Рабочие программы

Данная страница содержит рабочие программы по предметам история, обществознание и правововедение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ Тасеевской средней общеобразовательной школы №1

Павшок В.Л.

__________________

№ ____ «____» _____200 _ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учитель Крюковских Галина Михайловна

Предмет           обществознание

Класс                 11

Образовательная область    обществознание

Методическое объединение  учителей истории и географии

Рассмотрено на заседании

МО

«____» ____________ 200__ г.

                                                                                                             Руководитель МО

                                                                                                             _________________________


Программа:

Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.В. Иванова и др. «Обществознание. 10 -11 классы» Базовый уровень- Москва, Просвещение, 2007

Учебник

Автор  Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев

Название  Обществознание. 10 класс; Обществознание .11 класс

Издательство, год издания    Москва, просвещение, 2006; Москва, Просвещение, 2009

Количество часов в неделю:

  1. по программе: ___140________

  1. по учебному плану школы: __136______
  2. практические работы________7_______

                                                                  (количество часов)

                                                                                     

 

  1. контрольные работы: ________8_______

                                                                     (количество часов)


Пояснительная записка

Содержание среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  3. освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
  4. овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  5. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Опыт познавательной и практической деятельности:

  1. работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  2. критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  3. решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  4. анализ современных общественных явлений и событий;
  5. освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
  6. применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;

-        аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

-         написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе:  в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Рабочая  программа  разработана на основе  авторской программы  «Обществознание» для 10-11 классов базового уровня под редакцией Л.Н.Боголюбова, рассчитана на 140 учебных часов. Распределение часов учебного времени в рабочей программе :

         34 учебные недели  2 часа в неделю = 68 часов в год

          1  полугодие  —  16 недель -32 урока

          2 полугодие  —  18 недель -  36 уроков

предмет

класс

Количество часов учебного времени

резерв

обществознание

10 класс

64 часа

4 часов

обществознание

11 класс

62 часа

6 часов

Резерв учебного времени предполагается использовать для организации самостоятельных и/или практических работ, для проведения уроков повторения  изученного материала, не предусмотренных авторской  программой, изменений в содержание не вносится.

                                                             Распределение учебного материала в 10 кл.

Наименование раздела

Количество часов

1

Общество  

4

2

Человек

12

3

Духовная культура

8

4

Экономическая сфера

4                

5

Социальная сфера

14

6

Политическая сфера  

                        12

7

Право как особая система норм

10

Наименование раздела

Количество часов

1

Экономика          

29

2

Проблемы социально-политического развития        

15

3

Правовое регулирование общественных отношений

19                        

Распределение учебного материала в 11 кл.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  1. биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  2. тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  3. необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  4. особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  1. характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  2. анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  3. объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  4. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  5. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  6. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  7. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  8. подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  9. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1.  успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  2. совершенствования собственной познавательной деятельности;
  3. критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  4. решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  5. ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  6. предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
  7. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                      
  8. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  9. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


Календарно-тематическое планирование

Тема, раздел

кол-во

часов

№ урока

Тема урока

Основные понятия

Формы работы и способы деятельности

контроль

примечание

Общество

2

Общество и природа

Общество, общественные отношения, культура, социальные институты

Общество как сложная динамичная система

Человек

12

Природа человека

Смысл жизни

В чем смысл жизни?

дискуссия

Человек как духовное существо

Духовные ориентиры, идеал, патриотизм, гражданственность, мировоззрение

Мировоззрение и ценностные ориентиры

практикум

Деятельность как способ существования

Деятельность, цель, мотив, убеждения, ценности, сознание, игра, труд, учение, творчество

Многообразие деятельности

тест

Познание и знание

Знание, познание, мышление, понятие, суждение, восприятие, умозаключение, истина

Истина и ее критерии

Многообразие форм человеческого знания

тест

Человек в системе социальных связей

Личность, нравы, обычаи, самосознание, самореализация,

Личность и факторы влияния

Социальное поведение

Повторение

1

 «Общество и человек»

