Курсы 3 -го уровна переподготовки кадров педагогических работников

Никитин Денис Анатольевич

На данной странице размещены материалы касающиеся работы сертифицированных педагогов. Приглашаю всех желающих присоедениться к обсуждению моей работы!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Успешный ученик и успешный учитель - ключевые факторы результативности Казахстанско-Кембриджского проекта повышения квалификации педагогов

Никитин Д.А.

Коммунальное государственное учреждение «Зубовская средняя школа», город Зыряновск

Глобальные изменения, происходящие в современной системе образования делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, его профессиональной компетентности и требуют обновления и развития системы повышения квалификации. Именно поэтому повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя. Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и совершенствования профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению практических навыков, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие педагога.

Инструментом в реализации данного направления в нашей республике является Кембриджская Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан. [1]

Актуальность Программы обусловлена целями и задачами Государственной программы развития образования в РК на 2011-2020 гг. Сущность ведущих целей настоящей Программы заключается, прежде всего, в воспитании у молодежи уважения к культуре своей страны на основе духовных, культурных и моральных ценностей, которые важны и специфичны для каждой страны; во-вторых - в обучении молодых людей критическому мышлению, позволяющему им использовать свои знания в жизненных ситуациях, развивать навыки и адекватное понимание, которые предоставят им возможность быть уверенными и успешными в стремительно меняющемся мире. [2]

А выбрана данная Программа потому, что многолетний опыт Великобритании, руководствующейся, как и другие развитые страны, стратегией непрерывности образования, позволяет видеть образ новой модели существенными чертами которой является:

  • непрерывность процесса повышения квалификации на протяжении всего периода профессиональной жизни учителя;
  • синтез курсового обучения, самообразования и повышения квалификации в школе на основе программно-целевого (проектного) подхода;
  • государственно-общественный, демократический, открытый характер, активное участие различных категорий педагогического персонала, общественности, бизнеса, родителей в определении политики по вопросам повышения квалификации учителей, оценке эффективности этой политики:
  • партнерство, сочетание централизованного управления системой повышения квалификации с широкой инициативой учителей, педагогических коллективов. местных отделов образования, вузов. общественности, бизнеса;

В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников повседневной работы учителя в классе. направленной на их развитие и воспитание. Поэтому, новая задача современной системы повышения квалификации состоит в том, чтобы учителя, прибывшего на курсы, обучить новым, основанных на научных, конструктивистских теориях, подходам организации и планирования учебной работы, направленных на развитие эффективности учителя.

Эффективность учителя, в которой рассматриваются критерии: достижения учителя (его квалификация), процесс преподавания (используемые методы, подходы в преподавании), результативность преподавания (влияние на обучение ученика, его достижения) или совокупность всех вышеуказанных факторов.

За период учебных сессий слушатели овладевают:

Первый модуль «Новые подходы в преподавании и обучении»:

1.Овладение учителем разнообразными педагогическими инсгрументами и техническими приемами в преподавании, методами организации самообразования учеников, навыками распознавать затруднения, барьеры в обучении учапшхся.

2.Освоение учителем навыков исследования, диалоговых методов в преподавании.

З.Формирование собственных идей у учителя по индивидуализированному образованию.

Второй модуль «Обучение критическому мышлению»:

1.Привитие умений критического размышления над преподаванием и обучением, планировать задания по критическоьгу мышлению.

2. Критическое размышление учителей о диалоге, целях и ценностях гуманитарного образования.

3.Знание основных особенностей критического мышления учеников.

Третий модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения»:

1.Изменение системы оценивания.

2. Применение учителем методов суммативного и формативного оценивания:

3.Использование учителем методов самооценки и взаимооценки, рефлексии.

Четвертый модуль «Использование ИКТ и цифровых систем для усовершенствования систем обучения»:

1. Использование ИКТ в качестве средства, инструмента обучения. познание себя и действительности, творческого развития ученика, автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики, для организации интеллектуального досуга обучающихся.

2.Интенсификация и совершенствование управления учебным процессом.

Пятый модуль «Работа с талантливыми и одаренными детъми»:

1.Умение учителя планировать работу с одаренными детьми, изменять и решать задания повышенной сложности;

2. Умение учителя составлять траекторию развития одаренного ученика, двигать к прогрессу.

Шестой модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся»:

1.Умение учителя планировать и организовывать деятельность учеников разного возраста;

2.Умение использовать технологии преподавания соответственно способностям учеников.

Седьмой модуль «Менеджмент и лидерство в обучении»:

1.Определение учителем собственных задач;

2.Понимание учителя необходимости профессионального развития, распространения собственной практики, сотрудничества с коллегами по улучшению практики преподавания.

Все предложенные модули помогли сформировать концептуальные теоретические знания об учениках, процессе обучения, о том, как преподавать, работать в своем классе, чтобы обеспечить обучение всех учеников. Модули способствовали развитию практических навыков преподавания: демонстрирование, корректирование, оценивание, поошрение, планирование, проектирование. Содержание каждого модуля помогло педагогу ясно сформулировать ценности и убеждения собственной профессиональной деятельности.

Активно привлекаются преподаватели для обучения учителей и консультанты для работы с тренерами из Кембриджского университета. Совместная работа наших педагогов и зарубежных коллег способствует развитию данной Программы, активной реализации ее педагогами.

Зарубежные коллеги о работе тренеров отзываются с восторгом, дают положительные оценки, также они высоко оценивают работу сертифицированных учителей.

Казахстанско-Британский проект дал своего рода импульс, толчок к развитию системы повышения квалификации педагогических работников, нацелил педагогов республики на достижение нового качества образования, профессиональный рост, развитие педагогического мастерства. [3]

С позиции практики процесс собственного обучения на курсах рассматривается совершенно по-другому, происходит переоценка наиболее важных этапов освоения программы. По-другому воспринимаются замечания тренера, то, что раньше казалось второстепенным и не нужным, оказалось важным и значимым. Несмотря на то, что проведя серию последовательных уроков на четырехнедельной практике, увидел ряд сложностей и преимуществ, но всё-таки реализация идей программы при систематической каждодневной работе оказалась куда более интересным и сложным делом.

Исходя из специфики преподаваемого мною предмета история наиболее часто использовал стратегии диалогового обучения: различные виды беседы, взаимоопрос в парах и малых группах, дискуссия, диспут, деловая игра, различные виды и формы вопросов с использованием таксономии Блюма - вот не полный список используемых методических приемов. Решив для себя отслеживать результативность работы, провел тест среди учащихся для определения уровня сформированности коммуникативной компетентности. Результаты: в январе коэффициент составил 7,5 баллов в мае 10 баллов.

Развития уровня взаимодействия учащихся, безусловно, не является единственным критерием эффективности применяемой системы обучения. В этой связи хотелось бы отметить эффективность стратегий критического мышления. Среди них более высокий результат на моих уроках показали: стратегия «Insert», «Fich», стратегия Джиксо не смотря на сложность первоначального освоения принесли желаемые результаты. Критериальный подход к оцениванию сыграл немаловажную роль, совместно с учащимися были разработаны критерии оценки работ  по некоторым разделам, творческих работ. Опасения по поводу сложности программы для слабых учащихся не оправдались и даже наоборот самое активное участие в работе принимали именно учащиеся, чьи знания находились на уровне между четверкой и тройкой. Вся эта работа позволила повысить качество знаний по истории Казахстана с 43% до 48%, по всемирной истории с 46% до до 55%, и самые высокие результаты по основам обществознания с 51% до 62%.

Реализуя модуль: «Обучение талантливых и одаренных» удалось подготовить победителей, призеров и участников различных олимпиад и конкурсов:

Областной конкурс по истории Казахстана «Тулпар» организуемый центром «Дарын» из 10 участников шесть заняли вторые и третьи места

Казахстанская интернет олимпиада республиканского уровня по основам права по всем параллелям учащиеся показали «Лучший результат района», ученица 10 класса Евгения Н. показала «Лучший результат области» и второе призовое место на республике

3 место в Казахстанской интернет олимпиаде по этнографии заняла ученица 7 класса Дыманова Алена

Увеличилась активность учащихся в различных конкурсах, а значит, повысилась мотивация к обучению, в этом учебном году в КИО по истории Казахстана и всемирной истории приняли участие 19 учащихся, в прошлом учебном году 5 учащихся. Прошли регистрацию и примут участие в Х Международной олимпиаде по истории 10 учащихся.

Таким образом, несмотря на недопонимание и скептическое отношение коллег к применяемой системе обучения наблюдается явная положительная динамика результатов.

Список литературы:

  1. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК. Третий базовый уровень. – Астана, 2012 г.,стр.120
  2. Руководство для тренера. Третий базовый уровень. – Астана, 2012 г., стр. 314
  3. Давлеткалиева Е.С. – Кембриджская программа – подготовка учителей к меняющемуся миру. Интернет статья

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные проблемы м олодого учителя

Слайд 2

Ученик - Учитель Низкий уровень мотивации к обучению Учитель-Родители Отсутствие устойчивого интереса к развитию личностных качеств ребенка

Слайд 3

Учитель-администрация Подавление индивидуальности, формирование стереотипного мышления Неэффективный педагогический менеджмент Учитель-Учитель Инертность сотрудничества в реализации инноваций в обучении и преподавании


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портфолио у чителя истории КГУ « Зубовская средняя школа» Никитина Дениса Анатольевича

Слайд 2

О себе ФИО: Никитин Денис Анатольевич Дата рождения: 25.10.1985 Образование: с отличием окончил Восточно-Казахстанский региональный университет «Юриспруденция» Казахстанско – Американский свободный университет «История» Педагогический стаж – 7 лет, II категория Проблемная тема: повышение качества образования через применение технологии конструктивизма

Слайд 3

Основные идеи педагогической Деятельности Реализуемые На практике Взаимообучение учащихся, через диалоги (беседа в обучении) Применение техники формативного оценивая Использование стратегий критического мышления для развития мыслительных навыков высокого порядка Применение ИКТ на всех этапах урока Стимулирование лидерские качества учащихся Дифференциация заданий в соответствии с этапами развития учеников Обучение талантливых и одаренных детей в инклюзивной среде

Слайд 4

Этапы реализации и сроки Основные цели Результат Вводный (ознакомительный) 2008-2009 год Обзор источников по теме Выбор основного направления деятельности Создание теоретической платформы изучение трудов Мерсера и Шимана Поэтапное знакомство с технологией ТТ Галиева Формирующий 2010-2011 год 1. Внедрение изученных подходов в собственную практику 2. Создание банка дидактического материала Повышение уровня внутренней мотивации учащихся к изучению предмета, накопление дидактического инструментария Констатирующий 2012-2013 Повышение качества образования по предмету Высокие показатели К\з, результатов ЕНТ, формирование исследовательской культуры Этап рефлексии и оценки Эффективности 2014-2015 Проследить результативность применяемых педагогических концепций Составление мониторинге эффективности Реализация проблемной темы

Слайд 5

Урок- основная единица педагогической эффективности Взаимоопрос с заполнением листа вопросов Использование стратегий критического мышления: кластер, денотантный граф, фишбоун Беседа в обучении: исследовательская, кумулятивная, диспут Повышение роли ИКТ Ролевая игра для активизации лидерских качеств учащихся

Слайд 6

Внеурочная деятельность: Руководство НОУ Проектно-исследовательская деятельность Кружок правовых знаний «Фемида»

Слайд 7

Результаты педагогической Деятельности Участие в областном конкурсе «Сельский учитель года» Победитель конкурса на приз Акима З ыряновского района в номинации «Молодой профессионал» Награжден благодарственными письмами отдела образования Благодарственное письмо Дома дружбы народов за вклад в пропаганду славянской письменности и культуры Публикация на тему: «Правовое воспитание: основные направления и перспективы развития» Педагогический мир №3, 2010 год I место на районных педагогических чтениях посвящённых проблемам малокомплектных школ 2011 год Участие в районных педагогических чтениях 2013 Благодарственное письмо НЦП « Орлеу » за высокие результаты обучения Письменные рекомендации заведующей кабинета педагогического менеджмента Саблуковой Т.А для работы в качестве эксперта по оцениванию в CPI

Слайд 8

Достижения учащихся: Областной интеллектуальный конкурс « Тулпар » II и III места Аженева Н., Оралханова Ж., Сизова А. Районная предметная олимпиада по основам права Егимбаев М. –III место, Оралханова Ж. – II место Областной конкурс творческих работ имени Головкова М.Н. II место и денежная премия Емельянов С., ежегодное участие Районная научно практическая конференция « Инюшинские чтения 2012» Моргунова Л. Высокие показатели результатов ЕНТ – 2010-16 с\б, 2011-19,5 с\б, 2012 -15,6 с\б



Предварительный просмотр:

Рефлективный отчет слушателя курсов Третьего (базового) уровня повышения квалификации педагогов Республики Казахстан Никитина Д.А.

о внедрении модуля: новые подходы в образовании (обучение тому, как обучаться) в серию последовательных уроков.

Я проходил обучение на трехмесячных курсах Третьего (базового) повышения квалификации педагогов Республики Казахстан.  На второй недели занятий, согласно программе прохождения курсов (Программа стр.52), мы изучали тему: обучение тому, как обучаться, основной идей которой было самостоятельная саморегуляция и использование имеющегося, у учащихся, опыта. Данная тема показалась мне очень близкой так как, анализируя собственную практику преподавания, обратил внимание на то, что многие ее элементы не давали положительного результата, несмотря на прилагающийся большое количество усилий и использование различных средств. В практике преобладал авторитарный стиль преподавания, использование только коллективных форм работы, ученик, по сути, становился не активным субъектом образования, а объектом моей деятельности.

Решив, для себя изменить сложившиеся стереотипы, я обратился к теории. Изучил материал Руководства для учителя стр.138 и ресурсы предлагаемые тренером с портала Центра педагогического мастерства я определил для себе круг вопросов которые посчитал значимыми: как добиться от учащихся понимания процесса обучения?; понимания того чему учиться?; как структурировать учебный процесс?; как оценить результативность обучения?

Данный модуль базируется на идее о том, что учащиеся уже, что то знают о рассматриваемой теме и эти исходные данные будут отправной точкой для развития дальнейшего процесса обучения. Разрабатывая один из первых уроков поданному модулю опирался на новые для себя данные приведенные на  стр. 140 Руководства для учителя, а именно пирамида обучения, составленная на основе исследований Национальной учебной лаборатории, Бефель, шт. Мен, США.

Из данных, которой видно, что практическая работа и передача собственного опыта являются условиями наиболее эффективного усвоения знаний учащимися, поэтому ученик, на уроках по внедрению данного модуля, должен стать активным участникам всех аспектов учебного процесса.

Еще один вопрос, волновавший меня перед применением данного модуля: психологический комфорт учащихся с различными учебными возможностями. Не возникнет ли ситуация при которой «сильные» учащиеся, и до этого проявлявшие себя, активно включатся в работу, а слабые так и останутся пассивными слушателями. И вновь я обратился к Руководству для учителя, в котором приведены мысли Михай Чиксентмихаий об условиях формирования в учениках «самоцели» подобные идеи приведены в трудах Райна и Декки (Руководство для учителя стр. 140), их основа заключается в создании учителем таких условий, при которых каждый ученик в соответствии с его возможностями и навыками способен самомитивировать себя.

Этот модуль внедрялся мною в серию последовательных уроков в 9 «А» классе, предмет – Основы обществознания, глава третья Человек и экономика Госстандартом предусмотрено 4 академических часа на изучение денной темы. Используя тезисы, приведенные в Руководстве для учителя на стр. 141-142 попытаюсь рассмотреть применение модуля в процессе практики.

Обучение будет иметь смысл, если оно принимает во внимание имеющиеся исходные знания и нацелено на их расширение.

Пример: на первом уроке: «Экономика – основа общественных отношений» мы изучаем потребности человека используя иерархию потребностей А.Маслой приведенную на стр. 46 учебника, учащиеся делятся на 5 групп каждой из которых достаётся по одной потребности, основная задача привести аргументы используя примеры из жизни в пользу важности выбранной потребности, затем учащиеся методом делегирования защищают в других группах свои идеи. Таким образом, учащиеся используют собственные знания о потребностях, а выслушивая мнения других, расширяют их.

Следующий тезис: Следует в полной мере задействовать процесс решения проблем для развития и укрепления этих связей.

Пример: изучая второй параграф: «Рынок и рыночные отношения»  и рассматривая, вырос: стоимость и цена предлагаю двум группам инсценировать сцену «В магазине» а двум другим проанализировать  их. В результате две группы анализируют эти понятия методом погружения в ситуацию, а две других резюмируют выступления.

Тезис третий: необходимо отводить достаточно времени для построения и апробирование гипотез.

Пример: изучая тот же параграф и рассмотрев закон спроса и предложения учащимся в тройках деляться задание составить презентацию с любым товаром, используя реальный товар и реальную стоимость и найти равновесное состояние цены и предложения. Учащимся предоставляется достаточно времени для работы и подбора информации и работы получаться более высокого качества.

Следующий тезис: необходима обратная связь и поощрения для комфортного обучения, поэтому оценивание должно быть гуманным.

Пример: действительно оценить собственное видение очень сложно, однако здесь  применяю стратегии формативного оценивания (Руководства для учителя стр. 161) такие как, взаимооценивание в парах, оценивание лидером группы, анализ работ учащимися, оценка лидером группы. Особую роль здесь играют критерии оценки учащихся, которые помогают избежать сложностей при оценивании.

Внедряя модуль: «Новые подходы в обучении: обучение тому, как обучаться» в серию последовательных уроков отметил для себя следующие положительные моменты:

  • Учащаяся проявили высокую степень самостоятельности и применяли имеющиеся знания при получении новых
  • Часть ребят, которые при традиционном изложении материала не проявляли интереса к предмету начали активно включаться в учебный процесс
  • Повысился уровень внутренней мотивации, а не внешней, которая основывалась на опасении получить плохую оценку за четверть или на контрольной
  • По итогам изучения главы проведен срез знаний учащихся всего класса, где качество знаний составило 53%, а при изучении предыдущей главы используя традиционные методы обучения 47% К/з
  • Один из наблюдаемых мною учеников Нестеров Артур имевший оценку удовлетворительно за предыдущий тест, с этим справился на отлично

Помимо вышеизложенных положительных моментов столкнулся с рядом трудностей:

  • Не все учащиеся одинаково быстро могли применить собственный опыт, поэтому работа в группах была частично дезорганизована
  • Сложность оценивания вызывала затруднения с самого начала
  • Небольшое количество учебных часов практики не позволили детально отследить эффективность модуля
  • Учащиеся с очень низкими учебными навыками и возможностями не успевали за темпом работы группы, поэтому им приходилось выполнять индивидуальные задания.

Однако в целом применение  модуля оказывает положительный эффект на обучение, планирую применять его и далее как на базе этого класса так и в других класса нашей школы, поскольку независимость  в  обучении в условиях динамично развивающегося мира требует от нас нестандартных подходов и новых путей решения проблем. Самым эффективным будет тот обучающийся, который может преодолевать трудности и вырабатывать при этом способность сокращать зависимость обучения от посторонних. Но для развития метокогнитивных способностей к саморегуляции необходим опыт и время.

Результативность применения модуля неоспорима, поэтому необходимо планирование



Предварительный просмотр:

Тема: Империи в раннем средневековье.  

цели:

1. Выявить признаки  и особенности раннесредневековых кочевых империй Тюркского и Западнотюркского  каганата.

2. Формировать навыки самостоятельной работы, составлять хронологические и синхронные таблицы исторических событий и фактов; Расширять кругозор детей, развивать умение графического, табличного оформления информации.

3. Формировать дисциплину в духе ежедневного  планомерного труда, прививать навыки заинтересованной, упорной работы;  вдумчивое восприятие общественных процессов.

Тип урока: изучение новой темы.

Учебные пособия, оборудование:

1. Учебник. История Казахстана. 10 класс. С. Жолдасбаев. Алматы «Мектеп» 2010 год.

2. Контурная карта.

3. Тесты

4. Мультимедийная  презентация.

Этапы урока

Содержание этапа

Методические приемы

Время

1.

Организационная часть

Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка учебных принадлежностей, внешнего вида уч-ся. Организация внимания.

1 мин.

2

Изучение нового материала

Знакомство с темой, целью и планом урока.

Задания на актуализацию знаний.

      План: 

История  Тюркской империи (образование, развитие, упадок).

История  Западнотюркского  каганата.

Обобщение: выявление признаков и особенностей  империй, существовавших на земле Казахстана в период  раннего средневековья.

Усвоение новой темы.

Самостоятельная работа по учебнику,

беседа, практическое задание

30мин.

3

Закрепление

Решение тестов

Самостоятельная работа.

10

мин

4

Домашнее задание

§ 18 ответить устно на вопросы.  

Работа над ошибками по тесту.

инструктаж

2  мин.

5

Подведения итогов урока.

Выставление оценок с комментариями.

Заключительное собеседование

2 мин

I ЭТАП. Организационная часть.

II  ЭТАП.    Изучение нового материала.  

  Знакомство с темой, целью и планом урока.

Задания на актуализацию знаний.

Тема нашего урока «Империи раннего средневековья». Запишите дату и тему урока в тетради.

Сегодня на уроке мы повторим материал  о раннесредневековых  государствах на территории Казахстана – Тюркском и Западнотюркском каганатах.

Задание 1.  Назовите известные вам империи.

Задание 2.  Какой период истории называется средневековьем?                                         

                     Перечислите периоды средневековья.

Задание 3.  Запишите в тетрадь средневековые империи.

Арабский халифат  

Китайская империя

Тюркский  каганат

Византийская империя

Западнотюркский каганат.

Задание 4.   Прочитайте учебник с. 15 и найдите толкование термина «империя».  

 Ответ: Импе́рия от лат. imperium — держава.                                                                                              -  Что нам известно об образовании Тюркского каганата?                                                                        - Сколько просуществовало это государство?    Чем закончилась история каганата?

Ответы: Основатель – Бумын, ставка - город Суяб,  554-603 (полвека);  (территория- Казахстан, Средная Азия, Кавказ, Алтай, Монголия, Северный Китай);  Распалось на две части: Западнотюркский (Казахстан, Средная Азия, Кавказ, Восточный Туркестан, Крым, Поволжье) 603- 704гг.

и Восточнотюркский  (682-744 гг).                                                                                                                       Используя  свои знания из курса истории, попробуйте самостоятельно назвать признаки  империи.                                                                                                                                                                       1. Монархическое государство во главе с императором;

2. Колониальная держава, установившая своё господство над колониями и зависимыми территориями.

3. Большое по территории и населению государство, имеющее следующие признаки (наличие сильной армии; большое внешнеполитическое влияние; мощная государственная идеология (или религия);  жесткая, единоличная, власть; активная внешняя политика, направленная на экспансию, стремление к региональному или мировому господству). 

Задание 5.    Задание выполняется по парам.  

2 парты - Прочитайте учебник с. 15-16.  и отметьте  на контурной карте территорию  Тюркского каганата.

Другие 2 парты  - Прочитайте учебник с. 18-19.  и отметьте  на контурной карте территорию  Западнотюркского каганата.

   Для проверки выполнения задания дети обмениваются картами.

Запишите на карте время существования Тюркского каганата  и Западнотюркского каганата  и отметьте столицы.

Задание 6.    Для 1 группы.  Прочитайте учебник с. 96.  Составьте диаграмму или схему «Внешнеполитические связи Тюркского каганата», и расскажите об этом.

III этап.  Закрепление.

                                 Задание 12. Решение тестов.

IV  этап. Домашнее задание.

                        1.§ 8 ответить устно на вопросы.  

                        2. Дорешать тесты, выполнить работу над ошибками

V  этап.  Подведения итогов урока.

Таблицы Шу́льте (англ. Schulte Table) — таблицы со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащие для тестирования и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно, например, для скорочтения.