Методические рекомендации по развитию речи дошкольников 4-5 лет

Вихрова Светлана Валентиновна

 Методические рекомендации воспитателям по развитию речи детей 4-5 лет        17.11.2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_vospitatelyam.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию речи дошкольников 4 — 5 лет

Расширять словарный запас  по лексическим темам: «Времена года», «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Одежда», «Обувь».

Закреплять в активной речи конкретные (т. е. названия птиц, животных, предметов одежды и обуви и т. д.) и обобщающие понятия (одежда, обувь, фрукты, овощи, птицы, дикие животные и т. д.), отличительные признаки тех или иных животных, птиц, предметов, времен года.

Развивать умение подбирать прилагательные к заданным существительным: яблоко какое? - вкусное, сладкое, сочное  и.т.д.

Развивать умение подбирать глаголы к заданным существительным: воробей что делает? - чирикает, летает, прыгает, клюёт и т. д.

Учить подбирать слова с противоположным значением (подбор антонимов).

 Развивать навыки словообразования.

Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова: яблоко — яблочко, юбка — юбочка и т. д.

Учить образовывать прилагательные от существительных: суп из овощей — овощной, сок из яблок — яблочный.

 Совершенствовать грамматический строй речи .

Упражнять детей в правильном употреблении существительных множественного числа, именительного падежа: апельсин — апельсины, куртка — куртки.

Упражнять в правильном употреблении простых предлогов: у, на, в, из.

 Развивать связную речь.

Учить пользоваться распространенными предложениями: У меня красивое белое платье. Маша ест вкусную кашу.

Учить составлять короткие рассказы (например, о временах года, зимующих птицах по схемам, картинным планам).

Учить пересказывать короткие тексты. Заучивать стихи.

 

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать чувство ритма, рифмы, учить подбирать нужное слово в конец стихотворной строки. Учить выделять первый гласный ударный звук в словах (Оля, осы, Аня, уши, окна и т. д.).

 Артикуляционная гимнастика.

С помощью упражнений артикуляционной гимнастики осуществлять подготовку артикуляционного аппарата к овладению правильным произношением звуков

 Развивать мелкую моторику рук.

Для этого используются пальчиковые игры, массажные шарики, мозаика, шнуровка, бусы и т. д.

Игры на развитие речи детей 4 — 5 лет

 Игры на расширение словарного запаса (предметного, глагольного словаря и словаря признаков).

Игра «Я знаю три слова». Взрослый бросает мяч ребёнку, называя обобщающее понятие, а ребёнок должен назвать три конкретных понятия: овощи — огурец, картошка, помидор;

фрукты — яблоко, банан, груша;

домашние животные — кот, собака, лошадь.

Игра «Назови одним словом». Взрослый бросает мяч ребёнку называя несколько слов, ребёнок должен дать обобщающее понятие и бросить мяч обратно:

апельсин, яблоко, лимон — фрукты;

волк, лиса, заяц — дикие животные.

Игра «Какой? Какая? Какое?». Взрослый бросает мяч ребёнку, называя существительное, ребенок должен подобрать как можно больше слов-признаков и бросить мяч обратно:

апельсин (какой?) - вкусный, сладкий, сочный, круглый, оранжевый и т. д.

зима (какая?) - холодная, морозная, снежная и т. д.

Игра «Что делает?». Ребенку предлагается подобрать как можно больше слов-действий к существительным:

Дети — играют, бегают, веселятся, смеются и т. д.;

Ворона — каркает, летает, клюёт и т. д.

Игра «Скажи наоборот» (игра с мячом). Взрослый предлагает ребёнку подобрать слова с противоположным значением (т. е. сказать наоборот):

Ворона большая, а воробей … (маленький);

Ваня высокий, а Саша … (низкий);

Катя весёлая, а Маша … (грустная);

Летом на улице тепло, а зимой … (холодно).

 

Игры на развитие грамматического строя речи.

Игра «Скажи ласково». Взрослый предлагает ребенку назвать ласково предметы: яблоко — яблочко, диван — диванчик и т. д.

Игра «Скажи иначе». Образовать от существительных прилагательные:

сок из яблок — яблочный;

суп из молока — молочный;

компот из ягод — ягодный;

стол из стекла — стеклянный.

Игра «Один — много». Образование формы множественного числа существительных:

мяч — мячи;

птица — птицы;

груша — груши.

Игра «Посчитай». Ребёнку предлагается посчитать предметы от 1 до 5:

один мяч, два мяча …. пять мяч