Методические разработки

Программа элективного кусра по физике, 8 класс.

Из опыта работы.

Программа элективного курся по физике, 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afan.doc162.35 КБ
PDF icon iz_opyta_raboty.pdf113.54 КБ
Файл afanaseva.rar41.72 КБ

Предварительный просмотр:

Программа рассмотрена и утверждена

на заседании педагогического совета

МОУ «Бессоновская СОШ Белгородского района».

Протокол заседания № 12 от 27 июня2011 г.

Программа[1] элективного курса по физике

"Учимся решать задачи"

8 класс

Составитель: Афанасьева З.И., учитель физики

МОУ «Бессоновская СОШ Белгородского района»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Решение задач по физике – один из основных методов обучения учащихся. При решении задач школьникам дополнительно сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, а также  сведения из истории науки и техники,

Одной из важнейших целей современного физического образования является формирование умений учащихся работать со школьной учебной физической задачей. В этой связи  актуальность данного курса определяется направленностью на формирование у школьников практических, интеллектуальных и творческих  компетентностей; личностных качеств  (целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность); развитие эстетических чувств и самостоятельности. В современном мире на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать нестандартные задачи на основе достижений науки и техники.

 Основными целями предлагаемой программы  являются:

развитие интереса учащихся  к физике на основе решения физических задач;
– формирование у школьников учебных компетенций;

 – совершенствование полученных учащимися  в основном курсе физики знаний и умений.

Задачи элективного курса:

 продолжение углубления и развития познавательного интереса учеников к физике;

– развитие аналитико-синтетических умений учащихся посредством постановки, классификации, использования приёмов и методов решения школьных физических задач.

Итогом работы по данной программе может служить реализация поставленных целей и задач, т. е. учащиеся совершенствуют знания, полученные из курса физики, приобретают навыки по классификации задач, правильной постановке, а так же приёмам и методам их решения. В качестве подведения итогов успешности обучения можно предложить соревнование по решению задач между учащимися, как по отдельным темам, так и по итогам года, а также  провести зачёт по умению решать задачи или олимпиаду.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по физике и согласована с содержанием основного курса физики для 8 класса. Она ориентирует учителя не только на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, а на формирование углубленных знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел носит в значительной степени теоретический характер, здесь школьники знакомятся с минимальными сведениями о понятии "задача", осознают значение задач в жизни, науке, знакомятся с различными сторонами работы с задачами.

Несмотря на то, что программа рассчитана на учащихся 8-го класса, в начале рассматриваются задачи из разделов курса физики 7-го класса по теме “Взаимодействие тел”, так как она включает в себя понятия, используемые на протяжении всего курса физики. Затем повторяется тема “Давление”, рассматриваются как давление твёрдого тела, так и гидростатическое давление. Тем более, что в дальнейшем на уроках эта тема не изучается, а знания в этой области применяются при решении качественных задач по теме “Тепловые явления” в 8 классе и “Термодинамика” в 10 классе. Последующие разделы включают задачи по разделам курса физики 8 класса, т.е. тепловым, электрическим и световым явлениям.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(35 ч, 1 ч в неделю)

1. Классификация задач (1 ч)

Что такое физическая задача. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация задач по содержанию, способу задания, способу решения. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех типов.

2. Правила и приёмы решения физических задач (1 ч)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи, работа с текстом. Анализ физического явления, формулировка идеи решения. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Типичные недочеты при решении и оформлении физических задач. Изучение примеров решения.

3. Взаимодействие тел (4 ч)

Понятие плотности, расчет массы тела через плотность и объём. Сила тяжести, определение силы трения, расчет силы упругости. Движение тел, определение скорости.

Экспериментальные задачи: 

  1. определение скорости движения шара по желобу.
  2. определение максимальной скорости движения пальцев рук.
  3. определение массы линейки.
  4. изучение закона движения падающего воздушного шара.
  5. определение своей максимальной мощности.

Давление (3 ч)

Давление твёрдых тел. Давление в газах и жидкостях, действие газа и жидкости на погруженное в них тело. Сила Архимеда, подъёмная сила крыла самолёта.

Экспериментальные задачи: 

  1. Исследование зависимости подъёмной силы крыла самолёта от скорости воздуха.
  2. Изучение законов реактивного движения.
  3. Наблюдение зависимости высоты поднятия жидкости от толщины воздушного клина.

4. Молекулы (4 ч)

Основные положения МКТ. Определение размеров, числа молекул в единице объёма тела. Капиллярные явления.

Демонстрации: 

  1. фотографии молекулярных кристаллов.
  2. Диффузия жидкостей в сообщающихся сосудах.
  3. Растекание масла по поверхности воды.
  4. Явления смачивания и капиллярности.
  5. Смачивание и капиллярность в природе.

Экспериментальные задачи: 

  1. Определение размеров частиц эмульсии методом рядов.
  2. Вычисление среднего диаметра капилляров в теле.

5. Тепловое расширение тел. Теплопередача. (5 ч.)

Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел. Термометры. Особенности теплового расширения воды, их значение в природе. Теплопередача и теплоизоляция.

Демонстрации: 

  1. Расширение тел при нагревании.
  2. Изгибание биметаллической пластины при нагревании. Простейший терморегулятор.
  3. Термометры разных видов.
  4. Теплопроводность разных тел.

Экспериментальные задачи: 

  1. Исследование теплопроводности тел.
  2. Вычисление изменения внутренней энергии тела при совершении работы.

