Логопедия

Горшкова Марина Николаевна

Предварительный просмотр:

Логопедические игры: В помощь практикующему логопеду

В настоящее время вопросы организации логопедической работы по предупреждению и устранению дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательного учреждения носят приоритетный характер. Принципиально важным становится работа по  созданию условий логопедического сопровождения, где используются не только традиционные методы коррекционного обучения школьников с нарушениями письма и чтения, но и включаются новые формы. К одним из важных приемов работы можно отнести логопедические игры. Логопедические занятия, проводимые в игровой форме, носят коррекционно – развивающий характер.

Большое значение имеют игры, развивающие правильное дыхание, помогающие совершенствованию произношения звуков. Игры для развития речевого и физиологического дыхания способствуют развитию глубокого вдоха, сильного дифференцированного выдоха, активизации мышц губ, языка, процессу начала автоматизации звуков гласных и согласных изолированно и в слогах, развитию фразовой речи на плавном выдохе.

При работе используются игры на формирование фонематического слуха в непринужденной форме, которые способствуют повышению уровня произношения. Совершенствуют способность воспринимать изучаемый звук, запомнить его место в слове, точно воспроизводить. Следить за правильностью речи других учащихся.

В целом, игры побуждают учащихся включаться в работу без принуждения, вызывают у них интерес, вносят разнообразие в занятия. Для того, чтобы они не были однотипными и поддерживали постоянно внимание детей, применяются различные логопедические игры, пособия и оборудование, которое учитель – логопед может не только приобрести, но и  изготовить самостоятельно или с помощью родителей учащихся. Ниже приведены варианты игр, используемых на логопедических занятиях и способы их изготовления.

Игра «Бабочки» (стрекозы, птички и т.д.)

Для игры «Бабочки» нужно взять пластмассовый круг, подвесить его за шнур к потолку на удобном для учащихся расстоянии, убрав прицепки и поместив разные по величине яркие бабочки на пластмассовые цепочки. Они располагаются на различной высоте. Данная игра может быть использована при выполнении глазодвигательных упражнений, упражнений на дыхание и отработке слоговой структуры слова.

Для изготовления игры «Бабочки» понадобится:

  1. сушилка для одежды (пластмассовый круг или квадрат с прицепками);
  2. яркие бабочки;
  3. шнур и крючок металлический.
  1. Глазодвигательные упражнения: данное упражнение хорошо расслабляет глазные мышцы у учащихся.

Это упражнение можно выполнять как сидя, так и стоя. Необходимо следить, чтобы дети держали спину прямо. По заданию учителя – логопеда школьники выбирают две бабочки и начинают описывать «восьмерку». Сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.

  1. Упражнение на дыхание: для постановки диафрагмально-речевого дыхания и развития глубокого вдоха и сильного дифференцированного выдоха, активизации губ и языка.

При выполнении данного упражнения, учащиеся встают лицом к «бабочкам» на расстоянии 20 – 30 см. Сначала делают вдох через нос и начинают дуть через «Желобок» [1. – с. 33] на «бабочку», не допуская надувания щёк во время выдоха. При этом у школьников должна быть прямая спина, плечи не напряжены и не подняты.

Это упражнение проводится как индивидуально, так и в группе. Если проводится групповое занятие, то дети могут посоревноваться: чья бабочка лучше летает.

  1. Отработка слоговой структуры слова

Для этого задания определяют, что самая большая «бабочка» – это четырехсложное слово; чуть меньше – это трёхсложное слово; ещё меньше – это двухсложное слово; самая маленькая «бабочка» – это односложное слово.

По заданию, учащиеся по очереди, по цепочке говорят по слогам слова. Первую «бабочку» учащимся показывает учитель – логопед, дальше по часовой стрелке дети сами продолжают говорить слова различной слоговой структуры, в том порядке как размещены «бабочки». Проговорив слово, каждый ребенок записывает на доске свой вариант ответа. По окончании работы, все дети к себе в тетради переписывают с доски все варианты ответов.

Игра на дыхание «Аэробол»

Данная игра будет полезна для постановки диафрагмально-речевого дыхания и развития глубокого вдоха и сильного дифференцированного выдоха, активизации губ и языка. Упражнение тренирующее выдох для звука [Р].

Для изготовления игры «Аэробол» понадобится:

1. детская погремушка;

2. соломки питьевые гибкие (трубочка);

3.  шарик из пенопласта для детского творчества.

Понадобится  для изготовления игры «Аэробол»

  Фотография 1                                      

Фотография 2

Игру «Аэробол» можно изготовить из детской погремушки. Убрав ручку и разрезав погремушку пополам, получим две части для двух участников игры. Подойдут только те погремушки, где на месте прикрепления ручки есть утолщение, которое в дальнейшем будет фиксировать трубочку. На трубочку с коротким загнутым концом прикрепляется одна часть от погремушки – «чашечка», другая часть трубочки берется в рот. В «чашечку» помещаем шарик из пенопласта, его можно приобрести в магазине,  он называется «Шарик из пенопласта для детского творчества», если нет такой возможности, можно изготовить самим, вырезав его из пенопласта диаметром 20 мм. Шарик должен быть очень легким, для тенниса и т.д. не годятся.

Помещённый в «чашечку» шарик не виден детям. Когда мы первый раз начинаем заниматься  игрой «Аэробол», можно сказать учащимся: «Сейчас я вам покажу фокус!» Берется трубочка в рот и плавно и длительно дуется воздух, из «чашечки» поднимается шарик и парит, делая на месте круговые движения. Учащимся очень нравится это упражнение, и они с удовольствием его выполняют.

