Развивающая предметно-пространственная среда

Акимова Наталья Владимировна

 Природой заложено, что каждый ребенок рождается умным, здоровым и счастливым. Задача взрослых помочь ему раскрыть свой потенциал и познать окружающий мир. Этому способствует правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда.

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Мы стараемся  организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Ребенок не просто общается в развивающей среде, он должен чувствовать себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения, своего Я. Развивающая предметно-пространственная  среда должна быть яркой, познавательной, эстетичной, поучительной, гармоничной, доступной, с учетом потребностей и интересов детей.

В нашей группе не так много места, но мы постарались создать все необходимые условия для того,

чтобы среда была комфортной, подвижной и вызывала, прежде всего, стремление к самостоятельной деятельности.


Центр двигательной активности

                                                                     

В нашем ДОО,начиная с групп раннего возраста, в предметно-игровом пространстве групп мы отводим значительное место для условий физического развития детей.

В первую очередь это спортивные комплексы с набором стандартного и нестандартного оборудования,в соответствии с возрастом детей. Для безопасности воспитанников  здесь находятся  2 мата, на стене размещены разработанные нами правила поведения на комплексе.

Так же здесь размещены:картотека схем упражнений на комплексе, картотека упражнений для развития творческого воображения, подвесной материал для активизации «Птенцы выпали из гнезда», схемы точечного массажа, картотека ОРУ с предметами , стена осанки.

Массажеры,  массажные  дорожки, кегли, шнуры для ходьбы, мешочки с наполнителем, дорожки  для профилактики плоскостопия, мячи, корзина для метания в цель, ленточки, султанчики, скакалки, обручи, гимнастические палки.

Иллюстративный материал: «Мой организм», «Как я дышу»,  «Скелет человека».

Тематические альбомы: «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта», «Символы Олимпийских игр», «Как мы отдыхаем», «Наш любимый вид спорта», Книги о ЗОЖ, энциклопедии, «Букварь здоровья», Картотека в рисунках «Пословицы, поговорки, загадки, стихи о здоровье человека».

На полу из самоклеящейся пленки выполнены различные разметки: «Ладошки » для отжимания, для прыжков, расстояние от баскетбольной корзины.


Уголок природы  и экспериментирования

               

Здесь дети не только учатся наблюдать за изменениями погоды, но и проводят опыты, экспериментируют.

Зимой мы вместе с детьми выращиваем лук, укроп, редис и конечно рассаду цветов для будущих цветников.

Дети проводят наблюдения за ростом растений, помогают за ними ухаживать – поливать, рыхлить землю.

В уголке экспериментирования размещены:

Лабораторный материал для знакомства с водой, воздухом, неживой природой: резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой; различные емкости для воды (стаканы, сообщающиеся сосуды, пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ступки, пестики для растирания веществ, ситечки для переливания и др.); разноцветные предметы, пробки, шарики, сачки для вылавливания.

Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел). Материал для знакомства с пластмассой, резиной. Материал для игр с песком: формочки разной формы, разного цвета и прозрачные; ситечко для просеивания., тематические наборы мелких игрушек.

Материал для игр со снегом, льдом: формочки для льда; пищевые красители имитация снега (вата, пенопласт). Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности и цвета (обычная, картон и др. + фольга).

Зеркала разных размеров для игр с солнечным зайчиком. Знакомство с пищевыми продуктами: крупы (фасоль, горох, крахмал, мука, соль, сахар); мерные ложечки.

Приборы - увеличительные стекла-лупы, магниты, бинокль. Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

Различные часы (песочные, механические). Приборы для измерений – термометр для измерения воды, воздуха; весы со стрелочкой и чашами.

Шумящие коробочки (внутри которых наполнение, издающее звук). Вертушки для игр с ветром.

Природный материал (шишки, желуди, каштаны + кора деревьев, опилки, стружка разных пород деревьев, перья птиц, ракушки, камни, семена, гербарий осенних листьев).

Коллекции- «Изделия из дерева», «Ракушки», «Детские секреты». Дневники наблюдений детей для фиксации результатов опытов;

Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Можно-нельзя», «Полезно-вредно».

В уголке природы размещены:

Различные виды растений ,  модели, схемы,  обозначения потребности во влаге, свете, дополнительном уходе (опрыскивании, рыхлении).

Календарь природы, гербарии.

Книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы «Фрукты», «Овощи», «Транспорт», «Времена года», «Животные», «Предметы быта»

Д/и «Какое время года»,  «Кто где живет?», мобильные ландшафтные макеты «Животные жарких и холодных стран».

Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки, палочки для рыхления


Уголок нравственно-патриотического воспитания и краеведения 

                       

Здесь располагаются: 

Карта страны, Нижегородской области.

Альбом: “Наш детский сад”, «Моя семья», «Профессии семьи», « Мой город! , «История Дзержинска»,  «Моя страна»,  «Знаменитые люди России», «Достопримечательности родного края», «Знаменитые люди города Дзержинска», «Природа родного края», «Художественные промыслы нижегородской области»

 Фотоальбом «Столица нашей Родины-Москва»

Художественная литература о Нижнем Новгороде, Дзержинске.(стихи, рассказы).

