Использование русского фольклора для развития речи малыша

Михайлова Наталья Валентиновна

Речь в жизни человека- это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение. Все функции речи связаны между собой.
Чтобы эти функции реализовались своевременно, необходимы условия. Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми - взрослыми, но и со сверстниками.
В раннем возрасте речь становится основным средством общения. Ребёнок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребёнок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение со взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее. При недостатке общения, речь ребёнка не развивается и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребёнка средства фольклора. 
Цель: способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста через произведения русского фольклора.
Задачи:
1. Расширять, обогащать и активизировать словарь.
2. Воспитывать звуковую культуру речи.
3. Формировать правильную разговорную речь.
4. Развивать связную речь.
Русский народный фольклор – это произведения детей и взрослых усвоенные традицией. Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. В общении с детьми используйте  следующие фольклорные произведения: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, считалки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки и др. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо.
Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, её выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Малыши любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте, например, когда дети укладываются спать.
Использование фольклора позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.
Читайте малышам потешки - стишки и стихи к первым играм с пальцами с детьми раннего возраста. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее – крест - накрест; с правой рукой - левое полушарие, а с левой- правое.
Позднее наступает черёд прибауток-песенок и стихов, интересных своим содержанием, затем сказок.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.

Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-вёдрышко», действуют животные (кисонька -мурлысенька, курочка - рябушечка, сорока- белобока и т. д.). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка идёт на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька едет на мельницу, чтобы испечь прянечки и т. д.
При проговаривании этих произведений, обеспечьте понимание их содержания детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, восстанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.
Особую значимость приобретает фольклор в первые годы жизни ребёнка. В период привыкания к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми. Правильно подобранная, эмоционально рассказанная, потешка поможет установить контакт со сверстником, вызовет у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомым людям. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, можно использовать потешки , обращаясь к конкретному ребенку, например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой (имя ребёнка) .
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
(имя ребёнка) -хороший!
(имя ребёнка) пригожий!
Лаковое обращение к ребёнку создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает, радует ребёнка. Благодаря фольклору ребенок не только легче контактирует с окружающими людьми,  его речь начинает развиваться, ребёнок пытается повторять за взрослым все произведения, сопровождая это всё пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи.
Потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию:
В общении с детьми используйте потешки, чтобы заставить детей двигаться:
Встань, малыш, ещё разок,
Сделай маленький шажок,
Топ, топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом,
Топ, топ!
Укладывая малыша спать, прочитайте потешку:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят - поспят, всему миру спят – велят.
Посидите с малышом, тихо пошепчите: "ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает ".
На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку. При укладывании спать используйте колыбельные песни:
Ай, бай, бай, бай,
Ты, собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.
Во время одевания на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошечки;
Этот- с правой ножки,
Этот- с левой ножки,
Вот так хорошо!
Эти приёмы помогут малышу успокоиться и быстрее заснуть.

Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры - во время кормления куклы или укладывания её спать.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи, для этого у малыша должны быть красочные книжки с потешками, которые лежат в доступном для него месте. Он с радостью рассматривает иллюстрации, пересказывает содержание знакомых потешек.
В результате общения с фольклорными произведениями к ребёнку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается восприимчивость и чувствительность, формируется и развивается речь младших дошкольников.
Более глубокому воздействию на чувства ребёнка, способности запоминать текст, поможет улыбка, спокойный слегка игривый тон взрослого. Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывают у малыша удовольствие и радость.
Хочется выделить несколько групп детского фольклора, средства которого способствуют развитию речи детей.
Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Стишки эти просты, но они влияют не только на развитие двигательных функций, но и на развитие ребёнка в целом, ребёнок запоминает текст и пытается повторить его, идёт развитие речи. Пестушки обычно начинаются с звукоподражания : «Скок-поскок», «Чики – чики - чикалочки», «Тюшки - тютюшки».
Необходимо поддерживать в часы бодроствования радостные эмоции у ребёнка, чтобы воспитывать его физически здоровым. Пестушки можно использовать во время пробуждения, массажа.
Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ребёнка в игру. Потешка «Сорока-ворона» это игра с пальцами, а через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи ребёнка. Каждая игра-потешка содержит наставление: в потешке «Сорока-белобока» птица щедро кормит всех кашей, кроме одного, того, кто ленился и не работал вместе со всеми - идёт нравственное воспитание малышей. Используйте потешки в различных видах деятельности  с детьми. Например при изучении домашних птиц можно использовать потешки:

«Петя, Петя, петушок-золотой гребешок… »
При пробуждении детей:
«Потягунючки, поростунюшки!
Роток – говорунюшки,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки. »
Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:
- Весна красна! На чём пришла?
- На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.
Благодаря использованию устного народного творчества с необыкновенной быстротой идёт физическое и психическое развитие ребёнка, развитие речи, присущие этому возрасту.
Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Развивайте речь средствами фольклора, ведь малышам эти произведения близки!
Играйте с ребёнком, пойте, рассказывайте стихотворения и ваши дети заговорят гораздо быстрее, делайте всё это с душой!