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

   Благодаря игре «Bissnes – Wars» я успешно

Разбираю с учащимися  9 по списку из трудных вопросов истории: «Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований», при этом применяя метод -  кейс.

Кейс – это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать историческую ситуацию или источник, используя знания, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов.

Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания, подразумевающий развитие познавательной деятельности.

Или 1 вопрос: «Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе»

4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории;

5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток; 

11. Оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III.

     При подготовке учащихся к ЕГЭ необходимо использовать метод оценивания знаний – контекстная задача. Это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная историческая ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным), задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.

Однако практика показывает, что учащиеся часто не испытывают интереса к предмету история, считают изучаемый материал сложным и мало полезным им для практической жизни. В этой связи важно показать прикладное значение получаемых знаний, которые не только сформируют предметную область знаний, но и позволят развить его личностные качества.

      В настоящее время передо мной, стоит задача - мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. На своих уроках я организую  их самостоятельную деятельность, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически создаю условия, в которых становится возможным выработка каждым учащимся определенных компетенций на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей.



Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Эссе

А я делаю так…

Учитель всегда невольно  стремится к тому,

чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания.

Чем способ преподавания удобнее для учителя,

тем он не удобнее для учеников.

Только тот образ преподавания верен,

которым довольны ученики.

Л. Н. Толстой

Учитель – человек, который не просто обучает и воспитывает подрастающее поколение, вкладывая всю душу, передавая опыт,  но и сам учится всю жизнь. И эта истина как никогда актуальна для сегодняшних дней. Меняется мир, меняются люди, меняются образовательные технологии и стандарты образования. В связи с этими изменениями в разных областях нашей жизни, учителю приходится подстраиваться под все условия современного общества, создавая атмосферу для учеников таким образом, чтобы каждый чувствовал себя социально - значимой единицей общества. Кроме того,  учитель должен всегда находиться в состоянии поиска новых методов, которые помогают создать благоприятную атмосферу на уроке. 
          Безусловно, профессия учителя является сложной и многогранной. Этим меня и привлекает моя работа.  Использование разных методов обучения, даёт возможность не только разнообразить урок, помочь детям в усвоение новых знаний, но и заинтересовать обучающихся. Целью применения различных методов на практике, а именно на уроках обществознания и истории, является активизация познавательной деятельности школьников.

Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующее - мотивационной функции любого метода обучения.  За педагогическую практику мною был накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулирующих познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.

Познание мира ребёнком  начинается с удивления: “Удивляясь - удивлять, увлекаясь - увлекать” – вот так я бы сформулировала основной тезис своей педагогической деятельности.  И этому способствует  широкое применение мною на уроках, так называемого «поискового метода обучения», с помощью которого ребёнок может не только изучить новый материал, оценить свои возможности, но и самостоятельно  получить информацию из разных источников на любую тему.  В результате это позволяет закрепить полученные знания и в дальнейшем реализовывать их в практической деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)  ориентирован на становление личностных характеристик учащегося. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопрос о формировании самооценки является актуальным в настоящее время.

Учитель и ученик, на мой взгляд, должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным, но ни один из них не должен стоять над другим. Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики, - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания.

Кроме того, в стандарте образования прописаны различные методы оценивания знаний учащихся, такие как:

  • проектная исследовательская деятельность;
  • кейсы;
  • портфолио;
  • контекстные задачи.

 На уроках я использую проектный метод обучения, в частности на элективных курсах в 10-11 классах.  Что такое проект? С точки зрения учителя это задание, сформулированное в виде проблемы; целенаправленная деятельность учащихся и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы; это средство развития, обучения и воспитания учащихся. С точки зрения учащихся это возможность сделать что-то интересное самостоятельно; это деятельность, позволяющая, проявить себя, приложить свои знания, показать достигнутый результат.

В чем я вижу преимущества метода проектов:

  • он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
  • успешно интегрируется в образовательный процесс;
  • обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность;
  • позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.

Также, в основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

Благодаря игре «Bissnes – Wars» я успешно применяю на практике такой метод оценивания, как кейс. Кейс – это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов. Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания, подразумевающий развитие познавательной деятельности.

Портфолио как метод оценки личностных достижений школьников, в последнее время довольно распространен. И в нашей школе данный метод нашёл широкое применение. На каждого ученика заведено портфолио, которое ведётся классным руководителем  с 1 класса. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

При подготовке учащихся к ЕГЭ необходимо использовать метод оценивания знаний – контекстная задача. Это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным), задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. Однако практика показывает, что учащиеся часто не испытывают интереса к предмету, считают изучаемый материал сложным и мало полезным им для практической жизни. В этой связи важно показать прикладное значение получаемых знаний, которые не только сформируют предметную область знаний, но и позволят развить его личностные качества.

В настоящее время передо мной, стоит задача - мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. На своих уроках я организую  их самостоятельную деятельность, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически создаю условия, в которых становится возможным выработка каждым учащимся определенных компетенций на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей.

Автор учитель истории и обществознания: Хлевная Н. А.



