Статья: Урок литературного чтения - это творчество.

 

Статья: « Урок литературного чтения это творчество».

(из опыта работы)

   Одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к чтению художественной литературы и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.

     Так как же возбудить интерес к чтению?

     Главная задача учителя, на мой взгляд – сделать так, чтобы каждый урок литературного чтения удовлетворял стремление ребенка к творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность.

     Чтобы добиться хороших результатов, я использую различные упражнения. Так в начале урока подходят упражнения:

     - на релаксацию;

     - упражнения на концентрацию внимания;

     В течение всего урока работаю над  развитием навыков чтения, также используя различные упражнения:

     - чтение про себя;

     - чтение вслух;

     - жужжащее чтение;

     - « Прыжки» (чтение через слово);

     - «Ловушка» (с заменой слов, ищут замену);

     - чтение одного предложения с разной интонацией;

     - чтение по ролям;

     - работа над художественными средствами поэтической речи (сравнения, метафоры, олицетворения);

     Основная задача урока не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного содержания прочитанного. На первый план выходит формирование художественного мышления. В течение урока работа ведется над развитием речи и творческого воображения.

     Использую упражнения для понимания смысла текста:

     - работа над лексическим значением слова;

     - определение темы, главной мысли;

     - рисование иллюстрации;

     - выборочное чтение;

     - подбор пословиц и поговорок;

     Одной из форм, способствующих развитию логического мышления и творческих возможностей учащихся, воспитывающих интерес к учебному материалу, является урок с элементами занимательности. Самый серьезный труд должен быть для ученика занимательным.

     Занимательность одинаково действенна для всех категорий учащихся, но в отношении к деятельности слабоуспевающих она имеет особый смысл. Дети, ощущающие трудности в обучении, особенно откликаются на занимательность, что дает выход эмоции. Разнообразие занимательных форм обучения (игры, состязания, конкурсы, загадки и др.) создает положительный эмоциональный фон для учебной деятельности.

     Вводить элементы занимательности необходимо с самых первых уроков. Показываю рисунки, а дети называют сказку, говоря, народная она или литературная, кто ее написал. Можно немножко усложнить эту игру, предложив назвать не только автора и название сказки, но и рассказать  изображенный на рисунке момент, пересказать отрывок.

     Важным условием творческой деятельности является чувство новизны, удивления. Поэтому уроки лучше начинать с чего-то необычного для детей.

     Показываю учащимся мешочек и спрашиваю: «Посмотрите, чей это мешочек?» Класс молчит, тогда предлагаю детям проверить, что в нем лежит, начинаю вынимать из него «потерянные предметы» и предлагаю вспомнить учащимся героев, которым эти вещи принадлежат. Вспомнить название сказки или произведения, где можно встретиться с этими героями. Задание можно усложнить, определив вид сказки (сказка о животных, бытовая, волшебная).

     Когда учащиеся познакомились с видами сказок, проводится игра «Кто в какой сказке живет». Для этой игры используются рисунки детей. Это изображения предметов быта, изображение птиц, зверей, «волшебных зверей». Увидев рисунок учащиеся называют сказку и ее вид.

     Эти игры помогают учащимся постичь красоту и выразительность русской речи.

     Что же такое творчество? Это воплощение индивидуальности, это возможность выразить свое отношение к миру. Нужно как можно чаще давать детям возможность стать автором художественных произведений, сказок, высказываний. Учащиеся любят рисовать иллюстрации к произведениям. Поэтому надо давать детям не просто нарисовать рисунок, а изобразить ситуацию, в которой мог бы оказаться герой, что он мог видеть. Такие иллюстрации должны обязательно защищаться.

    Оценивая творческие работы детей надо помнить, что  оценка может сформировать у детей завышенную или заниженную самооценку. И на начальном этапе надо очень бережно относиться к тому, что создает ребенок.