6. Физика атмосферы. (2 ч)

Состав атмосферы. Влажность воздуха. Образование тумана и облаков. Возможность выпадения кислотных дождей. Образование ветра. Парниковый эффект и его пагубное влияние.

Демонстрации: 

  1. Строение атмосферы.
  2. Образование тумана при охлаждении влажного воздуха.
  3. Конденсация паров воды при охлаждении. Выпадение росы.

Экспериментальные задачи: 

  1. определение точки росы.
  2. наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные.

7. Электрический ток. (4 ч)

Электрический ток в растворах электролитов. Электролиз, использование его в технике. Электрические явления в атмосфере. Электризация пылинок и загрязнение воздуха. ГЭС.

Демонстрации: 

  1. Электролиз раствора медного купороса.
  2. Дуговой разряд.
  3. Модель молниеотвода.

Экспериментальные задачи: 

  1. Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений.
  2. Расчёт сопротивления человеческого тела.
  3. Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры.

8. Электромагнитные явления. (3 ч)

Устройство электроизмерительных приборов. Применение электромагнитного реле. Электромагнитная индукция. Получение переменного тока. Влияние электромагнитных полей на животных, растения и человека. Изменение в электромагнитном поле Земли. Магнитные бури.

Демонстрации: 

  1. Устройство и принцип работы амперметра и вольтметра.
  2. Переменный ток на экране осциллографа.
  3. Явление электромагнитной индукции.

Экспериментальные задачи: 

  1. Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику.
  2. Определение скорости вылета снаряда из магнитной пушки.
  3. Определение КПД электродвигателя.

7. Световые явления. (5 ч)

Скорость света в различных средах. Элементы фотометрии. Законы распространения света. Формула тонкой линзы. Инерция зрения, её использование в стробоскопе и кино.

Экспериментальные задачи: 

  1. Изготовление перископа.
  2. Глаз как оптический прибор.
  3. Измерение времени реакции человека на световой сигнал.
  4. Измерение линейных размеров тел с помощью микрометра и микроскопа.
  5. Определение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы.

8. Итоговое занятие. (2 ч)

9. Конференция (1 ч)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Необходимое оборудование, наглядные пособия, демонстрации

Дата занятия

1. Классификация задач. Примеры типовых задач.

 Таблица: классификация задач по физике, оформление решения расчётных задач по физике

2. Правила и приёмы решения задач.

 Таблица: алгоритм решения задачи по физике

3. Определение скорости движения шарика по желобу и кончиков пальцев рук.

Желоб, штатив, шарик, линейка, секундомер

4. Определение массы линейки. Решение задач на расчёт плотности тел.

Линейка, динамометр

5. Изучение закона движения падающего воздушного шара.

Секундомер, воздушный шарик, весы с гирями.

6. Определение максимальной мощности человека.

Секундомер, измерительная лента.

7. Изучение законов реактивного движения.

Расчёт давления твёрдых тел.

 

8. Наблюдение зависимости высоты поднятия жидкости от толщины воздушного клина.

Набор капилляров.

9. Исследование зависимости подъёмной силы крыла самолёта от скорости воздуха. Решение задач на расчёт силы Архимеда.

Воздуходувная машина

10. Определение раз-меров, числа молекул в единице объёма тела.

фотографии молекулярных кристаллов.

11. Определение раз-меров частиц эмульсии методом рядов.

Растекание масла по поверхности воды.

12. Вычисление среднего диаметра капилляров в теле.

Смачивание и капиллярность в природе.

13. Капиллярные явления

Явления смачивания и капиллярности.

14. Тепловое расшире-ние твёрдых, жидких и газообразных тел

Расширение тел при нагревании.

15. Решение задач на уравнение теплового баланса.

Изгибание биметаллической пластины при нагревании. Простейший терморегулятор.

16. Исследование теплопроводности тел.

Теплопроводность разных тел.

Термометры разных видов.

17. Вычисление изменения внутренней энергии тела при совершении работы

Калориметр, твёрдое тело, термометр.

18. Решение комбинированных задач на тепловые процессы.

 

19. Состав атмосферы, наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные.

Образование тумана при охлаждении влажного воздуха.

20. Влажность воздуха. Определение точки росы.

Конденсация паров воды при охлаждении. Выпадение росы.

21. Электрический ток в разных средах

Электролиз раствора медного купороса. Дуговой разряд.

Модель молниеотвода.

22. Расчет сопротив-ления электрической цепи при разных видах соединений.

Приборная доска

23. Расчёт сопротивле-ния человеческого тела.

Амперметр, вольтметр.

24. Наблюдение зависимости сопротив-ления проводника от температуры.

Терморезистор.

25. Определение стоимости израсхо-дованной электроэнер-гии по мощности потре-бителя и по счётчику.

Устройство и принцип работы амперметра и вольтметра.

Определение мощности электрического тока в цепи.

26. Определение скорости вылета снаря-да из магнитной пушки

Магнитная пушка с набором принадлежностей, измерительная лента.

27. Определение КПД электродвигателя.

Явление электромагнитной индукции. Определение направления индукционного тока.

28. Законы отражения и преломления.

Изготовление перископа. Глаз как оптический прибор.

29. Измерение времени реакции человека на световой сигнал.

Секундомер, источник света.

30. Измерение линейных размеров тел с помощью микрометра и микроскопа.

Микроскоп с набором принадлежностей, макротела.

