Для коллег

Николаева Евгения Владимировна

Ссылки на интернет-ресурсы коллег

Баранова Инна Юрьевна

Альгина Лариса Леонидовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие школы и семьи

в  воспитании младшего школьника

Выполнила: Николаева Евгения Владимировна


Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3

Глава 1. Характеристика проблемы......………………………………………….4

1.1. Характеристика младшего школьного возраста...........................................5

1.2. Семейное воспитание.......................................................................................7

1.3. Школьное воспитание......................................................................................9

Глава 2. Роль школы в эффективном взаимодействии......................................11

2.1. Функции взаимодействия школы, классного руководителя и родителей учащихся.................................................................................................................11

2.2. Принципы взаимодействия школы с родителями.......................................14

Глава 3. Роль семьи в эффективном взаимодействии.............................……...20

3.1. Активность семьи в воспитательном процессе...........................................20

3.2. Права и обязанности семьи...........................................................................23

Глава 4. Интеграция усилий школы и семьи как необходимое условие воспитания младшего школьника........................................................…………24

4.1. Формы взаимодействия школы и семьи......................................................26

4.2. Диагностика влияния интеграции сторон на успешное развитие личности младшего школьника............................................................................................27

Заключение………………………………………………………………………29

Список литературы……………………………………………………………...31

Приложение 1……………………………………………………………………33

Приложение 2……………………………………………………………………39

Приложение 3……………………………………………………………………43


Введение

Семья и школа - изобретения культуры, заинтересованной в предельно эффективном формировании человека (М. С. Коган). [11]
Эти социальные институты - важнейшие факторы, определяющие целостное формирование личности ребенка. От их взаимодействия зависит успешность этого процесса, поскольку они входят в состав триединства субъектов педагогического процесса (семья, школа, ребенок). Известно, что взаимодействие предполагает «взаимное влияние сторон друг на друга» (положительное, отрицательное, нейтральное) и «изменение не только в деятельности, отношениях, но и в самих взаимодействующих сторонах» . Над всем этим стоят и внешние обстоятельства. Являясь институтами социальными, семья и школа, разумеется, отражают все процессы общественного развития в той или иной мере и, изменяясь сами, постоянно порождают изменение отношений между собой. Следовательно, особая острота вопроса взаимных отношений семьи и школы проявляется в переломные моменты жизни общества. Таким образом, проблему взаимодействия семьи и школы необходимо отнести к разряду «вечно старых и в то же время вечно новых» педагогических проблем.

Цель настоящей работы: выявить роль взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания ребенка младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по заявленной проблеме;
  2. Проанализировать особенности школьного и семейного воспитания;
  3. Выявить роль школы в успешном взаимодействии с семьями учащихся начальных классов;
  4. Выявить роль семьи во взаимодействии со школой;
  5. Определить, является ли объединение усилий школы и семьи необходимым условием в воспитании младшего школьника ; сделать выводы.

Гипотеза исследования состоит в том, что успешное развитие личности младшего школьника может происходить только в условиях взаимодействия школы и семьи.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  1. Анализ психолого-педагогической, методической литературы
  2. Анализ школьной документации
  3. Изучение продуктов деятельности педагога

Глава 1. Характеристика проблемы

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Развитие потенциальных возможностей личности, формирование характера происходит в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, где существенную роль играет активность самой личности. Главные формы взаимодействия личности с окружающей средой — общение и деятельность.

Воспитание — это процесс передачи социального опыта (в широком смысле); процесс субъект-объектного взаимодействия, направленный на выработку определенных личностных качеств, которые задаются различными общественными институтами (в узком смысле). [5, c. 29]

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. «Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Воспитательный процесс — это организованная система взаимодействия воспитателя и воспитанника, личности и группы, личности и социума, направленная на совершенствование и самосовершенствование личности, формирование у нее социально-значимых качеств. [5, с. 30]

Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в «зону ближайшего развития». Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, а под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными «сотоварищами», а уж затем и вполне самостоятельно.

1.1. Характеристика младшего школьного возраста

Наиболее динамичной частью жизни, наиболее пластичной в плане созревания как органических, так и психических подсистем является детство. Подробнее остановимся на характеристике младшего школьного возраста (с 6-7 лет до 9-10 лет). Данный возраст является стадией активного накопления социального опыта. Маленький человек к этому периоду уже многого достиг в понимании своего места среди людей. Он ориентируется в семейно-родственных отношениях, познает мир через взаимодействие со сверстниками, изучение природной среды, проявляет себя в этом мире, способен сделать нечто доброе, полезное. Мотив «Я хочу» в этом возрасте отходит на второй план, уступая установке «Я должен». Можно говорить, таким образом, о развитии рефлексивных способностей. Ребенок осмысливает действия других людей, а также оценивает, рассматривает как бы со стороны и свои собственные усилия рефлексирует. Через рефлексию осуществляется психическая активность. Любой, нормально развивающийся ребенок наряду с естественной потребностью в движении (физическая активность) обладает потребностью в познании окружающего материального мира, отношений между людьми, самопознании (психическая активность). В младшем школьном возрасте рефлексия существует на фоне переживания таких чувств, как горе, радость, стыд, гордость, вызванных личным поступком. Содержание ее – поиск линии собственного поведения. Приобретенные рефлексивные способности оказывают неоценимую услугу ребенку при разрешении проблемных ситуаций с педагогами и сверстниками в новых условиях, когда важнейшим обстоятельством в жизни ребенка станет поступление в школу. [13]

