Функциональная грамотность

Семенова Людмила Васильевна

Задания для работы над функциональной грамотностью учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Шипаковская СОШ» - филиал МАОУ "Северо-Плетневская СОШ"

Банк заданий по функциональной грамотности

для обучающихся начальной школы

Подготовила:

Семенова Людмила Васильевна

учитель начальных классов

  • Задания для формирования функциональной грамотности можно найти в Интернете на следующих сайтах:
  • https://infourok.ru/ 
  • https://урок.рф/ 
  • https://nsportal.ru/ 
  • https://multiurok.ru/ 
  • Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе. Например, Близкая тема вдохновляет ребенка узнавать, потому что знания могут быть сразу применены в реальной жизни – в той же игре. Например, недавно, решая задачу про 3D-принтеры, мы с классом начали фантазировать: сколько пластика нужно для изготовления разных предметов. Ребята с интересом вычисляли.
  • Задания по функциональной грамотности могут использоваться на уроках окружающего мира, математике, русского языка, литературного чтения и в рамках курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».
  • Представляю вашему вниманию фрагменты самых удачных заданий:
  • Задание «Магазин «Скрепка»

Тема урока: Единицы времени.

Умения читательской грамотности

  • Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
  • Определять место, где содержится искомая информация.
  • Понимать фактологическую информацию.
  • Оценивать достоверность информации.
  • Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.

Умения математической грамотности:

  • Применять знания о единицах времени при решении практической задачи.
  • Заполнять таблицу.
  • Интерпретировать данные, приведенные в тексте.

Дима увлекается рисованием. Он хочет нарисовать картину, чтобы украсить свою комнату. Ему нужно сходить в магазин «Скрепка» и купить всё необходимое. На двери магазина Дима увидел вывеску:

Магазин «Скрепка»

Часы работы:

                Понедельник - Пятница                  9.00 - 18.00

                Перерыв на обед:                           12.00 - 13.00

                Суббота:                                           9.00 - 14.00

                Без перерыва на обед

                Воскресенье:                                    выходной

Ответь на вопросы. Обведи букву выбранного ответа.

Вопрос 1: В какой день недели магазин работает без перерыва на обед?

А. Суббота                        Б. Воскресенье                        В. Пятница

Вопрос 2: В какой день недели Дима НЕ сможет посетить магазин?

А. Суббота                        Б. Вторник                        В. Воскресенье

Вопрос 3: В каком ещё магазине можно купить всё, чтобы нарисовать картину?

          А. «Картинные рамы»        Б. «Пятерочка»        В. «Художник»

Вопрос 4: Запиши в таблицу подходящую букву ответа.

1

2

3

Начало работы

Перерыв на обед

Конец работы

А) 12.00-13.00                Б) 18.00                         В) 9.00

Вопрос 5: Прочти утверждения в таблице. Правдивы ли они?

Отметь крестиком «Да» или «Нет» по образцу.

А – «Да»

Б – «Нет»

Образец

Х

Магазин начинает работу в 9 часов утра.

Обеденный перерыв длится 2 часа.

        

  • Задание «Бабочки»

Тема урока: Насекомые.

Умения читательской грамотности

  • Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
  • Определять место, где содержится искомая информация.
  • Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
  •  Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.

Умения естественнонаучной грамотности

  • Преобразовывать одну форму представления данных в другую.

Саша интересуется бабочками. Чтобы знать всё об их жизни, он обратился к энтомологу. Ученый подробно рассказал Саше о бабочках, а потом предложил написать тест. Помоги Саше справиться с заданием.

Справка. 

Энтомолог – учёный, который изучает насекомых. Личинка бабочки называется гусеницей.

Вопрос 1: Ответь на вопросы в таблице.

Отметь крестиком «Да» или «Нет» по образцу.

А – «Да»

Б – «Нет»

Образец

Х

Гусеница – это личинка бабочки?

Энтомолог – это учёный, который изучает птиц?

Вопрос 2: Как называется каждая часть тела бабочки. Заполни вторую строку таблицы подходящими буквами ответа.

1

2

3

А) Крылья

Б) Усики

В) Брюшко

Ответь на вопросы. Обведи букву выбранного ответа.

Вопрос 3: В какой период своей жизни бабочка неподвижна?

        А. Гусеница                        Б. Куколка                        В. Бабочка

Вопрос 4: Какова последовательность роста бабочки?

А. Бабочка            Куколка                Личинка

Б. Куколка            Личинка                Бабочка

В. Личинка             Куколка                Бабочка

Вопрос 5: На каких континентах можно встретить бабочек?

         Обведи буквы выбранных ответов.

       А. Африка                         Б. Евразия                         В. Антарктида

3. Задание «Объявление»

 Тема урока: Развитие речи. Правила написания объявлений.

Умения читательской грамотности

  • Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
  • Определять место, где содержится искомая информация.
  • Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.
  • Оценивать достоверность информации.
  • Понимать мотивы, характер героя.

Саша любит читать журнал «Покупай-ка». В рубрике «Переписка» он прочитал объявление:

Меня зовут Губан, я продавец из Африки. Мой магазин расположен на каменистом берегу Индийского океана. Здесь я работаю уже 7 лет. В магазине продаются креветки, кораллы и водоросли.

Моё хобби – рисование. Хочу переписываться с торговцами. Пишите по адресу: Индийский океан, остров Маэ, город Виктория, Альбер-стрит,5.

«Хобби» – это любимое занятие.

Ответь на вопросы. Обведи букву выбранного ответа.

Вопрос 1: Какое любимое занятие у Губана?

А. Плавание                        Б. Музыка                        В. Рисование

Вопрос 2: Как мог бы называться магазин Губана?

А. Игрушки                Б. Спорттовары                В. Морепродукты

Вопрос 3: Как Саша может начать ответное письмо Губану?

А. Как погода в Африке? Я еду, встречай.

Б. Здравствуй, Губан! Меня зовут Саша.

В. Как идёт торговля? Отправь мне пару креветок!

Вопрос 4: Зачем Губан написал объявление в журнал?

А. Чтобы рассказать о себе

Б. Чтобы найти новых друзей

В. Просто так

Вопрос 5: Какой характер у Губана?

А. Он жадный                Б. Он сладкоежка                В. Он общительный

Вопрос 6: Определи, правдивы ли утверждения.

Отметь крестиком «Да» или «Нет» по образцу.

А – «Да»

Б – «Нет»

Образец

Х

Губан живёт в Африке

Губан хочет переписываться только с жителями Австралии

  • Задание «Черничный торт»

Умения читательской грамотности

  • Оценивать полноту информации.
  • Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
  • Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.

