4. Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках английского языка

Крохина Елена Фёдоровна

Крохина Е.Ф. о работе с мобильным компьютерным классом, интерактивной доской.

С сентября 2013 года наша школьная жизнь изменилась с появлением мобильного компьютерного класса. "Завтра" наших детей – это информационное общество. Поэтому научить ребенка обращаться с компьютером, находить и анализировать нужную информацию – необходимое условие для того, чтобы ребенок мог решать свои практические задачи.

Первый большой плюс мобильных классов – отсутствие проводов. Ноутбуки учеников и ноутбук учителя связаны в сеть по беспроводной технологии.

Благодаря тому, что мобильный класс не привязан к конкретному помещению, тележку с ноутбуками можно спокойно перевозить из одной классной комнаты в другую – мобильный класс используется на всех предметах, что соответствует образовательным стандартам нового поколения. Например, у учителей есть возможность не просто предлагать ученикам тесты, активно пользоваться электронными приложениями к современным учебникам, но и создавать свои собственные. В результате у педагогов появился серьезный интерес к информационным технологиям. Компьютерами обеспечен каждый ученик класса. Ученики самостоятельно учатся включать компьютеры, знакомятся с его комплектацией, учатся находить нужную программу и работать в ней.

Учитель может в режиме онлайн наблюдать за работой учеников и в индивидуальном порядке корректировать задания, ориентируясь на темп и уровень успеваемости каждого ребенка. Мобильный класс легко подключить к интерактивной доске, цифровой фото- или видеокамере, что добавляет урокам наглядности и делает учебу увлекательнейшим занятием.

 Краткое описание :

Суть данного проекта состоит в создании условий для повышения уровня информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в развитии среды электронного обучения в школе, во внедрении информационных технологий в преподавании.

Образовательный эффект:

Мобильный компьютерный класс будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся за счёт включения их в эмоционально насыщенную деятельность, организуемую с помощью мультимедиа средств (групповые чаты, организация электронного общения ученик-учитель-родитель, электронная почта, сетевые образовательные ресурсы).

Особая ценность данного проекта в его мобильности: станет реальным проведение занятий в специализированных учебных кабинетах в привычной для детей психологической обстановке, но с использованием классмейта каждым учеником на своем рабочем месте.

Актуальность

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Для  школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе  должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя  разных стратегий обучения школьников, и в первую очередь использование коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Данный проект необходим в начальной школе т.к. образовательный стандарт нового поколения ставит перед  образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. В рамках проекта будет происходить обучение ребенка в  методам работы с информацией, мы в несколько раз облегчаем ему последующее обучение, он сможет быстрее усваивать программу средней школы и старших классов.

«Мобильный компьютерный класс как средство реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников в рамках ФГОС второго поколения ».

Цель :

Формирование ключевых компетенций у школьников.

Задачи :

1. Сформировать информационно-коммуникационную компетентность учащихся  школы;

2. Осуществить личностно-ориентированный подход, применить здоровьесберегающие технологии;

3. Расширить образовательное пространство урока, формируя личность, способную к успешной социализации и активной адаптации в обществе;

4. Выявить одарённых и талантливых детей, привлекая их к научно-исследовательской работе, проектной деятельности, как индивидуальной, так и групповой.

Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря возможности индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов.

Фронтальная форма работы и ориентация на среднего ученика в таких условиях себя не оправдывают и приводят к потере интереса к происходящему на уроке у самых способных и невозможности для наиболее слабых активно включиться в учебный процесс. Индивидуальная работа ученика за ноутбуком создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.

Требования новых ФГОС (которые уже приняты для начальной школы и ожидаются для общего образования) предполагают, что наряду с урочной деятельностью в организации учебного процесса должна учитываться внеурочная деятельность (выделяется 10 учебных часов на внеурочную учебную деятельность). В рамках внеурочной могут быть использованы следующие модели организации учебного процесса:

1. Индивидуальная работа учащихся;

2. Работа в мелких группах, в том числе в парах;

3. Работа в больших группах – оптимально для внеурочной деятельности группа до 10 человек (фронтальная работа с большей группой учащихся будет фактически превращать внеурочную деятельность в вариант дополнительного урока).

Организация урочной и внеурочной деятельности

1. Персональные мобильные компьютеры будут находиться в предметном кабинете, могут переносится из класса в класс.

2. Каждый кабинет нашей школы подключен к интернету.  

3. Взаимодействие учителя и учеников с помощью персональных мобильных компьютеров школьника будет происходить: на уроках во время самооценки; на уроках во время открытия новых знаний; на уроках во время тестирования; во внеурочное время при подготовке к исследовательскому проекту; во внеурочное время при проведении родительских собраний.

4. Обеспечение безопасности работы со школьными ноутбуками будет происходить: между школой и родителями учащихся будет заключен двусторонний договор о проведении учебных тренингов по технике безопасности с компьютерами.

5. Техническая поддержка будет организована силами технических специалистов школы.

6. Методическая поддержка и обобщение опыта предполагается создание творческой группы по отслеживанию результатов работы; совещания, мастер – классы на городском уровне.

Формы и методы реализации :

* образовательный мониторинг, анализ собранной информации на этапе внедрения;

* создание рабочей группы, привлечение внешнего консультирования, работа НМС;

* работа рабочей группы; * педагогические чтения, мастер – классы, педагогический совет, семинары, форум.

Распределение функций между участниками учебного процесса

Последовательность фаз основного цикла прохождения информации, необходимая для гарантированного овладения знаниями любым обучающимся, состоит из пяти стадий:

- получение и осмысление новой учебной информации;

- выполнение тренировочных заданий и самостоятельных работ;

- проверка качества усвоения знаний и правильности выполнения практических работ;

- разъяснение ошибок, допущенных в практических заданиях, и работа по их предупреждению в дальнейшей деятельности;

- рассмотрение возможностей практического применения знаний, полученных в ходе изучения конкретной темы (раздела).

В полном объёме реализация данной последовательности с использованием традиционных методов обучения практически невозможна, а реально осуществима только в условиях индивидуального обучения, или при классно-групповом обучении с широким использованием ПК.

Индивидуализация обучения является первым, но не единственным шагом на пути повышения эффективности учебного процесса. Весьма важным моментом является также реализация не только индивидуального, но и дифференцированного подхода в обучении.

Следует отметить, что средства вычислительной техники позволяют существенно дифференцировать диалоги с обучающимися в зависимости от их подготовленности, скорости и качества выполнения заданий. Становится возможной дифференциация не только по временным параметрам, но и по объему изучаемого материала.

Алгоритм обучения может строиться таким образом, что продолжение движения по обучающей программе становится возможным только при полном выполнении требуемого набора заданий.

Результаты: для ученика:

  • знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами;
  • владение способами работы с информацией (поиск , систематизация, анализ, отбор и преобразование информации);
  • критическое отношение к получаемой информации;
  • умение применять ИКТ для решения широкого класса учебных задач; владение формами устной речи (монолог, диалог, дискуссии, защита проекта);
  • ведение диалога «человек» - «техническая система»;
  • владение стилевыми приемами оформления текста;
  • владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками; толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов;
  • активное использование полученных знаний и умений в научно-исследовательской работе, проектной деятельности, как индивидуальной, так и групповой.

Результаты для учителя позволяет:

  • участвовать в проектной деятельности; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; совершенствовать контроль знаний;
  • повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (индивидуализацию);
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим и информационным ресурсам.

Результаты для социума:

выпускник  школы – уверенный пользователь ПК, способный не только поделиться с окружающими полученной информацией, но и применять её как в учебной деятельности, так и организовывая своё свободное время.

Результаты для родителей:

социализация детей, уверенность в успешности их обучения и воспитания, совместное участие в проектной деятельности с ребёнком.

Методическая часть реализации проекта состоит в следующем:

– учителями составлено тематическое планирование для предметов, на которых предполагалось использование классмейтов;

– проведён обучающий семинар для учителей школы по использованию здоровьесберегающих технологий в условиях современного обучения школьников;

– для учителей школы  проведён мастер-класс по использованию мобильного класса на уроках;

– создаются методические материалы.

В ходе реализации учащиеся овладели следующими видами деятельности:

– создание и удаление , сохранение файлов;

– передача файла;

– работа с заранее подготовленными файлами;

– работа с флэш-картами;

– работа в групповом чате, позволяющая проводить контроль одновременно за всеми учащимися;

– проведение тестовых работ;

– выполнение разнообразных работ на интерактивной доске с использованием электронного пера;

– работа с ЦОРами и выходом в Интернет.

Участие родителей в формировании информационно-коммуникативной компетентности учащихся проявляется в помощи, оказываемой учителям при подготовке к уроку с использованием ИКТ, и детям дома при подготовке сообщений.

Учителя гимназии Североморска убеждены, что разумное использование компьютера  продвинет учащихся в интеллектуальном развитии, поможет развитию психических процессов (внимания, памяти, воображения, восприятия). Они убеждены, что применение классмейтов на уроках развивает интерес к изучаемым предметам, вносит новые элементы в процесс обучения, позволяет удачно сочетать коллективную работу с индивидуальной. Компьютер помогает сделать уроки более насыщенными, облегчает детям усвоение материала.

Преимущество электронных обучающих программ перед другими средствами обучения очевидно:

– электронные программные средства содержат более интересные дидактические упражнения, чем в учебниках;

– увеличивается количество выполненных упражнений на уроке, дети, не замечая объёма, выполняют задания, увлекаясь игровой формой, что способствует более быстрому формированию и развитию общеучебных навыков;

– контроль осуществляется немедленно, предусмотрена работа над ошибками;

–использование положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятия, техники чтения;

– использование возможностей классмейта в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход ребёнка с игровой деятельности на учебную;

– использование знаний, умений и навыков в компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации приобретения;

– уменьшается число дидактических затруднений у учащихся в результате индивидуализации обучения, мгновенной реакции на правильность выполнения заданий;

– занятия на классмейтах позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряжённость.

Таким образом, использование ИКТ в обучении помогает реализации идеи развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса, обеспечивают переход от механического усвоения к овладению фактическими умениями самостоятельно приобретать новые знания. Применение информационных технологий также актуально и при работе с родителями. На собрания с использованием презентаций родители ходят с большим удовольствием. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках обычного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.