     Когда уроки литературного чтения станут для детей источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, то проблема интереса к предмету отпадет сама собой.  Формирования навыков чтения, литературной деятельности и творчества позволяет повысить  интерес, а так же качество обучения  чтению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otpravit.docx39.87 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в начальной школе.

Игра «Брейн-ринг».

Подготовила учитель начальных классов

Алексеева Маргарита Рудольфовна

    Класс делится на три команды, каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана. Команды сидят за своими столами в максимальном удалении друг от друга, у каждого чистый лист бумаги и ручка; у капитана еще и флажок, который он поднимает если команда знает правильный ответ. Ведущий сидит за отдельным столом, на котором стоит барабан с 25 секторами и лежит 21 конверт с вопросами. Капитан каждой каманды поочередно крутит барабан ( на барабане 21 сектор – это номера вопросов и 4 сектора – это музыкальные паузы). Команда, которой достается музыкальная пауза, должна показать какой-нибудь номер  (стихотворение, песня, танец, сценка), потом вращает барабан повторно. Ведущий берет конверт с выпавшим номером и зачитывает вопрос. На обдумывание ответа дается одна минута. Команда, знающая правильный ответ поднимает флажок. Если ответ неправильный, то двум остальным командам дается дополнительное время, одна минута. За каждый правильный ответ команда получает очки.

Вопросы:

  1. (2 очка) Кто так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала эльфов, и я стал видеть все злым и безобразным».

       Ответ: Кай, герой сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева».

  1. (1-2 очка) Назовите автора и название сказки, отрывок из которого вы сейчас услышите?  «Появился на птичьем дворе маленький птенец-утенок , и до того он был безобразный, с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью».

Ответ: Сказка Х.К.Андерсена «Гадкий утенок».

  1. (2 очка) Внимание! «Черный ящик». В одной из сказок этот предмет использовал очень храбрый портной до совершения своего подвига – «семерых одним ударом». В другой сказке этот предмет использовали, чтобы убить страшного злодея. Какой предмет лежит в черном ящике?

Ответ: Игла.

  1. (1 очко) В какой сказке девочка идет в лес зимой за цветами?

Ответ: «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак.

  1. (1 очко) Внимание!  «Черный ящик». С помощью этого предмета главный герой нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. Какой предмет лежит в черном ящике?

Ответ: Стрела.

  1. (2 очка) Из какой сказки эти слова ?

«Ночь настала,

Месяц всходит,

Поле все Иван обходит,

Озираючись кругом,

И садится под кустом,

Звезды на небе считает

И краюшку уплетает».

Ответ: «Конек-горбунок».

  1. (1 очко) Внимание! Поднос с шапочкой красного цвета, корзиной, букетом цветов.

Ответ: сказка «Красная шапочка» Ш.Перро.

  1. (1-3 очка) Каким очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? Как звали этого героя и как называется эта сказка?

Ответ: Печка, Емеля, сказка «По щучьему велению».

  1. (1-3 очка) Внимание! «Черный ящик». В этом ящике находится вещь, которая имеется в каждой квартире, именно ее проглотил крокодил в одной сказке. Что это за вещь, в какой сказке это произошло и кто автор сказки?

Ответ: Мочалка, сказка «Мойдодыр», автор К.Чуковский.

  1. (2 очка) Какие слова надо было сказать, чтобы цветик-семицветик исполнил желание?

Ответ: Лети-лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по моему вели.

  1. (1 очко) Внимание! Поднос с луковицей, помидором, лимоном.

В какой сказке эти овощи оживают?

Ответ: сказка «Приключения Чипполино» Д.Родари.

  1. (1 очко) Оком идет речь в этих стихах?

«Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку.

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла,

Кто мастерица эта была?».

Ответ: Василиса Премудрая.

  1. (1 очко) Внимание! «Черный ящик». Здесь находится игрушка – главный герой книги и                            мультфильма, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. Какая игрушка лежит в черном ящике?

Ответ: игрушка «Чебурашка».

  1. (2 очка) Эта девочка пришла из сказки Андерсена. Ее имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как ее зовут?

Ответ: Дюймовочка.

  1. (1-6 очка) Какие животные в сказке К.Чуковского «Доктор Айболит» имели клички: Кики, Авва, Хрю Хрю, Карудо, Бумба, Чичи?

Ответ: утка, собака, свинка, попугай, сова, обезьянка.

  1. (1-2 очка) Внимание! «Черный ящик». Этот предмет лежал в ранце ученика, всем известного озорника, который столкнул двух учениц прямо в грязь, над косичками смеясь. Что это за предмет и из какой сказки?

Ответ: Дневник с двойками, сказка «Дядя Степа».

  1. (1-3 очка) Назовите экипаж яхты «Беда».

Ответ: капитан Христафор Врунгель, помощник капитана Лом, матрос Фукс.

  1. (1-3 очка) Что хотели попросить у Великого Гудвина Страшила, Дровосек, Лев?

Ответ: мозги, сердце, смелость.

  1. (2 очка) Кто помогал сдавать экзамен по географии ученику 6 «б» класса Вольке Костылькову?

Ответ: старик Хоттабыч.

  1. (1-3 очка) Внимание! Поднос с пружиной, пластилином и куском дерева.

Как звали трех игрушечных мальчиков, сделанных из этих предметов?

Ответ: Непоседа, Мякиш, Нетак.

  1. Кто ничего не знает, а его все знают?

Ответ: Незнайка.

             

Урок Литературного чтения во 2 классе.

Тема:  Г. Скребицкий  "Жаворонок". Закличка.

       Учитель высшей категории ГОУ школы №444 Алексеева Маргарита Рудольфовна

Основные задачи: познакомить учащихся с содержанием Г.Скребицкого "Жаворонок"; формировать слуховое восприятие художественного произведения; расширить читательский кругозор; развитие уровня владения определенной системой навыков и умений работать с книгой; воспитание эмоционольно-эстетического восприятия художественного произведения творческой деятельности.

Оборудование урока: учебник Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова "Литературное чтение" 2 класс, музыкальное оформление, конверты с заданиями, лист бумаги.

Оформление доски: тема урока, эпиграф, модель обложки произведения (заменитель жанра).                    

                                                                        Ход урока.

1. Организационный момент.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

2. Проверка домашнего задания.

- Вспомните, какой раздел изучаем?

- Как называют весну поэты и писатели в своих произведениях?

- Какие пословицы о весне знаете?

- Сейчас вы будите работать в парах. Откройте конверт №1 и составьте пословицу из данных слов. (У каждой колонки своя пословица).

"Вода с гор потекла, весну принесла"

"Март с водой, апрель с травой"

"Весенний день год кормит"

- Как понимаете смысл пословицы? Молодцы.

- А сейчас я предлагаю вам предлагаю узнать произведение по прочитанному отрывку. Назовите автора и заглавие.

"С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо»     (А.Чехов "Весной")

"Не сразу она взялась за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?"

                                                                                              (Г.Скребицкий "Весна-художник")

- Молодцы! А сегодня вы приготовили для урока выразительное чтение стихотворения, а кто-то и выучил его наизусть. (2 ученика - выразительное чтение, 1 - наизусть)

3. Знакомство с новым произведением.

- Предлагаю вам послушать музыкальное произведение. (Звучит отрывок Чайковского "Песня жаворонка")

- Закройте глаза, прислушайтесь к музыке, к себе.

- Что рождает в вашем воображении звуки мелодии. Что вы увидели, услышали, почувствовали?

- Встаньте и покажите это. Спасибо, садитесь.

- Какое настроение вызвал у вас этот музыкальный отрывок?

