"Республиканский конкурс профессионального мастерства "Лучший наставник Республики Тыва - 2023"

Ооржак Ирина Ой-ооловна

"Республиканский конкурс профессионального мастерства "Лучший наставник Республики Тыва - 2023"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО «Тувинский институт развития образования и повышения квалификации»

«Республиканский конкурс профессионального мастерства «Лучший наставник Республики Тыва – 2023»

Описание практики наставничества проекта «Восхождение»

Номинация: «Традиционное педагогическое наставничество»

Форма наставничества: «педагог-педагог»

Автор: Ооржак Ирина Ой-ооловна,

учитель математики МБОУ СОШ с. Балгазын

Тандинского кожууна Республики Тыва

Электронный адрес: oorzhak.ir@mail.ru 

Контактный телефон: 89235410564


  1. Введение

Сегодня вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. По-прежнему существует проблема и того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и того, как удержать их там. Современной школе нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.

Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого специалиста к учебно-воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы школьного наставничества.

Актуальность:

Вопрос создания системы наставничества и поддержки педагога на начальном этапе профессиональной карьеры в настоящее время является актуальным, социально значимым для любой образовательной организации.

В системе образования имеется проблема с обеспечением сельских школ молодыми специалистами, новыми кадрами, так как многие молодые учителя адаптацию проходят трудно.

 Причин ухода начинающих педагогов из сферы школьного образования несколько:

  • слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;
  • неумение применять на практике теоретические знания, полученные входе обучения;
  • большая физическая нагрузка;
  • чрезмерный контроль со стороны администрации;
  • недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми, нежелание учащихся учиться;
  • вмешательство родителей в учебный процесс;

В этих условиях очень важны грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов, сотрудниками не только администрацией, но и коллегами в первую очередь опытными учителями.

Поэтому основная задача руководителя и педагогического коллектива - помочь молодому педагогу в развитии его профессиональных умений и навыков, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален. На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов школы становится всемерная поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь педагога.

По статистике за последние годы в педагогическом составе МБОУ СОШ с Балгазын молодые учителя составляют 52%; учителя-стажисты - 48%, при этом наблюдается низкий уровень качества образования. Появилась потребность в создании наставнического проекта, чтобы молодые учителя повышали уровень профессиональной подготовки.  Таким образом, в 2011 году в МБОУ СОШ с Балгазын создан наставнический проект «Восхождение».

Цели: создание и реализация организационно-педагогических условий для раскрытия профессиональных качеств личности молодого специалиста в современных условиях посредством наставничества.

Задачи проекта:

  1. Оказать помощь при адаптации молодых специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности в педагогическом коллективе, с целью закрепления их в образовательной организации;
  2. Создать методические электронные ресурсы для молодого специалиста;
  3. Создать модель наставничества «Учитель –  учитель»;
  4. Оценить деятельности молодого учителя (наставляемого), удовлетворенности от взаимодействия наставника и наставляемого.
  5. Распространить опыт работы на кожуунных МО и на республиканских курсах повышении квалификации педагогов по результатам наставнического проекта «Восхождение».

Новизна проекта заключается в совместном построении профессиональной траектории, которая впоследствии станет стартом для самосовершенствования, самообразования, самотворчества молодого педагога как профессионала.

География проекта: МБОУ СОШ с Балгазын Тандинского кожууна Республики Тыва

Участники проекта: куратор, наставник, молодой педагог, которому требуется поддержка в первые 5 лет (3 года) работы.

Сроки реализации проекта: на 5 лет (бессрочный)

Этапы реализации проекта

  1. Организационный. Принятие и утверждение плана работы с молодыми учителями.
  2. Работа с молодыми учителями по плану, реализация индивидуальной образовательной программы.
  3. Заключительный. Оценка деятельности молодого специалиста (наставляемого).

Ожидаемые результаты проекта: создана модель наставничества «Учитель – учитель» для систематической разносторонней целенаправленной работы с молодыми учителями, которые уверенно проходят адаптационный период. Молодые специалисты повышают уровень профессиональной подготовки, убеждаются в правильном выборе своей профессии.

Перспективы дальнейшего развития проекта: накопленный опыт и материалы применяются в наставничестве «Учитель – учитель» по отношению к другим педагогам школы – молодым специалистам, в дальнейшем выходить на сетевую связь с другими школами, провести с ними методические мероприятия, распространение опыта на курсах повышении квалификации педагогов.

  1. Описание этапов наставнического взаимодействия (раскрытие целевой модели)

Этапы

О чем этот этап?

Результаты этапа:

Юрта №1 «Храм науки»  - подготовительный

Создание методических электронных ресурсов для молодого специалиста Методические электронные материалы:

  1. Презентация «Учитель…Как много в этом слове!» Приложение 1
  2. Буклет  «Модель учителя XXI века» Приложение 2
  3. Кейс учителя математики – Приложение 3 https://drive.google.com/drive/folders/1h4o7jWe-mOicIXAAEQSrpYxPjeBQPAO2?usp=sharing
  4. Кейс учителя информатики Приложение 4 https://drive.google.com/open?id=1ySmkYzUYcPwBMvpQfyF_5G4B2VlWjQry
  5. Кейс классного руководителя – Приложение 5 https://drive.google.com/drive/folders/1Yfl5akXX9u9SoRzEDYf4eR3a7nItB1ZB?usp=sharing
  6. Настольная электронная книга молодого педагога «Восхождение»  -     Приложение 6  oorzhaub.beget.tech 

1.Настольная электронная книга молодого педагога «Восхождение»

2. Буклеты, брошюрки, кейсы 

Юрта №2 «Знакомство»  – адаптационный

1. Знакомство с наставляемым - вводное собеседование, анкетирование Приложение 7 сайт sholbalt.beget.tech;

2. Ознакомление молодого коллегу с должностными обязанностями, структурой управления коллективом, нормативными документами, требованиями к оформлению учебной документации, организации учебного процесса, наметка перспективы совместной работы - Должностные инструкции Приложение 6  (1.2) oorzhaub.beget.tech Заполнение журнала – Приложения 9,10,11 буклеты,

Приложения 12-18 брошюры. Методические рекомендации молодому учителю математики. Электронные методические рекомендации молодому учителю Приложение 8

3.Посещение уроков и внеклассных мероприятий наставника и опытных учителей.

4. Посещение уроков молодого учителя с целью изучения уровня профессиональной подготовленности и личностных качеств.