Контрольная работа

Духовная культура

8

Духовная жизнь общества

Духовная сфера, диалог и виды культур, культурология, СМИ

Формы и разновидности культуры

Наука и образование

НТП

Мораль и ее категории

Мораль, религия

Религия и ее роль в жизни общества

презентации

Искусство и духовная жизнь

Искусство, виды искусства, жанр

лекция

Искусство: формы и основные направления

презентации

Тенденции духовной жизни современной России

дискуссия

Экономическая сфера

2

Экономика как подсистема общества

Экономика, уровень жизни

лекция

Экономическая культура

Социальные нормы, виды

14

Социальная структура

Социальное равенство, социальная группа, стратификация, мобильность, социальные интересы

Неравенство и социальная стратификация

Многообразие социальных групп

практикум

Социальные отношения и взаимодействия

Социальный конфликт

Стадии конфликта

Социальные аспекты труда

тест

Социальные нормы

Социальные нормы, социальный контроль, отклоняющееся поведение, преступность

Девиантное поведение  и социальный контроль

Многообразие социальных норм

практикум

Национальные отношения

Этнические общности

презентации

Национальная политика и межнациональные конфликты

Национальное самосознание, национализм

дискуссия

Семья как социальный институт

Семья, брак

Молодежь в современном мире

Молодежная субкультура

Урок- диспут

Повторение

1

«Социальная сфера»

Контрольная работа

Политическая сфера

13

Политика и общество

Политика, власть , политическая партия, многопартийность, избирательная система, политические институты, политическая система, политические отношения, форма государства, политический режим, признаки правового государства, гражданское общество, местное самоуправление, референдум, выборы, политическое участие, политическая культура

Политические институты и отношения

Структура и функции политической системы

Государство в политической системе

Форма государства

практикум

Политическая жизнь современной России  

дискуссия

Гражданское общество и правовое государство

Международные документы о правах человека

тест

СМИ и их роль в политической жизни

дискуссия

Выборы и политические партии

Урок- игра

Избирательные системы

практикум

Многопартийность  и Россия

презентации

Участие граждан в политической жизни

диспут

Повторение

1

Политическая сфера

Контрольная работа

Право

12

Право в системе социальных норм

Система права, источники права, мораль, норма права, отрасль права, институт права, НПА, Конституция, правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность, судебная защита, дееспособность, правоспособность, правосознание, правомерное поведение, правовая культура

Система права: отрасли и институты

Источники права

Конституция в иерархии нормативных актов

Законотворческий процесс

практикум

Правоотношения и правонарушения

Виды юридической ответственности

Современное российское законодательство

тест

Современное российское законодательство

Решение познавательных задач «Человек и право»

Предпосылки правомерного поведения

Правосознание и правовая культура

повторение

1

Право как особая система норм

Контрольная работа

Итоговое повторение

1

Человек и сферы  жизни общества

1

Итоговая контрольная работа

11 класс- 68 часов

Тема, раздел

кол-во

часов

№ урока

Тема урока

Основные понятия

Формы работы и способы деятельности

контроль

примечание

Экономика

29

1

Экономика и экономическая наука

Экономика, макроэкономика, микроэкономика

2

Экономическая деятельность. Понятие ВВП

Обмен, производительность

3

Факторы экономического роста

Труд, земля, капитал

4

Рынок и рыночные структуры

Рынок, факторные доходы, налоги, издержки, предпринимательство, маркетинг, менеджмент, государственный бюджет, безработица,  конкуренция, сбережения, страхование, инфляция,

практикум

Стр 29, зад 2,3,4

5

Спрос и предложение

6

Роль фирм в экономике

Стр40-41, документ

7

Факторы производства и факторные доходы

8

Постоянные и переменные издержки. Налоги фирмы

тест

Стр54 зад1,3

9

Бизнес в экономике

10

Формы предпринимательской деятельности

Стр66 зад1

11

Источники финансирования бизнеса

П6 стр67-70

12

Как открыть свое дело

практикум

Стр67-70

13

Менеджмент и маркетинг

Стр77,документ

14

Роль государства в экономике

П7 стр78-82,стр90 зад1

15

Госбюджет. Государственный долг

П7

16

Защита конкуренции и антимонопольное законодательство

17

Банковская система.

Стр92-96 зад1

18

Финансовые институты

П 8,зад1,опорная схема

19

Виды, причины и последствия инфляции

П 8

20

Рынок труда

тест

П9

21

Безработица: причины и экономические последствия

П9 таблица,зад7

22

Государственная политика в области занятости

дискуссия

П9 сообщение

23

Мировая экономика

П 10 вопросы 1,2

24

Государственная политика в области международной торговли

П 10 зад 1,2

25

Экономика потребителя и

П 11, творч зад.

26

Экономика производителя

Творческая работа «Доходы и расходы семьи»

П 11 документ

27

Сбережение, страхование.

Стр 137 зад4

28

Защита прав потребителя

Стр 138-139

29

Проблемы экономического развития

Контрольная работа

Социально-политическое развитие общества

15

30

Свобода и необходимость в человеческой деятельнотси

Религия, секта, терроризм, политическая идеология, политическая культура, политический лидер, политическое участие

П12 зад3

31

Общественное и индивидуальное сознание

П 13,стр 157,документ

32

Политическое сознание

П 14

33

Консультация «Человек и экономика»

34

Многообразие форм политического поведения

дискуссия

П 15 стр180 документ

35

Современный терроризм и его опасность

Стр 177- 178

36

Роль СМИ в политической жизни

дискуссия

Стр 168-169

37

Политическая элита и современная Россия

П 16 стр 1882-185

38

Политическое лидерство

П 16 стр185-188 документ

39

Типология лидерства

диспут

Стр188-190 стр193 зад3,4

40

Религиозные объединения и организации

П 18 зад1

41

Опасность тоталитарных сект

П18 стр210 документ

42

Демографическая ситуация

П 17 стр200 документ

43

Проблема неполных семей

П1 17 зад 1,3

44

Проблемы социального политического развития

Контрольная работа

Стр 217 вопросы

Правовое регулирование общественных отношений

19

45

Развитие норм естественного права

Право, отрасли права, гражданство, законотворческий процесс, процессуальное право, правовые отношения, социальное обеспечение, судопроизводство

П19 зад1

46

Законотворческий процесс в РФ

Стр224-226

47

Гражданство в РФ

Стр228-230, документ

48

Права и обязанности граждан РФ

П20  зад 238

49

Экологическое право и способы защиты

П21, опорный конспект

50

Гражданское право. Наследование

П22 стр260 документ

51

Способы защиты имущественных и неимущественных прав

практикум

Стр258-260 зад1,2

52

Семенное право. Правовое регулирование отношений супругов

П23 стр 272-документ

53

Занятость и  трудоустройство

тест

П24 стр284 документ, задания1,2

54

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

Стр279 вопросы5,6

55

Споры и порядок их рассмотрения

56

Гражданский процесс

Стр288- 296, зад3

57

Административный процесс

П27 вопросы1-5

58

Уголовный процесс

П26 , зад 1-4

59

Конституционное судопроизводство

тест

Стр314-317зад3

60

Международное гуманитарное право

61

Международная защита прав человека

П28

62

Решение познавательных задач «Отрасли права»

практикум

Стр331-332

63

Проблемы правового регулирования отношений

Итоговая контрольная работа

Повторение

4

64

Особенности современного мира Глобальные проблемы современности

дискуссия

П29

65

Человек и экономика

Стр345-346

66

Проблемы социально-политической жизни

Стр346-347

67

Человек и закон

Практикум по решению задач

Стр348-349

1

68

Итоговая контрольная работа



КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

«Общество и человек»

1

2

«Социальная сфера»

1

3

Политическая сфера

1

4

Право как особая система норм

1

5

Итоговая контрольная работа

1

6

Проблемы экономического развития 11класс

1

7

Проблемы социального политического развития 11класс

1

8

Итоговая контрольная работа 11класс

1

ИТОГО           8                                          

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Многообразие социальных групп

1

2

Форма государства

1

3

Избирательные системы

1

4

Законотворческий процесс

1

5

Как открыть свое дело 11класс

1

6

Способы защиты имущественных и неимущественных прав  11 класс

1

7

Решение познавательных задач «Отрасли права» 11класс

1

ИТОГО      7                    


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Обществознание. Пособие-репетитор.- Ростов –на –Дону, 2008

2. Справочник школьника. Обществознание – Москва, 2003

3. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 класса в 2 частях- Москва, 2007

4. Обществознание в таблицах 10-11 класс- Москва, 2005

5. Словарь исторических и общественно-политических терминов- Москва,2005

6.Захарова Е.Н. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество» - Москва, 1999

7. Варывдин А.А. Основы права. Альбом схем, таблиц, определений.- Москва,1999

8. Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. Книга для учителя.- Москва,2007

9.Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь.- Москва,2004