1. Дистанционное обучение - КАЛЕНДАРНЫЕ ПЛАНЫ, ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ К ЗАНЯТИЯМ

Гудкова Ольга Петровна

1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

образцового хореографического ансамбля «Солнечная радуга»

на апрель 2020 учебный год

 

 

 

1 год обучения, 72 занятия - 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год)

Группа - Подготовительная

 

План-конспект

Мин.

Дата

Время

1.     

Элементы классического танца:releve по I.II поз, releve lent на 450 в сторону с опорой. Обьяснение исполнения, распределения нагрузки на опорную ногу, что развивает движение,чем полезно.

 

30

07.04

12:00 – 13:30

Проучивание движений народного танца: движения мужского танца: «мячик» по VI поз.с работой рук, переходы с ноги на ногу через полное плие, прыжки из полного в полное плие по I поз.

30

Беседа: « Региональные особенности русского народного танца», введение: « танец ,как самый древний и богатый вид искусства»

20

2.     

Партерная гимнастика. См. сложение "Материал к партерной гимнастике"

30

08.04

12:00 – 13:30

Проучивание движений народного танца: «косыночка»- учебная форма  на прямых ногах . Упражнения вырабатывающие координацию, устойчивость на опорной ноге.

30

Работа с видео материалом: просмотр и анализ увиденного.

20

3.     

Работа над навыками выразительности танцеваль-ных движении: работа над положением головы, рук. Комбинации движений головы и рук одновременно.

10

14.04

12:00 – 13:30

Элементы классического танца: rond de jambe par terre en dehors по точкам с паузами лицом к опоре с правой и левой ногё

30

Проучивание понятий движений классического танца « круг ногой по полу вперед и назад, от опорной и к опорной ноге. Что такое пассе пар тер.

30

Повторение учебного материала учащимися.

10

4.     

Партерная гимнастика. См. сложение "Материал к партерной гимнастике"

25

15.04

12:00 – 13:30

Проучивание движений народного танца : батман тандю носок-каблук, методика исполнения.

30

Работа с видео материалом с последующим обсуждением просмотренного.

25

 

                                 План-конспект

минуты

дата

время

5

Элементы классического танца: rond de jambe par terre  en dedans по точкам с паузами.

20

21.04

11.45-12.15

Проучивание движений народного танца: «мячик» с выносом рабочей ноги в сторону, «мельница». Обьяснение, показ и проверка выполнения ( по одному)

30

Работа с музыкальным материалом: определение характера музыкального материала, подбор движений, отвечающих этому характеру. Составление небольшого этюда с использованием подобранных движений.

30

6

Партерная гимнастика.

25

22.04

12.00-13.30

Проучивание движений народного танца: «вскоки» поVI поз.( вскочить на п-п оп,ноги  ,а  р.н. поднять коленом вверх при этом подвести носок р.н. к колену оп.н. - подготовка к вращению.

30

Беседа: « Основные жанры русского народного танца. Хоровод, его виды и основные отличительные региональные отличия». Орнаментные, игровые, торжественные (медленные), круговые, парные и т.д.

25

7

Работа над навыками выразительности танцевальных движений.( Работа рук и головы, наклоны и повороты корпуса во время выполнения танцевальных движений)

15

28.04

11.45-12.15

Элементы классического танца: rond de jambe par terre en dehors в комбинации с port de bras.

25

Проучивание движений народного танца: работа над «вращением» на переступании по VI поз..

20

Работа с музыкальным материалом: определение характера музыкального фрагмента (вальс, марш, полька, плясовая). Подбор движений соответствующих характеру прослушенного музыкального отрывка.

20

8

Партерная гимнастика.

25

29.04

12.00-13.30

Просмотр этюдов подготовленных учащимися, анализ и устранение допущенных ошибок.

30

Продолжение работы над подготовительными движениями к вращениям: по VI поз.на переступании и по VI поз. со «вскоком» на оп.ногу.

25

 

2-ой год обучения 72 занятия - 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год)

Групп - I младшая

 

1.

Элементы классического танца:releve по I.II поз, releve lent на 900 в сторону с опорой и без опоры. Обьяснение исполнения, распределения нагрузки на опорную ногу, что развивает движение, чем полезно.

 

30

08.04

13:45- 15:15

Проучивание движений народного танца: движения мужского танца: «мячик» по I поз. с работой рук, переходы с ноги на ногу через полное плие, прыжки из полного в полное плие по I поз.

30

 

Беседа: « Региональные особенности русского народного танца», введение: « танец , как самый древний и богатый вид искусства»

20

2.

Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

30

10.04

11:45 - 13:15

Проучивание движений народного танца: «веревочка»- учебная форма  в плие . Упражнения вырабатывающие координацию, устойчивость на опорной ноге.

30

Работа с видео материалом: просмотр и анализ увиденного.

20

3.

Работа над навыками выразительности танцевальных движении: работа над положением головы, рук. Комбинации движений головы и рук одновременно.

10

15.04

13:45- 15:15

Элементы классического танца: rond de jambe par terre en dehors  лицом к опоре с правой и левой ног.

30

Проучивание понятий движений классического танца « круг ногой по полу вперед и назад, от опорной и к опорной ноге. Что такое пассе пар тер, исполнение движения в комбинации «вперед» и «назад».

30

Повторение учебного материала учащимися.

10

4.

Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

25

17.04

11:45 - 13:15

Проучивание движений народного танца : батман тандю носок-каблук в плие, методика исполнения.

30

Работа с видео материалом с последующим обсуждением просмотренного. 

(Русский танец "Полянка", балет Игоря Моисеева)

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        план-конспект

минуты

дата

время

5

Элементы классического танца: rond de jambe par terre en dedans по точкам с паузами – лицом к опоре.

20

22.04

13.45-15.15

Проучивание движений народного танца: «мячик» с выносом рабочей ноги в сторону, «мельница». Обьяснение, показ и проверка выполнения ( по одному).

30

Работа с музыкальным материалом: определение характера музыкального материала, подбор движений, отвечающих этому характеру. Составление небольшого этюда с использованием подобранных движений.

30

 

6

Партерная гимнастика.

25

24.04

11.45-13.15

Проучивание движений народного танца: «вскоки» по I поз. на полупалец с согнутой рабочей ногой коленом вверх- подготовка к вращению.

30

 Беседа: « Основные жанры русского народного танца. Хоровод, его виды и основные отличительные региональные отличия». Орнаментные, игровые, торжественные (медленные), круговые, парные и т.д.

25

7

Работа над навыками выразительности танцевальных движений. Работа рук, повороты, наклона головы, перегибы, наклоны, повороты корпуса во время выполнения танцевальных движений.

15

29.04

13.45-15.15

Элементы классического танца: rond de jambe par terre en dehors в комбинации с port de bras. Выполнение  лицом к опоре ( стол, спинка стула и  т.п.)

30

Проучивание движений народного танца: продолжение работы над подготовительными движениями к вращениям: по VI поз.на переступании и по VI поз. со «вскоком» на оп.ногу.

15

Работа с музыкальным материалом:  просмотр этюдов подготовленных учащимися, анализ и устранение допущенных ошибок при постановки этюда.

20

 

 

3-ой год обучения 72 занятия - 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год)

Группа - II средняя

 

 

План-конспект

Мин.