Мама решила испечь черничный пирог. Но все картинки, вырезанные из кулинарного журнала, перепутаны! Помоги маме восстановить порядок приготовления пирога.

А)                                        Б)                                         В)                                         

  Г)    Д)

Задание 1. Расставь картинки в нужной последовательности. Для этого

заполни вторую строку таблицы подходящими буквами.

1

2

3

4

5

Задание 2. Достаточно ли сведений в рецепте для того, чтобы приготовить черничный пирог?

Обведи букву верного ответа.

А. Да                   Б. Нет

Объясни, почему ты так считаешь _______________________________________

_____________________________________________________________________

  • Задание «Полив комнатных растений»

Тема урока: Комнатные растения.

Умения читательской грамотности

  • Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
  • Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.
  • Определять место, где содержится искомая информация.
  • Понимать фактологическую информацию.

Марина получила в подарок от родственников много комнатных растений. Но она совсем не знает, как за ними ухаживать. Старшая сестра решила помочь Марине и рассказала, как часто нужно поливать растения:

Частота полива: азалия – раз в 4 дня; роза – каждый день; фиалки – раз в 2 дня.

Сегодня понедельник, и все цветы уже политы.

Задание 1. Помоги Марине разобраться, в какой день недели нужно будет полить растения в следующий раз.

1) Азалия                А) Среда

2) Роза                Б) Пятница

3) Фиалка                В) Вторник

Заполни вторую строку таблицы нужными буквами.

1

2

3

  •  Закончить свое выступление хотелось бы следующей притчей: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждому было интересно, чтобы дети ушли с урока с запасом знаний и помнили, что «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

А я всегда говорю своим детям: «Мы не волшебники, мы только учимся».



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Логические приемы

Примеры заданий

1.     уровень – знание

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2.     уровень – понимание

Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3.     уровень – использование

Применить, проиллюстрировать, решить

4.     уровень – анализ

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5.     уровень – синтез

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план

6.     уровень – оценка

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

В помощь учителю начальных классов предлагаю следующие задания.

Методическая копилка по развитию функциональной  математической грамотности у учащихся начальных классов на уроке математики.

1.Математическая разминка.

1. Какой день наступает после понедельника? Ответ: вторник.
2. Какой день следует за вторником? Ответ: среда.
3. Какой день недели наступает раньше других? Ответ: понедельник.
4. Какой день недели наступает позже других? Ответ: воскресенье.
5. Какой день недели предшествует субботе? Ответ: пятница.
6. Какой день недели находится между средой и пятницей? Ответ: четверг.
7.  Как перечислить пять дней недели, не называя их? Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

2.Корзина понятий» (на учительском столе небольшая плетеная корзина, которая наполняется высказываниями детей)

Давайте наполним нашу » Корзину понятий» тем, что узнали на предыдущих уроках, что вы знаете по теме «Цена, количество, стоимость» и всем тем, что относится к понятию «Деньги». Итак, начинаем!

Цена — это стоимость одного предмета.

Деньги любят счёт.

Стоимость — это количество денег, которые заплатили за товар.

Деньги были металлические, их рубили, так появились рубли.

Рубли можно поменять на иностранную валюту: доллары, евро.

Количество — это множество товара.

В России две группы денег: монеты и купюры.

Деньги можно хранить в банке, копилке.

Деньги можно у кого — нибудь попросить в долг.

Дружба дружбой, а денежки врозь.

В магазине дают сдачу.

Деньги воровать нельзя.

Профессии, связанные с деньгами: продавец, кассир, почтальон.

Когда денег не было, люди обменивались товаром.

На деньги можно купить всё, кроме здоровья.

Деньги надо зарабатывать.

Деньги можно тратить.

3.Решение логических задач табличным способом

Шестеро друзей в ожидании электрички заскочили в буфет.
• Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром.
• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье.
• Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.
• Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы.
• Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад.
Из чего состоял завтрак каждого из друзей?

Решение: Так как 
• Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром;
• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье;
• Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов;
• Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы;
• Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то:

Второй раз проанализируем условия.
• Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром.
• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье.
• Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.
• Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы и Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром.
• Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то и Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.

Третий раз проанализируем условия.
• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье.
• Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то и Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.
• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье
• Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром

 

4.Проект: « Семейная математика»

Цель: помочь учащимся 4 классов овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности и научить их проводить расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета на ограждение территории

Подготовительный этап:

  • составление списков учащихся;
  • организация выхода в магазины города для изучения цен на стройматериалы;
  • решение финансового вопроса (прокат фотоаппарата, покупка фотоплёнки, альбома).

Проведение проекта:

  • инструктаж детей по правилам техники безопасности в автобусе, во время выхода из автобуса, во время выхода в магазины города для изучения цен на стройматериалы;
  • изучение рекламнных статей в газетах города;
  • выбор оптимального варианта (цена- качество);
  • расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета на ограждение территории

Результат:

  • оформление альбома с фотографиями;

создание сметы расходов семейного бюджета на ограждение территории

 5.ЗАДАЧИ НА ЛОГИКУ

1.Пять лет назад Аркадию было 8 лет. Сколько лет будет Аркадию через 6 лет?
8 + 5 = 13 лет — Аркадию сейчас
13 + 6 = 19 лет — будет Аркадию
О т в е т: через 6 лет Аркадию будет 19 лет.

2. Шоколадка состоит из 9 квадратиков. Сколько разломов надо сделать, чтобы отделить все квадратики? (Каждый раз ломается один кусок по прямой линии.)
Ломаем шоколадку 2 раза и получаем 3 шоколадные полоски. Ломаем полоску на отдельные квадраты: каждую полоску по 3 раза. Получаем всего 8 разломов. Для других вариантов разламывания тоже нужно будет 8 разломов.

3. а) Вова решает задачи лучше, чем Коля. Коля решает задачи лучше, чем Миша. Напиши, кто решает задачи лучше всех.
Лучше всех решает задачи Вова.
б) Полкан лает чаще, чем Жучка, но реже, чем Барбос. Напиши, кто лает чаще всех.
Чаще всех лает Барбос.
в) Мурка мяукает тише Барсика, но громче Пушка. Напиши, кто мяукает громче всех.
Громче всех мяукает Барсик.

 

6.ЗАДАЧИ НА ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

1. За две минуты обведи в каждой строке квадраты с треугольником в правом верхнем углу. В колонке «1» запиши количество таких квадратов на каждой строке.

