Проектные и исследовательские работы

Сарабарова Валентина Николаевна

Проект « Картины русской природы в лирике А.С.Пушкина»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА

« Картины русской природы в лирике А.С.Пушкина»

ФИО __Сарабарова Валентина ___Николаевна____

Этапы, фазы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Способы коммуникации

I. Подготовительный этап

1.1. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся в 4 творческие группы: исследователи, актеры, биографы, литературоведы. Критерии:  группы формируются по интересам.

Учащиеся, входящие в 1 группу  отбирают материал для краткой биографии А.С.Пушкина и оформляют в виде презентации.

2 группа готовит выразительное чтение стихотворения, находит варианты актерского исполнения стихотворения

3 группа – готовит презентацию, иллюстрирующую основные картины стихотворения «Зимнее утро», подбирает музыкальное сопровождение

4 группа проводит анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения

Учащиеся объединяются в группы в соответствии с пожеланиями и интересами.

Под руководством учителя на уроке

- Лирика А.С.Пушкина многогранна.  Знакомство с пейзажной лирикой начнем со стихотворения «Зимнее утро».

Предлагаю всем объединиться у группы  по интересам: 1. группа иллюстраторы; 2 – актеры, 3 – биографы, 4 - литературоведы

1.2. Выбор темы, определение замысла проекта, целей, задач

Темы проектов:

Тема 1 проекта «Солнце русской поэзии» .

( биография А.С.Пушкина)  Актеры

Тема 2  проекта

 «Сколько образов! Сколько интонаций! Ай да, Пушкин!»

Стихотворение «Зимнее утро»  в  исполнении  артистов , романсы на стихотворение  Пушкина

Тема 3 проекта

«Картины зимней природы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

3 группа –  иллюстраторы готовит презентацию, иллюстрирующую основные картины стихотворения «Зимнее утро», подбирает музыкальное сопровождение

Тема 4 проекта « И чувства добрые я лирой пробуждал...»

( группа литературоведов)

4 группа проводит анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения

Учащиеся выбирают темы, предложенные учителем, обсуждают, анализируют их, предлагают свои варианты

Под руководством учителя на уроке

Беседа о критериях отбора материала: составление плана , выступление 7-10 минут;
отбирают материал для презентаций с указанием авторства иллюстраций, музыкальных записей.

1.3. Выдвижение проблем, микротем, составление предварительных тезисов

Учитель заранее выделяет, предлагает микротемы. Участвует в их обсуждении. Помогает в составлении тезисов, направляет учащихся.

Учащиеся рассматривают предложенные микротемы. Участвуют в их обсуждении. Выбирают предложенную микротему, либо предлагают свою.

Под руководством учителя

Тезисы

 1 группа

- Биография и творчество связаны.

- Тема природы в творчестве А.С.Пушкина

- Картины зимней природы в творчестве поэта

- Оформление презентации

2 группа

- Лучшие исполнители стихотворения. Поиск аудиозаписей в Интернете.

- Прослушивание стихотворения в исполнении И.Смоктуновского, Г. Войнера, Д.Н.Журавлева

- Поиск романса «Зимнее утро»

- Оформление презентации

3 группа

- Поиск картинок о зиме, которые могут проиллюстрировать содержание стихотворение

- Создание презентации

- Поиск музыкального сопровождения слайдов : композиции П.И.Чайковского, М.Таравердиева

4 группа

- Изучение таблицы «Выразительные средства» под руководством учителя

- Чтение стихотворения и поиск эпитетов, сравнений, метафор и др.

- Оформление презентации

II. Этап реализации (выполнения) проекта

2.1. Определение ресурсов, выбор / определение своей роли и места в проекте

Задание для 1 группы: в школьной и поселковой библиотеке, в сети Интернет  изучить биографию поэта по материалам, составить план, выбрать несколько  фотографий поэта, составить план презентации.

Задание для 2 группы

2. Найти в Интернете записи стихотворения «Зимнее утро» в исполнении разных актеров, романсы «Зимнее утро».

Задание для 3 группы

1.Прочитать стихотворение «Зимнее утро».

2. Составить план стихотворения

3.  Выбрать к основным картинам  стихотворения «Зимнее утро».

4. Сделать презентацию  из выбранных иллюстраций с музыкальным  сопровождением.  

Литературоведы

1. Прочитать внимательно стихотворение.

2. найти и выписать фонетические  выразительные средства – повторы гласных, повторы согласных.

2. Найти выразительные определения – эпитеты .

3. Найти слова, употребленные в переносном смысле – метафоры.

4. Найти сравнения.

5. Найти примеры лексических выразительных средств: синонимы, антонимы, омонимы.

6. Выразительные синтаксические средства

Учащиеся рассматривают материал. Самостоятельно, обозначают цели проекта. Сбор, систематизация и анализ материала, составление тезисов. Учащиеся обсуждают и предлагают варианты микротем, выбирая одну из них, выбирают роль в проекте.

Самостоятельная внеаудиторная работа, групповая

План проекта

1. Мозговой штурм – 1 занятие, 10 минут

2.Выдвижение гипотез, источников информации

3. Обсуждение плана проекта

4. Обсуждение роли каждого в проекте своей группы

5. Обсуждение сроков реализации проекта

2.2. Выбор метода

Учитель организует работу в группах.  Обращает внимание на материалы материалы сайта  «Учительский портал»,  проект "Разработка и внедрение мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков», предлагает познакомиться с преподавателем вокала Штокало А.А., предлагает сравнить разные варианты исполнения стихотворения,  консультирует по отбору необходимого материала. Помогает (обучает) создавать презентации.

Учащиеся выявляют причинно-следственные связи, сопоставляют варианты решения проблемы.

Самостоятельная внеаудиторная работа, групповая

Работа с текстом (анализ, синтез, обобщение)

2.3. Работа учащихся над микротемами / заданиями проекта

Учитель консультирует, координирует, направляет. Выступает в роли участника (в разных ролях).

Учащиеся изучают факты, приводят примеры, ищут доказательства, структурируют наработанный материал.

Самостоятельная внеаудиторная работа, групповая

Конспект, подбор цитат, иллюстраций

2.4. Оформление полученного творческого продукта / текста

Учитель консультирует, координирует, выступает в роли наблюдателя.

Учащиеся в мини-группах оформляют полученный материал.

Самостоятельная внеаудиторная работа, групповая

План мини-проекта

1. группа

Тема проекта

«Солнце русской поэзии»

1. Краткая биография поэта

2. А.С.Пушкин –певец русской природы

3. Стихи Пушкина о  зиме

4 Стихотворение «Зимнее утро – гимн русской природе»

2 группа

Тема 2  проекта

«Сколько образов! Сколько интонаций! Ай да, Пушкин!»

1.   Самостоятельное прочтение текста

2. Прослушивание аудиозаписи стихотворения в исполнении Д.Н.Журавлева

2. Прослушивание романса «Зимнее утро в исполнении Матюхина А.Б.

3. Просмотр видеоролика с караоке-исполнением стихотворения (авт. С.Корнеблит)

3 группа

Тема

«Картины зимней природы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

1. Презентация (16 слайдов) с зимними пейзажами,  музыкальное  сопровождение (П.И.Чайковский «Зимнее утро»)

2. Подбор цитат к картинам слайдов из текста стихотворения «Зимнее утро».

3. Иллюстрации учащихся к стихотворению «Зимнее утро»

4 группа

Тема проекта

« И чувства добрые я лирой пробуждал...»

1.Роль выразительных средств

 2. Выразительные средства

-эпитеты

- сравнения

-метафоры

- ассонансы

3. Выразительный синтаксис

- обращения

- анафоры

 

III. Этап индивидуальной презентации или презентации в мини-группе

3.1. Подготовка презентации

Учитель проводит проверку, редактирует, уточняет и детализирует, указывая на недочеты. Помогает соединить собранный материал в систему, корректирует план и стиль проекта мини-группы.

Учащиеся в мини-группе представляют свой проект. Анализ литературы, составление списка ссылок

Консультация под руководством учителя

Публичное выступление сообщение с презентацией

1. «Солнце русской поэзии»

2. «Сколько образов! Сколько интонаций! Ай да, Пушкин!»

3.  «Картины зимней природы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

4. « И чувства добрые я лирой пробуждал...»

 

.

3.2. Выступление

3.3. Корректировка материалов

IV. Этап публичной защиты проекта

4.1. Защита проекта

Учитель и учащиеся выступают в роли экспертов.

Учащиеся представляют конечный продукт своей работы

Напомнить о правилах публичного выступления.

Психологический настрой перед выступлением

Публичное выступление:   сообщение с презентацией, комментарий к нему.

V. Этап рефлексии

5.1. Анализ результатов

Учитель подводит итоги защиты проектов, комментирует и оценивает работу учащихся.

Учащиеся анализируют свое выступление и выступления товарищей по классу, оценивают свою роль в процессе создания проекта

Консультация под руководством учителя

Анализ выступления одноклассников, самоанализ проекта:

- Чему научились в ходе подготовки проекта?

-  Какие советы можете дать тем, кто приступает к работе над проектом?

VI. Этап подведения итогов

5.1. Составление тематического портфолио

Учитель выступает в роли консультанта

Учащиеся представляют оформленные проекты, обсуждают новые проблемы, будущие проекты.

Внеаудиторная работа (консультация)

Тематическое портфолио



Предварительный просмотр:

Морфологические трудности.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой
 сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

В поэтическом отрывке выделяется морфологическая диалектно-архаичная форма  краткого причастия сомкнуты, которое  в предложении всегда является сказуемым. Но подлежащего в предложении нет. По смыслу слово сомкнуты явно тяготеет к существительному взоры, но оно является (открой что?) прямым дополнением. Значит,  сомкнуты является определением к слову взоры.   Это усечённое причастие, которое было одним из излюбленных поэтических вольностей поэтов XVIII – первой половины XIX века. Современная форма данного причастия – это сомкнуты (краткая форма) в предложении употребляется как сказуемое.  

Открой сомкнуты негой взоры

В данном поэтическом отрывке выделяется необычное словосочетание открой взоры, которое является окказиональным словосочетанием, оно может быть непонятно  учащимся-инофонам,  ведь сейчас можно только бросать взоры, устремить взоры, потупить взоры, но не открывать. Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза».  

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую
запречь?

В поэтическом отрывке выделяется морфологическая диалектно-архаичная форма глагола запречь?  Современная форма данного глагола: «запрячь».

Также присутствует разговорный вариант глагола «велеть» в значении «приказать, распорядиться, просить».

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А
нынче... погляди в окно:

В поэтическом отрывке выделяются несколько  морфологических диалектно-архаичных форм: 1) наречие вечор. Современная форма данного слова «вчера вечером»;

2) наречие нынче. Современная форма данного слова «сегодня».

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе
мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,

В отрывке встречается морфологические трудности определения значения слов. Например,  «мгла».  В обычном употреблении слово мгла значит сейчас тьма, мрак. Поэт использует это слово в значении "густой снег, скрывающий в тумане, как своеобразная завеса, всё окружающее".

… Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

В отрывке встречается морфологическая диалектно-архаичная форма наречия «столь». Современный вариант данного слова – «очень».


Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты
негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

В отрывке встречается морфологические трудности определения значения слов. Например,  «нега». В словаре С.И. Ожегова оно толкуется: "Нега – и.ж. (устар.) 1. Полное довольство. Жить в неге. 2. Блаженство, приятное состояние. Предаться неге". "Словарь языка Пушкина" отмечает наряду с этим следующие значения: "Состояние безмятежного покоя" и "чувственное упоение, наслаждение". Слово нега не соответствует перечисленным значениям в рассматриваемом стихотворении. Под словом  «нега» в  данном случае подразумевается слово сон, поскольку сон – это самое полное "состояние безмятежного покоя".

Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной
Авроры,
Звездою севера явись!

В отрывке встречается морфологические трудности определения значения слов. Например, имя собственное   «Аврора» (латинское имя богини утренней зари), но по своему значению выступает здесь как нарицательное, «Аврора» - это заря.  Также имеется устаревшая  архаичная форма  слова «Авроры» в родительном падеже.   В современном  варианте  после предлога навстречу  должен быть падеж дательный: «навстречу (кому?) Авроре.  

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать
у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

В отрывке встречается морфологические трудности в  определения значения архаичного слова  «лежанка»,  во времена Пушкина  оно означало -  невысокий  (на уровне современной кровати) выступа у русской печки, на котором, греясь, отдыхали или спали. В данном значении в современном языке не употребляется.

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И
берег, милый для мен

В отрывке встречается морфологические трудности в  определения значения слов «берег», в данном отрывке оно употребляется не в основном, прямом значении "край земли около воды",  а в значении "местность около реки". В современном языке слово употребляется  и в прямом, и в переносном смысле.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема проекта «Сколько образов! Сколько интонаций! Ай да, Пушкин!»

Слайд 2

Стихотворение « Зимнее утро » Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня

Слайд 3

Звучащие строки Стихотворение «Зимнее утро» в исполнении Д.Н.Журавлева

Слайд 4

Романс «Зимнее утро»

Слайд 5

«Зимнее утро» - караоке http://www.youtube.com/watch?v=0_aX3F7bpuo&feature=player_detailpage

Слайд 6

Спасибо! Спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зимнее утро Проект «Картины зимней природы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Слайд 14

Найдите в стихотворении «Зимнее утро» строки, которыми можно проиллюстрировать картины

Слайд 16

Использованные материалы материалы сайта «Учительский портал», проект "Разработка и внедрение мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков для изучения русского языка как неродного и формирования интереса к русскому языку через поэтическое слово" irkutsknature.ru ftkimmeriya.ru dkust.com blog.kp.ru liveinternet.ru 1280x800.net http://kirtanbird.livejournal.com/7469.html