Флаг, герб и другая символика Дзержинска,  России.Портрет президента.

Альбом с рисунками  детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.

Здесь же мы размещаем различные тематические выставки и минимузеи. 


Центр науки

               

Центр науки (математики) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал: магнитная доска, касса цифр, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами. Также в данном центре присутствуют различные развивающие игры типа «Квадрата» Воскобовича, «Монгольской игры», Палочек Кюизенера, «Разрезного квадрата» Никитина, «Логических блоков Дьенеша и т. д. Большой перечень дидактических игр математической направленности.


Уголок конструирования

     

Содержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Наборы игрушек(транспорт фигурки животных, людей) Для построек имеются образцы моделей, схемы, фотографии, рисунки.Тематические макеты.


Музыкально-театральный уголок

          

Музыкально-театральный уголок представлен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами, портреты известных композиторов. Есть также аудиотехника, фонотека. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к обучению грамоте).

Также здесь расположились сказочные персонажи из различных видов театров,  выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. Учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.


Уголок изодеятельности

           

Уголку изодеятельности отведено  хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь, дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон и т. д. Здесь же есть место для небольшой детских работ, выставки с образцами народного художественного промысла.


Говорим правильно

               

Картотеки картинок  по лексическим темам.

Д/И на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, обучению детей грамоте «Волшебные лучики», «Волшебный сундучок», «Тим и Том», «Рассели жильцов»

Картотеки:

  • упражнений артикуляционной гимнастики;
  • упражнений дыхательной гимнастики;
  • пальчиковой гимнастике;
  • игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков
  • предметные картинки,

Серии сюжетных картин для составления рассказов «Я помогаю», «В лесу».

Иллюстративный материал: «Явления природы», «Профессии», «Части транспорта», «Техника специального назначения», «Признаки предмета», «Кто что делает?»-изображение действий, «Синонимы», «Сколько?»-животные во множественном числе, несклоняемые существительные

Альбом «Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки».

Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму

Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволока, камушки, песок, пластилин и другое).

Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.

Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.


Уголок книги

                

Ключевым персонажем книжного  уголка мы сделали игрушку . Известно, что игрушка занимает особое место в предметном мире ребенка. Центральным персонажем стала веселая Тася — хозяйка книжного уголка.которая всегда  всегда рада гостям. 

В уголке  представлены книги  различной тематики и жанров, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей, художников-иллюстраторов. Вместе с детьми мы систематически организовываем выставки произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), проводим литературные викторины и конкурсы.

Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлены  книги-самоделки, созданные из рисунков детей и открыток  на темы «Труд», « Наш друг-природа», журналы для рассматривания, аудиокассеты с записью литературных произведений по программе.

Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.


Мы играем

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты: куклы, наборы животных и т.д.   Игрушки-предметы оперирования: наборы чайной и кухонной посуды, инструменты, транспорт

Игры с правилами: «Поймай рыбку», «Прокати шарик» и т.д.    Настольные игры «Футбол», «Хоккей»

Маркер игрового пространства « Кукольный домик», ширма.

Полифункциональный материал: мягкие модули, ящик с мелкими предметами заместителями.


 


Уголок труда

   

Здесь размещен материал для дежурства детей: фартуки, пилотки, салфетницы, хлебницы, тряпочки, тазики, щеточки и т. д.

Фото и  картинки, по которым можно определить, кто из детей дежурит;


Уголок безопасности

   

Макет перекрёстка, набор мелких дорожных знаков на подставках для работы с макетом:  «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Набор дорожных знаков  для творческих, ролевых игр.
Крупные пазлы «Дорога»

Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица», «Чтобы не было беды», «Можно-нельзя»

 Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

Альбомы: «Безопасность на природе», «Безопасность на улице», «Если ты дома один», «Если ты поранился»

С помощью тематических ландшафтных  макетов дети обыгрывают различные ситуации как по безопасности дорожного движения, так и для отработки порядка действий при пожаре. Так, например,  если к одному из зданий прикрепить условное пламя, то дети могут разыграть ситуацию «Пожарная тревога», в которой будут задействованы машины экстренных служб.


Уголок уединения

   

Здесь распологается материал:

  • материал для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме («Кричи громче», «Попробуй, порви»),
  • материал для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции («Найди игрушку»цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка),  игры с пуговицами, «мешочки настроений».
  • эмоционально-развивающие  игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению («Коврик дружбы», «Шар настроения» настольные шкатулка с маленькими человечками, «коробочка примирения», картотека мирилок)
  • материал, направленный  на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей (медали, «Важный стульчик»)
  • материал  для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям («Веселый коврик», «Волшебные варежки», «Цветик-семицветик»

 


Участок

  

От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной будет территория участка, зависит то, какие личностные качества мы сформируем у наших воспитанников. Поэтому много внимания мы уделяем благоустройству - разбиваем цветники, мини-огороды, создаем зоны отдыха.