  1. Налажен доверительный контакт
  2. Оба понимают, что могут сработаться

Оба хотят двигаться вместе дальше

Юрта №3 «Планирование»

  1. Составление плана совместной работы наставника и молодого специалиста и методического совета школы – Приложение 19
  2. Определение форматов встреч

Пояснены цели, смыслы, план, ожидаемые результаты

Юрта № 4 «Практический»

Мотивированное и взаимообогощающее сотрудничество

  1. Достигнуты цели
  2. Удовлетворенность наставника и наставляемого

Юрта № 5 «Итоговая встреча»

  1. Рефлексия
  2. Обратная связь
  3. Благодарность
  4. Празднование результатов

Оценка деятельности молодого учителя (наставляемого) Приложение 20

  1. Понимание, как мы оба изменились
  2. Список совместных позитивных изменений и достижений
  3. Список того, чему научились друг у друга
  4. Удовлетворенность от взаимодействия
  5. Понимание того, как мы будем дальше взаимодействовать

III. Заключение

Опираясь на свой педагогический опыт, знания психологии, я определила, что в своѐм профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько ступеней.  

  1. ступень – 1-й год работы (стажировка). Задача – предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.  
  2. ступень – 2-4-й годы работы (развивающий). Задача – накопление опыта, поиск лучших методов и приѐмов работы с детьми, формирование своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег.
  3. ступень         – 5-й        год         работы         (становление). Задача – совершенствование саморазвития, освоение новых педагогических методик, технологий, обобщение своего опыта работы.  

        Форма наставничества «учитель – учитель» («педагог-педагог»)

Факторы SWOT

Позитивные

Негативные

Внутренние

Сильные стороны:

  • У участников проекта появилось желание более активно участвовать в культурной жизни ОО;
  • Участники проекта  видят свое профессиональное развитие в данной ОО в течение следующих 5 лет;
  • Наставляемые после общения с наставником отмечают прилив уверенности в собственных силах для развития личного, творческого и педагогического потенциала;
  • Эффективная система мотивации участников проекта;
  • Участники проекта отметили рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных классах, сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами благодаря проекту наставничества;
  • Достаточность и понятность обучения наставников;
  • Высокие достижения педагогов ОО, которые можно использовать в проекте наставничества;

Слабые стороны:

  • Наставляемые отметили отсутствие позитивной динамики в успеваемости обучающихся, в уменьшении конфликтов с педагогическим и родительским сообществами по итогам  наставничества;
  • Низкая активность участников проекта (нет желания более активно участвовать в жизни ОО);
  • Отсутствует регулярная обратная связь наставников с куратором,
  • Неэффективная/непроработанная система мотивации участников проекта;
  • Инфраструктура наставничества (материально-техническая, …) в ОО не позволяет достичь в полной мере цели и задач целевой модели;
  • «Старение» педагогического коллектива ОО.
  • Высокая перегрузка педагогов-наставников, как следствие – невозможность регулярной работы с наставляемыми;
  • Дефицит педагогов, готовых и способных быть наставниками;

Внешние

Возможности:

  • Информационно-методическая поддержка ОО при внедрении Целевой модели со стороны Управления образования администрации Тандинского кожууна;
  • Наличие многочисленных предложений от ИТ-платформ для осуществления дистанционного обучения педагогов;
  • Наличие бесплатных и малобюджетных программ повышения квалификации педагогов;
  • Акцентирование внимание государства и общества на вопросы наставничества;

Угрозы:

  • Нестабильность внешней социально-экономической среды функционирования ОО;
  • Рост конкуренции между ОО за квалифицированные педагогические кадры;
  • Переход на преимущественно дистанционное обучение (подрывает основу наставничества).


Использованные источники

1. Захарова, Е. А. Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях последипломного образования / Е. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011 — № 3 (26). — Т. 2 — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/26/2863/ (дата обращения: 24.09.2022)/

 2. «Наставничество в профессиональном образовании» [Текст]: методическое пособие/авт.-сост.: Л.А. Богданова, Л.Н. Вавилова, А.Ю. Казаков и др. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. – 144 с.

3. Национальный ресурсный центр «Ментори», [электронный ресурс]    https://www.mentori.ru/new;

4. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя. В 4 ч. Ч. 1: Актуальные теории и концепции : учеб. пособие для слушателей курсов повышения квалификации педагогических кадров / Д. Ф. Ильясов [и др.]. – Москва : ВЛАДОС, 2013. – 336 с.



Предварительный просмотр:

Приложение 3 к приказу № 67 от 31.08.2011 г.

Оценка деятельности молодого учителя (наставляемого)

Сведения о молодом учителе

Наименования

1

Фамилия Имя Отчество

Ооржак Чодураа Хулербеновна

2

Образование, какое учреждение закончил, год окончания

высшее, Хакасский государственный университет имени Катанова, 2013г

3

Место работы (полное наименование учреждения)

МБОУ СОШ с Балгазын

4

Специальность по диплому

учитель математики

5

Должность

учитель математики

6

Стаж в данной должности

4

7

Тема самообразования

«Применение элементов дифференциации на уроках математики»

8

Учебная нагрузка

24 часов

9

Классы

5а, 6б, 7а, 8в

10

Квалификационная категория

11

Ссылка сайта

Сведения о педагоге-наставнике

1

Фамилия Имя Отчество

Ооржак Ирина Ой-ооловна

2

Образование

высшее

3

Какое учебное заведение окончил

Кызылский государственный педагогический институт

4

Год окончания учебного заведения

1990г

5

Специальность по диплому

учитель математики и физики

6

Педагогический стаж

28

7

Место работы

МБОУ СОШ с Балгазын

8

Должность

учитель математики

9

Учебная нагрузка

26 часов

10

Классы

6б, 7в, 9б, 10

11

Квалификационная категория:

первая

                                                                                       20____г.


  1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ

критерии

Оценочная шкала

критерии оценивания

баллы

оценка баллов

Примечание

1

2

3

4

1.Качество знаний учащихся по предмету

средний уровень (30%-44%)

5

высокий уровень (45%-100%)

10

Итоговый балл

2. Результаты административных контрольных срезов по предмету

средний уровень (30%-44%)

5

высокий уровень  (45%-100%)

10

Итоговый балл

Оценивание осуществляется путем определения среднего балла. Максимальный балл – 10 баллов

2. Результаты творческих способностей учащихся

критерии

Оценочная шкала

критерии оценивания

баллы

оценка баллов

Примечание

1

2

3

4

1. Выявление и развитие способностей  обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, деятельности по предмету, в предметных олимпиадах, входящих в перечень олимпиад Министерства образования РФ, РТ

школьный уровень

     5  

муниципальный уровень

10

региональный уровень

     15

Итоговый балл

Оценивание осуществляется путем определения баллов. Максимальный балл - 15 баллов.


  1. Результаты личной деятельности наставляемого

критерии

Оценочная шкала

критерии оценивания

баллы

оценка баллов

Примечание

1

2

3

4

1.Проведение открытых уроков

Удовлетворительный уровень

10

Хороший уровень

15

Высокий уровень

20

Итоговый балл

Максимальный балл - 20 баллов.

