СЕМЕЙНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Мешкова Елена Анатольевна

Описание жизненных ситуаций в подростковом возрасте.

Полезная информация для  родителей, учителей, а также работникам, имеющим дело с подростками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhiznennye_situatsii_podrostkovogo_vozrasta.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

 «Жизненные ситуации подросткового возраста»

        

                

                                         

Биологические условия развития психики подростка

        Половое развитие ребенка неотделимо от общего его развития и происходит непрерывно, начиная с рождения. Половое созревание – не только явление биологическое, но и социальное.

Ситуация: «Моему сыну Саше 15 лет. Неожиданно в нем проснулись чувства такого бунтарства, какого я никогда не встречала у детей», - говорит мама.

 «Он не признает никаких правил и. кажется, ненавидит всю нашу семью. Он приходит в ярость, когда мы пытается заставить соблюдать его дисциплину. В конфликтных ситуациях он не управляем».  

Вопросы: С чем связаны такие изменения?

                  Как относиться к данной ситуации?

                  Какова должна быть стратегия поведения взрослых?

Ответ: Эта ситуация связана с процессом его полового созревания, повышенной возбудимости и обстроенного чувства собственного достоинства. В конфликтной ситуации, в разгар баталий, в состоянии повышенного возбуждения контроль сознания подростка снижается, поэтому в таких ситуациях не должно быть никаких разговоров на темы морали. Разговор должен состояться в период затишья, наедине, утром, может быть, в субботу после завтрака. Не обвиняя подростка, отметить, что события последнего времени нельзя назвать приятными. Подчеркнуть, что сейчас у него новый период жизни, связанный с половым созрева7нием, это последний этап детства, который часто оказывается трудным и беспокойным. Сказать, что мы понимаем твои проблемы и любим по-прежнему. А ты уже сам в состоянии решать свои проблемы правильно и не допускать нашего вмешательства. То, к чему ты стремишься, наступит очень скоро. Тебе 14, будет 18 и мы уже не будем нести за тебя ответственность. Придет время, когда ты поступишь учиться куда захочешь, сам выберешь себе профессию или место работы. Мы будем с уважением относиться к твоему мнению ответственного взрослого человека. Взрослость – это не только самостоятельность, но и большая ответственность!  

Чувства взрослости

        Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, ее структурным центром, т.к. выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе. К людям и миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний.

        Социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

Ситуация: Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает и «чувство взрослости».

Вопросы: Почему центральным новообразованием является «чувство взрослости»? В чем это проявляется?

Ответ: Чувство взрослости – особая сторона самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы и взрослые, и сверстники относились к нему, как к взрослому человеку. Это придает подростку ощущение взрослости. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликт, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, в желании оградить себя от вмешательства других людей. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

Ситуация: Часто говорят о ярко выраженных тенденциях подросткового возраста.

Вопросы: одинаково ли у всех подростков проявляется «чувство взрослости»?  

Ответ: Нет, не одинаково. Встречаются подростки и не ярко выраженной тенденцией – их претензии на взрослость проявляются эпизодически. Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность: на занятиях, в делах и т.д., как складывается система отношений, в которую включается подросток, признание или непризнание его взрослости родителями, учителями и сверстниками.

Становление нового типа взаимоотношений

        Становление нового типа взаимоотношений подростка и взрослого протекает не всегда гладко. Чувство собственной взрослости и потребности ее признания рождает новую проблему прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом.  

        Подросток, претендуя на новые права, старается расширить свои и ограничивать их у взрослых; имея обостренное чувство собственного достоинства, осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать. Он активно сопротивляется требованиям, ограничивающим его самостоятельность; противится опеке, контролю; претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности. Он активно добивается равноправия с взрослыми.

        Но ряд моментов заставляют взрослого (сознательно и подсознательно) сдерживать перестройку на новый тип отношений: неизмененность общественного положения подростка: он был и остается школьником; сохранение детских черт в облике и поведении подростка; привычка взрослого направлять и контролировать ребенка; материальная зависимость от родителей; неумение подростка действовать самостоятельно.