В каждую клетку квадрата 3 × 3 надо вписать одну из геометрических фигур: круг, квадрат или треугольник. Каждая фигура должна встречаться в каждой строчке и в каждом столбце. Заполните пустующие клетки.

7. СЮЖЕТНЫЕ ЗАДАЧИ

  • Гном Путалка идёт к клетке с тигром. Каждый раз, когда он делает два шага

вперёд, тигр рычит, и гном отступает на шаг назад. За какое время он дойдёт до клетки, если до неё 5 шагов, а 1 шаг Путалка делает за 1 секунду?

  • Гайсин Арсен учился писать цифры заострённой палочкой на песке. Только

он успел нарисовать 5 цифр:12345как увидел большую собаку, испугался и убежал. Вскоре в это место пришёл другой  мальчик Иванов Данил  Он тоже взял палочку и начертил вот что:12345 = 60.Вставь между цифрами плюсы таким образом, что получившийся пример был решён правильно.

  • Какую отметку впервые в жизни получил по математике Фома, если известно,

что она является числом не простым, а составным?

  • Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он

просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число.

  • Раздели самое маленькое четырёхзначное число на наименьшее простое и

узнаешь, сколько лет не умывалась и не чистила зубы злая волшебница Гингема из повести-сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

8.ЗАЧЁРКИВАНИЕ, ПРЕВРАЩЕНИЕ, ОТГАДЫВАНИЕ ЧИСЕЛ

 1.Угадай число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7;

кроме того, оно нечётное и не делится на 3.

 

  • Отгадай число от 1 до 58, если в его написание не входят цифры 1, 2 и 3;

кроме того, оно нечётное и не делится на 3, 5 и 7.

 

  • Преврати в числе 123 одну цифру в пятёрку так, чтобы получившееся число

делилось на 9. Каково оно?

 

  • Вычти из произвольного двузначного числа сумму его цифр. Всегда ли

разность разделится на 3? А на 9?

9.МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ

 

1.Напиши такое трёхзначное число, чтобы первая цифра была по крайней мере на 2 больше, чем третья. Например: 311. Запиши его цифрами в  обратном порядке: 113. Из первого вычти второе: получится 198. Это число снова напиши наоборот: 891. И два последних числа сложи. 891 + 198 = 1089

Удивительное  дело:  какие бы числа мы ни брали, в ответе всегда будет 1089!

Теперь предложи провести все эти действия с числами кому-то из друзей.

Представляешь, как он удивится, когда ты, не спрашивая у него, сколько

получилось в результате (как это бывает в других математических фокусах), сам

назовёшь ответ! Для эффекта можешь сообщить его не сразу, а через несколько

секунд, как бы что-то подсчитывая в уме.

Почему так происходит?

2.У Кати был день рожденья. Вечером должны были прийти гости. Катя с мамой

испекли торт и решили заранее порезать его на части, чтобы всем хватило по

кусочку, включая Катю и маму. Мама разрезала торт пополам. Катя каждую

половину разрезала еще раз пополам. Дальше резать было сложно — торт сыпался,

крошился, и она отдала нож маме. Мама каждый кусочек торта разрезала еще на 3

одинаковые части.

Сколько гостей должно было прийти к Кате? Объясните.

10.Задачи, воспитывающие гибкость мышления, когда по одному действию требуется восстановить весь дальнейший ход рассуждения
        Нужно привезти 540 т угля на трех машинах. За сколько дней это можно сделать, если на каждую грузить по 3 т и делать по 5 поездок в день?
Дополнительные задания:
1. Эту задачу можно решить разными способами. Закончите решение задачи другими способами:
I способ
3·5=15 – тонн перевезет одна машина в день.

II способ
3·3=9 – перевезут три машины за одну перевозку.

III способ
540:3=180 – тонн нужно перевезти каждой машине.

  • Найдите еще другие способы решения этой задачи (их не менее 12).

11.   ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

3 класс

  • На столе лежат пятиугольники и шестиугольники. Всего у них 37 вершин. Сколько пятиугольников на столе? ____________________________________
  • Какие четыре цифры надо вычеркнуть из числа 4921508, чтобы получившееся число было как можно меньше?________________________________________

3.Ветеринар прописал для слона 9 пилюль и велел давать их через каждые полчаса. Работник зоопарка строго выполнял указания врача. Через сколько часов работник даст слону последнюю пилюлю?___________________________

4.У Незнайки было 2 целых яблока, 8 половинок и 12 четвертинок. Сколько всего яблок было у Незнайки? _______________________________________________

5.Записали число 7. Его умножили на 4 и у полученного числа отбросили все цифры, кроме последней. Эту цифру опять умножили на 4 и оставили только последнюю цифру, и так далее. Какая цифра получилась на 10-м месте?______

6.Хозяйка Кузи Катя собирается лететь на самолете. Она рассчитывает, что вес ее одежды будет не более 3-х кг. Подбери комплект одежды так, чтобы в него входили 5 предметов: блузка, пиджак, туфли, юбка и брюки. В ответе укажи номера предметов одежды.______________________________________________

Предметы одежды

Вес (г)

1

Юбка

600

2

Брюки

750

3

Костюм: пиджак и юбка

1200

4

Костюм: пиджак и брюки

1300

5

Костюм: блузка и юбка

750

6

Блузка

250

7

Пиджак

500

8

Туфли

900

Задачи, оцениваемые в 5 баллов

1.Четверо играли в домино четыре часа. Сколько времени играл каждый?

2.Сумма цифр двузначного числа равна наибольшему однознаному числу, а число десятков на два меньше этой суммы. Какое это число?

3.Цифра десятков в двузначном числе на три больше цифры единиц и равна 7. Какое это число?

4.Сумма двух чисел равна 330. Когда в большем числе отбросили справа один нуль, то числа оказались равными. Какие это числа?

5.Из города в деревню выехал велосипедист со скоростью 12 км/час. Одновременно с ним вышел из деревни в город пешеход со скоростью 5 км/час. Через час они встретились.

а) Кто в момент встречи был дальше от города: велосипедист или

пешеход

б) Какое расстояние от города до деревни?

6.Ваня и Петя сидели на берегу и ловили рыбу. У Вани рыба клевала плохо, а у Пети хорошо.

В это время подошла сестра Вани и спросила у брата: «Ну, как клев, рыболов? Много ли наловили?» И Ваня сказал: «А ты угадай сама. У нас вместе на 15 рыбок больше, чем у меня, а у одного из нас на 12 рыб меньше, чем у другого. Но сестра быстро угадала, сколько рыбок у Вани и Пети. Сосчитайте и вы.