2.Проведение рабочих уроков

Удовлетворительный уровень

10

Хороший уровень

15

Высокий уровень

20

Итоговый балл

Максимальный балл - 20 баллов

3.Проведение внеклассных мероприятий

Удовлетворительный уровень

10

Хороший уровень

15

Высокий уровень

20

Итоговый балл

Максимальный балл - 20 баллов

4.Выступления на научно-практических конференциях

Школьный уровень

10

Муниципальный уровень

15

Региональный уровень

20

Итоговый балл

Максимальный балл - 20 баллов

  1. Участие в профессиональных конкурсах

Школьный уровень

10

Муниципальный уровень

15

Региональный уровень

20

Итоговый балл

Максимальный балл - 20 баллов

6. Курсы повышения квалификации

От 36 до 72

10

От 73 до 108

15

Более 108

20

Итоговый балл

Максимальный балл - 20 баллов

7. Награды, поощрения

Школьный уровень

10

Муниципальный уровень

15

Региональный уровень

20

Итоговый балл

Максимальный балл - 20 баллов

Средний балл:

Сумма баллов по всем показателям:_____________________________________________

Рекомендации______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наставник за выставление баллов:______________________ (ФИО, подпись)

«______»____________________20_____г

Куратор (заместитель директора по УВР)__________________________________ (ФИО, подпись)

«______»____________________20_____г



Предварительный просмотр:

«Утверждаю»____»___________2015 г.

Директор школы:___________/Балчий-оол А.К./

План работы с молодым учителем на три года

Содержание деятельности

Ответственный

Первый год работы молодого учителя

Август

Собеседование с молодым учителем

Наставник Ооржак И.О.

Разработка и утверждение плана работы с молодым учителем

Сентябрь

Организационные мероприятия: знакомство с традициями школы; выбор и назначение наставников

Зам. директора по УВР Петрова Т.Б.

Час общения "Расскажи о себе"

Наставник Ооржак И.О.

Посвящение в учителя (клятва молодого учителя)

Инструктаж о ведении школьной документации (заполнение, ведение и проверка классных журналов, тетрадей, дневников учащихся)

Наставник Ооржак И.О

Практикум по разработке рабочих программ по предмету, составлению календарно-тематического планирования

Наставник Ооржак И.О

В течение учебного года

Микроисследование возможностей педагога в обучении, воспитании, проведении исследовательской работы

Наставник Ооржак И.О

Посещение уроков с целью оказания методической помощи молодому учителю

Зам. директора по УВР Петрова Т.Б.,

наставник Ооржак И.О

Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д.

Зам. директора по УВР Петрова Т.Б.,

наставник Ооржак И.О

Октябрь

Практикум по темам "Разработка поурочных планов", "Триединая цель урока и его конечный результат"

Зам. директора по УВР Петрова Т.Б., наставник Ооржак И.О

Изучение методических разработок "Как подготовить современный урок?", "Конспект урока"

Наставник Ооржак И.О

Выбор темы по самообразованию

Обмен мнениями по проблемам, с которыми приходится сталкиваться молодому учителю

Наставник Ооржак И.О

Ноябрь

Лекция "Методы изучения личности ученика и классного коллектива"

Наставник Ооржак И.О

Изучение методических разработок "Анализ внеклассного мероприятия", "Методика проведения родительского собрания", "Тематика родительских собраний"

Наставник Ооржак И.О

Изучение памяток "Типы уроков. Формы уроков", "Формы контроля ЗУН"

Зам. директора по УВР Петрова Т.Б.,наставник Ооржак И.О

Посещение уроков опытных учителей. Анализ уроков

Декабрь

Лекция "Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся"

Зам. директора по УВР Петрова Т.Б.

Изучение памяток "Самоанализ урока", "Виды самоанализа"

Обсуждение методической разработки "Факторы, влияющие на качество преподавания"

Наставник Ооржак И.О

Диагностика профессиональных качеств молодого учителя

Обмен мнениями по текущим проблемам работы молодого учителя  

Наставник Ооржак И.О

Февраль

Лекция "Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе"

Наставник Ооржак И.О

Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика (теория, характеристика урока. Анализ урока с позиции здоровьесбережения)

Наставник Ооржак И.О

Психологические тренинги "Учусь строить отношения", "Анализ педагогических ситуаций"

Наставник Ооржак И.О

Дискуссия "Трудная ситуация на уроке и ваш выход из нее"

Наставник Ооржак И.О,

наставляемая Ооржак Ч.Х. 

Март

Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов урока"

Зам. директора по УВР Петрова Т.Б.,наставник Ооржак И.О

Тренинг "Твое оригинальное начало урока"

Посещение уроков опытных учителей. Анализ уроков

Практикум "Организация дифференцированного подхода к учащимся"

Круглый стол "Исследовательская деятельность учащихся как модель педагогической технологии"

Зам. директора по УВР Петрова Т.Б.,наставник Ооржак И.О, молодые педагоги

Апрель

Неделя молодого специалиста:

открытые уроки; выступления-презентации по теме самообразования; методическая выставка; конкурс профессионального мастерства "Зажги свою звезду"

Зам. директора по УВР Петрова Т.Б.,наставник Ооржак И.О,  молодые педагоги

Май

Методический праздник "Вот какие мы!" (подведение итогов работы Школы молодого специалиста, выставление оценки эффективности и результативности работы с молодыми специалистами)

Зам. директора по УВР Петрова Т.Б.,наставник Ооржак И.О.

Круглый стол "Компетенции и компетентность"

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б., наставники

Второй год работы молодых специалистов

Август

Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б

Сентябрь

Час общения с молодыми специалистами "Расскажи о своих впечатлениях, достижениях в прошлом (первом) учебном году"

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б, наставники

Обмен мнениями по проблемам, которые возникают у молодых специалистов в педагогической деятельности

молодые учителя

Анкетирование молодых специалистов

молодые учителя

В течение учебного года

Посещения уроков молодых специалистов с целью оказания методической помощи

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б, наставники

Микроисследования возможностей молодых специалистов в обучении, воспитании, проведении исследовательской работы

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б, наставники

Методические консультации

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б

Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д.

молодые учителя

Октябрь

Подготовка к участию в Неделе молодого специалиста:

открытый урок; мастер-класс; методическая выставка; презентация по теме самообразования; внеклассное мероприятие

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б

Ноябрь

Круглый стол "Педагогическая культура учителя – основа гуманизации учебно-воспитательного процесса"

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б

Практикум "Триединая цель урока и его конечный результат"

Наставник Ооржак И.О

Методические консультации

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б

Обмен мнениями по проблемам, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам

Наставники

Декабрь

Круглый стол "Формы организации познавательной деятельности учащихся"

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б, наставники

Практикум "Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей деятельности"

Тренинг проблемных ситуаций

Анализ и самоанализ урока, их виды

Методические консультации

Посещение уроков лучших учителей школы, совместный анализ урока

Лучшие педагоги школы

Обмен мнениями по текущим проблемам работы молодых специалистов

Февраль

Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б

Методические консультации

Практикум "Организация исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлению и защите реферата"

Наставники, зам. директора по УВР

Нетрадиционные формы изучения личности ученика (из опыта работы)

Практикум "Методики изучения личности ученика"

Март

Индивидуализация и дифференциация обучения – основные направления современного образования

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б

Деятельность учителя на уроке при применении данных направлений образования (обмен мнениями)

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б, наставники

Практикум "Методика выявления одаренных детей"

Работа с одаренными детьми

Методические консультации

Апрель

Подготовка к участию в районном профессиональном конкурсе "Учитель года":

составление портфолио; написание работы "Моя педагогическая философия"; создание презентации по теме самообразования; подбор современных методов, приемов и форм для проведения открытого урока; изучение нормативно-правовой базы современного образования

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б, наставники

Май

Подведение итогов работы Школы молодого специалиста:

отчет о выполнении индивидуальных планов молодых специалистов; анализ достижений за 2016/17 уч. г.; молодой учитель глазами наставника;  оценка работы Школы молодого специалиста

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б, наставники

Анкетирование молодых специалистов

Третий год работы молодых специалистов

Август

Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б

Сентябрь

Встреча молодых и вновь прибывших специалистов. Обеспечение учебной нагрузкой. Разработка и утверждение плана работы с мол. специалистами и педагогами, пришедшими на работу.