31. Определение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы.

Собирающие и рассеивающие линзы, линейка, лампочка на подставке.

32. Инерция зрения, её использование в стробоскопе и кино.

Стробоскоп, оптические занимательные опыты.

Оптические явления в природе.

33-34. Итоговое занятие, подготовка к конференции. Выполнение проектов.

35. Конференция учащихся.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

       Реализация данной программы предполагает  использование разнообразных методов и  приемов обучения школьников: проблемно-поисковые рассказы, эвристические беседы, исследовательские задания, содействующие  развитию познавательного интереса обучающихся; демонстрационный эксперимент, позволяющий шире осветить теоретический материал по тому или иному разделу физики.

      Для активизации деятельности учащихся рекомендуется использовать следующие виды и формы взаимодействия в процессе изучения курса:

  • выступления школьников,
  • подробное объяснение примеров решения задач,
  • коллективная постановка экспериментальных задач,
  • индивидуальная и коллективная работа по составлению задач,
  • конкурс на составление лучшей задачи.

При подборе задач необходимо использовать задачи разнообразных видов, в том числе и экспериментальных, поэтому программой предусмотрено выполнение лабораторных работ.

В процессе изучения курса основной акцент  направлен на развитие интереса учащихся к решению задач. В итоге школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и комментировать этапы решения задач средней сложности.

При проведении занятий предусмотрена постановка демонстрационных опытов с использованием учебного оборудования  кабинета физики, для наглядного представления физических явлений и моделей, на основе которых будет решаться та или иная задача.

        Для учащихся может быть объявлен конкурс на выполнение исследовательских проектов по составлению и решению экспериментальных, конструкторских и комплексных задач, а также нахождения различных способов к решению одной и той же задачи (вариативный подход).

Литература для учителя

  1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 2009;
  2. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. – М: Просвещение, 2009;
  3. Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике. – М.: Просвещение, 2010;
  4. Каменецкий С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 2009;
  5. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2010;
  6. Перышкин А.В.Сборник задач по физике. – М.: Экзамен, 2010;
  7. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 2001;
  8. Пойа Д. Как решать задачу. – Львов: Журнал «Квантор», 1991.
  9. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. – М.: Просвещение, 2009.
  10. Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
  11.  Ченцов А.А., Коцарев Л.Л. Вариативный подход к решению задач по физике. Книга для учителя. – Белгород, Изд-во БелГУ, 2008.

Литература для учащихся

  1. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Решения ключевых задач по физике для основной школы. 7 - 9 классы. – М.: Илекса, 2005
  2. Волков В.А.. Тесты по физике. – М.: ВАКО, 2009.
  3. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2009;
  4. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2010;
  5. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение, 2010;
  6. Перышкин А.В.Сборник задач по физике. – М.: Экзамен, 2010;
  7. Пинский А.А. Задачи по физике. – М.: Просвещение, 2010;
  8. Тарасов Л.В. Физика в природе: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2008.
  9. Хорошавин С.А. Физико-техническое моделирование. Учебное пособие по факультативному курсу. 8-10 кл. – М.: Просвещение, 1983.


[1]* Программа согласована и рекомендована к использованию в учебном процессе кабинетом естественно-математических дисциплин БелРИПКППС 23 июня 2011 г.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

Физика в задачах и экспериментах

7 класс (1 ч в неделю)

Разработана учителем физики

МОУ «Бессоновская СОШ

Белгородского района Белгородской области»

Афанасьевой З.И.

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс в 7 классе рассчитан на 34 часа (1 ч в неделю) для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний учащихся по  физике, но и развитие экспериментальных навыков школьников. Для этого большая часть всего времени отводится на выполнение практических заданий, выполняемых школьниками самостоятельно.

Экспериментальные задания содержат рекомендации по методике их проведения, представлены образцы их выполнения, даны пояснения к ним. Некоторые из них рекомендуется выполнять несколькими способами с использованием различного простого оборудования.

В учебно-методическом приложении подобраны качественные и расчетные задачи повышенной сложности по основным темам традиционного курса физики для 7 класса.

Проведение данного курса позволяет учителю с помощью проводимых исследовательских работ расширить "круга общения" учащихся с физическими приборами, сделать процесс формирования экспериментальных навыков более эффективным, повысить интерес к изучению предмета.

При выполнении экспериментальных заданий, учащиеся овладевают физическими методами познания: собирают экспериментальные установки, измеряют физические величины, представляют результаты измерений в виде таблиц, графиков, делают выводы из эксперимента, объясняют результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций.

Цели элективного курса:

  • раскрытие зависимостей, выраженных физическими законами, закономерностями, путем измерения физических величин;
  • осознание и понимание физических явлений и законов;
  • получение навыков по решению задач повышенной трудности;
  • формирование у школьников умений и навыков по использованию в экспериментальных работах простейших приборов и приспособлений.

Основное содержание курса (34 часа)

Физика и физические методы изучения природы. Наблюдение и описание физических явлений. Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений.       

Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Физика и техника.

Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Измерение длины. Измерение объема жидкости и твердого тела. Измерение температуры. Измерение плотности жидкости.

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.  Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Сжимаемость газов. Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Сохранение объема жидкости при изменении  формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров. Принцип действия термометра.

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Графики зависимости пути и скорости от времени. Измерение скорости равномерного движения. Средняя скорость движения.

Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, направленных вдоль одной прямой. Сила упругости. Зависимость силы упругости от деформации пружины.  Методы измерения силы. Сила тяжести. Всемирное тяготение. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Сила трения. Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.   Нахождение центра тяжести плоского тела.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.

Давление. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.  Атмосферное давление. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Поурочное планирование курса

Дата

№ урока

Основной материал урока

1

Цели и задачи элективного курса физики

2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешности их измерений.

3

Определение цены деления приборов и измерение физических величин.

4

Экспериментальная работа № 1. "Измерение длины проволоки"

5

Экспериментальная работа № 2. "Определение толщины алюминиевой пластины прямоугольной формы"

6

Строение вещества. Диффузия.

Решение качественных задач (1–11)

8

Решение задач на механическое движение (17–20)

7

Решение задач на среднюю скорость (12–16)

9

Экспериментальная работа № 3 "Определение внутреннего объема из-под духов"

10

Решение задач на плотность (21–25)

11

Решение задач на плотность (26–29)

12

Экспериментальная работа № 4 "Определение пустого пространства теннисного шарика, заполненного кусочками алюминия"

13

Решение задач на массу и плотность (30–33)

14

Экспериментальная работа № 5 "Определение массы латуни(меди) и алюминия в капроновом мешочке"

15

Решение задач на силу (34–40)

16

Решение задач на давление твердых тел (41-47)

17

Экспериментальная работа № 6 "Определение давления, создаваемого цилиндрическим телом на горизонтальную поверхность"

18

Решение задач на давление в жидкостях (48–51)

19

Решение задач на давление в жидкостях, на сообщающиеся сосуды (52–55)

20

Решение задач на архимедову силу (56–58)

21

Решение задач на архимедову силу (59–62)

22.

Решение задач на плавание тел (63–65)

23

Экспериментальная работа № 7 "Определение массы тела, плавающего в воде"

24

Экспериментальная работа № 8 "Определение объема куска льда"

25

Экспериментальная работа № 9 "Определение плотности твердого тела"

26

Решение задач на архимедову силу (66–69)

27

Экспериментальная работа № 10 "Определение плотности камня"

28

Анализ и разбор вступительных задач в МФТИ.

29

Механическая работа и мощность. Решение задач на работу переменной силы (70–74)

30

Решение задач на работу и мощность (75–78)

31

Решение задач на работу и мощность (79–82)

32

КПД простых механизмов. Решение качественных задач на расчёт КПД простых механизмов (83–91)

33

Решение комбинированных задач по курсу физики

7 класса (92–94)

34

Повторительно-обобщающее занятие

Учебно-методическое сопровождение курса

Инструкции к проведению экспериментальных работ

Работа № 1

Измерение длины проволоки

1-й способ

Приборы и материалы: моток тонкой медной проволоки, который нельзя размотать, весы, гири, карандаш, линейка, образец проволоки 15-20 см.

Указания по выполнению работы:

1. Определите массу мотка на рычажных весах.

2. Намотать 30-40 витков образца проволоки на карандаш и измерить длину намотанной части.

3. Определить диаметр проволоки ,

где l – длина намотанной части, N – количество витков.

4. Определить площадь сечения проволоки

5. Из формулы плотности определить объем

6. Найти длину проволоки

2-й способ

Приборы и материалы: моток тонкой медной проволоки, весы, гири, образец проволоки,

полоска миллиметровой бумаги, карандаш.

Указания по выполнению работы:

Работа выполняется как в 1 способе, длина намотанной части определяется с помощью полоски миллиметровой бумаги.

3-й способ

Приборы и материалы: моток тонкой медной проволоки, весы, гири, образец проволоки,

штангенциркуль или микрометр.

Указания по выполнению работы:

Диаметр проволоки определяется с помощью штангенциркуля или микрометра.

Работа № 2 

Определение толщины алюминиевой пластины

прямоугольной формы

Приборы и материалы: весы, гири, линейка, алюминиевая пластина с известной плотностью.

Указания по выполнению работы:

1. Определить массу пластины на весах

2. Найти объем пластины

3. Измерить ширину, длину пластины и вычислить ее площадь

4. Определить толщину пластины

Работа № 3

Определение внутреннего объема флакона из-под духов

Приборы и материалы: флакон из-под духов с пробкой, весы, гири, мензурка.

1-й способ

Указания по выполнению работы:

1. Взвесить на весах флакон.

2. Найти объем стекла (плотность стекла известна)

3. Опустить в мензурку закрытый флакон и определить объем вытесненной воды, который равен внешнему объему флакона

4. Определить внутренний объем флакона

2-й способ

Указания по выполнению работы:

1. Определить объем закрытого флакона с помощью мензурки V внеш

2. Открытый флакон погрузить в мензурку, после полного заполнения водой определить объем стекла V ст 

3. Определить внутренний объем флакона

Работа № 4

Определение пустого пространства теннисного шарика,

заполненного кусочками алюминия

Приборы и материалы:

теннисный шарик, наполненный кусочками алюминия и герметически закрытый, весы, гири, мензурка.

Указания по выполнению работы:

1. Определить массу шарика с помощью рычажных весов.

2. Определить объем шарика с помощью мензурки.

3. Определить объем алюминия (пренебрегая массой шарика)

4. Найти объем пустого пространства

Работа № 5

Определение массы латуни (меди) и алюминия

Приборы и материалы: мешочек с кусочками металлов, весы, гири, мензурка.

