Инновационная деятельность в ДОУ

Разумова Алёна Геннадьевна

Здесь Вы можете найти план инновационной деятельности в ДОУ, картотеку наблюдений, опытов и эскпериментов и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_raboty_po_innovatsionnoy_deyatelnosti.docx23.59 КБ
Файл kartoteka_opytov.docx32.84 КБ
Файл eksperim.pptx849.12 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по инновационной деятельности (экспериментирование) в подготовительной

к школе группе «Фантазеры» на 2024 – 2025 учебный год

Дата проведения

Тема

Цель

Оборудование

Опыты с водой

1.

02.10.2024

Вода не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета

Вода занимает место и принимает форму сосуда

Изучить свойства воды.

Продемонстрировать детям как вода принимает форму разных сосудов.

Стакан с водой,

сосуды разной формы и размера

2.

07.10.2024

Вода может смачивать предметы

Вода может скреплять предметы

Продолжать изучать свойства воды.

Маленькая салфетка, фильтровальная бумага, прозрачная пластиковая пластина, пленка, низкая кювета, пипетка, стакан с водой, лист бумаги, ножницы, песок.

3.

14.10.2024

Вода может растворять вещества

Продолжать изучать свойства воды. Продемонстрировать детям как некоторые вещества растворяются или не растворяются в воде.

Пять стаканов с водой,  ложечка шпатель и различные вещества (мел, песок, сахар, соль, растительное масло)

4.

21.10.2024

Соленая вода плотнее пресной

Продолжать изучать свойства воды.

Стаканы, наполненные водой наполовину каждый, сырое куриное яйцо, поваренная соль, столовая ложка.

5.

28.10.2024

Вытеснение воды

Продолжать изучать свойства воды.

Маленький цилиндрический сосуд с крышкой, маленькое пластиковое ведерко, стакан с носиком, низкая кювета, стакан с водой

6.

05.11.2024

Плавает или тонет?

Продемонстрировать детям как предметы из разных материалов ведут себя при погружении их в воду.

Прозрачная пластиковая ванна, поднос, небольшие предметы, изготовленные из разных материалов.

7.

11.11.2024

Распускающиеся цветы

Продемонстрировать детям как бумажные волокна впитывают воду, стремятся выпрямиться.

Тазик с водой, бумажные цветы.

8.

18.11.2024

Загрязнение воды и ее очистка

Продемонстрировать детям  процесс очистки воды при помощи фильтрации с применением активированного угля.

Штатив для пробирок, пробирки 4 штуки, 2 кружка фильтровальной бумаги, воронка, шпатель полимерный с мерной ложкой, активированный уголь, стеклянная палочка, прозрачный стакан, вода.

9.

25.11.2024

Опасное нефтяное пятно

Продемонстрировать детям процесс загрязнения воды маслянистыми веществами, похожими на нефть.

Мерный стакан, полоски фильтровальной бумаги, промывалка, поднос, чистая вода, растительное масло, бумажные салфетки, 2 птичьих пера.

Опыты с воздухом

10.

02.12.2024

Вдох - выдох

Наглядно представить детям, как воздух участвует  в процессе дыхания

Прозрачный стакан, трубочка для коктейлей, вода, бумажные салфетки.

11.

09.12.2024

Воздух имеет вес

Продемонстрировать детям, что воздух  обладает весом.

2 надувных воздушных шарика, весы- коромысло.

12.

16.12.2024

Где может прятаться воздух?

Показать, что воздух есть повсюду, во всех предметах  и материалах, его легко обнаружить, если опускать предметы в воду

2 большие пробирки,  пинцет, камни, шишки, пуговицы, гвоздики.

13.

23.12.2024

Воздух и запах

Расширять представления детей о воздухе; разграничить понятия «воздух» и «запах», показать, что воздух передает различные запахи, но сам ничем не пахнет.

5 пробирок, лупа, 5 разноцветных воздушных шариков, кожица апельсина, долька чеснока, духи, хвоя, хозяйственное мыло.

14.

28.12.2024

Воздушные фокусы

Обогащать представления детей о воздухе; опытным путем показать, что воздух давит на все поверхности, с которыми он соприкасается.

Пробка с крышкой, набор пробирок на подставке – 6 шт., пипетка, воронка, мерный стаканчик, емкость для воды, глянцевая открытка, вода, пластилин

Опыты с камнями, песком, глиной и почвой

15.

10.01.25

В царстве камней

Расширять знания детей о камнях, их свойствах; учить определять свойства камня: цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость.

Камни, иллюстрации берега моря, гор, драгоценных камней и каменных сооружений, архитектурных построек, мерный стаканчик, пинцет, лупа, емкость для воды, ложечка, салфетка, вода.

16.

17.01.25

Где рождаются камни?

Расширять представления о камнях, их происхождении. Посредством опыта продемонстрировать детям модель извержения вулкана.

Большие пробирки, иллюстрация вулкана, уксус, сода, салфетка, шампунь, красная гуашь, кисточка, ложка. Мел, камни, пробирки, пипетки.

17.

24.01.25

Исследуем песок

Познакомить детей со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, сыпучий, если сухой). Дать представление о его происхождении.

Вода, пробирка с сухим песком, мерный стаканчик, пинцет, воронка, чашка Петри.

Ложечка, микроскоп, крупный камень, галька. Иллюстрации коралла, морских ракушек, водорослей. Формочки для песка, песочные часы, весы, 2 пробирки.

18.

31.01.25

В пустыне

Познакомить детей с песчаной пустыней, особенностями живой и неживой природы пустыни. Опытным путем определить, что песок быстро впитывает воду, а сильный ветер может поднимать песок, образуя песчаные бури.

Большая пробирка, вода в мерном стаканчике, иллюстрация пустыни и ее обитателей, фен, сухой песок, ложечка, толченый цветной мел, клей, плотная бумага, карандаш, поднос, камушек, воронка, пробирка.

19.

07.02.25

Знакомство с глиной

Исследовать свойства глины (твердая в сухом состоянии, пластичная и мягкая – во влажном, хорошо подходит для лепки). Обогатить представления детей об использовании глины человеком.

Чашка Петри для сухой и влажной глины, вода, пипетка, сухая и влажная глина, микроскоп, доска для лепки, различные предметы из глины, иллюстрации глиняных поделок, гончар за работой.

20.

14.02.25

Из чего состоит почва?

Опытным путем выявить из чего состоит почва.

Лупа, две пробирки, емкость для воды, ложка, почва, лист бумаги, вода.

21.

21.02.25

Есть ли в почве воздух и вода?

С помощью эксперимента показать детям, что почва содержит воздух и воду, благодаря которым в почве живет множество живых существ.

Пробирки, емкость  с водой,  почва, металлическая ложка, зеркальце, спиртовка и спички.

Опыты и эксперименты со светом и магнитом

22.

28.02.25

Свет в окружающем мире

Продемонстрировать детям свойство света делать предметы видимыми для человеческого глаза.

Предмет, который не дает света, фонарик, картонная коробка с прорезью.

23.

07.03.25

Свет и тень

Продемонстрировать детям, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаимного расположения.

Несколько предметов разной формы с матовой поверхностью, фонарик, настольная лампа.

24.

14.03.25

Солнечные зайчики

Продемонстрировать детям механизм образования «солнечных зайчиков»

Фонарик, зеркало, фольга, предмет  с матовой поверхностью.

25.

21.03.25

Свет и тепло

Продемонстрировать детям зависимость между уровнем освещенности поверхности и ее температурой.

Свеча, термометр, металлическая ложка, спички.

26.

28.03.25

Волшебная рукавичка

Продемонстрировать детям способность магнита притягивать предметы, сделанные из железа или его сплавов.

Магнит, металлические скрепки, рукавичка, несколько разных предметов из разных материалов (дерево, пластмассы, бумаги)

27.

04.04.25

Притягивается – отталкивается

Продемонстрировать детям как магниты отталкиваются одноименными полюсами и притягиваются разноименными полюсами.

Стрежневой магнит

28.

11.04.25

Магнитное поле

Продемонстрировать детям магнитное поле и расположение магнитных сил, которые его образуют.

Стрежневой магнит, металлические опилки, лист плотной белой бумаги с рисунком Земного шара, две книги.

29.

18.04.25

Свойства магнитных сил

Продемонстрировать детям свойства магнитных сил намагничивать предметы из некоторых металлов, проникать сквозь разные вещества и ослабевать с увеличением расстояния до магнита.

Стержневой магнит, металлические  скрепки, мерный стакан, линейка, емкость пластиковая, лист бумаги, лоскут ткани, вода, песок.

Изучение живой природы (исследование)

30.

30.04.25

Кто такие насекомые?

Расширять представления детей о насекомых, основных признаках, отличающих их от животных других классов, развивать знания детей в процессе непосредственных наблюдений за насекомыми.

Лупа, набор «Исследователь природы», домик для насекомых, походный стаканчик для наблюдения и т.д.

31.

07.05.25

Голоса насекомых

Расширять представления детей о жизни насекомых, о том, какую роль в их жизни выполняют звуки, каким образом они их издают и слышат. Прослушать голоса некоторых насекомых.

Иллюстрации насекомых, живое насекомое, малая  и большая студия жужжания.

32.

16.05.25

Появление бабочки

Расширять представления детей о том, что в своем развитии насекомые проходят несколько превращений; понаблюдать, как гусеница превращается в бабочку, познакомить с условиями, необходимыми для этого процесса.

Домик для насекомых, немного почвы, гусеницы и листья, несколько веточек.

33.

23.05.25

Появление божьей коровки

Закрепить представления о том, что в своем развитии насекомые проходят несколько превращений. Понаблюдать, как из личинки появляется божья коровка.

Иллюстрация личинки семиточечной  божьей коровки, домик для насекомых, немного почвы, личинки божьих коровок.

30.05.25

Где семечку лучше живется?

Опытным путем определить, какая среда (песок, глина, почва) наиболее благоприятна для прорастания семечка; выяснить, как вода и свет влияют на рост растений.

Чашка Петри, песок, глина, почва, семена огурца, кресс – салат, вода.

 



Предварительный просмотр:

Картотека опытов, экспериментов и наблюдений

 для детей старшего дошкольного возраста

Опыт № 1 «Свойства воды» Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода. Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов. Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Опыт № 2 «Вкус воды» Цель. Выяснить имеет ли вкус вода. Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка. Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода? Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Опыт № 3 «Запах воды» Цель. Выяснить имеет ли запах вода. Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор. Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода? Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Опыт № 4 «Цвет воды» Цель. Выяснить имеет ли цвет вода. Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета. Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь? Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Опыт № 5 «Живая вода» Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода». Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни. Итог. Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

Опыт № 6 «Испарение» Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. Материалы. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда. Процесс. Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз. Итог. При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывание из газообразного обратно в жидкое.

Опыт № 7 «Агрегатные состояния воды» Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. Ход: 1) Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег). 2) Если налить воду на блюдце, то через несколько дней вода испарится, она перешла в газообразное состояние.

Опыт № 8 «Вода при замерзании расширяется» Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется. Ход: Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла? Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед , лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.

Опыт №9 «Лед легче воды». Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край. Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее

Опыт № 10 «Зависимость таяния снега от температуры» Цель. Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег. Ход: 1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким? 2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему? Вывод: Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства

Опыт № 1 «Свойства воздуха» Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха. Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха

Опыт № 2 «Как обнаружить воздух» Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении. Материалы. 2 полиэтиленовых мешочка, свеча. Ход:1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Итог. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий. 2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха. Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Итог. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух. 3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый), а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе

Опыт № 5 «Воздух сжимается» Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой. Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается. Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

 Опыт № 6 «Воздух расширяется» Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр). Ход: Рассмотреть "термометр", как он работает, его устройство (бутылочка, трубочка и пробка). Изготовить модель термометра с помощью взрослого. Проделать шилом отверстие в пробке, вставить ее в бутылочку. Затем набрать каплю подкрашенной воды в трубочку и воткнуть трубку в пробку так, чтобы капля воды не выскочила. Затем нагреть бутылочку в руках, капля воды поднимется вверх.

Опыт № 7 «Воздух помогает рыбам плавать». Цель: Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать. Оборудование: Бутылка газированной воды, стакан, несколько некрупных виноградин, иллюстрации рыб. Ход: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря. Итоги: Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.

Опыт № 1 «Песок» Цель. Рассмотреть форму песчинок. Материалы. Чистый песок, лоток, лупа. Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий. Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

Опыт № 2 «Песчаный конус» Цель. Установить свойства песка. Материалы. Сухой песок. Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Итог. Песок может двигаться

Опыт № 3 «Рассеянный песок» Цель. Установить свойство рассеянного песка. Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток. Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном. Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям

Опыт № 4 «Своды и тоннели» Цель. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми. Материалы. Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок. Процесс. Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой. Итог. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.

Опыт № 5 «Мокрый песок» Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка. Материалы. Мокрый песок, формочки для песка. Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки. Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом

Опыт № 6 «Из чего состоят песок и глина?» Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок. Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

Опыт № 7 «Проходит ли вода через песок и глину?» В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет? Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду

Опыт № 1 «Притягивает – не притягивает» У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: на поднос черного цвета, положите все предметы, которые магнит притягивает. На поднос зеленого цвета, положите, которые не реагируют на магнит. В: Как мы это проверим? Д: С помощью магнита. В: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами.-Приступаем! Расскажите, что вы делали ? И что получилось? Д: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы. В: А какие предметы магнит не притянул? Д: Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик.

Опыт № 2 «Действует ли магнит через другие материалы?» Игра «Рыбалка» -А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте. Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.-Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось.-Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась. Вывод: Магнитные силы проходят через воду

Игра-опыт № 3 «Бабочка летит»

-Ребята, а как вы думаете, может ли бумажная бабочка летать?-Я положу на лист картона бабочку, магнит под картон. Буду двигать бабочку по нарисованным дорожкам. Приступайте к проведению опыта.- Расскажите, что вы сделали и что получили.-Бабочка летит.-А почему?-Внизу у бабочки тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.-Что двигает бабочку? (магнитная сила).-Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие.-Какой мы можем сделать вывод?-Магнитная сила проходит через картон.-Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.-Какой же вывод можно сделать? Через какие материалы и вещества проходит магнитная сила? Вывод: Магнитная сила проходит через картон.-Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества

Опыт № 4 «Как достать скрепку из воды не намочив рук» Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде. Материал: Тазик с водой железные предметы. Убирая скрепки после экспериментов детей Незнайка «случайно» роняет часть из них в тазик с водой (такой тазик с плавающими в нем игрушками «случайно» оказывается неподалеку от стола, за которым дети экспериментируют с магнитами). Возникает вопрос как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже. Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой

Опыт № 5 «Магнит рисует Млечный путь» Цель: познакомить детей со свойством магнита притягивать металл, развивать интерес к экспериментальной деятельности. Материал: магнит, металлические опилки, лист бумаги с изображением ночного неба. Проведение опыта. Наблюдение со взрослыми за ночным небом, на котором хорошо виден Млечный путь. На карту неба широкой полосой высыпаем опилки, имитирующие Млечный путь. С обратной стороны подносим магнит и медленно передвигаем его. Опилки, изображающие созвездия, начинают двигаться по звездному небу. Там, где у магнита находится положительный полюс, опилки притягиваются друг к другу, создавая необычные планеты. Там, где у магнита находится отрицательный полюс, опилки отталкиваются друг от друга, изображая отдельные ночные светила

Опыт № 6 «Необычная картина» Цель: Объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картины. Материал: Магниты разной формы, металлические опилки, парафин, ситечко, свеча, две пластины из стекла. Проведение опыта. Дети рассматривают картину, выполненную с использованием магнитов и металлических опилок на парафиновой пластине. Взрослый предлагает детям выяснить, как она создана. Проверяют действие на опилки магнитов разной формы, высыпая их на бумагу, под которой помещен магнит. Рассматривают алгоритм изготовления необычной картины, выполняют последовательно все действия: покрывают парафином стеклянную пластину, устанавливают ее на магниты, через сито высыпают опилки; подняв, нагревают пластину над свечой, накрывают второй пластиной, делают рамку

Опыт № 7 «Какой магнит сильнее?» Цель: Сравнить силы магнитов, изготовленных разными способами. Материал: Три магнита разной формы и величины, стальные скрепки и другие металлы. Предложите детям сравнить свойства трех магнитов (используя в качестве «мерок» для измерения силы магнитов скрепки или другие стальные предметы): магнита, получившегося в результате этого опыта; магнита, сделанного натиранием стальной полоски; магнита, изготовленного фабричным способом

Опыт № 8 «От чего зависит сила магнита?» Цель: Развивать логико-математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы. Материал: Большая консервная банка, маленький кусок стали. Гном путаник предлагает сделать большой магнит. Он уверен, что из большой железной банки получится сильный магнит – сильнее, чем из маленького куска стали. Дети высказывают свои предложения по поводу того, из чего получится лучший магнит: из большой консервной банки или из маленького куска стали. Проверить эти предложения можно экспериментально: попробовать натереть оба предмета одинаково, а затем определить, какой из них сильнее (о силе получившихся магнитов можно судить по длине «цепочки» из одинаковых железных предметов, удерживаемой у магнитного полюса). Но для такой экспериментальной проверки надо решить ряд проблем. Для того, чтобы одинаково натереть оба будущих магнита, можно: натирать оба куска стали с помощью одинакового количества движений (двое детей натирают, а две команды считают количество движений, сделанных каждым из них); натирать их одинаковое время и делать это в одинаковом темпе (в этом случае для фиксации времени натирания можно использовать песочные часы или секундомер, или же просто начать и закончить это действие двум детям одновременно – по хлопку; для соблюдения одного темпа в этом случае можно использовать равномерный счет). В результате проделанных экспериментов дети приходят к выводу, что более сильный магнит получается из стальных предметов (например, из стальной иголки). Из жестяной консервной банки магнит получается очень слабый или не получается вообще. Размер предмета значения не имеет

Опыт № 9 «Сделать магнит помогает электричество» Цель: Познакомить детей со способом изготовления магнита с помощью электрического тока. Материал: Батарейка от карманного фонарика и катушка из-под ниток, на которую равномерно наматывают медную изолированную проволоку толщиной 0,3 мм. Будущий магнит (стальной стержень, иголки и т.д.) вставляют внутрь катушки (в качестве сердечника). Размер будущего магнита должен быть таким, чтобы его концы несколько выдавались из катушки. Присоединив концы проволоки, намотанной на катушку, к батарейке от карманного фонаря и пустив тем самым электрический ток по проводу катушки, мы намагнитим стальные предметы, находящиеся внутри катушки (иголки следует вставлять внутрь катушки, подобрав их «ушками» в одну сторону, остриями – в другую). В этом случае магнит, как правило, получается более сильным, чем при изготовлении его натиранием стальной полоски.

Опыт № 10 «Когда магнит вреден» Цель: Познакомить с тем, как магнит действует на окружающее. Материал: Компас, магнит. Пусть дети выскажут свои предположения о том, что произойдет, если к компасу поднести магнит? – Что будет со стрелкой? Изменит ли она свое положение? Проверьте предположения детей экспериментально. Поднеся магнит к компасу, дети увидят, что стрелка компаса движется с магнитом. Объясните наблюдаемое: магнит, который приблизился к магнитной стрелке, влияет на нее сильнее, чем земной магнетизм; стрелка-магнит притягивается к магниту, более сильно действующему на нее по сравнению с Землей. Уберите магнит и сравните показания того компаса, с которым проводили все эти эксперименты, с показаниями других: он стал показывать стороны горизонта неверно. Выясните с детьми, что такие «фокусы» с магнитом вредны для компаса – его показания «сбиваются» (поэтому лучше для этого эксперимента взять только один компас). Расскажите детям (можно это сделать от имени Узнайки) о том, что магнит вреден и для многих приборов, железо или сталь которых могут намагнититься и начать притягивать разные железные предметы. Из-за этого показания таких приборов становятся неверными. Магнит вреден для аудио- и видеокассет: и звук, и изображение на них могут испортиться, исказиться. Оказывается, и для человека тоже вреден очень сильный магнит, поскольку и у человека, и у животных в крови есть железо, на которое магнит действует, хотя этого и не чувствуется. Выясните с детьми, вреден ли магнит для телевизора. Если сильный магнит поднести к экрану включенного телевизора, то изображение исказится, возможно, пропадет цвет. после того, как магнит уберут, и то, и другое должно восстановиться. Обратите внимание на то, что такие эксперименты опасны для «здоровья» телевизора еще и потому, что магнитом можно нечаянно поцарапать экран или даже разбить его. Пусть дети вспомнят и расскажут Узнайке о том, как «защититься» от магнита (с помощью стального экрана, магнитного якоря

Опыт № 1 «Родственники стекла» Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства. Материал: Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности. Ход: Дети вспоминают о свойствах стекла, перечисляют качественные характеристики (прозрачность, твердость, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность). Взрослый рассказывает о том, что и стеклянные стаканы, и фаянсовые бокалы, и фарфоровые чашки являются «близкими родственниками». Предлагает сравнить качества и свойства этих материалов, определив алгоритм проведения опыта: налить в три емкости подкрашенную воду (степень прозрачности), поставить их на солнечное место (теплопроводность), деревянными палочками постучать по чашкам («звенящий фарфор»). Обобщить выявленные сходства и различия

Опыт № 2 «Мир бумаги» Цель: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования. Материал: Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы. Ход: Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства: горит, намокает, мнется, рвется, режется. Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности: смять четыре разных кусочка бумаги —> разорвать пополам —> разрезать на две части —> опустить в емкость с водой. Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой — медленнее

Опыт № 3 «Мир ткани» Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. Материал: Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность: Ход: Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнется, рвется, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани: смять -> разрезать на две части каждый кусок —> попытаться разорвать пополам —«опустить в емкость с водой и определить скорость намокания » - сделать общий вывод о сходстве и различии свойств. Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от ее качеств

Опыт № 4 «Мир дерева»  «Легкий – Тяжелый» Ребята, опустите деревянные и металлические бруски в воду. Дети опускают материалы в таз с водой. Что произошло? Как вы думаете, почему металлический брусок сразу утонул? (размышления детей) Что произошло с деревянным бруском? Почему он не утонул, плавает? Воспитатель вопросами подводит детей к мысли о том, что дерево - легкое, поэтому оно не утонуло; металл - тяжелый, он утонул. Ребята, давайте эти свойства материалов отметим в таблице. Как вы думаете, как нашим друзьям-материалам перебраться через речку? (размышления и ответы детей) Воспитатель подводит детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянный брусок положить металлический -металл не утонет). Вот и перебрались друзья на другой берег. Деревянный брусок загордился, ведь он выручил своего друга. Идут друзья дальше, а на пути у них следующее препятствие. Какое препятствие встретилось у друзей на пути? (огонь) Как вы думаете, смогут ли друзья-материалы продолжить свое путешествие? Что произойдет с металлом, если он попадет в огонь? С деревом? (размышления и ответы детей) Давайте, проверим

Опыт № 5 «Горит - не горит» Воспитатель зажигает спиртовку, поочередно нагревает кусочек дерева и металла. Дети наблюдают. Что произошло? (дерево горит, металл - нагревается). Давайте, эти свойства материалов отразим в таблице. Так как, Металл не горит, он помог перебраться своим друзьям через костер. Загордился он и решил рассказать о себе своим друзьям и вам, ребята. Ребята, скажите, если предметы изготовлены из металла, то они какие... (металлические), из дерева - (деревянные). Решили отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самый звонкий. Ребята, как вы думаете, какой материал самый звонкий? (размышления и ответы детей). Давайте проверим

Опыт № 6 «3вучит — не звучит» Ребята, у вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла) Давайте возьмем деревянные ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий? Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками. Воспитатель подводит детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой. Данные свойства отмечаются в таблице. Пошли друзья дальше. Шли они долго, устали. Увидели друзья дом и решили в нем отдохнуть. Ребята, из какого материала построен дом? (ответы детей) Можно ли построить дом из металла, пластмассы? (ответы детей) Почему? (размышления детей

Опыт № 7«Теплый - холодный» Ребята, я предлагаю вам провести опыт. Давайте проверим, какой материал самый теплый. Возьмите в руки деревянную пластину. Аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете? (ответы детей) Процедура повторяется с металлической и пластмассовой пластинами. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал. Значит, дома лучше строить из .... (дерева) Давайте отметим это в нашей таблице. Ребята, наша таблица заполнена, посмотрите на нее. Давайте еще раз вспомним, какими свойствами обладают дерево, металл и железо

Опыт № 8 «Солнечная лаборатория» Цель. Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце. Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным? Итог. Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новость недели Ребята из группы «Фантазёры» продолжают заниматься инновационной деятельностью. В ходе опытно –экспериментальной деятельности ребята познакомились со свойствами воды: прозрачная, не имеет запаха, вкуса, в ней могут растворяться некоторые вещества, вода может принимать любую форму сосуда, и т.д. Также был проведены опыты с соленой водой и яйцом, где дети узнали, что соленая вода может держать на поверхности разные предметы, так как соль повышает плотность воды.