Предварительный просмотр:

Бюджетная система России и принципы ее построения

        

Богатикова Ангелина Юрьевна

Ученица 11 «М» кл. МБОУ СОШ №3

Научный руководитель:

учитель истории и обществознания

высшей научной категории

Хлевная Надежда Александровна

В любой стране существует необходимость выполнения общественных задач. В выполнении этих задач участвует государство. Государство решает эти задачи с помощью бюджетных ресурсов…

Государственный бюджет в экономике и обществе

В распоряжении любого государства для удовлетворения общественных потребностей должны быть ресурсы, в первую очередь ресурсы финансовые. Решению общественных задач и потребностей способствует функционирование финансового хозяйства государства. Финансовое хозяйство - это совокупность материальных ресурсов государства, используемых для удовлетворения коллективных потребностей.

Для функционирования финансового хозяйства государства:

  1. Необходимо проводить сбор доходов;
  2. Расходовать собранные средства.

Получаемые государством доходы, как правило, ограничены, а рост общественных потребностей увеличивает расходы. В связи с этим возникает необходимость систематизации, учета и контроля доходов и расходов государства. То есть возникает необходимость применения законодательно утвержденного финансового плана государства.Таким финансовым планом является государственный бюджет.

Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Во-первых, стоит отметить необходимость универсальности бюджета. То есть бюджет должен отражать состояние государственного финансового хозяйства, в бюджет должны входить все доходы и расходы государства, без изъятий и ограничений, без смещения и уменьшения одной суммы за счет другой.

К сожалению, в реальной российской финансовой практике доходы и расходы государства не всегда полностью включались и включаются в бюджет. В качестве примера здесь можно привести различные государственные внебюджетные фонды: Государственный фонд занятости населения РФ, Фонды обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и ведомственные внебюджетные фонды. Среди экспертов Министерства финансов России существует точка зрения о целесообразности включения доходных и расходных статей названных фондов в доходную и расходную части федерального бюджета. Это мнение во - многом обусловлено тем, что хотя эти фонды по своей сути являются государственными, достаточный государственный контроль за их финансовыми потоками зачастую отсутствует.

Другим требованием, предъявляемым к бюджету, является его публичность. Это требование предполагает, что бюджет должен быть составлен таким образом, чтобы каждый гражданин конкретной страны мог ясно понимать его язык, цифры, логику построения, обоснованность налоговых изъятий и финансирования расходов.

Можно заметить, что отсутствие публичности и прозрачности являются одними из актуальных проблем сегодняшнего российского бюджетного процесса. Именно отсутствие у налогоплательщиков ясной и четкой информации о решении государством общественно значимых задач за счет бюджетных средств ведут к таким негативным для страны явлениям как уклонение от уплаты налогов, стремление к переводу капиталов за рубеж, недоверие к государственным финансово-экономическим инициативам.

Следующим требованием, предъявляемым к бюджету, является необходимость того, чтобы в бюджете просматривалась специализация. То есть, бюджетные росписи должны подразделяться на категории, главы, параграфы и статьи. Когда орган законодательной власти (Государственная дума или парламент) утверждает такой бюджет, исполнительная власть (Правительство) уже не должно переводить суммы из одного параграфа сметы в другой, из одного назначения на другое.

Основы бюджетного устройства России

Общественные задачи, решаемые государством, могут быть условно разделены на уровни. Например, в России существуют общественные задачи: федеральные, региональные, местные.

Учитывая трехуровневость задач, решение которых необходимо всему обществу, бюджетная система России также состоит из трех уровней (федеральный, региональный, местный).

В соответствии с Законом “О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации ” (1999 г.) единство бюджетной системы России обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением статистической информации с одного уровня бюджетной системы на другой для составления консолидированного бюджета страны. Помимо единства разработчики закона стремились по возможности реализовать в нем принципы: полноты, реальности, самостоятельности.

Принцип полноты реализуется путем отражения всех источников доходов и направлений расходов по каждому уровню бюджетной системы (в настоящее время этот принцип реализован не полностью, так как часть доходов поступает в различные внебюджетные фонды)

Принцип реальности означает, что в доходах бюджета отражены источники поступлений в размерах, соответствующих прогнозу социально-экономического развития страны (составляется Министерством экономики Российской Федерации), а в расходах направления финансирования, затраты по которым должны способствовать достижению прогнозируемых экономических показателей. Данный принцип реализуется в составлении и принятии бюджета путем учета прогнозируемой инфляции при расчете его показателей.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных доходных источников и правом определять размеры и направления их использования. Кроме этого, запрет на изъятие остатков средств вышестоящим звеном бюджетной системы по окончании финансового года также является подтверждением самостоятельности бюджетов.

Реализация бюджетного процесса в России

Функции по составлению и исполнению бюджетов закреплены за органами исполнительной власти - Правительством РФ, администрациями субъектов федерации, администрациями городов и районов.

Обсуждение и принятие бюджетов является функцией органов законодательной власти - в первую очередь Государственной Думы и Совета Федерации, законодательной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов.По принятому постановлению Правительства организуется поэтапная работа по составлению проекта бюджета. После этого органы исполнительной власти субъектов федерации детально прорабатывают и согласовывают показатели прогноза социально-экономического развития и проектов своих бюджетов. По результатом этой работы федеральные Министерство финансов и Министерство экономики готовят и представляют на рассмотрение Правительства проект бюджетного послания Президента Федеральному Собранию на очередной год.