           Фотография 3. Игра «Аэробол»

При выполнении данного упражнения нужно следить, чтобы школьники не задвигали слишком далеко в рот трубочку, а держали её за край. «Чашечку» и трубочку придерживали обеими руками и не закусывали трубочку зубами.

Важно объяснить ребенку, что выдох должен быть равномерным, чтобы шарик держался на одном уровне. Если дуть через трубочку слишком сильно, то шарик будет постоянно улетать и падать на пол. А если дуть слишком слабо, то шарик практически не будет подниматься из «чашечки». В обоих случаях не будет направленной воздушной струи. Когда учащиеся научатся правильно и равномерно дуть, то шарик будет удерживаться в воздухе, плавно вращаясь. Игра вызывает эмоциональный отклик у детей.

 

Игра «Разноцветные крышки»

Будет эффективна при развитии фонематического восприятия; слогового анализа – синтеза; способствует формированию мелкой моторики рук; отработке слоговой структуры слова; лексико – грамматического строя речи; развивает внимание, наблюдательность и зрительную память; способствует автоматизации и дифференциации изучаемого звука.

Фотография 4. Игра «Разноцветные крышки»

                   

Для изготовления игры «Разноцветные крышки» понадобится:

  1. изготовленный деревянный пенал;
  2. верхняя часть от пластмассовой бутылки;
  3. набор цветных крышек.

Для данной игры изготавливается деревянный пенал, в который помещается «крышка». В крышку вставляются срезанные от пластмассовой бутылки горлышки с завинчивающимися крышками.

Понадобится для изготовления игры «Разноцветные крышки»

             Фотография 5  

                                                                                             

Фотография 6

Фотография 7. Понадобится для изготовления игры «Разноцветные крышки»

                     

  1. Отработка слоговой структуры слова: Учащемуся предлагается разделить слово на слоги.

По заданию учителя – логопеда школьник должен выбрать слово с любым количеством слогов, произнести его по слогам, на каждый произнесенный слог он откручивает крышку. Сколько в слове слогов, столько должно быть открученных крышек. Следующий учащийся должен выйти и подобрать слово только с тем количеством слогов, которое будет равно количеству уже открученных крышек. Учащийся произносит свое слово по слогам и закручивает крышки обратно на место.

  1. Отработка лексико – грамматического строя речи: Школьникам предлагается составить предложение.

Для выполнения этого задания дети по-очереди составляют целое предложение. Первый учащийся говорит слово и откручивает крышку, следующий произносит слово первого учащегося и продолжает составлять предложение, произнося свое и откручивая крышку.

Например:

Дети  ☼

Дети  ☼ пошли ☼

Дети  ☼ пошли ☼ гулять ☼

Дети  ☼ пошли ☼ гулять ☼ в ☼

Дети  ☼ пошли ☼ гулять ☼ в ☼ парк ☼

Дети  ☼ пошли ☼ гулять ☼ в ☼ парк ☼ отдыха ☼

И так до конца предложения. Нужно добиваться того, чтобы количество слов соответствовало количеству крышек на пенале. Затем повторить задание снова, составить новое предложение, но уже крышки нужно прикрутить на место.

  1. Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков в слове.

Для этого задания на пенале накручены крышки двух цветов: зеленого и синего цвета.

Учащимся дано задание слушать слова. Если они услышат в слове согласный мягкий звук, то должны откручивать зелёную крышку, а если согласный твердый, то откручивать синюю крышку. После этого каждый учащийся выходит и выполняет задание, записывая слова на доске и подчеркивая буквы. Когда все дети выполнят данное задание, то все записывают в тетради.

  1. Автоматизация звука

Для этого задания в пенал разложены маленькие картинки на изучаемый звук. Сверху закручиваются крышки. Учащемуся, чтобы узнать какое слово ему досталось, нужно открутить крышку и произнести это слово, сначала выделив и повторив 3 раза первый слог из слова, а затем и само слово, назвав данную картинку.

Например:

ра – ра – ра  рак ☼

ру – ру – ру рука ☼

ры – ры – ры рыба ☼

ар – ар – ар шар ☼

Игра «Домик гласных звуков»

В игре используется отраженная в работе [2] идея Л.П. Уфимцевой и А.А. Самодуровой. Авторы используют рисунок «домика», где с двух сторон приведены гласные звуки а, о, у, ы.

                                   

Фотография 8. Игра «Домик гласных звуков»

Для изготовления игры «Домик гласных звуков»

понадобится:

  1. макет «домика»;
  2. разрезная азбука.

В середине макета «домика» закреплен кармашек – «окошечко» для согласной изучаемой буквы, которая берется из разрезной азбуки. Учитель – логопед помещает изучаемую букву в кармашек – «окошечко». Детям предлагается читать слоги с данным звуком в прямом и обратном порядке. Учащиеся читают слоги.

Сначала в прямом порядке: ам, ом, ум, ым. Потом в обратном порядке: ма, мо, му, мы. После этого полностью: ама, омо, уму, ымы.

Затем выкладывают эти слоги из разрезной азбуки, после чего записывают задание у себя в тетради.

Для следующего задания учащиеся должны, взяв слог из «Домика гласных звуков», записать на доске с заданным слогом слова, после чего переписать себя в тетради.

Например:

ма – мама, Маша, мак.
мо – море, мох.

ам – сам.

ом – сом и т. д.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб, 2006. – 64с.
  2. Уфимцева Л.П., Самодурова А.А. Организация логопедических занятий в школе для детей с нарушением интеллекта: методические рекомендации. – Красноярск, 1998. – 123с.  



Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков З – С в слогах, словах, предложениях и текстах

Конспект занятия №1

Тема: Дифференциация З – С в слогах и словах

Цель: Научить различать звуки З – С в слогах и словах.

Задачи: Коррекционная: развивать правильное произношение и написание слогов и слов со звуком З – С; логическое мышление; фонематический слух и анализ слов; развивать слоговой анализ и синтез слов.

Развивающая: развивать ручную и общую моторику и координацию движения, умение и точность бросать мяч.

Дидактическая (образовательная): формировать навыки деления слов на слоги; закреплять знания о правописании слов с сомнительными согласными З – С.

Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, взаимопонимания и сотрудничества.

Психологическая: создавать положительный эмоциональный настрой.

Здоровьесберегающая: укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, приобщать школьников к здоровому образу жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, Презентация (в программе Power Point), карточки со слогами,  разрезные картинки (предметные и сюжетные), зеркала, индивидуальная рабочая тетрадь.

Ход занятия

I Организационный момент

Знакомство с героями занятия: Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Слайд 2 Сегодняшнее занятие – путешествие в гости к сказочным героям. Знакомьтесь – это наши новые друзья Заяц и Лиса, Слайд 3, они дружат со звуками, а какими угадайте. Для этого отгадайте ребусы.

II Основная часть

Задание №1: «Отгадай ребус». Развитие логического мышления.

Логопед: В рисунке животного или птицы зашифровано его название. Отгадав первые буквы слов в ребусе, вы узнаете, какие звуки мы сегодня будем изучать, выделите их и запишите. Слайд 4. Приложение 1. Молодцы, вы справились с заданием. Наше путешествие продолжается.

Задание №2: Объяснение характерных признаков звонких – глухих звуков З – С (артикуляция и звучание звуков З – С)

Логопед: Мы с вами отправляемся в гости к нашим новым друзьям Зайцу и Лисе в страну твёрдых звуков З – С. Возьмите зеркала и произнесите по очереди звуки З – С. При произнесении этих звуков: губы растянуты в улыбке. Зубы сомкнуты. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прикасаются к внутренней стороне верхних коренных зубов. Струйка воздуха выдыхается посередине языка, на поднесенной ладони  ощущается холодный воздух. Слайд 5. Звук З – звонкий, произносится при помощи голоса и шума. С – глухой, произносится только при помощи шума. Слайд 6.

Задание №3: Дифференциация звуков З – С в слогах. Закрепление звуков и букв З – С в прямых и обратных слогах.

Логопед: Друг Зайца и Лисы, Снеговик рассыпал буквы алфавита  и очень расстроился! Помогите ему их собрать. Для этого произносите (читайте) слоги за мной Слайд 7:

Логопед: У вас всё так хорошо получается. Молодцы! Снеговик благодарит вас за помощь.

Задание №4: Игра в мяч. Развитие фонематического слуха, анализ слов – паронимов по смыслу и звучанию. Слайд 8

Логопед: Мы отправляемся дальше в наше путешествие. Лиса и Заяц приготовили для вас задание посложнее. Посмотрите на картинки, назовите каждую. Произнесите слова,  выделяя голосом звуки, которыми они отличаются. Сравните слова по смыслу и по звучанию.

Логопед: Заяц и Лиса любят играть в мяч. Они приглашают вас присоединиться к ним. Один из вас будет называть часть слова, которая изменяется и перебрасывать мяч товарищу. Тот, у

кого окажется мяч, должен назвать не изменяющуюся часть слова, вернув его обратно. Затем, меняетесь ролями. Например: ру – сак, гу – сак, ры – сак. У вас всё отлично получилось, молодцы!

Задание №5: Игра «Собери слово». Развитие слогового анализа и синтеза слов.

Логопед: Лиса Зайцу подарила новую игру – лото. Решили друзья поиграть. Выложили они из коробки карточки со слогами, но соединить не могут. Помогите найти каждому слогу свою пару. Прочитайте слоги и составьте из них целые слова. Определите место звука в слове.

Первая половина слов, слоги: ко, ва, ве, та, бы. Вторая половина слова, слоги с изучаемым звуком: со; сы; зы; зу. Составьте из слогов не менее восьми слов. Приложение 2

Логопед: Ребята, вы молодцы! Заяц и Лиса благодарны вам за помощь!

Физкультурная минутка: Упражнения по развитию ручной и общей моторики. Выполняются под музыку действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.

 Логопед: Сейчас немного отдохнем и сделаем упражнения вместе с друзьями Лисы и Зайца, Редиской, Морковкой и Огурцом. Слайд 9

Редиска, морковка и огурец

Проснулись наконец.

 Потянулись и нагнулись,

Встали, улыбнулись:

«Мы проснулись,

                     Мы проснулись!

Займёмся мы зарядкой –

Надоело спать на грядке.

Раз – два,

На пояс руки.

Три – четыре,

Наклоняемся.

Все слова повторяем,

Так мы упражняемся». [1, с.37]

Задание №6: Закрепление знаний о правописании слов сомнительными согласными З – С.

Логопед: Мы хорошо отдохнули и можем выполнять следующее задание. Рассмотрите картинку (Слайд 10) и найдите на ней, не менее пяти слов, с изучаемым звуком З – С, в которых можно допустить ошибку. Выпишите слова в тетрадь. Найдите к ним родственные слова. Приложение 3

Логопед: Молодцы! Хорошо поработали и справились со сложным заданием Лисы и Зайца.

III Итог занятия

Рефлексия

Логопед: Наше сегодняшнее путешествие в гости к Лисе и Зайцу в страну твёрдых звуков З – С подошло к концу. Попрощайтесь с нашими новыми друзьями. Нам пора возвращаться обратно в школу. С возвращением вас.

Спасибо вам за интересное и увлекательное занятие! С какими звуками мы работали? Что можно о них сказать? Что вы поняли? Как вы думаете, вы обошлись бы без помощи товарищей по группе? И должны ли друзья помогать друг другу?

Дети дают свои ответы.

Логопед: У каждого на парте лежат смайлики. Кому было интересно на уроке, тот выбирает улыбающееся лицо, а кому понравилось кое-что, лицо без улыбки,  а кому всё не понравилось – грустное. Слайд 11. До свидания! До новых встреч! Слайд 12

Список литературы:

  1. Давлетбаева Р.Г. и другие. Русский язык. –  Уфа, 2008. – 152 с.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия №2

Тема: Дифференциация З – С в предложениях и текстах.

Цель: Научить различать звуки З – С в предложениях и текстах.

Задачи: Коррекционная: развивать правильное произношение и написание предложений со звуком З – С; языковой анализ и синтез на уровне предложения; логическое мышление.

Развивающая: развивать точность произвольных движений; учить школьников переключаться с одного движения на другое.

Дидактическая (образовательная): учить развитию навыка по согласованию слов в словосочетаниях.

Воспитательная: воспитывать честность, взаимовыручку, дружелюбие.

Психологическая: развивать эмоциональный подъем и разрядку нервно – психического напряжения.

Здоровьесберегающая: обеспечить физическое  здоровье, средствами физического воспитания и развития потребности к здоровому образу жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, Презентация (в программе Power Point), карточки со словами, разрезные картинки (предметные и сюжетные), зеркала, индивидуальная рабочая тетрадь.

Ход занятия

I Организационный момент

Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие вместе с Зайцем и Лисой по сказочной стране твёрдых звуков З – С. Слайд 2

II Основная часть

Задание №1: Припоминание характеристики согласных.

Логопед: Возьмите зеркала и давайте вспомним, как правильно произносятся  звонкий – глухой звуки З – С.  

Задание №2: Работа по согласованию слов в словосочетаниях. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Логопед: Лиса собирает коллекцию картинок, у неё их уже несколько. Купила Лиса альбом, но разложить картинки не может. Помогите расставить картинки в альбом по порядку. Объясните, почему вы так их расставили. Приложение 1

Задание №3: Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения.

Логопед: Путешествие продолжается. Хитрая Лиса, чтобы запутать Зайца, поменяла местами слова в предложении. Помогите Зайцу, измените порядок слов в предложении, запишите их в тетрадь, подчеркивая изучаемые звуки З – С: «есть Барсик у Захара весёлый пёс».; «забавный сорвал для слон ананас обезьяны».; «за зимой прячется кустом заяц – русак». Приложение 2

Логопед: Молодцы! Заяц очень рад и благодарит вас за помощь.

Задание №4: Расставь картинки по сюжету и составь рассказ по картинкам. Определи место звука в слове.  

Логопед: Рассердился Заяц и решил, что нужно проучить хитрую Лису. Взял картинки о жизни лис и перепутал их. Давайте ей поможем. Заяц оставил Лисе – подсказки, используя которые, вы расставите картинки на свои места. Слова – подсказки Зайца:  идёт, копает, выкопала, живёт. Приложение 3

Логопед: Молодцы! Лиса благодарит вас и извиняется перед Зайцем. Друзья помирились и пообещали больше друг друга не обижать!

Физкультурная минутка: Упражнения по развитию ручной моторики. Выполняются под музыку действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.

 Логопед: Сейчас немного отдохнем, выполним упражнения для наших пальчиков и рук, а Заяц и Лиса нам в этом помогут.

«Капуста» Слайд №9

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста?

Если я – капуста

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трём, трём,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмём, жмём. [1, с.11]

Задание №5: Разговор Лиса и Зайца по телефону. Развитие логического мышления.       Логопед: В сказочной стране твёрдых звуков З – С  у наших друзей Зайца и Лисы испортился звук в телевизоре, все слова и предложения слились в один общий текст. Помогите нашим друзьям посмотреть новую серию фильма. Для этого надо вычлените предложения из сплошного текста. И вы узнаете, о чём разговаривают Лис и Заяц по телефону. По сюжету Лис звонит Зайцу, а тот ему отвечает. Получившиеся предложения нужно записать в тетрадь с соблюдением правила: заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения.

Зайказаинькадружокзайдуктебевгостиначасокмоядверьзакрытаназасовотхитрыхлисизлыхпсов Приложение 4

Логопед: Вы отлично поработали. Помогли Лисе и Зайцу починить звук в телевизоре. Они благодарят вас за помощь. Молодцы!

III Итог занятия

Рефлексия

Логопед: Наше сегодняшнее путешествие в гости к Лисе и Зайцу подошло к концу. Нам пора возвращаться обратно в школу. С возвращением вас.

Спасибо вам за интересное и увлекательное занятие! С какими звуками мы работали? Что можно о них сказать? Что вы поняли? Как вы думаете, что лучше: ссориться, или жить в мире и дружбе? Может ли друг хитрить и обманывать?

Дети отвечают на вопросы логопеда и выбирают смайлик.

Список литературы:

  1. Щербакова Т.Н. Игры с пальчиками.  – М., 1998.  – 24 с.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия №3

Тема: Дифференциация З – С в предложениях и текстах

 Цель: Научить различать звуки З – С в предложениях и текстах.

Задачи: Коррекционная: развивать правильное произношение и написание текстов со звуком З – С; обогащать словарь; развивать связную речь; слуховое внимание и фонематическую память.

Развивающая: развивать ручную и общую ловкость, умение ориентироваться в пространстве.

Дидактическая (образовательная): воспитывать правильный темп и ритм речи, её богатую интонационно – мелодическую окраску, просодический компонент.

Воспитательная: воспитывать чувство товарищества и коллективизма.

Психологическая: создавать эмоциональную, комфортную обстановку и хорошее психологическое самочувствие.

Здоровьесберегающая: воспитывать физическую активность, сохранять здоровье и активно формировать у школьников здоровый образ жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, Презентация (в программе Power Point), карточки с текстом, разрезные картинки (предметные и сюжетные), зеркала, индивидуальная рабочая тетрадь.

Ход занятия

I Организационный момент

Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Мы с вами продолжаем наше путешествие с нашими друзьями Лисой и Зайцем. У нас с вами будет зимнее путешествие в страну твёрдых звуков З – С.

II Основная часть

Задание №1: Припоминание характеристики согласных.

Логопед: Возьмите зеркала и давайте вспомним, как правильно произносятся  звонкий – глухой звуки З – С.  Слайд 3

Задание №2: Развитие слухового внимания и фонематической памяти.

Логопед: Сейчас в волшебной стране твёрдых звуков З – С зима. Лиса и Заяц очень любят зиму, у них есть любимое стихотворение «Зима». Давайте его прочитаем красиво, чётко и выразительно. Когда услышите звук З – хлопните в ладоши 1 раз, а когда звук С – то 2 раза.

Зима

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.                      И. Суриков

            Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

Задание №3: Развитие связной речи. Составление рассказа по картинке и вопросам логопеда. Слайд 6

Логопед: Помимо стихотворения у Зайца и Лисы есть и любимая картинка о зиме. Давайте придумаем по этой картинке рассказ, и подарим нашим друзьям. Мы с вами составим рассказ, используя как можно больше слов с изучаемыми звуками З – С. Посмотрите и ответьте мне на вопросы: Слайд №7. Какое время года на этой картинке? Чем покрыта земля, пруды и реки? Какие стоят деревья и кусты? Где живет заяц? Какой наряд у зайца зимой? Как он себя чувствует зимой в лесу?» и так далее.

орфографического обсуждения наиболее сложных слов, учащиеся записывают в тетрадь выбранный вариант рассказа. Выделяя буквы З – С и подчеркивая их.

Вариант рассказа, который получился у учащихся. Заяц.

Наступила морозная зима. На землю выпал пушистый снег. Замерзли пруды и реки. Из дальних стран прилетели снегири. Деревья и кусты зимой стоят голые. Трудно зайцу за ними прятаться. Спасают только белая шубка и быстрые ноги. К зиме заяц сменил старую серую шубку на новую белую. Он прыгает по лесу, а снег быстро засыпает заячьи следы.

Логопед: Молодцы! Вместе, сообща, придумали отличный рассказ о зиме.    Физкультурная минутка: Упражнения по развитию ручной и общей моторики. Выполняются под музыку действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.

Логопед: Друг Лисы и Зайца, Ослик приглашает нас выполнить упражнения вместе с ним.

«Ослик» Слайд 7

Во саду ли, в огороде

У Ивана ослик бродит.

Выбирает, выбирает,

Что сначала съесть – не знает.

 Наверху созрела слива,

А внизу растёт крапива.

Мучается бедный ослик!

Что сначала съесть, что после?

Впереди крыжовник зреет,

Позади малина спеет.

Голоден до полусмерти,

Ослик головою вертит.

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква.

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю лёг…

Ослик глубоко вздохнул…

Так голодным и уснул.   [1, с. 52-53]

Задание №4: Развитие связной речи. Закрепление букв З – С в деформированном тексте.

Логопед: Наше путешествие по стране твердых звуков З – С продолжается. Лиса и Заяц очень любят стихи Агнии Барто. Недавно они  купили новую книгу её стихов, но буквы З – С не пропечатались, поэтому они не могут прочитать стихотворение. Давайте вставим в тексте недостающие буквы.

А. Барто

Дело было в январе

Дело было в январе

●тояла ёлка на горе,

а во●ле этой ёлки

бродили ●лые волки.

Вот как - то ра●

ночной порой,

когда в ле●у так тихо,

в●тречают волка под горой

●айчата и ●айчиха.  

Кому охота в Новый год

попа●ться в лапы волку?

●айчата бро●ились вперед

и прыгнули на ёлку.

Они и прижали ушки,

пови●ли, как игрушки.

Де●ять маленьких ●айчат

ви●ят на ёлке и молчат.

Обманули волка.

Ведь дело было в январе –

Подумал он, что на горе

украшенная ёлка. Приложение 1

Логопед: Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями  наших друзей Лисы и Зайца. Они благодарят вас и прощаются.

III Итог занятия

Рефлексия

Логопед: Как это не грустно, но наше путешествие в гости к Лисе и Зайцу в страну твёрдых звуков З – С, подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими друзьями Зайцем и Лисой. Нам пора возвращаться обратно в школу. С возвращением вас.

Спасибо вам за интересное и увлекательное занятие! С какими звуками мы работали? Что можно о них сказать? Что вы поняли? Как вы думаете, хорошо иметь друзей, которые тебе всегда и во всём помогут? Нужно ли ценить дружбу?

Дети отвечают на вопросы логопеда и выбирают смайлик.

Список литературы:

  1. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. –  СПб., 2004. – 128 с.



Предварительный просмотр:

Особенности воспитания эмпатии у школьников на логопедических занятиях

Постоянный рост социальных факторов, смена ценностей в обществе приводят людей к стрессу, переживанию. Ухудшается экологическая обстановка, снижается здоровье и как результат, снижение психо – эмоционального состояния населения страны.

Всем прогрессивным сообществом, в том числе, педагогическим, ведется поиск путей выхода из создавшейся ситуации.  Что в свою очередь повлияло на оздоровление атмосферы в обществе, появлению тенденции к гуманизации общественных отношений.

Наряду с этим, традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса сменяют более прогрессивные. Внедряются новые подходы к обучению и воспитанию школьников, которые в соответствии с ФГОС обеспечивают воспитание гармоничной личности.

Кроме того, в образовательном процессе происходит переход от общепринятого ранее рассмотрения школьника, как «среднестатистического» ученика к учету индивидуальных, психологических и физиологических особенностей каждого учащегося, как личности. В соответствии с этим воспитывать личность, которая способна сочувствовать, сопереживать, эмоционально откликаться на переживания других людей, то есть давать эмпатийный отклик.

В психологическом словаре Л.А. Карпенко термин эмпатия обозначает, как «постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания [3, с.409]».

Эмпатия возникаем в раннем детском возрасте, по данным Н.В.Серова, в 1,5 - 2 года около 70 % детей проявляют эмпатию, а дети с 7 до 10 лет претерпевают особенно сильные изменения в способности воспринимать и оценивать других людей, по данным А.А.Горчаковой.  Задача педагогов – создать на занятии потребность в эмпатийном общении учащихся, чтобы эти способности получили свое дальнейшее развитие.

Горчакова А.А. отмечает, что в младшем школьном возрасте у девочек преобладает гуманистический вид эмпатии над эгоцентрическим. Девочки сопереживают по отношению ко всем, а мальчики только по отношению ко взрослым. Девочки проявляют интерес к состоянию другого, но и мальчики сопереживают другим.

Следовательно, у девочек лучше, чем у мальчиков развито взаимопонимание с окружающими людьми, а значит им легче общаться, их эмоциональное состояние стабильнее.  Педагогам в своей работе важно учитывать данный факт, выстраивая свою работу и подбирая методики.

Таким образом, младший школьный возраст очень благоприятен для развития эмпатии у учащихся.  Задачей педагога является формирование адекватного компонента познания учащимися друг друга во взаимоотношениях, которые должны перерасти к общению учащегося с учащимися в процессе взаимодействия, как отмечает Р.О. Агавелян.

Особое значение приобретает психолого – педагогическое сопровождение учебного процесса, педагогами – психологами и учителями – логопедами.

Хотелось бы отметить, что большее значение имеет формирование эмпатиии у учащихся на занятии с учителем – логопедом. К нему приходят обучающиеся с проблемами речевого развития, как правило, испытывающие трудности в общении. Естественно, что прежде всего учителю – логопеду необходимо создать на занятии доверительную атмосферу взаимопонимания, развить интерес к совместной работе по развитию речи. Логопедическая работа строится с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

В практике логопедической работы используются различные формы и методы построения занятия. Наша коррекционная работа при этом строится с использованием приемов по развитию коммуникации. На занятии используется:

  • сказкотерапия, то есть использование специально подобранных сказок и рассказов, направленных на развитие сопереживания героям с переносом действия в реальную

повседневную жизнь. Перенос действия на окружающих: учащихся группы, одноклассников, учителей школы, животных, игрушки и т.д.;  

  • кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк с использованием коммуникативных упражнений;
  • специально разработанные конспекты занятий по развитию эмпатии у учащихся на логопедических занятиях.

Список используемой литературы  

  1. Агавелян Р.О. Психологическая готовность педагогов образовательных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной политики в сфере образования: социально перцептивный подход// Педагогическое обозрение. – 2009. – № 10 (96). – с.2-3  
  2. Горчикова А.А. Проявление различных видов эмпатии в младшем школьном возрасте// Ананьевские чтения – 2010: Современные прикладные направления и проблемы психологии. – СПб, 2010. – Часть I. – с. 111-113.    
  3. Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М.: Политиздат, 1985. – с. 431.
  4. Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. – СПб: Речь, 2004. – с. 672.

Ниже приведены специально разработанные конспекты занятий по развитию эмпатии у учащихся на логопедических занятиях.

Конспект занятия №1

Тема: Органы речи

Цель: Знакомство со строением и функцией речевого аппарата

Задачи:

Коррекционная: знакомить учащихся с органами речи.

Развивающая: развивать умение управлять органами артикуляции и их движениями.

Дидактическая (образовательная): наблюдать за деятельностью речевого аппарата.

Воспитательная: воспитывать уважение к товарищам, дружелюбие, оказывать необходимую помощь товарищам. 

Психологическая: снятие эмоционального дискомфорта в коллективе, создание эмпатии у учащихся.

Здоровьесберегающая: укреплять здоровье детей средствами физического воспитания.

Оборудование: компьютер; проектор; графическое изображение «Строения речевого аппарата» (в программе Power Point); артикуляционный профиль (в программе Power Point); картинки артикуляционных укладов, сделанные при помощи кистей рук (в программе Power Point); индивидуальная рабочая тетрадь.

Ход занятия

I Организационный момент

Знакомство с героями занятия: Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодняшнее занятие – путешествие в мир речи. Мы будем знакомиться с обитателями этого мира – с органами речи. На сегодняшнем занятии работать мы будем в парах. Представьте себе, что один из вас не может говорить, у него пропал голос, а второй будет его помощником на протяжении всего занятия.

II Основная часть

Логопед: Надо крепко заучить, что нам помогает звуки все произносить. Повернитесь и посмотрите друг на друга. Вы видите лицо своего соседа. Посмотрите, у каждого из вас есть органы, которые помогают произносить звуки и слова. Что это за органы?

Учащийся из пары: Это органы речи.

Логопед: один из вас произносит звуки [п]; [б] с голосом, а другой без звука. Когда вы произносили эти звуки, то какие органы речи вам в этом помогали?

Дети, один показывает, другой произносит вслух: Губы.

Логопед: Покажите друг на друге. В это время учитель – логопед показывает на графическом изображении. Это какая губа? (Учащиеся рассматривают артикуляционный профиль [1, с. 17]). Приложение 1.

Учащийся: Верхняя губа.

Логопед: Это какая губа?

Учащийся: Нижняя губа.

Логопед: Теперь улыбнитесь друг другу, произнося звук [с]. Какие органы речи помогли вам произнести этот звук, вы мне скажете, отгадав мою загадку:

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю [4, с. 13].

Учащийся: Зубы. Язык.

Логопед: Сейчас мы при помощи кистей рук, покажем зубы и назовём какие зубы мы изображаем. Делаем из ладошек «чашечки», соединяем их вместе, это рот, а пальцы – это зубы.

Учащийся: Верхние передние зубы. Нижние передние зубы.

Логопед: Произносить звуки нам помогают и коренные зубы, те, что располагаются далеко во рту. Когда мы произносим некоторые звуки, к ним плотно прижимаются боковые края языка. Потяните долго звук [и], открывая рот. Сейчас при помощи кистей рук мы изобразим рот с коренными зубами и языком.

По заданию, один учащийся складывает из рук «рот с зубами», другой одной рукой изображает «язык» во «рту», а второй, свободной, показывает боковые края языка прижатые к боковым коренным зубам.

Физкультурная минутка: Коммуникативное упражнение «Комплимент» [3. с. 127]. Учащиеся садятся в круг.

Логопед: Каждый из вас должен сказать своему соседу справа комплимент, фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Ребенок, который «не может говорить», показывает мимикой и движениями, а его сосед «переводит».

Логопед: А сейчас мы познакомимся с нашим главным органом речи, а с каким, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Всегда он в работе,

Когда говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим [4, с. 14].

Учащийся: Это язык.

Учащиеся рассматривают картинку языка на экране компьютера, затем смотрят на язык друг друга.

Логопед: Ребята, а сейчас нашим языком будет ладонь, давайте покажем друг другу «язык» - ладонь и назовём все части языка.

Учащиеся называют части языка, показывая на ладони соседа по очереди: кончик языка, спинка языка, корень языка, правый бок (край) языка, левый бок (край) языка.

Логопед: Ребята, как вы думаете, мы с вами назвали все органы речь?

Учащийся: Нет.

Логопед: Правильно, при помощи одних только губ, зубов и языка мы с вами не заговорим. Кто же нам может помочь заговорить еще?

 Учащийся: Голос.

Логопед: Правильно – это голос. А сейчас у тех детей, кто «не мог говорить», появился голос. Вы теперь можете говорить. Поблагодарите товарища за помощь.

III Итог занятия

Рефлексия

Логопед: Закончилось наше знакомство с органами речи, наше занятие подошло к концу. Спасибо вам за интересное и увлекательное занятие! Что мы с вами сегодня изучали? Что вы поняли? Как вы думаете, как себя чувствовали ребята, у которых сегодня «пропал» голос? Они обошлись бы без помощи товарищей по группе? Должны ли друзья помогать друг другу?

Учащиеся дают свои ответы.

Логопед: У каждого на парте лежит листок бумаги. Предлагаю вам нарисовать свое эмоциональное состояние, то, что вы чувствуете, на этом листке. Кому было интересно на уроке, нарисуйте улыбающееся лицо, а кому понравилось кое-что, лицо без улыбки, а кому всё не понравилось, рисует – грустное.

До свидания! До новых встреч! 

Список используемой литературы  

  1. Репина З.А. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Изд-во Литур, 2005. – 208 с.  
  2. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. – М.: Аркти, 2005. – 400 с.
  3.  Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.
  4.   1500 загадок от логопеда в подарок/ авт. – сост. Т.В. Пятница. – Мн.: Аверсэв, 2005. – 144 с.

Конспект занятия №2

Тема: Звуки речи

Цель: Знакомство со звуковым составом слова

Задачи:

Коррекционная: знакомить учащихся со звуковым составом слова.

Развивающая: развивать мышление, слуховое внимание, увеличение объема внимания.

Дидактическая (образовательная): знакомить учащихся со звуками речи, различение речевых и не речевых звуков.

Воспитательная: воспитывать уважение к товарищам, дружелюбие, вызывать у учащихся желание взаимодействовать друг с другом. 

Психологическая: снятие эмоционального дискомфорта в коллективе, создание эмпатии у учащихся.

Здоровьесберегающая: приобщать школьников к здоровому образу жизни.

Оборудование: компьютер; проектор; графическое изображение «Строения речевого аппарата» (в программе Power Point); артикуляционный профиль (в программе Power Point); сюжетные картинки; «бинокль» - трубочка из картона; буквы из разрезной азбуки; индивидуальная рабочая тетрадь.

Ход занятия

I Организационный момент

Знакомство с героями занятия: Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим – путешествие в мир речи. Мы будем знакомиться с обитателями этого мира, со звуками речи. На сегодняшнем занятии продолжим работать в парах. Сегодня вы поменяетесь ролями, тот, кто на прошлом занятии не мог говорить, у него пропадал голос, будет помощником. Второй, у кого был голос, на этом занятии будет «без голоса».

II Основная часть

Логопед: На прошлом занятии мы с вами выяснили, что при помощи голоса человек говорит. Ребята, наша природа удивительно «экономна». Для речи она использовала уже имеющиеся у человека органы приема пищи, голосообразования и дыхания. Поэтому: «Когда я ем, я глух и нем». Давайте посмотрим как выглядят эти органы. (Учащиеся рассматривают графическое изображение «Строения речевого аппарата» [3, с. 101]. Приложение 2.

Логопед: Все органы речи, какие мы с вами рассматривали составляют ротовую полость. Попробуйте назвать из чего состоит ротовая полость.

Учащийся: Губы, зубы, язык, твердое небо, мягкое небо, челюсть.

Логопед: Зажмите нос и попробуйте произнести звуки [м], [н]. Не получается? Как вы видите, что даже полость носа участвует в образовании звуков.

Положите свою тыльную сторону ладони к шее под подбородком, а теперь протяните звук [а], что вы чувствуете?

Учащийся: Дрожание.        

Логопед: Правильно, так дрожат голосовые связки, которые находятся у нас внутри шеи. Это их заставляет дрожать воздух, который выдыхается из легких. Голосовые складки сомкнуты. У нас появляется голос. Представьте себе, что голосовые складки – это струны гитары. Когда струны дрожат, гитара издают звук, а когда струны в покое, то струны гитары молчат. Когда человек говорит, то он издает звуки, какие это звуки?

 Учащийся: Речевые звуки.

Логопед: Правильно речевые звуки. Человеческая речь – это не просто случайный набор звуков, а осмысленная речь.

Если вы откроете рот и скажете «а» – это будет звук. Если напишите на бумаге этот звук, то ваша запись звука «а» будет называться буквой А. Ребята, вы должны запомнить:

Звуки речи мы слышим и произносим.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Буквами мы обозначаем речевые звуки. [2, с. 4]

Физкультурная минутка: Игра «Капитаны» развивает слуховое внимание, увеличивает объем внимания.

Группа делится на две команды, каждая из которых состоит из 2 – 4 человек. Перед каждой командой вывешивается сюжетная картинка. Например, для одной «Ферма: Домашние животные», а для другой «Птичий двор: Домашние птицы».

Логопед: Ребята, вы приплыли на остров, где обитают животные или птицы. Каждой команде нужно рассмотреть через «бинокль» свою картинку и символами изобразить всех ваших обитателей, животных или птиц. После того, как вы приготовитесь, картинка будет убрана, а одному человеку, кто не может говорить, нужно изобразить движениями животного или птицу, а товарищу, какие они издают звуки. Подсказкой для вас будет служить символ – изображение. Победит та команда, которая больше и точнее изобразит животных или птиц, нарисованных на картинке.  

Логопед: Ребята, какие звуки издают животные и птицы? Речевые или нет.

Учащийся: Нет, животные не могут говорить, звуки у них не речевые.

Логопед: Молодцы, ребята! Как мы уже говорили, у животных звуки не речевые, а у человека речевые. А еще речевые звуки мы обозначаем буквами. Скажите мне, пожалуйста, какая это буква и какой это звук? (Логопед показывает учащимся букву К).

   Учащийся: Это буква «Ка», а звук К.

Логопед: Правильно, молодцы! Мы можем писать эту букву как говорим «Ка»?

Учащийся: Нет, не можем.

Логопед: Да, мы не можем писать, как слышим. Потому что мы слышим в букве «Ка» два звука, звук «к» и звук «а». Нужно писать одной буквой К. «Ка» это звук буквы, то есть ее название.  

Логопед: А сейчас у тех детей, кто «не мог говорить» появился голос. Вы теперь можете говорить. Поблагодарите товарища за помощь.

III Итог занятия

Рефлексия

Логопед: Закончилось наше знакомство со звуками речи. Спасибо вам за интересное и увлекательное занятие! Что мы с вами сегодня изучали? Что вы поняли? Как вы думаете, когда у человека нет голоса, мы его услышим? Если бы в жизни вы на какое-то время потеряли голос, то смогли бы сказать без помощи товарища что-либо? Нам можно писать буквы в словах так, как мы их слышим?

Учащиеся дают свои ответы.

Логопед: У каждого на парте лежит листок бумаги. Предлагаю вам нарисовать свое эмоциональное состояние, то, что вы чувствуете, на этом листке. Кому было интересно на уроке, нарисуйте улыбающееся лицо, а кому понравилось кое-что, лицо без улыбки, а кому всё не понравилось, рисует – грустное.

До свидания! До новых встреч!

Список используемой литературы  

  1. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972. – 206 с.
  2. Жукова Н.С. Я пишу правильно. – М.: Эксмо, 2007. – 80 с.  
  3.   Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. – М.: Аркти, 2005. – 400 с.