К наиболее специфическим особенностям младшего школьного возраста многие исследователи относят впечатлительность, восприимчивость, доверчивость, личную тягу к учителю, готовность к действию, послушание, подражательность, тщательность в выполнении заданий, направленность на внешний мир, легкомыслие, наивность и т.д., сочетаемые с такими особенностями данного возраста, как отсутствие стремления проникнуть в сущность явления, отсутствие претензий на самостоятельность и независимость.
Большинство психологов и педагогов сходится на признании того факта, что именно в младшем школьном возрасте начинается процесс самоформирования личности за счет развития структур сознания ребенка.
В мотивационной сфере сознания младших школьников появляется ориентация на процесс, его главное значение в присвоении знаний и опыта поведения, начинается своеобразная «закладка» мотивов самосовершенствования и самоопределения, обозначается еще слабо выраженное стремление к осознанию причин, смыслов, их поиск в учебном материале и в воспитательной деятельности учителя, возникает потребность в самооценке, как в основе формирования самопознания и внутренней позиции личности, правда, еще с ориентацией на авторитет внешней оценки, продолжается принятие целей учителя, но уже с тенденцией к самостоятельности, как еще недостаточно осознаваемой потребности.
В сфере общения (в коммуникативной сфере), сохраняется потребность в общении с учителем, как с непререкаемым авторитетом, ориентация на игровую деятельность как основное средство общения, возможность реализовать потребность в общении с другим человеком посредством игры. [15]

Известно, что в младшем школьном возрасте изменяются социальные роли и функции детей, значительно расширяются их нравственные отношения с окружающим миром и другими людьми. Младшие школьники активно проникают в социальную жизнь общества, взрослых людей, устанавливают с ними определенные связи и взаимоотношения, постигают смысл их деятельности и поступков. В данный возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности. [25]

Взрослые же должны сосредоточить свою воспитательную деятельность на том, чтобы создать ситуацию успеха в учебной деятельности, помочь ребенку утвердиться в важности учебной деятельности готовность к сотрудничеству.

Возрастные доминанты в этот возрастной период:

  • помощь в овладении учебной деятельностью;
  • выработка позитивного активного, инициативного отношения к обучению;
  • создание морально-нравственных ориентиров;
  • обучение рефлексивной деятельности;
  • обучение взаимодействию в коллективе;
  • ориентация на саморегуляцию в поведении и деятельности;
  • включение в различные виды творчества. [5, c. 49]

1.2. Семейное воспитание

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 3 стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский. При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка (стиль «согласия»). При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку (стиль «подавления»). При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Есть определенная специфика семейного воспитания, отличающая его от школьного воспитания:

  1. Она заключается в том, что семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы. Это благоприятно влияет на развитие и воспитание ребенка.
  2. Семья представляет собой разновозрастную социальную группу. В ней есть представители двух, трех, иногда и четырех поколений. Это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, точки зрения, убеждения.
  3. Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентировочную, художественно-творческую, игровую, свободного общения.
  4. Семейное воспитание имеет также широкий временный диапазон: оно продолжается всю жизнь, его влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома. [2]

 

1.3. Школьное воспитание

Основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, сегодня остается образовательное учреждение (в данном случае – школа), становящееся носителем воспитывающей среды.

Школа, как и семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через школьное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.

Школьное воспитание предоставляет широкие возможности для оказания разностороннего воспитательного воздействия на ребенка. Каждый человек, с которым ребенок сталкивается в школе, несет в себе для него что-то новое. В данных условиях большую роль играет личность учителя и позитивный характер общения со сверстниками. Кроме того, воспитание в школе может происходить непосредственно через предметы общегуманитарного цикла. Так же, как и в семейном, в школьном воспитании есть свои слабые стороны, одна из которых – обезличенность. Часто учителя, в отличие от членов семьи, уделяют всем детям совершенно одинаковое внимание, забывая о том, что каждый из них – индивидуальность и требует особого подхода, именно поэтому требуется совмещение школьного и семейного воспитания, особенно в начальной школе.

Содержание и методы воспитательного процесса в младших классах современной средней общеобразовательной школы вытекают из стоящей перед ней задачей: максимально развивая способности детей, учитывая их интересы, обеспечить формирование и гармоничное развитие личности ребенка, личности творчески активной и общественно востребованной, имеющей внутреннюю потребность в самосовершенствовании (самовоспитании).

 Воспитательная деятельность в начальной школе должна быть направлена на формирование у детей основ нравственного здоровья - гуманного отношения к миру, природе, людям, на поддержание, стимулирование и развитие стремления детей к красоте и творчеству. [13]

Цель воспитательной работы школы: 

Воспитание творческой развитой социально-ориентированной личности, способной к самореализации, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.   

Задачи: 

1. Научить мыслить (развитие интеллекта): развитие мыслительных способностей учащихся. Выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей; выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.

2. Воспитание чувств  (формирование нравственных отношений): научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным, социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные общечеловеческие достижения во всех сферах жизни, воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу.

3. Здоровый образ жизни: развитие духовных и физических возможностей личности, формирование прочных  основ нравственного и здорового образа жизни; физическая закалка детского организма; систематические занятия физкультурой и спортом; постоянный медико-психологический контроль.

4. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира и обрести уверенность в своей значимости, найти свое место в социальном окружении.

5. Помочь сформировать представление о нравственных основах семьи, представления о семье как ячейке общества.

6. Становление экологической ответственности, как основной черты личности, на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной ситуации. (Создание условий для формирования мотивации школьников к экологически целесообразному поведению.)

Глава 2. Роль школы в эффективном взаимодействии

Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении взаимодействия между ними выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вмести с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремления педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимо терпение и целенаправленный поиск путей решение это проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство.

Постепенно тактично учитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей – единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

2.1.  Функции взаимодействия школы, классного руководителя и родителей учащихся

Первая функция - ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.

Обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы.

Вторая функция  - психолого-педагогическое просвещение родителей.

Исследования педагогов и психологов постоянно фиксируют низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней. В современной школе практикуются следующие формы психолого-педагогического просвещения родителей:

  • Народные Университеты - имеют свою программу, в них проводятся лекции, семинары, консультации для родителей педагогами, психологами, медиками, юристами.
  • Школьные лектории - проводятся перед началом родительских собраний в классе специалистами и наиболее подготовленными педагогами школы.
  • Школьные и классные тематические конференции для родителей, посвященные отдельным воспитательным проблемам.
  • Родительские лектории по микрогруппам родителей на основе их групповых интересов.
  • Индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические), осуществляемые специалистами в консультациях.
  • Различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей...

Третья функция - вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

Мотивируется это задачами расширения воспитывающей среды, увеличения диапазона позитивных влияний на разивающуюся личность школьника, организуемой в школе воспитывающей внеурочной деятельности, улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности.

