Методические разработки

Мелентьева Надежда Алексеевна

Сценарии классных часов, мероприятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Блокадный хлеб

Цель: создать условия для духовно-нравственного развития детей; формировать у учащихся знания подвигах защитников Родины во время Великой Отечественной войне; воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Ход занятия:

Вводное слово

Ребята, здравствуйте, я рада видеть вас на 6 уроке, скажите, а вы сегодня ели?

Что ели? (ответы учащихся)

Ребята, а вы знаете, из чего делают хлеб?

(Ответы детей)

Сегодня, на нашем классном часе мы примерим на себя роль пекаря. Посмотрите внимательно на рабочие столы, и скажите, что из находящегося на них, можно использовать пекарю  

(Дети называют подписанные вещества из набора лабораторной работы:  вода, ячмень, опилки, клей….) Что получиться, если смешать все что мы видим?

(ответы детей)

 А оказывается, из опилок, ячменя, обойного и столярного клея готовили  хлеб.

Как вы думаете, когда и где это происходило?  

 (Ответы ребят)

 Сегодня мы вспомним одну из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны – Блокаду города Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941 года, город  был окружен врагами со всех сторон.

В блокаде оказалось около 3-х миллионов человек. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира. Он решил стереть с лица земли город Ленинград.

27 января 1944 г – день снятия блокады, стал памятным днем нашей истории.

Вспоминая сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу блокадного Ленинграда - небольшому кусочку хлеба весом 125 грамм. Именно такая самая минимальная норма выдачи хлеба была установлена в самый трудный период блокады – зимой 1942 г.

Итак, тема нашей встречи «Блокадный хлеб»

Видеоролик блокадный хлеб

Действительно, благодаря подвигу ленинградцев мы можем жить

  • Установить реальный рецепт блокадного хлеба 1942 года непросто. Он изменялся чуть ли не каждый день в зависимости от имеющихся хлебных суррогатов. Да и не хлеб это был, а скорее его подобие.

Ребята, на ваших столах лежат листы с рецептами блокадного хлеба, Внимательно изучите их, давайте назовем состав хлеба.  

Стандартный рецепт «блокадного хлеба» ноября 1941 г.:

  • 57 % общего веса блокадного хлеба составляла обойная мука,
  • 20-30% – овсяная мука
  • 10% – подсолнечный жмых
  • 3% – соль
  • 2-3% – солод.

Рецепт «блокадного хлеба» февраля 1942 г.:

  • 50-60% общего веса блокадного хлеба составляла «коровая» мука,
  • 20-30% – молотый ячмень
  • 10% – подсолнечный жмых
  • 3% – соль
  • 2-3% – хвоя

Рецепт «блокадного хлеба» июня 1942 г.:

  • 50-60% общего веса блокадного хлеба составляла обойная мука,
  • 20-30% – овес
  • 10% – подсолнечный жмых
  • 3% – столярный клей
  • 2-3% – одуванчик, крапива

Рецепт «блокадного хлеба» сентября 1942 г.:

  • 50-60% общего веса блокадного хлеба составляла обойная мука,
  • 20-30% – мучная пыль
  • 10% – опилки березы
  • 3% – столярный клей
  • 2-3% – лебеда крапива

Рецепт «блокадного хлеба» декабря 1942 г.:

  • 50-60% общего веса блокадного хлеба составляла ржаная мука,
  • 20-30% – отруби
  • 10% – мороженый картофель
  • 3% – столярный клей
  • 2-3% – хвоя, березовые опилки

Сейчас, я предлагаю вам сделать замес теста для выпечки «Блокадного хлеба»

Практическая работа «Замес теста для выпечки «блокадного хлеба»

Цель:  изучить один из рецептов блокадного хлеба, благодаря которому людям удалось выжить.

Ход работы:

  1. Возьмите пустую пластмассовую емкость,  налейте в нее воды комнатной температуры (до половины емкости)
  2. Добавьте в воду сухие дрожжи, аккуратно перемешайте.
  3. Всыпьте аккуратными движениями муку, перемешайте, если тесто жидкое добавляйте ячмень, отруби, сенную труху (источник витаминов) до консистенции  «густой сметаны»
  4. Накройте салфеткой, оставьте  в теплом месте, для подъема теста, примерно на 20-30 минут.

Когда тесто увеличится в объеме, его можно выпекать.

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто.

Ребята, использовав этот же состав, я испекла дома булку «Блокадного хлеба», заменив несъедобные ингредиенты на съедобные.

Демонстрация хлеба

Давайте посмотрим, какой он кусочек 125 грамм

Демонстрация образцов «Блокадного хлеба»  125 грамм (на весы) режем

Не имея никаких продовольственных запасов, люди были обречены на смерть. Ведь, кроме заветных 125 г блокадного хлеба, у них ничего не было.

Ребята, как вы думаете, хватало ли человеку 125 грамм хлеба в сутки?

(Ответы детей)

Ребята, внимательно посмотрите на взвешенный нами кусочек блокадного хлеба и послушайте рассказ двух мальчишек 11 лет, жителях блокадного Ленинграда.

В окружённом врагами Ленинграде оставалось около трех миллионов человек. Только детей было четыреста тысяч — остались те, кого не успели эвакуировать.

Стояла зима 1941 года. Первая блокадная зима. В городе не было света. Не было воды. Морозы доходили до -30 градусов.

Димка и Фимка считались во дворе бойцами противопожарной обороны. Они помогали старшим бороться с «зажигалками» и всё свободное время проводили на крыше дома.

В этот день было особенно холодно… Сначала ребята обошли крышу, проверили — всё ли в порядке. Потом зашли на чердак и устроились на ящике с песком. Здесь не так донимал холодный ветер.

— Ой, как есть хочется! — сказал Фимка и посмотрел на друга.
— Терпи! И мне хочется. Терплю ведь! Ты думаешь, хлеб теперь — это просто хлеб? Получил паёк, 125 граммов, и ешь сразу? — сказал Димка.
— А как же? Думай не думай — хлеба больше не станет...
— Не скажи... Паек-то можно есть по-разному, — рассуждал Димка.
— Как это по-разному?.. — не сдавался Фимка.

Димка поднялся с ящика, подошёл к выходу на крышу, прислушался. Тихо. Посмотрел на небо. Тоже как будто спокойно...
— Каждый человек, Фимка, должен сейчас найти самый «сытный» способ есть хлеб. Надо суметь, чтоб не сразу паёк в животе оказался. Меня этому мамка научила.
— Как это —- самый «сытный»?
— А так! Одни по крошечке едят, чтоб дольше хлеб во рту был. Другие режут паёк на тоненькие пластинки. Отрежут и жуют.
— Нет, не могу я удержаться, Димка! Кусочек-то такой ведь ещё меньше. Съешь и не заметишь...
— А вечером как?
— Вечером мама придёт с работы. Посмотрит, вздохнёт... Отрежет мне кусочек от своего пайка... На, скажет, ешь, голова садовая.
— И ты ешь?.. Так она же работает... Ей же больше надо, чтобы силы сберечь... Будешь так дальше делать, не стану с тобой дружить... Понял?
— Понял, — хмыкнул Фимка. — Но есть-то так хочется...
— Хочется, хочется!!! Мне вот на крышу хочется... На небо глядеть — не летит ли фашист на «Юнкерсе», — рассердился Димка. — Давай, шагай за мной...

Где ступая смело, где осторожно, поддерживая друг друга, ребята осмотрели покрытую снегом крышу, взглянули на небо, успокоились и снова вернулись на чердак.

— У нас с мамой полный порядок, — продолжил разговор Димка. — «Получил паёк, раздели на три кусочка, — говорит мне мама. — Утром кусочек — на завтрак. Днём кусочек — на обед. Вечером — ещё кусочек, граммов сорок... Так и продержишься день...»
— Я тоже паёк на три части буду делить, — сказал Фимка.
— И правильно! Ты думаешь — бойцам больше дают? Не очень-то. А они с фашистами дерутся. И мы с тобой тоже защитники Ленинграда, на боевом посту. Вот, и нам надо держаться.

Какие чувства возникли у вас после прослушивания текста? (ответы детей)

Сейчас отношение людей к хлебу изменилось: в семьях несъеденный хлеб выбрасывают в мусорные баки, дети, балуясь в столовой и дома за столом , делают из мякиша хлеба шарики и  бросаются ими, а недавно мне попался на глаза страшный снимок подростки из Твери, выпотрошили батоны и надели их на ноги

Смотреть на этот снимок мне было очень больно, потому, что помню рассказы  бабушки, которая хоть и не была жительницей блокадного Ленинграда, но о голоде в великую отечественную войну знала не понаслышке

Рассказ о бабушке.

«… Крапива, подорожник, лебеда – все эти травы мы ели в летний период.  Выкапывали корни лопуха, одуванчика, варили их, запекали в костре – вкусно было…  Картофель варили в «мундире», ели вместе с кожурой. Из крупы варили не кашу, а суп. Долго варили ее в большом количестве воды, а потом медленно хлебали варево ложкой. Хлеба было мало, крохотные кусочки, которые иногда все же появлялись, были настоящим лакомством.

В 1941-1942 году было не так голодно, в хозяйстве были поросята и две коровы. В 1942 году закололи одну корову на мясо, в 1943 году вторая корова зиму не пережила, отощала, пришлось заколоть, чтоб не сдохла от голода…»

От бабушки я узнала такую историю: «Голод был сильный, женщина с соседней деревни, у которой было 7 детей (двое умерли от истощения), чтобы прокормить семью, уберечь от голодной смерти, продала своего двухлетнего сына нашей матери за ведро картошки. Так, в нашей семье появился Борька. Спасаясь от голода, мы с мамой собирали на полях солому, мелко резали, перемешивали её со свиным топленым салом (соломы побольше, сала чуть-чуть, чтобы слиплись соломинки).  Мама делала шарики величиной с ноготь и  выдавала каждому по одному три раза в день…Самым вкусным, по словам моей мамы, было следующее блюдо: в сковороде на печи растапливали свиное сало, сверху присаливали и макали хлебом»

На вопрос, как и с чем пили чай, бабушка вспоминала: «Как-то раз в доме появились пряники, мама заворачивала каждый пряник в тряпицу и хорошо завязывала ее,  просила сосать пряник, когда будет сильное желание есть. Заварки в доме не было, первую половину зимы в воду добавляли сушеную черемуху, боярышник и шиповник, во второй половине зимы пили воду с хвоей вместо заварки, сахара не было...»

Прошла война, а память о страшном голоде осталась с бабушкой до конца её дней. Именно поэтому у нее сформировалась привычка запасать все в прок, всегда у нее в любое время года была   двухсотлитровая бочка воды, 10 – 15 пачек соли, 8-10 булок хлеба, который летом засушивала, зимой замораживала Своим детям давала наказ покупать про запас крупы, соль, хлеб.

Ребята, а ваши бабушки рассказывали вам как в ваших семьях удалось выжить в страшные дни войны и голода?

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. Но какой ценой досталась победа (только от голода умерло 650 тысяч людей)

С 18 по 27 января проходит акция «Блокадный хлеб», вспомнить и почтить память мирных жителей Ленинграда, которые, будучи окруженными врагом и отрезанными от остального мира, более 2 лет боролись за свои жизни и жизни родных и близких.

Ребята, я предлагаю вам принять участие в акции «Блокадный хлеб» для этого вам необходимо на листе А4 изобразить кусочек блокадного хлеба  с подписью «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам»

27 января вы оформите в классе оформленную выставку

Ребята, пока мы помним о ленинградцах – они живы в наших сердцах. И сохранение памяти о них – это самый простой и доступный способ выразить свои чувства по отношению к ним.

Песня Э.Хиль «Блокадный хлеб»



Предварительный просмотр:

logo

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «МИШЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»

(МБОУ «МИШЕЛЕВСКАЯ СОШ №19»)

Тимирязева ул., д.42, п.Мишелевка, Усольский район, Иркутская область, 665474

тел./факс (839543)  27-177. Е-mail: chkola19@uoura.ru

Организационно – деятельностная игра:

«Волонтеры Заботы на страже здоровья школьников»

для обучающихся 7-11 классов

Автор:

педагог дополнительного образования,

учитель химии и биологии,

высшей квалификационной категории

            Мелентьева Надежда Алексеевна

т.: 89501249336

e-mail: mnal84@mail.ru

Иркутск, 2022г.

Пояснительная записка

Организационно-деятельностная игра «Волонтеры Заботы на страже здоровья школьников» строится по принципу «равный-равному» среди школьников, по сути, это обучение, при котором сами молодые люди передают знания, формируют установки и способствуют выработке навыков среди равных себе по возрасту, социальному статусу, имеющих сходные интересы, или подверженным сходным рискам.

Игра проводится в виде работы научных, социальных и творческих лабораторий, может быть использована для проведения общешкольного мероприятия посвященному Всемирному Дню Здоровья, недели профилактики социально негативных явлений в подростковой среде.

Цель игры: профилактика социально - негативных явлений в подростковой среде, пропаганда здорового образа жизни.

Задачи игры:

  • выработка у детей и подростков негативного отношения к вредным привычкам;
  • формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.
  • развитие индивидуального и группового самопознания, самосознания;
  • формирование креативности личности и представлений о преимуществах здорового образа жизни.
  • тренировка актерского мастерства,  сценических навыков и умения держаться перед камерой.

Всего в работе будет организовано 8 лабораторий, направленных на профилактическую работу употребления подростками психо-активных веществ:

  1. Химическая лаборатория, ребята проведя практическую работу сделают вывод о содержании спирта в слабоалкогольном напитке, пиве. Изучат опытным путем влияние спирта на внутренние органы (на примере сердца, печени курицы).
  2. Биологическая лаборатория, работая в данной лаборатории, ребята проведут анализ текста и сделают вывод о влиянии табака на организм ребенка.
  3. Экологическая лаборатория, в этой лаборатории пройдет знакомство ребят с опытом исследователей из Университета Англия Раскин которые наглядно показали, насколько сильно одна выброшенная на землю сигарета мешает росту растений.
  4. Историческая лаборатория, ребята познакомятся с историческими корнями вредных привычек, узнают, как наказывали в старину за употребление табака и алкоголя.
  5. Лаборатория социальной рекламы. Продуктом работы данной лаборатории станут рекламный плакат и слоган, посвященный здоровому образу жизни.
  6. Лаборатория математики, на данной лаборатории ребята математически убедятся, какой вред приносят алкоголь, курения и наркомания не только здоровью, но и семейному бюджету.  
  7. Лаборатория информатики. При помощи компьютерной графики, программы создания видеороликов, ребята создадут видеоролик «Рисуем свой мир сами»
  8. Лаборатория психологического тренинга. Тренинг будет направлен на то, как противостоять предложению употребить то или иное психоактивное вещество.

Организационно - деятельностная игра рассчитана на пять дней:

1 день – открытие, постановка проблемы.

2 день - погружение в проблему, работа лабораторий 1-6 осуществляется путем прохождения классов по маршруту. Время прохождения одной лаборатории – 20 минут.

3 день - работа лаборатории информатики/ лаборатория психологического тренинга. Время прохождения одной лаборатории – 40 минут.

4 день – работа лаборатории информатики/ лаборатория психологического тренинга. Время прохождения одной лаборатории – 40 минут.

5 день – закрытие, подведение итогов.

Организаторы работы в лабораториях – члены отряда «Волонтеры Заботы». В лаборатории химии работает учитель химии + организатор - член волонтерского отряда. Лабораторию психологического тренинга проводит педагог-психолог (по отдельному сценарию).

Предполагаемые результаты:

В ходе организации игры предполагается формирование у учащихся представлений о влиянии наркотических веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на физическое и психическое здоровье человека и его жизнь, твердых негативных установок по отношению к вредным привычкам.

Предполагается воспитание у школьников понятия здорового образа жизни, формирование представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Предполагается формирование умения подростков правильно и с пользой организовывать свое свободное время и жизнь, справляться с конфликтами, эмоциями и чувствами, характерными для переходного подросткового возраста, развитие у школьников стремления к творчеству и богатому духовному общению с интересными людьми.

Социальная эффективность и значимость игры:   

- развитие позитивных отношений со сверстниками;

- развитие коммуникативных навыков;

- «взгляд» на проблему вредных привычек через деятельность лабораторий;

- профилактика употребления психо-активных веществ среди несовершеннолетних после работы лабораторий.

«Химическая лаборатория»

Мотивирование к учебной деятельности:

Похититель рассудка - так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры. Русичи употребляли лишь слабо градусные «напитки», приготовленные на основе мёда: брагу, медовуху, пиво, квас. А, так ли безобидны слабые алкогольные напитки, вы узнаете, выполнив практическую работу.

Чек - лист с заданием «Химическая лаборатория»:

ВНИМАНИЕ!!! Работа в лаборатории возможна при строгом соблюдении правил техники безопасности.

Практическая работа

Опыт 1. Доказательства наличия спирта в пиве

Оборудование: пиво, спирт (70%), вода, медная проволока, пробирки, спиртовка, спички.

Цель: доказать, что спирт присутствует в пиве и возможность проведения качественной реакции на спирты.

Ход работы:

В пробирки налить в одну воду, в другую - спирт, в третью - пиво. Нагреть медную проволоку на огне спиртовки. Затем опустить нагретую проволоку в первую пробирку с водой.

Что наблюдали? __________________________________________

 Вновь прогреть проволоку и опустить с пробирку со спиртом.

Что наблюдали? __________________________________________

Вновь нагреть медную проволоку и опустить в пиво.

Что наблюдали? __________________________________________

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________.

Опыт 2. Исследование влияния пива на белки

Оборудование: яичный белок, профильтрованный через вату, вода, пиво, 10% раствор гидроксида натрия (NaOH); 1% раствор сульфата меди (CuSO4).

Цель: доказать, что алкоголь, содержащийся в пиве, вызывает изменение в структуре белка, т.е. денатурацию.

Ход работы:

В две пробирки налить по 1-2 мл. яичного белка. В одну из них добавить 8 мл. воды, а в другую столько же пива и взболтать, после чего сравнить содержимое.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для доказательства необратимого изменения белков под влиянием пива провести в обеих пробирках биуретовую реакцию (реакция на растворимый белок). Для этого в пробирки добавить по 3 мл. 10% раствора гидроксида натрия (NaOH), а также по 3 капли 1% раствора сульфата меди (CuSO4). При полном отсутствии растворимых белков окраска будет синей.

Что наблюдали? __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 3. Влияние пива на продукты питания (молоко)

Оборудование: два стаканчика, молоко, пиво, вода.

Цель: доказать, что пиво оказывает отрицательное влияние на продукты питания, содержащие белок, на примере молока.

Ход работы:

Взять 2 стаканчика. В один налить воду в другой пиво. Добавить в каждый стакан немного молока.

Что наблюдали? __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 4. Исследование влияния пива на куриную печень

Оборудование: две чашки Петри, печень куриная, пиво и вода.

Цель: доказать, что алкоголь, содержащийся в пиве губителен для клеток печени.

Ход работы:

В чашки Петри поместить срез куриной печени, в одну добавить водопроводную воду, а в другую добавить пиво.

Что наблюдали? _________________________________________  __________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________

«Экологическая лаборатория»

Мотивирование к учебной деятельности:

По данным Всемирной организации здравоохранения, число курильщиков в мире уже достигло миллиардной отметки и многие из них выкидывают окурки мимо мусорной урны. При этом многие даже не осознают, что горы сигаретных окурков являются тем самым пластиковым мусором, который буквально уничтожает нашу планету.

Чек - лист с заданием «Экологическая лаборатория»:

  1. Изучите опыт исследователей из Университета Англия Раскин которые наглядно показали, насколько сильно одна выброшенная на землю сигарета мешает росту растений (Приложение 1)
  2. Подумайте, как можно уберечь Землю от окурков? Предложите не менее 3 способов:____________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Составьте письмо-петицию к тем, кто собрался бросить окурок на землю. (Полезные советы при написании петиции вы можете найти в приложении 2)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Озвучьте написанную петицию

Приложение 1

«Экологическая лаборатория»

Вред окурков {1}

Исследователи Университета Англия Раскин наглядно показали, насколько сильно одна выброшенная на землю сигарета мешает росту растений. Чтобы доказать это, ученые провели простой эксперимент. Они выкинули сигаретный окурок в горшок, в котором рос белый клевер — довольно устойчивое к перепадам температур и влажности растение, которое служит газоном практически во всех парках мира. Всего за 21 день пребывания в горшке, окурок замедлил рост клевера на 27%, и заметно укоротил его длину. Замедление роста также было замечено и в случае с газонной травой под названием райграс.

По словам ученых, нет никакой разницы, целую сигарету выкидывает человек, или же окурок — вред окружающей среде наносится в любом случае. Являясь одним из самых распространенных растений в парках, белый клевер играет огромную роль в природных процессах. Например, клевер обогащает почву, насыщая ее азотом, а также участвует в опылении растений — из его цветов пчелы активно собирают нектар, и производят качественный, белый мед с сильным ароматом.

Чтобы показать масштабы вреда, которую наносят природе выброшенные на землю сигареты, исследователи обошли несколько парков и посчитали количество лежащих в них окурков. В некоторых участках они обнаруживали буквально горы мусора — на одном квадратном метре порой лежало более 100 остатков сигарет. Исследователи сделали вывод, что бросание окурков мимо мусорных урн становится социальной проблемой, и жителям городов пора объяснить, что сигаретные фильтры разлагаются очень долго, и наносят растениям сильнейший вред.

Приложение 2

 «Экологическая лаборатория»

Как написать петицию? Полезные советы.

  1. Придумайте лозунг, подчеркивающий то, что должно быть поддержано людьми. Он должен быть точным, кратким и информативным.
  2. Сделайте свою петицию краткой. Люди с меньшей вероятностью вас поддержат, если им придется потратить много времени, читая то, что вы написали. Независимо от объема вашей петиции, в самом начале первого абзаца вы должны подчеркнуть вашу конкретную цель. Затем опишите причину (ы) петиции. Это абзац читает большинство людей.
  1. Добавьте текст для обоснования своего первого декларативного абзаца. Этот текст должен содержать информацию и конкретные примеры, показывающие важность того, за что вы боретесь. Можете написать, сколько хотите, но только имейте в виду, что большинство людей, с которыми вы поговорите на улице, не будут читать все содержание.
  2. Перечитайте тщательно свой текст. Убедитесь, что он (1) описывает ситуацию , (2) содержит предложение действий и (3) объясняет, почему это необходимо. Понятно? Если бы вы не были осведомлены о ситуации, вы бы поняли, в чем дело, прочитав свою петицию?
  3. Проверьте свою петицию на наличие орфографических и грамматических ошибок. Если ваша петиция полна ошибок, то очень маловероятно, что вы будете восприняты всерьез. Используйте орфографическую проверку и проверьте вашу петицию на наличие очевидных ошибок. Прочитайте ее вслух, чтобы определить, как она звучит и имеет ли она смысл.
  1. Попросите кого - то другого прочитать вашу петицию, предпочтительно друга или родственника, который не информирован о ситуации. Понимает ли человек вашу цель? Могут ли они сказать, почему вы ходатайствуйте, что вы требуете, и почему вы требуете это?

«Биологическая лаборатория»

Мотивирование к учебной деятельности:

Ежегодно табак приводит почти к 7 миллионам случаев смерти, из которых более 6 миллионов случаев происходит среди потребителей и бывших потребителей табака, и более 890 000 — среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма. Если не будут приняты срочные меры, число ежегодных случаев смерти к 2030 году может превысить 8 миллионов.

Чек - лист с заданием «Биологическая лаборатория»:

  1. Внимательно прочитайте отрывок из «Приключения Тома Сойера» Марка Твена (приложение 1)
  2. Обсудите в группе прочитанный текст, используя вопросы:

-  Как вы думаете, почему Джо пошел искать ножик, а Том пошел ему помогать? Как говорил Джо? А Том? Прочитайте.

- Найдите в тексте и прочитайте, где и в каком состоянии нашел мальчиков Гек?

– Что же произошло в детском организме? Прочитайте об этом в тексте.

  1. Заполните таблицу:

Система органов

Влияние курения табака

Сердечно - сосудистая система

Нервная система

Пищеварительная система

Наше время - время табачной эпидемии, когда борьба с курением не приносит должного эффекта. Курение становится узаконенной формой наркомании. Причиной массового распространения курения среди подрастающего поколения - это позитивная реклама.

Даже герои Марка Твена, хотели показать друзьям с какой легкостью они выкуривают трубку:

«….. А когда-нибудь, когда все будут в сборе, я подойду к тебе и скажу: «Джо, есть у тебя трубка? Покурить охота», – а ты ответишь, как ни в чем не бывало: «Да, есть моя старая трубка, и другая есть, только табак у меня не очень хорош». А я скажу: «Ну, это все равно, был бы крепок». И тогда ты вытащишь трубки, и мы оба преспокойно закурим. Пускай полюбуются!»

  1. Заполните таблицу:

Что мы всегда видим в рекламе табачных изделий?

Чего мы никогда не увидим в рекламе табачных изделий?

Приложение 1

«Биологическая лаборатория»

ПЕРВЫЕ ТРУБКИ {2}

...После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком. Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:

– Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно научился бы.

– И я тоже, – подхватил Джо. – Плевое дело!

– Сколько раз я, бывало, смотрю, как курят другие, и думаю: «Вот бы и мне научиться! Да нет, думаю, это мне не под силу», – сказал Том.

– И я тоже. Правда, Гек? Ведь ты слышал это от меня? Вот пусть Гек скажет.

– Да-да, сколько раз, – сказал Гек.

– Ну, и я тоже ему говорил сотни раз. Однажды это было возле бойни. Помнишь, Гек? Там были еще Боб Таннер, Джонни Миллер и Джефф Тэчер. Ты помнишь, Гек, что я сказал?

– Еще бы, – ответил Гек. – Это было в тот день, как я потерял белый шарик... Нет, не в тот день, а накануне.

– Ага, я говорил! – сказал Том. – Гек помнит.

– Я думаю, что я мог бы курить такую трубку весь день, но держу пари, что Джефф Тэчер не мог бы.

– Джефф Тэчер! Куда ему! Он от двух затяжек свалится. Пусть только попробует! Увидит, что это такое! – Само собой, не сумеет, и Джонни Миллер тоже. Хотелось бы мне посмотреть, как Джонни Миллер справится со всей этой штукой!

– Куда ему! – сказал Джо. – Он, бедняга, ни на что не способен. Одна затяжка – и он свалится с ног.

– Верно, Джо. Слушай-ка: если бы наши ребята могли увидеть нас теперь!

– Вот было бы здорово!

– Но, чур, никому ни слова! А когда-нибудь, когда все будут в сборе, я подойду к тебе и скажу: «Джо, есть у тебя трубка? Покурить охота», – а ты ответишь, как ни в чем не бывало: «Да, есть моя старая трубка, и другая есть, только табак у меня не очень хорош». А я скажу: «Ну, это все равно, был бы крепок». И тогда ты вытащишь трубки, и мы оба преспокойно закурим. Пускай полюбуются!

– Вот здорово, Том! Я бы хотел, чтобы это было сейчас.

– И я! Мы им скажем, что научились курить, когда были пиратами, – то-то будут завидовать нам!

– Еще бы! Наверняка позавидуют!

Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще. Все поры во рту у мальчишек превратились в фонтаны: они едва успевали очищать подвалы у себя под языком, чтобы предотвратить наводнение. Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий. У Джо выпала трубка из ослабевших пальцев, у Тома тоже. Фонтаны так и били что есть силы, и насосы работали вовсю. Наконец Джо выговорил расслабленным голосом:

– Я потерял ножик... Пойду поищу...

Том дрожащими губами произнес, запинаясь:

– Я помогу тебе. Ты иди в эту сторону, а я туда... к ручью... Нет, Гек, ты не ходи за нами, мы сами найдем.

Гек снова уселся на место и прождал целый час. Потом он соскучился и пошел разыскивать товарищей. Он нашел их в лесу далеко друг от друга; оба были бледны и спали крепким сном. Но что-то подсказало ему, что теперь им полегчало, а если и случилось им пережить несколько неприятных минут, то теперь уже все позади.

За ужином в тот вечер оба смиренно молчали, и, когда Гек после ужина, набив трубку для себя, захотел набить и для них, оба в один голос сказали: «Не надо», – так как они чувствуют себя очень неважно, – должно быть, съели какую-нибудь дрянь за обедом.

Приложение 2

«Биологическая лаборатория»

Ответы

Таблица 3:

Система органов

Влияние курения табака

Сердечно - сосудистая система

Побледнение кожных покровов

Нервная система

Тошнота, головокружение, слабость мышц

Пищеварительная система

Рвота

Таблица 4:

Что мы всегда видим в рекламе табачных изделий?

Чего мы никогда не увидим в рекламе табачных изделий?

1. Красивую пачку, полную сигарет, которую герой рекламы только что распечатал.

1. Окурки в пепельницах, пустые смятые пачки в урнах.

2. Красивых, молодых, здоровых и преуспевающих людей.

2. Больных, несчастных людей с дрожащими, пожелтевшими от табачного дыма пальцами.

3. Человек на рекламе всегда закуривает с удовольствием.

3. Человек на рекламе никогда не закашляется и не щурится от табачного дыма.

4. Курение никогда не мешает окружающим.

4. В рекламе никогда нет детей, родственников и соседей курильщика, которым мешает табачный дым.

5. Человек, который закурил в рекламном клипе, сделал какое-то важное и нужное дело и сделал его отлично.

5. Человек в рекламном ролике никогда не курит в безвыходной ситуации, при ссоре, проигрыше, после скандала и т.д.

6. Нет сомнений - курить или не курить, главное - выбрать правильный сорт сигарет.

6. Никогда не показывают больных, жалеющих о том, что своевременно не прекратили курить.

«Историческая лаборатория»

Мотивирование к учебной деятельности:

Вредные привычки, это порождение варварства, мёртвой хваткой держат они человечество со времён седой старины и собирают с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского. 

Итак, сегодня в исторической лаборатории мы обратимся к истории появления табака, алкоголя, познакомимся с наказанием за употребление этих веществ.

Чек -лист с заданием «Историческая лаборатория»:

  1. Разделитесь на две группы
  2. Изучите тестовый материал (приложение 1) из истории табака (группа 1) и истории алкоголя (группа 2)
  3. Ответьте на вопрос кто из правителей запрещал употреблять табак/алкоголь, какое было наказание за употребление алкоголя, табака?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитайте пословицы, цитаты (приложение 2), разделите их по пяти разделам, номера ответов внесите в таблицу:

О причинах пьянства.

Пьянство – угроза жизни и здоровью человека

Алкоголь и труд

Пьянство и семья.

Народные рекомендации тем, кто употребляет алкоголь

2, ...

1, …

4, …

3, …

7, …

  1. Сверьте правильность выполнения задания с листом ответов

Приложение 1

«Историческая лаборатория»

Из истории табака.

До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492 г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла «трубка мира».

Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.

Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление «зелья табачища» рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.

Из истории алкоголя.

А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла. Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”.

Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии уличенных в пьянстве заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти.

Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964, 1982 годах появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.

Приложение 2

«Историческая лаборатория»

Пословицы, цитаты о вредных привычках {3}

1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь.

2. Начинается пьянство с легкомыслия.

3. Без ума пьет - без угла живет.

4. Водка и труд рядом не идут.

5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки.

6. Веселая голова живет спустя рукава.

7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки.

8. Пей за столом, а не пей за столбом.

9. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы.

10. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез.

11. Водка белая, но красит нос и чернит душу.

12. Когда вино входит – тайна выходит.

13. Вино веселит, да от вина голова болит.

14. Водку пить – ум топить.

15. Счастлив тот, кто вина не пьет.

16. Вино веселит сердце, да человека губит.

17. Не упивайся вином – будешь крепче умом.

18. Как хватил через край, так все пропадай.

19. Дали вина – так и стал без ума.

20. Пьяному море по колено, а лужи по уши.

21. Пей, да дело разумей.

22. Работа денежку копит, а хмель ее топит.

23. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато.

24. Вечером пьяница, утром лентяй.

Приложение 3

 «Историческая лаборатория»

Ответы

О причинах пьянства.

Пьянство – угроза жизни и здоровью человека

Алкоголь и труд

Пьянство и семья.

Народные рекомендации тем, кто употребляет алкоголь

2, 5, 13

1, 9, 13,14, 16, 19, 20, 23

4, 6, 11, 12, 18, 21, 22, 24

3, 10, 15

7, 8, 17, 21

«Лаборатория социальной рекламы»

Мотивирование к учебной деятельности:

Просматривая передачи на телевидении, мы ежедневно сталкиваемся с рекламой. Она уже стала данностью нашего времени. По несколько раз в день мы видим рекламу духов, чипсов и других продуктов. И только изредка на телевидении появляется реклама социальной направленности – о помощи заболевшим детям, о вреде курения, алкоголизма и наркомании.

Реклама помогает обратить внимание на реальную проблему, пересмотреть свои собственные взгляды на те или иные вопросы.

Сегодня, мы предлагаем вам создать рекламный плакат и рекламный слоган по теме «Вредные привычки»

Чек – лист с заданием «Лаборатория социальной рекламы»

  1. Разделитесь на группы
  2. На листе ватмана изобразите рекламный плакат посвященный здоровому образу жизни
  3. Придумайте слоган/лозунг на тему «Выбираю жизнь» (Приложение 1)
  4. А теперь снимаем клип. Для этого, покажите созданный вами рекламный плакат, на его фоне громко скажите  слоган/лозунг.
  5. Время на подготовку 2-3 минуты.

 Камера, мотор. Съемка

Приложение 1

 «Лаборатория социальной рекламы»

Слоган для группы 1:

Выбираю жизнь, улыбку мамы,

_________________________________

Новый год – любимый праздник самый.

_________________________________

Слоган для группы 2:

Выбираю жизнь! _______________

Лета зной, осенних птиц галдёж.

Первую любовь, ________________

Головокружение и сердца дрожь.

Слоган для группы 3:

Выбираю жизнь! Друзей по классу,

_______________________________

Жить, ребята, это, правда, классно.

_______________________________

Приложение 2

«Лаборатория социальной рекламы»

Ответы

Группа 1:

Выбираю жизнь, улыбку мамы,

Маленькой родной сестрёнки смех,

Новый год – любимый праздник самый.

Майский дождь, январский белый снег.

Группа 2:

Выбираю жизнь! Весны цветенье,

Лета зной, осенних птиц галдёж.

Первую любовь, души томленье,

Головокружение и сердца дрожь.

Группа 3:

Выбираю жизнь! Друзей по классу,

Школьный двор, что часто снится мне.

Жить, ребята, это, правда, классно.

Жить здоровым, здорово вдвойне!

«Математическая лаборатория»

Мотивирование к учебной деятельности:

«Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»

Чек -лист с заданием «Математическая лаборатория»:

  1. Поделитесь на три группы
  2. Совместно с руководителем лаборатории решите несколько задач
  3. Решите задачи в группе (приложение1)

Приложение 1

«Математическая лаборатория»

Группа 1: Задачи по теме «Курение» {4}

Задача №1 Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика-подростка на 15 мин. Если человек за день выкуривает 5 сигарет, на сколько минут сокращается его жизнь, с каждым днем?

Решение:

_____________________________________________________________

Задача №2 От одной сигареты в организм поступает 3 мг. Сколько сигарет должен выкурить подросток массой 54 кг, чтобы доза никотина оказалась смертельной? (Смертельная доза никотина составляет 1 мг на 1 кг массы тела ученика.)

 Решение:

_____________________________________________________________

Задача №3 Средняя стоимость пачки сигарет составляет 110 рублей. Курильщик со стажем выкуривает пачку в день. Сколько денег тратит курильщик за неделю, месяц, год?

Решение:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача № 4 Исследователи установили, что до 15 % рабочего времени уходит на курение. Рабочий день длится 8 ч. Сколько рабочего времени теряется из-за курения?

Решение:

__________________________________________________________________________________________________________________________

Группа 2: Задачи по теме «Употребление алкоголя и его последствия»

Задача №1 

Смертельная доза для человека 8 г спирта на 1 кг массы. Какая доза алкоголя (спирта) является смертельной для ребенка весом в 42 кг?

Решение:

__________________________________________________________________________________________________________________________

Задача №2 Несовершеннолетние, собираясь компанией, каждые выходные (суббота, воскресенье) выпивают по одной бутылке пива на человека. Средняя стоимость бутылки пива равна 100 р. Сколько денег могли бы сэкономить подростки за месяц, год, если бы вели здоровый образ жизни?

Решение:

__________________________________________________________________________________________________________________________

Задача №3 В 2021 г. в Белогорске совершено 126 преступлений под воздействием алкоголя, 122 случая за распитие спиртных напитков в общественном месте и 500 случаев — за появление в общественном месте в состоянии опьянения. Сколько всего правонарушений совершено в состояния алкогольного опьянения?

Решение: 

__________________________________________________________________________________________________________________________

Группа 3: Задачи по теме «Последствия употребления наркотических веществ»

Задача №1 Начиная употреблять наркотики, человек может прожить 8 лет. Сколько лет проживёт наркоман, если начал употреблять наркотики в 14 лет? Решение: 

__________________________________________________________________________________________________________________________

Задача №2 Снюс – новый наркотик, который в 1 подушечке содержит никотина, как в 3х пачках сигарет. Сколько пачек сигарет человек выкурит, если съест 15 подушечек снюса?

Решение:

_____________________________________________________________

Задача № 3

Если человек начинает употреблять наркотики, то примерно через 4 года его печень будет поражена на 2/4. Сколько процентов здоровой печени останется? Решение: 

__________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

 «Математической лаборатории»

Ответы

Задачи на совместное решение:

Задача №1 Сердце человека бьется с частотой 60 ударов в минуту; сердце курящего делает в минуту на 10 ударов больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика в час?

Решение: 

1) 60*60=3600 частота ударов сердца в час у не курящего

2) 70*60=4200 частота ударов сердца в час у курящего

 3) 4200-3600=600 дополнительных ударов сердца делает курильщик.

 Знаете ли вы, что 20 выкуренных в день сигарет равносильны тремстам флюорографиям в течение года.

Задача №2 В онкологическом отделении 20 человек с диагнозом рак легких. 50 % всех больных – курильщики. Сколько человек могли бы избежать этого заболевания?

Решение:

20:2=10 человек могли избежать заболевания

 Задача №3 Дневная норма витамина С для человека 500 мг. 1сигарета в день «ворует» 25мг витамина С у организма. Сколько витамина С остается в организме у курильщика после 12 выкуренных сигарет?

Решение:

1) 25*12 = 300 мг витамина С забирает сигарета

2) 500мг—300мг = 200 мг остается в организме курильщика

Задачи по теме «Курение»

Задача №1 Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика-подростка на 15 мин. Если человек за день выкуривает 5 сигарет, на сколько минут сокращается его жизнь, с каждым днем?

Решение:

5*15=75(мин)= 1 час 15 минут

Задача №2 От одной сигареты в организм поступает 3 мг. Сколько сигарет должен выкурить подросток массой 54 кг, чтобы доза никотина оказалась смертельной? (Смертельная доза никотина составляет 1 мг на 1 кг массы тела ученика.)

 Решение:

54кг:3мг=18 сигарет

Задача №3 Средняя стоимость пачки сигарет составляет 110 рублей. Курильщик со стажем выкуривает пачку в день. Сколько денег тратит курильщик за неделю, месяц, год?

Решение:

 7*110=770р.— в неделю

30*110=3300р.– в месяц

365*110=40150р.— в год

Задача № 4 Исследователи установили, что до 15 % рабочего времени уходит на курение. Рабочий день длится 8 ч. Сколько рабочего времени теряется из-за курения?

Решение:

8:100=0,08—1% 0,08*15= 1,2ч.— 1 ч. 20 мин. рабочего времени.

Задачи по теме «Употребление алкоголя и его последствия»

Задача №1 

Смертельная доза для человека 8 г спирта на 1 кг массы. Какая доза алкоголя (спирта) является смертельной для ребенка весом в 42 кг?

Решение:

 42*8=336г. РЕБЁНОК МОЖЕТ ПОГИБНУТЬ от стакана ВОДКИ!

Задача №2 Несовершеннолетние, собираясь компанией, каждые выходные (суббота, воскресенье) выпивают по одной бутылке пива на человека. Средняя стоимость бутылки пива равна 100 р. Сколько денег могли бы сэкономить подростки за месяц, год, если бы вели здоровый образ жизни?

Решение:

100*4*2=800р. – экономия в месяц 800*12=9600р.— экономия в год

Задача №3 В 2021 г. в Белогорске совершено 126 преступлений под воздействием алкоголя, 122 случая за распитие спиртных напитков в общественном месте и 500 случаев — за появление в общественном месте в состоянии опьянения. Сколько всего правонарушений совершено в состояния алкогольного опьянения?

Решение: 126+122+500=748 совершено правонарушений в алкогольном опьянении

Задачи по теме «Последствия употребления наркотических веществ»

Задача №1 Начиная употреблять наркотики, человек может прожить 8 лет. Сколько лет проживёт наркоман, если начал употреблять наркотики в 14 лет? Решение: 

14+8=22 года.

Задача №2 Снюс – новый наркотик, который в 1 подушечке содержит никотина, как в 3х пачках сигарет. Сколько пачек сигарет человек выкурит, если съест 15 подушечек снюса?

Решение:

15*3=45 пачек сигарет

Задача № 3

Если человек начинает употреблять наркотики, то примерно через 4 года его печень будет поражена на 2/4. Сколько процентов здоровой печени останется? Решение: 

найти 2/4 от 100%

100:4*2=50%

«Лаборатория информатики»

Тема: Нарисуй свой мир!

Идея: Мы сами выбираем мир, в котором живем. Мы творим его.  Сегодня мы будем рисовать свой мир. Так пусть же мир, Вами нарисованный. Будет ярок, полон надежды и света.

Практическая работа: Создание видеоролика

№ Кадра

План

Видеоряд

Аудиоряд

Примечания

 

 Общий

Типичная картинка современного мегаполиса: поток машин, 2 огромные заводские трубы с уходящим вверх черным дымом, теряющимся и в пасмурном небе, скучные многоэтажные дома-коробки. Все в серых тонах.

Неяркая фоновая скучноватая музыка без слов

Картинка статична

 

Общий

1 . Появляется детская ручка с ластиком, стирает дым

2.появляется 2-ая ручка стирает трубу

3. появляется 3-я ручка с синим карандашом и ни месте трубы рисует высокий красивый фонтан

Ускоряется ритм, музыка звучит звонче, веселее

Действия происходят одновременно

 

Общий

1. 1-ая ручка стирает 2-ую трубу с дымом

 2. 2-ая ручка на ее месте рисует зеленым карандашиком 2 дерева

3. 3-я карандашом раскрашивает небо в голубой цвет

Как и в предыдущем кадре

 

 

 Общий

Появляется много детских ручек с карандашами, ручками, стерками, кисточками.

Музыка громче, набирает силу.

 

   

Общий отъезжающий

Много улыбающихся, радостных детей от малышей до подростков, стоящих по бокам от большой картины, изображающей теперь солнечный зеленый город с яркими машинами, улыбающимися прогуливающимися людьми

Как и в предыдущем кадре

 

 

Общий

Стоп-кадр. Слоган: 

Рисуй свой мир сам, не доверяй другому.

Твой мир он только твой, ты краски подбери.

И так как ты его создашь, никто не сможет по–любому.

Давай смелее же вперёд, иди, твори.

Музыка становится тише, на ее фоне озвучивается, появившийся на экране, слоган

Слоган озвучивается мужским голосом.

Литература:

  1. https://hi-news.ru/research-development/kak-broshennaya-na-zemlyu-sigareta-vliyaet-na-okruzhayushhuyu-sredu.html 
  2. https://онлайн-читать.рф/марк-твен-приключения-тома-сойера/ 
  3. https://infourok.ru/klassniy-chas-prichina-odna-posledstviy-mnogo-1703053.html 
  4. https://infourok.ru/master-klass-matematicheskie-zadachi-o-vrednyh-privychkah-5002588.html 



Предварительный просмотр:

Новые формы воспитательных практик

Автор: классный руководитель МБОУ «Мишелевская СОШ №19»

Мелентьева Надежда Алексеевна

«Воспитать человека» – два емких слова, заключающих в себе сущность работы классного руководителя. Классным руководителем я работаю 11 лет, за это время мне приходилось слышать от коллег выражения: «у тебя хороший класс…», «тебе повезло, у тебя добрые дети…».

Как же строить воспитательную работу в классе, чтобы он был «хорошим», а дети – «добрыми»?

Во-первых, считаю, что классный руководитель должен быть примером человечности: своими словами, поступками, отношением к окружающим он изо дня в день показывает воспитанникам, что главными качествами в человеке являются доброта, милосердие, сострадание, чуткость, отзывчивость.

Второй составляющей успеха считаю системность в воспитательной работе. В моем арсенале классного руководителя есть две педагогические технологии, которые я использую: технология коллективного творческого дела и технология перевода образовательного события в воспитательное.  

Детально остановлюсь на технологии событийности и опишу некоторые события, которые я организовала и провела для детей своего класса в этом учебном году:

  1. Поход в лес как образовательное и воспитательное событие.

         Данное событие организуется мной не менее трёх раз в год. Когда я от ребят своего класса получаю посыл о необходимости похода, то предлагаю собраться после уроков и обговорить все детали: место встречи, походное меню, перечень необходимого инвентаря и продуктов питания.

        Пока мы идем с детьми к месту, где будет разбит наш лагерь, я обращаю внимание моих учеников на то, что люди в буквальном смысле «наследили» в лесу. У ребят возникает желание очистить близлежащую территорию лесного массива от мусора. На этот случай у меня в запасе имеется рулон плотных мусорных пакетов. К инициативной группе подключаются остальные ребята.

        Вот мусор собран, и поляна готова принять туристов.  Ребята отправляются за хворостом, я, в свою очередь, инструктирую их и напоминаю о том, что для костра необходимы сухие ветки, а живое дерево не подойдет, так как при его горении образуется много дыма и мало тепла оно хуже загорается, ну и, самое главное, что оно растет до взрослого состояния много лет и является домом для лесных обитателей.   Напоминаю правила пользования топором. Во время приготовления пищи на костре делюсь с детьми секретами приготовления пищи, беседую с ними на разные темы.         Казалось бы, обычный поход, но это событие может сочетать в себе и отдых, и экологический десант, и час ОБЖ, и мастер-класс по технологии, и живое общение без гаджетов.

  1. «Событие где-то рядом»

        Идея воспитательного события ко Дню Матери зародилась у меня в тот момент, когда я увидела в учебном кабинете лежащий на полу диск от компьютера. Вероятно, он выпал у одного из учеников моего класса из сумки, и в тот момент, когда я увидела этот диск, по нему прошли уже несколько человек. Подняв его, я спросила, чья это вещь. Хозяин диска быстро нашелся и сказал, что у него много подобных дисков, а этот ему не нужен. С моей стороны последовала беседа о химическом составе диска и загрязнении окружающей среды пластиком. Одна из учениц заметила, что диск на солнце имеет красивый отлив, а другая сообщила, что видела фото оригинальных поделок из компакт-дисков.

        На следующий день от детей поступило предложение сделать панно из дисков ко Дню Матери. Во время работы каждый трудился как пчелка, заботливо вырезал портрет мамы, клеил его на диск, придумывал слова поздравления для мамы. А я, анализируя это событие, поняла, что работа над проектом подарка для мам содержала и экологический аспект, так как ребята узнали о вреде пластика, а также способствовала укреплению детско-родительских отношений.

  1. Поздравление Деда Мороза на дому как событие, укрепляющее отношения семьи и школы.        

        Это воспитательное событие было смоделировано мной специально, а вызвано оно было острой необходимостью посетить семьи обучающихся.В преддверии новогодних праздников мною был создан короткий видеоролик, где я в костюме Деда Мороза сообщила, что до Нового Года приду ко всем в гости. Я приготовила для детей небольшие подарки, составила поздравительную речь, для братьев и сестер моих ребят положила в мешок конфеты и отправилась в семьи.

        Приходу Деда Мороза радовались и дети, и родители: дети от того, что впервые увидели классного руководителя в маскарадном костюме и получили подарок, а родители от того, что в дом пришел праздник. А мне удалось данным событием решить несколько задач: проверить условия жизни обучающихся, поздравить детей и родителей с праздником, провести с ними профилактические беседы, инструктажи и, конечно же, укрепить отношения семьи и школы.

        Очень важной составляющей воспитательной системы класса является работа с родителями. И здесь технология событийности, я считаю, эффективна. Так, в этом году в начале марта, в школе была объявлена «Мамина неделя». В рамках Недели одна из родительниц класса пожелала научить детей тому, что умеет сама. По предварительной договоренности с мамой было решено, что она научит девочек делать кондитерские десерты, пирожные. Во время встречи девочки услышали увлекательный рассказ о профессии кондитера, с огромным энтузиазмом приняли участие в мастер-классе по приготовлению десерта, освоили оригинальный рецепт пирожных. Образовательным и воспитательным продуктом встречи стали сладкие подарки для женщин-педагогов школы, ветерана педагогического труда к 8 Марта. Также в преддверии праздника было организовано чаепитие с пирожными всеми членами нашего класса.

        Технология событийности несет в себе особый воспитательный потенциал и оставляет в душах моих детей след доброты, душевности, человечности. Уверена, что дальнейшая систематическая работа с классом при использовании инструментов технологии событийности и коллективного творческого дела даст результат. И совместные усилия семьи и школы позволят выполнить большое дело - «Воспитать Человека»!



Предварительный просмотр:

        Конкурсный материал представлен учителем химии и биологии, педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории МБОУ «Мишелевская СОШ №19» Усольского района, Иркутской области Мелентьевой Надеждой Алексеевной.

Тема занятия: «Мы Волонтеры?»

Цель: Создать условия для развития позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

Задачи:

Образовательные:  -  познакомить с понятием эмпатия.

Развивающие:

  -   способствовать развитию внимания, памяти, мышления, умению анализировать и делать выводы.

Воспитательные:  

-  пробуждать интерес к волонтёрству;  -  воспитывать чувство взаимопомощи;

 -  учить выслушивать   мнения одноклассников, правильно реагировать на их замечания

 Планируемые результаты:

Предметные:  - научиться извлекать нужную информацию; - проводить обобщение, делать выводы.

Личностные:  - развивать навыки работы в сотрудничестве; - развивать учебно-познавательный интерес;   - развивать положительную мотивацию к внеклассной деятельности.

Метапредметные: - научить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;   - учитывать разные мнения, интересы и обосновывать свою позицию

Формирование УУД:

Личностные:   -  развивать активность при выполнении коллективных заданий; -  оценивать свои трудности и достижения.

Регулятивные: -  способствовать развитию волевых качеств учащихся при включении детей в деятельность

Ход занятия:

Добрый день, ребята! Надеюсь, что мы будем искренними, доброжелательными, и тогда у нас всё получится!

Сегодня я принесла красивый красный шар в виде сердца. Пока я украшу им наш класс.

В самом начале нашей встречи я хочу вас угостить конфетами, повод для этого есть.

Раздаю конфеты по очереди всем ребятам, так чтобы одной конфеты не хватило.

Учитель: Прошу прощения, мне не очень удобно, но почему - то одной конфеты у меня не хватило… 

 Обратитесь к ученику, которому не досталось конфеты, со словами извинения и пообещайте в другой раз ему отдать конфету. Поинтересуйтесь, что при этом чувствует ученик. Если кто-нибудь из ребят предложит свою конфету, обратитесь к нему:

Учитель: Какой ты молодец! Почему ты же ты отдал свою конфету? Что ты чувствовал при этом? (Обязательно достаньте последнюю конфету, отдайте её и объясните детям, почему вы так поступили.)

Учитель: Я не случайно так поступила - мне хотелось проверить, проявит ли кто-то из вас заботу об однокласснике, в момент неловкой ситуации.

В конце сентября вместе мы организовали добровольческий отряд «Волонтеры Заботы»  и  начали его деятельность в классе. Сегодня, вместе нам необходимо проанализировать: «Помогла ли нам эта деятельность, изменится, стать лучше, добрее, отзывчивее?», а также поставим необходимый знак препинания в выражении «Мы волонтеры?»

Для начала давайте подумаем, о каких добрых делах из жизни нашего класса мы будем сегодня вспоминать: для этого прошу одного члена команды вытянуть карточку с зашифрованным мероприятием и получить конверт с фото событиями для дальнейшей работы:

  1. «Вязаные тапочки, цветы из леденцов», Поздравление с праздниками ветерана педагогического труда и коллектива учителей школы.
  2. «Ягодный десерт, снег по пояс, мы - вместе» Взаимодействие с родителями (совместные походы, мамина неделя)
  3. «Чистота, подарок – клумба, сортоиспытание»  Трудовые дела (экологический десант, школьная клумба в подарок школе, работа на пришкольном участке)
  4. «Чурка. Мы-ЗА, Если не мы, то кто же?»  Пропаганда ЗОЖ (классные часы о ЗОЖ, агитбригада посвященная дню здоровья)

Вопросы:

  1. Когда проходило событие? Чем запомнилось?
  2. Что вы чувствовали когда готовились к мероприятию?  
  3. Какие чувства были у окружающих?
  4. С какими трудностями вы столкнулись проводя мероприятие.
  5. Какие выводы вы сделали после мероприятия.
  6. Были ли вам понятны чувства других людей
  7. Становилось ли нам на душе радостнее от того, что мы доставили радость другим людям.

В психологии существует понятие эмпатия – это умение пропускать через себя чужие эмоции (как положительные так и отрицательные). Эмпатия - это сочувствие. Способность человека осознавать, что в тот или иной момент испытывают люди. И сопереживать трудностям, проблемам, с которыми они столкнулись. 

МИЛОСЕРДИЕ Борис Ганаго:

Дима шел по улице, крепко держась за руку мамы. Был солнечный, морозный день. Деревья, словно в сказке, пушистые, невесомые! Снежок поскрипывал под ногами.

Диме было весело – то ли оттого, что было воскресенье, а уроки он сделал еще вчера, то ли оттого, что папа подарил ему новую игрушку.

В общем, настроение у него было прекраснейшее. Мама на минуту остановилась. Дима невольно залюбовался молодой серебряной березкой на голубом фоне, а когда оторвал от нее взгляд, то словно окунулся в лето. Перед ним светились красные, оранжевые, желтые пятна – лотки с фруктами. Краснощекие тети развешивали эти маленькие кусочки лета в шелестящие и звенящие от мороза пакеты.

Красные яблоки, словно натертые воском, ароматные апельсины и мандарины, коварный лимон! У Димы даже слюнки потекли. Мама, словно прочитала его мысли, уверенно направилась к лотку. Через несколько минут мальчик уже радостно наблюдал, как фрукты перемещаются из ящиков в шелестящий пакетик. Он уже представил, как дома сделает из апельсина цветок, как красиво будут смотреться яблоки в вазочке на столе.
Внезапно Димины грезы нарушил старческий голос. Какая-то старушка, задев его, протянула руку к продавщице и попросила:
– Милая, дай мне, пожалуйста, яблоко. Я очень хочу есть. Я еще ничего не ела сегодня, и мне кажется, что я вот-вот упаду. Плохо мне...
Дима не слышал, что ответила тетя. Он, не отрываясь, смотрел на старушку, на иссохшую, дрожащую руку. На старенькое поношенное пальто, на то, что даже в его детском понятии нельзя было назвать обувью. Голова старушки была повязана черным платком, из-под которого выглядывал еще один – белый.

Невольно Дима вспомнил свою бабушку Настю. Она тоже всегда зимой носила два платка. Он представил ее добрые, лучистые глаза, тепло ее рук, жарко натопленную печку, угощавшую их пышными блинами.
По щеке старушки пробежала слеза и затерялась в морщинах, густо изрезавших ее лицо.

На мгновение Диме показалось, что это бабушка Настя – продрогшая, в лохмотьях, голодная и одинокая. Мальчик еще смотрел на старушку, которая решила попытать счастье у другого продавца, а рука его уже потянулась к пакету и нащупывала там яблоко, апельсины. Ага, вот, кажется, лимон, или нет – мандарин. Дима вытянул все, сколько поместилось в его детских ручонках, и протянул ей. Их глаза встретились. Он почти прошептал:

– Вот, возьмите, пожалуйста!

Слезы заблестели в его глазах. Мальчик бросился к матери, прижался к ней затем потянул за руку:

– Пойдем скорее!

Отойдя немного, мальчик обернулся. Старушка все еще стояла на том же месте. Она спрятала фрукты в карман, в руке ее осталось только красное пузатое яблоко. Дима видел, как она перекрестилась и чему-то улыбнулась.

Мальчик вдохнул и медленно пошел с мамой.

Он теперь знал, что рядом живут люди, которые нуждаются не только в солнечном свете, но и в тепле ближних. И как все-таки здорово, что он, Дима, может им хоть чем-то помочь.

Какие чувства вызвал у вас рассказ?

Нужна ли помощь окружающим в современном мире?

Какую помощь может оказать каждый из нас?

 Замечать тех, кто рядом с тобой, прощать, дарить радость маме с папой, бабушке и дедушке, взрослым и своим друзьям - только и всего, что требуется от вас!

Человек испытывает радость не только от того, что ему делают добро, большую радость человеку приносит то, что он делает доброе дело сам.

Мы стремимся встать на путь волонтерства, надо ли нам это? Зачем? Чем каждый из вас может помочь окружающим? Напишите на листиках о том, что вы безвозмездно, по собственному желанию можете сделать для родных и близких, знакомых и незнакомых людей и приклейте на дерево милосердия. Если у кого есть желание помогать, но он не знает, чем, то поднимите руку.

Ребята записывают конкретные дела которые они могут совершить на листочках и приклеивают их на дерево милосердия.

Подводя итог, нашего занятия, и видя как распустились листочки на дереве милосердия  в нашем классе, я могу утвердительно сказать: Да - мы волонтеры! Спасибо за вашу отзывчивость и готовность помогать другим людям.

Учитель: Ребята, всю нашу встречу украшал воздушный шарик. Этот шар - символ доброты, милосердия, человечности. После уроков я предлагаю вам разместить его в  вестибюле  школы и пусть все ребята узнают, что 21 ученик МБОУ Мишелевской СОШ №19, готовы прийти на помощь, способные совершать добрые и милосердные поступки.