Методическая копилка

Азизова Альфия Рустямовна

Классный час, посвященный Дню Конституции

Цель.

·         Расширение знаний и представлений о государственной символике.

Задачи:

·         популяризовать государственные символы РФ;

·         знакомить со значением государственных символов РФ;

·         развивать познавательные способности;

·         формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся;

·         воспитывать уважение к символам государства.

Наглядные пособия: Конституция РФ.

Ход классного часа

1.Повторение.

Учитель. Здравствуйте ребята! Мы начинаем классный час под звуки гимна РФ. Прошу всех встать! Звучит гимн. Прошу всех сесть.

Не случайно классный час начинаем с государственного гимна РФ. Ведь в нашей стране будет отмечаться День конституции.

Кто помнит что такое конституция?

(Это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.)

Какие права и свободы вы помните?

(По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд.)

2. Новый материал.

Как уже было сказано, в конституции закреплена символика РФ.

Я – учитель и гражданин РФ, а вы ученики 1 класса школы № 2 и тоже являетесь гражданами РФ.. Все мы должны знать и почитать символы своего государства. Назовите их.

Учащиеся перечисляют, а учитель показывает изображение герба, флага и слова гимна на экране.

ГИМН.

Учитель. В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?

1. Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России.

2. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.

3. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.

4. На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.

5. Гимн, который вы только что слышали, был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.

Учитель. Ребята, какие чувства Вы испытываете, слушая слова и музыку Государственного Гимна нашей страны?

Выслушав ответы детей, учитель подводит итог.

Учитель. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину.

ГЕРБ.

Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах. Об истории зарождения и становления герба России расскажет группа “Знайки”

1. Двуглавый орел – главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в ту эпоху, откуда берет свое начало история герба России.

2. Изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах

Учитель.

Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.

·         Что находится в лапах у орла?

·         Чем защищена грудь орла?

·         Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?

ФЛАГ.

Учитель зачитывает стихотворение С. Куприна:

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак-
Бело-сине-красный….

Учащиеся отвечают хором: флаг!

На экране появляется изображение флага РФ.

Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.

Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.

Закрепление.

Предлагаю вам поиграть. Разделитесь на группы по рядам.

1.    Изобразите флаг из подручных материалов.

2.    Изобразите герб из подручных материалов

Итог.

Символы государства — это и история нашей страны, и ее сегодняшний день.

Заключительный этап.

Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

1 класс

Цели урока:

  • ознакомить с новым видом задач на уменьшение числа на несколько единиц;
  • формировать вычислительный  навык;
  • развивать логическое мышление, умение наблюдать и анализировать.

Организационные формы и методы обучения

  • Традиционные – беседа, работа в рабочих тетрадях
  • Инновационные работа учащихся с мультимедийной системой, разноуровневый подход в выполнении заданий

Средства обучения

Технические – мультимедийная система

Оборудование:  картинка с изображением пиратов, корабликов,  конверт с запиской, счетный материал (квадраты, круги), веер цифр, цветные карандаши, сигнальные карточки «зеленый – красный».

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Устный счет.
  4. Актуализация знаний учащихся.
  5. Закрепление полученных знаний.
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Признайтесь, вам давно хотелось придумать что-то необычное? Заняться чем – то интересным, проявить все свои способности? Тогда считайте, что вам повезло.  

  1. Сообщение темы и целей урока.

 Сегодня на уроке, ребята, мы должны отработать наши вычислительные навыки и научиться решать новые задачи на уменьшение числа на несколько единиц, (Cлайд 1) но вот беда, их похитили. А похитили их пираты. Ребята, поможем задачам вернуться в учебники. Помогут нам в этом наши знания.

  1. Устный счет.

У:  Послушайте задачу и определите, сколько заданий придумали пираты.

Пираты придумали несколько заданий, когда к ним прибавили ещё столько же, то получилось 6 заданий. Сколько заданий приготовили пираты для первоклассников?

Д:3+3=6, значит 3 задания.

У: Но пираты выставили условие. Для начала нужно всем занять свои места в корабликах, найти в каюте карточку и выполнить задание.

У каждого на парте лежит кораблик определённого цвета, в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Задание 1.

Красный кораблик.

Перепиши суммы в порядке возрастания вторых слагаемых. Вычисли.

5+2                            6+1

1+6                            4+3

3+4                            2+5

Синий кораблик.

Вставь знаки «+» или « - »:

7*2*4=5

7*7*4=4                                       6*4* =1

Зелёный кораблик.

Выполни действия:

3+2                      6+2-1

4+3                      5+1-2

5+3                      7-2-2

Задание 2.