В современной школе используются различные формы вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность:

  • участие во внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем;
  • участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы;
  • подготовка и проведение школьных лагерей труда и отдыха, дальних походов, поездок по городам России и мира;
  • участие в Советах школы, школьных и классных родительских комитетов;
  • и другие.

Четвертая функция работы классного руководителя с родителями  - корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

Данная функция имеет три направления:

  1. оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий учащихся (одаренных, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов или интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности);
  2.  оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания, профилактика формирования вредных привычек, профилактика правонарушений;
  3. индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся, семьями с повышенной конфликтностью, семьями не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей.

Пятая функция - взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами. [2] Учителя и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае педагоги взаимодействуют с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, консультации-размышления.

Все перечисленные функции работы школы, и в частности классного руководителя способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.

2.2. Принципы взаимодействия школы с родителями

1. Принцип соглашения

Осуществляется путём метода договора, он - ключевой в реализации данного положения. Состоит из проведения предварительных переговоров по вопросу взаимных обязательств и выработки соглашения о взаимном исполнении принятых обязательств.

Складывается из двух блоков: первый – согласная договорённость относительно школьной жизнедеятельности ребёнка, вторая – договорённость относительно семейной жизнедеятельности.

Основанием такой договорённости является забота о развитии ребёнка  гражданская, профессиональная, родительская.

Методические формы:

- Презентация школы (общая характеристика школы, с ее историей, целями, традициями, достижениями, результатами, видами деятельности, характерными чертами обучающихся, профессионализмом педагогов).

- Ознакомление с кодексом школы (устное или письменное представление текста, отражающего основы школьной жизни и образ достойного человека данной школы).

- Родительское собрание (деловое обсуждение организации образовательного процесса и меры достижения, поставленных школой и родителями задач).

- День открытых дверей (посещение родителями учебных и внеклассных занятий в школе, организация творческих работ детей).

- Родительский лекторий (организация курса научно-популярных лекций по педагогике, психологии, гигиене, этике).

- Информационный листок для родителей (регулярные сообщения о мероприятиях в школе и событиях особой важности, а также записки от педагога с сообщением о текущих успехах ребенка).

- Круглый стол (совместное обсуждение вопроса, касающегося воспитания личности и организации образовательного процесса в школе, а также устоев семейной жизни).

- Родительский совет (группа родителей, избранная общим собранием для постоянной связи школьной администрации, педагогов с родителями; заседание группы родителей, решающих проблемные вопросы школьной жизни).

- Вечер вопросов и ответов (встреча педагогов и родителей, содержанием которой является обмен вопросами по проблеме организации образовательного процесса в школе и личностного развития детей).

- Рекомендованная литература (письменная и устная форма рекомендации прочтения для осмысления проблем воспитания детей).

2. Принцип сопряжения

Сопряжение – согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребёнка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребёнка в его физическом и духовном развитии, так, чтобы действия одного партнёра сопровождались обязательно соответствующими действиями другого.

Такое гармонизирующее двухстороннее содействие направляется:

- на организацию режима жизни ребёнка;

- на характер отношений к ребёнку как к человеку;

- на культурное обустройство жизнедеятельности, поведенческий социально-ценностный опыт;

- на систему разнообразной деятельности, определяющей физическое и духовное развитие ребёнка.

Методические формы:

- Посещение учебных занятий детей (открытые для родителей уроки в целях ознакомления с педагогическими требованиями школы к учебнику).

- «Круглый стол» (обсуждение единства и расхождений в устройстве школы и семьи, разрешение возникающих противоречий).

- Просьбы педагога (письменные и устные, переданные через детей, указания на возможные способы улучшения условий или дополнительных средств для развития ребенка).

- Задания детям, которые можно выполнить вместе с родителями (рисунки, поделки, домашние стенгазеты, стихи, лабораторная работа в условиях домашней кухни и т. д.)

- Семейное интервью (опрос всех членов семьи по какому-либо ценностному вопросу для сопоставления мнений).

- Сравнительные характеристики детей в процессе их развития (конкретный вопрос по одной из личностных характеристик во временном аспекте «вчера-сегодня, было-стало»).

- Рекомендованная литература (список литературы для домашнего чтения).

- Художественные произведения по проблеме детства (список классических и современных произведений, подобранных библиотекарем школы).

- Инициированные воспоминания родителей о своем детстве (устная и письменная форма либо путем вопросов, поставленных детьми).

- Психологические тренинги (по программе школьного психолога).

- Социально-психологические игры как часть родительского собрания или педагогического просвещения (на собраниях, классных собраниях, праздниках и т. д.).

3. Принцип сопереживания

Сопереживание – это взаимное выражение отношения к происходящему в жизни семьи и школы, выявляющее расположенность партнёров, организующих жизнедеятельность ребёнка.

Этот принцип целиком обусловлен способностью мысленно становиться в положение другого человека и проживать радости и горести, трудности и успехи как собственные.

Методические формы:

- Приветствия (устные либо письменные послания в адрес родителей добрых пожеланий, связанных с каким-либо событием).

- Праздничные поздравления (устные, переданные через детей, или краткие письменные поздравления перед праздником или при успехах детей).

- Сообщения об успехах детей (краткое сообщение о состоянии индивидуальной деятельности ребенка).

- Сценическое представление «Что мы знаем и что умеем» (представление для родителей творческого характера в качестве красивого рассказа об умениях, знаниях, о новых отношениях, которые обрели дети за определенный период).

- Добрый разговор «Я – представитель семьи…» (проводится в малой группе, протекает, как обмен своими отношениями в семье).

- Родительский праздник (форма клубного отдыха с концертом, музыкой, сувенирами для детей и родителей с небольшим разговором на семейную тему).

- Родительский клуб (только для родителей: обмен опытом семейного воспитания, обсуждение вопросов семейной жизни, проводится психологом или социальным работником).

- Приглашение на торжество (письменная или устная форма приглашения в связи с торжеством в школе).