7.Как могут  разместиться на скамейке Надя, Тамара, Мурат и Серик, чтобы мальчики и девочки не чередовались? Пользуясь обозначениями, запиши все возможные варианты.

8.Запиши выражения в тетради столбиком. Из цифр 4, 9, 0,1,5,2 составь наибольшее и наименьшее шестизначные числа. Найди их разность. Из цифр разности составь наибольшее и наименьшее числа. Опять найди разность. Повтори последовательность действий 4 раза.

Сколько различных двузначных чисел можно записать, используя цифры 2, 7, 9, если цифры в этих числах могут повторяться?

9.В синем, красном и зеленом стаканчиках стоят карандаши, фломастеры и ручки. В синем стаканчике не ручки и не карандаши. Где лежат карандаши, если в зелёном стаканчике их нет?

10.Часы отбивают каждый час столько ударов, сколько они показывают часов, а каждые пол часа – один удар. Сколько ударов они сделают с часу дня до 12 часов ночи?

 

Модель функционально грамотной личности можно представить  в  виде  плодового  дерева.  Как  любому  дереву  необходим  уход,  полив,  тепло,  свет,  так  же  как  маленькой  личности  приходящей  к  нам  на  урок,  необходимы  знания,  умения  и  навыки.    Поливая  это  дерево,  спланированной, чётко  продуманной,  слаженной  работой,   по  технологиям,  дерево  незамедлительно  даст  плоды – замечательные,  достойны  восхищения  яблочки  (ключевые  компетенции),  т.е.  образованных,  успешных,  сильных, способных  к  саморазвитию  людей.

Дерево – функционально  грамотная  личность

Вода – педагогические  технологии

Яблочки – ключевые  компетенции

Лейка – учитель

Лейка —  учитель,  для  того,  чтобы  поливать,  должен  постоянно  пополняться  т.е.  заниматься  самообразованием.

Как  без  полива  дерево  зачахнет,  так  и  без грамотной  компетентной  работы  педагога  нельзя  добиться  развития  функциональной  грамотности.

 Окончательным критерием завершения переходного периода и наступления новой стадии социального развития должен служить не уровень развития технологий и не все информации по отношению к прочим экономическим ресурсам, а обретение основный массой членов общества функциональной грамотности.

 Список использованной литературы:

1. Основные результаты международного исследования PISA – 2015 г. оценки учебных достижений учащихся 4-х и 8-х классов общеобразовательных школ РФ. Оценки качества образования ИСРО РАО.

2. ФГОС ООО (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010№1897, ред. От 31.12.2015)

3.Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р). 
4. Приёмы педагогической техники А.Гин, Луганск, Учебная книга, 2003 год. 

5. Иванова Т. А., Симонова О. В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник . 2009. № 1(1).

 

 

 

 

 

 

 

  

Урок по математике

Учитель начальных классов: Фатиади Елена Александровна

Тема:  Закрепление решения задач

Цель урок:  Уметь решать задачи на нахождение площади, периметра и нахождения массы.

Критерии успеха

Я знаю: компоненты задачи

Я понимаю: как решить задачу

Я умею: поставить вопрос и усложнить задачу

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

Оборудование: 1) Раздаточный материал: карточки с числами и буквами листы с математическими утверждениями,  слайды, сигнальные карточки.

                                              Ход урока:

Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся  к уроку.

 

-Все расселись по местам?

Никому не тесно?

По секрету вам скажу, будет интересно!

Я хочу вам пожелать, на уроке не молчать!

Руку честно поднимать

Правильно решать, считать

Нам сегодня с вами вместе,

Некогда сидеть на месте.

Чем займемся – сообщаю.

Мы задачи порешаем,

1.Начать урок я вам предлагаю с сюрприза, который передали вам ребята из школы гимназии № 2

 

-Вы прослушайте задачки

И решайте поскорей

Тот, кто быстро даст ответ

Будет точно молодец!

(на интерактивной доске видеофильм с голосовыми вопросами).

(Учитель просит записать учащихся ответы в тетрадь.)

  • В нашей параллели 2 класса в которых 50 учащихся. В 4»А» классе 24 ученика, а сколько учеников в нашем классе?
  • У Марины целое яблоко, две половинки и 4 четвертинки. Сколько было яблок у Марины?
  • 14 лыж у крылечка стоят. Сколько на лыжах каталось ребят?
  • У стола 4 ножки, а вопрос таков: сколько будет вместе ножек у семи столов?
  • Подарил утятам ежик 8 маленьких сапожек. Сколько маленьких утят ежика благодарят?
  • Пара лошадей пробежала 20км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
  • Сколько шин у 15 машин?
  • В этом году нашей школе исполняется 75 лет. Сколько лет ей будет в 2020году?

( 26, 2.7,28,4,20,60,79)

Увеличить каждое число в сто раз, записав ответы у доски.(1 ученик)

2600,200.700.2800,400,2000,6000,7900.

— на сколько 7900 больше чем 2800?

— во сколько раз 2800 больше чем 400?

-найди разность чисел 6000 и 700

-найди сумму чисел 2800 и 200

— к числу 7900 прибавь 400, прибавь число, которое стоит между числами27 и 29? Какое число получилось? (8328)

— разложите  это число на разрядные слагаемые.

8328= 8000+300+20+8

Формативное оценивание:

Дети решают  примеры на карточках( с обратной стороны написана буква)

Примеры показываются учителем в разброс.

  • 30 · 50   д

250: 5                       у

6 400: 8                   ж

100 · 100                 р

810:90                     б

600 ·60                    а

Расположите эти ответы в порядке возрастания, эти ответы не простые они с секретом, какое слово у нас получилось.?

— Дружба – слово не простое

Друг – поможет и простит

От беды спасет, подскажет

И обиды не таит!

-Я надеюсь, что у каждого из вас есть настоящий друг, которому вы доверяете все свои секреты. И он вас может выручить в любой ситуации.

Мы будем дружные и вместе поработаем в группах.

(Разбиваем детей на группы по цвету геометрической фигуры , дети выбирают понравившуюся фигуру: квадрат, круг, треугольник)

 

3.Математические утверждения.  (зеленые листочки)

Ребята. Вам даны листы ответов если вы согласны с моим утверждением поставьте знак + , если не согласны — .

  • Чтобы получить произведение нужно множитель умножить на множитель.
  • Компоненты деления это уменьшаемое и вычитаемое.
  • Слагаемое плюс слагаемое получим значение сумму.
  • Если из уменьшаемого отнимем вычитаемое, то получим значение разность.
  • Если делимое разделить на делитель получим частное.
  • Чтобы вычислить площадь прямоугольника нужно все стороны сложить.

