КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ГОМЕНЮК АЛЛА ВИТАЛЬЕВНА

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.odt517.63 КБ
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt78.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: "Авторитет родителей в воспитании ребенка"

Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но и всем образом жизни. Отношения в семейном коллективе требуют взаимопонимания, ответственности, умения организовать отношения на принципах равенства, товарищества, уважения.

Если родители – люди добрые, отзывчивые, заботливые, внимательные, живут широкими общественными интересами, а семейный коллектив сплочен общими трудовыми обязанностями, такая семья положительно влияет на воспитание детей. Но если они ведут праздный образ жизни, не хотят трудиться на производстве, им чужды высокие идеалы, семья замкнута в своем узком мирке или каждый ее член живет своей жизнью, в такой семье царит черствый эгоизм. Воспитание в ней серьезно осложнено.

Стиль внутрисемейных отношений каждая молодая семья вырабатывает непросто. Совместная жизнь молодых супругов в первые годы приводит порой к столкновению индивидуальных представлений, сформированных каждым супругом в родительской семье, о цели семьи, распределении семейных обязанностей и т.д. Каждая семья накапливает свой опыт воспитания, вырабатывает взгляд на его цели, конкретное содержание, способы реализации и др. Таким образом, молодая семья фактически создает свою культуру отношений, воспитания, общения.

Большинство родителей понимают значение авторитета в деле воспитания. Но как завоевать авторитет у ребенка, знают далеко не все. Педагог объясняет родителям, как создается авторитет, какова его основа; молодые родители должны осознать, что свои отношения можно координировать так, чтобы, проявляя терпение и такт, воспитывать у ребенка уважение к каждому из родителей.

К сожалению, родители не всегда владеют культурой общения и отношений: нередко они критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей, детей. По данным социологов, чаще так поступают жены. Они уверены, что ведут себя правильно, стремясь «улучшить» своих мужей. Психологи обнаруживают, что в семейной этике такое положение приводит к противоположному: критика одного супруга другим задевает человеческое достоинство, самолюбие, вызывает обиду, напряженность в отношениях, ведет к эмоциональным срывам, конфликтам. Между супругами накапливаются отрицательные чувства друг к другу, разрушаются эмоциональная близость и контакт, подрывается авторитет. Так возникает отчуждение, которое иногда приводит к распаду семьи.

 

Авторитет родителей держится на поддержке друг друга, уважении, возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения.

Воспитатели используют любые подходящие ситуации для поддержания авторитета взрослых членов семьи.

 Какое у тебя красивое платье! – обращается воспитатель к Юле. – Кто тебе его купил?

 Это бабушка мне сшила на день рождения, – не без гордости ответила девочка.

 Хорошая у тебя бабушка, заботливая, руки у нее золотые. А как она любит свою внучку Юленьку! Вечером придешь домой, скажи бабушке, что мне платье очень понравилось. Поцелуй бабушку и скажи еще раз спасибо.

«Мама – мастерица», «Мама – рукодельница», «Папа – мастер на все руки» – часто слышат дети от воспитателя.

А.С. Макаренко, анализируя семейное воспитание, вывел несколько видов ложного авторитета родителей, которые встречаются и в современных семьях.

1) Авторитет любви: родители в таких семьях захваливают ребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Все это с постоянной тревогой за жизнь и здоровье ребенка создает в семье эгоиста, который подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.

2) Авторитет доброты: родители все разрешают ребенку. Они все прощают, исполняют любую прихоть и капризы. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, предъявляющего непомерные претензии, требования, мало дающего обществу и семье, не признающего запретов.

Дети этих двух видов воспитания трудно входят в детский коллектив.

3) Авторитет подавления: складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений, исходящий главным образом от отца. При непослушании, сопротивлении отец раздражается и начинает кричать. В такой семье часто наказывают ребенка. Естественно, что вырастает безвольный, замкнутый, забитый ребенок или, наоборот, деспот.

4) Авторитет педантизма: родители стремятся сохранить дистанцию между собой и ребенком, разговаривают с ним подчеркнуто сухо, скучно, по любому поводу читают длинные нотации, назидания. Обычно с ребенком в таких семьях не считаются, его мнения не спрашивают. В такой обстановке ребенок либо подчиняется и выполняет все распоряжения взрослых, либо начинает протестовать, капризничать, упрямиться. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек с неуживчивым характером.