- Стендовая выставка «Наша родословная» или «Моя семья» (составление схемы семейной родословной выставляются для всеобщего обозрения перед собранием родителей).

- Состязание «Бабушкина каша» (веселое приготовление каш разных сортов и видов бабушками, веселая дегустация, присуждение премий по разным номинациям).

- Профессии родителей (рассказы приглашенных родителей о своей профессии).

- Публично провозглашаемые высокие оценки в адрес семьи (провозглашение достоинств, свойственных некоторым семьям – лучше общее и анонимное).

4. Принцип сопричастности

Сопричастность – это проявление взаимного непосредственного или опосредованного отношения к жизнедеятельности ребёнка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для развития ребёнка.

Самое важное в принципе сопричастности – соблюдение полномочных границ. Семья ради улучшения условий школьной жизни ребёнка выполняет определённые действия; школа во имя наилучших условий семейной жизни школьника производит позволительные действия.

Методические формы:

- Деловая встреча (приглашение родителей для обсуждения одного вопроса с точно обозначенным сроком и длительностью беседы).

- Обсуждение за «круглым столом» (сочетание делового и педагогического разговора при решении конкретной проблемы школы и семьи).

- Информация о возникших проблемах (устное или письменное сообщение о некоторых затруднениях в школьной жизни ребенка).

- Сбор мнений (анкетирование по определенному вопросу для выявления мнения перед обсуждением общего вопроса).

- Корзина домашних проблем (игровая форма сбора сведений о затруднениях родителей в воспитании детей).

- Календарь праздничных дат (составляется календарь с указанием дней рождения родителей, детей и педагогов, вывешивается в классе).

- Родительский рейд (письменное или устное сообщение о надобности в свободных сильных руках, с указанием срока востребованности).

- Встреча с ветеранами труда (разговор о значении профессионального труда в жизни человека).

- Юбилей наших родителей (торжественное поздравление юбиляров как краткий акт выражения желания счастья человеку).

- Праздничная открытка семье (посылается через детей от имени школы).

- Конференция отцов (выступление отцов по обмену мнениями и опытом в семейном воспитании).

5. Принцип содеянности

Содеянность – реальное свершение обоюдных практических действий, способствующих «здесь и сейчас» повышению условий жизнедеятельности развивающегося ребёнка:

- фундамент общего дела – добровольность каждого участника;

- ни в коем случае не может предусматриваться высокая материально-финансовая трата;

- вовлекать отцов и матерей, бабушек и дедушек, чтобы для ребёнка понятие «семья» расширялось, и он утверждался в своей любви к каждому члену семьи;

- мотивацией участия родителей должна быть общая забота о всех детях группы- не только о собственном ребёнке;

- в общем деле высоко оценивается любое участие.

Методические формы:

- Субботник и косметический ремонт школы (сугубо добровольная работа родителей как помощь в благоустройстве школы).

- Общешкольный праздник (массовое торжество во дворе школы, с песнями, музыкой, танцами, играми, призами и выступлениями детей).

- Спортивный праздник «Моя спортивная семья» (спортивные соревнования веселого характера между семьями и детьми, а также между семьями с участием в команде детей).

- Конкурс «Умелые руки» (состязания по практическим жизненно важным умениям между детьми с судейством родителей).

- Музыкальная гостиная (поэтическая, театральная, этическая).

- Веселая ярмарка (продажа изделий, изготовленных детьми, родителями – чаще всего благотворительная).

- Благотворительный акт (сбор средств в пользу сирот, библиотек, детских садов, детских домов, но и в пользу школы или отдельного несчастного человека).

- Работа «Наш школьный двор» (работа по благоустройству двора школы).

- Мужской совет и мужской разговор (серьезное обсуждение серьезной конкретной проблемы у ребенка, подростка, юноши).

- Дискуссионные качели «Родители - дети» (проводится как обычно, но участвуют дети и родители).

- Туристические походы, путешествия.

- Школьные вечера «Мы приглашаем вас в гости» (два варианта: либо в гости приглашаются родители и их развлекают дети, либо родители решают устроить отдых детям).

Глава 3. Роль семьи в эффективном взаимодействии

3.1. Активность семьи в воспитательном процессе

Если школа в лице классного руководителя помогает родителям в повышении их педагогического образования, то родители, в свою очередь, могут и должны оказывать школе самую разностороннюю помощь в деле организации воспитания детей.

Семья - направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не   сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности.

Семья - первый коллектив, который дает ему представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести. Однако в силу того, что семьи бывают разными по своим воспитательным возможностям, в педагогике употребляется понятие «воспитательный потенциал семьи», сущность которого раскрывается в содержании его основных компонентов

Важнейшим таким компонентом являются внутрисемейные отношения.

Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение служит одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека.

Внутрисемейные отношения - важнейший фактор превращения человека в активного участника культурной жизни общества.

Для оценки внутрисемейных отношений психологи предлагают такую характеристику, как психологическая коммуникабельность семьи, включающая следующие виды внутрисемейных отношений: интеллектуальные, эмоциональные и волевые.

Интеллектуальные отношения между членами семьи определяются такими качествами, как умение быстро находить общий язык между собой, единодушно приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений, сходство интересов к книгам, музыке, театру и к другим направлениям общественной культуры.

Основными показателями эмоциональных связей и отношений служат: единство в эмоциональных переживаниях, общность эмоционального настроя, доброжелательные отношения, притяжение друг к другу, любовь и желание быть вместе, уважение к старшим в семье, проявление заботы старших о младших членах семьи.

Признаком волевых отношений является способность членов семьи к объединению усилий при преодолении трудностей и жизненных невзгод.

Состояние внутри семейных отношений определяет возможность функционирования и эффективность всех компонентов воспитательного потенциала семьи.

Другими наиболее значимыми компонентами являются нравственная направленность семьи и педагогическая культура родителей.

Нравственная направленность семьи характеризуется уровнем соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принципов поведения. Этот параметр предполагает определение объективного содержания семейной жизни и целей, которые семья ставит, мотивов, побуждающих ее членов к деятельности, их интересов и идеалов, взглядов и убеждений.

