УЧИМ ДЕТЕЙ "ВЫПУСКАТЬ ПАР" И УСПОКАИВАТЬСЯ.

Маренкова Наталья Владимировна

УЧИМ ДЕТЕЙ "ВЫПУСКАТЬ ПАР" И УСПОКАИВАТЬСЯ. 

Способы управления негативными эмоциями, описанные в данной статье, предназначены для домашнего использования. 
Когда детьми овладевают гневные чувства, им зачастую сложно успокоиться. Причина заключается в том, что, когда мы злимся, наш организм готовит себя к драке, сражению, поэтому, чтобы снова вернуться в нормальное состояние, ему требуется некоторое время. 

Далее описаны несколько приемов, которым стоит обучить детей, чтобы они умели самостоятельно охлаждать свой гнев и успокаиваться. 

1. Оценка уровня гнева 

Использование шкалы для измерения гнева помогает детям лучше понимать свои гневные чувства и знать тот момент, когда необходимо применить одну из успокаивающих стратегий. Нарисуйте термометр с разбивкой шкалы от одного до десяти. Дайте названия отметкам низкого уровня (например, 0˚ – спокойный; 2˚ – немного раздраженный), среднего (например, 5˚ – весьма недовольный) и высокого уровня (например, 9˚ – очень рассерженный, потерял самоконтроль). 
Поговорите с ребенком о сигналах организма, соответствующих каждому уровню гнева. Попросите его оценить свой гнев и следить за тем, как меняется его уровень. Это помогает детям быть внимательными к признакам возникновения гневных чувств и пытаться искать способы снижения определенного ими уровня гнева. 
Когда уровень высок и поднимается выше отметки «6˚», гнев гораздо сложнее обуздать, поэтому научите детей в таких случаях просто уходить от ситуации. Они могут уйти в тихое место или попросить взрослого о помощи. 

2. Использование методов релаксации 

Существует множество способов расслабиться. Далее представлены некоторые полезные методы релаксации, которым необходимо обучить детей, чтобы они могли успокаивать свои гневные чувства. 

• Глубокое дыхание. Медленное глубокое дыхание имеет очень полезный успокаивающий эффект. Научите детей глубоко вдыхать и медленно выдыхать, и это может помочь им успокоить гневные чувства. 

• Визуализация. Попросите детей представить себе очень умиротворяющее и расслабляющее место или какое-то успокаивающее действие. Например, они могут представить себя плавающими на надувном матраце в бассейне. Можно комбинировать глубокое дыхание с визуализацией. Например, попросите детей представить свечу перед собой. Во время выдоха пусть они представят, что свеча мерцает, но не гаснет. 

• Метод «робота/тряпичной куклы». Метод «робота/тряпичной куклы» полезен для снятия мышечного напряжения у маленьких детей. Попросите ребенка напрячь все мышцы тела и представить себя роботом. Пусть он поддерживает напряженное состояние в течение примерно 15-ти секунд. Затем попросите его расслабить все мышцы и представить себя тряпичной куклой, оставаясь в таком расслабленном состоянии также 15 секунд. 

3. Использование успокаивающего внутреннего диалога 
Этот метод заключается в том, чтобы говорить самому себе успокаивающие слова. Дети могут при этом использовать следующие формулировки: 
• Смотри на это проще. 
• Дыши глубже. 
• Сохраняй спокойствие. 
• Нормально, что я пока этого не умею. 
• Расслабься. 
• Не позволяй ему раздражать себя. 
• Время отдохнуть! 
• Старайся не сдаваться. 

Чтобы научить детей использовать внутренний диалог, демонстрируйте его на собственном примере. Например, вы можете проговаривать вслух: «Мне нужно отдохнуть», «Я спокойна» или «Я не позволю, чтобы это вывело меня из себя». Вы также можете использовать успокаивающие фразы, чтобы научить детей справляться со стрессовыми ситуациями. 
Старшим детям задавайте такой вопрос: «Что ты можешь сказать сам себе, чтобы успокоить свой гнев?», это тоже поможет им научиться успокаивающему внутреннему диалогу. 

Лучше всего практиковать эти техники, когда дети спокойны. 

Комплекс упражнений для улучшения взаимодействия между обоими полушариями головного мозга (помогают в стрессовых состояниях) 

Для развития мышления, памяти, внимания и письма нужно выполнять следующий комплекс упражнений: Взяться двумя руками за края верхней части ушей и потянуть за них. Затем взяться чуть ниже и так же потянуть наружу. Делать так, дойдя до мочки уха. Выполнить 5 повторений. Соединять подушечку большого пальца (поочередно) с подушечками каждого пальца, начиная с указательного. Дойдя до мизинца, сделать то же самое в обратном направлении. Выполнять это упражнение нужно двумя руками одновременно и в быстром темпе. Выполнить 5 повторений. 
Поочередно ставить кисть в 4 положения: кулак, раскрытая кисть, лежащая на внешней стороне (боком) и раскрытая кисть ладонью вниз. Делать это нужно на любой поверхности. Сначала каждой рукой по отдельности, а затем одновременно. Стучать по поверхности не нужно, все движения плавные. Выполнить 5 повторений обеими руками. Повернуть правую руку ладонью к себе. 

Большой палец вытянуть в сторону, а 4 остальных — согнуть внутрь к ладони. Левую ладонь раскрыть, вытянув пальцы, и приложить к внешнему ребру правой ладони. Затем сменить положение рук. Постараться выполнять эти движения без ошибок в максимально быстром темпе. Сделать не менее 5 повторений упражнения. Одну руку сжать в кулак, вторую распрямить. Положить их на поверхность стола, и менять положение, одновременно разжимая ладонь одной руки, и сжимая в кулак другую руку. 

Постараться делать это в ускоренном темпе, не менее 5 раз. Сложить 2 ладони, соединив пальцы в замок. Указывать ребенку на любой палец, а он должен поднимать его. Другие пальцы должны оставаться неподвижными. Постараться задействовать каждый палец. Взяться правой рукой за нос, а левой за правую ушную раковину. Затем хлопнуть в ладоши и ухватиться левой рукой за нос, а правой — за левую ушную раковину. 

Добиться безошибочного выполнения упражнения. 

Рисовать фигуры в воздухе. Сначала по очереди каждой рукой, а затем одновременно двумя руками. 

Любви Вам и Терпения!