5) Авторитет чванства: родители чрезмерно кичатся своими достижениями, подчеркивают их окружающим. В подобных семьях гордятся не тем, что «умеют», а тем, что «имеют». В этих семьях царит культ денег и связей, перепутаны истинные и ложные ценности. В обстановке постоянного подчеркивания своих преимуществ, выражении пренебрежения к окружающим, не имеющим того, что является для этих семей главным, взрослые формируют у детей психологию потребителей. Дети в таких семьях вырастают хвастунами, белоручками, расчетливыми дельцами и бездельниками.

6) Авторитет подкупа: послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «подкупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю…» – эту фразу мы часто слышим в разговоре матери с ребенком. В такой семье растет ребенок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу.    

Формирование личности ребенка определяется всем образом жизни семьи. А.С. Макаренко называл его «общим тоном семьи». Он действует на ребенка независимо от отца и матери, а подчас даже вопреки им. Общий тон семьи создается личностью родителей, их гражданским лицом: идейно-политической сознательностью, отношением к общественному труду, а также и к домашнему труду, направленному на удовлетворение потребностей всех членов семейного коллектива. В семье, где отец и мать не делят домашние заботы на «женские» и «мужские», одинаково уважительно и заботливо относятся друг к другу, своим родителям, детям, ребенок видит примеры доброго отношения к людям. С раннего возраста малыш живет в обстановке положительного отношения к окружающим, любви, дружбы, доверия, взаимопонимания.

Памятка для родителей  «Авторитет – основа воспитания»

Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.

Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим собой.

Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.

Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.

Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.

Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение ребенка к полезным увлечениям отца и матери (занятия спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.).

Детей дошкольного возраста недаром называют «почемучками». Пытаясь постичь окружающую жизнь, они задают массу вопросов. Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.

Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.

С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить. Детям дошкольного возраста нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца и матери ребенок тонко чувствует.

         

     

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ  ПОСЛОВИЦЫ О СЕМЬЕ.

         

Братская любовь крепче каменной стены.
Без мужа – что без головы, без жены – что без ума.
Без отца – наполовину сирота, а без матери – круглая сирота.
Было бы кому до смерти поить, кормить, да глаза прикрыть.
В недружной семье добра не бывает.
В гостях хорошо, а дома – лучше.
В семье дружат — живут, не тужат.
В дружной семье и в холод тепло.
Всякая невеста для своего жениха родится.
Всякий мирянин своему брату семьянин.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
В том-то и сила, чтобы жена мужа любила.
Вся семья вместе – так и душа на месте.
Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме – пусто.
В семье согласно – так и дело идёт прекрасно.
Все равные детки — что пареньки, что девки.
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает.
В своей семье всяк сам большой.
В своей семье какой расчет?
В своем доме и стены помогают.
В семье и каша гуще.
В семье разлад, так и дому не рад.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Везде хорошо, но дома лучше.
Где мир да лад, там и Божья благодать.
Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.
Густая каша семьи не разгонит.
Двойня — и счастья вдвое.
Где любовь и совет – там и горя нет.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Дитя не плачет – мать не разумеет.
Дитя хоть и хило, да отцу с матерью мило.
Добрая жена доблести мужа прославит, а недостатки – сгладит.
Добрая семья прибавит разума-ума.
Добрую жену взять – ни скуки, ни горя не знать.
Девичье смиренье дороже ожерелья.
Дочерьми красуются, с сыновьями в почёте живут.
Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт.
Дружная семья не знает печали.
Жизнь родителей в детях.
Жениться – не воды напиться.
Жена верховодит, так муж по соседям бродит.
Жена – для совета, тёща – для привета, но нет милей родной матери.
Жена приласкает, а мать – пожалеет.
Жена мужу подруга, а не прислуга.
Жениться – не напасть, как бы, женившись, не пропасть.
Жена не гусли – на стену не повесишь.
Зачем и клад, коли в семье – лад?
Злая жена сведёт мужа с ума.
За плохого бойца ругают отца.
Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.
Кто свою мать уважает — чужую не обругает.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Лучше хлеб есть с водой, чем жить со злою женой.
Лучше семь раз гореть, чем один раз вдоветь.
Лучше плакать в детстве, чем в старости.
Люблю своих детей, но внуки милей.
Любовь да совет — там горя нет.
Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.
Не будет добра, коли в семье – вражда.
Народила, да не научила.
Намёки да попрёки – семейные пороки.
Муж без жены – что гусь без воды.
Муж – за чарку, а жена – за палку.
Муж жену любит здоровую, а брат сестру богатую.
Мать кормит детей, как земля – людей.
Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
Мать всякому делу голова.
Мать приветная — ограда каменная.
На немилой жениться – сердце озлобится.
Нет добра, коли меж своими вражда.
Нет друга супротив родного брата.
Отец наказывает, отец и хвалит.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
При солнышке тепло, при матери добро.
Родителей чти — не собьешься с истинного пути.
Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Родительское слово мимо не молвится.
Не чванься отцом – хвались сыном – молодцом.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Птица рада весне, а младенец – матери.
При доброй године и кумовья — побратимы.
Родителей чти – не собьёшься с истинного пути.
Родители трудолюбивы – дети не ленивы.
Русский человек без родни не живёт.
Семья без ребёнка, что очаг без огня.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Слава сына – отцу отрада.
С сыном дом наживёшь, а с дочкой остаток проживёшь.
С плохой женой состаришься, а с хорошей – помолодеешь.
Семья в куче – не страшна и туча.
Семья воюет, а одинокий горюет.
Семьёй дорожить – счастливым быть.
Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.
Свой своему не враг.
Свой со своим считайся, а чужой не вступайся.
Семейное согласие всего дороже.
Семейный горшок всегда кипит.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
Семьей и горох молотят.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семья — опора счастья.
Семья в куче, не страшна и туча.
Семья дает человеку путевку в жизнь.
Семья крепка ладом.
Сердце матери греет лучше солнца.
Сердце матери отходчиво.
Сестра с сестрою, как река с водою.
Согласие да лад — в семье клад.
Согласную семью и горе не берет.
Согласье в семье — богатство.
Ссора в своей семье — до первого взгляда.
Старший брат как второй отец.
Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.
Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.
Терпенью матери нет предела.
Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
У милого дитяти много имен.
Хоть тесно, да лучше вместе.
Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.
Что есть — вместе, чего нет — пополам.
Только трудом держится дом.
Умел дитя родить – умей и научить.
Холостому помогай, Боже, а женатому хозяйка поможет.
Шей шубу теплее, а жену выбирай добрее.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.
Что жена не любит, того мужу век не едать.



Предварительный просмотр:

Во что играют наши дети?

Сегодняшние дошкольники чуть ли ни с рождения знакомятся с достижениями научно-технического прогресса. Телевизор, компьютер, мобильный телефон для них такие же обычные вещи как стол, диван или ложка. Родители, не задумываясь, используют современные гаджеты для ухода и воспитания малышей. Это очень удобно. Включи мультик, и ребёнок, уставившись в экран, безропотно съедает приготовленную кашу. Ранним утром телевизор блокирует горький крик: «Не хочу в садик». Мобильный телефон помогает высидеть в очереди ко врачу, а компьютерные игры дают возможность ставшим родителям предаться желанному отдыху или общению с друзьями.

 Все больше и больше детей приобщаются к телевизионному экрану и компьютерному дисплею буквально с младенчества. Родители умиляются, когда малыш, которому от роду несколько месяцев, не мигая, всматривается в изображение на экране.  Им невдомек, что в этот момент закладываются будущие интересы их ребенка. Если бы родители были знакомы с одной психологической закономерностью, установленной и подтвержденной учеными, наверное, по-другому знакомили своего малыша с окружающим миром. Мне бы хотелось, чтобы все молодые родители знали о явлении импринтинга или законе первого впечатления. 

Этим объясняется, например, тот факт, что пища, наиболее употребляемая нами в детстве, на всю жизнь остается желанной, будь то бабушкины оладьи, новогодние мандарины или просто вареная свекла.

  • Если первыми впечатлениями ребенка будут не нежная зелень листвы, не искрящийся снег, не стремительный полет птиц, а их цифровое изображение, то вполне возможно, что на всю жизнь телеэкран и дисплей станет для него привлекательней живой природы.
  • Если первыми впечатлениями станут не прочитанные мамой и папой книжки, а мультики и компьютерные игры, то вероятно, ребенка трудно будет увлечь чтением в школьном детстве. Сейчас же множество молодых семей используют телевизор и компьютер в качестве удобной няньки для своего малыша.

 По данным Института социологии РАН 2010-го года более 60% родителей проводят досуг с детьми перед телевизором, у каждого десятого дошкольника все свободное время проходит у телевизора.

Дети становятся менее энергичными, менее деятельными, у них снижается желание действовать.

  • Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, к гиперактивности, повышенной рассеянности.

Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать информацию на слух и читать. Понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, а потому не понимают текста в целом. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Дети раннего возраста воспринимают окружающий мир как продолжение самих себя, в том числе – и любую технику. Вот компьютер и становится для ребенка естественной и неотъемлемой частью мира, изучать которую ничуть не сложнее, чем что-либо другое: язык, собственное тело, природу. Освоенное в раннем детстве сохраняется на всю жизнь. Компьютер может при определенных условиях превращаться в инструмент развивающего обучения, причем буквально с пеленок. Конечно, все хорошо в меру. Родители обязаны ограничивать время, проведенное ребенком за компьютером.  Иначе возникает риск и гиподинамии, и  замены реального общения со сверстниками виртуальным.

 

Родителям важно знать, что применение современных гаджетов при воспитании детей дошкольного возраста не так безоблачно. 

Существуют серьёзные побочные явления, о которых необходимо помнить.

Еще более опасно длительное сидение дошкольника перед компьютером. Возможны следующие негативные последствия:

  • Напряжение органов зрения (устойчивое утомление мышц глаз, проблемы  сетчатки, проблемы внутриглазных сосудов, головная боль, головокружение)
  • Влияние компьютера на центральную нервную систему (вегето-сосудистые нарушения, повышенная утомляемость, слабость, трудность засыпания и дневная сонливость, апатия и пугливость, излишняя темпераментность, вспыльчивость, быстрая отвлекаемость, рассеянность).
  • Воздействие на психику (отклонения в эмоциональной сфере личности, эмоциональная неустойчивость, снижение активности, настроения, формирование зависимости, синдром отчуждения
  • Негативные последствия для мышц рук (стойкое утомление мышц рук, нарушение кровообращения, ухудшение нервной проводимости,  нарушение координации пальцев,  боли в суставах рук,  судороги кисти и предплечья)
  • Перенапряжение шейного отдела позвоночника (стойкие головные боли, мигрени, кислородное голодание мозга, ухудшение кровоснабжения)
  • Нарушение образа жизни детей (гиподинамия, замедление физического развития, проблемы аппетита, проблемы веса) 

 

Означает ли приведённая информация, что родителям нужно выбросить из дома телевизор, компьютер, мобильные телефоны?

Такой выход вряд ли возможен в современных условиях. Искусственное отчуждение детей от окружающего их мира не может содействовать их развитию.

Выход мне представляется в другом:

  1. информация адресованная малышам должна учитывать их возрастные возможности.
  2. важно соблюдать приоритеты в процессе  социализации детей: сначала маленький ребёнок должен познать эмоциональные отношения с близкими людьми, с растительным и животным окружающим его миром, с книгой, как основой мировой культуры и только потом с техническими достижениями человечества;
  3. важно как можно раньше выработать правильное отношение к телевизору (компьютеру, телефону), как к машине, инструменту для получения знаний, навыков, а не средству получения эмоций.

Помогайте ребёнку справляться с тяжёлыми чувствами, которые неизбежно присутствуют в жизни любого человека (скука, разочарование, обида). Жизнь засияет яркими красками, когда родители и дети ВМЕСТЕ!

 Ребенок в раннем детстве чаще всего не способен сам заинтересоваться книгами. Для того, чтобы подружить малыша с книгой, необходимы взрослые: только взрослые могут привлечь его внимание к книге и сделать чтение увлекательным процессом. Но для начала родителям следует ответить себе на вопрос: зачем ребенку книга? Как книга повлияет на его жизнь? Что недополучит ребенок, если в детстве лишить его знакомства с книгой? Осознавая роль книги в жизни ребенка, взрослые смогут повлиять на его будущее.

 Поэтому лучше играть не на компьютере или телефоне, а в реальном взаимодействии с собственными детьми. Если сомневаетесь в пользе детских игр, вдумайтесь в точные, глубокие и поэтичные слова В. А. Сухомлинского:

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенку... Без сказки, без игры воображения ребенок не может жить... В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 

Для примера несколько семейных игр:

Игра «Секретик» ( для детей от 3-х лет)

Игра «Снеговик» (для детей от 3 до 7 лет)

Игра «Торт с сюрпризом» (застольная игра для детей от 3-х до 7-ми лет и их родителей)

Игра «Эхо» (для детей от 4-х лет)

Игра «Астра» (для детей с 4-х лет)

Игра «Как у бабушки у Светы» (для детей 4-5 лет)

Игра «Я подарю тебе…» (для детей от 5-ти лет)

Игра «По улице идут…» (для детей от 5-ти лет)

Игра «Туманы-растуманы» (для детей с 5-ти лет)