Наличие общественно полезных целей делает семью коллективом, ячейкой общества. Когда цели семьи противоречат целям общества или являются общественно нейтральными, а тем более вредными, то такая семья не может быть названа коллективом.

Условно ее можно назвать семьей-корпорацией. При слабом закреплении социальной мотивации в поведении членов семьи она превращается из временного изолированного состояния в устойчивый коллектив: создается семья-корпорация, отличающаяся семейным эгоизмом, семейным индивидуализмом по отношению к другим семьям и более широким общностям (а иногда и к обществу в целом).

В нравственной направленности семьи значительную роль играет соответствующая направленность наиболее авторитетных ее членов, в особенности родителей.

Направленность семейного коллектива и воспитания определяется теми ценностями, которые приняты семьей. Они проявляются в понимании родителями целей и задач воспитания, в уровне развития у них чувства ответственности, гражданского долга перед обществом по воспитанию детей. Показательны в этом плане активность родителей в производственной и общественной деятельности, соотношение личного и общественного в поступках, мнениях и т. д.

Критериями педагогической культуры родителей служат их умение учитывать возрастные особенности детей (находить верный тон в отношениях с ними в зависимости от возраста), выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты; стремление к педагогическому самовоспитанию; регулярное посещение лекций и бесед в школе; интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях и желание использовать его на практике; достижение единых требований к детям.

Таким образом, воспитательный потенциал семьи определяется тремя компонентами:

  1. Психологической коммуникабельностью,
  2. Нравственной направленностью,
  3. Педагогической культурой родителей.

Если все эти три составляющие имеют место в семье и достаточно хорошо проявляются, то можно говорить и судить о высоком воспитательном потенциале конкретной семьи.

3.2. Права и обязанности семьи

Современная семья формируется и функционирует в условиях реального государства. Поэтому урегулированию отношений «семья-общество» служат принятые законы.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации «Об образовании».

Общая стратегия законодательных актов заложена в Конституции Российской Федерации. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать в них трудолюбие. Это соответствует международно-правовым актам в сфере защиты прав человека и , в частности, Конвенции о правах ребенка (1989). [14, c. 27]

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Правовые вопросы образования детей, в том числе образования в семье, отражены в Законе РФ «Об образовании» (1992). Закон РФ «Об образовании» значительно расширил влияние семьи на процесс обучения и воспитания ребенка в школе. Родители могут выбирать форму получения образования, школу [23, ст. 52]. Мнение родителей важно при организации трудовой подготовки детей. Участие родителей в разного уровня советах реально влияет на общую политику образовательного учреждения. [5, c. 85]

Глава 4.  Интеграция усилий школы и семьи как необходимое условие воспитания младшего школьника

Духовно-нравственное становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали принципы гуманистического характера воспитания, сформулированные в Законе РФ (1996) «Об образовании», в которых определены конкретные цели и задачи воспитания, направленные на создание благоприятных условий для взаимодействия учащихся, семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений. [13]

 Одна из задач Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года - «развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения». [12] Здесь подчеркивается исключительная роль взаимодействия родителей и педагогов в решении задач воспитания.

Основываясь на данном нормативном документе Министерства образования РФ, современные педагоги разрабатывают авторские программы для организации успешного взаимодействия школы и семьи учащихся. (Приложение 1)

Реализация программы позволит создать условия для качественного развития младшего школьника, успешной его социализации, увеличит заинтересованность и активность семьи учащихся к воспитательному и учебному процессу детей, подымет уровень их педагогической культуры, повысит ответственность педагогов не только за умственную, но и за духовную, нравственную, эстетическую стороны личности.

Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения.

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности, научить наблюдать за его развитием, понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.

Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:

- Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

-  Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;

- Систематическом повышение психолого-педагогического уровня учителей и родителей;

- Умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов. [8]

Все воспитательные институты (и семья, и школа) призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый из них обладает теми или иными преимуществами.  Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. (В. Н. Мясищев)

Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов. Главный момент в контексте «семья — школа» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

4.1.Формы взаимодействия школы и семьи

Выбор форм и методов работы с родителями определяется, как правило, самим классным руководителем, с учетом особенностей своей личности, опыта, специфики сложившихся отношений в семьях учащихся, знаний и опыта родителей, ошибок и затруднений в воспитании детей, особенностей характера, атмосферы в педагогическом коллективе школы, сложившихся традиций в работе с родителями и т. д. [18, c. 193] Наибольшая эффективность сотрудничества классного руководителя с родителями достигается путем сочетания, сложившихся в отечественной школе, различных форм взаимодействия школы и семьи: массовой, групповой и индивидуальной, соблюдения при этом преемственности в ее содержании.

Массовые формы:

  • родительское собрание как форма текущего и стратегического информирования школой родителей;
  • лектории как форма массового педагогического просвещения (привлечение специалистов разных областей: учителей школы, преподавателей вузов, медицинских работников, юристов и др.);
  • опросы родителей как форма сбора информации о мнениях, позициях, установках родителей, их отношении к школьным инновациям, учителям, школьной политике.

При осуществлении педагогического просвещения родителей очень важно давать не только знания, но и вооружать их практическими умениями и навыками в области воспитания, будить их педагогическую мысль, побуждать заниматься самостоятельно, организовывать целесообразные (с точки зрения воспитания) отношения.

Групповые формы:

  • семейные клубы, где обмениваются мнениями, занимаются спортом, творческой деятельностью;
  • «материнская» школа, организующая обучающие занятия для матерей;
  • тренинги, где отрабатываются упражнения по эффективному общению, решению конфликтных ситуаций.

Индивидуальные формы:

  • социально-педагогический патронаж семей «группы риска»;
  • тематическое и разовое посещение семей;
  • индивидуальные встречи с родителями;
  • консультации (проводит классный руководитель или психолог в консультативных кабинетах и пунктах);
  • психолого-педагогические консилиумы (обычно проводятся в связи с какой-то значимой для школы и личности проблемой). [5, c. 86], [18, c. 196]

Система взаимодействия педагогов и родителей — предмет совместного творчества.