Дата

Время

1

Классический экзерсис – комбинация движений на releve и paur de bras, проучивание и исполнение.

40 мин.

07.04

13:30 – 15:00

Повторение проученных движений в характере итальянского  народного танца, работа с тамбурином: прыжки из V во II поз. Выпады из V поз через перескок, жете и дубль жете с пике на подскоке, выпад на колено с работой тамбурином.

20 мин.

Проучивание  вращения на « припадании» в характере   русского танца на месте и с продвижением вправо и влево.

20 мин.

2

Классический экзерсис – повторение проученных  комбинаций движений

25 мин.

09.04

13:30 – 15:00

Проучивание записи танца и прочтение танцевальных движений.

25 мин.

Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

30 мин.

3

Запись танцевального движения с помощью педагога.

20 мин.

14.04

13:30 – 15:00

Повторение проученных движений в характере русского  народного танца: «косыночка», «веревочка», «ключ простой», «притоп двойной», «притоп тройной», «моталочка», «тройное переступание с каблучком».

20 мин.

Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

20 мин.

« Региональные особенности русского народного танца», « танец, как самый древний и богатый вид искусства».

20 мин.

4

Классический экзерсис – комбинация движений боком  к  станку ( en face).

25 мин.

16.04

13:30 – 15:00

Повторение проученных движений   в характере  русского  танца.

15 мин.

Партерная гимнастика. См. сложение "Материал к партерной гимнастике"

20 мин.

 Методика исполнения батман тандю « носок-каблук с ударом раб.стопы в V позицию в народно-сценическом экзерсисе. Комбинирование различных видов батман в разных характерах.

20 мин.

 

                       План-конспект                                                                 

минуты

дата

время

5

  Партерная гимнастика: укрепление мышц спины, плечевого пояса.

30 мин.

21.04

13.30-15.00

  Народно-сценический экзерсис: «носок - каблук» battement в сочетании с классическим и с plie при переносе р.н. на каблук в характере белорусского танца. Комбинация выполняется «крестом» с правой и левой ног,  «скачки» по V поз. со сменой ног в характере  калмыцкого   танца,

30 мин.

. Определение характера прослушанного музыкального фрагмента, определение характера музыкального материала.

20 мин.

6

 Партерная гимнастика.

40 мин.

24.04

13.30-15.00

 Народно – сценический экзерсис: « упражнение для бедра» в характере венгерского танца « Чардаш»,  grand battement jete c  опусканием  на  колено в характере украинского танца « Гопак».

20 мин.

 Показ этюда на заданную  музыкальную  тему.

20 мин.

7

 Партерная гимнастика.

40 мин.

28.04

13.30-15.00

  Народный танец:

  репетиционная работа – повторение проученных движений:   «выхиляс», «тынок», «подбивка» на переступании, «веревочка».

20 мин.

 Просмотр видео « Чеботуха» русский народный танец в исполнении самодеятельного ансамбля « Карусель». Анализ увиденного, разбор ошибок при исполнении.

20 мин.

 

4 год обучения 108 занятий - 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов в год)

Группа - I средняя

 

План-конспект

Мин.

Дата

Время

1.     

Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

30

06.04

12:30 – 14:00

Методика выполнения движений классического танца: пассе-девелопе в сторону лицом к опоре и на средине без опоры.

20

Правило написания танцевальных движений. Разбор примера , прочтение описанной комбинации.

30

2.     

Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

25

09.04

12:30 – 14:00

«Русский традиционный костюм. Традиционный  комплекс женской одежды с паневой. Ссылка на материал:

Проектная работа "Русский традиционный костюм" (О.П. Гудкова)

30

Изучение методики исполнения танцевального движения: «па де баск», « молоточки по VI позиции.

30

3.     

Классический экзерсис: Sissone sauté по Vпоз. Методика исполнения прыжков классического танца.

30

10.04

15:15 – 16:45

  Запись условных обозначений рисунка танца. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях» Л. Бондаренко.

15

Разбор этюда в записи «Канава». «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях» Л. Бондаренко.

35

4.     

Народно-сценический экзерсис: battement jete на 450 с rond de jamb par terre.

25

13.04

12:30 – 14:00

Методика исполнения  танцевальных движений: «сбивка на переступании», «жете с выносом рабочей ноги в сторону» вправо и влево, «соскоки по VI поз.со вскоком на опорную ногу» -подготовительное движение к вращению. .

25

Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

30

5.     

Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

30

16.04

12:30 – 14:00

Головной убор-элемент русского костюма, его разнообразие и назначение. Ссылка на материал:

Проектная работа "Русский традиционный костюм" (О.П. Гудкова)

20

Репетиция движений, подготовка к вращению. Разнообразие вращений в русском танце.

20

6.     

Народно-сценический экзерсис: повторение проученных комбинаций на батман тандю. «Каблучный» батман, работа опорной стопы.

25

17.04

15:15 – 16:45

Работа над техникой усовершенствования движений на «выстукивания».

25

Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

30

 

                     План-конспект

минуты

дата

время

7.      

Классический экзерсис: положение cou de pied вперед и назад. Правила выполнения ( методика). Releve по I поз., на правой ноге при положении лев. ноги на cou de pied назад, затем на лев. ноге.

20

20.04

12.30-14.00

Опрос: проверка знания терминологии движений классического экзерсиса.

30

Определение характера прослушанного музыкального фрагмента, определение характера музыкального материала.

25

8.      

  Партерная гимнастика.

30

23.04

12.30-14.00

 Народно-сценический экзерсис: комбинация на plie по невыворотным позициям (показ, объяснение правила построения комбинации, повторение комбинации учащимися).

20

Беседа:  «Головной убор русского традиционного костюма, его  региональные отличия и  разнообразие. Кика, кокошник, лента, косынка.

30

9.      

  Партерная гимнастика.

30

24.04

16.30-18.00

  Классический экзерсис:   rond de jambe en l’air en de haur и en de dans , battement develloppe в сторону.

30

Просмотр видео « Чеботуха» русский народный танец в исполнении самодеятельного ансамбля « Карусель». Анализ увиденного, разбор ошибок при исполнении.

20

10.      

 Партерная гимнастика.

25

27.04

12.30-14.00

 Народно-сценический экзерсис: «каблучный» battement в сочетании с классическим. Комбинация выполняется «крестом» с правой и левой ног.

25

 Народный танец:

  репетиционная работа – повторение проученных движений:   «выхиляс», «тынок», «подбивка» на переступании, «веревочка».

30

11.      

Партерная гимнастика: укрепление мышц спины, плечевого пояса.

30

30.04

12.30-12.00

 Комбинация движений с использованием движений: « pas de basgue», «моталочка» с «молоточками» по VI поз., «ковырялочка с выхилясом». Показ, проучивание под «счет», определение участниками количества тактов.

30

 Методическое занятие: «правила и форма описания танцевальных композиций".

20

 

5 год обучения 108 занятий - 3 раза в неделю по 3 часа (324 часов в год)

Группа - I старшая

 

 

План-конспект

Мин.

Дата

Время

1.

Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

45

06.04

16:50 – 19:10

Методика выполнения движений классического танца: пассе-девелопе в сторону, вперед лицом на средине без опоры.