Указания по выполнению работы:

1. Взвесить мешочек на рычажных весах.

2. Определить объем металлов в мешочке с помощью мензурки.

3. Определить объем каждого металла

,

,

4. Определить массу каждого металла

.

Работа № 6

Определение давления, создаваемого цилиндрическим телом

на горизонтальную поверхность

1-й способ

Приборы и материалы: цилиндрическое тело, весы, гири, линейка.

Указания по выполнению работы:

1. Определить массу тела с помощью рычажных весов.

2. Найти вес тела

3. Измерить диаметр цилиндра d с помощью линейки.

4. Определить площадь основания

5. Определить давление, оказываемое телом на горизонтальную поверхность , где F=P

2-й способ

Приборы и материалы: цилиндрическое тело, весы, гири, миллиметровая бумага.

Указания по выполнению работы:

1. Определить массу тела с помощью рычажных весов.

2. Найти вес тела

3. Поставить на миллиметровую бумагу тело, обвести контур и приблизительно найти площадь основания цилиндра.

4. Определить давление, оказываемое телом на горизонтальную поверхность , где F=P

3-й способ

Приборы и материалы: цилиндрическое тело, известной плотности, полоска миллиметровой бумаги.

Указания по выполнению работы:

1. Измерить полоской миллиметровой бумаги высоту h цилиндра и диаметр основания d.

2. Найти площадь основания и объем тела ,

3. Найти вес тела

4. Определить давление, оказываемое телом на горизонтальную поверхность , где F=P

Работа № 7

Определение массы тела, плавающего в воде

Приборы и материалы: цилиндрический сосуд (пластмассовая бутылка с отрезанным верхом), линейка, тело, плавающее в воде.

Указания по выполнению работы:

1. Отметить уровень воды в бутылке.

2. Опустить в воду тело, определить высоту подъема воды h

3. Измерить диаметр d бутылки с помощью линейки.

4. Определить площадь сечения бутылки и объем вытесненной воды телом ,

5. Найти массу тела, используя условие плавания тела

Работа № 8

Определение объема куска льда

Приборы и материалы: цилиндрический сосуд (пластмассовая бутылка с отрезанным верхом), линейка, кусок льда.

Указания по выполнению работы:

1. Отметить уровень воды в бутылке.

2. Опустить в воду кусок льда, определить высоту подъема воды h

3. Измерить диаметр d бутылки с помощью линейки.

4. Определить площадь сечения бутылки и объем вытесненной воды льдом ,

5. Найти объем льда, используя условие плавания тела

.

Работа № 9

Определение плотности твердого тела

Приборы и материалы: сосуд с водой, твердое тело небольших размеров, стакан, весы, гири.

Указания по выполнению работы:

1. Определить массу стакана, доверху налитого водой m1.

2. Определить массу тела m.

3. Отлить воду из стакана, опустить тело в стакан, долить воду доверху и определить массу стакана с водой и телом m2.

4. Определить массу вытесненной воды телом

5. Найти объем вытесненной воды, который равен объему тела

6. Определить плотность тела .

Работа № 10

Определение плотности камня

Приборы и материалы: стакан с водой, камень небольших размеров,  динамометр, нитка.

 Указания по выполнению работы:

1. Определить вес тела в воздухе Р 1 , вес тела в воде – Р 2

2. Найти архимедову силу

3. Найти объем камня, используя формулу архимедовой силы

4. Найти плотность камня

Задачи и вопросы

1. Если смешать по два равных объема ртути и воды, спирта и воды, то в первом случае получится удвоенный объем смеси, а во втором – меньше удвоенного объема. Почему?

2. Чем отличалось бы движение данной молекулы в воздухе от ее движения в вакууме?

3. Детские воздушные шарики обычно наполняются легким газом. Почему они уже через сутки теряют упругость, сморщиваются и перестают подниматься?

4. Чем объясняется, что пыль не спадает даже с поверхности, обращенной вниз?

5. Почему скорость диффузии с повышением температуры возрастает

6. Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумажные ленты?

7. Почему дым от костра, поднимаясь вверх, быстро перестает быть видимым, даже в безветренную погоду?

8. Почему не рекомендуется стирать окрашенные в темные цвета ткани вместе с белыми?

9. Почему чернильные, жирные и другие пятна легче удалять сразу после того, как они были оставлены, и значительно труднее сделать это впоследствии?

10. На каком явлении основано консервирование фруктов и овощей? Почему сладкий сироп приобретает со временем вкус фруктов?

11. Воздушный шарик, наполненный гелием, поднялся к потолку комнаты. Через некоторое время он опустился на пол. Почему?

12. Мотоциклист за первые 2 ч проехал 90 км, а следующие 3 ч он ехал со скоростью 50 км/ч. Какова средняя скорость мотоциклиста на всем пути? (48 км/ч)

13. Из одного пункта в другой мотоциклист двигался со скоростью 60 км/ч, обратный путь был им проделан со скоростью 10 м/с. Определите среднюю скорость мотоциклиста за все время движения. Временем остановки во втором пункте пренебречь. (44 км/ч).

14. Пешеход 2/3 времени своего движения шел со скоростью 3 км/ч. Оставшееся время – со скоростью 6 км/ч. Определите среднюю скорость пешехода. (4 км/ч).

15. Первую половину пути велосипедист ехал со скоростью в 8 раз большей, чем вторую. Средняя скорость на всем пути оказалась равной 16 км/ч. Определите скорость велосипедиста на каждой половине пути. (72 км/ч, 9 км/ч).