Работа с веером цифр.

У: Я буду загадывать числа, а вы покажите нужное число на веере цифр. Кто ошибётся, получает штрафное очко и тем придётся выполнить дополнительное задание. Будьте внимательны.

Красный кораблик.

- Отгадай число, которое на 1 больше 5 (6), на 2 больше 3 (5), на 4 больше 3 (7), на 3 больше 6 (9), на 1 больше 7 (8).

Синий кораблик.

- Отгадай число, которое получится, если вычесть из девяти – три (6), из семи – четыре (3), из девяти – два (8), из шести – один (5).

Зелёный кораблик.

-Отгадай число, которое получится, если сложить 2 и 2 (4), 5 и 3 (8), 4 и 4 (8), 5 и 2 (7).

За штрафное очко задание в учебнике с.7 (на полях) сравни рисунки.

Задание 3.

Условия как в задании 2. Решить задачи и показать ответ.

Красный кораблик.

Саша принёс с огорода 5 редисок, Дима принёс столько же да ещё 2. Сколько редисок принёс Дима? (5+2=7)

Синий кораблик.

В живом уголке школы есть кролик и ёж. Кроме них есть ещё 6 животных. Сколько всего животных в живом уголке? (1+1+6=8)

Зелёный кораблик.

Под сосной выросло 7маслят. Сколько грибов осталось под сосной, если 2 гриба унёс ёжик? (7-2=5)

 

За штрафное очко задание в учебнике № 3 с.7.

Физминутка.

Мы считали и устали,

Дружно тихо мы все встали,

Ручками похлопали – раз, два, три,

Ножками потопали – раз, два, три,

Сели, встали, встали, сели,

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять считать начнём.

Подведение итогов игры:

У: Молодцы, ребята, вы все работали дружно, быстро справились с заданиями. Пираты нам передали конверт с запиской:

Слайд 2.

«Получите свои задачи, но расколдовывайте их сами».

IV. Актуализация знаний учащихся.

  1. Практическая работа (задание № 1). Один человек работает у доски, остальные на своих местах.

У:Положите в один ряд 6 квадратов, а в другой – столько кругов. Сделайте так, чтобы кругов стало на 2 меньше, чем квадратов.

Сколько стало кругов?

Д: 4.

У:Каких фигур меньше?

Д: Кругов.

У: На сколько меньше?

Д: На 2.

  1. Работа с рисунками с.7.

У: Сколько тарелок в верхнем ряду?

Д:4.

У: Сколько тарелок в нижнем ряду?

Д: 4.

У: Что вы можете сказать о тарелках в верхнем и нижнем ряду?

Д: Их поровну или столько же.

У: О чём мы ещё скажем, что их столько же?

Д: Красных кругов слева столько же, сколько синих.

У: Сколько ложек в верхнем ряду?

Д: 4.

У: В нижнем ряду?

Д: 3.

У: Можно сказать: Три. Четыре без одного.

Что вы можете сказать о красных кругах?

Д: Их 7. Восемь без одного.

У: Как запишем решение?

Д: 8-1=7

У: Вот мы с вами и расколдовали задачи. И наш Математик Знайка вновь даёт нам карточку «Помогайку».

Слайд 3.

на

меньше     « - »

Сейчас  отдохнём, а затем попробуем самостоятельно решить такие задачи.

Физкультминутка.

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударили

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись и остановились.

V. Закрепление изученного материала.

  1. Работа в тетради на печатной основе (с.4)
  1. № 3. Затейливые пираты предлагают работу с волшебным карандашом.

Проверка:

- Сколько кругов раскрасит карандаш в ваших руках? (7)

-А сколько ? (4)

- Почему 4? (Из на 3 меньше, а это значит, что их 7, но без трёх)

     2) Игра «Не подведи»№ 4.

1 столбик учащиеся с зелёного корабля, 2 столбик – синего кораблика, 3 столбик – учащиеся с красного корабля.

 Проверка: один из учеников кораблика  называет пропущенные числа, другие  ученики проверяют сигнальными карточками (красный – ошибка, зелёный – верно).

     

  1. Работа по учебнику (с.7).
  1. № 2. Выполнить в тетради рисунок и решить задачу.

-Что значит на 2 меньше? (Пять без двух)

- Как записали решение? (5-2=3 треугольника)

  1. № 4. Ответ первого действия ученики называют, а ответ второго действия показывают на веере цифр.
  2. Задание на смекалку.

Оля старше Вани, но моложе Коли. Кто их них старше всех?

-Дополните  запись отрезками и ответьте на вопрос задачи.