35

Правило написания танцевальных движений. Разбор примера , прочтение описанной комбинации.

40

2.

Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

40

08.04

16:30 – 18:50

«Русский традиционный костюм. Традиционный  комплекс женской одежды с паневой.

Проектная работа "Русский традиционный костюм" (О.П. Гудкова)

40

Изучение методики исполнения танцевального движения: «па де баск» в повороте соло, « молоточки» по V позиции в продвижении в сторону и в повороте на 360* с правой и с левой ноги.

40

3.

Классический экзерсис: Sissone echappe . Методика исполнения прыжков классического танца. Paurt de bras с растяжкой.

40

 

09.04

14:15 – 16:35

  Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

20

Запись условных обозначений рисунка танца. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях» Л. Бондаренко.

20

Разбор этюда в записи «Канава». «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях» Л. Бондаренко.

40

4.

Народно-сценический экзерсис: battement jete на 450 с работой опорной ноги, «каблучный» с заворотом рабочей ноги, с двойным ударом в позицию.

30

13.04

16:50 – 19:10

 

Методика исполнения  танцевальных движений: «сбивка на переступании», «жете с выносом рабочей ноги в сторону» вправо и влево, «соскоки по VI поз.со вскоком на опорную ногу» -подготовительное движение к вращению.

30

Продолжение лекции « Традиционный русский костю», « Кика новгородская».

Проектная работа "Русский традиционный костюм" (О.П. Гудкова)

30

Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

30

5.

Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике" 

40

15.04

 

16:30 – 18:50

Головной убор-элемент русского костюма, его разнообразие и назначение.

Проектная работа "Русский традиционный костюм" (О.П. Гудкова)

20

Методика исполнения grand battement в народном экзерсисе, комбинирование этого движения с такими,как «выпад» вперед, назад, в сторону, т.е. tombe, с прыжками, с passé, с опусканием на колено, passé par terre.

Методический материал ЛГИК им. Крупской «Методика исполнения классического танца»

40

Репетиция движений, подготовка к вращению. Разнообразие вращений в русском танце.

20

6.

Народно-сценический экзерсис: повторение проученных комбинаций на батман тандю. «Каблучный» батман, вынос рабочей ноги на каблук «крестом», работа опорной стопы.

30

16.04

14:15 – 16:35

Работа над техникой усовершенствования движений на «выстукивания», «семейские дроби».

30

«Связь народного костюма с видом деятельности народа». Лекция и разбор услышанного.

30

Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

30

 

                  план-конспект

минуты

дата

время

7

 Партерная гимнастика.

40

20.04

16.15-19.10

Опрос: проверка знаний терминологии движений классического экзерсиса.

 Классический экзерсис: toure из V и IV поз.( под-готовительные движения («подходы» к вращению).

40

 Определение характера прослушанного музыкального фрагмента, определение характера музыкального материала.

Подбор танцевальных движений, которые соответствуют характеру данного отрывка. Показ этих движений.

 

40

8

 Партерная гимнастика.

30

22.04

16.30-18.50

Народно-сценический экзерсис: комбинация на plie по невыворотным позициям.

10

Народный танец: pas de basgue  со « сбивкой» и с продвижением в сторону. Составление комбинации движений в характере pas de basgue .

40

 Работа с музыкальным материалом:  просмотр этюдов подготовленных учащимися, анализ и устранение допущенных ошибок при постановки этюда.

40

9

Партерная гимнастика.

40

23.04

14.15-16.35

 Классическийэкзерсис: rond en de haur и en de dans на 90*, develloppee « крестом» на всей стопе и в сочетании с rond  на 90*,

40

 « Традиционный русский костюм. Различие комплекта костюма в зависимости от возраста и социального статуса».

40

10

 Партерная гимнастика.

40

27.04

16.15-19.10

 Народно-сценический экзерсис: комбинация на  flic-flac в характере цыганского танца в комбинации с переступаниями, скачками по V поз. Определение учащимися количества тактов, проучивание данной комбинации.

40

Разбор 32 тактов танцевальной комбинации в записи с последующим её показом.

 

40

 

11

Партерная гимнастика: укрепление мышц спины, плечевого пояса.

40

29.04

16.30-18.50

 Совместный просмотр концерта по записи « Творческий проект ансамбля песни и танца ««Легенда» и фолк-группы « Ярилов зной».

80

12

 Партерная гимнастика.

40

30.04

14.15-16.35

 «Элементы одежды традиционного русского костюма: душегрея, сарафан, шушуп, шушун, рубаха, нагрудник, юбка».

40

   Просмотр видео « Чеботуха» русский народный танец в исполнении самодеятельного ансамбля  «Карусель». Анализ увиденного, разбор ошибок при исполнении.

40

5 год обучения 108 занятий - 3 раза в неделю по 3 часа (324 часов в год)

II старшая

 

План-конспект

Мин.

Дата

Время

1.

Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

45

06.04

14:15 - 16:35

Методика выполнения движений классического танца: пассе-девелопе в сторону, вперед лицом на средине без опоры.

35

Правило написания танцевальных движений. Разбор примера , прочтение описанной комбинации.

40

2.

Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

40

07.04

16:30 - 18:50

«Русский традиционный костюм. Традиционный  комплекс женской одежды с паневой.

Проектная работа "Русский традиционный костюм" (О.П. Гудкова)

40

Изучение методики исполнения танцевального движения: «па де баск» в повороте соло, « молоточки» по V позиции в продвижении в сторону и в повороте на 360* с правой и с левой ноги.

40

3.

Классический экзерсис: Sissone echappe . Методика исполнения прыжков классического танца. Paurt de bras с растяжкой.

40

 

09.04

16:50 - 19:10

  Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

20

Запись условных обозначений рисунка танца. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях» Л. Бондаренко.

20

Разбор этюда в записи «Канава». «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях» Л. Бондаренко.

40

4.

Народно-сценический экзерсис: battement jete на 450 с работой опорной ноги, «каблучный» с заворотом рабочей ноги, с двойным ударом в позицию.

30

13.04

14:15 - 16:35

 

Методика исполнения  танцевальных движений: «сбивка на переступании», «жете с выносом рабочей ноги в сторону» вправо и влево, «соскоки по VI поз.со вскоком на опорную ногу» -подготовительное движение к вращению.

30

Продолжение лекции « Традиционный русский костю», « Кика новгородская».

Проектная работа "Русский традиционный костюм" (О.П. Гудкова)

30

Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

30

5.

Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

40

14.04

 

16:30 - 18:50

Головной убор-элемент русского костюма, его разнообразие и назначение.

Проектная работа "Русский традиционный костюм" (О.П. Гудкова)

20

Методика исполнения grand battement в народном экзерсисе, комбинирование этого движения с такими,как «выпад» вперед, назад, в сторону, т.е. tombe, с прыжками, с passé, с опусканием на колено, passé par terre.

Методический материал ЛГИК им. Крупской «Методика исполнения классического танца»

40

Репетиция движений, подготовка к вращению. Разнообразие вращений в русском танце.

20

6.

Народно-сценический экзерсис: повторение проученных комбинаций на батман тандю. «Каблучный» батман, вынос рабочей ноги на каблук «крестом», работа опорной стопы.

30

16.04

16:50 - 19:10

Работа над техникой усовершенствования движений на «выстукивания», «семейские дроби».

30

«Связь народного костюма с видом деятельности народа». Лекция и разбор услышанного.

30

Партерная гимнастика. См. вложение "Материал к партерной гимнастике"

30

 

                               план-конспект

минуты

дата

время

7.

 Партерная гимнастика.

40

20.04

14.15-16.35

Опрос: проверка знаний терминологии движений классического экзерсиса.

 Классический экзерсис: toure из V и IV поз.( под-готовительные движения («подходы» к вращению).

40

 Определение характера прослушанного музыкального фрагмента, определение характера музыкального материала.

Подбор танцевальных движений, которые соответствуют характеру данного отрывка. Показ этих движений.

 

40

8.

 Партерная гимнастика.

30

21.04

16.30-18.50

Народно-сценический экзерсис: комбинация на plie по невыворотным  позициям.

10

Народный танец: pas de basgue  со « сбивкой» и с продвижением в сторону. Составление комбинации движений в характере pas de basgue .

40

 Работа с музыкальным материалом:  просмотр этюдов подготовленных учащимися, анализ и устранение допущенных ошибок при постановке этюда.

40

9.

Партерная гимнастика.

40

23.04

16.50-19.10

 Классическийэкзерсис: rond en de haur и en de dans на 90*, develloppee « крестом» на всей стопе и в сочетании с rond  на 90*,

40

 « Традиционный русский костюм. Различие комплекта костюма в зависимости от возраста и социального статуса».

40

10.

 Партерная гимнастика.

40

27.04

14.15-16.35

 Народно-сценический экзерсис: комбинация на  flic-flac в характере цыганского танца в комбинации с переступаниями, скачками по V поз. Определение учащимися количества тактов, проучивание данной комбинации.

40

Разбор 32 тактов танцевальной комбинации в записи с последующим её показом.

 

40

11.

 Партерная гимнастика.

40

28.04

16.30-18.50

 «Элементы одежды традиционного русского костюма: душегрея, сарафан, шушуп, шушун, рубаха, нагрудник, юбка».

40

   Просмотр видео « Чеботуха» русский народный танец в исполнении самодеятельного ансамбля  «Карусель». Анализ увиденного, разбор ошибок при исполнении.

40

12.      

Партерная гимнастика: укрепление мышц спины, плечевого пояса.

40

30.04

16.50-19.10

 Совместный просмотр концерта по записи « Творческий проект ансамбля песни и танца ««Легенда» и фолк-группы « Ярилов зной».

80

 

 

 

2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

образцового хореографического ансамбля «Солнечная радуга»

на май  2020 учебный год

 

 

 

1 год обучения

 72 занятия - 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год)

подготовительная группа

 

1.     

содержание урока

минуты

дата

 

2.     

Партерная гимнастика.

35

06.05

 

Проучивание движений народного танца: «бочонок» с выносом ног в сторону; движения мужского танца.

30

Работа с музыкальным материалом: прослушивание,анализ.

15

3.     

Элементы классического танца: releve lent через battement tendu в сторону на 450, методика исполнения.

25

12.05

 

Партерная гимнастика.

35

Работа с видео материалом с последующим обсуждением увиденного.

20

 

Партерная гимнастика.

30

13.05

 

Проучивание движений народного танца: «pas de basque»- учебная форма.

30

Работа с музыкальным материалом, прослушивание, разбор.

20

4.     

Элементы классического танца: epaullement croise вперед с правой, левой ноги.

30

19.05

 

Проучивание движений народного танца:  «косыночка», «моталочка», «тройное переступапие».

30

Партерная гимнастика.

20

5.     

Партерная гимнастика.

40

20.05

 

«Региональные особенности русского народного танца. «Хороводы орнаментные, хороводы игровые»

40

5.

Партерная гимнастика.

 

 

40

26.05

 

Работа с музыкальным материалом: прослушивание, анализ и разбор.

 

40

6.

Партерная гимнастика.

 

 

40

27.05

 

Работа над навыками выразительности танцевальных движений: работа рук, повороты и наклоны головы и корпуса.

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-ой год обучения 

72 занятия - 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год)

младшая группа

 

1.     

Элементы классического танца: sissone echappe через полупальцы, sissone sauté по I и II поз.

30

06.05

 

Проучивание движений народного танца: «выпады» во II позиции и выходом в I поз.

30

Работа с музыкальным материалом, определение характера музыкального фрагмента.

25

2.     

Партерная гимнастика.

45

08.05

 

Проучивание движений народного танца:  «припадание», «молоточки» по VI поз., подготовительные движения к исполнению «мячика».

35

3.     

Элементы классического танца: releve lent через battement tendu в сторону на 450, pour de bras лицом к опоре.

40

13.05

 

Работа с видео материалом с последующим обсуждением увиденного.

40

4.     

Партерная гимнастика.

35

15.05

 

Проучивание движений народного танца: «pas de basque»- учебная форма (на переступании).

30

Работа с музыкальным материалом: прослушивание, определения характера музыкального фрагмента.  

15

5.     

Элементы классического танца: epaullement croise вперед и назад с правой, левой ноги, положение рук, головы, корпуса.

30

20.05

 

Партерная гимнастика.

30

«Основные выразительные средства русского народного танца».

20

6.     

Партерная гимнастика.

40

22.05

 

 «Региональные особенности русского народного танца. Хороводы орнаментные, хороводы игровые».

         40  

7.

Партерная гимнастика.

 

 

40

27.05

 

Работа с музыкальным материалом: прослушивание и анализ.

40

   8.

Повторение проученных движений народного танца. 

40

29.05

 

Партерная гимнастика.

 

40

 

 

 

 

3-ой год обучения

72 занятия - 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год)

II средняя

 

№/№

Содержание урока

минуты

дата

 

1.

Народно – сценический экзерсис : упражнение  для  бедра – заворот-разворот на всей стопе опорной ноги; devellaupe  в сторону на 90*

40

07.05

 

Партерная гимнастика.

 40

2.

Народно - сценический экзерсис: упражнение  для  бедра – заворот-разворот на всей стопе опорной ноги в  plié.

25

12.05

 

 

 Партерная гимнастика.

30

 

Движения  русского   танца: выстукивания в характере русского танца, вращения на переступании, на « припадании», поVI поз. 

25

3.

Классический экзерсис :grand battement jete на passé, в plié, в комбинации с прыжками.

30

14.05

 

 

Просмотр видеоматериала: Ансамбль танца «Березка»

20

 

Движения  народного  танца: « каблучки», « подбивки».

30 мин.

 

4.

Классический экзерсис:  изучение  положения epaullement efface  вперед и назад с правой, левой ноги, положение рук, головы, корпуса.

30 мин.

19.05

 

 

 

Партерная гимнастика.

30 мин.

Растяжка.   

20 мин.

5.

Партерная гимнастика.

40

21.05

 

«Региональные особенности русского народного танца. Хороводы орнаментные, хороводы игровые».

40

6.

 

Партерная гимнастика.

40

26.05

 

«Основные выразительные средства русского народного танца».

40

7.

Партерная гимнастика.

40

28.05

 

Упражнения на растяжку, на силу мышц спины, силу мышц ног.

40

 

 

 

 

4 год обучения

108 занятий - 3 раза в неделю по 3 часа (324 часа в год)

  I средняя

 

 

Содержание урока

минуты

дата

 

 

1.

 Партерная гимнастика.

45

07.05

 

 «Основные выразительные средства русского народного танца».

35

 

 

 Партерная гимнастика.

45

08.05

 

 Методика исполнения вращений на переступании, на припадании, по VI поз. Положение рук, корпуса, работа головы.

35

 

 Партерная гимнастика.

45

11.05

 

« Отличие традиционного русского костюма жителей северных, центральных, южных регионов».

35

 

Партерная гимнастика.

40

14.05

 

 Народно-сценический экзерсис: «обратная веревочка», комбинирование танцевальных движений с « веревочкой» в разных характерах».

40

 

Партерная гимнастика.

40

15.05

 

Прослушивание музыкального фрагмента, анализ, определение характера.

10

 Составление этюдов в характере прослушанного музыкального отрывка.

30

 

Народно-сценический экзерсис:grand battement jete с увеличением амплитуды «шага», комбинации движений у станка в разных характерах .

40

18.05

 

 

 « Народный танец на профессиональной сцене. Первые профессиональные народные коллективы».

40

 

Партерная гимнастика.

40

21.05

 

Просмотр концертных номеров ансамбля танца « Березка». Анализ просмотренного материала.

40

 

Народно-сценический экзерсис: повторение проученного материала у станка.

40

22.05

 

«  Региональные отличия , манера исполнения традиционного русского танца».

40

 

Партерная гимнастика.

40

25.05

 

 

Видео просмотр концертных номером ансамбля: « Орловская круговая», ««Пензенские гуляния», « Самарочка», ««Владимирская топотуха», « Тимоня».

40

 

 

 

Партерная гимнастика.

40

28.05

 

 

Просмотр концерта академического ансамбля танца им. Игоря Моисеева.

40

 

 

 

 Партерная гимнастика.

40

29.05

 

 

Прослушивание музыкального отрывка, определение характера, подбор движений в характере данного отрывка.

40

 

 

 

 

 

5 год обучения 

1 старшая группа

 

7.     

Партерная гимнастика.

40

06.05

 

« Русский танец как художественное целое».

35

Народно-сценический экзерсис: plie( сочетание выворотных и невыворотных поз.), battement tandu  с работой пятки оп.н., « каблучный» с выносом р.н. на каблук по направлениям,battement fondu на 900(с заворотом бедра), упражнение для бедра с работой корпуса, grfnd battement jete  с выпадами по направлениям, упражнения для развития гибкости.

45

8.     

Партерная гимнастика.

45

07.05

 

Разбор танцевального этюда по записи.

45

Прослушивание музыкального фрагмента. разбор, анализ.

30

9.     

Партерная гимнастика.

40

11.05

 

Видео просмотр концертных номеров ансамбля « Березка»

35

« Сравнительный анализ танцевальной культуры регионов».

45

10. 

 Партерная гимнастика.

45

13.05

 

Видео просмотр репетиции концертных номеров, определение и анализ ошибок.

60

Методика выполнения танцевальных движений.

15

11. 

Народно-сценический экзерсис: «обратная веревоч-ка», комбинирование танцевальных движений с  «веревочкой» в разных характерах..

40

14.05

 

Работа над техникой исполнения вращений, присядок, разножек, выстукиваний.

35

Этюдная работа на выразительность танцевальных движений.

45

12. 

 Партерная гимнастика.

45

18.05

 

Прослушивание музыкального отрывка, определение характера, подбор движений в характере данного отрывка.

45

Продолжение беседы: « Сравнительный анализ танцевальной культуры регионов».

30

13. 

Партерная гимнастика.

40

20.05

 

« Народный танец на профессиональной сцене. Первые ансамбли песни и пляски».

35

Просмотр концерта академического ансамбля танца им. Игоря Моисеева.

45

14. 

Партерная гимнастика.

45

21.05

 

«Отличие русского традиционного костюма жителей северных, центральных, южных регионов России».

40

Разбор танцевального этюда по записи..

35

15. 

Народно-сценический экзерсис: повторение проученного материала у станка.

40

25.05

 

«Чем и при помощи чего достигается выразительность танцевальных движений». 

30

Прослушивание музыкального отрывка, определение его характера, составление этюда в данном характере. Просмотр этюдов, разбор ошибок.

50

16. 

Партерная гимнастика.

40

27.05

 

Просмотр концертных номеров ансамбля: ««Тимоня», « Владимирская топотуха», « Орловская круговая матаня», « Пензенские гуляния», ««Самарочка».

30

« Особености, региональные отличия, манера исполнения русского танца».

50

17. 

Партерная гимнастика.

40

28.05

 

« Различия традиционного русского костюма в зависимости от возраста, социального положения».

40

Видео просмотр Отчетного концерта ансамбля.

40

 

 

5 год обучения 

II старшая группа

 

 

Партерная гимнастика.

40

07.05

 

« Русский танец как художественное целое».

35

Народно-сценический экзерсис: plie( сочетание выворотных и невыворотных поз.), battement tandu  с работой пятки оп.н., « каблучный» с выносом р.н. на каблук по направлениям,battement fondu на 900(с заворотом бедра), упражнение для бедра с работой корпуса, grfnd battement jete  с выпадами по направлениям, упражнения для развития гибкости.

45

 

Партерная гимнастика.

45

11.05

 

Разбор танцевального этюда по записи.

45

Прослушивание музыкального фрагмента. разбор, анализ.

30

 

Партерная гимнастика.

40

12.05

 

Видео просмотр концертных номеров ансамбля « Березка»

35

« Сравнительный анализ танцевальной культуры регионов».

45

 

 Партерная гимнастика.

45

14.05

 

Видео просмотр репетиции концертных номеров, определение и анализ ошибок.

60

Методика выполнения танцевальных движений.

15

 

Народно-сценический экзерсис: «обратная веревоч-ка», комбинирование танцевальных движений с  «веревочкой» в разных характерах..

40

18.05

 

Работа над техникой исполнения вращений, присядок, разножек, выстукиваний.

35

Этюдная работа на выразительность танцевальных движений.

45

 

 Партерная гимнастика.

45

19.05

 

Прослушивание музыкального отрывка, определение характера, подбор движений в характере данного отрывка.

45

Продолжение беседы: « Сравнительный анализ танцевальной культуры регионов».

30

 

Партерная гимнастика.

40

21.05

 

« Народный танец на профессиональной сцене. Первые ансамбли песни и пляски».

35

Просмотр концерта академического ансамбля танца им. Игоря Моисеева.

45

 

Партерная гимнастика.

45

25.05

 

«Отличие русского традиционного костюма жителей северных, центральных, южных регионов России».

40

Разбор танцевального этюда по записи..

35

 

Народно-сценический экзерсис: повторение проученного материала у станка.

40

26.05

 

«Чем и при помощи чего достигается выразительность танцевальных движений». 

30

Прослушивание музыкального отрывка, определение его характера, составление этюда в данном характере. Просмотр этюдов, разбор ошибок.

50

 

Партерная гимнастика.

40

28.05

 

Просмотр концертных номеров ансамбля: ««Тимоня», « Владимирская топотуха», « Орловская круговая матаня», « Пензенские гуляния», ««Самарочка».

30

« Особености, региональные отличия, манера исполнения русского танца».

50

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский традиционный костюм.

АВТОР РАБОТЫ: ГУДКОВА ОЛЬГА ПЕРТОВНА

Русский традиционный костюм стал складываться в XII-XII веках. По мнению ученых, в этот период шел интенсивный процесс сложения русского этноса. Одним из элементов процесса формирования нации была одежда древних руссов – славянского населения Восточной Европы, общего предка русских, украинцев и белорусов. Русский костюм был достаточно разнообразен, заметно отличался от других, удачно соответствовал образу жизни народа- земледельца. Вплоть до начала XIII века он удовлетворял все слои русского общества: его носили цари и бояре, купцы, ремесленники, крестьяне.

      Реформы императора Петра I  в политической, экономической и социальной сфере принесли в Россию и новый костюм европейского образца. Новая модная одежда первоначально была привилегией  царя и его окружения, затем стала обязательной для столичных чиновников, дворян, богатых купцов; распространяясь все шире, она вошла в быт провинциального дворянства, а затем и городских ремесленников. К концу XIX века она стала основной одеждой горожан всех сословий. Лишь крестьяне сохраняли верность традиционному костюму, вплоть до конца XIX века, когда стали утрачиваться черты патриархальности в результате крестьянской реформы  60-х годов XIX века.

     В последней трети XVIII- первой четверти XX века традиционный русский костюм бытовал преимущественно в крестьянской среде, именно в этот период он оценивается как истинно национальный костюм, маркирующий русских как единый народ.

     Русский костюм существует в двух аспектах: как вещь, созданная с чисто практическими целями - для защиты от зноя и холода, дождя и ветра, и как символ, дающий представление о человеке и обществе.

     Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относится к русскому костюму. Этнографы выделяют четыре комплекса женской одежды на территории России:

     - с панёвой,

     - с сарафаном,

     - с юбкой-андараком,

     - с кубельком.

     Первые два комплекта были основными, бытовали они на большинстве территории Европейской и Азиатской России. Комплексы же с адараком и кубельком имели ограниченное  распространение.

     Комплекс одежды с панёвой заключал в себя рубаху, чаще всего с косыми поликами, панёву , пояс, передник, нагрудник, кичкообразный головной убор типа сороки, украшения из птичьих перьев и бисера, обувь, плетенную из лыка или кожаную. Этот костюм преобладал в южных губерниях Европейской России: Воронежской,Калужской,Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Орловской, частично Смоленской. Его принято считать древним у восточных славян. Ученые предполагают, что его основные части уже были составляющими женского костюма в период формирования древнерусской народности, т.е. в VI-VII веках.

     Комплекс одежды с сарафаном состоял из рубахи с прямыми поликами или без поликов, сарафана, душегреи, головного убора  на жесткой основе типа кокошника, кожаной, по преимуществу, обуви. Этот комплекс был широко распространен на территории расселения русского народа. Он бытовал на севере Европейской России, в губерниях Поволжья,  на Урале, в Сибири, на Алтае. В XIX веке шло его проникновение в Южную Россию, где он заметно вытеснял комплекс одежды с панёвой .Характерные черты этого комплекса  особенно ярко проявлялись в одежде, бытовавшей на Русском Севере: в Архангельской, Вологодской, Новгородской, Олонецкой губерниях, в северных уездах, Костромской, Нижегородской, Тверской, Ярославской губерний и некоторых других.

     Комплекс одежды с юбкой-андараком включал в себя рубаху с прямыми поликами и отложным воротником, шерстяную полосатую юбку, корсетку, широкий пояс, головной убор типа кокошника. Такой костюм носили женщиныв селах так называемых однодворцев, т.е. потомков служилых людей, присланных в XVI-XVII веках для защиты южных границ Русского государства, которые располагались  в Рязанской, Орловской, Курской, Тамбовской губерниях. Этот же тип костюма встречался в некоторых селах Смоленской губернии. Вероятно он появился в Южной России в XVI-XVII веках и был принесен сюда из-за литовского рубежа, откуда вербовались служилые люди.

     Комплекс одежды с кубильком (кубельком) был характерен для одежды донских казачек и частично для казачек Северного Кавказа. Он представлял собой платье, сшитое в талию, надевавшееся поверх рубахи с широкими рукавами. Платье носили с длинными штанами и вязаным и колпаком или шапкой. Такой костюм бытовал в XVII  -первой половине XIX века.  Считается, что он был заимствован казачками у народов Северного Кавказа в эпоху формирования донского казачества, т.е. в XVI-XVII веках.

      Мужской костюм, общеславянский в своей основе, был более или менее единообразен на всем пространстве, заселенном русским народом. Составляла его туникообразная рубаха с косым разрезом ворота, неширокие штаны, кожаная или плетенная из лыка обувь, шапка с полями или без полей. Рубаха, как правило, выпускалась поверх штанов и подпоясывалась.

     Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной ткани домашней выработки, а также из тканей фабричного производства: шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных, парчовых.

     Верхняя одежда, надевавшаяся при выходе на улицу зимой, весной и осенью, была одинаковой и для мужчин и для женщин, различало их только большее или меньшее количество украшений.

     По всей России мужчины и женщина зимой носили шубы и полушубки мехом внутрь, крытые тканью или нагольные. Весной и осенью – суконные кафтаны, зипуны, поддёвки. Отправляясь в дальнюю дорогу, повсюду надевали зимой поверх шубы тулуп, а в весенне - осеннюю погоду- армяк.

     Костюмы, бытовавшие в разных губерниях, уездах, часто обладали ярко выраженными местными чертами. Они проявлялись в манере ношения костюма, в количестве входивших в его состав предметов, в цветовой гамме, покрое, характере украшений. Различие можно было проследить и на отдельных предметах одежды: рубахах, кокошниках, передниках, душегреях и т.д. Так, кокошник, цельный твердый головной убор, включавшийся в костюм с сарафаном, был различен в разных районах: в Торопецком уезде Псковской губернии - это головной убор с конусообразным верхом – «рогом», украшенный по очелью «шишками», в Тверской губернии – высокая шапка с плоским верхом, небольшими наушниками и поднизью , спускавшейся на лоб, в Костромской – головной убор с высоким треугольной формы очельем, украшенным золотой вышевкой, бисером, жемчугом и т.п.

     Особенно большое количество локальных вариантов прослеживается в южнорусском комплексе одежды с понёвой, где они проявлялись даже на уровне села, место жительства селянки, приехавшей в город на ярмарку , определялись с первого же взгляда по её костюму: орнаменту рубахи, цвету и манере ношения понёвы, цвету пояса, способу завязывания обор лаптей и другим деталям одежды.

   Мужской костюм так же имел свои местные варианты. Так, например, в селах Беломорья мужчины носили вязанные из шерсти рубахи, заправлявшиеся в штаны, малоизвестные в других районах русского севера. В некоторых южнорусских селах мужчины включали в состав своего костюма вышитые жилеты. На Алтае мужчины любили украшать шляпы искусственными цветами, лентами,  в центральных губерниях Европейской России так же шляпы украшали пряжками или мелкими кисточками цветного гаруса и т.п.

     Верхняя одежда, особенно одежда для весенне - летнего сезона, имела отличие в покрое, материале, цвете, декоре. По всей России были распространены шубы, как нагольные, так и крытые тканью. Однако в разных районах страны они были различны. В Нижегородской, Пензенской, Симбирской, Смолеской губурниях  нагольные шубы изготовлялись из белых сыромятных овчин, в Ярославской, Владимрской, Московской и ряда других губерний – шились из красных и черных дубленых овчин. Крытые женские шубы Архангельской губернии отличались по покрою от шуб, распространенных в казачьих станицах Дона. Архангельские шубы шились  однобортными, с присборенной подрезной в области лопаток, спинкой, рукавами до запястья, украшенными в области плеча мелкими складочками. Шубка застёгивалась на пряжку, к которой прикреплялся пышный длинный бант. Донские же шились цельными, с глубоким запахом, рукава были длинные и прикрывали всю кисть.

     Суконные кафтаны, бытовавшие по всей России, имели разный цвет ( синий, коричневый, серый, черный, белый), разный покрой ( с цельной спинкой, отрезной, с клиньями в подоле, в складку, сборку и т.п.), разные застёжки (пряжки, пуговицы, крючки, кожаные завязки), разные украшения ( цветной шнур, вышивка, аппликация и т.п.). Сочетание тех или иных черт в одном кафтане и придавало ему ярко выраженную местную окраску.

     Все эти локальные варианты, как бы они порой ни отличались друг от друга, никогда не выходили за рамки  основных комплексов русского национального костюма. При этом следует подчеркнуть, что вариативность, обусловленная возрастными различиями людей, характеризовала традиционный костюм на всей территории России. Четко различалась одежда детей, взрослых, стариков, холостых парней и девушек, женатых и замужних, вдовых, солдаток, старых дев и т.п.

     Детей до пяти-семи лет одевали одинаково. Мальчики и девочки ходили в рубахах до пят, рубаху дополнял пояс. Только в подростковом возрасте у ребенка появлялась одежда, указывавшая на пол. У мальчиков рубаха дополнялась штанами. Девочки получали возможность носить дешевые украшения: серьги, бусы, низанные из сухих ягод, косточек плодов, в ход пускались и разноцветные ленточки. В будни основной одеждой девочки-подростка была подпоясанная рубаха. В праздники она дополнялась сарафаном или юбкой. Верхней одежды дети и подростки не имели - по мере необходимости надевали одежду взрослых.

     Костюм девушек и парней брачного возраста был сложнее детского. Составляло его большое количество вещей, сшитых  обязательно из новой , а для праздников – и дорогой фабричной ткани. Костюм девушек в губерниях, где распространен был комплекс костюма с сарафаном , состоял из рубахи, сарафана, душегреи, обычно кожаной обуви. Душегрея в некоторых селах могла заменяться передником, закрепленным над грудью, или нарукавниками. В южнорусских губерниях, где преобладал комплекс костюма с понёвой, девушки брачного возраста надевали поверх рубах или нагрудник ( шушун, шушпан, костолан и т.п.), или сарафан. Обувью и в праздники и в будни служили лапти с онучами или чулками, коты. Девичий костюм от костюма женщин других социовозрастных групп отличался головным убором. Девушкам полагался головной убор, открывавший волосы сверху, что позволяло видеть спускавшуюся по спине косу. Девичьи волосы воспринимались как символ красоты, невинности.

     Костюм парней состоял из рубахи, подштанников, штанов, пояса, шапки, в некоторых районах жилета или пиджака. Парни и юноши всегда имели специально сшитую для них верхнюю одежду для зимы, весны и осени.

     В костюм входят и множество украшений. Девушки надевали серьги, бусы, ожерелья, цепочки, гайтаны, шейные платки, кольца, браслеты, зарукавья, различного рода наспинные украшения; парни-цепочки, кулоны, кольца. Костюм дополнялся такими модными предметами туалетами, как перчатки, зонтики, зеркальца - у девушек, брелки, часы, трости – у парней. Костюм взрослых, т.е. женатых мужчин и женщин, отличался от костюма парней и девушек. Замужние женщины носили головные уборы, полностью закрывавшие волосы, которые были заплетены в две косы или завязаны в узел. В южнорусских губерниях в состав костюма включалась понёва, отсутствовавшая в девичьем костюме.

     В мужском костюме отличая менее заметны. Они проявлялись, например, в манере ношения верхней одежды, головного убора, завязывания пояса и т.п. Одежда мужчин и женщин была меньше украшена, чем у холостой молодёжи. Следует указать и на постоянное изменение покроя одежды, материала, цвета, отдельных деталей, насыщенности орнамента и т.д. в одежде замужней женщины и женатого мужчины с возрастом.

     Одежда стариков и старух приближается по своему типу к детской (т.е. половые различия в одежде стираются), она носится без всяких украшений и шьётся из материй белого или темного цвета. Старухи надевали поверх рубахи вместо сарафана или понёвы широкий балахон, нагрудник, передник с рукавами, которые были обычно перешиты из старых, ношеных вещей. Старики ходили в неподпоясанной рубахе, одних подштанниках без штанов. Не полагалось старикам и праздничного костюма.

     Вдовы, вдовцы, солдатки носили траурную белую и черную одежду без украшений. Старые девы не имели права на ношение  одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали голову платком. Им запрещалось надеватькокошники, сороку, повойник, носить понёву. Ходить они могли лишь в белой рубахе, темном сарафане, нагруднике.

     Ещё большую вариантность костюму предавала его функциональность, т.е. назначение. Праздничная одежда отличалась от повседневной и заключала в себе полный набор предметов, которые были  определены местной традицией. Так, на русском севере – в Архангельской, Вологдской, Олонецкой губерниях – женский костюм, предназначенный для больших праздников, должен был включать в себя рубаху ( часто рубаху-долгорукавку), косоклинный сарафан, душегрею и шугай, кокшник, покрывало или платок, закреплявшийся на головном уборе, серьги, ожерелье, перстни, браслеты, перчатки до локтя, чулки, кожаные туфли, ширинку- квадратный платок типа носового. Шилась праздничная одежда из дорогой  хорошей ткани фабричного или домашнего производства:  шелка, парчи, тафты, кисеи, льняного полотна домашней выделки, тонкого домашнего или фабричного сукна, тонких хлопчатобумажных тканей.  Все предметы одежды, головные уборы, обувь обычно богато орнаментировались.

     Повседневный же костюм отличался большей простотой. Он состоял из самых необходимых предметов одежды. Так, если праздничный костюм молодой замужней женщины  из Рязанской губернии включал в себя предметов двадцать., то будничный – только семь: рубаху, понёву, пояс, повойник с платком, онучи ,лапти. Шилась одежда обычно из дешевых  тканей фабричного производства или, чаще, домотканых. Как правило, рубахи скудно украшались по вороту, манжетам; понёва же украшалась только по подолу, а сарафан – только в верхней части.

     Рабочая одежда в своих основных чертах повторяла повседневную.  Однако была одежда и специального предназначения. Так, например, углежоги, смолокуры, охотники, рыбаки и т.п.

   Наряду с рабочей, повседневной, праздничной одеждой у русских крестьян была и обрядовая одежда, предназначенная для ношения во время исполнения обрядового действия: свадебная, похоронная ,молёная. Обрядовый костюм отличался от обычного не столько набором  входивших в него предметов, каким-нибудь особым покроем, сколько способом его изготовления, цветом, манерой ношения того или иного предмета. Так, например, женская «смертяная» одежда изготовлялась из белого холста вручную, причем стежки швов были направлены от себя. Нити при шитье не закреплялись, узлы не завязывались.

      Молёная одежда женщин из старообрядческих семей обычно состояла из белой рубахи, темно-синего сарафана, пояса и платка, сложенного два раза по прямой линии и заколотого  под подбородком.

     В обычные и праздничные дни женщины носили другую по цвету одежду, иначе повязывали платок.

     Венчальная рубаха для девушки или парня обычно не отличалась от обычных кроем, но изготовлялась, как правило, в определенное время (часто накануне больших праздников). Мог отличать её от праздничных и повседневных рубах и орнамент, его цветовая гамма.

     Обрядовым мог так же стать костюм или предмет одежды, головной убор, вышедший из употребления. Так, в начале XX века обрядовым костюмом  на русском севере становится « штофная пара» - празднечный костюм девушек  начала-середины XIX века. Девушка – невеста обязана надеть её  для причитания на девичнике.

     Обрядовыми стали многие головные уборы, которые ранее считались праздничными: головодец, почелок, венец и т.п. В конце XIX века они превратились только в головные уборы невест.

     Весьма заметно сказывалась на костюме и разница в социальном положении их владельцев. Праздничный костюм богатого купца или крестьянина отличался от костюма его менее зажиточного соседа или просто бедняка большим количеством вещей, входивших в его состав, обилием и цветностью украшений, включением в костюм модных городских предметов, да и шился такой костюм из дорогих тканей.

     Русский народный костюм на протяжении 150 лет, прошедших с конца XVIII века до конца 20-х годов XX века, заметно менялся. Процесс этот шёл непрерывно: одни элементы исчезали, другие появлялись. Изменения происходили и вследствие внутреннего развития, и под воздействием  внешних обстоятельств, прежде всего европейской моды. В XVIII веке её влияние на народный костюм ещё незначительно. Оно проявлялось в основном в некотором облегчении праздничного костюма: например, в торжественных случаях перестали носить несколько шуб одновременно, чебаки, надевавшиеся поверх кокошника, стали заменяться шалями, восточные шелковые, парчовые ткани  уступили место тканям отечественного производства с орнаментом западноевропейского типа. Включение же в состав народного костюма элементов одежды европейского образца началось только в 20-30 годы XIX  века. При заимствовании в большинстве случаев происходило органическое соединение национально-русских и европейских элементов. Часто даже не представляется возможным отделить традиционный элемент костюма от европейского. Так, например, нельзя назвать целиком русской или целиком европейской традицией использование женщинами в качестве головного убора наколок, сложенных из платка, заколотого булавками, перчаток-накулачников и т.д. Однако есть в костюме и вещи, которые сразу определяются как заимствованные,- это галоши, шляпки, зонтики, муфты и т.п.

     Изменялся русский костюм и под воздействием традиционной одежды соседних народов: норвежцев, ненцев, аборигенов  Сибири, Северного Кавказа. В него включались отдельные предметы одежды этих народов – совик, малица, торбаза, малахай, чекмень и т.д., что было вызвано природными условиями, непривычными для русских, новыми для них занятиями (промысловое рыболовство, оленеводство), а также торговыми связями между этими народами.

     Эволюция традиционного костюма проходила не только под влиянием внешних факторов, но и, как уже говорилось выше, вследствие внутреннего развития.  На протяжении XIX - первой четверти XX века шла постепенная замена одних элементов костюма другими: сороки заменялись кокошниками, кокошники- повойниками, повойники – платками; сарафаны уступали место юбкам, кафтаны – поддёвками и т.д. Особенно заметно изменялся покрой одежды: косоклинные сарафаны заменялись круглыми, верхняя одежда с цельной прямой спинкой – одеждой с клиньями, затем с фалдами, настала очередь и другого типа кроя: костюм стал подрезным по талии с пышными сборками на спине. Заметно менялась ткань: домотканый холст, шерсть уступали место фабричной хлопчатобумажной ткани, шёлку, сукну и другим новым  для традиционного костюма тканям.

     Устойчивость основных типов  одежды, их вариативность внутри комплексов, включение в костюм заимствованных предметов одежды, воздействие европейской моды на народный костюм – всё это нашло своё отражение в лексике. Фонд терминов народной одежды огромен и чрезвычайно разнообразен. Так, например, только на территории Сибири было зафиксировано 152 термина для обозначения верхней одежды, 85 – для обозначения обуви, 127 -  для женских и мужских головных уборов. Среди терминов, применявшихся для обозначения того или иного предмета одежды, можно выделить термины, общие для всей территории его бытования, это рубаха, сарафан, юбка, понёва, кокошник, повязка, платок, косынка, повойник, порты, шуба, полушубок, армяк, тулуп, сапоги, лапти и т.д., но  одновременно существуют термины для обозначения  фактически всех возможных вариантов того или иного предмета одежды. Так, сарафан, в зависимости от покроя, материала, цвета, происхождения, назывался по-разному: штофник, бархатник, пестрядинник, маренник, набивник, клиник, саян, костыч, ферязь  кундыш… Женская и мужская обувь в зависимости материала, кроя, назначения, места бытования тоже назывались по-разному: сапоги, бахилы, бутылы, коты, башмаки, черки, чиркр, боторы, каныши, ичеги, уледи, упаки, поршни, неговани, скуты, обувки и т.д. Женские рубахи, при господстве основного термина « рубаха», могли называться в зависимости от местности станушкой, воротушкой, чехликом, долгорукавкой, проходницей… Следует также отметить, что одним термином часто обозначалось несколько предметов или, наоборот, один и тот же предмет в разных районах  России имел и разные названия. Так шубкой называли верхнюю меховую одежду, сарафан, короткую теплую кофту с рукавами и душегрею. В то же время короткая женская одежда на лямках называлась душегрея, коротена, коротенька, перо, шубка.

     Предметы  одежды европейского типа, вещи, заимствованные у соседей, входили в народный быт вместе со своим названием. Правда, на русской почве оно часто получало несколько иное звучание: верхняя одежда европейского типа спензель у русских получило название «пендель», «пенделюшка», теплое пальто модного покроя дипломат стало

 « тепломатом», пиджак – «спиджаком», «пенжаком» и т.д.

      Таким образом, русский традиционный костюм, известный нам по памятникам XVIII – первой четверти XX века, представляет собой довольно своеобразное явление народной культуры.  В нём, естественно, преобладают черты, возникшие на местной русской почве, восходящие к быту Древней Руси, но заимствование из костюмов соседних народов и западноевропейского костюма, происходившее на протяжении веков, заметно преобразило его. При этом характерной особенностью традиционного русского костюма остается удивительное  многообразие вариантов одежды в зависимости от возрастного, социального фактора, специфики местной ситуации при сравнительной устойчивости основных комплексов.



Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛЫ К ПАРТЕРНОЙ ГИМНАСТИКЕ (растяжка)