(результаты проверки на слайде.)

 

— Ребята, вы не согласны с последним утверждением, а как мы найдем площадь?

Какими единицами измерения мы пользуемся при нахождении площади?

Дм2 ,м2,,см2,,мм2,,км2

  • В каждой школе есть приусадебный участок, на котором ребята выращивают летом замечательные цветы.

В нашем классе была группа учащихся ,которая получила задание измерить участок. Ребята, расскажите, с помощью какого прибора  измеряли  данный участок? Какие вы при этом получили результаты?

Длина данного участка1 40м. Ширина20м.

Если бы мы решали задачу какие вопросы поставите к задаче?

— Найдите  площадь пришкольного  участка.

-Найти периметр пришкольного участка.

( работа в группах)

140*20=2800 м2  площадь участка

(140+20)*2=320м периметр участка

Уровень мышления

Критерии оценивания

Дескрипторы

Знание и понимание

Знать нахождение периметра и площади прямоугольника

Могут правильно назвать формулу нахождения периметра и площади

применение

Уметь находить периметр и площадь прямоугольника

Могут выполнить действие по нахождению периметра и площади

анализ

Уметь анализировать  выражения

Могут анализировать выражение и обосновать ответ

синтез

Уметь преобразовать  единицы измерения длины

Могут преобразовывать единицы измерения длины

оценка

Можно ли составить план пришкольного участка

Могу составить план пришкольного участка

 

  • В решении задач мы использовали единицы измерения площади и периметра. Вспомним, какие есть еще единицы измерения длины и сравним их.

75км*7500м                         59см*5дм

6000м*6 км                           70 мм*8см

4дм*50см                              10см*100мм

6дм8см*8дм                          9км*900м

 

 

Уровень мышления

Критерии оценивания

Дескрипторы

понимание

Умеет определять, распознавать единицы измерения длины

Знает и понимает значение малых и больших величин. Определяет их.

применение

Умеет приводить примеры единиц длины.

Приводит примеры единиц длины.

анализ

Знает единицы длины. Умеет определять их и переводить его в разные единицы измерения. Может  сравнивать единицы измерения длины.

Понимает  единицы измерения длины. Определяет длину. Преобразует единицы длины. Сравнивает единицы длины.

 

 

  • Музыкальная физминутка.

 

  • — Решать задачку это здорово

Не интересен урок без задач

Задачи заставляют думать

Анализировать и рассуждать!

(дети в огороде с овощами)

Ребята нашей школы каждый год сажают огород. Выращивают картофель, капусту, морковь, тыкву, кабачки. В теплице помидоры, огурчики, и душистый перчик.

 

(Вопросы по таксономии Блума)

-Где растут овощи?

-Для чего они нам нужны?

-Как выращивают овощи?

-Что можно приготовить из овощей?

-Можем ли мы использовать эти знания в математике?

Задача

В этом году ребята собрали с огорода 1т 245кг картофеля, а моркови в 5 раз меньше. Сколько всего килограмм моркови собрали дети? (один ребенок у доски).

— работа в группах(составить условие задачи и поставить к ней вопрос)

1)Измените   вопрос так ,чтобы она решалась в 2 действия.

2)Сравните, каких овощей собрали больше и на сколько?

3)Дети собрали урожай  капусты, подберите данные и  поставьте вопрос.

 

( решим задачу той  группы, которая  первая составила задачу)

(Д/з решение задач групп, которые справились с составлением задач)

После записи ответа слайд корзинки с овощами

— Чтоб здоровым, сильным быть

Надо овощи любить!

     

Рефлексия

«Овощи»

Красная свекла-в следующий раз все получится.

Желтый перец-я старался, но у меня не все получалось.

Зеленый огурец- я старался и у меня все получилось.



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И  ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 3 КЛАСС

  • Сведения об авторе: Бурдаева Марина Павловна
  • Должность: учитель начальных классов, МОУ СОШ 1 п.Пангоды

Прочитайте текст 

Журавль

Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.

Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.

Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.

Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.

Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена(95 слов.)

(По С. Аксакову.)

1).Определи и запиши тему текста___________________________________

2). Запиши основную мысль текста__________________________________

 __________________________________________________________________

Ответьте на вопросы

3). Что обещает прилёт журавлей? Подчеркни:

АРаннюю весну;

БПозднюю осень;

ВСкорый дождь;

ГБлизкое тепло.

4). Из пар слов подчеркни то, что соответствует тексту:

       А) Много (былин и легенд, сказок и песен) сложили о журавлях;

     БЖуравлиха кладет (два, три) крупных яйца;

 В) Гнездо журавль вьет (в ямке на поле, на дереве);

 ГМолодых журавлят уводят (в лес, в камыши);

5). Подчеркни в тексте описание  внешнего вида журавля.

6). Чем опасен раненый журавль?____________________________________

__________________________________________________________________

Прочитай текст 

Белый журавль

     Белый журавль, или  стерх, гнездится исключительно на территории России, в Якутии и в Ямало-Ненецком округе. В зимнее время птицы мигрируют в  Индию. Птица стерх в высоту достигает около 140-160 сантиметров, размах крыльев составляет 210-230 сантиметров, а вес журавля от 5 до 8 килограмм. Передняя часть головы белого журавля лишена оперения, окрашена в красный цвет. Оперение почти полностью белое, кроме маховых перьев черного цвета на крыльях. Продолжительность жизни птицы составляет около 70 лет. Гнездо белые журавли устраивают в тундре, в воде с глубиной в 30-40 сантиметров.  Белый журавль остерегается человека: если он заметит человека на горизонте, то навсегда  может покинуть гнездо.

      В дикой природе белых журавлей максимум 3000. В ЯНАО около 20 особейБелые журавли стерхи находятся на грани вымирания, поэтому внесены в международные списки Красной книги и Красную книгу России.

( Материал из Википедии )

7).Выбери правильные высказывания:

А) Текст 1  художественный текст;

БТекст 2  научно-познавательный текст;

 В) Оба текста – художественные тексты;

 ГОба текста - научно-познавательные.