После получения проекта бюджетного послания Президент России при необходимости вносит в него отдельные коррективы. Бюджетное послание включает:

  • основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации;
  • сводный финансовый баланс по территории Российской Федерации;
  • сведения о государственных доходах на территории Российской Федерации;
  • проект федерального бюджета;
  • проект консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • оценку исполнения бюджетов предыдущего и текущего финансовых годов.

С бюджетным посланием Президент выступает в Федеральном Собрании России и направляет послание для опубликования в печати.

Процесс утверждения федерального бюджета предполагает рассмотрение его нижней и верхней палатами Федерального Собрания и Президентом России. В течение двух недель Президент обязан либо вернуть его в Федеральное Собрание для повторного рассмотрения, либо применить право отлагательного вето отдельных статей, либо подписать закон Российской Федерации о федеральном бюджете. После подписания Президентом закон о федеральном бюджете в полном изложении публикуется в средствах массовой информации, в частности в обязательном порядке в “Российской газете”.

Вывод

Государственный бюджет является сложным явлением. Он тесно связан с вопросами экономики, финансов, политики и права. Подобная многогранность бюджета во многом объясняет трудности эффективного формирования доходов и рационального финансирования расходов бюджета.

Список литературы

1. Дадашев А. З., Черник Д. Г. Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 248с.;

2. Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 192с.;

3. Все налоги России 2002 * 2004. Практическое пособие. М.: “Экономика и финансы” совместно с ИИФ “Триада”, 800 стр.;

4. Все налоги России * 2002. Практическое пособие. М.: “Экономика и финансы” совместно с ИИФ “Триада”, 624 стр.;

5. Все пошлины, сборы, платежи и налоги на таможне * 2008. Практическое пособие. М.: “Экономика и финансы” совместно с ИИФ “Триада”, 704 стр.;

6. Барышников Н. П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. В 2-х томах. Издание третье, переработанное и дополненное – М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1998. (Серия “Бухгалтерский учет сегодня”);

7. Налоги: Учебн. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. - 3-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 688 с.: ил.

8. Налоги и налогообложение: Учебн. пособие / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011.



Предварительный просмотр:

Маркетинговый подход в предпринимательской деятельности

Савельева Арина Андреевна ,

ученица 10 «А» класса МБОУ «Школа №3»

Научный руководитель: Хлевная Надежда Александровна,

учитель истории и обществознания высшей педагогической категории

Концепция маркетинга. В основу концепции маркетинга положены идеи удовлетворения нужд и потребностей потенциальных потребителей. Она стала решением проблемы сбытовой деятельности в условиях наращивания объемов продукции. Главная особенность рынков «эпохи массового производства» - приоритетное положение производителя по отношению к потребителю, поэтому рынок такого типа получил название рынка продавца. На таком рынке сначала разрабатывается и производится товар, а затем идут активные поиски его потребителей и методов интенсивного сбыта.

При перенасыщении рынка продукцией начинается жесткая конкуренция, в ходе которой идет открытая борьба за «кошелек» потребителя. Одним из наиболее опасных проявлений «рынка продавца» является возникновение диктата производителя, который сопровождается сужением круга выбора для потребителя или вообще дефицитом. Так как объём платежеспособного спроса - величина относительно определенная, производителям приходится прибегать к самым разным уловкам, чтобы отвоевать себе долю этого спроса и удержать ее, чтобы максимально упрочить свои позиции на рынке.

Рынок продавца становится главным тормозом на пути научно-технического прогресса, на пути обновления производства и появления новых более качественных товаров. Ведь у производителя-монополиста просто отсутствуют стимулы, которые порождают желание заниматься улучшением продукции, а для других товаропроизводителей выход на рынок с новым изделием ассоциируется с возрастающим риском и огромными затратами на рекламу.

Выходом из создавшегося на рынке положения стал один из приемов конкурентной борьбы: попытка "привязать" потребителя к товару путем удовлетворения его (потребителя) нужды, "подогнав" товар под имеющиеся на рынке ожидания. Постепенно переориентация производства, а вслед за ним и сбыта на удовлетворение нужд и запросов потребителя стала получать все большее распространение. Началось формирование рынка покупателя - практического воплощения концепции маркетинга.

Рынок покупателя предполагает выпуск тех товаров, которые потенциальный потребитель будет согласен приобрести. В основу производства закладываются данные, полученные в результате изучения запросов различных рыночных частей - отдельных групп населения, предприятий, организаций и других потребителей, которым и будет адресована вновь создаваемая продукция.

Теперь производитель, выявив с помощью исследований те или иные неудовлетворенные нужды и потребности, разрабатывает и начинает производить те товары, которые способны их удовлетворить. Производство и сбыт в условиях "рынка покупателя" и составляют содержание маркетинговой деятельности.

Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Для пояснения этого определения важно рассмотреть следующие понятия:

- нужда;

- потребность;

- спрос;

- товар;

- обмен;

- сделка;

- рынок.

  1. Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нужды можно разделить на физиологические, социальные, личные.
  2. Потребность- вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объектасубъекта, индивида, социальной группыобщества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
  3. Спрос - желание и возможность потребителя на приобретение товара.
  4. Товар - все то, что может удовлетворить потребность.
  5. Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
  6. Сделка - коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
  7. Рынок - сфера обмена или совокупность существующих и потенциальных потребителей товара.

Понятие "рынок" приводит к завершающему понятию цикла - "маркетингу".

Маркетинг - это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых удовлетворение человеческих нужд и потребностей.

Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как выработка товара, исследование, налаживание коммуникации, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса.

Процесс управления маркетингом состоит из:

1) Анализа рыночных возможностей

2) Отбора целевых рынков,

3) Разработки комплекса маркетинга,

4) Претворения в жизнь маркетинговых мероприятий.

Анализ рыночных возможностей - отправная точка маркетинговой деятельности. Для анализа используются системы маркетинговой информации и исследований внешней среды. Анализ должен вскрыть ряд привлекательных с точки зрения фирмы рыночных возможностей. Каждая потребует более глубокого изучения, прежде чем на ней остановиться как на очередном целевом рынке.

Отбор целевых рынков. Чтобы убедиться в достаточной привлекательности открывающейся возможности, фирме нужно будет провести более тщательную оценку текущего и будущего спроса. При положительном результате на следующем этапе производят сегментирование рынка для выявления групп потребителей и нужд, которые фирма может удовлетворить наилучшим образом.

Разработка комплекса маркетинга. Приняв решение о рыночном позиционировании (то есть об отличном от других положении товара на рынке и в сознании потенциальных покупателей), фирма разрабатывает для его поддержания комплекс маркетинга. Комплекс маркетинга - это сочетание четырех составляющих: товара, цены, методов распространения и методов стимулирования.

Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий. Для претворения в жизнь маркетинговых мероприятий фирме крайне важно создать четыре системы:

- маркетинговой информации;

- планирования маркетинга;

- организации службы маркетинга;

- маркетингового контроля.

Система планирования маркетинга включает в себя тактическое и стратегическое маркетинговое планирование.

Таким образом, успех в бизнесе зависит от успеха в маркетинге. Маркетинг помогает сделать так, чтобы покупатель выбирал нужные ему продукты и приходил за ними еще. Хороший производитель знает, чего хочет покупатель, и дает ему это. Введение маркетинга в хозяйственную деятельность субъектов малого бизнеса способствует повышению эффективности предпринимательства. Интерес к этой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере предпринимательства, в международной сфере осознают, как именно маркетинг способствует их более успешному выступлению на рынке.

Литература

Белов В.А Юридическая природа маркетинговой деятельности // Бизнес и государство. 2013. N 12. С.5

Овчаров Л. Маркетинговый ход // Двойной маркетинг. -2016.  - №2

Косой А.М. Принципы маркетинговых исследований // Деньги и кредит. 2015. N 12.



Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИЗДЕРЖЕК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

Трофимова Екатерина Олеговна,

ученица 11 «А» класса МБОУ «Школа №3»

Научный руководитель: Хлевная Надежда Александровна,

учитель истории и обществознания высшей педагогической категории

Любая фирма в процессе своей деятельности сталкивается с такой проблемой как соизмерение затрат и результатов (целей). Поэтому среди многочисленных целей данного предприятия или фирмы на первом месте будет максимизация прибыли. Таким образом, если максимизация прибыли является главной целью деятельности фирмы, то главным препятствием на пути достижения этой цели выступают издержки.

Затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называются «издержками производства». С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов  услуг. Именно поэтому каждая фирма заинтересована в анализе затрат в динамике их соотношения с уровнем цены на продукт.

Каждая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представить, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого необходимо изучить спрос и определить, по какой (примерно) цене будет продаваться ее продукция. Решение принимается после сравнения предполагаемых доходов с издержками, которые предстоит понести.

Сущность и классификация издержек предприятия

Каждая производственная единица (предприятие) стремится к получению большего дохода от своей деятельности. Однако этому препятствуют спрос на готовую продукцию и издержки производства.

Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли (например, затраты на сырьё и материалы, зарплату, амортизацию средств труда и т. д.). Также  дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, транспортировку, сортировку и хранение товаров. А чистыми издержками обращения являются издержки на торговлю (зарплата продавцов), маркетинг, рекламу и т. д.

Чтобы управлять издержками, их разделяют по определённым признакам:
1. Собственность. В соответствии с этим признаком все издержки делят на: явные (внешние, денежные, бухгалтерские) и неявные (внутренние, скрытые).

Явные издержки (бухгалтерские) – это денежные платежи поставщикам ресурсов производства и услуг, не принадлежащим к числу владельцев данной фирмы. К таким издержкам относятся: заработная плата рабочих и служащих, расходы на сырьё и материалы, комиссионные вознаграждения торговым фирмам, взносы в банки и другие финансовые учреждения, расчеты за юридические консультации,  транспортные услуги и т. п.

Внутренние издержки – это издержки на собственные и самостоятельно используемые ресурсы; не выступают в денежной форме; равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за собственные ресурсы при условии наиболее выгодного из альтернативных вариантов их применения. Внутренние издержки являются реальными, хотя и не отражаются в бухгалтерской отчетности фирмы. Однако они учитываются при принятии экономических решений, поскольку требуется определить размеры упущенных возможностей более выгодного использования собственных ресурсов.

2. Учет объема производства. В соответствии с этим признаком различают постоянные и переменные издержки.

Постоянные издержки – издержки, величина которых не изменяется в зависимости от изменения объёма производства. К таким издержкам относятся: расходы на содержание производственных зданий, машин, оборудования, рентные платежи, страховые взносы, жалованье высшему управляющему персоналу и будущим специалистам фирмы.

Переменные издержки – издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объема выпускаемой продукции. Если продукция не производится, то переменные издержки равны нулю. К таким издержкам относятся: затраты на сырьё, материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, затраты на заработную плату рабочим и служащим и т. п. переменные ресурсы.

Таким образом, основная цель фирмы получение прибыли. Чем меньше издержки фирмы, тем выше ее прибыль. Как можно уменьшить издержки фирмы? Необходимо повышать эффективность использования оборудования   и повышать производительность труда. Чем современнее оборудование и технологии, тем более эффективно работает предприятие. Производительность труда на предприятии зависит также от качества рабочей силы, куда входит квалификация и опыт персонала, а также правильная организация производственного процесса. При выполнении всех этих условий фирма будет получать стабильно высокую прибыль.

Литература

  1. Непомнящий Е. Г. Экономика и управление предприятием: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
  2. Серебренников Г. Г. Основы управления затратами предприятия: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Табм. гос. тех. ун-та, 2009
  3. Корсаков М. Н. Экономика предприятия: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005



Предварительный просмотр:


БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЁТЫ

Косьянова Татьяна Алексеевна,

ученица 11 «М» класса МБОУ «Школа №3»

Научный руководитель: Хлевная Надежда Александровна,

учитель истории и обществознания высшей педагогической категории

В современном мире движения безналичных расчетов важны для успешного ведения финансово-хозяйственной деятельности субъекта.

Безналичные расчеты — это платежи, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.

Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчетов способствует как разветвленная сеть банков и заинтересованность государства в их развитии, так и изучение и регулирование макроэкономических процессов.

Различия в организации безналичных расчетов обусловлены историческим и экономическим развитием отдельных стран. В Великобритании раньше, чем в других странах, получили распространение безналичные расчеты векселями и чеками. С 1775 г. здесь возникли расчетные, клиринговые палаты — специальные межбанковские организации, осуществляющие безналичные расчеты по чекам и другим платежным документам путем зачета взаимных требований. Коммерческие банки — члены расчетной палаты принимают к оплате чеки, выписанные на любой банк или его отделение. Все чеки поступают в расчетную палату, где их сортируют и проводят зачет несколько раз в день. Оплачивается только конечное сальдо расчетов через счета в центральном банке. В ряде стран функции расчетных палат выполняют центральные банки. Расчетные палаты существуют также при товарных и фондовых биржах для взаимного зачета требований по заключенным здесь сделкам, что значительно упрощает и ускоряет расчеты. В США, Канаде, Великобритании, Франции, Италии широкое распространение получила система чековых расчетов.

В ряде стран континентальной Европы преобладают жирорасчеты — разновидность безналичных расчетов вначале через специальные жиробанки, а затем через коммерческие банки и сберегательные кассы. Сущность этих расчетов состоит в перечислении средств по особым счетам на основе поручений — жироприказов, то есть письменных распоряжений о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет получателя.

Расчетные операции относятся к числу важнейших банковских операций. Они включают инкассовые, переводные и аккредитивные операции.

С развитием и совершенствованием автоматизации банковских операций с середины 70-х годов в развитых странах стала применяться система электронных платежей, используемых для кредитных и платежных операций и контроля над состоянием банковских счетов посредством передачи электронных сигналов, без участия бумажных носителей информации. Они способствуют ускорению денежного оборота, улучшению кредитно-банковского обслуживания клиентов, уменьшают издержки, связанные с выполнением платежных операций.

В электронной системе денежных переводов в настоящее время действуют банковские автоматы, позволяющие клиенту банка самостоятельно подключаться к банковской ЭВМ и осуществлять наиболее распространенные операции: получение наличных денег со счета, внесение вклада, перевод средств по счетам и др.

Преимущества безналичного расчета:        

  1. контроль денежного оборота;
  2. расширение кредитных возможностей банковской системы;
  3. безналичный оборот ускоряет оборот денежных средств и оборот материальных ресурсов.

Значение безналичных расчетов:

  1. безналичные расчеты способствуют концентрации денежных ресурсов в банках. Временно свободные денежные средства предприятий, хранящиеся в банках, являются одним из источников кредитования;
  2. безналичные расчеты способствуют нормальному кругообороту средств в народном хозяйстве;
  3. четкое разграничение безналичного и наличного денежного оборотов создает условия, облегчающие планирование денежного обращения и безналичного денежного оборота. Расширение сферы безналичного оборота позволяет более точно определять размеры эмиссии и изъятия наличных денег из обращения.

Принципы осуществления безналичных расчетов:

Первый принцип — правовой режим осуществления расчетов и платежей.

Второй принцип — осуществление расчетов по банковским счетам.

Третий принцип — поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей.

Четвертый принцип — наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж.

Пятый принцип — принцип срочности платежа.

Шестой принцип — контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Седьмой принцип — имущественная ответственность за соблюдением договорных условий

Формы безналичных расчетов

Формы безналичных расчетов устанавливаются Центральным банком. Клиенты банка самостоятельно выбирают применяемые формы расчетов, что отражается в договоре с банком.

В современных условиях на основании действующего положения ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (в ред. от 2 марта 2008 г.) в России действуют следующие формы безналичных расчетов:

  1. расчеты платежными поручениями;
  2. расчеты по аккредитиву;
  3. расчеты чеками;
  4. расчеты по инкассо.

Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных организаций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России, а также самими банками.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Литература

Белов В.А Юридическая природа безналичных расчётов и безналичных денег // Бизнес и банки. 1998. N 52. С.4

Бронникова Л. Оплата через банк – безналичные расчёт // Двойная запись. -2013.  - №3

Косой А.М. Принципы безналичных расчётов  // Деньги и кредит. 2015. N 6.



Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Хижняк Анастасия Игоревна,

ученица 11 «А» класса МБОУ «Школа №3»

Научный руководитель: Хлевная Надежда Александровна,

учитель истории и обществознания высшей педагогической категории

Религия является почти универсальным институтом в человеческом обществе. Все дописьменные общества, известные нам, имели религию. Религия была началом самой культуры, не было ни одного первобытного общества, которое существовало без религии.

Как и другие социальные институты, религия также возникла как ответ интеллектуальным способностям человека на определенные потребности человечества. Большинство людей считают религию универсальным и, следовательно, важным институтом общества. Это фундамент, на котором стоит нормативная структура общества, социальный институт, который занимается изучением святых вещей, стоящими за пределами наших знаний и понимания. Религия, так или иначе, всегда оказывала влияние на другие социальные институты. Это влияние распространяется на политические и экономические аспекты нашей жизни. Учёные считают, что человек был с давних времен неизлечимо религиозным. Иудаизм, христианство, ислам (семитские религии), индуизм и буддизм, даосизм и синтоизм (китайско-японские религии) и т.д. являются примерами великих религий мира. Религия связана с общими убеждениями людей, религия это своеобразный ответ на вещи, которые мы не можем объяснить, используя наши знания, это ответ на те элементы жизни, что находятся за пределами нашего понимания. Религия – преимущественно социальный институт, сыгравший огромнейшую роль в образовании любого общества.

Центральным для всех религий является понятие веры. Религия в этом смысле является организацией предоставляющей веру и поддерживающей ее,  которая так же связывает людей с их временным и трансцендентальным основанием. Верой человек отличается от всех других существ. Вера - это то, что связывает нас вместе, и поэтому, является более важным, чем причина появления самой религии. По существу, это субъективное и личное дело каждого, верить или нет, но уважать вклад религии в становления нашего общества таким, какое оно есть, безусловно,  должен каждый.

Есть множество определений религии данными мыслителями в соответствии с их собственными представлениями. По сути, все религии сильно различаются, но некоторые утверждают, что религия включает в себя веру в существование сверхъестественных и таинственных сил, напрямую связанных с нашей жизнью, так же религия проявляется непосредственно через веру в эти таинственные силы и некоторые действия, связанные с проявлением уважения к этим самым силам.

Религия переплетается со всеми аспектами человеческой жизни: с социальными, экономическими и политическими институтами. Она сформировала внутренние, экономические и политические институты. Следовательно, очевидно, что религия выполняет ряд функций, как для религиозной группы, так и для общества в целом и до сих пор. Религия помогает в борьбе за выживание в социуме; религия способствует социальной интеграции; религия помогает связать социальные ценности общества в единое целое; религия выступает в качестве агента социального контроля; это рационализирует и помогает индивидууму, страдающему от проблем современного мира; религия усиливает самомнение, помогая поверить в собственные силы.

Религия побуждает людей оказывать услуги нуждающимся и бедным и содействовать для их благополучия. Она развивает благотворительные отношения населения. Помощь и содействие, зачастую, оказывают бедным и обездоленным людям из-за вдохновения религией. Считается, что можно получить заветную цель религии, путем предоставления милостыни и помощи нуждающимся. Таким образом, религия способствует благополучию отдельных лиц, групп и сообществ.

       Религия является основным источником социальной сплоченности. Основным требованием общества является общее достижение социальных ценностей, с помощью которых отдельные лица контролируют действия себя и других, и через которые общество существует и развивается. Эти социальные ценности исходят от религиозной веры. Религия является основой, на которой эти ценности лежат. Дети должны слушаться своих родителей, не должны лгать или обманывать, супруги должны быть верными; люди должны быть честными и добродетельными и это лишь некоторые из тех ценностей, что поддерживает религия. Все религии проповедовали любовь и ненасилие, за исключением неправильной трактовки некоторых религий, так или иначе, посыл был мирным. Любая религия поддерживает жертвенность и мирное сосуществование с другими людьми.

Религия является важнейшим социальным институтом. И это не потому что есть некие силы, недоступные человеку, а потому что вера объединяет людей и учит нас с детства, что такое хорошо, а что такое плохо, помогая дальше в жизни.

Литература

Человек, общество, религия // Под ред. А С. Иванова и др. - Москва: Мысль, 1968. - с.224

Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии // Издание второе, переработанное и дополненное - Москва: Высшая школа, 1985 - с.287

Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. Москва: Издательство политической литературы, 1988 - с.336

Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана) // Пер. с итал. - Москва: Издательство политической литературы, 1989 - с.365



Предварительный просмотр:

Теневые отношения в российском бизнесе – возможна ли альтернатива?