- Какие вы молодцы! Как точно вы угадали. Это музыка весны П.И.Чайковского из цикла «Времена года» Март. «Песня жаворонка». Светлая, прозрачная картина передается мелодией, как будто мы слышим птичье щебетанье, звуки капели. Композитор показывает не просто музыкальный пейзаж, а те настроения и чувства, которые рождает в человеческой душе картина весеннего пробуждения природы.

- Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы будем говорить о весне, птицах.

- Эпиграфом к сегодняшнему разговору являются строки М.И.Исаковского, прочитаем хором:

«Весна, весна кругом живет и дышит,

  Весна, весна шумит со всех сторон!»

- Тема нашего урока Георгий Скребицкий «Жаворонок». Закличка.

- А теперь мы сравним музыкальное произведение и следующие строки.

Чтение учителем текста Г.Скребицкого.

4. Определение жанра и темы произведения.

- Понравилось ли вам это произведение? Чем?

- Что вы услышали?

- Посмотрите на модель обложки и скажите, подходит ли она к прослушанному

Г. Скребицкий

«Жаворонок»

произведению?

                                                                       

- Какой же жанр произведения? А тема?

5. Работа с текстом.

-Прочитайте 1 абзац (жужжащее чтение).

- Как описывает автор восход? Прочитайте.

- Прочитайте 2 абзац. (про себя)

-Найдите и прочитайте,  как появляется жаворонок?

Показ слайда жаворонка.

6. Работа в тетради с печатной основой.

Работа  в тетради на с. 67 под руководством учителя.

7. Литературно-творческая работа.

-  Закройте глаза. ( Звучит голос полевого жаворонка).

- Представьте солнечный день. По бледно-голубому небу плывут облака, напоминающие маленьких барашков. Воздух прозрачный, чистый.  Над широкими прогалинами раздается заздравный гимн весне. В чистейшей лазури, облитой ярким светом, высоко повис жаворонок. Прислушайтесь… Самого солиста не сразу заметишь, а песнь его так звонка и переливчата, что невольно заслушаешься. В этой песне восхваление тепла и пробуждения природы, что-то светлое и радостное, чего словами передать нельзя.

- Представили?

- Не отвечайте, а попробуйте нарисовать, что вы увидели.

Показ рисунков детей. Вывешиваются на доску.

- С каким произведением познакомились?

- Кто написал его?

- О чем пишет Г.Скребицкий?

8. Работа с закличкой.

- Птицы в народе олицетворяли весну, встреча весны часто сопровождалась выпечкой из муки ритуального печенья в виде птиц – «жаворонков», которые несли в себе знак возвращающегося тепла, наступления весны, солнца. Ими угощали друг друга. Все говорили: «
Жаворонки прилетели! Весна, весна пришла!»

- Откройте конверт №3. ( в конверте жаворонок-оригами). Нам надо доделать носик у жаворонка.

- Теперь у нас есть жаворонок. В старину пели песни-заклички. И мы можем тоже спеть.

- А какие заклички мы с вами уже пели? Кого встречали?

- Правильно весну. А сегодня мы будем встречать птиц, но для этого надо придумать заклички. Подумайте, что можно попросить у птиц.

- Откройте конверт №3. (дети работают в парах, на листах есть начало заклички, им надо закончить ее).

Жаворонки прилетите,

Студену зиму унесите,

.    .    .

Жаворонки,жаворонки,

Прилетайте к нам,

.   .   .

Жаворонки прилетите,

Красну Весну …

.   .   .

    Чтение детьми закличек.

- Молодцы. Теперь обязательно наступит весна.

9. Домашнее задание.

Выразительное чтение произведения (слабые дети).

Наизусть понравившийся отрывок (сильные ).

10. Итог урока.

- Урок подошел к концу. Мы постарались раскрыть тему весны. И я хочу, чтобы сегодняшние весенние голоса подобно музыке наполнили вас радостью, бодростью, надеждой.