4.2. Диагностика влияния интеграции сторон на успешное развитие личности младшего школьника

При оценки качеств личности мы столкнемся с рядом проблем:

  1. Невозможно изучить личность всесторонне и нужно выделять качества, которые соответствуют поставленной цели.
  2. На данный момент не существует данных для четкого выделения каких-либо конкретных «единиц измерения» соответствующих фактов и явлений.
  3. Сложно фиксировать качественные показатели количественными замерами. В любом случае есть значительная доля условности, когда мы определяем уровень сформированности того или иного качества.
  4. В педагогической практике при оценки личности с точки зрения ее воспитанности всегда присутствует элемент субъективности. В процессе взаимодействия с воспитанником у педагога складывается мнение, которое зачастую становиться мерилом воспитанности. Оценочные характеристики, которыми пользуются учителя, далеко не всегда носят научный характер и отражают сущность личности учащегося.
  5. Результат воспитательной деятельности отодвинут во времени, поэтому сложно определить эффективность сегодняшнего дня.

           Диагностика успешности воспитательного процесса осуществляется с помощью различных методик: как педагогических (включенное наблюдение), так и психологических (тесты), социологических (анкетирование,  опросы), медицинских (показатели здоровья) и др.

В настоящее время получила развитие практика мониторинга. Педагогический мониторинг - это целостная система непрерывного изучения, оценки и прогноза изменений состояния учебно-воспитательного процесса, его субъектов или отдельных сторон.

Мониторинг проводится в несколько этапов: уточнение критериев оценки; определение показателей; подбор методов отслеживания результатов; интерпретация результатов; разработка рекомендаций. [5, c. 169]

Для изучения воспитательного потенциала (ВП) семьи школьника имеется специально разработанная диагностическая методика. Выделены семь параметров для анкеты среза уровня развития ВП семьи, в которой эти параметры представлены в трехмерной шкале оценок, что позволяет намного упростить диагностическую процедуру. Это было необходимо потому, что в данной диагностике в основном применяется метод самооценки, т. е. родителям самим предоставляется возможность при помощи этой шкалы оценить ВП. (Приложение 2)

Влияние взаимодействия школы и семьи на уровень воспитанности младших школьников можно определить проведя анкетирование среди учащихся, родителей и учителей. Данная методика позволяет наиболее объективно охарактеризовать личность ребенка и выявить проблемные стороны, требующие воспитательной коррекции. (Приложение 3)

Заключение

Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неуспешность не только воспитательного процесса, но и общества в целом.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Огромную роль в процессе воспитания ребенка младшего школьного возраста играют как педагоги, так и родители.

Подводя итоги проделанной работы, необходимо отметить следующее:  

1. В теоретической части работы мы проанализировали литературу по проблеме. Были рассмотрены понятия воспитания и воспитательного процесса. После изучения характерных особенностей младшего школьного возраста, семейного и школьного воспитания, было выявлено, что наиболее успешное развитие в этом возрасте происходит под руководством и целенаправленном, активном участии обеих воспитывающих сторон.

2. В практических частях мы проанализировали роль школы и семьи в успешном взаимодействии, содержание нормативных документов по данной проблеме, авторские программы педагогов, изучили формы эффективного сотрудничества школы и семьи, рассмотрели методы диагностики влияния интеграции сторон на успешное развитие личности младшего школьника. Мы пришли к следующему: гармоничное, разностороннее и своевременное развитие личности младшего школьника происходит наилучшим образом под воздействием воспитательного потенциала семьи и школы, взаимодействующих в ходе воспитательного процесса.

Следовательно  истинность  выдвинутой  нами гипотезы о том, что успешное развитие личности ребенка младшего школьного возраста может происходить только в условиях взаимодействия школы и семьи, подтвердилась. Подтверждение гипотезы подводит к рекомендации, что педагогам необходимо повышать у родителей понимание значимости совместного воспитания, помогать и способствовать активному их участию в этом. Поэтому, на наш взгляд, необходимо разрабатывать и воплощать в реальность программы и планы мероприятий, направленные на объединение усилий школы и семьи, проводить диагностику воспитанности учащихся  с помощью известных методов в процессе данного воздействия.

Хотелось бы также отметить, что данный вопрос, в связи со своей актуальностью, требует продолжения исследований в этой области.


Список литературы

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1985. -238 с.

2. Блохина Л. А. Методика воспитательной работы в современной школе. -М.: Российское педагенство, Брянск: «Курсив», 1997. -156 с.

3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Семья – субъект и объект воспитания /Кн. Общая педагогика. - М.: Проспект, 2000. - 426 с.

4. Егорова С. В. Как определить уровень воспитанности (анкета)

http://festival.1september.ru/articles/502826/

5. Емельянова И. Н. Теория и методика воспитания: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ И. Н. Емельянова. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. -256 с.

  1. 6. Земска М. Семья и личность. -М.: Прогресс, 1986. -136 с
  2. 7. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М., 1993.

8. Кислова Е. И. Взаимодействие семьи и школы

http://festival.1september.ru/articles/410137/

  1. 9. Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е. Н. Степанова. -М., 2000.

10. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987. -160 с. (Педагогика - родителям)

11. Коган М. С. Воспитательная работа в нач. шк.: дети - учителя   - родители. Пособие в помощь организации воспитательной работы в начальных классах общеобразовательной школы. -Новосибирск, 1998. 

12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Изд. Центр гуманитарной литературы «РОН», 2004.

13. Комарова Е. Н. Воспитательная работа в начальных классах средней общеобразовательной школы. // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-7.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru.

14. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. и высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издат. центр «Академия», 1999. -232 с.

15. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Практич. пособие для учителей нач. школы, студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. -Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2000. -136 с.
http://uchebauchenyh.narod.ru/books/urok/vospit_rab2.htm

16. Максакова В. И. Органицация воспитания младших школьников: Метод. пособие для учителей/ В. И. Максакова. -М.: Просвещение, 2003. -234 с. - (Воспитание в современной школе)

17. Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. -М.: Проспект, 2003. -59 с.

18. Методика воспитательной работы: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов/ Ю. П. Азаров, Л. М. Байтенова, Е. П. Белозерцев и др.; Под. ред.      Л. П. Рувинского. -М.: Просвещение, 1989. -335 с.