8). Выпиши из текста слова, значение которых тебе непонятно.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9).В текстах идёт речь об одном виде журавлей?_(ДА;  НЕТ;)

10).Перечисли перелетных птиц нашего округа_______________________

_________________________________________________________________

11).Перечисли зимующих птиц нашего округа_______________________

__________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И МАТЕМАТИКИ.

Аннотация

«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - такой вывод сделали учёные по результатам международных исследований PISA в области читательской грамотности.   Поэтому должна быть выработана определенная тактика по обеспечению нового формата обучения языковой личности, способного реально и продуктивно вписаться в любую жизненную сферу. Первыми шагами,  прежде всего, необходимо конструирование дополнительных заданий уровнего характера, которые обеспечат повышение мотивации у обучающихся и развитие базовых и ключевых компетенций.

В данной статье приводятся примеры заданий, формирующих умения использовать прочитанное в различных ситуациях, возникающих в процессе обучения, за пределами школы и ожидающих школьника во взрослой жизни, что и является функциональной грамотностью. В заданиях используются сплошные, несплошные и смешанные тексты.

Читательская грамотность на уроке окружающего мира во 2 классе

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

Тема: Правила вежливости.

Обучающимся предлагается два текста, по которым составлены задания.

Текст 1. (из учебника)

Волшебные поступки

(Рассказ Сережи и Нади)

Наш папа замечательный. Но всё-таки нередко он ведёт себя странно.

Когда он приходит куда-нибудь вместе с мамой, он не идёт в дверь первым, а пропускает мама. Почему? Непонятно.

Если папа хочет куда-то войти, а в дверях ему встречается женщина, папа ждёт, пока она выйдет, а потом уже сам проходит. Ему бы надо поскорее проскочить в дверь, а он зачем-то ждёт…

Зато, выходя из автобуса или трамвая, папа поступает наоборот. Сначала сам выйдет, а потом уже мама.

Но ещё удивительнее вот что. Папа выходит и тут же очень пугается. Мама ещё с подножки не сошла, а он её уже за руку берёт, как маленький. Может, на него улица многолюдная так действует… Бывает, выйдет папа из автобуса и сразу протягивает руку какой-нибудь старушке. Как будто старушка смелее его…

И за эти странные поступки окружающие почему-то благодарят папу. Получается, что эти поступки волшебные - они делают окружающих приветливее и добрее.

Текст 2.

Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек!? И задумывался ли ты над тем , что означает слово «порядочный»? Может быть, это человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает вещи, приходит во время в школу? Да, корень этого слова «порядок». Но речь идет не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок - верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди. Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. Живи так, чтобы люди говорили о тебе: «Это порядочный человек».  (По Ю. Яковлеву)

Задание 1. Прочитайте текс №1

Ответьте на вопросы

1)  Какие папины поступки показались ребятам странными?

А) Пропускает маму в дверь первой.

Б) Пугается чего-то выйдя из автобуса.

В) Подаёт незнакомой старушке руку, выходя из автобуса.

Г) Выходит из подъезда один без мамы.

2) Какого человека, по мнению автора текста 2, можно назвать «порядочным»?

А) Человек, который любит порядок

Б) Человек, который аккуратно одет

В) Человек, который никогда не опаздывает?

Г) Честный, благородный человек, умеющий понять другого человека

3) Можно ли папу Серёжи и Нади назвать порядочным? Почему?

Задание 2. Используя текст и дополнительные источники, составь свое определение «порядочный человек».

Порядочность – честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам. Порядочный человек - честный, соответствующий принятым правилам поведения.                                                                                                                                Словарь Ожегова

Порядочность – моральное качество человека, характеризующееся строгим соблюдением установленных норм поведения в том обществе, в котором проходит его жизнь; неспособность к сознательному, намеренному совершению поступков, противоречащих нормам общественной морали, нравственности и воспитания, а в случае случайного или вынужденного нарушения им этих норм – способность испытывать чувство стыда и вины.                                     Википедия

О порядочности писал Аристотель, определяя порядочного человека, как человека, никогда не делающего дурного по своей воле.

Порядочный  человек  -  это человек…  ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.  Вспомните литературные произведения, в которых вы читали о “волшебных поступках” Какие это были поступки? (запишите название/автор/поступок)

  1. ___________________________________________________
  2. ___________________________________________________
  3. ___________________________________________________

Задание 4. Встречались ли тебе в жизни «порядочные люди»? Составьте о них рассказ.

Задание 5. Используя  текст, свои наблюдения и дополнительные источники, составь для своих одноклассников Памятку « Как стать порядочным  человеком»

Памятка« Как стать порядочным  человеком»

1._____________________________________________

2._____________________________________________

3._____________________________________________

4._____________________________________________

5._____________________________________________

Задание 6. Достаточно ли в тексте № 2. информации, чтобы раскрыть понятие «порядочный человек»?

Ответ:________________

Задание 7. Какие источники информации пополнят твои знания о порядочном человеке?

А) Интернет

Б) Словари, энциклопедии

В) Географическая карта

Г) Телевизионные передачи из цикла « Из жизни замечательных людей»

Д) Другие источники. Какие?___________________

Задание 8*. Рассмотрите инфографику “Русский национальный характер”, ответьте на вопросы

а) Какие качества характера не подходят к понятию “порядочный человек”?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Каких людей больше, добрых или равнодушных?

Критерии оценивания

№ задания

Количество баллов

Комментарии

1.1

2 балла

Если один ответ - 1 балл

1.2

1 балл

Если ответ выбран неверный - 0 баллов

1.3

2 балла

Полный ответ, грамотно сформулированы 2-3 предложения  - 2 балла

1 предложение б/ош. -1 балл

0 баллов - имеются ошибки.

2

2 балла

Грамотно составленное определение - 2 балла

Допущена 1 ош в определении - 1 балл

Если ответ выбран неверный - 0 баллов

3

2 балла

Названы 2 - 3 произведения - 2 балла

Названо 1 произведение - 1 балл

Нет ответа - 0 баллов

4

3 балла

Рассказ 4-5 предложений б/ош - 3 балла

Рассказ 2-3 предлож б/ош - 2 балла

В рассказе допущено 2-3 ош. - 1 балл

5

3 балла

4-5 строки -3 балла

2-3 строки - 2 балла

1 строка - 1 балл

6

1 балл

7

2 балла

8

3 балла

ИТОГО

21 балл

Финансовая  грамотность на уроке математики во 2 классе

(Обратите внимание! В заданиях изменены действительные цены некоторых продуктов, в соответствии с программой 2 класса на данный момент)

Предмет: Математика

Тема: «Решение текстовых задач»

Класс: 2 кл.

