методические материалы

Ильина Альбина Владимировна

Доклады, выступления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

руководителя МО учителей начальных классов МОУ СОШ № 17

Ильиной Альбины Владимировны

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре и к условиям её реализации.                                                    СЛАЙД 1.

Требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования

Стандарт устанавливает следующие требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

Личностным , метапредметным, предметным.                                                       СЛАЙД 2.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:                                                              СЛАЙД 3.

1) формирование чувства гордости за  свою Родину, российский народ и историю России.

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:                                           СЛАЙД 4.

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной       деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

6)  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

8)готовность слушать собеседника и вести диалог; определение общей цели и путей ее достижения; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

9)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

10)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

11)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.                                                                                                                                        СЛАЙД 5.

          В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

          В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково_символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

          В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования строятся с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы :                             СЛАЙД 6.

 Филология: Русский язык, Родной язык, Литературное чтение, Литературное чтение на родном языке, Иностранный язык. Обществознание и естествознание (Окружающий мир). Математика и информатика. Основы духовно-нравственной  культуры народов России. Изобразительное искусство. Музыка. Физическая культура.

В структуре планируемых результатов по каждой предметной учебной программе выделяются следующие уровни описания.                                                 СЛАЙД 7.

Цели_ориентиры  -  Их включение в структуру планируемых

результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.

Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы).

Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей.

Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования                                   СЛАЙД 8.

Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.                                                                                      СЛАЙД 9.   

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:                                                                    СЛАЙД 10.

  1. пояснительная записка;

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

3) учебный план начального общего образования;

4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

5) программы отдельных учебных предметов, курсов;

6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

7) программа формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни;

8) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

         Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.                                             СЛАЙД 11.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются  на основе:

требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

программы формирования универсальных учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
  2. общую характеристику учебного предмета, курса;
  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  6. содержание учебного предмета, курса;
  7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Требования к условиям реализации
основной образовательной программы начального общего образования              
СЛАЙД 12.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся;

гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья  обучающихся;

комфортной  по отношению к обучающимся  и педагогическим работникам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования в условиях перехода на ФГОС» Р уководитель МО учителей начальных классов МОУ СОШ № 17 Ильина Альбина Владимировна

Слайд 2

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Личностные метапредметные предметные Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД «Выпускник научится» « …получит возможность научиться»

Слайд 3

1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России . 2 ) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3 ) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 4 ) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 5 ) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; 6 ) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств ; 7 ) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 8 ) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Слайд 4

1 ) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 2 ) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3 ) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4 )активное использование речевых средств и ИКТ-технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 5 ) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации ; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 6 ) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; 7 )готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 8 )овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. 9 )умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета

Слайд 5

Филология : Русский язык, Родной язык, Литературное чтение, Литературное чтение на родном языке, Иностранный язык. Обществознание и естествознание (Окружающий мир). Математика и информатика . Основы духовно-нравственной культуры народов России. Изобразительное искусство. Музыка. Физическая культура.

Слайд 6

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования 1)пояснительная записка; 2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ; 3) учебный план начального общего образования; 4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; 5) программы отдельных учебных предметов, курсов; 6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; 7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 8) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Слайд 7

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Слайд 8

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования :


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отчёт по самообразованию на заседании МО учителей начальных классов Учителя начальных классов Ильиной Альбины Владимировны

Слайд 2

Тема по самообразованию : «Создание условий для организации проектно-исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста»

Слайд 3

Цель: выяснить, насколько проектно-исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся.

Слайд 4

Задачи: Развитие исследовательских компетенций учащихся и учителя . Изучить и апробировать проектную технологию. Научить ученика спрашивать, самостоятельно добывать свои знания. Формировать мыслительные знания и навыки. Развивать коммуникативные умения, умение выделять главное. Формировать навыки работы с информацией. Формировать умения оценивать свои возможности и делать осознанный выбор с учётом интересов. Вступать в речевое общение, дискуссию, не бояться отстаивать свою точку зрения. Создать условия для развития творческих способностей учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Слайд 5

Гипотеза: - проектно-исследовательская деятельность существенно способствует развитию творческих способностей детей; - если развивать исследовательское поведение учащихся, то это в будущем может помочь самостоятельно решать встающие перед ними задачи, не бояться нового.

Слайд 6

Анкета по выявлению одарённости младших школьников. Автор: А.И.Савенков . Математика и техника Гуманитарная сфера Художественная деятельность Физкультура и спорт Коммуникативные интересы Природа и естествознание Домашние обязанности 74 83 93 93 80 102 110 баллы

Слайд 7

Методика оценки общей одарённости . А. И. Савенков № Качество Баллы Качество № По мнению родителей По мнению учителя 1 Любознательность 4,8 4,7 Любознательность 1 2 Словарный запа c 4,3 4,1 Словарный запас 2 2 Способность рассуждать и мыслить логически 4,3 3,8 Изобретательность 3 3 Изобретательность 4,1 3,6 Способность рассуждать и мыслить логически 4 3 Настойчивость 4,1 3,3 Настойчивость 5 3 Сверхчувствительность к проблемам 4,1 3,3 Сверхчувствительность к проблемам 5 4 Способность к оценке 3,8 3,3 Способность к оценке 5 5 Перфекционизм (требовательность к результатам собственной деятельности) 3,7 3,2 Перфекционизм (требовательность к результатам собственной деятельности) 6 6 Способность к прогнозированию 2,8 2,4 Способность к прогнозированию 7

Слайд 8

Моя работа: «Загадки в помощь учителю и ученику» - выпустили буклеты, которые распространили среди учителей школы. Приурочили ко дню здоровья презентацию брошюры «Физминутки», (проект «Физминутки через русский фольклор» по материалам произведений устного народного творчества. Дети с удовольствием провели в этот день динамические паузы для учащихся начальной школы. Брошюра была распространена среди учителей школы, информация размещена на сайте школы. В школе недавно у нас прошёл конкурс детских исследовательских работ «Умницы и умники». Он был впервые, но «первый блин не стал комом». Дети выступали с такими работами: « Что за птица Японский журавль», «Откуда берутся облака» - Чичковская Алёна заняла 2 место , «Масленица»- 4 девочки, итогом проекта стало большое мероприятие. Начинаю апробацию в классе «Личного дневника юного исследователя», где собраны памятки по оформлению исследовательских работ.

Слайд 9

Конкурс исследовательских работ.

Слайд 10

Проект: «Профессии наших мам»

Слайд 11

Проект «Масленица»

Слайд 12

Результаты: Предполагается, что в результате работы у выпуск­ника 4 класса будут значительно развиты следующие качества личности: 1) умение самостоятельно приобретать новые знания, эффек­тивно применять их на практике; 2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи; 3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходи­мые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения; 4) быть коммуникабельным, контактным в различных соци­альных группах; 5) креативно мыслить, быть творческим человеком. Прогноз положительных результатов: 1) повышение качества обучения, которое может быть выражено: • увеличением количества учащихся, занимающихся на «4» и «5»; • увеличением количества победителей предметных олимпиад; 2) создание положительной мотивации обучения, которую можно проследить по результатам диагностики; 3) изменение отношений «учитель – ученик» в сторону со­трудничества .