19. Мир детства: Младший школьник/ Под ред. А. Г. Хрипковой; отв. ред. В. В. Давыдов. -2-е изд., доп. -М.: Педагогика, 1988. -272 с.

20. Моисеева А. Н., Муратова А. А. Программа организации взаимодействия семьи и школы

http://www.orenipk.ru/novosti/novosti04_muratova.htm

21. Петряевская Л. Г. Образование родителей и школа. Учебно-методическое пособие для родителей, учителей. - М.: Владос, 1999.

22. Подласый И. П. Педагогика т.2, М.: Владос, 1999. -254 с.

23. Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации «Об образовании». -М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005. - 47 с.

24. Цабыбин С. А. Взаимодействие школы и семьи. Работа администрации школы с классными руководителями и родителями. Изд-во Учитель, 2006. -91 с.

25. Чепиков В. Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников. Гродно: ГрГУ, 2001. -189 с.

Приложение 1

Программы организации взаимодействия семьи и школы

Кислова Елена Игнатьевна, зам. директор по УВР

Цель программы. Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т. д.

Задачи.

1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Направления и формы взаимодействия семьи и школы.

1. Изучение условий семейного воспитания.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом.

5. Совместная деятельность родителей и учащихся:

- умственное развитие,

- воспитание нравственной культуры,

- воспитание эстетической культуры,

- воспитание физической культуры и здорового образа жизни,

- воспитание трудолюбия и профориентация.

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации.

Методы изучения семей.

Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности учащихся, в том числе и отклоняющегося развития; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

1. Наблюдение.

2. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, инспектора ПДН, социального педагога).

3. Индивидуальные беседы.

4. Тестирование.

5. Анкетирование.

6. Диагностика.

7. Деловые игры.

8. Анализ детских рассказов и рисунков.

Реализация системы взаимодействия семьи и школы.

Содержание

Сроки

Ответственные

1. Тематические собрания по классам.

4 раза в год

Классные руководители

2. Общешкольные родительские собрания.

2 раза в год

Администрация, Кл. руководители

3. Консультативная работа.

В течение года

Соц. педагог, Кл. руководители

4. Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.

В течение года

Классные руководители

5. М.О. классных руководителей.

4 раза в год

Завуч по УВР

6. М.О. учителей предметников.

В течение года

Завуч по УВР

7. Совершенствование деятельности общешкольного родительского комитета и классных родительских комитетов.

В течение года

Директор, классные руководители

8. Работа с семьями учащихся, состоящих на внутришкольном контроле.

В течение года

Соц. педагог, Кл. руководители

9. Работа с социально неблагополучными семьями.

В течение года

Соц. педагог, Кл. руководители

10. Привлечение родителей к работе по искоренению вредных привычек.

В течение года

Соц. педагог, Кл. руководители

Критерии эффективности.

В начальной школе - сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу.

Предполагаемый результат.

Предполагаемый результат программы:

- повышение психолого-педагогической культуры родителей;

- реализация личностно-профессионального роста педагогов;

- раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы.

Мониторинг реализации программы.

Мониторинг реализации программы включает в себя: выявление общего уровня самоактуализации участников образовательного взаимодействия с помощью анализа личностных достижений учащихся, методики  Е. Н Степанова  “Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью образовательном учреждении”, методики А. А. Андреева “Изучение удовлетворенности родителей школьной жизнью” и т. д.

А.Н. Моисеева, А.А. Муратова

Оренбургский государственный педагогический университет

Программа организации взаимодействия семьи и школы

Цель:

Организация конструктивного взаимодействия и позитивных взаимоотношений родителей и детей.

Задачи:

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей, способствующей оптимизации детско-родительских отношений;
- поддержка педагогической общественностью взаимоотношений в семье.

Этапы включения родителей в жизнедеятельность школы:

1. Определение ответственных и распределение функциональных обязанностей:

 - «Мозговой штурм» педагогического коллектива по проблеме;

- изучение мнения родителей о жизни школы, её укладе, о том, какую лепту они могут внести в то, чтобы в ней царил дух созидания;

- изучение Мира родителей, их отношений с собственными детьми, личностно значимых проблем, которые они хотели бы и могли бы решать с педагогами школы.

2. Организация практической работы по взаимодействию семьи и школы.

- создание условий для повышения квалификации педагогов как лидеров сообщества детей и взрослых, способных включить родителей в их жизнедеятельность;

- проведение дискуссионных родительских собраний по проблеме участия родителей в жизни созидательного сообщества детей и взрослых;

- презентация педагогических программ содействия ребёнку в обогащении опыта созидательной жизни перед родителями учащихся;

- совместное (коллективное) планирование жизни школы на конкретный период.

3. Определение результативности взаимодействия школы и семьи, выявление недостатков и путей их устранения.

Условия реализации программы:

- ситуативные: методическая литература по возникшей проблеме; консультация со специалистом (психологом, социальным педагогом и т. д.), консультация с руководителем учреждения и педагогами; обмен мнениями с коллегой; специальная литература по вопросу; Интернет; ситуации общения с учениками во внеучебное время; ситуации общения с коллегами; телевидение, газета и другие средства массовой информации; художественная и публицистическая литература; художественное и документальное кино; театр и т.д.;

- специальные: обучающие семинары по проблемам работы с семьёй (с привлечением учёных, методистов и т. д.) в школе; поклассные совещания в школе; тематические совещания при директоре; методические совещания; курсы повышения квалификации; проведение и посещение открытых мероприятий; лекции учёных, занимающихся соответствующими проблемами; работа в проблемных, проектных и творческих группах; участие в конференциях.

Ресурсы:

  1. Человеческие: педагоги, специалисты, сотрудники смежных служб, родители.
  2. Методические: конференции, семинары, заседания методических объединений, курсы повышения квалификации и другие.
  3. Материально-технические: медиатеки, библиотеки, техническое оборудование, видео- и телеаппартура, помещения и другие.

Ожидаемые результаты:

  1. Высокий уровень психолого-педагогической компетентности родителей: правильное понимание целей и задач воспитания в семье, хорошая подготовка по вопросам педагогики и психологии, осознание ответственности перед обществом в воспитании детей, систематические занятия воспитанием, осуществление контроля за поведением детей, создание в семье необходимых условий для успешного воспитания, наличие взаимопонимания между членами семьи, согласование своих воспитательных воздействий с требованиями школы и современного общества, отзывчивость, инициативность, активность в воспитании.
  2. Организованное взаимодействие школы и родительской общественности: разработка механизма включения семьи в образовательное пространство школы, определение функциональных обязанностей педагогических работников по осуществлению взаимодействия с родителями, создание школьного созидательного сообщества родителей и педагогов.


Приложение 2

Диагностика воспитательного потенциала семьи школьника

Компоненты ВП семьи

Характеристики уровней развития компонентов ВП

низкий (н)

средний (с)

высокий (в)

1

2

3

Понимание целей и задач воспитания в семье

Отсутствие цели и задач семейного воспитания

Цели и задачи семейного воспитания чаще ставятся не в соответствии с требованиями педагогической науки, а вытекают из представлений данной семьи

Правильно понимаются цели и задачи воспитания в семье

Уровень педагогической культуры

Имеют низкий уровень психолого-педагогических знаний. От посешений занятий педагогического всеобуча уклоняются, посещая их только после неоднократных приглашений учителя и родительского актива

Знания по педагогике и психологии имеют отрывочный характер. Занятия педагогического всеобуча в основном посещают, но часто не придают должного значения полученным на них знаниям. Самообразованием не занимаются.

Имеют хорошую подготовку по вопросам педагогики и психологии. Активно занимаются самообразованием, повышением уровня имеющихся знаний

Умение применять на практике методы и средства воспитания

Не умеют целенаправленно использовать педагогические средства и методы воспитания детей

Не всегда умело применяют теоретические знания на практике. Педагогические методы чаще всего используют интуитивно

Правильно и осознанно применяют соответствующие методы и приемы воспитания ребенка в семье

Наличие ответственности родителей за воспитание детей

Недостаточно ответственно, а в ряде случаев безответственно относятся к воспитанию своих детей. Не проявляют должных требований к ним, плохо контролируют учебу и поведение, не прививают положительных привычек

Стараются ответственно, а в ряде случаев безответственно относятся к воспитанию детей в семье, однако в силу занятости, недостаточной педагогической грамотности или ряда причин внутрисемейного характера допускают отдельные ошибки в воспитании ребенка

Осознают ответственность перед обществом в воспитании детей. Систематически занимаются воспитанием, осуществляют контроль за поведением детей, создают в семье необходимые условия для успешного воспитания

Характер внутрисемейных отношений

Внутрисемейные отношения носят дезорганизованный, конфликтный, а в ряде случаев и аморальный характер

Видимых конфликтов во внутрисемейных отношениях не наблюдается, однако проявляются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи

Полная согласованность внутрисемейных отношений. Наличие взаимопонимания между членами семьи

Наличие примера и авторитета родителей

Родители или один из них оказывают отрицательное влияние на формирование личности ребенка

Возможны проявления мещанства, вещизма, ложного авторитета и другие отклонения в нравственном примере родителей

Родители являют высоконравствен-

ный пример для детей и пользуются у них авторитетом

Согласованность семьи и школы в воспитании детей

Не согласуют 

Согласованность только в отдельных случаях. Часто с доверием относятся к школе, но сами активного участия в воспитательных делах класса не принимают

Согласуют свои воспитательные воздействия с требованиями школы, прислуживаются ко всем советам учителя и стараются реализовать их на практике. Отзывчивы, инициативный, активны в воспитании ребенка

Работа по данной методике строится следующим образом. Педагог, ответственный за её проведение, организует цикл бесед с родителями по проблемам воспитания ребенка в семье. Завершается этот цикл знакомством с содержанием анкеты.

Каждый родитель учащихся определенного класса получает задание- изучить в домашних условиях совместно с другими членами семьи содержание анкеты и методом коллективного обсуждения отметить тот или иной уровень развития каждого параметра, окончательный результат сообщить педагогу.

Педагог совместно с представителями родительского комитета класса обобщает эти результаты, по мере необходимости (при наличии конкретных фактов) корректирует ответы и составляет «Диагностическую карту воспитательного потенциала семьи учащихся класса». По диагностической карте можно определить общий индекс ВП каждой семьи и в какой-то мере сравнить их, выделить хороших родителей, организовать обмен опытом, создавая тем самым стимул для других родителей. Эта же карта позволяет наметить примерную тематику бесед с родителями в последующей совместной работы.

Фамилии родителей учащихся

Уровень развития обозначенного компонента

1

2

3

4

5

6

7


Приложение 3

Егорова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________

Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4

3

2

1

0

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели (не рисую, не черчу на партах).

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде (слежу за чистотой и опрятностью).

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради).

4

3

2

1

0

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе (в школе).

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

4

3

2

1

0

Ответственное отношение к учебе

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета).

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4

3

2

1

0

Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах (уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4

3

2

1

0

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4

3

2

1

0

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим.

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4

3

2

1

0

Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

4

3

2

1

0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

4

3

2

1

0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

4

3

2

1

0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

4

3

2

1

0

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

4

3

2

1

0

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

4

3

2

1

0

3

Иногда люблю похвастаться.

4

3

2

1

0

4

Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности.

4

3

2

1

0

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

4

3

2

1

0

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

4

3

2

1

0

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

4

3

2

1

0

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в том числе транспорте)

4

3

2

1

0

Расчет делать по каждому пункту.

Детям сказать: «Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)»

  • «0» - всегда нет или никогда.
  • «1» - очень редко, чаще случайно.
  • «2» - чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
  • «3» - чаще да, чем нет, иногда забываю.
  • «4» - всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9

  1. До 0,5 - низкий уровень воспитанности
  2. 0,6 - уровень воспитанности ниже среднего
  3. 0,7 - 0,8 средний уровень воспитанности
  4. До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
  5. 1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса (от учеников).

Учитель оценивает учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.

Так же оценивают родители.

Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

Уровни воспитанности мы взяли из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.

  1. Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
  2. Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
  3. Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
  4. Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.