Жилинская Надежда Александровна

студентка 3 курса, Группы И-31, ФЭУС,

Самарского  государственного педагогического Университета

Научный руководитель: Хлевная Надежда Александровна,

преподаватель экономики и права, высшей педагогической категории

  Теневая экономическая деятельность создает определённую финансовую базу для неформальных взаимоотношений граждан общества, которые осуществляются в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются, и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. Теневой экономической деятельностью считается любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов от государственных органов, или уклонение от уплаты налогов. Кроме того, теневую экономику также можно охарактеризовать как совокупность разнотипных экономических отношений и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности.  Также, взаимоотношения, которые осуществляются в рамках теневой экономики,  не контролируются государством и скрываются от него.

  Теневая деятельность образуется из-за существования условий, при которых может быть выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц.  Такое сокрытие может быть разным – от сокрытия отдельных договоров до сокрытия существования самого предприятия или существования определённых активов.

  Существуют различные причины существования теневой экономической деятельности.  На мой взгляд, первой причиной является стремление людей получить разного  рода блага, затратив при этом как можно меньше усилий. Живя в современном обществе, можно сказать, что существует проблема недостатка времени у людей. Соответственно, каждый человек в силу определенных обстоятельств, и, возможно,  в силу своего менталитета, стремится достигнуть поставленных целей, прибегнув к неформальным отношениям, тем самым сэкономив свои средства, усилия и время. Помимо этого, некоторые люди уверенны в том, что за свои незаконные действия они не понесут никакого наказания, и именно поэтому могут прибегнуть к упрощенному варианту получения благ с помощью теневых экономических действий. Существуют также и социальные причины существования теневой экономики, когда индивидуумы недовольны своим положением и как следствие ищут некие способы для улучшения его.

  Исследования свидетельствуют о существенном распространении коррупции в сфере предпринимательства и бизнеса. Теневые отношения, существующие в российском бизнесе, в значительной мере обусловлены процессами, локализованными на стыке экономики и политики. Неформальные взаимоотношения, возникающие в сфере экономики, распространились и за её пределами, тем самым проникая в другие сферы общества. Происходит это через вовлечение в теневую сферу субъектов социума. Вследствие всего этого, теневое пространство в стране непрерывно расширяется, захватывает новых социальных субъектов, новые социальные институты, новые социальные организации.

  Теневые отношения чаще всего осуществляются между властью и субъектами бизнеса. Цель бизнеса в теневых контактах с властью – получить индивидуальные преференции.
 Преференция представляет собой льготу или предоставление особого налогового режима для группы хозяйствующих субъектов, позволяющее им в течение указанного времени не нести часть налоговых обязательств. Данные преференции  включают в себя безнаказанность или минимальные наказания при нарушении хозяйственного законодательства, а также получение госзаказов, субсидий с нарушением конкурсных условий, выгодные схемы по «распиливанию» бюджетных средств за счет фиктивных работ. Кроме того, такие преференции могут включать в себя информационное сопровождение, в том числе упреждающего характера, о готовящихся нововведениях.

  Также, индивидуальные «поощрения» включают приоритетный учет интересов фирмы при выработке законодательства и устранение конкурентов силами репрессивных органов.

  Помимо всего вышеперечисленного, за счёт получения преференций, фирма может использовать государственные ресурсы (финансовые, силовые, интеллектуальные и другие) для развития деятельности фирмы.

  В процветающем государстве достигается баланс интересов бизнеса и власти. Легальные принципы взаимоотношений власти и бизнеса формулируются как стабильность, прозрачность и законность, при этом подразумевается доверие, которое является двигателем экономического роста, экономическим инструментом и индикатором экономического благополучия. Обострение взаимоотношений между бизнесом и властью обусловили криминальные и полулегальные формы взаимодействия. Власть породила коррупцию, а бизнес давит на власть посредством продвижения  своих интересов, что обуславливает падение уровня доверия бизнеса к власти. Все эти факторы лежат в основе причин замедления экономического роста. Общеизвестно, что коррупция в той или иной форме существовала с тех пор, как стали возникать государства.

  Борьба с коррупцией все чаще рассматривается в рамках социальной ответственности. Под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Иными словами, коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

  Траты бизнеса на коррупцию – это ресурсы, отвлекаемые от создания добавленной стоимости. Снижение прибыли ведет к снижению объема выплачиваемых налогов, к снижению возможности выплаты сотрудникам достойной компенсации, поэтому коррупция есть бессмысленное для экономики отвлечение средств и носит антиобщественный характер коррупционной деятельности.

  Коррумпированные чиновники, получая от теневых структур суммы, значительно превышающие заработную плату, изменяют политику государственного управления в интересах теневого бизнеса.

  Если же говорить о предприятиях теневой экономики, то можно подчеркнуть тот факт, что такие предприятия обычно не соблюдают стандарты (например ГОСТ), которыми окружён любой вид лицензируемой деятельности. Иногда теневой сектор развивается из-за повышенных административных барьеров для входа на рынок. В среднем, чем больше сотрудников в фирме, тем меньше вероятность того, что они получают не оформляемую зарплату «в конверте», с которой не платятся налоги. Чем больше замешано предприятие в теневой деятельности, например «обналичке», тем меньше срок её вероятного существования, так как ликвидация подобных фирм — ещё один способ скрыть следы своей деятельности.

