Для родителей

Осинкина Оксана Валентиновна

На странице "Для родителей"  Вы можете ознакомиться с материалами - ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ДОСУГ, игры во второй половине дня и многое другое.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ДОСУГ

УЧИМСЯ НЕ ПРОПУСКАТЬ БУКВЫ

 (По материалам курса « Эффективные методы обучения письму и чтению».)

   Одна из главных проблем правописания – необоснованный пропуск букв. Возникает вопрос: почему же ученик пропускает буквы? В каждом частном случае причины разные, но, в общем, ответ один – у ребенка не сформирован образ слова. Что же скрывается под этим определением?

    Образ слова – это единство фонематической (как звучит?), семантической (что обозначает?), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в семью каких однокоренных слов входит?) и графической (как пишется?) природы слова. В идеале, перед тем как написать, ребенок должен осознавать слово по всем этим параметрам. 

     Таким образом, пропуск букв возникает по следующим причинам: 1) «Первый раз слышу это слово»; 2) «Слово слышал, но не знаю, что оно обозначает»; 3) «Знаю, что обозначает, слышал, но ни разу не встречал написанным».

      Как же заниматься с такими детьми? Какой подход к ним искать? Что делать? ИГРАТЬ! Потому что мы знаем, что все они мало играли – и большие, и маленькие. А ведь именно в поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учебы, и в частности для грамотного письма. В методах, представляемых нами, предусматривается, прежде всего, развитие всех необходимых функций, особенно произвольности (так как именно эта функция отстает особенно в связи с отсутствием групповых ролевых игр), и одновременно преследуется дидактическая цель. Игровая форма делает занятие привлекательным и интересным для ребенка, что существенно повышает эффективность обучения.

    Предлагаемые игры направлены на формирование образа буквы и слова, формирование (закрепление) орфографической зоркости, активизацию словаря, развитие внимания, закрепление образа буквы и слова, формирование фонематического слуха.

Количество игроков предусмотрено любое, возраст играющих – 7–12 лет.

Магазин

«Продаем» определенные предметы, представленные на картинках, «рекламируя» их по каждой букве:

а – ароматный 
м – маленькая 
р – рубиновый 
ы – ы-ы! 
б – большой 
ш – шуршит 
у – укатить домой! 
ь – мягкая шубка 
з – звонкий

Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, при пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребенка.

«Арабское» письмо

Письмо слов с правой стороны строчки справа налево (слова пишутся наоборот), то есть при чтении слева направо они читаются нормально. Например, предложение « В океане живет необычная рыба – рыба-ёж», написанное «по-арабски», выглядит так:

же-абыр – абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В.

Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова.

Письмо по-древнерусски

Слова записываем только буквами согласных звуков, обозначая буквы гласных точками наверху. Попутно можно рассказать, почему в  Древней Руси писали только согласными: Отважный Миша бежит от мыши – єтвєжнєй мєшє бєжєт єт мєш). Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными: оаый иа еи о ыи – и делаем выводы, какое предложение читается легче (роль согласных в русском письме). При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считаем время в секундах и отсутствие помарок.

Кузовокhttp://nsc.1september.ru/2010/06/13.jpg

Задача: собрать кузовок. Складывать можно все слова, которые заканчиваются на -окгрибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок… Можно собирать корзину, коробку, ящик... Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!» «Вот перед нами корзина – туда отправляется …» (картина, балерина…) «Вот коробка, смотрим, что там?» «Вот ящик, скорей клади туда …» Особенно заметны результаты, если ребенок не дописывает слова, кроме того, задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания. (Построено на основе упражнения, предложенного Л.И. Пироговой, 2004).

Неудачный робот

Робот запрограммирован так, что пишет слово не полностью, а только какую-то его определенную часть, а остальное отмечает черточками. Преподаватель должен исходить из проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы. Соответственно при пропуске букв в середине слова записываем только две средние буквы. Например, слово понедельникможет выглядеть так: по – - – - – – - – -, – - – - де – - – - -, – - – - – - – - – ик. Так мы советуем работать при недописывании слова или при пропуске букв и слогов.

Словесный мяч, или Футбол

Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус – слово – окно и т.д. Нами упражнение усложнено: составляем слова, например, на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т.п. Упражнение универсально тем, что в него могут играть от двух человек до целой группы, «перекидывая мяч». Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отработать механизм переключения. Через некоторое время хорошо перейти на более сложный уровень: например, подбирать существительные только женского рода, только 1-го склонения, подбирать глаголы только I спряжения (вариации на каждую теоретическую тему), а преподаватель может в любой момент изменить номер буквы, на которую нужно придумывать слова.

Считаем буквы

Мысленно представляем слова с одинаковым количеством букв, написанных в столбик. Удерживая представление в голове, называем определенную букву по счету во всех словах. Например, преподаватель говорит: дымлуг.

Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, номер которых говорит преподаватель. Вторая буква – ыу, третья – мг и т.д. Слов может быть 2–4, букв в словах – 3–7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и «писать» слова, запоминать слова, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в голове.

Виселица, или Балда

Правила игры: один ученик загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую и последнюю буквы, а остальные заменяет черточками. Например, слово апельсин будет выглядеть так: а- – – – – – н. Другой называет буквы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встает на свое место, а неверно названная превращается либо в часть виселицы, либо в буквы слова балда. Игра прекращается, если слово угадано, либо если построена виселица, или составлено слово балда.
Специфика предложенных методов и приемов состоит в том, что их можно применять при любом уровне языкового развития ребенка, при работе как в классе, так и дома, при занятиях с группами и на индивидуальных занятиях. Они эффективны для 
устранения элементов дисграфии: пропуске букв, недописывании, перестановке букв и слогов, в общем, в случаях «глупых ошибок».
На основании полученных теоретических знаний и вышеописанных коррекционных методов слушателями курса были предложены авторские игры, которые хочется представить как свидетельство высокой  креативности и профессионализма их авторов.

Поиск

Авторы: Устинова Т.М., Новикова Ж.В., учителя начальных классов НОУ МЭШ

Ребятам предлагается поработать со словарем (или с набором слов) и найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова: барабансахармолотокмолоко,околовечерберег. С большим интересом дети ищут слова, в которых встречаются три, четыре, пять одинаковых гласных. В игре быстрее запоминаются редкие, ранее не встречавшиеся слова: караван,бурундукпереезд и т.д. Кроме слов с одинаковыми гласными можно предложить поиск слов с неповторяющимися гласными: двумя, тремя, пятью и т.д. Так легче воспринимаются трудные для написания существительные: правительствореволюцияклавесин и др. Победителем объявляется тот ученик или та команда, которая в течение установленного времени найдет и напишет наибольшее количество слов или заданное количество слов (5–6) за меньшее время.

Четырежды четыре

Авторы: Устинова Т.М., Новикова Ж.В., учителя начальных классов НОУ МЭШ

Играть могут два человека или две команды. Для игры выберите два слова. Оба должны состоять из четырех букв. Слова разыгрываются между командами. Ввести слова можно, предложив детям отгадать загадки. Играющие вписывают доставшееся им слово в квадраты игрового бланка. Например:http://nsc.1september.ru/2010/06/3.gif

Под каждым квадратом расположите столбиком еще три для слов из четырех букв, начинающихся с буквы, которая вписана в этот квадрат. При этом необходимо соблюдать следующее условие: под словом слон можно писать лишь названия любых животных, под словом роза – названия любых растений. Победителем объявляется тот ученик или та команда, которая раньше других напишет 16 слов.



Предварительный просмотр:

33. Мягкий знак  (ь) в глаголах неопределённой формы.

      Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.

               (что делать?)  улыбаться

  ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?  и пишутся с мягким знаком (ь).

34. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

      Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед  ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.

   Делай так: пишет – писать, гл. 1 спр.,(е, ут, ют)

                       ставит – ставить, гл. 2 спр.,(и, ат, ят)

35. Правописание наречий.

      Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова.

       Например: справа, справа, справа.

       ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.

36. Однородные члены предложения.

      Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках между однородными членами.

      Например: Сильный ветер  сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

37. Звукобуквенный разбор.

      Выполни правильно, без ошибок.

  

ПАМЯТКА

КАК РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ

- РАБОТАЙ  НАД ОШИБКАМИ РЕГУЛЯРНО,

 УКАЗЫВАЙ НОМЕР ОШИБКИ ПО ПАМЯТКЕ

  1. Большая буква в начале предложения.                                                      Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.

2. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.

     Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак.

      Например: Москва – столица нашей Родины.

3.Слог.                                                                                                                      

   Раздели слова на слоги. Делай так:

    У – чи – тель

    ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.  

                                                                                                                   

4. Перенос слова.

    Раздели слово на слоги для переноса:     Оси – на

    ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак на конце слова.

    Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило.

    Например: окунь, рысь, уголь.

6. Мягкий знак в середине слова.

    Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

    Например: мальчик, школьник, коньки.

7. Гласные после шипящих.

    Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

 28. Ошибки на замену, пропуски, перестановку букв, слогов.

      Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни гласные. Прилепили – при-ле-пи-ли.

29. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание. Запиши свой пример на это правило.

     Например: На опушке- опушка, сущ.,1 скл., П.п.

30. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

       Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.  

      Например: К лесу (какому?) дальнему - м.р., ед.ч., П.п.

31. Предлог перед местоимением. 

      Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило.

      Например: у  нас,  ко  мне, с  тобой,  к  нему. 

      ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

32. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

    Выпиши глаголы правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило.

    Например: пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь. 

ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь).

     Липовый - дубовый, кленовый, осиновый.

23. Правописание предлога со словом. 

      Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог, и между предлогом и словом поставь ещё слово.

    к (какому?) берегу;    к (крутому) берегу    

ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.

24. Разделительный твёрдый знак (ъ). 

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: съезд, объём, объявление

      ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную перед буквами е, ё, я, ю.

25. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.

       Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на это правило.

       Луч, товарищ, шалаш (муж. род)

       Ночь, речь, печь   (жен. род)

26. НЕ с глаголами.

      Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило.

      не  был,  не  выучил,  не  знал

ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.

27. Разбор предложения по частям речи.

      Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи

является каждое слово.

 предл.        сущ.               глаг.                 прил.         сущ.

    По      овражкам          заиграли       весенние    ручейки.

     Например: машина, малыши, карандаши.

 ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща – с буквой а, слова с чу-щу -  с буквой у.

   

8. Сочетания чк-чн.

    Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

    Например: девочка, ночка.

    ЗАПОМНИ! Слова с чк-чн пишутся без мягкого знака (ь).

9. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением.

    Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели безударную гласную и проверь её ударной. Выдели корень.

     Делай так:  волна́ , во́лны

     ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.

10. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарное слово).

       Выпиши слово, в котором была допущена ошибка,  правильно. Поставь знак ударения и выдели гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово 3 раза.

        Запомни, как оно пишется: ребя́та, ребя́та, ребя́та.

 

11. Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные).

        Выпиши слово правильно. Выдели сомнительную согласную. Подбери проверочное слово.

    Делай так: мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок.

     ЗАПОМНИ! Согласные на конце слов и в середине перед согласной пишутся так же, как и в этих же словах перед гласными.

12. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

      Например: Таня, Саша, Андрей.

      ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы.

13. Большая буква в кличках животных.

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: Мурка, Зорька, Пушок.

      ЗАПОМНИ! Клички животных пишутся с большой буквы.

14. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

       Например: река Угра, Австралия, Куликовская улица, деревня Простоквашино.

       ЗАПОМНИ! Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.

15. Разделительный мягкий знак (ь).

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

    Например: вьюга, обезьяна, деревья, воробьи.

     ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.

16. Двойные согласные в слове.

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Раздели все слова для переноса:

группа, рассказ, коллектив

груп-па, рас-сказ, кол-лектив 

     ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.

17. Разбор предложения по членам.

      Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Делай так:

       Утренняя роса покрывала траву.

        роса (какая?) утренняя

        покрывала (что?) траву

        ЗАПОМНИ! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.

18. Состав слова.

       Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Делай так:

        поездка, походка

19. Правописание непроизносимых согласных.     

      Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова.

      звёздный (звезда, звёздочка)

20. Гласные и согласные в приставках.

       Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой.

       Например: полетели, побежали, подержали.              

21. Правописание приставки со словом.

      Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.

      Например: заехал, уехал, приехал, переехал.

      ЗАПОМНИ! Приставка  –  это часть слова, она   пишется слитно со словом.

 22. Правописание суффиксов.

    Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА – СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ

•        Завтра, когда Ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро!» и …. не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор.

•        Когда Вы браните ребенка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты…». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.

•        Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

•        Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?»

•        Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь, домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!»

•        Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай», скажите лучше «Не обманывай», А еще лучше улыбнитесь: «Кажется, кто-то говорит неправду».

•        Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других!».  

•        Когда ребенок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько ребенок выходит из дому.

•        Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что Вы рады его возвращению, даже если он провинился.

•        Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карман ребенка, даже если вам кажется, что Вы все должны знать о своих детях.

•        Как бы Вы не устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, Вы учите их жаловаться, а не жалеть. Попытайтесь, вызвать жалость, не к себе, а к другим людям, родным и незнакомым.

•        В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно неправы. Этим Вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.