- Откройте конверт №4 . Там оценки. Подумайте, как вы сегодня работали и возьмите ту оценку, которую считаете, заслужили. Вложите в дневник. Спасибо за сотрудничество.

Разработка урока «Математика. 1 класс»

Подготовила учитель начальных классов

Алексеева Маргарита Рудольфовна

Тема урока: Повторение изученного.

Цели урока:

продолжить работу над решением задач;

 совершенствовать вычислительные навыки учащихся;

 формировать математическую речь;

 развивать умение коллективной работы, взаимовыручку;

 развивать интерес к предмету.

Оборудование: карточки, солнце с лучиками на доске (на лучиках записаны задания), учебник.

Ход урока.

I.Организационный момент.        

- Ребята! Готовы к уроку? ( Да!)

  На вас надеюсь я , друзья.

  Мы хороший дружный класс.

  Всё получится у нас!

- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что  уже знаем.

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

II. Повторение и закрепление пройденного.

1. Решение логических задач.

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, смекать!

-  У девочки было 5 орехов. Один она отдала брату, и у них стало орехов поровну. Сколько орехов было у брата вначале?

-  Тройка лошадей пробежала 5 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

-  Сколько хвостиков у четырех щенят?

-   Назови второй день недели.

-  Сколько месяцев длится весна?

-  Что лишнее: ручка, отрезок, карандаш?

- Чего больше на лугу: цветов или ромашек?

- Что общего у снега и одеяла?

III. Устный счет.

- Солнышко радо встрече с Вами и посылает на своих лучиках приветики-задания.

1-ый лучик – индивидуальная работа

2 ученика – у доски (задания на карточках)

2-ой лучик – устный счет (дети записывают ответы у себя в тетрадях). 1 ребенок у доски.

- найдите сумму 5 и 4

- на сколько 12 больше 3

- найдите разность 15 и 5

- 6 увеличьте на 5

- 11 уменьшите на 4

- 5 ворон на ветку сели,

К ним еще 3 прилетели.

Дима бабушке кричит:

«Сколько птичек там сидит?».

- Ежик по грибы пошел,

8 рыжиков нашел.

2 из них сложил в корзину,

 Остальные все – на спину.

Сколько рыжиков несешь на спине,

Колючий еж ?

Проверка .

3-ий лучик - Физминутка

Сначала буду маленьким,

К коленочкам  прижмусь,

А потом я вырасту,

До лампы дотянусь!

Ребята под слова делают движения.

4-ый лучик – учебник стр. 73 №3

1 ребенок у доски решает задачу с объяснением. Остальные в тетради.

- О ком говорится в задаче? (о Крокодиле).

-  В каком произведении Крокодил проглотил солнце? Кто написал ?  («Краденое солнце» К.Чуковский).

Крокодил увидел у Вас на партах карточки. И предлагает Вам поработать парами.

 На корточках:

15, 13, 4, 12, 10, 17

- Какое число лишнее и почему?

- Что надо сделать, чтобы из однозначного числа сделать двузначное?

- Расположите эти числа в порядке убывания.

Проверка.

5-ый лучик – Самостоятельная работа.

Учебник стр. 73 № 6.

Самопроверка.

VΙ. Рефлексия

- Кому на уроке было комфортно, получили удовлетворение от работы, предлагаю поднять карточку с солнышком.

- Тем ребятам, кто чувствовал себя немного неуверенно, кому надо еще немного поупражняться, предлагаю поднять карточку с солнышком за облаком.

Разработка урока «Русский язык. 2 класс».

Подготовила учитель начальных классов

Алексеева Маргарита Рудольфовна

Тема: « Правописание предлогов и приставок. Закрепление».

Задачи урока:

  1. Развитие умения различать предлоги и приставки, правильно писать их.
  2. Развитие орфографической зоркости, умение разбирать предложение по членам предложения, умение устанавливать связь слов в предложении по вопросам.
  3. Развитие умения писать приставки слитно и графически верно.