16. Первую четверть всего пути поезд прошел со скоростью 60 км/ч. Средняя скорость на всем пути оказалась равной 40 км/ч. С какой средней скоростью двигался поезд на оставшейся части пути? (36 км/ч)

17. Электричка длиной 150 м, движущаяся со скоростью 20 м/с, обгоняет товарный поезд длиной 450 м, движущийся со скоростью 10 м/с, по параллельному пути. Определить время, за которое электричка обгоняет товарный поезд. (1 мин).

18. Катер проходит расстояние между двумя пунктами по реке вниз по течению реки за 3 ч, обратно – за 6 ч. Сколько времени потребуется катеру, чтобы преодолеть это расстояние, двигаясь с выключенными двигателями. (12 ч).

19. Определить скорость моторной лодки в стоячей воде, если при движении по течению реки ее скорость 10 м/с, а против течения – 6 м/с. Чему равна скорость течения реки? (8 м/с, 2 м/с).

20. Моторная лодка проходит по реке расстояние между двумя пунктами (в обе стороны) за 14 часов. Чему равно это расстояние, если скорость лодки в стоячей воде 35 км/ ч, а скорость течения реки – 5 км/ч? (240 м).

21. Два одинаковых ящика наполнены дробью: в одном лежит крупная дробь, в другом – мелкая. Какой из них имеет большую массу

22. В двух одинаковых стаканах налита вода до одинаковой высоты. В первый стакан опустили однородный слиток стали массой 100 г, а во второй – слиток серебра той же массы. Одинаково ли поднимется вода в обоих стаканах?

23. Масса пустой пол-литровой бутылки равна 400 г. Каков ее наружный объем? (0,66 л).

24. Найдите емкость стеклянного сосуда, если его масса 50 г и наружный объем 37 см 3. (17 см 3).

25. Тщательным совместным растиранием смешали по 100 г парафина, буры и воска. Какова средняя плотность получившейся смеси, если плотность этих веществ равна соответственно 0,9 г/см 3, 1,7 г/см 3, 1 г/см 3? (1,1 г/см 3).

26. В куске кварца содержится небольшой самородок золота. Масса куска равна 100 г, а его средняя плотность 8 г/см 3. Определите массу золота, содержащегося в куске кварца, если плотность кварца 2,65 г/см 3, а плотность золота – 19,4 г/см 3. (77,5 г/см 3).

27. В чистой воде растворена кислота. Масса раствора 240 г, а его плотность 1,2 г/см 3. Определите массу кислоты, содержащейся в растворе, если плотность кислоты 1,8 г/см 3. Принять объем раствора равным сумме объемов его составных частей. (90 г).

28. Железная и алюминиевая детали имеют одинаковые объемы. Найдите массы этих деталей, если масса железной детали на 12,75 г больше массы алюминиевой. (19,5 г, 6,75 г).

29. Сплав состоит из олова массой 2,92 кг и свинца массой 1,13 кг. Какова плотность сплава, если считать, что объем сплава равен сумме объемов его составных частей? (8100 кг/м 3).

30. Имеются два бруска: медный и алюминиевый. Объем одного из этих брусков на 50 см3 больше, чем объем другого, а масса на 175 г меньше массы другого. Каковы объемы и массы брусков. (алюминий – 100 см 3, 270 г, медь – 50 см 3, 45 г).

31. Моток медной проволоки сечением 2 мм 2 имеет массу 17,8 кг. Как, не разматывая моток, определить длину проволоки? Чему она равна? (1 км).

32. Определите плотность стекла из которого сделан куб массой 857,5 г, если площадь всей поверхности куба равна 294 см 2. (2,5 г/см 3).

33. Какую массу имеет куб с площадью поверхности 150 см 2, если плотность вещества, из которого он изготовлен, равна 2700 кг/м 3? (337,5 г).

34. Почему кусок хозяйственного мыла легче разрезать крепкой ниткой, чем ножом?

35. Дайте физическое обоснование пословице: "Коси коса, пока роса; роса долой и мы домой". Почему при росе косить траву легче?

36. Почему при постройке электровозов не применяются легкие металлы или сплавы?

37. Зачем при спуске телеги с крутой горы иногда одно колесо подвязывают веревкой так, чтобы оно не вращалось?

38. Объем бензина в баке автомобиля во время поездки уменьшился на 25 л. На сколько уменьшился вес автомобиля? (на 178 Н).

39. Сосуд объемом 20 л наполнили жидкостью. Какая это может быть жидкость, если ее вес равен 160 Н? (керосин)

40. Вес медного шара объемом 120 см 3 равен 8,5 Н. Сплошной этот шар или полый? (полый).

41. Брусок массой 2 кг имеет форму параллелепипеда. Лежа на одной из граней, он оказывает давление 1 кПа, лежа на другой – 2 кПа, стоя на третьей – 4 кПа. Каковы размеры бруска? (5 * 10 * 20 см).

42. Грузовые автомобили часто имеют сзади колеса с двойными баллонами. Для чего это делается?

43. Почему принцесса  на  горошине испытывала дискомфорт, лежа на перине, под которой были положены горошины?

44. Почему человек может ходить по берегу моря, покрытому галькой, не испытывая болезненных ощущений, и не может идти по дороге, покрытой щебенкой?