        И если взрослый сам проявит инициативу, то переход к новому типу отношений протекает благополучно, тем более что развитие социальной взрослости подростка общественно необходимо для подготовки к будущей жизни.

        Только живя в системе норм и требований, существующих для взрослых, подросток может научиться по-взрослому действовать, думать, выполнять разного рода задачи общаться с людьми.

Ситуация: По мнению матери, у сына дурная наследственность, т.к. отец отбывал срок за воровство. И она неоднократно говорила сыну о том, что он потенциальный вор.

Вопрос: Дайте психологический анализ действия матери.

Ответ: Во-первых, матери удобно свое бездействие по воспитанию сына сваливать на дурную наследственность. Во-вторых, говоря о том, что он потенциальный вор, она тем самым внушает ему этот способ действия.

Причины конфликтов подростка и взрослого

Позиция взрослого может быть обвинительной и защитительной.

Обвинительная (активного неприятия)

Понимания  (активного принятия)

По отношению к внешнему виду;

К гигиеническим навыкам;

К вниманию на уроках;

К выполнению заданий.

Любой пустяк вызывает скандал:

(мама прибрала на столе сына)

Может начаться «война», где подростку удается найти уязвимые места взрослого.

Тогда взрослый будет обвинять его в жестокости.

В позиции обвинения, в ситуации «войны» нет выигрыша! А подросток находит все больше способов ударить родителей больнее.

Понять, что мир взрослого и мир

подростка – два мира.

Понять, что у подростка есть свои проблемы.

Понять, что ему трудно сделать что-либо, быть внимательным и т.д.

Понять подростка – значит увидеть его проблемы, иначе нельзя научиться им управлять.

Ставить подростка в позицию самостоятельности: он сам должен что-то сделать и столько, сколько хочет. (Любой результат хорош и его, надо оценить.)

Возникает радость успеха и желание сделать лучше, быть лучше.

Можно советоваться с подростком, но не идти у него на поводу.

Взрослый должен опираться на положительное в подростке, а не бороться с его недостатками.

Не переделывать подростка, а понимать его.

        Любовь к подростку может быть

Условная

Безусловная

Любят, когда подросток радует родителей.

Подросток чувствует себя неуверенно, обеспокоено, тревожно. Его самооценка снижается.

Возникает вопрос: любят ли его?

Любовь несмотря ни на что (достоинства и недостатки).

Подросток чувствует себя уверенно.

Быстро взрослеет.

Контролирует свое поведение.

      В семье могут возникнуть разные конфликты:

1. Конфликт неустойчивости родительских отношений.

* По сравнению с взрослым подросток несовершенен (несобранность, отсутствие целеустремленности, трудность систематических усилий).

* Взрослый положительных качеств не видит, лишь усиливая недостатки подростка.

2. Конфликт сверхтребовательности с эмоциональным холодом.

*подросток улавливает, нюансы родительского отношения страдает, приспосабливается.

3. Конфликт сверхзаботы.

* Родители живут как бы за своих детей. Дети растут безынициативными, неуверенными в себе.

*Отец, желая воспитать сына «настоящим мужчиной», общается с ним как с малышом, не давая самостоятельности.

4. Конфликт неуважения прав подростка на самостоятельность.

* Родители распоряжаются судьбой детей, считая, что имеют право собственности.

* Неуважение границ личности подростка ведет к конфликту.

5. Конфликт отцовского авторитета.

* Отец, желая воспитать сына «настоящим мужчиной» отстраняет от воспитания мать.

* Заставляет сына обливаться холодной водой, бегать по снегу независимо от его здоровья.

* Проявляет слабости, осмеивает и никогда не хвалит ребенка.

* Воспитывая, в сыне мужественность, отец как бы компенсирует свои собственные проблемы.

        Отношение взрослого к подростку как к ребенку вступает, с одной стороны, в противоречие с задачами воспитания и препятствует развитию социальной зрелости подростка; а с другой – в противоречие с представлением подростка о степени собственной взрослости и его претензии на новые права.

        Конфликт и трудности возникают из-за расхождения представлений взрослого и подростка о характере прав и степени самостоятельности подростка.

        Если взрослый не изменяет отношения к подростку, то последний сам переходит на новый тип отношений.

        Если взрослый сопротивляется новым отношениям, то возникают разные формы непослушания подростка. Разными формами неподчинения и протеста подросток «ломает» отношения, которым принадлежит будущее.

 Итак, к началу подросткового возраста складываются две системы общения: отношение ребенка со сверстниками, с одной стороны, и с взрослыми – с другой. Положение подростка в этих системах общения разное: неравное (с взрослыми) и равное (с сверстниками). Равное положение в отношении с сверстниками приносит подростку удовлетворение и является источником сотрудничества его со сверстниками в разных видах деятельности.

Ситуация: Подросток должен знать границы, в которых он, получив свободу (доверие), может действовать. Поэтому родители должны установить разумные правила, касающиеся социальной жизни сына (дочери).

Вопрос: Какие могут быть правила?

Ответ: Это могут быть следующие правила:

*Время, когда подросток должен быть дома (обед, домашние задания, обязанности по  

  дому, сон)

* Средства сообщения о непредвиденных обстоятельствах: записка, звонок и т.п.

* Приглашение нового друга (подруги) на обед и т.п.

*Запреты, которых нельзя делать ему в компании: алкоголь, курение и др.

Ситуация: Иногда взрослый воспринимает как личное оскорбление случаи протеста и неподчинения подростка.

Вопрос: Дайте психологическое обоснование этому явлению.

Ответ: Только понимая трудности развития в подростковом возрасте взрослый сможет правильно отреагировать на поведение подростка. Приведенный факт должен служить сигналом о необходимости проанализировать свою систему взаимодействий взрослого с подростком. Подросток же, в свою очередь, будет иметь возможность получить положительный опыт построения нового типа взаимоотношений со взрос-лым, что необходимо для полноценного развития личности. Часто у подростка может наблюдаться защитный тип поведения в форме протеста и неподчинения.

Ситуация: У Пети (15 лет) вызывает восторг все то, от чего воротит окружающих: матерные стишки, аномальное поведение. Часто разрушает созданное другими. А сам рисует лишь картины, вызывающие отвращение у других людей.

Вопрос: Почему подросток демонстрирует свои плохие качества?  

Ответ: Обычно ребенок стремится быть хорошим, значимым для окружающих. Очень хочет, чтобы его похвалили. Совершив какой-либо проступок, ребенок обычно заявляет, что это сделал не он. У ребенка есть большое желание сохранить свое «Я».

        Потеряв надежду на одобрение своих поступков, из-за неправильных действий родителей, ребенок добивается их внимания иным путем: он начинает специально выставлять на всеобщее обозрение свою «нехорошесть». «Вы считаете меня плохим? Ну что ж, я всеми силами постараюсь оправдать ваши ожидания». И доказывает это сначала родителям, а затем и другим взрослым. Повзрослев, он, скорее всего, будет нигилистом.  

Ситуация: Подросток Миша часто грубит, ведет себя непристойно. Младших обижает, кривляется.

Вопрос: Какова должна быть тактика поведения взрослого?

Ответ: Видеть, но игнорировать! Общаться с ним так, как с нормальным подростком. Это его привычные способы самовыражения, поэтому нельзя из поддерживать. Как бы не замечать. Упорная учтивость, непривычная для Миши, вызовет у него даже растерянность. Возможно, скоро кривляние исчезнет.             

        Усвоенные подростком нормы морали взрослых вступают в противоречие с нормами морали послушания, одерживают над ними победу. Разрешенное противоречие делает детскую мораль неприемлемой для подростка. Отношения взрослого с подростком должны строиться на основе дружбы, сотрудничества, уважения, доверия и помощи. Главным в их отношениях должна быть общность интересов и сотрудничество в разных видах деятельности. Причем взрослый должен выступать как образец и друг, подросток в положении равноправного помощника.

  • использовалась литература: Волков Б.С. Психология подростка. – 3– е изд.,- М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.