Однажды Хрюша и Степашка были приглашены организаторами праздничного стола  на День рождения в сказочную страну. Они дружно взялись за подготовку предложенного им мероприятия, составили список, что им нужно подготовить:

- продукты

- посуду

- украшение стола

I. Для угощения

Для угощения Степашка составил меню:

1) Салат

2) Пирожные

3) Напиток

В библиотеке знаменитого повара он нашел интересную статью

Салат «Оливье»

Салат Оливье существует очень давно и пользуется огромной популярностью. Изобрел этот салат в 1860-е годы повар-француз Люсьен Оливье - владелец трактира "Эрмитаж" на Трубной площади. В "Эрмитаже" можно было отведать те же кушанья, которые подавались в особняках вельмож. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни был изобретенный хозяином салат необычайного вкуса - "Салат Оливье", способ приготовления которого знаменитый повар держал в тайне. Многие повара пытались приготовить этот салат, но ни у кого он не получался. По некоторым данным, первоначальный рецепт  салата таков: 2 рябчика, телячий язык,  полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую.

Прошло много лет, но салат «Оливье» (другое название современного рецепта этого салата — «Зимний») остаётся незаменимым блюдом на праздничном столе. Простота изготовления и доступность продуктов сделали этот салат чрезвычайно популярным.. Исходные компоненты салата «Оливье»:  мясо дичи, картофель, морковь, лук, маринованные огурцы, яблоко, зелёный горошек, яйца, соль, перец, майонез. Для салата «Оливье» очень важны пропорции.

На 6 порций нужно взять

Продукты

Количество

Картофель

6 штук

Морковь

2 штуки

Лук репчатый

2 штуки

Маринованные огурцы

1-2 штуки

Яблоки

1 штука

Яйца

4 штуки

Зелёный горошек

1 стакан

Отварная курица

200 граммов

Майонез

1 банка

Задание 1. Хрюша отправился в магазин за продуктами, ему нужно было посчитать какую сумму денег взять с собой.

1.1 Подскажите какой информации не хватает Хрюше в таблице выше, чтобы посчитать деньги?

А) Сколько денег у него имеется?

Б) Цены продуктов.

В) Какая сумка нужна для каждого продукта?

Г) В какой магазин он должен идти?

1.2 В первоначальном рецепте салата «Оливье» упоминаются пикули и каперсы. Каким словарём ты должен воспользоваться, чтобы узнать значение этих слов?

А) Орфографическим словарем

Б) Толковым словарем

В) Словарём синонимов

Г) Словарём антонимов

Д) Этимологическим

1.3  Какую незнакомую вам величину содержит  старинный рецепт, напишите._____________

1.4

В каком разделе справочника «Старинные меры» вы будете искать значение найденной вами величины?

А) Меры длины

Б) Меры массы

В) Меры объема

Г) Меры массы

Д) Меры площади

Задание 2. Степашка узнал, что на День рождения приглашено 18 гостей. Во сколько раз больше Хрюша должен купить продуктов на салат?

Задание 3. Тут же Степашка взялся исправлять таблицу для Хрюши. Помогите ему, заполните третий стобец таблицы

.

Продукты

Количество

Новое количество - ?

Картофель

6 штук

Морковь

2 штуки

Лук репчатый

2 штуки

Маринованные огурцы

1-2 штуки

Яблоки

1 штука

Яйца

4 штуки

Зелёный горошек

1 стакан

Отварная курица

200 граммов

Майонез

1 банка

Задание 4. Сколько килограммов картофеля нужно купить Хрюше, если в одном килограмме содержится 6 штук ?

Задание 5. Используя иллюстрацию с ценами  сосчитайте, сколько денег потратит Хрюша на овощи для салата?

cena.jpg

Задание 6. Посчитайте какую сумму денег потратит Хрюша на все продукты для салата.

Задание 7*. Хрюша зашел в кондитерскую за пирожными. Там он ознакомился с прейскурантом.

Ознакомившись с ценами Хрюше надо было выбрать, какая покупка будет дешевле: 16 пирожных или 2 торта. Помогите ему сделать это.

Задание 8*. Степашка отправился в магазин ИКЕА, чтобы купить предметы сервировки стола. Он выбрал чайный набор (блюдце и чашка) за 10 руб. У Степашки в кошельке были монеты:

Монеты

Количество

Монеты

Количество

rub.jpg

20 шт.

rub5.jpg

12 шт.

rub2.jpg

10 шт.

rub10.jpg

11 шт.

Сосчитайте, сколько денег останется у Степашки после покупки.

Дополнительные задания*

1. Составьте задачу о покупке, используя текст о старинном салате «Оливье», недостающие данные подберите самостоятельно.

2. В ИКЕА Степашке на глаза попался плакат

На оставшиеся у него деньги он решил помочь детям России. Какую игрушку он сможет купить?

Критерии оценивания

№ задания

Количество баллов

Комментарии

1.1

1 балл

Верный ответ – 1 балл

Ответ выбран неверный – 0 баллов

1.2

1 балл

1.3

1 балл

1.4

1 балл

2

2 балла

Задача решена верно – 2 балла

Допущена ошибка в вычислении – 1 балл

Задача не решена – 0 балл

3

9 баллов

Каждая заполненная верно строка оценивается в 1 балл

4

2 балла

Задача решена верно – 2 балла

Допущена ошибка в вычислении – 1 балл

Задача не решена – 0 балл

5

2 балла

Задача решена верно – 2 балла

Допущена ошибка в вычислении или в выборе продуктов (овощи) – 1 балл

Задача не решена – 0 балл

6

2 балла

Задача решена верно – 2 балла

Допущена ошибка в вычислении – 1 балл

Задача не решена – 0 балл

7

4 балла

Сделаны все вычисления правильно и дан правильный ответ – 4 балла

За каждое неверное вычисление – минус 1 балл

Задача решена неверно – 0 баллов

8

4 балла

Сделаны все вычисления правильно и дан правильный ответ – 4 балла

За каждое неверное вычисление – минус 1 балл

Задача решена неверно – 0 баллов

ИТОГО

29 баллов

Дополнительные задания

1

3 балла

Составлена верно задача и дано верное решение – 3 балла

Допущена ошибка в решении – 2 балла

Имеются недостающие данные в задаче – 1 балл

Задание выполнено неверно – 0 баллов

2

1 балла

Верный ответ – 1 балл

Ответ выбран неверный – 0 баллов

Итого

4 балла

ИТОГ

Основное + Дополнительное задания

33 балла

Список используемой литературы:

  1. Информация  об исследовании PISA . Национальный центр исследования PISA в России (Отдел оценки качества образования ИСМО РАО): http://www.centeroko.ru
  2. Сайт организации ОЭСР: http://www.pisa.oecd.org.
  3. Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9. — URL
  4. Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской грамотности младших школьников//Начальное образование. 2017. №1 С. 3-8 (ВАК, РИНЦ)



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»

Ход мастер – класса

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Чте́ние — совокупность практик и процедур работы с письменным текстом и непосредственно процесс работы с текстом, направленный на извлечение из него информации, на восприятие текста и его понимание. 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

-Сегодня мы поговорим о некоторых приёмах, используемых мною на уроках литературного чтения, которые позволяют детям максимально извлекать информацию и понимать её, и являются помощниками в формировании функциональной грамотности у младших школьников.

- На начало урока желательно использовать дыхательные гимнастики (Например, дыхательная гимнастика  «Задуй свечу» (Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки.)) и упражнения для развития навыка чтения (показ слайдов с данными упражнениями и их проработка).

Цель этих упражнений: формирование навыка  владения голосом и подготовка к чтению.

За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом :

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает:

  • Постановку цели чтения: знакомство  с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.
  • Определение характера текста:

Сплошные тексты (без визуальных изображений)

Несплошные тексты (с визуальными изображениями)

  • Просмотр заголовка текста
  • Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора

Стратегии предтекстовой деятельности:

Приём  «Рассечение вопроса»

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте Элеоноры Константиновны Киселёвой «Мальчик-Огонёк».

Прием «Верите ли вы, что…»

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

  • Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
  • Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?
  • Верите ли вы, что Огонёк может быть мальчиком?

Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения.

Стратегии  текстовой деятельности (во время чтения).

Приём «Дерево предсказаний»

Использовать после первой или второй остановки приём «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.

Задание 1: 

Прочитайте сказку «Мальчик-Огонёк». Докажите, что это сказка. 

Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком. Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила:

- О чём может предупредить Фея мальчика-Огонька?

- Если попадёшь в воду – погаснешь.

Как-то вышел Огонёк на берег реки. А там мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы, вспомнил… и  

- (Что сделал?)

бросился в воду.

Вытащил на берег мальчишку, но сам погас. Лежат на песке чёрные угольки.

Тут солнце направило сильный луч на мальчика-Огонька и зажгло его. Стал Огонёк большим Огнём с добрым сердцем.

     - Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.

     - Как описан этот момент? Кто задаёт вопрос «Что делать?»

     - Прочитайте выразительно предложение с многоточием. Почему это предложение так построено?

     - Почему мальчик бросился в воду?

     - Определим порядок событий в сказке.  Для этого выполним Задание 2: обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в сказке.

______________________Запрет

______________________Появление героя

______________________Испытание

______________________Спасение, помощь

  Прочитайте названия событий, происходящих в сказке.

     Варианты выполнения задания: самостоятельно, в паре, под руководством учителя.

     - Как вы будете работать? (Прочитаем первую часть сказки. Найдём название события, которое в этой части описано.)

     - В каком порядке развиваются события в сказке?

     1. Появление героя.

     2. Запрет.

     3. Испытание.

     4. Спасение, помощь.

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.

Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы которые бы подошли к данной сказке и записать в тетрадь. Приём работы с пословицами - Логическо – поисковое  задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки. (Свет не без добрых людей.  Добрый пример лучше ста слов.  Ум дает силу, сила дает храбрость.и т.д.)

III этап. Работа с текстом после чтения

Стратегии послетекстовой деятельности

    Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать аналог сказки.

Подготовка к составлению сказки. Заполнение таблицы.

- Прочитайте вопросы в таблице. Как вы думаете, что поможет сделать таблица? (Сочинить сказку).

Придумай свою сказку, заполни таблицу.

- О каком герое будете сочинять сказку? Запишите в таблицу рядом с первым вопросом.

Самостоятельное заполнение всей таблицы.

Кто герой сказки?

Какой он?

…………………………………………………………

………………………………………………………....

Что может делать?

…………………………………………………………

………………………………………………………....

Что не может делать?

…………………………………………………………

………………………………………………………....

О чём мечтал?

…………………………………………………………

………………………………………………………....

Кому и как помог?

…………………………………………………………

………………………………………………………....

Кем был спасён?

…………………………………………………………

………………………………………………………....

Задание 3: составить небольшие сказки по заглавию  «Мальчик – Снеговик», «Стеклянный человечек», «Пластилиновый человечек», «Мальчик-Фантик», «Девочка – Хрустальная туфелька»

(Представление работ)

Итог мастер-класса.

-При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».  

А. Н. Толстой.

Примеры текстов, написанные учащимися 2-4 классов.

Стеклянный человечек.

Жило-было прозрачное стёклышко. Очень хотелось ему стать мальчиком. Услышала фея его просьбу и превратила в стеклянного мальчика, но предупредила:

- Тебе нужно опасаться прыжков и падений.

Как-то бежал стеклянный человечек по улице и услышал детский крик. Видит: малыш залез на подоконник и хочет спрыгнуть на землю. Вскочил стеклянный человечек на подоконник и остановил малыша. А сам не удержался и упал. Но не разбился. Его спас куст с мягкими широкими листьями.

Теперь они с малышом друзья.

Пластилиновый человечек.

Жил-был пластилиновый шарик. Попросил он волшебницу:

- Преврати меня в мальчика доброго и весёлого.

Волшебница сказала:

- Пусть будет по-твоему. Но тебе нельзя появляться на солнышке. Оно тебя расплавит.

Однажды гулял пластилиновый мальчик по тенистому лесу. Вдруг видит: девочка заблудилась и плачет. Вокруг лес, чаща, а на небе палящее солнце. Что делать? Вспомнил он запрет, вспомнил… И отвёл девочку домой. Но сам расплавился, потому что на дороге негде было укрыться от солнца.

Увидела девочка, что мальчик превратился в мягкий комочек, и слепила его снова.

Мальчик-Фантик.

В одном городе жил Фантик. Он хотел стать мальчиком. Добрая фея помогла ему в этом. Но предупредила:

- Если ты выйдешь на дорогу, то тебя сдует злой Ветер.

Как-то Фантик гулял в лесу. Он увидел, как один мальчик по имени Федя заблудился. Но в лесу гулял злой Ветер. Мальчик-Фантик задумался и решил: пусть я улечу, но Федя зато вернётся домой. И Мальчик-Фантик проводил его домой, не боясь Ветра. Злой Ветер стал сдувать Мальчика-Фантика, но у Феди было грузило. Он подцепил его к Фантику и тот не улетел.

С тех пор Федя и Фантик подружились.