45. Масса одного тела в 10 раз больше массы другого. Площадь опоры второго тела в 10 раз меньше площади опоры второго. Сравните давления, оказываемые этими телами на поверхность стола. (Равны).

46. Какое давление создает на фундамент кирпичная стена высотой 10 м? (180 кПа).

47. Цилиндр, изготовленный из алюминия, имеет высоту 10 см. Какую высоту имеет медный цилиндр такого же диаметра, если он оказывает на стол такое же давление?

48. Почему вода из ванны вытекает быстрее, если в нее погружается человек?

49. Ширина шлюза 10 м. Шлюз заполнен водой на глубину 10 м. С какой силой давит вода на ворота шлюза? (5 МН).

50. В цилиндрический сосуд налиты ртуть и вода, в равных по массе количествах. Общая высота двух слоев жидкости равна 29,2 см. Вычислите давление на дно этого сосуда. (5440 Па).

51. В цистерне, заполненной нефтью, на глубине 3 м имеется кран, площадь отверстия которого 30 см 2. С какой силой давит нефть на кран? (72 Н).

52. В полый куб налита доверху вода. Во сколько раз сила давления воды на дно больше силы давления на боковую стенку? Атмосферное давление не учитывать. (В 2 раза).

53. В сообщающиеся сосуды налита ртуть. В один сосуд добавили воду, высота столба которого 4 см. Какой высоты должен быть столб некоторой жидкости в другом сосуде, чтобы уровень ртути в обоих сосудах был одинаков, если плотность жидкости в 1,25 раза меньше плотности воды? (5 см).

54. В сообщающиеся сосуды с ртутью долили: в один сосуд столб масла высотой 30 см, в другой сосуд столб воды высотой 20,2 см. Определить разность уровней ртути в сосудах. Плотность масла 900 кг/м 3. (5 мм).

55. В сообщающиеся сосуды одинакового сечения налита вода. В один из сосудов поверх воды долили масло высотой 40 см. На сколько сантиметров изменится уровень воды в другом сосуде? Плотность масла 800 кг/м 3. (16 см).

56. Льдина плавает в воде. Объем ее надводной части 20 м 3. Какой объем подводной части? (180 м 3).

57. Кусок льда объемом 5 дм 3 плавает на поверхности воды. Определить объем подводной и надводной части. (4,5 дм 3, 0,5 дм 3).

58. Деревянная доска плавает в воде таким образом, что под водой находится ѕ ее объема. Какой минимальной величины груз нужно закрепить сверху на доске, чтобы она полностью погрузилась в воду? (250 кг).

59. Вес тела в воде в 2 раза меньше, чем в воздухе. Какова плотность вещества тела? (2 г/см 3).

60. Тело весит в воздухе 3 Н, в воде 1,8 Н и в жидкости неизвестной плотности 2,04 Н. Какова плотность этой неизвестной жидкости? (800 кг/м 3).

61. Дубовый шар лежит в сосуде с водой так, что половина его находится в воде, и он касается дна. С какой силой шар давит на дно сосуда, если его вес в воздухе равен 8 Н? Плотность дуба 800 кг/м 3. (3 Н).

62. Однородный шарик массой 60 г лежит на дне пустого стакана. В стакан наливают жидкость так, что объем погруженной части шарика оказывается в 6 раз меньше его общего объема. Плотность жидкости в 3 раза больше плотности материала шарика. Найдите (в мН) силу давления шарика на дно стакана. (300 мН).

63. Определите наименьшую площадь плоской однородной льдины толщиной 25 см, способной удержать на воде человека массой 75 кг. Плотность льда 900 кг/м 3. (3 м 2).

64. В сосуд с площадью дна 200 см 2 опустили плавающее тело. Уровень воды поднялся на 15 см. Какова масса тела? (3 кг).

65. Металлический брусок плавает в сосуде, в котором налита ртуть и сверх нее – вода. При этом в ртуть брусок погружен на 1/4 своей высоты, а в воду – на 1/2 высоты. Определите плотность металла. (3900 кг/м 3)

66. Кусок металла в воздухе весит 7,8 Н, в воде – 6,8 Н, в жидкости А – 7 Н, а в жидкости В – 7,1 Н. Определить плотности жидкостей А и В. (800 кг/м 3, 700 кг/м 3).

67. Кусок сплава из меди и цинка массой 5,16 кг в воде весит 45,6 Н. Сколько меди содержится в этом сплаве? (4,45 кг).

68. К куску железа массой 11,7 г привязан кусок пробки массой 1,2 г. При полном погружении этих тел в воду их вес равен 64 мН. Определить плотность пробки, объемом и массой нити пренебречь. (240 кг/м 3).

69. Цилиндр, изготовленный из неизвестного материала, плавает на границе двух несмешивающихся жидкостей. Плотность одной жидкости 800 кг/м 3, а другой 1000 кг/м 3. Определить плотность вещества цилиндра, если известно, что в нижнюю жидкость он погружен на 2/3 своего объема. (900 кг/м 3).

70. Льдина площадью 1 м 2 и высотой 0, 4 м плавает в воде. Какую минимальную работу надо совершить, чтобы полностью погрузить льдину в воду? (8 Дж).

71. Гвоздь забили в бревно, затем вытащили его. Одинаковую ли при этом совершили механическую работу?

72. Чтобы удалить гвоздь длиной 10 см из бревна, необходимо приложить начальную силу 2 кН. Гвоздь вытащили из бревна. Какую при этом совершили механическую работу? (100 Дж).

73. В доску толщиной 5 см забили гвоздь длиной 10 см так, что половина гвоздя прошла навылет. Чтобы вытащить его из доски, необходимо приложить силу 1,8 кН. Гвоздь вытащили из доски. Какую при этом совершили работу? (135 Дж).

74. Канат длиной 5 м и массой 8 кг лежит на земле. Канат за один конец подняли на высоту, равную его длине. Какую при этом совершили работу? (196 м).

75. Высота плотины гидроэлектростанции 12 м. Мощность водяного потока 3 МВт. Найдите объем воды, падающей с плотины за 1 мин. (1500 м 3).

76. Длина медной трубы 2 м, внешний диаметр 20 см, толщина стенок 1 см. На какую высоту поднимает трубу подъемник мощностью 350 Вт за 13 с? (4,3 м).

77. Пружину растянули на 5 см за 3 с. Какую среднюю мощность при этом развивали, если для удержания пружины в растянутом состоянии требуется сила 120 Н? (1 Вт).

78. Подъемный кран поднял со дна озера стальной слиток массой 3,4 т. Сколько времени длился подъем, если глубина озера 6,1 м, а кран развивал мощность 2 кВт? (1,5 мин).

79. Какую работу надо совершить, чтобы из колодца глубиной 10 м поднять ведро с водой массой 8 кг на тросе? Масса троса 4 кг. (1000 Дж).

80. На поверхности воды плавает толстая доска. В каком случае придется совершить большую работу: поднимая доску настолько, чтобы ее нижняя сторона касалась воды, или, погружая ее настолько, чтобы доска погрузилась в воду полностью? Плотность древесины 500 кг/м 3. ( одинакова).

81. В озере плавает плоская льдина. В каком случае придется совершить большую работу: поднимая льдину настолько, чтобы ее нижняя сторона касалась воды, или, погружая ее настолько, чтобы льдина погрузилась в воду полностью? Во сколько раз одна работа больше другой? ( в первом случае работа в 81 раз больше).

82. В воде с глубины 5 м поднимают до поверхности камень объемом 0,6 м 3. Плотность камня 2500 кг/м 3. Найти работу по подъему камня. (45 кДж).

83. Почему ручку располагают у края двери?

84. Когда палку держат в руках за концы, то ее трудно переломать. Если же середину палки положить на подставку, то переломить палку легче. Почему?

85. Железный лом весом 100 Н лежит на земле. Какое усилие надо употребить, чтобы приподнять один из его концов? (50 Н).

86. Мальчик, сев на один конец доски, положенной на бревно, качается на ней. Чем уравновешивается сила тяжести мальчика?

87. Почему посредством рычажных весов нельзя убедиться в том, что сила тяжести изменяется с переходом от экватора к полюсам?

88. На рычаге уравновешены две гири из одинакового материала, но одна гиря в два раз тяжелее другой. Изменится ли равновесие рычага, если гири погрузить в воду?

89. Как известно, неподвижный блок выигрыша в силе не дает. Однако при проверке динамометром оказывается, что сила, удерживающая груз на неподвижном блоке, немного меньше силы тяжести груза, а при равномерном подъеме больше ее. Чем это объясняется?

90. Водителю необходимо переехать на автомобиле лужу с илистым дном. Он решил разогнать автомобиль и на большой скорости преодолеть ее. Правильно ли он поступил?

91. Какой ветер, зимний или летний, при одной и той же скорости обладает большей мощностью?

92. Автомобиль проехал половину пути со скоростью 60 км/ч, половину оставшегося времени он ехал со скоростью 15 км/ч, а последний участок со скоростью 15 км/ч. Какова средняя скорость на всем пути? (40 км/ч).

93. Велосипедист половину времени всего движения ехал со скоростью 20 км/ч, половину оставшегося пути со скоростью 12 км/ч, а последний участок – шел со скоростью 6 км/ч. Какова средняя скорость на всем пути? (14 км/ч).

94. Два приятеля должны как можно скорее добраться из одного поселка в другой. За сколько времени им удастся это сделать, если у них есть один велосипед на двоих? Скорость езды каждого из приятелей на велосипеде 20 км/ч, скорость ходьбы 6 км/ч, а расстояние между поселками 40 км. Ехать вдвоем на велосипеде нельзя. (4 ч 20 мин).

Учебно-методическая литература

 

  1. Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. Задачи по физике. 7 класс. – М.: Илекса, Харьков "Гимназия", 2002.
  2. Лукашик В.И.  Сборник задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Лукашик В.И.  Физическая олимпиада. – М.: Просвещение, 1987.
  4. Мосейчук В.А.  http://festival.1september.ru/authors/101-331-969
  5. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием.
  6. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 1. – Уфа: Слово, 1993
  7. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 2. – Уфа: Слово, 1993
  8. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. – Минск: Беларусь, 1994.
  9. Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике.7-8 классы. – СПб.: СпецЛит, 2000.
  10.  Тульчинский М.Е.  Качественные задачи по физике. 6-7 классы. - М.: Просвещение, 1976.

                         _______________________________________    

        Настоящая программа элективного курса «Физика в задачах и экспериментах» составлена учителем в соответствии с предъявляемыми требованиями и может быть рекомендована для использования в общеобразовательных учреждениях при проведении учебных занятий по физике в 7 классе.

Методист кабинета естественно-

математических дисциплин БелРИПКППС                            Л.Л. Коцарев