Популярные статьи для родителей

Мещерякова Ирина Геннадьевна

Гипервозбудимый ребенок

 

        Дома он - громкий ужас. С самого рождения мальчик поражает родителей своей неистощимой энергией и подвижностью. По ночам во младенчестве он практически не спал, доводя до исступления вымотавшегося на работе папу; да и маме было не легче. И вот теперь, вернувшись из школы, он стоит на голове. И в школе Алешка - как уж на сковородке. Сидеть тихо и выводить буковки в прописи? Ни-ко-гда! Столько дел: на пролетающую за окном птичку посмотреть, соседу по парте что-то важное сказать, скатать бумажный шарик и в девчонку-зубрилку через трубочку плюнуть. А на переменах Алешка - главный бузотер. Учителя его не любят, одноклассники сторонятся. Гадкий, несносный, сам не учится и весь класс "заводит" - такую характеристику дают мальчику учителя. Алешкиных родителей вызывают в школу и корят: ну что же вы, говорят им, так плохо сына воспитали - совсем вести себя не умеет. А некоторые члены педагогического коллектива, упирая на плохие Алешкины оценки, заявляют: сын ваш в общеобразовательной школе учиться не может - с умственными способностями у него не в порядке. Расстроенные и злые возвращаются родители домой и дают Алешке взбучку. И зря. Потому что не наказывать, а помочь ему надо Гипервозбудимые дети - примета сегодняшнего дня. Они вовсе не обязательно плохо воспитаны. И с умственными способностями у них гораздо лучше, чем это кажется на первый взгляд. А отличаются от остальных они тем, что хуже концентрируют внимание и более подвижны. Это и называется гипервозбудимостью. 

                                                                          

    *Кто виноват? 
Откуда она берется? Основная причина - поражение головного мозга во время беременности, во время родов и в первые недели жизни. Тяжело ли протекает беременность, затянулись или оказались слишком скоротечными роды, заболел ли ребенок в первые дни жизни какой-нибудь инфекцией - клетки головного мозга получают меньше кислорода, отсюда и нарушения деятельности центральной нервной системы - синдром гипервозбудимости. Другая причина - наследственность. Если родители малыша имели в детстве признаки гипервозбудимости, ребенку будет "легче" повторить их путь. До двадцати процентов детей страдают этим расстройством. А вот выявляют его редко, все больше грешат на пороки воспитания. Ведь гипервозбудимость лежит на пересечении педиатрии, неврологии, психологии и педагогики. Причем, "по частям" проблему не видно: нужно, чтобы ребенка обследовали все эти специалисты. А бывает это редко, вот и клеят к таким детям незаслуженные ярлыки: "хулиган", "двоечник" или еще похуже. Как определить: гипервозбудимый у вас ребенок или просто живой и подвижный? Ведь мало ли что пристрастному материнскому сердцу померещится. Вот некоторые признаки: возбудимость, повышенная двигательная активность, импульсивность, склонность к резким переменам настроения и чрезмерному проявлению эмоций, невнимательность, нарушения координации движений, затруднения в учебе. Симптомы эти проявляются в состоянии возбуждения, при том, что, если ребенок успокоился, он может вести себя абсолютно нормально. Но это редкие минуты. А все остальное время ребенок постоянно и бесцельно двигается, хватает и бросает предметы, раскачивает ногами, размахивает руками. Могут быть также тик, гримасничанье, дрожание пальцев рук. Иногда дети начинают безостановочно болтать, причем содержание их речей вызывает большое опасение - слишком много фантазий и слишком мало логики. 

     *Шок и трепет 
Эмоциональные нарушения проявляются в виде всплесков. Вроде все было нормально, и вдруг - вспышка гнева, агрессии, ничем не спровоцированные и направленные на совершенно ни в чем не виноватых людей - чаще всего любимых папу и маму. А вслед за этим - неожиданная смена настроения на веселье - со смехом и радостным визгом. Такие "выкрутасы" ведут к конфликтам в семье, да и в школе тоже. Причем, если дома к маленькому бузотеру привыкнут, смирятся - не чужой ведь, то в школе церемониться не станут, и дневник будет полниться написанными красной учительской ручкой замечаниями.Ребенку постоянно приходят в голову какие-то идеи, часто самые невероятные. Но его действия опережают мысль, и ребенок бросается что-то делать, не подумав. Отсюда - "хулиганские" поступки, которые так выводят из себя учителей и родителей. И еще. Эти дети часто и много дерутся: ведь с их языков слетают всякие необдуманные, обидные для сверстников слова - ребенок скажет, а потом только подумает. Причины для драк могут быть и иными. Чрезмерно активные, эти дети претендуют на роль лидеров. Но их идеи не увлекают сверстников, и не поспевают другие ребята за фонтаном вечно меняющихся замыслов своего гипервозбудимого друга. И поэтому со временем такие дети оказываются одни - никто не хочет с ними дружить. Плохая успеваемость объясняется не низким интеллектом, а тем, что ребенку трудно фиксировать свое внимание на одном предмете. Он бы, может, и хотел красиво и без помарок писать в своей школьной тетрадке, да не получается. И ошибки в задачах бывают не из-за непонимания, а от невнимательности. Гипервозбудимому школьнику трудно организовать себя, и поэтому он вечно что-то не успевает и отвлекается на постороннее. А учителя уверены, что ученик специально не слушает их объяснений, из вредности. Психологи говорят, что такие дети словно бы плывут по течению. Это значит, что мысли у них беспорядочные, приходят и уходят как бы сами по себе, повинуясь внешним обстоятельствам - увидел во дворе собаку и отвлекся от диктанта. Из-за "недисциплинированности" мышления и речи у них беднее словарный запас, трудности с точным определением называемых предметов и явлений. Особенно туго с абстрактным мышлением, например, с трудом даются рассуждения о времени и пространстве. Если на это не обращать внимания, то может развиться вторичное снижение интеллектуального развития. И это при том, что изначально у гипервозбудимых детей индекс интеллекта ничуть не ниже, чем у остальных. 

       *Монотонный крик 
Психолог, если хорошенько "покопается", обнаружит у ребенка признаки невротизации и прежде всего склонность к беспричинному беспокойству и повышенную утомляемость. Также могут быть расстройства сна, всевозможные невротические привычки вроде ковыряния пальцем в носу или обкусывания ногтей. Поведение гипервозбудимых детей часто отличается инфантилизмом. Оборотной его стороной является готовность ребенка завязывать контакты с незнакомыми людьми, идти у них на поводу, что может быть опасно. В то же время желание привлечь к себе внимание они осуществляют самыми экстравагантными, вызывающими удивление и осуждение окружающих способами. Из-за нарушения координации движений дети кажутся угловатыми, неловкими. В частности, им действительно трудно красиво выводить в тетради буквы. Характерна "прыгающая" походка. Даже езде на велосипеде и то гипервозбудимому ребенку труднее научиться. Но это - признаки гипервозбудимости у тех, кто уже вырос. А нельзя ли увидеть черты будущего синдрома у совсем маленького ребенка? Давайте попробуем. Младенец, который имеет повышенные шансы стать гипервозбудимым, спит плохо, много плачет - причем крик у него монотонный, на одной ноте, грудь сосет вяло. Если вы присмотритесь повнимательнее, то можете обнаружить на переносице просвечивающую через тонкую кожицу венку - признак повышенного внутричерепного давления, которое "помогает" развиться гипервозбудимости. Пальчики такого младенца сжаты в кулачки, ручки и ножки скрючены. Кожа часто имеет мраморный оттенок. Когда младенец подрастет, проблем не убавится. Напротив, справиться ни силой, ни уговорами с таким дошкольником невозможно - ответом будет глухое упрямство, агрессия. Такие дети легко и охотно идут на конфликт. Из игр предпочитают те, которые предусматривают разрушение чего-либо, их хлебом не корми, дай разломать какую-нибудь игрушку, а уж наступить в песочнице на чей-нибудь куличик - просто счастье. Чтобы врач мог с полным основанием поставить диагноз синдрома гипервозбудимости, он должен не только обследовать ребенка, но и провести беседу с его родителями, а еще лучше и с учителями. Не нужно пугаться, если врач направит ребенка на обследование к психиатру - ведь некоторые симптомы гипервозбудимости похожи на признаки таких заболеваний, как шизофрения, эпилепсия, олигофрения. Некоторые папы и мамы при словах "вам надо проконсультироваться у психиатра и невропатолога" хватают детей под мышку и опрометью бегут из поликлиники: им кажется, что стоит одному из этих специалистов оставить запись в медицинской карточке ребенка, как на всей его дальнейшей жизни будет поставлен крест - и в институт не примут, и на хорошую работу не возьмут. Напрасные опасения: синдром гипервозбудимости или его синоним - минимальная мозговая дисфункция (ММД) - не тот диагноз, который может испортить медицинскую справку. Чтобы поставить диагноз гипервозбудимому ребенку, признаки этого состояния должны наблюдаться не менее полугода. И только после этого можно начинать лечение. Беда, что очень небольшому количеству гипервозбудимых детей это лечение вообще начинают. Действительно, говорят и учителя, и многие врачи, и даже некоторые родители, какой же он больной, если этот ребенок так и полыхает энергией, буквально может гору своротить? Да он здоровее прочих! 

      *Чем лечить 
Лечение синдрома гипервозбудимости комплексное. Причем медикаменты в большинстве случаев не занимают в нем центрального места. Начинать лечение следует с выработки правильного отношения родителей и учителей к гипервозбудимому ребенку - такого отношения, которое обеспечит ему чувство душевного комфорта. Ни в коем случае нельзя делать из ребенка изгоя детского коллектива - это способно окончательно "добить" его, поселить в душе массу комплексов и обид, загнать проблему вглубь, и в конечном случае "аукнется" агрессией и злобой. Нужно создать для ребенка спокойную атмосферу дома. Конечно, не в каждой семье есть возможность отвести ребенку отдельную комнату. Но есть вещи, которые можно обеспечить без труда. Пусть в квартире будет тихо: никто не повышает голос, не включает громко телевизор и магнитофон (телевизора вообще должно быть поменьше), не хлопает дверьми. Необходимо создать условия для выполнения ребенком уроков - чтобы никто не мешал. Следует убрать с глаз подальше и все, что отвлекает: игрушки, любимый велосипед, зеркало. Когда ребенку придет время ложиться спать, пусть все выйдут, выключат свет и ведут себя тихо. В комнате, где живет ребенок, не должно быть ярких красок - лучше подобрать для обоев и мебели спокойные тона. Игрушки выбирайте "неагрессивные" - никаких чудовищ-трансформеров, тем более ядовитых расцветок. Добейтесь, чтобы у вашего чада был строгий распорядок дня. В нем времени для гуляния и спокойных игр должно быть побольше, а для телепередач - поменьше. Противопоказаны компьютерные игры. Больше свежего воздуха и физических нагрузок! В идеале, все свободное время ребенок должен проводить на улице. Но игры с эмоциональным компонентом - футбол, теннис - не совсем то, что нужно. Предпочтительнее равномерная физическая нагрузка: плавание, бег трусцой. Стремитесь к тому, чтобы ребенок до того "догуливался", чтобы вечером просто падал от усталости и немедленно засыпал. Конечно, легче всего этого добиться от дошкольников. Важную роль играет питание. Мало того, что ему следует быть регулярным, оно должно содержать минимум таких продуктов, как кофе, маслины, шоколад, крепкий чай. Кроме того, в больших количествах вредны клубника, апельсины, яблоки, вишня, сливы, малина и виноград. Стремиться нужно к естественным продуктам, не содержащим консервантов. Если есть возможность выбрать для ребенка школу, отдайте предпочтение той, где в классе будет не больше пятнадцати учеников и где урок длится не более тридцати пяти минут. Неплохо, если каждый ученик будет сидеть за отдельной партой. Чем больше будет в такой школе уделяться внимания занятиям физкультурой, тем лучше. Ну а если синдром гипервозбудимости заподозрен у младенца? Ждать, пока подрастет? Ни в коем случае. Ведь чем раньше начать лечение, тем лучше результат. А у детей первого года жизни вообще происходят чудеса: после проведенного лечения от гипервозбудимости и других сопутствующих проблем не остается и следа. Как лечат младенцев? Здесь и массаж, и лечебная физкультура, и расслабляющие ванночки с лечебными травами, и специальные травяные микстуры. Главное, не забывать консультироваться с детским невропатологом. 

Автор - Денис Ковалев - читать подробней http://gazeta.aif.ru/_/online/health/486/05_01

МЕНЯТЬ НЕ РЕБЕНКА , А ПОВЕДЕНИЕ

Часто родители говорят, что ребенок «ленивый» или «неуправляемый», «безответственный», «упрямый, «вредный», а то и «бессовестный», «испорченный», «обнаглевший». Чем тут можно помочь? Честно скажу, при таком подходе – ничем. Если мы констатируем, что ребенок «неуправляемый», то он такой и есть. Можно только расстроиться и горестно посетовать на судьбу. Если мы говорим, что ребенок «избаловался донельзя», то просто констатируем факт. С которым совершенно непонятно, что можно поделать.

Пытаться описать проблему трудного поведения как «качество», присущее ребенку, абсолютно бесперспективно. И ставить задачу по изменению самого ребенка и его качеств – дело безнадежное. Попробуем разобраться, почему.

Проведите простой мысленный эксперимент. Подумайте о чем-то, что вам в себе не нравится. Например, лишний вес. Или излишняя обидчивость. А может быть, привычка все откладывать на последний момент. Опишите на бумаге или вслух эту свою особенность, объясните, почему это плохо и почему следовало бы что-то в себе изменить. Приведите убедительные доводы: лишний вес вредит здоровью, обиды по пустякам ухудшают отношения с людьми и портят самочувствие, привычка к авралам не раз уже ставила вас в трудную ситуацию и так далее. Что вы чувствуете, когда говорите об этом? Очень ли вам неприятно думать о своих недостатках? Согласны ли вы, что изменить себя было бы очень неплохо? Есть ли желание приступить к изменениям в жизни или хотя бы их обдумать?

А теперь представьте себе, что тот же самый текст произносит другой человек, обращаясь к вам. Дословно, только «я» заменил на «ты». И объясняет вам, как вредно быть таким толстым, или как глупо обижаться по пустякам, как необходимо наконец научиться делать все вовремя. Что вы чувствуете теперь? Как изменилось ваше настроение? Что произошло с желанием «начать новую жизнь»?

Большинство людей, проводя этот опыт, замечают, что те же самые слова, которые довольно мало расстраивали их, когда речь идет о самом себе, в устах другого звучат обидно и неприятно. Что планы по изменению своей внешности, характера или привычек, которые мы строим сами, могут вдохновлять, а те же планы, озвученные извне – вызывать сопротивление и протест. И это нормально. Мы такие, какие мы есть, и наши недостатки – тоже часть нас. Мы не хотим меняться по первому требованию каждого встречного и поперечного. И не будем. 

Только подумайте, что было бы, если бы вас могли менять с помощью уговоров, объяснений и убеждений все, кого что-то в вас не устраивает? Начальник, соседи, свекровь? Стоит им вас покритиковать – и вот вы уже изменились. Стоит убедительно объяснить, как вы не правы – и вы уже другой человек. Страшно? К счастью, это невозможно. Люди умеют отстаивать свою целостность, свою идентичность. И взрослые умеют, и дети тоже.

По крайней мере, теперь мы знаем, почему «я ему говорю-говорю, объясняю-объясняю, а он все равно за свое». Причем, обратите внимание, наш эксперимент был невероятно, неправдоподобно щадящим. Воображаемый «другой человек» говорил только то, что вы сказали о себе сами. Он не прибавлял ничего вроде «зла на тебя не хватает», или «уже дурак бы понял», или «как не стыдно быть такой свиньей». Он не повышал голос. Он не критиковал вас при друзьях. Не грозился наказать, если вы не послушаетесь. Он был сущим ангелом, образцом корректности и деликатности. И все равно вызвал отторжение. 

Что же говорить о реальных ситуациях, когда мы читаем нотации, обвиняем, давим, а то и оскорбляем? Естественно, ничего не получая в ответ кроме протеста. Как только мы начинаем действовать по принципу «Стань таким, как я хочу», ничего хорошего из этого не выходит. Атмосфера накаляется, близость и доверие исчезают, отношения рушатся.

Поэтому давайте договоримся сразу: мы не ставим своей задачей изменить ребенка. Мы не знаем, каким он задуман, в чем смысл его жизни и как ему в будущем помогут или помешают те или иные качества. Не надо брать на себя функции Создателя. Все проще: он делает что-то, что отравляет нам жизнь. А мы имеем право жить неотравленной жизнью. И вот эту проблему мы будем решать.

Если ребенок шумит, когда вы или кто-то в доме неважно себя чувствует и прилег отдохнуть, НЕ НАДО думать о том, какой он нечуткий и срочно начинать воспитывать в нем внимание к близким (обычно это делается с помощью ора или злобного шипения в адрес нарушителя покоя). Ваша задача – добиться тишины. Не изменений в ребенке – изменений в его поведении. Если вы пришли с работы и обнаружили, что ужинать вам негде (стол завален объедками) и не из чего (ни одной чистой тарелки), НЕ НАДО ломать голову над тем, бессовестный у вас ребенок или нет, думает ли он о вас хоть чуть-чуть и как воспримет его манеру ведения хозяйства его будущая жена. Потому что стоит вам начать думать в этом направлении, вечер сложится очень предсказуемым образом. 

Сначала будет скандал с потоком упреков и огрызаний в ответ, а потом дитя, хлопнув дверью, уйдет в свою комнату, а вы останетесь плакать или злиться на грязной кухне. Правда, ее чистота уже не будет иметь значения, ужинать вы все равно не сможете – кусок в горло не полезет. Будьте скромнее. Ваша задача – добиться, чтобы все было убрано прямо сейчас. Потому что вы хотите есть и имеете на это право. А про бессовестность и тем более про будущую жену поразмышляете после ужина, если уж очень захочется.

Конечно, мы имеем право надеяться и верить, что правильное поведение сформирует в конечном итоге правильный характер, а тот, согласно поговорке, правильную судьбу. Но только надеяться, а не пытаться формировать ребенка по своему замыслу. Практика показывает, что самые хорошие и благополучные дети вырастают у родителей, которые просто живут с ними, любят, уважают, общаются, отстаивают свои собственные права и интересы и не очень много занимаются «воспитанием».
(Людмила Петрановская, из книги «Как ты себя ведешь? 10 шагов по преодолению трудного поведения») и другие полезные книги для родителей - http://rhythmicnoise.livejournal.com/163108.html

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ от Проф. Ю. Б. Гиппенрейте 

Задание первое

Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение дня (а лучше двух‑трех дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько — с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

Задание второе

Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит домой из школы и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь «испортить» его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.

Задание третье

Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).

Примечание: Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.

Задание четвертое

Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.