Представление педагогического опыта

Орлова Людмила Анатольевна

Представление педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного педагогического опыта

Педагогическая проблема

 «Инновационные методики в процессе обучения на уроках русского языка и литературы»

Наличие теоретической базы опыта

Изучаю  для применения в педагогической  практике инновационный прием «Эйдос-конспект в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы». (См. ниже)

          Томский региональный центр Федерации интернет-образования

http://www.tomsk.fio.ru/works/503/Golovazkaj/

Концептуальность

          Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов взаимодействия с учащимися. Ведущие принципы педагогической деятельности: принцип развивающего обучения, принцип индивидуализации в условиях коллективной работы

Ведущая педагогическая  идея

Развитие ученика как личности не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъективного опыта как важного источника собственного развития.

         Использование методического приема эйдос-конспект на уроках литературы способствует развитию творческого потенциала учащихся

Оптимальность и эффективность средств

Логическую схему уроков в рамках данной технологии можно представить следующим образом:

- чтение произведения, выявление первого эмоционального впечатления,

-  постановка проблемы (в старших классах – цели исследования); формирование задач с их последовательным разрешением,

-    выявление ключевых слов, фраз, целых эпизодов,

-    создание ассоциаций, связанных с ними (часто в цветорешении),

-    работа с разными типами словарей,

-    постепенное создание эйдос-конспекта и его описания,

-   итоговое создание  эйдос-конспекта с целью сделать вывод в диалоге писатель-читатель, показывающее, что текст понят и эмоционально прочувствован, прожит читателем,

-  оформление «находок», сделанных в ходе работы с текстом, в письменную работу с целью развития письменной речи учащихся

Результативность опыта

Инновационный прием способствует восприятию художественного произведения как единого целого.   Интеллектуальный характер воображения учеников сказывается в обилии ассоциаций, возникающих при чтении. Ученики умеют оценить своеобразие авторской мысли  писателя. Нравственный  критерий становится основой сознательной оценки произведения.    

       Сдвиги в литературном развитии учащихся охватывают все стороны читательского восприятия, однако более всего заметны в области эмоций. В основном же результативность работы по составлению эйдос-конспекта обнаруживает положительную динамику.

     Практическая значимость

   Использование на уроках инновационного методического приема эйдос-конспект позволяет:

 -    рационально организовать учебный процесс;

 -   формировать навыки исследовательской работы;

 -   совершенствовать контроль знаний;

 - прививать интерес к изучаемому предмету, повышая        качество знаний учащихся;

 - воспитывать эстетические наклонности посредством составления эйдос-конспекта на уроках литературы  

С публикациями и результатами  представленного  педагогического опыта можно ознакомиться на личном сайте учителя Орловой Л.А.:

"http://nsportal.ru/orlova-lyudmila-anatolevna" > Сайт учителя русского языка и литературы (ссылка со школьного сайта МОУ «Средняя общеобразовательная школа №30» http://www.schoolrm.ru/schools/sc30sar/);

личного сайта учителя: orlovala.3dn.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

Диалог с поэтическим текстом

Урок-впечатление о стихотворении Бунина «Густой зеленый ельник…» в 5 классе

Цели:

образовательные:

- познакомить учащихся с основами литературоведческого анализа текста;

- расширить знания о средствах выразительности;

развивающие:

- развивать потребность интеллектуальной активности и творческой деятельности;

воспитывающие:

- воспитывать любовь к поэтическому языку, бережное отношение к художественному слову.

Оборудование: текст стихотворения, рабочий словарик литературоведческих терминов, цветные карандаши, презентация к уроку.

Ход урока.

I. Организационный момент.                      Слайд 1, 2

II. Вступление.  Слово о писателе.    Слайд 3

Строки  из стихотворения Бунина (читает учитель)

Я начинаю наш урок словами из стихотворения И.А.Бунина недаром. Сегодня мы прикоснемся к творчеству замечательного русского писателя и поэта И.А.Бунина.  Слайд 4

Что нам уже известно о Бунине?

Работа с портретом:  вглядитесь в лицо поэта – какое оно? Серьезное, строгое. И глаза – удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который все замечает и тонко чувствует, стараясь понять мир, так любимый им.

И тема нашего урока не совсем обычная.  (Записано на доске). Запишите, пожалуйста, тему в свои рабочие странички.

(Запись темы)

Как вы думаете, в чем необычность нашей темы? Вести диалог не с человеком, а с текстом. Возможно ли это?

Возможно, потому что художественный текст – это целый мир, удивительный, загадочный, живущий по своим законам, законам художественного слова. И каждое слово имеет свое неповторимое значение. «У каждого из слов душа своя…», - говорил Бунин. Эти слова – эпиграф к уроку. Запишите, пожалуйста, эпиграф к уроку.

(Запись эпиграфа)

III. Определение целей и задач учащимися.

Подумайте, каковы цели нашего урока?

Научиться вести диалог с текстом, разгадывая его загадки, проникая в тайный смысл содержания, словно пробуя каждое слово на вкус, конечно, используя при этом наши знания о выразительных средствах.

IV. Выразительное чтение стихотворения.

Как вы думаете, с чего надо начать? Конечно, с выразительного  (задушевного) чтения. Несомненно, чтобы вести задушевную беседу с текстом, надо услышать и почувствовать слово мастера.

(Чтение стихотворения)

Пауза для восприятия

V. Переход к анализу текста.

Я не спрашиваю вас сразу, понравилось ли вам стихотворение. У каждого сложится свое впечатление о стихотворении по окончании нашего диалога с художественным текстом.

Лексическая работа.  Все ли слова понятны?

Ход работы: в работе опираемся на наш план-памятку, в ходе  анализа делая записи-пометки  в рабочей страничке.  Не забываем открыть перед собой словарик.

VI.  Работа с текстом.

- Итак, мы начинаем диалог.

     1. Какая картина предстает перед нами при чтении первой строфы?  Слайд 5

    2. Какова  же тема этого стихотворения?

ЗАПИСЬ НА СТРАНИЧКУ

    3. Какие основные художественные образы создает автор?

ЗАПИСЬ НА СТРАНИЧКУ

Какие слова помогают нам описать ельник, снега, оленя?

Это слова какой части речи?