  Существует определённая схема «откатов», так называемая схема сборов: более прибыльные схемы теневого взаимодействия бизнеса и власти облагаются большими обязательствами передачи средств «наверх», чем менее прибыльные. При этом используется прогрессивная система сборов, которая поясняется следующим:

  Помимо денежных потоков, которыми бизнес оплачивает «теневую» политику всех уровней, существует также система ответных услуг (в том числе не денежных), которые «теневой» бизнес оказывает власти по мере ее потребностей.

  Теневой диалог власти и бизнеса может проходить в «рыночной» логике, при которой властные решения рассматриваются как товар либо услуга, которые могут быть куплены. Бизнес интересуют формальные нормы как напрямую связанные с данным бизнесом, так и косвенно на него влияющие. По этому поводу разворачивается острейшая конкурентная «борьба влияний» с попытками предотвратить или ускорить принятие решений, изменить смысл, формулировки принимаемого документа. Услуги власти касаются как ускорения разрешенных законом (и напрямую предписанных для исполнения) процессов, так и принятия решений в законодательно неоформленном пространстве. Возможны и противозаконные решения, но это особо рисковый сегмент рынка теневых услуг власти, и на мой взгляд, на противозаконный шаг не каждый способен пойти, в силу того, что может быть привлечен к уголовной ответственности. Услуги представителя власти зачастую оплачиваются не деньгами и не заманчивыми бизнес-предложениями. Велика роль компромата, накапливаемого влиятельными бизнес-игроками. Неформальные отношения бизнеса с органами власти многовариантны.

  Чтобы понять и оценить возможности борьбы с коррупцией в России, необходимо проанализировать возможное участие в решении этой проблемы основных партнеров: органов власти, ключевых компонентов гражданского общества и общества в целом. Неудивительно, что в сложной ситуации, которая сложилась в России, все эти "игроки" несут в себе и положительные и отрицательные "заряды" относительно борьбы с коррупцией.

  Причины распространения теневых отношений в российском бизнесе видятся в том, что высокие налоги и обилие государственных регуляторов создают мотивации уклонения от них с помощью взяток, причем величина налогового бремени и масштабы государственного регулирования таковы, что альтернативой уклонению является банкротство. Другими словами, государство само создаёт почву для неформальных отношений в сфере бизнеса, облагая высокими налогами фирмы.

  С другой стороны, любые попытки борьбы с коррупцией вызовут массовый уход работников с государственной службы и приведут к «оголению» рабочих мест. Это объясняется тем, что государственные чиновники убеждены, что их заработная плата столь низка, что они могут позволить себе «есть из кормушки откатов».

  В качестве еще одной причины коррупции следует назвать большие масштабы прямого перераспределения ресурсов, осуществляемые федеральными и местными органами государственной власти.

  Таким образом, формируются следующие причины, по которым прекращение теневых отношений в российском бизнесе невозможно:

  1. Большие масштабы вмешательства государства в экономику требуют создания большого чиновничьего аппарата. С другой стороны, у государства нет средств полноценно оплачивать этот аппарат;
  2. Несовершенство законодательства и правовой базы в сфере экономики.

  1. Высокие амбиции чиновников делают невозможным борьбу с коррупцией, что создает обстановку безнаказанности и беззакония. В результате коррупция приобретает застарелые и привычные формы, дезорганизуя и рынок, и систему государственного управления;
  2. Уверенность людей в том, что за свои незаконные действия они не понесут никакого наказания, и именно поэтому могут прибегнуть к упрощенному варианту получения благ с помощью теневых экономических действий. Здесь речь идет о культуризации людей.

  В отношении криминальной деятельности как таковой следует указать следующее. В существующих условиях борьба с экономической преступностью затруднена не только нехваткой мощностей, низким моральным духом и коррумпированностью правоприменяющих структур, но и двумя фундаментальными обстоятельствами:

  1. отсутствием границы между неприемлемыми для общества видами деятельности и теми видами деятельности, которые, нарушая закон, являются вынужденными адаптационными явлениями;
  2. сращенностью аппарата элиты с криминальной деятельностью.

 Таким образом, теневая экономическая деятельность создает финансовую базу для неформальных контактов бизнеса и власти, вызванных в основном, «перегруженностью» российской экономики избыточными административными барьерами. Существует только одна альтернатива – разработка и реализация государственной антикоррупционной политики на основе упрочения и объединения большей части политических сил и при тесном их взаимодействии с институтами гражданского общества. Очевидно, что коррупционные действия в России ещё не стали системой, а это в свою очередь означает, что существует шанс, хоть и неполного искоренения теневых экономических отношений, но массовой её доли. На мой взгляд, полное искоренение теневых отношений в российском бизнесе невозможно  и на это есть ряд причин, обоснованность которых я представила в своём эссе.

Литература

Теневые отношения в российском бизнесе // Под ред. А С. Петрова и др. - Москва: Мысль, 2015. - с.114

Яковлев Е.Г. Искусство теневых отношений в российском бизнесе // Издание второе - Москва: Высшая школа, 2015 – с.27