Ход урока:

  1. Минутка чистописания.

Мм Мм

  1. Словарная работа.

1). Индивидуальная работа:

Карточка № 1 (минимальный уровень)

Записать предложения, подчеркнуть предлоги, выделить приставки.

     (С) катился колобок (с) окошка (на) завалинку. (По) катился он (по) дорожке. (По) шли грибники (по) грибы, а (на) пали (на) ягоды.

Карточка № 2 (общий уровень)

Напишите без скобок, вставьте пропущенные в словах буквы:

     (По) казаться (на) г…р…зонте, (при) плыть (к) берегу, (со) браться (в) д…рогу, (при) годиться (в) х…зяйстве, (за) платить (за) п…ртрет.

Карточка № 3 (продвинутый уровень)

Подчеркнуть в словах приставки. Составить с любым словом предложение, используя предлоги:

     Списать, срыв, стена, смена, срубить, стол, сберегать, свитст, светить, сшить, смотреть, смастерить.

2) Фронтальная работа.

А) Отгадать загадки:

- « Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены»    (береза);

- « Я капелька лета на тоненькой ножке. Плетут для меня кузовки и лукошки»   (земляника);

- « Орех в земле, листья на земле»  (картофель);

- « Красная матрешка, беленькое сердечко»   (малина)

 -  Что общего между словами, которые вы записали?

-  Составьте с любым словом предложение, используя предлоги.

Б) Записать слова, пояснить все орфограммы:

Листья, дрозд, лопата, пружина, уздечка, льдина, пастух, изъян, перрон.

  1. Работа над предложением. Самостоятельная работа.

Запись предложения под диктовку, выполнить задание на оценку:

«4» -  записать предложение, подчеркнуть главные члены, определить части речи, подчеркнуть приставки и предлоги;

«5»  -  записать предложение, подчеркнуть главные члены и второстепенные члены, определить части речи, выписать пары слов, составит схему предложения, подчеркнуть приставки и предлоги.

                                 В цветах заблестели капельки росы.

  1. Обобщение знаний о приставках и предлогах.

1.Минимальный уровень:

- дать определение приставки;

- дать определение предлога, привести примеры.

2. Общий уровень:

- дать определение приставки и предлога;

- составить сравнительную характеристику по вопросам: Что такое предлог?  Что такое приставка?  Как пишется предлог со словом?  Как пишется приставка со словом?  Перед какими словами предлог никогда не стоит?  Можно ли вставить слово или вопрос между предлогом и словом?  А между приставкой и корнем?

3. Продвинутый уровень:

- самостоятельно дать сравнительную характеристику приставки и предлога:

              Предлог                                                                   Приставка

а) Слово                                                           а) Часть слова

б) Пишется раздельно со словом                   б) Пишется слитно

в) никогда не стоит перед глаголами            в) Употребляется со словами, отвечающими на

                                                                               на разные вопросы

г) Между предлогом и словом можно           г) Между приставкой и корнем вопроса

 вставить вопрос или другое слово                    вставить нельзя

4)Практические задания:

- Образовать слово с корнем и приставкой. Составить предложение с этим словом и употребить предлог:

     Корень                                      приставка                                       предлог

     -кат-                                               с                                                       с

    - бег-                                              по                                                     по

     -лет-                                               в                                                      в

- Игра «Не подведи свой ряд»:  Подчеркните в словах приставку, докажите, что это приставка:

                      долить                       подводный                          отпилить

                      долина                       подвижный                         отопление

                      дождаться                 подарок                               освободить

                      дождливый               подушка                              осинник

- Работа по учебнику. Упражнение № 315. При проверке учащиеся доказывают, где предлог, а где приставка.

5. Подведение итогов урока.

- Что общего между приставкой и предлогом?

- Чем отличаются приставка от предлога?

- С какой частью речи не бывает предлогов?

6. Домашнее задание.

Упражнение № 312.

Разработка внеклассного урока в начальной школе.

Подготовила учитель начальных классов

Алексеева Маргарита Рудольфовна

Тема: «Игры со словами»

Цели:

- учить детей рассуждать

- развивать речь, творческое мышление, интеллект

  1. Игра на внимание «мальчики или девочки?

Учитель читает строчки стихотворения, которое дети должны заканчивать.

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только . . .

Болты, шурупы, шестеренки

Найдешь в кармане у . . .

Коньки на льдину чертили стрелочки,

Весь день в хоккей играли . . .

Болтали час без передышки

В цветастых платьицах . . .

При всех померяться силенкой

Не прочь всегда одни . . .

Боятся темноты трусишки –

Все как одни . . .

При этом нужно быть внимательными, чтобы не попасть в «ловушку»: если говорить «в рифму», получается несоответствие содержанию

  1. Упражнение «Имена в словах»

     Учитель открывает на доске слова, из которых «убежали» имена, и предлагает их восстановить, вставив соответствующие имена.

Примеры слов:

С…р, п…рник, п…т, ав…т, …шка, ж…ф, ав…шина, м…р, …мо, бах…, д…, кастр…, кварт…, ма…, рав…, п…на, сере…, …т, до…  .

Имена для вставки:

Толя, Оля, Ира, Тома, Рома, Аля, Дина, Лина, Юля, Нина.

Ответы:

Столяр, полярник, пират, автомат, ромашка, жираф, автомашина, маляр, динамо, бахрома, длина, кастрюля, квартира, малина, равнина, поляна, середина, томат, долина.

  1. Работа в группах «Почему не говорят?».

     Каждая группа получает слова-«матрешки» и придумывает к ним вопросы: «Почему не говорят . . .?». При проверке класс должен догадаться, о каком слове идет речь, и ответить: «Потому что говорят . . .!»

Например:

- Почему не говорят «аквари-глупость»?

- Потому что говорят «аквари-ум»!

- Почему не говорят «потолок-яна»?

- Потому что говорят «пол-яна»!

Примеры слов-«матрешек»:

     Рисовать, бабочка, олень, колобок, золото, ласточка, угол, каблук, песок, гамак, пирог, якорь, успех, подсказка, ракета, восемь, шарф, экран.

  1. Игры со словами.

     Написать, какие бывают игры со словами (желательно не только названия, но и правила. И примеры игры).

  1. Шарады.

     Учитель загадывает несколько шарад, которые нужно отгадать.

Начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито,

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое всегда жужжит,

И над полянами кружит.     (ш-мель)

Мое начало – голос птицы,

Конец лежит на дне пруда,

А всю меня, коль захотите,

В музее встретите всегда.     (кар-тина)

На первом часовой стоит,

Второе вечно зеленеет.

Ну а на целом каждый спит,

Как только за окном стемнеет.   (пост-ель)

Начало слова – это нота,

Затем – оленя украшенье,

 А вместе – место поворотов

И оживленного движенья.      (до-рога)

  1. Подведение итогов.

     Проводится в виде обсуждения вопроса: зачем играть со словами?

     Вывод: играть со словами смешно, интересно, полезно; но при этом может произойти то, что случилось в стихах Б. Заходера.

     Учитель читает стихотворение «Странное происшествие» (в сокращении):

Однажды,                                                       Кот осени вы?

Точнее, когда-то и где-то                             Кот весны?

С голодным Котом                                       Кот зимы?

Повстречалась Котлета.                               А может быть,

Котлета, представьте,                                  тоже Кот лета,

Всплеснула руками:                                     как мы?

- Ах, как же я счастлива                              Кот лишь улыбнулся ей

Встретиться с вами!...                                  вместо ответа –

Скажите скорее,                                           и сразу

Какого вы рода?                                          Куда-то

Вернее -                                                        Исчезла Котлета.

Какого вы времени года: