4.Родительские собрания

Кузнецова Наталия Петровна
Родительские собрания - важная составляющая воспитательной работы.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детская агрессивность.

Форма проведения -  "круглый стол" — родительское собрание в 6 классе.

Цель: интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.

Задачи:

  • обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметить пути их решения;
  • предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с агрессивными, спонтанными реакциями подростков, вызванными сомнениями в собственной значимости для родителей.

Подготовка к беседе: расположение родителей (12-16 человек) за круглым столом (или в группах, близких друг другу), листочки и ручки, памятки и типичные фразы родителям, жетоны для этапа рефлексии.

Литература:

  1. Борба М. Нет плохому поведению. М., 2006
  2. Вачков И. Королевство разорванных связей. М., 2001
  3. Свердлова О. Вы любите меня? // Воспитание школьников. 2008. №1.
  4. Черных О.Г., Малюгина В.А. Родительские собрания: 8 класс. М.: ВАКО, 2008.

I. Вступительное слово учителя. (СЛАЙД 1)

Многие дети в подростковом возрасте сильно меняются и еще не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. 

Именно поэтому предлагаю вам обсудить, что такое агрессия и разобраться в причинах ее возникновения, обсудить проблемы во взаимоотношениях детей со взрослыми и вместе  наметить пути решения данной проблемы.

 Уважаемые родители, как вы понимаете слово «агрессия»?  Как она может проявляться? (Агрессия - поведение, противоречащее нормам сосуществования людей).

              Психологи выделяют несколько видов агрессивных реакций:

физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;

вербальная – выражение негативных чувств через словесное содержание (угрозы, проклятия) и через форму (визг, крик);

косвенная – агрессия ни на кого не направленная;

раздражение – готовность, при малейшем возбуждении, к проявлению негативных чувств (вспыльчивость, грубость);

обида – зависть и ненависть к окружающим за реальные или вымышленные действия;

подозрительность – недоверие или убеждение в том, что другие люди планируют и приносят вред;

негативизм – открытое проявление недовольства чем-либо или кем-либо.

        Согласитесь, что  мы можем столкнуться с  явлением агрессии не только  в своей квартире, но и на улице (в транспорте, в магазине и т.п.)).

 И понятно одно – что  бороться с этим злом нужно! Но  давайте разберемся в причинах его возникновения.

Каковы же причины вызывающего поведения подростков? (выслушиваются мнения родителей, учитель пишет на доске)

1) неуверенность в себе

2) тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей

3) стремлением к лидерству и компенсация  повышенной тревожности через агрессию

4) агрессия в ответ на агрессию

5) взаимоотношения родителей

II. Слово учителя.

Психологи утверждают, что причины кроются в следующем: СЛАЙД 2

1. Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.

2. Высокий уровень тревожности.  В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится!  Все равно не сможешь справиться с этим заданием"), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.

3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.

4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

Я бы хотела сегодня поговорить с вами о  тревожности, вызванной  сомнениями  в собственной значимости для родителей.

- Почему же ребенок может сомневаться в собственной значимости?

    Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, о своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.

      Существует два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие. (СЛАЙД 3)

       Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.

Как найти правильную линию поведения по отношению к подростку? Принять правильное решение в той или иной ситуации?

III. Ситуативное упражнение.

Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома? (родители на листочках пишут свои обращения к ребенку).

А теперь посмотрите на экран (видеоролик «Это так похоже на маму»)

Есть ли те, кто услышал в словах героини свои фразы?

От учителей и от родителей они слышат примерно следующее: "Ты должен хорошо учиться!", "Ты должен думать о будущем!", "Ты должен уважать старших!", "Ты должен слушаться учителей и родителей!".

Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: "Ты можешь:"; "Ты имеешь право...", "Тебе интересно..."

А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: "Я могу тебя наказать...", "У меня есть полное право...", "Я старше и умнее..."

Что же получается в результате? Чем чреваты такие обращения к подростку?

 (Ребята понимают, что они "не могут ничего" для них - одни запреты, а взрослые - "могут все", у них - полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Слова "должен", "обязан" вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не "вытянуть" возложенной на них ноши долга.)

Какие пути решения данной проблемы вы можете предложить? (свести к минимуму подобные словесные заявления, изменить свое обращение к ребенку, выслушивать до конца, одобрительно улыбаться, выражать свою поддержку и поощрение не только словами (это могут быть улыбка, похлопывание по плечу,  кивок головой,  взгляд в глаза, прикосновение к детской руке)).

IV. «Давайте потренируемся!» 

Каждому из Вас я раздам типичные фразы учителей и родителей. А вы предложите другие, более мягкие и позитивные формулировки, при сохранении общего смысла высказывания (на разрезанных листочках дать каждому родителю типичную  фразу(всего фраз 11, у кого-то могут повторяться – в зависимости от количества родителей).

Типичная фраза

Как необходимо говорить

"Ты должен учиться!"

"Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться"

"Ты должен думать о будущем!"

"Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?"

"Ты должен уважать старших!"

"Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека"

"Ты должен слушаться учителей и родителей!"

"Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться"

"Лжец", "Ты опять врешь!"

"Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду", "Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать"

"Мы в твои годы жили гораздо хуже!"

Мне кажется, тебе стоит ценить то, что у тебя есть. Не все имеют такую возможность…

"Ты должен ценить заботу старших".

Конечно, твое мнение важно, но забота близких о тебе говорит лишь о любви к тебе.

"Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!"

Думаю, что если ты будешь ценить знания и постараешься стать разносторонним и умным человеком, у тебя будет много друзей, т.к. общаться со знающими людьми гораздо приятнее, чем с глупыми.

"Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!"

Я понимаю, что ты интересная личность, которая ищет общения, но ты станешь еще более интересным для людей, если узнаешь что-то новое, чем сможешь поделиться…

"Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!"

Человека красит слово и дело. Честность – одно из тех качеств личности, которое присуще разумному человеку. Если человек честен, он вырос и стал взрослым!

"Давай дневник, проверим, что у тебя там! Ты должен всегда показывать мне дневник!"

Не хотелось бы тебе поделиться со мной своими успехами в учебе?  Думаю, что отметки в дневнике меня должны только обрадовать…

 (Родители предлагают свои варианты и озвучивают вслух)

          Я уверена теперь, что ребенок каждого из вас увидит, что вы его понимаете и поддерживаете.

Уважаемые родители, а когда вам плохо, когда гнев пытается вырваться наружу,  когда вы хотите избавиться от пугающих воздействий обиды, подозрительности, раздражения, как вы лично справляетесь со своей тревожностью, раздражением? (кто-то разбивает тарелку, кто-то кричит, кто-то глубоко вздыхает, Дыхание на счет 1 – 2 – 3 (вдох – пауза – выдох)

В дополнение могу только добавить информацию о таких приемах:

Прием.  Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете.  

Как это сделать? (демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит  (например, словами "да", "угу", вопросами "а что потом?", "и что же?" и т. д.)).

 Прием. Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично - дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.

Прием. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: "Вот это да!", "Да ну, не может быть!" и т. п.

V. Заключительное слово учителя.

Мы поговорили о проблемном  поведении подростков, проанализировали причины такого поведения, нашли пути решения данной проблемы. Но много вопросов остается без ответов, найти которые можно в литературе, рекомендованной психологами и педагогами.

Но "только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей трудности это дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать ребёнка может каждый, если он этого действительно хочет, кроме того, это дело приятное, радостное счастливое".

А в заключение нашей беседы я хотела бы вручить Вам на память такое стихотворение  - памятку – своеобразный монолог ребенка (СЛАЙД 4):

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть,

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам,

Вдруг я неправильно пойму

твой правильный совет,

Зато пойму, как ты живешь –

По правде или нет.

Рефлексия.

Учитель: Мне очень  приятно, что мы вместе с вами наметили пути прощения, надеюсь, что каждый из вас с пользой провел время. Благодарю вас за эти минуты общения. Спасибо! СЛАЙД 6 

Типичная фраза

Как необходимо говорить

"Ты должен учиться!"

"Ты должен думать о будущем!"

"Ты должен уважать старших!"

"Ты должен слушаться учителей и родителей!"

"Лжец", "Ты опять врешь!"

"Мы в твои годы жили гораздо хуже!"

"Ты должен ценить заботу старших".

"Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!"

"Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть спокойно и

внимательно слушать!"

"Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!"

"Давай дневник, проверим, что у тебя там! Ты должен всегда показывать мне дневник!"



Предварительный просмотр:

Методическая разработка родительского собрания

«Как помочь ребёнку в учёбе»

Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

Задачи:

- проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;

- определить уровень внимания, которое родители уделяют своему ребёнку;

- выработать общие пути подхода к решению возникшей проблемы.

Методики использования материала: анкетирование, диалог, индивидуальные беседы.

Механизм использования разработки

Разработка реализуется в соответствии со следующими мероприятиями:

  1. Проводится предварительное микроисследование: а) анкетирование учащихся «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам», позволяющее выявить некоторые причины снижения успеваемости; б) анкетирование «Ребёнок – родитель».
  2. На собрании с родителями проводится анкетирование «Ребёнок – родитель». Результаты позволят родителям определить степень внимания, которое они уделяют своему ребёнку.
  3. Решение педагогических ситуаций стимулирует вовлечение родителей в диалог, призывает к поиску совместных путей решения проблемы.
  4. Индивидуальная работа с родителями.
  5. Советы классного руководителя по данной проблеме логически завершают совместную работу.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация в формате ppt, бланки анкеты для родителей.

Ход собрания

I. Организационный момент

II. Выступление классного руководителя

Слайд 2

В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. Каждому из нас знакомо выражение: «Ученье – свет». А мне бы ещё хотелось добавить, что учение – благо, оно делает человека мудрее, добрее, богаче и духовно, и материально (что немаловажно в наше время). Однако я соглашусь с В.А. Сухомлинским, утверждавшим, что «из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих молодых людей оно перестало быть благом». Более того, для многих ребят оно не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания – мучением.

        Как сделать так, чтобы учение стало желаннным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе?

        Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль за выполнением домашнего задания заканчивается вместе в обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет?

Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность.
        Слайд 3

Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнание материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку, особенно, если это старшеклассник. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка.  

Слайд 4.

Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Ребёнок должен испытывать чувство ответственности за то, что он делает, потому что оно является залогом успеха в учебе и жизни.

Слайд 5.

Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.

Важен ещё один момент. «Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познаётся… Миссия воспитателя заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать», - думаю, что эти слова В.А. Сухомлинского должны быть адресованы не только учителям, но и родителям.

Поэтому если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать».  Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.

Слайд 6.

Среди них могут быть следующие:

  1. Объективные трудности, непонимание конкретной темы. Может быть так, что они вытекают из отношений педагога и ребёнка: дети неохотно занимаются предметом (даже если он их интересует) потому, что не симпатизируют преподавателю. В более частых случаях внимание ребёнка отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.
  2. Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.
  3. Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.
  4. Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители или учитель наказывают ребёнка за неуспехи. Может случится и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными.

III. Анализ анкет учащихся проводится с целью выявить некоторые причины снижения успеваемости. Анкетирование «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам» (см. Приложение 1) проводится  с учащимися накануне собрания.

IV. Анкетирование родителей и беседа по результатам анкет «Родитель – ребёнок».

Цель: сопоставив свой результат анкеты и результат ребёнка, каждый родитель сможет выяснить для себя, достаточно ли он уделяет внимания своему ребёнку (см. Приложение 2, приложение 3).

Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных результатов. Скорее всего будут такие родители, которые неожиданно для себя выяснят, что необходимо пересмотреть отношения с детьми.

Классный руководитель. Именно активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях.

Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.

Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.

Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт отвественость за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения.

V. Решение педагогических ситуаций.

Слайд 7

Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы об ее содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?

Слайд 8.

Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю, но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге -  «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?

Слайд 9.

Ситуация третья: пришли с работы и застали ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен, что у него это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь.  Как помочь ребенку?

 

VI. Советы по решаемой проблеме.

Нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учится крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий (слайды 10-17).

Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Философ Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Если мы хотим, что бы у наших детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то не только учителя, но и родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке. Это залог успеха. Они лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано нежелание учиться.

VII. Индивидуальные вопросы классному руководителю.

VIII. Решение родительского собрания.

  1. Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.
  2. Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.

Приложение 1.

Анкета «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам»

  1. Утром я просыпаюсь с мыслью:

А) «Ура! Сегодня будет история (математика, литература…)»

Б) «Сегодня можно не присутствовать на истории (математике, литературе…)»

В) «Я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по истории (математике, литературе…)»

2. Я прихожу в школу, чтобы…

А) узнать что-то новое;

Б) заниматься такими интересными предметами, как ______

В) встретиться с такими хорошими учителями, как _______

Г) пообщаться с дузьями;

Д) весело провести время;

Е) не огорчать родителей.

3. Домашнее задание я делаю так:

А) совершенно самостоятельно;

Б) обращаюсь за помощью ко взрослым;

В) под контролем родителей;

Г) от случая к случаю;

Д) не делаю никогда.

4. Для того, чтобы хорошо учиться, нужно:

А) иметь интерес к предмету;

Б) иметь способность к предмету;

В) хорошо работать на уроке;

Г) иметь хорошие отношения с педагогом;

Д) уметь списывать.

5. Когда я получаю плохую отметку, то…

А) стараюсь тут же её исправить;

Б) стараюсь исправить на следующем уроке;

В) стараюсь исправить в ближайшее время;

Г) ничего не пытаюсь исправить.

6. Какова причина получения неудовлетворительных оценок?

А) лень;

Б) отвлекают друзья, телевизор;

В) не хватает времени;

Г) не понимаю предмет.

7. В чём причины нехватки времени?

А) долго гуляю;

Б) занимаюсь в спортивной секции, кружке;

В) не умею планировать время;

Г) долго смотрю телевизор;

Д) медленно делаю уроки.

Приложение 2

Анкета «Ребёнок – родитель» (для учеников)

Допустимые ответы: да, нет, иногда, отчасти

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
  2. Говорят ли с вами родители по душам, советуются ли по своим личным делам?
  3. Интересуются ли родители вашей учёбой, проблемами по отдельным предметам, а также тем, как складываются ваши взаимоотношения с одноклассниками?
  4. Знают ли родители ваших друзей?
  5. Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями?
  6. Всегда ли ваши родители проверяют, как вы приготовили уроки?
  7. Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?
  8. Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?
  9. Всегда ли у вас возникает желание проводить свои праздники без взрослых?
  10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?
  11. Обсуждаются ли в семье с вамим участием телевизионные передачи, фильмы?
  12. Бываете ли вы вместе с родителями в кино, театре, музеях, ?
  13. Совершаете ли вместе с родителями прогулки, ходите ли в походы?
  14. Нравится ли вам проводить отпускное время вместе с родителями?

Во всех вопросах (кроме 9) за каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов; в вопросе 9 за ответ «да» - 0 баллов, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 2 балла.

Приложение 3

Анкета «Ребёнок – родитель» (для родителей)

Допустимые ответы: да, нет, иногда, отчасти

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по своим личным делам?
  3. Интересуются ли родители вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
  6. Проверяте ли вы, как они готовят домашнее задание?
  7. Есть ли у вас с ними общие занятия, увлечения?
  8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
  9. Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними в их праздники или предпочитают проводить время без взрослых?
  10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?
  11. Обсуждаете ли вы в семье участием детей телевизионные передачи, фильмы?
  12. Бываете ли вы вместе с детьми в кино, театре, музеях, на концертах?
  13. Совершаете ли вместе с родителями прогулки, ходите ли в походы?
  14. стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми?

За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов

Необходимо сложить результаты, полученные в ходе анкетирования детей и родителей.

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль отца в воспитании ребёнка .

Слайд 2

Современная женщина стремится к самостоятельности и независимости. Опыт бабушек, мам, подруг учит тому, что на мужчин нельзя надеяться. Их убивают на войне, они спиваются, уходят к другим женщинам, меняют половую ориентацию, их засасывает игровая зависимость. В сознании возникает образ мужчины как чего-то нестабильного, и появляется желание избежать ошибок других женщин, когда хозяйка везет весь груз забот на себе. «Уж лучше воспитаю одна, чем с таким». « Зачем нужен папа?»-спросила как-то семилетняя дочь свою маму. «Без него не было бы тебя. А еще он о нас заботится, чтобы нам было хорошо»-ответила мать, а сама задумалась .

Слайд 3

Говорят отцовство, как и материнство- талант. Коли это так, нужно признать, что этот талант, как и любой другой имеет свое начало, способен развиваться. Мужчина стал отцом! Ни с чем не сравнимые чувства и радость. Но вместе с радостью отцовства приходит ответственность за судьбу своего ребенка. Хорошо, когда это чувство не угасает, горит постоянно, растет вместе с ребенком, до тех пор, пока он не улетит в большую жизнь. Именно отец является кузнецом счастья своих детей, залогом их успеха. Ведь его одобрения нужно заслужить. Это важно для стимулирования у ребенка желания достигать результата своих действий. Отец обращает внимание на воспитание тех качеств, которые помогают ребенку справляться с жизненными трудностями. В первую очередь он учит его самостоятельности. Подрастая ребенок начинает нуждаться в отцовском руководстве, авторитете и одобрении. Похвалы папы - залог уверенности малыша в собственных силах.

Слайд 4

Зигмунд Фрейд говорил: «У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите. С самого раннего возраста ребенок должен знать, что у него есть отец, который его защитит. Ребенок нуждается в защите в трех главных областях своей жизни: от опасностей, связанных с его внутренними страхами, и в защите от избыточной любви матери».

Слайд 5

И мальчики, и девочки нуждаются в обществе отца, в его любви. Хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом, ощущать его ласку и по возможности помогать ему. К несчастью, отец, придя домой с работы, больше всего на свете хочет лечь и читать газету. А еще хуже, если отец пришел домой, мягко скажем «пьяный», то здесь и речи нет о нежности и ласке. Лучше подальше держаться от такого отца, чтобы ненароком не получить от него подзатыльника или не услышать грубого слова’? Но если бы отец понимал, как ценно его общество для ребенка, то почувствовал большее желание преодолеть свою усталость, прийти домой трезвым .

Слайд 6

Иногда отцы начинают воспитывать ребенка, предъявляя ему слишком большие требования, принижая его достоинства, упрекая и насмехаясь. Очень часто у отцов слова расходятся с делами. -Не кури! Не пей! Уважай! Говорит папа, что курить нельзя с сигаретой в зубах. Воспитывает, говорит вреде алкоголя в пьяном состоянии. Требует уважения к себе, но при этом никого не уважает сам. И понятно, что из такого мальчика не вырастет настоящий мужчина. Ведь мальчик не становится мужчиной только потому, что родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец все время нетерпелив по отношению к ребенку, мальчик испытывает неловкость не только в обществе своего отца, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой потянется ближе к матери и воспримет женские манеры и интересы.

Слайд 7

Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом. Мальчику нужен отец как образец для подражания, однако и в развитии девочки отец играет важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает уверенность в себе. Отец может похвалить красивое платье, прическу, или что-то, что она сама сделала своими руками. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что ценит ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел .

Слайд 8

Счастливы отцы, имеющие дочерей! Им выпала великая честь стать не только свидетелем, но и участниками становления женщины с самых первых дней ее жизни. При этом их родительское участие в воспитании и развитии необходимо не только девочкам, Оно также обогащает и отцов . А когда девочка совсем вырастет, и у нее появятся друзья-мальчики, очень важно, чтобы отец к ним хорошо отнесся, даже если считает, что они его дочери не подходят. Учась ценит в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящим из мужчин. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, и особенно тот, кого она полюбит, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.

Слайд 9

Кто же такой хороший отец? Это человек, который все лучшее, чем он богат, чем одарила его природа и окружающие люди, умеет передать детям. Который не дрессирует правильного и угодного пай-мальчика, а воспитывает способного видеть красоту мира человека, способного видеть доброе и дающего добро другим. Чтобы привить эти качества ребенку, надо обладать самому ими, вырабатывать их у себя. Пусть каждый отец заглянет в свою душу. Что в ней.

Слайд 10

Каким же внимательным, бережным нужно быть, когда в твоих руках человеческий материал, когда перед тобой такое поле, как душа ребенка, такой лист, как его сознание, когда пред тобой целый мир сложный и изменчивый, чуткий к внешним воздействиям. Но если отцу этот мир не знаком, если он и не пытается войти в него, чтобы стать добрым, умным советчиком, все его воспитательные усилия не принесут пользы. Для этого нужно чаще быть с детьми, уметь их слушать, наблюдать, подмечать то неожиданное, новое, хорошее, что появляется в их характере, и поддерживать, взращивать это. Но папам всегда так некогда! Они так заняты, что не позволяют себе выходной день или хотя бы вечер, или всего один час своему ребенку, который стоит рядом и с мольбой заглядывает в глаза. Хороший отец без колебания откладывает в сторону недоконченную работу, когда его зовут дети, если он чувствует, что им сейчас необходим, что поиграв час, другой доставит им радость. Человечество далеко шагнуло вперед. Люди одолели земное тяготение и продолжают стремительный полет к звездам, а в педагогике, в вопросах воспитания частенько возвращаемся к древним обычаям и правилам: растет ребенок- ну и пусть растет, как дерево в лесу; вырос - бросай его в воду. Ничего, выплывет, к какому-нибудь берегу прибьётся

Слайд 11

К родителям считающим: «Мы намаялись, пусть наши дети понежатся»,- нужно относиться с глубоким сожалением. Конечно, они хотят своим детям добра. А стоило бы помнить мудрую поговорку «зерно гнилое посеешь- не жди урожая». Ребенка нужно к жизни готовить. дети помнят все хорошее и плохое, что дали им родители. Они ничего не забывают. Многие отцы считают, что воспитывать малышей - дело женское. Нет, это не так- это дело и мамы, и папы! Отец должен оберегать семью, учить детей уважать и любить мать, быть для них примером, гордостью. В этом счастье и признание отца. Ребенок должен воспитываться в любви к своему дому, к своей семье. Но от взрослых зависит, чтобы этот дом не обратился в мещанский мирок, не калечил душу ребенка. Отец! Какое это гордое звание. В нем все- и сердечная доброта, и ласка, и мужская сила, и справедливость. И, конечно, любовь к жене, к детям. Много хороших отцов на нашей земле, о них стоит рассказывать .

Слайд 12

Сейчас обычно в каждой семье работают и мама, и папа. Но еще многие мужья, возвращаясь с работы вместе с женой, перекладывают на ее плечи все домашние хлопоты, заботы по воспитанию детей. Устраняясь от домашних забот, мужчина обедняет не только жизнь женщины, но и жизнь детей, мешает нравственному воспитанию ребенка. Не будем говорить, о том, какое влияние может оказать на ребенка пример отца, ни в чем не помогающего матери. Это каждому понятно. В сутках 24 часа, не больше. Мудрено ли, что у женщины, которая и работает, и несет все заботы п дому, и воспитывает детей, не остается времени на то, чтобы почитать новую книгу. Вот и выходит, что уклоняясь от отцовских забот, мужчина не вносит свой вклад в воспитание ребенка. Это сказывается на формировании личности ребенка, на его нравственное развитие. Много может сделать мужчина в семье, его роль в воспитании детей: хорошим отцам дети благодарны всю жизнь .

Слайд 13

Быть хорошим отцом и мужем- долг мужчины. В семье, где любовь сопутствует людям всю жизнь, и дети будут расти в радости и хорошо воспитываться. Отец- цементирующая сила в семье, глава семьи. О это главенство должно быть гуманным, по-мужски добрым и красивым. Отец в семье- носитель справедливости, источник счастья- должен вызвать к жизни все то хорошее, чем богаты жена, дети, бабушка и дед. Отец в семье- старший друг, советчик, помощник жене, детям во всех радостях и бедах. Есть отцы, которые, ссылаясь на занятость, снимают с себя ответственность за воспитание детей. Ребенок с детства видит в отце человека, на плечо которого он всегда может опереться. Но нужно, чтобы это плечо не было шатким. Мы, родители, мечтаем, что наши дети продолжат то, что начали мы, доделают то, что мы не успели. А хорошее дело могут продолжать только хорошие люди. И мы должны уметь их такими воспитать. Конечно, это требует немало сил. Об этом знают родители, но не знают соседи, которые могут сказать: «Сам хороший и сын в него». Но по наследству это не передается. Ребенка воспитывают родители и воспитывают всей своей жизнью.

Слайд 14

А вот другой пример. Рассказывает дочь. «Мне 20 лет. Учусь на 4 курсе педагогического университета. Есть родители. И вот все самое плохое, постыдное, унизительное, что было в моей жизни от отца. Когда была маленькой, забывала об этом за книгой, в игре, в школе. Теперь- не могу. Я не помню отца трезвым. Мама моя учительница. Когда он уезжал, это были единственные спокойные дни. Но потом он возвращался. И сейчас холодею, вспоминая, как пугалась девочкой, вдруг услышав из прихожей пьяный голос отца: «Эй, ты! Помоги раздеться, дай воды!» недавно я вышла замуж. Я счастлива, что не ношу теперь фамилию этого человека. У меня теперь своя жизнь. Но как быть маме? Кто защитит ее?» Вот, что говорит о своем отце дочь: «Когда говорят, что есть отцы, которые устраняются от домашних дел, мне это кажется странным, у нас в семье папа всегда выполнял самую трудную работу- дров на колет, и огород вскопает, и отремонтирует, что надо; А ведь у него немало и разных общественных дел: он часто выступает, передает свой опыт товарищам, много читает, вечерами учится. Много у него дел, но в семье он труженик, помощник маме. Я хочу быть похожей на отца. Я подражаю ему, учусь у него жить».

Слайд 15

Некоторые говорят, что надо держать детей в строгости, наказывать. Но это не так. Страх- спутник лицемерия, обмана. Побои не укрепляют сознание ребенка- калечат психику. В раннем детстве родители балуют детей, позволяют делать все, что им вздумается, а ребенок подрастает и баловство перерастает в характер, тогда родители призывают на помощь ремень. детей надо воспитывать на хороших семейных традициях. От традиции семьи надо переходить к воспитанию детей. Вот разговор наших детей о папе: - Мой папа может одной рукой мешок поднять. - А мой- целый дом. Мой папа сильнее всех- глубокое убеждение каждого ребенка. Вот идет по улице женщина, нагруженная покупками, а рядом шагает муж налегке. Он считает неприличным нести сумку. Семилетний сын, подражая отцу, тоже не прикасается к женской работе: в его понимании это стыдно. Но зато нисколько не зазорно поколотить младшую сестренку, отказаться от помощи маме по хозяйству .

Слайд 16

Ваш ребенок, в какой- то мере, ваша копия. Поэтому воспитывать нужно не детей, а себя. Читая в книгах и журналах советы специалистов, применяйте их в первую очередь не к детям, а к себе. Чаще смотритесь в зеркало общественного мнения: сказали что- то нелестное о вашем ребенке, пусть самое маленькое, пустячное волнуйтесь! Ищите причину в себе ...

Слайд 17

Иметь детей- великое счастье! Только дети не забава, и воспитывать детей очень трудно. Труднее чем построить дом, писать романы, плавить сталь. В воспитании больше, чем где-нибудь, нужны воля, ум, терпение, благородство души. Говорят, что отец- высокая должность на Земле. Это не должность, это зов сердца, веление совести. Вот, что такое отцовство!

Слайд 18

Хочется крикнуть папам: Будьте щедрей на ласку. Путь человека труден Мало похож на сказку. В мире без ласки знайте Слезы, дожди, морозы. Женам и детям, знайте Ласка нужна, не угроза. Итак, нужен ли отец ребенку в современном мире? И какой он хороший отец?

Слайд 19

В презентации использовался материал размещённый на сайте: edusite.ru