Прилагательные в лирике – в основном  эпитеты. Какие прилагательные в строфе являются эпитетами? (Пушистые снега, могучий олень, тяжкие рога)

Какую роль играют эпитеты? (Помогает красочно описать, создать образ, передать отношение автора, настроение)

ЗАПИСЬ НА СТРАНИЧКУ

Да, благодаря эпитетам мы видим: очень красив олень, прекрасна природа, которая его окружает. Каково состояние природы на данный момент? ( Тишина, покой, умиротворение, опасность не угрожает)

Какие словосочетания во второй строфе передают нам это состояние? Обратимся ко второй строфе.  Слайд 6

Натоптал тропинок. Обратите внимание на сочетание звуков в этих  словах. Произнесите их. Что слышится за ними? (Топот, даже топтание, переступание копыт, утопающих в снегу, оставляющих тропинку)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Встаньте, потопчите ножками, переступая на месте. Услышьте звуки т, тпт.

 Как называется подобное сочетание звуков, позволяющих передать состояние через слово? Звукопись. Знакомое нам определение. Новое: сочетание согласных звуков называется аллитерация.

Слайд 7 Произнесение

Запишите определение  в словарь.  

ЗАПИСЬ НА СТРАНИЧКУ

 Приведите подобные примеры из этой строфы. Слайд 8

 Обратите внимание на следующую строфу.  Слайд 9

Что увидим и услышим за первой строкой? Произнесите: вот снова слЕд, размЕрЕнный и рЕдкий – звук Э. Он создает ощущение плавности, неторопливости, медлительности.

 Это еще один из приемов звукописи – сочетание гласных звуков,  называемое в литературе ассонанс.

Слайд 10 Произнесение

Запишите определение  в словарь

ЗАПИСЬ НА СТРАНИЧКУ

 Скажите, в каких строчках  вы еще можете отметить приемы звукописи? Слайд 11

 Какой сигнал передает нам строка И вдруг – прыжок? (Опасность!) Какое слово указывает на опасность?  (Вдруг) Это художественная подробность. Как она называется  в литературе? (Художественная деталь).

 Какая еще деталь (кроме слова вдруг) указывает на опасность? Какие строчки содержат в себе эту деталь? (Собачий гон и ветки, обитые рогами на бегу)

ЗАПИСЬ НА СТРАНИЧКУ

 Какая картина создана при помощи художественных деталей?

 Какое чувство мы теперь испытываем? (Мы волнуемся, тревожимся за оленя. Неужели такого красивого могучего зверя разорвут собаки?)

 Чего, в таком случае, мы ждем от последней строфы?  

Слайд 12 Перечитаем ее.

 Говорится ли здесь о том, что оленю удалось убежать, спастись?  Какой глагол указывает на это? Уносил, а не унес.

 А как думаете вы? Какие слова текста заставляют верить, что олень ушел от погони?

Легко, бешено, в избытке свежих сил, в стремительности. (Перечисление эпитетов)

 Это еще один из художественных  приемов – градация.  

Слайд 1З

Запишите определение  в словарь.

 ЗАПИСЬ НА СТРАНИЧКУ

 Какие эмоции звучат в этой строфе? Конечно, радость. Но только ли? К чему мы подошли сейчас? К главной, основной мысли.  Какая строка поможет нам сформировать основную мысль?  

Слайд 14 (Он красоту от смерти уносил) А мы выражаем надежду, что унес.

Скажите прежде, какое чувство владеет сейчас нами?  Торжество: сила, красота и молодость победили. Что победили? Смерть.

 Красота победила смерть. Два слова в последней строке – какие они по смыслу? Противоположные.

 Вспомните, как разрешается конфликт в русских народных сказках: добро побеждает зло. Какова же основная мысль?  - Победа красоты над смертью.

 А скрытый смысл? - Победа добра над злом Слайд 15

ЗАПИСЬ НА СТРАНИЧКУ

VII. Итог. Рефлексия

Итак, диалог с поэтическим текстом подошел к концу. Попрошу вас закончить фразу: «Диалог с поэтическим текстом – это…» (Непростая, но увлекательная работа, исследование, узнавание нового, разгадка тайны, создание впечатления).

Что нам необходимо для того, чтобы уметь вести беседу, диалог с поэтическим текстом?

Какие понятия помогали нам в ведении диалога с текстом? (Известные и новые) Слайд 16

А вот впечатление о стихотворении, как и о человеке, у каждого свое. Используя свои знания, свои мысли из рабочих страничек, запишите на оборотной стороне несколько слов, которые особенно передадут ваше впечатление о стихотворении.

Слайд 17

Листы с написанным дети несут к доске и прикрепляют разноцветным магнитом.

               

VIII. Заключение.

Рассматриваются ученические работы. Делается вывод:

Я вижу самые разные ваши впечатления о поэтическом тексте. Среди них … Молодцы, вы умеете чувствовать слово, а значит,  научитесь чувствовать и его душу. Об этом говорят ваши отклики. А самое главное: я вижу, что никого из вас это стихотворение не оставило равнодушным. Благодарю вас за отзывчивость!

Домашнее задание на слайде.

Слайд 18

Урок литературы в 7 классе

«Целая жизнь в поэтическом слове…».

Цветообраз в интерпретации

 стихотворения Есенина «Песнь о собаке».

Подготовила учитель

русского языка и литературы

ОРЛОВА Л.А.

 

 «Целая жизнь в поэтическом слове».

Цветообраз в интерпретации поэтического текста.

Стихотворение Есенина «Песнь о собаке».

Цели:

  1. Обучающая: обучение приемам анализа поэтического текста, интерпретированию поэтического текста при помощи эйдос-конспекта;
  2. Развивающие: развитие речевых умений, навыков рассуждения , образного мышления.
  3. Воспитывающие: воспитание чувства сострадания, сочувствия, жалости и любви к животным; понимание и готовности принять участие в решении  проблемы взаимоотношений человека с окружающим миром.

Обеспечение урока: слайдовая презентация; рисунки детей к стихотворениям Есенина.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Принадлежности к уроку. Приветствие.
  2. Вступление.

     Слайд 1

Стихотворение Есенина в исполнении учителя.

Спит ковыль, равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

 Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля…

- Я начинаю урок строчками из стихотворения замечательного русского поэта, народного поэта, в полном истинном смысле этого слова, недаром. Об одном из его стихотворений поведем мы речь на сегодняшнем уроке.

- Что мы уже знаем о Есенине?

(Ответы учеников)

- Мир  природы и мир человека в поэзии Есенина неразделимы. Поэт словно говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновение, оглянитесь вокруг, почувствуйте душой каждую травинку на этой земле, каждую звездочку на ночном небе, полюбите все живое в этом мире! Живые, трепетные картины в стихах Есенина учат любить и хранить мир земной красоты, кроме того, формируют наше миросозерцание, нравственные основы человеческого характера и, более того, основы гуманистического мировоззрения.

- Среди стихов Есенина о живой природе значительное место занимают стихи о животных. Каждое содержит в себе целый мир. Мы уже познакомились с некоторыми из них. Какими?

(Ответы)

     Слайд 2

- Почему эти стихи так затронули наши души?

- Каждое из них раскрывает образ животного в драматической ситуации. У коровы отобрали и убили ребенка, подстреленная лисица замерзает у своей норы, не в силах справиться с раной…

- Вот ваши рисунки. В них уже выражено ваше восприятие этих произведений.  В интерпретации сегодняшнего стихотворения мы будем использовать цветообраз, передадим свое восприятие при помощи эйдос-конспекта.

Слайд 3

     III. Запись и комментарий темы.

- Убедимся  в том, насколько  образно  поэтическое слово, как много красок жизни может быть в нем.

     Запись  эпиграфа.

Все мы яблони и вишни одного голубого сада.

С.Есенин

- Раскроем смысл этих простых слов поэта после вдумчивого прочтения стихотворения.

  1. Анализ (интерпретация) стихотворения.

     Слайд 4

1. С чего нужно начинать?

    - Конечно, с выразительного чтения. От того, как мы прочтем стихотворение, зависит, возникнет или нет то чувство, которое хотел передать поэт, зависит то, какой художественный образ возникнет в нашем сознании.

(Чтение учащимся)

ПАУЗА

2. О чем это стихотворение?

- О гибели животных  по вине человека.

3. Скажите, кто погибает?

- Щенки. Их топит хозяин. Это гибель физическая.

Собака. У нее отбирают самое дорогое, и  жизнь от этого ей немила. Это гибель моральная.

4. Давайте поразмышляем о прочитанном. Строим цветовую таблицу.

Строфа

Цвет

Мысли

1

Золотой

яркий

рыжий

Солнце

 начало

торжество жизни

2

Теплый

спокойный

Наступление вечера

3

Темный

хмурый

Темнота

молчание

тревога

страх

4

Белый

Белый цвет – траурный

пустота

5

Черный и золотой

Черный цвет - траурный

6

Синий

прозрачный

Звонко – пронзительно

скрылся месяц – погибли щенки

7

Белый (грязно)

золотой

Глухо – скорбно

слезы собаки – золотые звезды

5. В какой тональности начинается стихотворение? Перечитаем первую строфу.

- Мирная картина. Цвет солнца, золотистый оттенок символизирует начало дня, утро - начало жизни для семерых щенят. Преобладание подобных цветов заявляет о спокойной, счастливой жизни в этом мире.

(Отметки в таблице)

6. Перечитаем вторую строфу.

- Нет конкретного изображения цвета автором. Какой цветообраз складывается у вас?  Какие слова помогают создать его?

- Слова  до вечера. То есть утренний и дневной свет исчезает, наступают сумерки. Тьма сгущается.

7. Тьма сгущается – это образное выражение, которое мы употребляем и в переносном смысле тоже. Что слышится нам сейчас за этой фразой?

- Изменяется обстановка. Вместе с наступление сумерек начинаем ощущать и другое чувство. Какое?  Тревогу.

8. Перечитаем третью строфу.  

- Совсем другая, далеко не мирная картина. Как создается противопоставление двух картин? Противительным союзом а.

- За счет чего создается цветообраз? Слова вечером, хмурый, мешок помогают создать его.

(Отметки в таблице)

- Обратите внимание на одно из действий хозяина. Каким словом оно обозначено? Просторечное, грубое, даже бранное, как и поступок человека.

9. Перечитываем четвертую строфу. Что означает в ней многоточие?

- Многоточие – знак умолчания. О чем умалчивает поэт?

- Автор не показывает самого страшного – картины убийства семерых, только начинающих жить, существ. Вместо этого он использует многоточие. Несет ли оно вам какой-либо цвет? Какое ощущение создает?

(Отметки в таблице)

- Что напоминают строки после многоточия? Плач: звук о – о

10. Обратимся к пятой строфе. Что позволили собаке принять месяц над хатой за одного из ее щенков, убитых хозяином?

- Цветообраз. Рыжий (или золотой)  месяц в черном небе. Тот самый рыжий, золотистый цвет, который стал для нее символом лучшего, что только что было в ее жизни.

(Отметки в таблице)

11. Недаром  в следующей строфе (6) эта мысль о потере продолжена поэтом. Как?

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях…

- Какое сравнение невольно возникает? Скрылся тонкий месяц – погиб новорожденный щенок.

- Вы, конечно, отметите синий цвет. А какой цвет скрывается здесь? Какое слово поможет нам? Звонко. То есть пронзительно.  Какие чувства переданы при помощи этого слова? Одним  словом автор передает и боль,  и … надежду, появившуюся вдруг в образе молодого месяца.

12.  И вот последняя  (7) строфа. Какой антоним к предыдущему использует автор в последней строфе? Отыщите его: звонко – глухо. Для чего? Что слышится вам за этими словами? Что видится?

- Звонко – глухо. Надежда – отчаяние. Остался только мрак, только тьма.

- А цвет? Он снова белый (снег), но символ ли чистоты, новизны, радости?

13. Как вы понимаете заключительные строки стихотворения?

- Вы наверняка слышали существующее поверье: закатилась звезда – угасла жизнь человека. Но ведь мы говорим о собаке! Что это значит? Какое чувство стремится передать поэт?

- Мысль о том, насколько едины мир человека  и животного. Вот теперь мы сможем  раскрыть смысл эпиграфа к уроку. Понимаете ли вы теперь, что хотел сказать поэт этими строками?

- Все живые существа в этом мире равноправны, и трагедия животного должна восприниматься так же, как и трагедия человека. Никто не имеет права отнимать жизнь у другого живого существа.

14. Как же слово поэта должно отозваться в наших сердцах?

(Ответы: сострадание, милосердие, жалость к животным…)

V. Составление эйдос-конспекта.

- Пожалуйста,  примените сложившийся цветообраз для истолкования стихотворения. Воплотите ваши мысли на бумаге.

МУЗЫКА. (Учитель проходит между рядами, просматривая работы)

VI. Представление ЭК.

VII. Заключение.

- Судя по вашим работам, ребята, прослеживается общность в цветовой гамме: от светлого, яркого, к темному, мрачному. Таким образом, можно проследить одну общую мысль: пусть всякое живое существо на планете как можно реже ощущает подобную смену цвета. Пусть это будет только смена дня и ночи, но не беда, пришедшая вместо радости, и уж ни в коем случае не смерть, отнимающая жизнь.

VIII.  Заключение.

- Надеюсь, чувства, переданные потом при помощи слова и чувства, пережитые вами, навсегда останутся в ваших чутких душах.

- Благодарю за чуткие души и отзывчивые сердца, за совместную работу.

-ЭК сдайте учителю, каждый получит оценку за урок.

IX. Домашнее задание.

 – Заключительный штрих к нашей работе. Попрошу вас ответить на вопрос: Почему стихотворение Есенина названо «Песнь…»? (ведь мы говорили – плач?)

Слайд  5



Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации городского округа Саранск

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 30»

Материалы

муниципального конкурса  

на присвоение

педагогического звания

«Педагог-исследователь»

учителя русского языка и литературы

Орловой Людмилы Анатольевны

Управление образования Администрации городского округа Саранск

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 30»

Исследовательская работа

Эйдос-конспект как прием активизации познавательной деятельности на уроках литературы

                                                                                                                                                    Автор:

Орлова Людмила Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных

 предметов № 30» го Саранск

Научный руководитель:

Лешкина Валентина Ивановна,

кандидат филологических наук,

заместитель директора

 по воспитательной работе МОУ № 30

Содержание

Введение.  Предмет исследования, цели и задачи эксперимента. Гипотеза

Раздел 1. Приемы активизации творческой деятельности учащихся на уроках литературы в средних классах.

       1.1. Эвристический диалог.

       1.2. Ассоциативные картинки.

1.3.  Опорная схема.

1.4.  Сочинение-ассоциация.

Раздел 2. Эйдос-конспект как прием активизации деятельности учащихся.

Раздел 3. Опыт использования эйдос-конспекта на уроках литературы.

      3.1.  Об источнике информации.

      3.2.  Применение эйдос-конспекта в практической деятельности педагога.

      3.3.  Системное использование  эйдос-конспекта на уроках литературы.

      3.4.  Методика проведения урока с применением эйдос-конспекта.

Раздел 4. Мониторинг успешности обучения.

Заключение. Вывод

Введение

Активизация познавательной деятельности учеников – одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе. Общеизвестно, что эффективность обучения  находится  в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. В психологии и педагогике разработан ряд приемов активизации мыслительной деятельности школьника на уроке. Комплексное и всестороннее использование этих приемов создает условия для наиболее эффективного, сознательного усвоения знаний и их прочного запоминания.

     Особое место в активизации познавательной деятельности учащихся занимают уроки литературы: здесь не только получают знания о литературе, художественном тексте и его особенностях, здесь учатся быть людьми, постигая  нравственные законы. Говорят, что от рождения в душу каждого человека вложена свеча. И от учителя-словесника  во многом зависит, насколько ярко загорится свеча человеческой личности, индивидуальности.

     Объектом исследования данной работы является процесс, направленный на совершенствование методики преподавания литературы, развитие творческих способностей  и повышение качества знаний учащихся.

      Предмет исследования – прием использования эйдос-конспекта в преподавании курса  литературы на второй ступени обучения.

     Актуальность исследования объясняется новизной представленных материалов: применение инновационного приема недостаточно апробировано педагогами городского сообщества.

     Цель эксперимента – выяснить степень результативности влияния использования эйдос-конспекта на развитие творческих способностей ученика.

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:

1.  Выявить сущность понятия «эйдос-конспект».

2. Исследовать содержание имеющихся наработок в области применения данного метода на уроках литературы.

3. Установить  степень влияния применения данного приема на развитие способностей учащихся.

4. Определить критерии эффективности проведения уроков с использованием эйдос-конспекта.

5. Теоретически обосновать и проверить на практике модель урока с применением данного методического приема;

6. Разработать конспекты уроков с учетом работы по составлению эйдос-конспекта при анализе текста.

7. Внедрять накопленные учебные материалы в образовательный процесс;

8.Осуществлять накопление учебных материалов по возможностям использования данного приема на уроках литературы.

9. Исследовать  и диагностировать деятельность учителя и ученика с целью определения  результативности влияния использования эйдос-конспекта для  развития творческих способностей ученика на следующих ступенях обучения.

     Педагогические цели в процессе эксперимента:

  1. Повышение качества знаний учащихся;
  2. Обеспечение личностно ориентированного подхода к учащимся в образовательном процессе;
  3. Создание условий для развития мыслящей творческой личности.

     Гипотеза исследования состоит в исходном положении: использование приема эйдос-конспект способствует развитию творческого потенциала учащихся, что в свою очередь позволит:

- рационально организовать учебный процесс;

- формировать навыки исследовательской работы;

- совершенствовать контроль знаний;

- прививать интерес к изучаемому предмету, повышая качество знаний учащихся;

- воспитывать эстетические наклонности посредством составления эйдос-конспекта на уроках литературы.

Конкретные методы реализации исследования:

1.Теоретический, содержащий в себе анализ научно-методической литературы.

2.  Эмпирический, заключающий  в себе следующие компоненты:

- работа с текстами произведений;

- наблюдения за деятельностью учащихся;

- тестирование по отдельным темам;

- учет контроля знаний;

- анализ результатов эксперимента.

      Практическая значимость исследовательской работы заключается в возможности трансляции педагогического опыта, создания методических рекомендаций для учителей и обучающихся, разработки дидактических материалов, конспектов уроков литературы.

     Этапы исследования:

     Первый этап  - накопление эмпирического материала, теоретический анализ научной литературы по теме исследования, уточнение понятийного аппарата, конструирование исходной гипотезы исследования, разработка теоретических основ исследуемой проблемы, определение базы  исследования, разработка программы опытной работы.

     Второй этап - уточнение и доработка теоретической концепции исследования, опытно-экспериментальная проверка компонентов гипотезы и их уточнение.

     Третий этап  - систематизация и оформление материалов исследования, формулирование теоретических выводов, разработка практических рекомендаций.

Раздел 1. Приемы активизации творческой деятельности учащихся на уроках литературы в средних классах

     Урок литературы должен быть интересным, разнообразным, емким, содержательным и вырастать из всего многообразия человеческой деятельности: интеллектуальной, эстетической, нравственно—психологической. Поэтому активность учителя, выраженная в применении современных методов обучения и воспитания, должна быть направлена на активную познавательную деятельность ученика, приводящую к формированию нравственно совершенной личности с активными жизненными позициями.

     Новизна представляемого опыта заключается в том, что в процессе работы по активизации познавательной деятельности учащегося в центре внимания оказывается личность ребенка с его субъективным опытом. Познавательная деятельность школьника превращается в самостоятельный, личностно значимый и поэтому очень действенный источник ег развития. В основе работы лежит индивидуальный подход к ученикам, учитывается уровень их интеллектуального развития, подготовки по предмету, развития их способностей и задатков.

     Одним из основополагающих моментов успешности обучения является мысль, звучавшая в работах таких известных учёных, как П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и других о том, что усвоение содержания материала осуществляется не путём передачи информации человеку, а в процессе его собственной активности. Проявляя активность даже в простейших ситуациях, ученик добивается реализации сознательно поставленных им самим целей. Самый высокий уровень активности – творческий, поисковый. Цель учителя – побудить учащихся к этой активности, создавая необходимые условия, благоприятные для развития познавательной деятельности на уроках литературы.

     Технология опыта основывается на том, что ученик ставится в условия, где он должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. А педагог должен  не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, но и каждый раз подниматься на новую ступеньку в своем методическом опыте, умении строить отношения со своими учениками.

     В мастерской каждого учителя имеется большое количество разнообразных приёмов и средств, активизирующих  познавательную деятельность школьников (создание проблемных ситуаций, использование приёма сравнения, исследования, самостоятельная работа, эвристическая беседа, творческие задания, игровые формы обучения, проведение нетрадиционных уроков, использование ИКТ).

1.1.Эвристический диалог

 Одной  из современных педагогических технологий, способствующей организации активной совместной деятельности на уроках учащихся и педагога, считается эвристический диалог. Отвечая на неожиданные и оригинальные вопросы учителя, школьники делают определённые выводы, обобщения, выражают свои мысли, делают логические выводы. Нешаблонные вопросы и задания стимулируют мысль учащихся, являются существенным условием сохранения учебного материала в памяти, наталкивают школьников на размышления и выводы о собственных поступках.

Эвристический диалог – это алгоритм, при выполнении «шагов» которого  мы опираемся на исходные данные самого текста и ищем ответы на вопросы в самом художественном произведении.

Рассмотрим пошаговую программу эвристического диалога. Работаем с текстом названия.

Задание 1, шаг первый. Подчеркните в названии сказки сплошной чертой слова, указывающие на положение  перечисленных персонажей?

Задание 2, шаг  второй.  Пунктирной  чертой подчеркните в названии имена собственные.

Задание 3, шаг  третий. Штрихпунктирной линией подчеркните имеющиеся эпитеты.

Итак, что у вас получилось?

Сказка о царе Салтане,  о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

Задание, шаг  четвёртый. Давайте обобщим наши выводы в опорной логико-структурной таблице.

Положение персонажей

Имена собственные

Эпитеты

Кто? царь

Салтан

Сын, богатырь, князь

Гвидон Салтанович

Славный, могучий

Царевна

Лебедь

Прекрасная

На основе составленной нами таблицы определите, кто в сказке главное действующее лицо? (главное действующее лицо Гвидон).

По каким признакам вы это определили? (сын, князь, назван богатырём).

О чём свидетельствует имя отчество? (к нему относятся почтительно, с уважением, когда человека называют по имени и отчеству повышается его статус).

А какой он? На что указывают эти эпитеты? (что он прославил себя и что он могущественнее своего отца).

 Какой смысл в том, что у царя указано только имя Салтан? (он не главное действующее лицо, особые признаки в нём не обозначены).

Сделаем вывод,  озвучим опорную таблицу, превратим отражённые   в ней умозаключения в связное монологическое высказывание: на мой взгляд, главное действующее лицо в сказке сын царя Салтана Гвидон.  А.С.Пушкин выделяет его уже в названии: мы узнаём, что он не просто сын, он богатырь, славный и могучий князь. Автор называет его по имени-отчеству, а это уважительное обращение к достойным людям. Даже о царевне Лебеди сказано, что она прекрасна, а о царе только должность, имя и всё. На этом основании я думаю, что мой вывод правильный.

  1. Ассоциативные  картинки

Этот приём можно использовать на различных этапах урока. Он позволяет активизировать мышление за счет переключения работы левого и правого полушарий.

   В  качестве примера: при изучении темы «Понятие о жанрах» термин жанр учащиеся ассоциируют с сосудами, различными по форме, объему и цвету. Например, «фольклор – большая деревянная бочка; «сказка» - расписной глиняный кувшин; «рассказ» - хрустальная ваза. Изображение и пояснение к изображаемому помещается в тетради.

1.3.Опорная схема

Особое значение активизации умственной деятельности учащихся имеют приемы работы с опорной схемой. В течение урока все умственные действия учащихся незаметно перетекают одно в другое, позволяют разворачивать и сворачивать информацию по различным моментам.
Опорная схема – это особая организация теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную проблему.

К примеру, изучая повесть А.Платонова «Юшка», можно работать  со следующей опорной схемой.

     Выясняем, что в сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. И идея повести в том, что любовь порождает добро, а зло не может породить ничего. На доске у нас получилась жизненная формула Юшки: нужно жить, храня в сердце любовь.

Задания учащимся.

     Давайте пофантазируем. Подумайте и скажите, как будет выглядеть сердце Юшки, если его изобразить. Подберите ассоциации. (Учащиеся подбирают ассоциации, у кого-то сердце в виде цветка, у кого-то в виде звёздочки и т.д.)

    Теперь попытаемся подобрать  цвета. (На доске представлены карточки разных цветов, дети обоснованно предлагают цвет, учитель прикрепляет соответствующую карточку в опорную схему, может получиться следующее: любовь к природе – зелёный; любовь к родине – красный; любовь к живому – жёлтый; любовь к людям – оранжевый.)

     Ещё один способ составления и осмысления опорной схемы образа Василисы Прекрасной. Под схемой расставляю разноцветные карточки нескольких цветов и оттенков. Задаю вопросы: «Где здесь Василиса Прекрасная?» Ответ всегда один: дети указывают на красный цвет.
-Почему красная?

-Потому что красивая.

- А еще какая?

     Вторым обычно называют желтый цвет – он ассоциируется с нежностью. Потом – белый (чистая душа) и т.д. Так собирается цветок с разноцветными лепестками – это портрет Василисы в цвете. Совсем иной цветок получается, когда говорим о Кощее: черный (страшный), серый (злой), синий (холодное сердце) и т.д. Все это развивает  заложенное  в ребенке с рождения – способность видеть мир в цвете.

  1. Сочинение-ассоциация

 Следует заметить, что этот вид работы достаточно сложен для детей неподготовленных, а для учеников музыкальных классов доступен и интересен. Ведь помимо развития творческого воображения, такая работа приучает учеников видеть, чувствовать прекрасное, вслушиваться в мир искусства.

   В обычных классах также можно использовать такой вид работы в качестве небольших творческих разминок на уроках развития письменной и устной речи.

Из материалов урока. На уроке  используется  музыка и картины композиторов  и художников. Начать урок можно с вступительных слов о них,  чтобы погрузить детей в мир этих талантливых людей.

    Сначала детям предлагается прослушать, к примеру, сонату. И в зависимости от того, какие ассоциации она у них вызвала, записать слова-ассоциации. А затем ребятам было предложено рассмотреть репродукции картин, написанных к этой сонате, с таким же названием, и дополнить ряд слов уже по репродукциям.

Записанные слова можно прочитать вслух, поделиться мнениями, какие из них наиболее ярко и точно воспроизводят картины моря. И затем учащиеся пишут свои небольшие миниатюры, используя записанные слова.

Раздел 2. Эйдос-конспект как прием активизации познавательной деятельности учащихся

    Немного из философии. «Что вообще такое эйдос? Это некий умопостигаемый образ, умопостигаемый смысл, который мы получаем, когда индуктивно анализируем разные феномены (вещи или процессы) и видим, что там есть момент устойчивости, момент качественной определенности и момент структурности. Мы все это собираем воедино, и на первом этапе перед нами некоторый идеальный образ вещи самой по себе, с однозначно выраженным смыслом /…/   … слово, любое слово, подводит нас к тому, чтобы мы нашли эйдос.

 Есть три момента эйдоса. Первый — структурно-числовой, это схема; каждый эйдос представляет собой некую структуру — как бы мы ее ни понимали. Вторая сторона эйдоса — это топос, что по-гречески значит “место” и еще “некоторая локальная определенность”, и в этом смысле “качество”. То есть, если схема — это количественная структура, то топос — качественная определенность (как правило, простая и однородная),  которая дает нам нечто равное самому себе, некое качество.

И третий момент — это собственно эйдос, т.е. некая логически очерченная цельность качественного и количественного моментов. Вот три грани, в которых дан нам эйдос», - так пишет об эйдосе Александр Доброхотов в книге «Мир как имя».

Образ, обращающий хаос в эстетически значимое понимание,  еще в античной культуре воплощался в идее эйдоса, при помощи эйдос-конспекта возможно более глубокое осмысление художественного произведения и любого явления культуры.

 Эйдос-конспект позволяет осуществить диалог «писатель – читатель», так как в эйдос-конспекте отражается восприятие ученика, его отклик на «сигналы» писателя.

Понятие термина. Что же такое эйдос-конспект? Обратимся к словарям.

Эйдос” - (греч. éidos — вид, образ),

1) термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и «идея») означал «видимое», «то, что видно», «наружность» (Гомер), затем — конкретную явленность, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель).

2) В феноменологии Э. Гуссерля — сущность, в отличие от факта.

Большой энциклопедический словарь www.edic.ru/res

конспект – краткое изложение или краткая запись содержания чего-н.

Ожегов С.И. Словарь русского языка - http:/mega.km.ru/ojigov

Эйдос-конспект - изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного произведения.

Структура эйдос-конспекта.

Эйдос-конспект состоит из 2 частей:

1. темы, цитатного материала, “рождающего” образ - рисунок (схему, сочетание цветов, фотографию), - на лицевой стороне;

2. комментария по теме (развёрнутое рассуждение, дающее толкование своего видения темы и образов в произведении) – на оборотной его стороне.

Виды эйдос-конспектов. По форме их можно разделить на следующие:

- художественные (в основе - рисунок);

- графические (приближенные к опорным схемам-конспектам, но в основе схемы лежат образы);

- цветовые (в основе - цвета);

- ассоциативные (рождающие собственные образы)

- комбинированные (сочетающие в себе разные виды: рисунок и цвет,схему и образы, авторские и читательские образы);

- цифровые (созданные на компьютере).

Таким образом, эйдос-конспект представляет собой сложное целое:

- образный рисунок (возможно, график), состоящий из фигур, цветов, картин, выявившихся ассоциативно в сознании читателя в процессе интерпретирования;

- четкое обоснование каждого элемента высказыванием из текста;

- формулировка названия конспекта как главной мысли, воспринятой и  сформулированной читателем;

 - формулировка вывода, связанного с названием; сочинение-интерпретация текста (рассуждение на основе данного).

Работа с эйдос-конспектами - составляющая комплексного анализа текста художественного произведения. По содержанию эйдос-конспекта можно разделить на несколько групп:

-  отражающие особенности художественного мира писателя;
- раскрывающие тематику, проблематику, идейное содержание, композицию произведения;

  - помогающие анализировать образ – персонаж;
  -передающие роль словесного образа или художественной детали в произведении;

-  проводящие литературные параллели.
Логическая схема уроков с применением  эйдос-конспекта.

Этапы исследования поэтического произведения в школе несколько разнятся с академическим подходом, так как работу проводит не профессиональный лингвист-филолог, а ребенок, который часто затрудняется в понимании идеи произведения в силу малого словарного запаса, небольшого культурного опыта, в результате изобразить логическую схему уроков в рамках данной технологии можно следующим образом:

- чтение произведения, выявление первого эмоционального впечатления,

- постановка проблемы (в старших классах – цели исследования); формирование задач с их последовательным разрешением,

- выявление ключевых слов, фраз, целых эпизодов,

- создание ассоциаций, связанных с ними (часто в цветорешении),

- работа с разными типами словарей,

- постепенное создание эйдос-конспекта и его описания,

- итоговое создание  эйдос-конспекта с целью сделать вывод в диалоге писатель-читатель, показывающее, что текст понят и эмоционально прочувствован, прожит читателем,

- оформление «находок», сделанных в ходе работы с текстом, в письменную работу с целью развития письменной речи учащихся.

Таким образом, эйдос-конспект – это проживание текста на уровне образного восприятия и создание собственной творческой работы на основе данного.

Приемы активизации познавательной деятельности развивают и творческие способности. Работа по созданию эйдос-конспекта развивает понимание художественного мира писателя и поэта, помогает почувствовать символику художника и осознать саму идею произведения, мышление, эстетическую сферу личности, коммуникативные возможности.

М.Каган в книге «Мир общения» пишет, что «при помощи цвета можно изобразить настроение, увидеть художественный текст, интерпретировать литературное произведение.

Чувство  цвета рождается у детей рано и быстро развивается. На уроках литературы широки возможности использования эйдос-конспекта как особого видения художественного текста. Этот вид работы имеет научную основу, так как учеными доказано, что слово и цвет, а также  звук имеют одинаковые возможности воздействия на человека. Эйдос-конспект – индивидуальное видение действительности, выражение чувств, ощущений, вызванных художественным образом литературного произведения».

Раздел 3. Опыт использования эйдос-конспекта на уроках литературы

  1. Об источнике информации

Первое знакомство  с понятием термина «эйдос-конспект» произошло на основе изучений материалов сайта  Томского регионального центра ФИО, (создатель сайта  Н.Ф. Головацкая). Заинтересовавшись содержанием термина и методикой проведения уроков с применением эйдос-конспекта, я решила ввести данный прием в свою практическую  деятельность.

Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке. Так, анализируя текст художественного произведения, можно учить юных читателей выражать свои внутренние переживания в цветовых оттенках, чтобы почувствовать эмоциональное состояние произведения. Это помогает им ярче воспринимать художественные образы и анализировать их. Художественное слово рождает ассоциации, которые трансформируются в символические изображения.

3.2. Применение эйдос-конспекта в практической деятельности педагога

       Каждое художественное произведение, изучаемое в курсе литературы в школе, содержит огромное число нравственных проблем, имеет способность эмоционального воздействия, а значит, может стать источником нравственного, эмоционального и эстетического опыта. Писатель в своем арсенале имеет слово, которое в качестве сигнала воспринимается читателем, но на этом не заканчивается процесс общения с книгой. Диалог писатель- читатель, как и любой диалог, подразумевает общение: слово надо не только услышать, но понять. Когда писатель понят на лексическом уровне, он «ожидает» эмоционального отклика, поэтому важно создать условия для ассоциативной работы. Подобная  работа предполагает собственную интерпретацию прочитанного.

Достоинства работы с эйдос-конспектами (ЭК).

- помогает увидеть образ, созданный художником, глазами учащегося (диалог учителя и ученика);

- позволяет проверить уровень восприятия произведения, а иногда и творчества, так как комментарий к ЭК показывает, насколько глубоко текст понят учеником;

- требует от учащегося самостоятельной работы в выборе тем, образов, учит его исследовательской деятельности;

- развивает творческие способности учащегося, интегрирует разные виды искусства: литературу и живопись;

- для более неподготовленного читателя ЭК, составленный одноклассником, является своего рода помощником при чтении: учит сравнивать разные точки зрения.

     Таким образом,  работа с эйдос-конспектами может считаться немаловажной составной частью урока, быть направленной на развитие творческих способностей учеников, являться одним из способов подготовки одаренных учащихся к исследовательской деятельности. А самое главное, ведется диалог писателя и ученика, прочувствованный, отображенный в совместно рожденных образах.

  1. Системное использование эйдос-конспекта на уроках литературы

     Уроки с применением эйдос-конспекта вводятся в планирование.

Методика проведения урока с применением эйдос-конспекта

В цикл стихотворений  Есенина, изучаемых в курсе  литературы 6 класса, включены  «Разбуди меня завтра рано…» и «Песнь о собаке». Произведения не совсем простые для шестиклассников. Все богатство есенинской поэзии откроется перед учениками только при условии, что она будет воспринята как явление искусства, если стихи вызовут глубокий эмоциональный отклик в душе читателей. Задача педагога – так организовать изучение темы, чтобы реализовать возможности идейно-воспитательного воздействия поэзии на читательское восприятие. Данный урок литературы имеет своей  целью  формирование  понимания  идеи произведения, обучение приемам анализа поэтического текста, интерпретацию его при помощи эйдос-конспекта.

        Из материалов урока по литературе в 7 классе.

«Целая жизнь в поэтическом слове»

Цветообраз в интерпретации поэтического текста

(По стихотворению Есенина «Песнь о собаке»)

Цели.

Обучающая: обучение приемам анализа поэтического текста, интерпретированию поэтического текста при помощи эйдос-конспекта;

Развивающие: развитие речевых умений, навыков рассуждения, образного мышления.

Воспитывающие: воспитание чувства сострадания, сочувствия, жалости и любви к животным; понимание и готовности принять участие в решении  проблемы взаимоотношений человека с окружающим миром.

Обеспечение урока: слайдовая презентация; рисунки детей к стихотворениям Есенина. (Приложение 2)

  1. Вступление к уроку.

 (Слайд 1)

Стихотворение Есенина в исполнении учителя.

  1. Беседа по изученному о Есенине.

 (Слайд 2)

В интерпретации сегодняшнего стихотворения мы будем использовать цветообраз, передадим свое восприятие при помощи эйдос-конспекта.

(Слайд 3)

  1. Анализ (интерпретация) стихотворения.

(Слайд 4)

 Чтение  стихотворения учеником.

Пауза для первичного восприятия

4.   Размышление о прочитанном. Построение цветовой  таблицы.

Строфа

Цвет

Мысли, ощущения

1

Золотой

Яркий

Рыжий

Солнце

Начало

Торжество жизни

2

Теплый

спокойный

Наступление тихого вечера

3

Темный

хмурый

Молчание

Тревога

Страх

4

Белый

Пустота

5

Черный

золотой

Цвет траура

6

Синий

прозрачный

Звонко-пронзительно

Скрылся месяц-погибли щенки

7

Грязно-белый

золотой

Глухо-скорбно

Слезы собаки – золотые звезды

5.  Анализ стихотворения по вопросам.

6.  Составление эйдос-конспекта.

- Применение сложившегося цветообраза для истолкования стихотворения. Воплощение ваши мыслей на бумаге.

(Звучит музыка).

7.  Представление ЭК.

8.  Заключительное слово детей и учителя.

        ЭК сдаются  учителю, каждый получит оценку за урок.

9.  Домашнее задание.

 Слайд 5

C:\Documents and Settings\admin\Мои документы\1.JPG

C:\Documents and Settings\admin\Мои документы\4.JPG

C:\Documents and Settings\admin\Мои документы\3.JPG

Раздел 4. Мониторинг успешности обучения

Одной из основных задач современного образования является разработка таких методов и приемов обучения и воспитания, которые способствовали бы развитию творческого характера мыслительной деятельности учащихся, сохранению поддержки особенностей, интересов, склонностей, способностей каждого ребенка.

Главной концептуальной основой процесса обучения является личностно ориентированный подход. Обучение и воспитание ориентировано на развитие ученика – он выступает в роли исследователя, творца, организатора, роль учителя – советчик, вдохновитель, невидимый руководитель. В случае работы с применением эйдос-конспекта, задача учителя – ставя живую, волнующую проблему,  аккуратно направлять поисковую деятельность  ученика. При исследовании художественного текста ученик сталкивается с проблемой постижения авторской позиции, решить проблему может творческое прочтение произведения.

Заключение. Вывод

     При внимательном изучении  возможностей применения эйдос-конспекта на уроках литературы становится ясно, что  используя данный опыт, можно достичь устойчивых положительных результатов. Очевидно, что данный прием нужно изучать, уметь им владеть и широко использовать на своих предметных уроках.

     Возможности использования данного приема положительны: применение его предполагает создание условий прежде всего становления, воспитания, развития мыслящей творческой личности (суть предмета литература!), в основу технологи  вложен основной принцип нашего урока – принцип гуманизации, ведь каждый отдельно взятый урок литературы несёт в себе уникальные возможности для развития духовности детей наших и их нравственности.

     Какую цель учитель преследует на уроках по своему нежному и одновременно суровому предмету? На уроке литературы учитель несет ответственность за то, чтобы ученик захотел вступить в диалог с книгой, в диалог с писателем, а вступив в этот диалог, проявить себя человеком думающим,  мыслящим, творческим. И пусть школьник  - это не профессиональный лингвист, филолог, исследователь, но он, как говорится, этому учится, он  - личность, которую надо увлечь чтением и творческим подходом к осмыслению текста.

     Эйдос-конспект позволяет осуществить переход к диалогу читатель-писатель, т.к.  в эйдос-конспекте отражается собственное восприятие ученика, его отклик на определенные «сигналы» писателя. Такая работа позволяет развивать познавательные  силы ученика, является ощущением движения вперёд, веры каждого из них в возможность освоения изучаемого предмета.

     Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, сделать первые шаги в творчестве для насыщенной жизни – к этому и стремится учитель в меру своих сил  и возможностей. Если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют,  в конечном счете, наши дети.

     Изучив возможности применения эйдос-конспекта на уроках литературы, установив взаимосвязь между достоинствами работы по составлению эйдос-конспекта и  показателями динамики развития ученика, приходим к подтверждению поставленной в начале исследовательской работы гипотезы:

использование приема эйдос-конспект способствует развитию творческого потенциала учащихся, что в свою очередь позволит:

  • рационально организовать учебный процесс;
  • формировать навыки исследовательской работы;
  • совершенствовать контроль знаний;
  • прививать интерес к изучаемому предмету, повышая качество знаний учащихся;
  • воспитывать эстетические наклонности посредством составления эйдос-конспекта на уроках литературы.

    Исходя из вышесказанного, приходим к выводам:

1.   Эйдос-конспект помогает увидеть образ, созданный художником, глазами учащегося (диалог учителя и ученика).

2. Инновационный прием позволяет проверить уровень восприятия произведения, а иногда и творчества, так как комментарий к ЭК показывает, насколько глубоко текст понят учеником.

3.   Эйдос-конспект требует от учащегося самостоятельной работы в выборе тем, образов, учит его исследовательской деятельности.

4.   Данный прием развивает творческие способности учащегося, интегрирует разные виды искусства: литературу и живопись; учит сравнивать разные точки зрения.

5. Эйдос-конспект является действенным приемом для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.

Литература

  1. Аристова Л.П. Активность учения школьников. М. 1980
  2. Актуальные вопросы формирование интереса в обучении / под ред. Г.И.Щукиной. М., 1984
  3. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.,1974
  4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1971
  5. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи.- М., —  1971.
  6. Доброхотов А.  Мир как имя. —  М., —  1994.
  7. Каган М. Мир общения. – М., - 1993
  8. Каратяев Б.И. Учение - процесс творческий. M., 1980
  9. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. M., 1979
  10. Ларин Б. А. Эстетика слова и языка писателя. —  Л., 1974.
  11. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. —  Л. —  1972
  12. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. M., 1979
  13. С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка. —  М., —  1994.
  14. Секой Л. Продуктивные процессы в обучении и мышлении. Кн.: Психология мышления. M., 1965
  15. Формирование интереса к учению у школьника / под ред. А.К.Маркова. M., 1986
  16. Щукина Д.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. M., 1972

ПРИЛОЖЕНИЕ

Слайдовая презентация к уроку литературы в 7классе

«Целая жизнь в поэтическом слове»

Цветообраз в интерпретации поэтического текста

(по стихотворению Есенина «Песнь о собаке»)

C:\Documents and Settings\admin\Мои документы\Мои рисунки\Новая папка\1.JPG

C:\Documents and Settings\admin\Мои документы\Мои рисунки\Новая папка\2.JPG

C:\Documents and Settings\admin\Мои документы\Мои рисунки\Новая папка\3.JPG

C:\Documents and Settings\admin\Мои документы\Мои рисунки\Новая папка\4.JPG

C:\Documents and Settings\admin\Мои документы\Мои рисунки\Новая папка\5.JPG