Д: ________Оля  ____Ваня    ____________Коля

Коля.

VI. Итог урока.

- Какие необычные задачи мы сегодня спасли от пиратов?

- Какая работа на уроке вам больше всего понравилась? ·        

  ·       Я научился…

·         Было интересно…

·         Было трудно…

·         Могу похвалить себя за то, что…

·         Больше всего мне понравилось…

·         Мне показалось важным…

·         Для меня было открытием то, что…



Предварительный просмотр:

                                                             Конспект открытого урока в 1 классе
ТЕМА:  « ЧИСЛО И ЦИФРА 7»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.
ЦЕЛИ:

Помочь детям усвоить:

- представление о числе 7 как последующем для числа 6;

- написание цифры 7;

- состав числа 7;

- сравнение чисел с помощью числового отрезка;

- связь целого и частей.

ЗАДАЧИ:
- формирование понятия числа семь как результата сложения чисел 5 и 2;
- распознавание множества из семи предметов. У которого элементов столько же, сколько дней в неделе (пять рабочих дней и два выходных); 
- обозначение числа семь точками, математическим знаком – цифрой 7;
- формирование понятия «седьмой» (если последний предмет седьмой, то сосчитано семь предметов); 
- установление зависимости (опытным путем) между порядковыми номерами элементов в последовательности и числом элементов между ними; 
- формирование умения записи цифры 7; 
- развитие математической речи (развернутые ответы на вопросы); 
- формирование УУД: формирование математического мышления – число 7 как математическая основа построения других чисел, использование схем при выполнении заданий.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, схема числового ряда, карточки со знаками «>» и «<»и цифрами, карточки с числовыми выражениями, веера с числами.


Ход урока

(Слайд №1)  
1.  Организационный момент. (2 мин)

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Улыбнитесь. Что вы подарили соседу своему? (удачу, радость, тепло, любовь, сердечко) Пусть наш класс наполнится светом и радостью. Улыбайтесь, и вы будите нравиться людям.

-  Кто  из вас готов отправиться за новыми знаниями? (Ответы детей: мы все готовы).

Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу,

если в этом будет необходимость.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

2.  Актуализация опорных знаний и постановка проблемы.(5  мин)                           
   - Сначала посчитаем до 10 и обратно.

(Слайд 2)

- Что лишнее? (Треугольник, квадрат, круг, прямоугольник)

Чем похожи квадрат и прямоугольник? Чем отличаются? 

Логические задачи.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное? (размер, форма, признак предмета, назначение, вкус)

 2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге.

Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале? ... 
(Нина - в журнале)

(Слайд 3) - На какие группы можем поделить животных? 

(Слайд 4 - пустой)

(Слайд 5) – Что изменилось?

Дидактическая игра «Молчанка» (показ ответов с помощью цифровых вееров)

  - Какое число стоит перед числом 3, 5? (2, 4)

  - Какое число стоит между числами 3 и 5, 2 и 4, 4 и 6? (4, 3, 5)

  - Какое число следует за числом 4, 5? (5, 6)

  -Что такое цифра? (математический знак, обозначающий число)
- Что значит прибавить 1? Вычесть 1?

 (Слайд №6)

 -Давайте выполним задание с числовыми отрезками. Решите выражения, используя числовые отрезки. (Ответы на веерах показывают, а учитель на интерактивной доске)

 (проблема!)

-Что случилось? В чём проблема? (мы не знаем, как обозначается цифра 7, и на числовом отрезке не хватает ещё одного отрезка)

3. « Открытие» нового знания и формулирование темы урока(2 мин)
- Как вы думаете о каком числе пойдет сегодня речь на уроке?
- Кто готов назвать тему урока?

(Слайд № 7 )

 - (Число 7. Цифра 7)

- А какие цели поставим, чтобы стремиться к достижению хороших результатов?

(Познакомиться с числом 7, с цифрой 7, научиться писать эту цифру, изучить состав числа 7)

(прикрепить на доску заранее напечатанные цели урока)

Физминутка (1 мин)

Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Столько же ногами топнем.
Мы за парты снова сядем

Как сидеть мы всем покажем!

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. (5 мин)

а) (Слайд 8)

  - Посчитаем звёзды. Какая по счёту последняя звезда? Кто знает, что у нас получилось? (Ковш-  созвездие Большая медведица)

Историческая справка:

-Знаете, ребята, число 7 издавна считается необычным числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. И всё это началось с того, что в голове у нас 7 отверстий...посчитайте. С  тех пор это число считалось магическим и было самым большим числом, что означало - ВСЁ.

Мы часто слышим поговорки и пословицы, где встречается число 7 ("Семь бед - один ответ", "Семь раз отмерь - один раз отрежь", "На седьмом небе от счастья", "Семеро одного не ждут", "Лук от семи недуг"…и т.д.)
Какие вы знаете знаменитые сказки, где в названиях есть число 7? ( "Волк и семеро козлят", "Белоснежка и семь гномов", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" «Цветик – семицветик»)
Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.

7 играло большую роль в древней мифологии: 7 римских богов, 7 цветов радуги, 7 чудес света в Древней Греции.


б) Знакомство с проектной работой «Семь чудес света»

- А вот Юля начала готовить проектную работу о семи чудесах света.

 Слушайте внимательно и запоминайте.

- А кому это интересно стало, можете почитать в этой книге, в энциклопедиях и по Интернету)

(Слайд №9 )

в)  Работа с кубиками.        

Сколько у меня на столе кубиков? Что я сделала? Какой по счёту красный кубик? Как получили число 7? Если я уберу один кубик, какое будет число?


г) Работа по числовому ряду.

-Какое число следует за числом 6: найдите карточку с числом 7

- Какой цифрой обозначим это число? (Цифрой 7)

- Давайте посчитаем до 7 и обратно.

д) Работа по учебнику.
-Откройте учебник, на той странице, где у нас прикреплена закладка. Кто назовет номер страницы? 76. Прочитайте тему урока. Правильно мы определили тему?


Выполнение задания №1 по учебнику.

Было 6 вагонов, добавили 1 как записать выражение? (6+1).

Запишем это выражение в тетрадь на С.37  

В записи этой страницы тоже встречается цифра 7.

 Выполнение задания №2 по учебнику.

- Сколько всего вагонов на рисунке?

- Какой по счёту последний вагон?

- Сколько точек надо нарисовать на последней карточке?

- Верно ли, что шесть и один будет 7?

Выполнение задания №3  по учебнику.

- Назовите число предметов на каждом рисунке. Как получили?

- Ребята, на что похожа цифра 7?

 (Чтение стихотворения учеником)

Цифру семь перевернём 
И с утра на луг пойдём.
Чем семёрка не коса?
Коси коса, пока роса!
(Азалия)

(Слайд № 10)

А вот что поэт С.Я.Маршак говорит нам о цифре 7

 (С.Я. Маршак – известный русский поэт, драматург, переводчик. Он много писал для детей. Вы знаете его произведения « 12 месяцев», «Весёлое путешествие от А до Я» , «Кошкин дом», «Багаж», «Вот какой рассеянный»)


4.  Работа в печатной тетради с.37.

Смотрите, как пишут цифру 7, обозначающую число семь. Объясните, как правильно писать эту цифру. 

(Слайд 11  )
Объяснение. Цифра 7 состоит из трех элементов: верхней волнистой горизонтальной палочки, большой наклонной палочки и маленькой палочки, пересекающей середину большой палочки. Начинаем писать волнистую горизонтальную палочку чуть левее середины верхней стороны клетки, ведем по верхней стороне клетки вправо до вершины угла. Затем без отрыва пишем большую наклонную палочку, доведя ее до нижней стороны чуть правее середины клетки, затем подчеркиваем ее посредине маленькой палочкой
(
Далее учащиеся работают по образцу в тетради стр.37)

Пропишите красиво три цифры 7 на клеточной строчке.

Посмотрите на следующую строчку. (Работаем в парах)

Какую закономерность вы заметили?

Выполнение задания №5  по учебнику.

-Назовите число в «окошке».

- Верно ли, что семь без одного будет шесть?

- Верно ли, что число шесть при счёте стоит непосредственно перед числом семь?

 -Теперь, когда мы научились писать цифру 7, определим состав числа 7. А помогут нам в этом треугольники.

(Слайд 12)  1+6=7, 6+1=7

(Слайд 13)  2+5=7, 5+2=7

(Слайд 14) 3+4=7,   4+3=7

(Слайд 15)
-Итак, как получить число 7? /Учитель помещает эталон состава числа 7/
-Справились мы с возникшим затруднением? (да)
(Слайд 16)

Геометрический материал.

Из скольких  фигур состоит наша ракета? (7).

На какие группы мы их разделим? 3 треугольника , 3 круга и 1 прямоугольник. Какое выражение мы можем составить? 3+3+1

Чему равно значение выражения? (7)

(Слайд 17)

Динамическая пауза (Про ракету под музыку?)

(Слайд 18- пустой)

4. Первичное закрепление.

Выполнение задания №6  по учебнику. ( в группах)

-Напоминаю, работать дружно, вслушиваться  в ответы всех ребят.

- Работа по карточкам в группах.


Рефлексия учебной деятельности на уроке.

• - Чему вы учились на этом уроке?
• - Какие задания вам показались особенно интересными?
• -Что запомнилось больше всего?
• - Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите? Покажите на "светофоре".
• - С каким настроением вы заканчиваете этот урок?
• - Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу - СПАСИБО.

 (Слайд 19)

Резерв

Самостоятельная работа
Составить выражение на сложение  к стихотворению

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал трёх окуней.

Рыбак Евсей- четырёх карасей.

Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?


– (Слайды 21. 22. 23) Найти спрятанные цифры и показать их на числовом веере 

Итог урока - Песенка про состав числа 7



Предварительный просмотр:

1 класс Учитель :Алиева А.Р.

Тема: Умеем ли мы дружить?

Цели занятия:

      - понимание уникальности и ценности вклада каждого человека в развитие общества;

      - формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить , беречь дружбу, общаться в коллективе.

      - воспитание доброжелательности, уважение друг к другу, чувство толерантности в классном коллективе;

Задачи:

     - формировать нравственные  качества : умение дружить , ценить дружбу;

     - формировать  у учащихся культуры общения;

     - формировать умение высказывать своё мнение , отстаивать  его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.

Формы работы: беседа – рассуждение с презентацией.

Основные понятия:  правило, друг, дружба, дружить.

Ресурсы:

Демонстративные: картинки с изображением книг, семьи, природы, животных, игрушек.

Информационные: художественная литература.

Интерактивный материал: авторская презентация « Умеем ли мы дружить», внеклассное занятие приготовлен с использованием программы Power Point/

                             Формирование УУД.

1.Регулятивные:

- умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;

 2. Коммуникативные:

- умение учитывать разные мнения и интересы , представлять собственную позицию;

- умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения совместной деятельности;

- использование речи для регуляции своего действия; адекватное использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач;

3. Познавательные:

- способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

- умение осуществлять анализ объекта ;умение осуществлять синтез, как составления целого из частей.

- умение строить простые рассуждения об объекте и его  свойствах.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • Сформировать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения и интереса друг к другу.
  • Сформировать учебно-познавательный интерес к новому виду деятельности
  • Сформировать умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач 

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • Учить  ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
  • Учить преобразовывать практическую задачу в познавательную
  • Сформировать проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные:

  • Учить учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию
  • Учить аргументировать свою позицию при выработке общего решения совместной деятельности
  • Учить использовать речь для регуляции своего действия; адекватное использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач.

Познавательные:

  • Развивать способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
  • Учить осуществлять анализ объекта; осуществлять синтез, как составления целого из частей .
  • Учить строить простые рассуждения об объекте и  его свойствах.

Предметные результаты:

Освоение основ нравственного поведения в классном коллективе.

                                     Ход занятия.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте , дорогие  ребята. Вы помните? Зовут меня, Альфия Рустямовна.

 -Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. День необычный, теплый и радостный, и думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом.  

-Посмотрите отрывок и скажите, о чем мы будем говорить сегодня ? ( слайд 1)

- Тема сегодняшней встречи «Умеем ли мы дружить?».

- А задача -вывести правила дружбы вашего класса.

-Как вы понимаете слово правило?

- Правило – это то ,что нельзя нарушать.( опорное слово  «Правило»)

- Предлагаю досмотреть отрывок и подумать , кто по вашему настоящий друг? (Лёлик) (Слайд 2)

-Почему?

- Того с кем тебе интересно играть, читать книги или посекретничать называют как?  ( опорное слово « Друг»)

- А с чего начинается дружба? Давайте  вспомним слова из песенки.(песня « Улыбка») ( слайд 3)

….Ну а дружба начинается с улыбки.

- Повернемся друг к другу лицом и подарим улыбку. И теперь у нас  с вами в нашем классе поселилась дружба. ( опорное слово « Дружба»)

2. Игра « Солнышко и тучка». ( работа в парах)

- Давайте мы с вами поиграем и проверим какие вы друзья.

- Помним правила работы в парах.

- Какое из них самое главное.( Работаем дружно.) (Слайд) !

У вас на столах картинки- солнышко и тучка.

Я сейчас вам буду называть поступки:

- если вы поступаете так, то поднимаете солнышко;

- если не совершаете  такие поступки, то просигнальте тучкой;

1. Выручать

2. Ябедничать

3. Делиться.

4. Говорить правду.

5. Обзываться.

6. Помогать.

7. Обижать.

- Вижу , что вы умеете совершать правильные поступки. Ну а теперь отдохнем.

3. Физминутка. ( Музыкальная)

- Я приглашаю вас на танец дружбы.

4. Викторина « Кто с кем дружит? »

А сейчас я проверю, как вы знаете сказочных друзей.. Называю героя, а вы должны сказать с кем он дружит .(Опорное слово «Дружить»).

- Если вы правильно ответили, у меня открывается буква.

1.Крокодил Гена… (Чебурашка)       Д

2. Буратино…. ( Мальвина, Пьеро)   Р

3. Вини Пух… (Пятачок)                   У

4. Малыш… (Карлсон)                       Ж      

5. Маша… (Медведь)                          Б    

6. Львёнок … ( Черепаха)                   А

5. Групповая работа  « С кем можно дружить».

- А  вот с кем  ещё  можно дружить вы мне скажите поработав в группах. Вспомним как мы работаем в группах. ( слайд)

1. Говори в полголоса.

2. Один говорит- другие слушают.

3. Не перебивай выступающего.

4. С уважением отнесись друг к другу.

- Соберите пазлы и сделайте вывод : « С кем можно дружить» .

-Итак, с кем еще можно дружить . Молодцы, присаживайтесь.

( Природа, игрушки, животные, , семья, книга)

- О  дружбе много книг.  Я приготовила вам эту выставку. Читайте книги. Вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.

6. Выведение правил дружбы.

- Мы с вами выяснили , что такое дружба и кого можно назвать настоящим другом, послушали песни, просмотрели видео, а теперь попробуем вывести  правила дружбы вашего класса.

- Послушайте внимательно отрывок из  стихотворения

« Давай мириться».

Чем ругаться и дразниться,

Лучше нам с тобой мириться!

Будем вместе улыбаться ,

Песни петь и танцевать .

Летом в озере купаться

И клубнику собирать .

На коньках зимой кататься.

Баб лепить, в снежки играть,

На двоих делить конфеты.

Все проблемы  и секреты .

Очень скучно в ссоре жить,

Потому давай дружить !

 -Итак, правило- это то , что нельзя нарушать.

-Какое правило можно вывести.

1.НЕ ОБИЖАТЬ ДРУГ ДРУГА.

- Ребята, все вы  помните  сказку « Репка».

- Почему же репку удалось вытянуть ?( потому что , они тянули  вместе, дружно, помогали друг другу)

- Значит следующее правило какое ребята?

2. ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ.

- Посмотрите отрывок из мультфильма.( Слайд)

- Какое настроение у друзей?

- А если бы они не были вместе , было бы им весело?

- Значит , когда нам радостно?

3.РАДОВАТЬСЯ ВМЕСТЕ.

- Итак, дорогие мои, посмотрите какие правила у нас получились. Если вы будете их соблюдать, то дружба никогда с вами не расстанется.

- Давайте закончим нашу беседу словами самого доброго кота Леопольда.

-Скажем вместе «Ребята, давайте жить дружно!» ( Слайд)

7. Рефлексия.

- Я приготовила вам цветочки:

- если  вам понравилась беседа и она была интересной , то посадите этот цветок в красный горшочек;

- если вам было скучно и неинтересно, посадите в другой горшочек.

- Вот какой хороший букет дружбы у нас получился.

- Я возьму его себе на память о нашей встрече

- А  вам на память  я дарю видео  сюжет с правилами, которые мы вывели. Повесьте их в свой классный уголок.

 

 



Предварительный просмотр:

Классный час по теме:

«Можно ли уберечься от травм?»

Цель: узнать, что такое травматизм, его виды, причины.

Задачи:

  • образовательные: актуализация имеющихся знаний у учащихся о правилах поведения в школе,
  • развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.
  • воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности.
  • социальные: формирование навыка сотрудничества.

Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Методы обучения:

  • словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;
  • частично – поисковый – выполнение работы в группах;
  • наглядно – образный – плакаты, иллюстрации, отрывки из литературных произведений.

Форма проведения: классный час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Оборудование: иллюстрации, отрывки из литературных произведений, толковый словарь, справочная литература.

Подготовительная работа: учащиеся подбирают справочный материал, родители оказывают помощь детям при сборе информации, в которой задета тема детского травматизма.

Ход урока

1.Организационный этап.

А сейчас проверь, дружок, 
Ты готов начать урок?
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И конечно не шумим.

Оздоровительная минутка.

Дети сидят за партами (3 группы). Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием. Так вы творите вокруг себя поле любви, мира и добра. Эти минуты вернутся к вам. Откройте глаза.

Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже?

Пусть у вас сохранится хорошее настроение на весь день.

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Отгадайте загадку: Что дороже денег?

 Дети: Здоровье.

Учитель: А теперь отгадайте кроссворд:

1. Утором рано поднимайся,                                  5. В новой стене,

                    Бегай, прыгай, отжимайся.                                     В круглом окне

                    Для здоровья, для порядка                                     Днём стекло разбито

                   Людям всем нужна ….                                             На ночь вставлено.

                 2. Дождик тёплый и густой,                                6. Ясным утором вдоль дороги

                     Этот дождик не простой;                                     На траве блестит роса.

                     Он без туч, без облаков                                        По дороге едут ноги

                     Целый день идти готов.                                        И бегут два колеса.

3. Хочешь ты побить рекорд?                                   У загадки есть ответ:

                    Так тебе поможет …                                                Это мой …

4. Он с тобою и со мной                                         7. Есть, ребята, у меня

                    Шёл лесными стёжками.                                        Два серебряных коня,

                    Друг походный за спиною                                     Езжу сразу на обоих!

                    На ремнях с застёжками.                                        Что за кони у меня?

8. Чтоб большим спортсменом стать,

                                        Нужно очень много знать.

                                        И поможет здесь сноровка

                                        И, конечно, …

Ответы: 1. Зарядка. 2. Душ. 3. Спорт. 4. Рюкзак. 5. Прорубь. 6. Велосипед.

                7. Коньки. 8. Тренировка.

Учитель: Какое слово получилось?

Дети: Здоровье.

Учитель: Здоровью могут нанести вред травмы. Что такое травма?

Дети: Царапина, синяк, ожог, перелом.

Учитель: Да, травма – это любое повреждение организма. Нет такого человека, который бы не падал, не ушибался, не обжигался. Каждая травма всегда неожиданна. И, признайтесь, виноваты в получении травмы, какой бы она не была – лёгкой или серьёзной – большей частью были вы сами. Безумное лихачество, желание показаться смелым, обратить на себя внимание, а часто неумение правильно оценивать обстановку рано или поздно оборачиваются непоправимой бедой.

Дети: Школьники забираются на крыши домов, ходят по карнизу, могут упасть с высоты и сломать себе руку или ногу.

Учитель: В вашей квартире, в доме, на улице, на реке, а иногда и в школе – в любом из этих мест можно получить травму, если забыть об осторожности, аккуратности, понадеяться на счастливый случай. Часто «помогают» получить травму велосипед, лыжи, коньки, мяч, такие необходимые для вас предметы, если забыть о том, как ими следует пользоваться. Царапины заживают , проходят синяки и шишки, успешно излечиваются многие вывихи и переломы. Но сколько ребят, получивших тяжёлые увечья по своей же неосмотрительности, расстались с мыслью заняться любимым делом, овладеть профессией, о которой мечтали.

Запомните! Причиной травмы является неосторожность. Внимательный человек, привыкший обдумывать свои поступки, редко получает травму. 

Детство- это счастливая пора. Но что же иногда с детьми происходит в различных ситуациях? Рассмотрите внимательно рисунки на доске. Расскажите что на них изображено?

На какие группы можно их разбить?

1) поведение в школе.

2) поведение на улице.

Вы правы, разбив рисунки на такие группы. Что в них общего?

(Дети не соблюдают правила поведения)

А что же может произойти при несоблюдении правил?

(Можно получить травму)

Какую проблему можно сформулировать?

Проблемный вопрос: почему дети часто получают различные травмы и можно ли этого избежать?

Попытайтесь из всего сказанного сформулировать тему классного часа. (Выслушиваются варианты ответов).

Тема классного часа: «Можно ли уберечься от травм?

3. Актуализация знаний учащихся.

А) Предлагаю вам заполнить таблицу.

Что знаем?

Что хотим знать?

Что узнали?

Дети часто получают травмы.

Они не соблюдают правил поведения.

Что такое травма, травматизм?

Какие травмы бывают?

Причины получения травм.

Как можно избежать травм?

Б ) Коллективная работа.

- Скажите, какие опасности подстерегают нас на улице. (Дорожные происшествия, ушибы, переломы.)

В городе много автомобилей. Пешеходы - хозяева на тротуарах, машины - на проезжей части. Если те и другие соблюдают правила дорожного движения, то они не мешают друг другу. Водителей учат в автошколе, пешеходы изучают знаки дорожного движения.

Памятка.

Правила перехода улицы в местах, где нет светофора

Посмотрите налево.

Если нет машин, дойдите до середины улицы.

Остановитесь и посмотрите направо.

Если нет машин, идите дальше.

Обсуждение и анализ ситуаций

1). Братья играли в мяч на площадке у самой автострады. Мяч был прыгучим и легкий. Ребята били его об асфальт, катали, подбрасывали и не заметили, как выбежали на проезжую часть дороги.

(Разбор и обсуждение ситуации.)

Школа - храм науки. Какие здесь, казалось бы, могут быт травмы? Но виновниками происшествий становятся сами дети.

2). Сергей и Саша на перемене бегали с этажа на этаж, не реагируя на замечания дежурных и учителей. Нечаянно Саша толкнул Сергея, и тот неудачно упал с лестницы. Получил травму...

(Разбор и обсуждение ситуации.)

Травму можно получить и на уроке физкультуры. Ситуации бывают разные: неудачное падение, неудачный прыжок, подвернувшаяся нога, даже чей-то случайный или умышленный толчок - все они могут привести к травме.

- Случалось ли с вами подобное на уроках физкультуры? (Разбор ситуаций.)

В холодное время года опасным становится все, что покрыто льдом: тротуар, горки, пруд. На обледеневшем тротуаре будьте очень осторожны. Без сопровождения взрослых не выходите на лед на реке, озере или пруду. Не катайтесь на санках и лыжах с горок, расположенных рядом с автомобильными дорогами. Зимой автомобиль тормозит гораздо медленнее, и съезжающий с горки рискует оказаться под колесами.

Весной никогда не катайтесь на льдинах. Это может закончиться трагедией.

Любознательность всегда заставляла человека делать опыты - так были изобретены порох и многие другие полезные вещи. Вот и ребята порой пытаются «изобрести порох», не задумываясь, к чему это может привести. Взрослые знают: при проведении опытов надо соблюдать правила техники безопасности. И вам тоже необходимо запомнить:

любые опыты опасны;

нельзя производить опыты в одиночку, без разрешения взрослых;

опыты с химическими веществами могут закончиться взрывом, в результате чего можно получить сильные ожоги.

- Нельзя забывать, что любая вещь, предназначенная для метания снарядов па расстояние (рогатка, самострел, лук и стрелы), является оружием.

Физминутка.

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

В) Анализ ситуаций.

Анализ ситуации «В гардеробе»

Федя спешит. Он вбегает в гардероб и, наталкиваясь на своего одноклассника Игоря, наступает ему на ногу. Игорь даже вскрикнул от боли. Но Федя не обратил на него никакого внимания. Он повесил курточку и тут увидел свою учительницу.

-Здравствуйте , Елена Николаевна!- громко и весело сказал он.

-Какие ошибки в своем поведении допустил Федя?

Анализ ситуации

Федя позвал Игоря:

-        Иди, посмотри, что у меня есть!

Он показал Игорю петарду. Мальчики отошли к окну. «Бах! Бах!» -прогремели взрывы. Дети, бегавшие рядом, испугались хлопков. Федя закрыл лицо руками и заплакал. Игорь испугался. Подошел учитель и увел Федю в медпункт. Игорь остался стоять в недоумении.

Что случилось? (Ответы учащихся.)

Что произошло, если человек ушибся, порезался, сломал ногу или руку, обжегся, поставил синяк? (Человек получил травму.)

Можно ли уберечься от травм? (Можно, если быть осторожным.)

Травма - это любое повреждение организма. Все травмы делят ни пять видов. Посмотрите на схему. (Учитель открывает на доске схему.)

Бытовой, уличный, школьный, спортивный, прочие виды.

Анализ ситуации Б. Заходер «Перемена».

 «Перемена, перемена!» - 
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог – 
Семерых сбивает с ног. 
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно, 
С ним – бо-о-ольшая перемена!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки 
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком, 
На перила сел верхом.
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи -
Словом, сделал всё, что мог!
Не угонишься за Вовой!
Ну а тут – опять звонок.
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём.
Он, гляди, какой бедовый!
- Ничего, - вздыхает Вова,
- На уроке отдохнём.

- Какие ошибки в поведении допустил Вова? Попробуйте сосчитать. (10).

. Вова допустил 10 ошибок, потому что не знает, что на перемене нужно подготовиться к следующему уроку и отдохнуть.

4. Вывод.

   Игра «Доскажи»

Правила поведения учащихся.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).
Всё пиши, не отставая, 
Слушай не …(перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …(понятно). 
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают)
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).

В) Подумайте, как можно других детей убедить и научить понимать необходимость соблюдения правил поведения в школе?

Как это можно оформить? (плакаты или выставка рисунков, буклеты, презентации)

Б)  Закрепление изученного материала