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б, наставники

Закрепление наставников за молодыми специалистами

Организация помощи в проведении первых уроков. Первое родит. собрание

В течение учебного года

Посещения уроков молодых специалистов с целью оказания методической помощи

 Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б,  наставники

Микроисследования возможностей молодых специалистов в обучении, воспитании, проведении исследовательской работы

Методические консультации

Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д.

Октябрь

Подготовка к участию в Неделе молодого специалиста:

открытый урок; мастер-класс; методическая выставка; презентация по теме самообразования; внеклассное мероприятие

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б

Ноябрь

Оказание помощи в организации и проведении общешкольного воспитательного мероприятия

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б

Методические консультации

Обмен мнениями по проблемам, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам

Наставники

Декабрь

Лекция «Ученический коллектив – основа воспитания»

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б

Лекция «Оценка и учет результатов учебно-познавательной деятельности учащихся»

Анализ и самоанализ урока, их виды

Методические консультации

Посещение уроков лучших учителей школы, совместный анализ урока

Лучшие педагоги школы

Обмен мнениями по текущим проблемам работы молодых специалистов

Февраль

Практикум «Использование ИКТ в учебном процессе»

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б

Методические консультации

Составление памятки для педагога « Кодекс воспитателя»

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б

Посещение уроков у опытных педагогов с целью накопления опыта

Март

Методические рекомендации «Как помочь слабоуспевающему ученику?»

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б

Практикум «Проектирование урока»

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б, наставники

Практикум «Составление характеристики педагогически запущенного подростка»

Посещение классных часов с целью оказания методической помощи»

Методические консультации

Апрель

Подготовка к участию в районном профессиональном конкурсе "Учитель года":

составление портфолио; написание работы "Моя педагогическая философия"; создание презентации по теме самообразования; подбор современных методов, приемов и форм для проведения открытого урока; изучение нормативно-правовой базы современного образования

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б, наставники

Май

Подведение итогов работы Школы молодого специалиста:отчет о выполнении индивидуальных планов молодых специалистов; анализ достижений за 2017/18 уч. г.; молодой учитель глазами наставника;  оценка работы Школы молодого специалиста

Зам.дир. по УВР Петрова Т.Б, наставники

Анкетирование молодых специалистов



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                 РАССМОТРЕНО                                                                                                 УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического совета                  приказ №275  от 02.12.2013 г.

Протокол №  3 от 30.11.2013 г.         Директор школы

                 ______________А.К.Балчий-оол  

         

СОГЛАСОВАНО

на заседании педагогического совета Протокол №2  от 02.12.2013  г.

          

Проект для молодых учителей

МБОУ СОШ села Балгазын

Тандинского кожууна   «Восхождение»

Срок реализации: 2013 - 2018

 

Балгазын, 2013

                                                               Содержание

 

Краткая аннотация программы  «Наставник – наставляемый»…….………….………………..3

Раздел I. Паспорт программы…………………………………………….. ……….......................5

Раздел II. План конкретных действий…….……. ……………………………….……………...7

Раздел III. Характеристика и способ оценки планируемых мероприятий………………………………………….…………………………….……………...10

Раздел IV. Управление процессом реализации программы.…………… ……………………………................................................................................................................11

Раздел V. Ресурсное обеспечение выполнения программы…………………..….. …………..14

Литература………………………………………………………………………….……………...15

Приложения………………………………………………………………………...……………...16

Опыт реализации…………………………………………………………………………………..20

                     

Краткая аннотация программы «Наставник-наставляемый»

 

            Программа наставничества Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  Средняя общеобразовательная школа села Балгазын  разработана в соответствии с приоритетными направлениями системы образования РФ, определяет стратегию и тактику инновационного развития МБОУ СОШ с Балгазын. Концептуальную основу составляет ряд следующих документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приоритетный национальный проект «Образование»;

-Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями);  

  • другие распоряжения Правительства Российской Федерации по развитию системы образования в РФ.

         Кроме того,  отдельные разделы  программы базируются на  концепции реализации ФГОС.  Их разработка осуществлялась на основе  следующей нормативной базы: приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,  приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,  приказ от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и др.  

В программе отражены основные цели и задачи, направленные на создание условий для развития в ОУ различных форм наставничества, представлены меры, позволяющие повысить уровень профессионализма молодых и малоопытных педагогов.

    Программа предусматривает анализ выполнения её разделов с учётом современных реалий, требующих соответствия современной школе.  

      Учитель-одно из важнейших её звеньев. От его опыта, уровня профессионализма зависит в конечном итоге будущее страны.

Актуальность разработки программы «Восхождение» МБОУ СОШ с Балгазын определяется следующими потребностями:

-зафиксировать имеющийся уровень развития наставничества в Учреждении;

-провести оценку потребностей, условий и ресурсов, направленных на формирование  процесса наставничества;

-определить ключевые проблемы,  причины их возникновения и т.д.;

- описать образ желаемого будущего состояния наставничества в соответствии с приоритетными направлениями, указанными в базовых нормативных документах РФ, региональных и локальных положениях ОО;

-определить план действий, с помощью которого ОУ может перейти от нынешнего состояния наставничества к желаемому.

Таким образом, можно сформулировать следующие цели и задачи программы:

Цель: создание и реализация организационно-педагогических условий, способствующих формированию и воспитанию потребности у молодых педагогов (малоопытных) в непрерывном самообразовании, а также способствующих поддержке молодых и малоопытных педагогов.  

Задачи:

  • содействовать профессиональному и личностному росту молодых (малоопытных) педагогов;
  • способствовать повышению и укреплению престижа профессии учителя и педагогического труда;
  • активизировать профессиональное общение между педагогами-наставниками и молодыми учителями (молодыми специалистами, малоопытными учителями);
  • способствовать раскрытию творческого, профессионального потенциала каждого участника  процесса наставничества, поддержке образовательной траектории;  помогать созданию экологической среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров.           Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, индивидуальности, а затем работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа «Восхождение» призвана помочь становлению молодого педагога и закреплению его в образовательной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I.  Паспорт программы

 

Название программы

«Восхождение»

 Сроки реализации программы

2013-2018 учебный год

Наименование ОУ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Балгазын Тандинского кожууна Республики Тыва

Юридический адрес ОУ

668302, Республика Тыва, село Балгазын, улица Советская 108,        

 Номер телефона, факса

2-25-160

 E-mail

Balgazyn-School@yandex.ru

 Дата принятия решения о разработке программы, актуальность

28.08.2013

От профессионализма педагогических кадров напрямую зависит формирование личностных компетенций у молодых специалистов, направленных на приобретение навыков адаптации, самообразования и беспрерывного личностного самосовершенствования.

 Заказчик  

Управляющий совет Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  Средняя общеобразовательная школа села Балгазын

 Авторы-составители программы

Петрова Татьяна Бюрбюевна, заместитель директора по УВР

 Исполнители

Наставники и наставляемые МБОУ СОШ с Балгазын  

 Основание разработки программы

Социальный заказ, направленный на повышение престижа педагогического труда, повышение профессионального уровня учителя

Цели и задачи программы

Цель: создание и реализация организационнопедагогических условий, способствующих повышению профессионального уровня молодых (малоопытных) педагогов Задачи:

  • содействовать профессиональному и личностному росту молодых педагогов;
  • способствовать повышению и укреплению престижа профессии педагога и педагогического труда;
  • активизировать профессиональное общение между педагогами-наставниками и молодыми учителями (молодыми специалистами, малоопытными учителями).
  • способствовать раскрытию творческого, профессионального потенциала каждого участника  процесса наставничества, поддержке образовательной траектории;  

помогать созданию экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров.

Сроки реализации программы

  1. этап: август -октябрь 2013г. – подготовительный (концептуальная фаза).
  2. этап: ноябрь-май 2013, сентябрь-май  2013\2014 гг.– фаза выполнения программы. Выполнение мероприятий по содержанию программы.  

3этап: сентябрь-май 2017/2018 гг. –  фаза выявления результативности.

Основные целевые группы

 Куратор

Наставники

Наставляемые

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

В результате выполнения программы будет:

  • достигнуто  повышение качества профессионального уровня молодого специалиста;
  • изучены, апробированы и внедрены педагогические технологии (методики) наставничества;
  • создана система поддержки молодых специалистов; -   реализована система повышения профессионального уровня молодого специалиста  и роста мастерства педагога - наставника;
  • реализованы профессиональные устремления опытного педагога -наставника наращивающего потенциал молодого специалиста;

определены реальные возможности Учреждения по подготовке  начинающих педагогов;

Источники и объём финансирования

-Федеральный, региональный и муниципальный бюджет; - участие в конкурсах;

-гранты.

Контроль выполнения проекта

- Управляющий  совет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II. План конкретных действий 

п/п 

Мероприятия 

Исполнители 

Сроки 

Ожидаемые  результаты 

1

  1. 1.Знакомство наставника и молодого специалиста.  
  1. Знакомство молодого специалиста с учителями методического объединения.
  2. Знакомство с планом работы  предметных МО.
  3. Знакомство с рабочими программами и тематическим планированием по предмету, УМК.
  4. Выбор темы самообразования для молодого специалиста

куратор наставничества наставник, наставляемый

2013-2018гг.

Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь

2

2.1. Изучение требований  по ведению классного журнала.

2.2. Составление технологической карты урока.

2.3. Обучение работе с электронным журналом.

2.4. Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса.

куратор          наставничества наставник, наставляемый

2013-2018гг.

Рост профессиональной и методической компетенции молодых педагогов, повышение уровня их готовности к профессиональной  деятельности.

3

3.1. Изучение опыта работы наставника. Посещение уроков.

3.2. Выполнение единых требований к ведению рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных и творческих работ.

3.3. Участие в конкурсе. "Школьные кейсы"- открытый

межрегиональный командный конкурс-игра педагогов-наставников и молодых учителей

куратор наставничества наставник, наставляемый

. 2013-2018гг.

 

Рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.

4

4.1. Освоение методик по проведению внеклассных мероприятий и праздников.

4.2. Изучение опыта работы наставника. Посещение уроков родного языка.

4.3. Прохождение диагностики - интенсив  "Я учитель"   (https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv2/) 

куратор наставничества наставник, наставляемый

2013-2018гг.

Совершенствование

методической работы, повышение качества профессионального уровня наставляемого и наставника.

5

5.1. Посещение уроков молодого специалиста наставником.

5.2. Обучение составлению и проведению самоанализа урока.

5.3. Корректировка рабочих программ.

5.4. Анализ итогов промежуточного контроля знаний учащихся.

куратор наставничества наставник, наставляемый

 2013-2018гг.

Повышение уровня профессионализма с целью эффективного ведения образовательного процесса в условиях ФГОС

6

6.1. Использование современных образовательных технологий в работе молодого педагога.

6.2. Взаимопосещение уроков:  наставник - молодой учитель.

6.3. Участие в организации и проведении предметных очных и заочных олимпиад.

куратор наставничества наставник, наставляемый

2013-2018гг.

Реализация программы наставничества с целью оказания поддержки в процессе становления и самоопределения личности молодого  специалиста.

7

7.1. Взаимопосещение уроков.

7.2. Обзор методических новинок.

7.3. Обсуждение возникающих педагогических затруднений.

7.4. Помощь в подготовке проектных и исследовательских работ учащихся к научно-практической конференции "Золотые россыпи"

куратор наставничества наставник, наставляемый

2013-2018гг.

Встречи, диспуты, семинары, консультации с представителями администрации Учреждения и учителями МО с целью повышения мастерства начинающего педагога.

8

8.1. Посещение классных часов, проводимых молодым специалистом.

наставник, наставляемый

2013-2018гг.

Измеримое улучшение показателей деятельности молодого (малоопытного) учителя.

9

9.1. Консультации по работе с журналами, по выставлению годовых и итоговых оценок.

9.2. Обзор новинок методической литературы.

наставник, наставляемый

2013-2018гг.

Повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение

психоэмоционального состояния;

10

10.1. Анализ работы молодого специалиста и наставника. Выявление проблем.

10.2. Отчет молодого специалиста по теме самообразования.

куратор наставничества наставник, наставляемый

2013-2018гг.

   Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебновоспитательного процесса. Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским

сообществами

 

11

11. 1. Составление плана работы молодого специалиста и наставника на следующий учебный  год.

куратор наставничества наставник, наставляемый

   2013-2018гг.

Рост профессиональной и методической компетенции молодых учителей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности, повышение мастерства опытного педагога.

Раздел I11. Характеристика и способ оценки планируемых мероприятий

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Оценка эффективности профессионального развития педагогов

Цель: выявление профессиональных успехов и типичных затруднений педагогов для их дальнейшей коррекции.

Задачи:

  • определить уровень профессиональной компетенции молодого учителя;
  • изучить, обобщить и систематизировать типичные затруднения и успехи педагогов для          коррекции;
  • определить систему мер для решения выявленных проблем.

 

Объект: профессиональные компетенции педагогов.

Основные критерии и показатели оценки уровня профессионализма педагога

 

п/п

Критерии

Показатели

1.

Соответствие образования педагога профилю преподаваемого предмета

уровень подготовленности (высокий, достаточный, недостаточный)

2.

Владение профессиональными компетенциями

процентное соотношение

3.

Результативность участия педагога в профессиональных конкурсах

призовые места и участие в муниципальных, областных, всероссийских олимпиадах, смотрах, конкурсах и т.д. (%)

4.

Самообразование педагога

выступление  на конференциях, предметных МО, педагогических советах и т.д.

5.

Воздействие  педагогов на ценностные ориентации и мотивационную сферу обучающихся

количество обучающихся (%), участвующих в работе коллегиальных органов (совет класса, школы, парламент и т.д.);

участие обучающихся в социальных проектах  (%).

6.

Эффективность воспитательнообразовательного процесса

участие во внеурочной деятельности по предмету;

Участие в предметных декадниках, неделях и т.д.

7.

Участие в работе методического объединения

проведение открытых уроков; выступления на заседаниях МО, МС, ПС и т.д.

 

 

 

         

Раздел 1V.  Управление процессом реализации программы

 

    Реализация программы наставничества в образовательных организациях включает семь основных этапов.  

  1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.  
  2. Формирование базы наставляемых.  
  3. Формирование базы наставников.  
  4. Отбор и обучение наставников.  
  5. Формирование наставнических пар или групп.  
  6. Организация работы наставнических пар или групп.  
  7. Завершение наставничества.  

        Реализация программы наставничества в образовательной организации производится последовательно по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов.  

        Внешний контур образуют сотрудники некоммерческих организаций, средств массовой информации, участники бизнес-сообщества (корпорации, малый бизнес, трудовые и профессиональные ассоциации), в том числе работодатели, представители образовательных организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники органов власти в сфере здравоохранения и социального развития, представители региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества.  

       Работа с внешней средой – это деятельность, направленная на обеспечение поддержки программы наставничества:  

  • информационное освещение (начальный этап – привлечение участников программы, промежуточные опорные точки – информирование партнеров о ходе программы, финальный этап – отчет о результатах и тиражирование успехов);  
  • взаимодействие с потенциальными наставниками и партнерами на профильных мероприятиях ( фестивали, встречи выпускников, форумы);  
  • привлечение ресурсов и экспертов для оказания поддержки, проведения отбора и обучения наставников, оценки результатов наставничества  
  • Ответственность за работу с внешней средой берут на себя:  
  • руководители и администрация организаций-участников (образовательных организаций и предприятия, иные организации, предоставляющие наставников);  
  • руководители и участники сообществ образовательной организации (школьного сообщества, сообщества благодарных выпускников), эндаумента.  
  • сотрудники региональных НКО, социальных проектов и иных организаций, заинтересованные в реализации программы наставничества;  
  • специализированные отделы организаций-партнеров, отвечающих за PR, финансирование и менеджмент;  
  • куратор программы наставничества внутри образовательной организации. Внутренний контур представляют руководитель и администрация образовательной организации, обучающиеся и их родители, молодые специалисты, педагоги, педагогипсихологи, методисты. Работа с внутренней средой – это деятельность, направленная на поддержание программы наставничества внутри организации:  
  • взаимодействие с администрацией и педагогическим коллективом и для выбора куратора программы наставничества, формирования команды, ответственной за реализацию программы, пополнение базы наставников;  
  • взаимодействие с обучающимися и их родителями для получения согласия на участие в программе, формирования базы наставляемых, сбора данных о наставляемых и обратной связи о ходе программы;  
  • взаимодействие со всеми участниками и организаторами программы для оценки ее результатов и эффективности, представления результатов на итоговом мероприятии, тиражирования успешных практик. Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:  
  • администрация организаций-участников;  
  • куратор программы внутри образовательной организации;  
  • активные представители педагогического сообщества, педагоги-психологи, педагогиорганизаторы;  
  • наставники-участники программы. 

 

Инструментарий

 

        В качестве инструментария выступает диагностика, направленная на выявление уровня профессиональной компетентности молодого педагога, анкетирование, опросники,  процентное соотношение  показателей и т.д. (см. приложение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел V.  Ресурсное обеспечение выполнения программы

  1. Нормативно-правовое:
  • формирование пакета документов, обеспечивающих подготовку организации наставничества;
  • внесение необходимых изменений в Устав школы;
  1. разработка и утверждение документов, регламентирующих формы стимулирования и поощрения результативной деятельности учителей в системе наставничества,  
  2. Программно-методическое:
  • формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное взаимодействие в системе «наставник-наставляемый» на основе педагогических технологий наставничества;  разработка плана мероприятий по наставничеству.
  1. Информационное:
  • информирование         коллектива         учителей         о         преобразованиях,         связанных         с наставничеством.
  1. Мотивационное:
  • разработка механизма стимулирования результативной деятельности в системе «наставник-наставляемый» (через формы материального и морального поощрения);
  1. Кадровое:
  • обучение  молодых педагогов  в условиях реализации программы наставничества
  • подбор и расстановка молодых кадров в соответствии с потребностями и необходимостью;
  • курсовая подготовка молодых учителей.
  1. Организационное:
  • Составление плана-графика работы по реализации программы на текущий год.
  1. Материально-техническое обеспечение Программы
  • Модернизация и информатизация процесса обучения в соответствии с требованиями реализациипрограммы.

 

Финансирование программы

 

Совершенствование профессионального мастерства педагогов

 

п/п

Мероприятия

Источник финансирования

1

Обучение молодых учителей на курсах повышения квалификации  

субвенции

2

Организация посещения стажировочных площадок

субвенции

 

Итого: по потребностям и возможностям

субвенции

 

 

Организация и контроль выполнения программы

 

  1. Координацию и контроль выполнения программы осуществляют куратор программы, администрация школы.
  2. На педагогическом и методическом совете анализируется ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносятся предложения по его коррекции; осуществляется  информационное и методическое обеспечение реализации Программы.
  3. Ежегодно подводится анализ выполнения Программы на заседаниях педагогического и

методического совета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список  литературы

 

  1. Антипин С.Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования: автореф.

дисс. к.п.н. [Текст] / С.Г. Антипин. – Нижний Новгород, 2011. – 24 с.  

  1. Бевз Е.В. Наставничество как условие профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования [Текст] / Е.В. Бевз // Среднее профессиональное образование. - № 9, 2011. – С. 8 – 10.
  2. Богданова Л.А. Наставничество в профессиональном образовании: методическое пособие / авт.-сост.: Л.А. Богданова, Л. Н. Вавилова, А.Ю. Казаков и др. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. – 144 с.
  3. Гузеев, В. В. Лекции по педагогической технологии [Текст]/В. В. Гузеев. – М.: Знание, 1992. – с. 1 – 16.
  4. Лабунская Н.Л., Максимова Н.П., Наумова В.И., Никонова Е.П. Наставничество как институт профессионального становления молодых педагогов: описание системы работы – Новокузнецк: Изд-во «ГБОУ СПО КузТСиД», 2015. – 89 с.  
  5. Лапина О.А., Магальник Л.А. Наставничество: Вариант управления карьерой руководителя образовательного учреждения // Школьн.технологии. 2001. - № 6. - С.39-60.
  6. Кларин М.В. «Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг», С. 162
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. - М.: Издат.

центр «Академия», 2000. -272с.

  1. Образование и здоровье. Проблемы, региональный опыт, перспективы [Текст]: коллективная монография /Авт.-сост.: И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова, Э. М. Казин; под научн. ред. Э. М. Казина. – Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2005. – 185 с.
  2. Педагогический мониторинг в образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие/Т. А. Фральцова, Г. А. Вертохвостова. – Кемерово: Издательство КРИПКиПРО,

2003. – 94 с.

  1. Пильдес, М. Рекомендации по разработке образовательной программы школы [Текст]/М. Пильдес, А. Бакурадзе//Директор школы. – 2005. - № 7. – с. 11-21.
  2. Словарь по этике / Академик. – [Электронный ресурс]. - http://ethics.academic.ru (дата обращения – 12.08.2016).
  3. Щевьева А.А. Наставничество как элемент системы повышения эффективности использования кадровых ресурсов предприятия [Текст] / А.А. Щевьева // Сервис в России и за рубежом; Российский государственный университет туризма и сервиса. - 2010. - №3. - С. 213-233

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога (на первый год педагогической деятельности)

План

Цели результаты

Возможность работы с другими педагогами школы

Сроки реализации

Заметки

Адаптация к новому месту работы

Адаптация к новым условиям трудовой деятельности;

– приспособление к физическим и психологическим нагрузкам;

– изучение особенностей управления школой;

– ознакомление с новыми обязанностями.

Руководство школы создает условия для легкой адаптации молодого специалиста (знакомство с рабочим кабинетом, представление коллективу, помощь в оформлении документации, знакомит с обязанностями, даёт советы).

В течение учебного года.

Следует как можно чаще обращаться за помощью к более опытным коллегам, в том числе и к руководству школы.

Установление взаимоотношений

Установление контактов:

–с администрацией школы;

– с коллегами;

– с учащимися и их родителями.

Опытные педагоги могут дать советы; оказать эмоциональную поддержку начинающему педагогу.

В течение учебного года.

Следует выделять свободное время на общение с коллегами и с педагогом-наставником.

Принятие ролей

Роль учителя

– Усвоение роли педагога;

– принятие педагогической деятельности;

– умение планировать урочное время;

– держать дисциплину на уроке;

– применять педагогические технологии;

– оценивать устные и письменные ответы учащихся;

– следить за успеваемостью учащихся;

– работа с документацией;

– выставление четвертных и годовых оценок и т.д.

Учителя-предметники могут оказать помощь по вопросам организации урока, внеурочного занятия, по проверке тетрадей и выставлению оценок.

Классные руководители могут дать советы по организации внеурочных мероприятий, классных часов,  поделиться опытом работы со «сложными» детьми, семьями.

В течение учебного года.

Следует чаще обращаться к коллегам с различными вопросами по возникающим сложностям. Это поможет преодолеть все трудности адаптации.

Роль классного руководителя

– Умение находить индивидуальный подход к каждому учащемуся;

– выставление оценок в дневники;

– умение следить за успеваемостью учащихся;

– организовывать внеурочную деятельность учащихся;

– проведение бесед с учащимися;

– посещение «сложных» семей;

– следить за посещаемостью;

– работа с документацией и журналами;

– проведение тематических классных часов и т.д.

Педагогический рост (развитие)

– Участие в семинарах, обсуждениях, встречах;

– взаимопосещение уроков;

– участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства;

– прохождение курсовой подготовки и т.д.

Педагог-наставник помогает молодому специалисту с подготовкой к выступлениям на различных мероприятиях, а также советует посещать различные курсы повышения квалификации.

В течение учебного года.

Следует как можно чаще участвовать в семинарах, форумах, конкурсах, а также своевременно проходить курсовую подготовку.

Формирование собственной системы работы с учащимися

– Применять на уроках различные педагогические технологии и методы;

– посещать уроки других учителей и перенимать их методы работы;

– применение собственного разработанного проекта, связанного с внеурочной деятельностью учащихся.

Учителя-предметники могут предложить молодому специалисту посетить их урок; также коллеги могут поделиться личным опытом.

В течение учебного года.

Инициативу, присутствия на уроках коллег; креативность в профессии, чтобы уметь применять различные педагогические технологии и привносить свое в учебную деятельность.

Опыт реализации программы.

    В  2011 году  кожуунным методическим отделом образования  во главе с Хушеевой  Натальей Васильевной  был запущен данный проект  «Восхождение».

Школой молодого педагога руководит учитель высшей квалификационной категории Петрова Т.Б. В творческую группу для работы с молодыми учителями входят заместители  директора по УВР Петрова Т.Б. и Монгуш Ш.М., заместитель директора по ВР Тюлюш А.Ч, учителя – наставники Ооржак И.О, Евдокимова Т.В, Донгак Ч.В, Оюн Е.Д,  Самдан М.С, председатель молодых учителей Ооржак Ч.Х.

Первые участники проекта уже окрепли в своей профессиональной деятельности, и уже некоторые из них стали дипломантами конкурсов, отмечены наградами, среди которых Чамбал Аржаана Александровна (кожуунный учитель года- 2011г, номинация «Инновация») , Доспан Алдынай Туматовна (школьный конкурс  «Учитель года» 2014г – 1 место) , Уйнуколова Сай-Суу Начын-ооловна (школьный конкурс  «Учитель года» 2015г – 1 место), Чанзалай Оюмаа Николаевна ( кожуунный конкурс «Лучший учитель тувинского языка» - призер), Шимекпен Наталья Александровна (кожуунный конкурс «Лучший учитель географии» в номинации «Лучший урок», Сартыыл Чейнеш Романовна (кожуунный конкурс «Лучший учитель биологии» в номинации «Инновация»,. Они защитили первую квалификационную категорию, потому что их ученики стали призерами и победителями школьных, кожуунных, республиканских, всероссийских олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций.

Второй поток участников также проявили себя в разнообразных конкурсах, семинарах. Это Куулар Хорагай Сарыг-ооловна ( кожуунный конкурс «Лучший классный руководитель» - 1 место), Кунчу Мирада Чедер-ооловна (кожуунный конкурс «Лучший классный руководитель» - призер), Тюлюш Артыш Чамбалович (кожуунный конкурс «Лучший мужчина воспитатель» – 1 место, республиканский конкурс  - 2 место). Ученики Монгуш Айланы Викторовны в первый год ее работы заняли призовые места в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по ОБЖ.

  С 2011 года наша школа является экспериментальной школой по ФГОС, поэтому три или четыре раза в год мы проводим курсы по ФГОС.  Наши молодые учителя в первый год своей работы участвуют в семинарах и на курсах, дают открытые уроки, выступают с докладами по определенной тематике, становясь активными  участниками учебно- воспитательного процесса школы.

   В школе  по состоянию на 3 февраля  2016 года работает   36 молодых педагогов:

 1)от 20 до 25 – 12;

2) от 25 до 30- 12;

3) от 30 до 35 – 12.

Руководитель молодых учителей Ооржак Ч.Х, учитель математики, третий год работает в школе. Культмассовыми секторами являются Куулар Б.Б., Кунчу М.Ч.

С первого дня работы молодые педагоги имеют те же самые обязательства и долю ответственности, что и учителя с большим стажем и им, как правило, не делают скидки на молодость и неопытность.

 Требования, предъявляемые сегодня к учителям в соответствии со стандартами профессионально – педагогического образования, отличаются инновационными исследовательскими, проектировочными, конструктивными компонентами.

Для того, чтобы для молодых учителей школа стала домом Знаний, копилкой передового педагогического мастерства, необходима специально организованная работа.

·  Девиз проекта : «От творческого учителя – к успешному ученику»

·  Задачи:

1.  Помочь адаптироваться учителю в коллективе.

2.  Определить уровень профессиональной подготовки.

3.  Выявить затруднения в педагогической практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.

4.  Формировать творческую индивидуальность молодого учителя.

Для решения этих задач в школе разработана программа адаптации и самореализации молодых специалистов.

Основные направления:

1.  Адаптационная работа.

·  Знакомство со школой, педагогическим коллективом школы.

·  Презентация программы творческой лаборатории молодых учителей.

·  Закрепление учителя – наставника за молодым учителем.

·  Заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства.

·  Анкетирование (выявления затруднений в работе на начало года).

·  Выделение свободного методического дня.

2.  Организация профессиональной коммуникации.

·  С наставниками – оказание помощи при составлении тематических и поурочных планов, взаимопосещение уроков, совместная подготовка материалов для контрольных работ, анализ и коррекция результатов.

·  С коллегами по методическому объединению.

·  С администрацией.

3.  Мотивация самообразования.

·  Определение проблемы, над которой работает молодой учитель.

·  Курсовая подготовка для молодых учителей.

·  Знакомство с педагогическими новинками.

·  Посещение открытых уроков.

·  Участие в работе районных семинаров.

·  Участие в фестивалях, конкурсах, НПК

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Наставничество – это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетенции и закреплению педагогических кадров.

·  Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он нуждается в поддержке, поэтому наставник обращает внимание молодого учителя на:

·  требования к организации учебного процесса;

·  требования к ведению школьной документации;

·  формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;

·  работе с компьютером, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности;

·  освоение основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приёмы обучения; основы управления уроком и др.) В школе 12 учителей наставников – стажистов, которым  выплачиваем 20% к зарплате, тем самым поощряя их. Есть и такие наставники, которые сами помогают молодым учителям.

Проследить достижения молодых учителей по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы помогли не только лекции, беседы, консультации, посещения и обсуждение уроков, но и выступление самих молодых учителей на заседаниях МО, педсоветах, где они обменивались накопленным опытом по той или иной теме

 Интересен проект, интересны его формы, потому что хочется достичь главного — сохранить молодые педагогические кадры в школе. Ведь в современной школе остро востребованы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В школе  сегодня   молодых педагогов, которые влились в дружную среду учителей.  Они грамотны и интересны. Конечно, молодому учителю нелегко в начале профессиональной деятельности, но мудрая пословица гласит: «Дорогу осилит идущий». Чтобы процесс адаптации начинающего педагога прошел успешно, многое зависит от администрации школы, учителей – наставников : плохой хозяин выращивает сорняки, хороший — рис, умный возделывает почву, дальновидный растит помощников. Хороший руководитель всегда готовит и воспитывает смену».

С презентацией «Наши достижения» выступила учительница математики Ооржак Ч.Х.

Результаты проекта «Восхождение»:

2013-2014 учебный год:

  1. Участие в фестивале «Русско- тувинской культуры» - 1 место г. Кызыл на базе школы №2;
  2. Эколого- туристический слет учителей в с.Арыг-Бажы  - 2 место;
  3. Спартакиада учителей в с.Кочетово – 2 место.

2014 -2015 учебный год:

  1.  Слет учителей в с.Сосновка – 2 место;
  2. Спартакиада учителей в с.Балгазын – организация и проведение;
  3. Сочи 2014г. «Лыжные гонки» - 2 место;
  4. Мисс «Танды-Уула – 2015г» - Куулар Белек Болатовна – учитель английского языка, номинант «Мисс зрительских симпатий»;
  5. Конкурс к Дню Матери «Самая прекрасная из женщин» - Кунчу Мирада Чедер-ооловна – учитель русского языка и литературы, номинант «Мисс зрительских симпатий»;
  6. Кожуунный конкурс «Самый классный классный руководитель» - Куулар Хорагай Сарыг-ооловна – учитель начальных классов

Куулар Х.С., учитель начальных классов, приготовила  презентацию «Молодые семейные пары, работающие в школе». Их в школе 10.

 2015-2016 учебный год:

1.Мальцева Надежда Сергеевна – учитель русского языка и литературы награждена  Дипломом 1 степени отдела образования администрации Тандинского кожууна ,участник  муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года Танды – 2016», Сертификат участника Республиканского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года 2016», Благодарность Министерства образования и науки РТ за подготовку победителя республиканского конкурса сочинений «Отец- отечество – Отчество» (2016г), Диплом отдела образования 1 место в кожуунном конкурсе выразительного чтения «Праздник поэзии»(2015), Грамота школы в номинации «Учитель года – 2016»;

2. Ооржак Руслан Валерьевич – учитель английского языка  награжден Дипломом победителя в номинации «Педагог – мужчина – лучший воспитатель» на муниципальном этапе конкурса «Лучший педагог – мужчина образовательного учреждения- 2016», сертификат  участника республиканского конкурса «Лучший педагог- мужчина образовательного учреждения – 2016» в номинации «Педагог – мужчина – лучший воспитатель» (2016);

3. Одан-оол Чаяан Мергенович – учитель истории награжден Грамотой отдела образования администрации  Тандинского кожууна в номинации «Педагог- исследователь» на муниципальном этапе конкурса «Лучший педагог- мужчина образовательного учреждения- 2016», грамотой  школы в номинации «Молодо – незелено- 2016»;

4.Ооржак Чодураа Хулербеновна – учитель математики награждена Дипломом отдела образования администрации Тандинского кожууна в номинации «Шаг в науку» муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года Танды – 2016»

 

 


Предварительный просмотр: