Мой класс
ЭССЕ
Воронина Светлана Петровна
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание души - старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности, как в учительской, итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий. Профессия – учитель, на мой взгляд занимается самым главным – воспитанием будущего нашей страны. Мне всегда хотелось быть причастной к созданию этого будущего. Я думаю, что мне повезло с выбором профессии. Я чувствую: все, что я делаю,- нужно людям; будь то мои ученики или их родители. Это нужно и мне, на душе сразу становится спокойно и радостно оттого, что ты сделал что – то хорошее.
Начала я работать старшей вожатой, а в 1999 году мне доверили мой первый класс. Не только мои ученики шли тогда первый раз в пятый класс, но и для меня все было впервые.
И вот 1 сентября! Сколько цветов! Какие они симпатичные, мои дети, мой класс! Какие разные: серьезные и озорные, ласковые и сдержанные, доверчивые и настороженные… Прошло много лет, а я помню их всех. Еще бы! Ведь они были свидетелями моих первых побед и поражений, моего дебюта в роли классного руководителя.
Мне навсегда запомнился мой самый первый классный час – «Давайте познакомимся». Сколько я готовилась к нему, что-то придумывала, рисовала, рассчитывала время, сколько раз репетировала перед зеркалом. Судорожно вцепившись в конспект, поднимаю глаза и вижу двадцать восемь славных мордашек, глядящих на меня с таким интересом, с такой поддержкой и доверием. Да вот же они, союзники мои, помощники мои! Теперь и не страшны ни родители, которые оценивающе глядят на меня, ни многочисленные вспышки фотоаппаратов, ни операторы с видеокамерами.
Я понимаю, что первое занятие было далеким от совершенства, но как они старались! Наверное, именно тогда я начала понимать, что я их люблю.
Дети дарят нам радость. Я очень люблю наблюдать, как мои дети один за другим входят в класс, ловить их приветливый взгляд. Даже если с утра у меня нет настроения, с появлением первого же ученика оно повышается. В дружественной атмосфере класса я забываю обо всех проблемах и неприятностях. Ведь учитель должен ощущать живого человечка, почувствовать и понять его душу, которая спрятана за меткой - ученик.
Если попытаться выразить мое мнение, то, пожалуй, это будет звучать так: «Мой класс – это чудесный мир, здесь свои представления о добре и зле, о дружбе и предательстве; это мир, где каждый день происходят важные события и потрясения, великие тайны и удивительные открытия; это мой мир».
Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением души ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем он живет, о чем мечтает, кто его окружает.
Привитое и усвоенное моими ребятами, в первые годы нашего общения, скажется на протяжении всего их жизненного пути. Все заложенное в ребенка с детства прочно и устойчиво войдет в их жизнь. Вот почему воспитание души играет такую большую роль уже с первых дней нашего знакомства, ошибок допускать нельзя. Сегодняшние дети через несколько лет будут полновластными хозяевами жизни. Я считаю, что в моей сегодняшней работе зреет Завтра, набирает силу Будущее.
Это предъявляет высокие требования к учителю. Еще А.С. Макаренко писал: « Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет». Значит, воспитание надо начинать с себя. Необходимо постоянное внимание и к собственному поведению, словам, поступкам: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего глазами своих родителей и учителей.
Классный руководитель должен знать - чем наполнена внутренняя жизнь ребенка, чем заняты его мысли, чувства, куда уходит его энергия, что движет его поступками, к чему он стремится.
Знания, полученные в школе, важны, но не менее ценно, если в классном руководителе видят человека, друга. А это значит, ты должен быть способным эмоционально отзываться на переживания детей, ценить их внутренний мир. Как найти контакт с детьми, как проникнуть в их маленький мир? Только глубоким проникновением в смысл их поступков, апеллируя к доброте, великодушию, чувству юмора, живой любознательности. И как заповедь воспитателя звучат для меня слова Ш.А. Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя». Следовательно, если хочешь работать с детьми - нужно обладать такими качества, как любовь к детям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, самоотдача, искренность во взаимоотношениях.
Воспитанием нужно заниматься с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью. Моя задача, помочь им в этом. Дети оценят это.
А пока, я снова вхожу в свой пятый класс. Вижу своих ребят, таких разных и таких уже близких.
И все повторится снова…