ФГОС ООО (НОВЫЙ)

Хомякова Ирина Евгеньевна
 
 
С 1 сентября 2022 года вступают в силу обновлённые ФГОС начального общего и основного общего образования. Эксперты актуализировали требования к результатам обучения — теперь они полностью отвечают современным реалиям. В стандартах появился значительный блок о развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация.

В данной статье представлен тип открытого урока - комбинированный урок.

Введение

Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

Основное содержание

Организационная часть заключается в проверке наличия у 4 учащихся на уроке, готовности учебного кабинета к занятию. На первых уроках учителя в организационную часть входит знакомство с учениками.

Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков, компетенций учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке учащихся к восприятию нового материала.
При проверке и оценке знаний применяют:

  • тестирование
  • индивидуальный устный опрос;
  • опрос по карточкам;
  • письменный опрос;
  • опрос у доски;
  • решение задач и другие способы опроса.

Для вовлечения большего числа учащихся в опрос часто письменный опрос сочетают с индивидуальным устным. При опросе учителю целесообразно активизировать внимание группы путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможность у учащихся задавать вопросы учителю и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала.
Если на уроке ставится цель подготовить учащегося к восприятию нового материала, преподаватель проводит фронтальный (беглый) опрос, задавая студентам вопросы по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала.

Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже - лекция.

Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно использование различных дидактических приемов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное, нестандартное его изложение; создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту студентов; демонстрация фрагментов видео- лекций, вебинаров, тренингов, проведение дебатов, решение кейс- ситуаций.

Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Закрепление материала возможно в форме беседы (учитель задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы учащихся под руководством учителя (решение задач, составление технологических карт, выполнение проектов, стартапов.). При закреплении материала учитель выясняет, насколько правильно учащиеся поняли новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляет их. При закреплении знаний нового материала можно использовать разнообразные активные методы.

Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от содержания сложности и важности учебного материала.

Заключение

Цель элемента урока «домашнее задание» - закрепить знания учащихся, сформировать компетенции, путем самостоятельной работы во внеурочное время. Учитель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания, ознакомить с методическими рекомендациями по выполнению самостоятельной работы по определенной дисциплине, в том числе обратить внимание обучающихся на критерии оценки итогов индивидуальной и групповой работы.



Предварительный просмотр:

Аннотация.

В данной статье представлен формы планирования открытого урока, занятия.

Введение

Открытый урок — это урок, во время которого учитель применяет нестандартные методы подачи материала. Это может быть викторина, обсуждение, выступление с докладами.

На открытом уроке, обычно, присутствуют наблюдатели, это могут быть любые желающие, коллеги, руководитель или комиссия. Чтобы учитель и ученики чувствовали себя уверенно, желательно делать на открытом уроке то, что практикуется обычно.

Основное содержание


1. Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. В структурном отношении, открытое занятие не отличается от обычных занятий. Открытое занятие, имеет методическую цель, достижению которой подчиняется содержание материала и формы организации познавательной, практико-исследовательской, интерактивной и прочей деятельности.
Определить основную дидактическую цель занятия — значит установить, чему в основном оно будет посвящено — изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации материала.
2. Выбор темы открытого занятия учитель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию деятельности воспитанников на разных этапах занятия.
3. При подготовке к открытому занятию учитель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической и методической литературы, применить результаты посещения методических семинаров, выставок и др. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным.
4. Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии оборудование и ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии.
5. Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание детей, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на занятии. Все иллюстративные материалы занятия должны работать на цель занятия.
6. Когда выбрана тема, надо определиться с группой, на которой вы будете показывать свое открытое занятие. Группа должна быть контактная, мыслящая. Можно сформировать наиболее благоприятную группу из нескольких существующих. Оптимальное количество участников группы 3-5 человек.

Требования, предъявляемые к содержанию конспекта

  1. Содержание конспекта должно четко соответствовать теме и цели.
  2. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто, четко и логично.
  3. Должен содержать конкретные материалы, которые педагог использовал в своей работе (инструкции, карточки, схемы, и т.д.).
  4. Уровень сложности материала должен соответствовать возрастным и психологическим возможностям участников.
  5. Общие требования к оформлению конспекта: Шрифт конспекта Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал 1. Поля: верхнее, нижнее – 2 см.; левое - 3 см.; правое - 1,5 см.

Структура конспекта

Тема: информативное и лаконичное определение того, чему посвящено занятие.

Цель: цели указывают на то, зачем проводится занятие и что оно даст учащимся.
Задачи: задач может быть несколько на одном занятии, но общее количество задач не менее 3-х. Каждую задачу необходимо нумеровать отдельно, не совмещать несколько задач (Ошибочный вариант формулирования задачи: «Развивать внимание, память, дружелюбие, любовь к прекрасному»). Каждая задача начинается с глагола несовершенного вида, то есть, отвечающего на вопрос «Что делать?» (например, совершенствовать, развивать, систематизировать, упражнять и т.д.).

Материалы и оборудование: перечислить весь необходимый материал, возможно деление материала на демонстрационный и раздаточный.

Ход занятия: учитель должн подробно описать ход занятия. Причем, нужно записывать не только вопросы педагога, различные задания, но и предположительные ответы или результаты. Ход занятия включает в себя 3 части:

  1. Организационный момент (3-5 мин.): прописывается деятельность по привлечению внимания учеников, мотивации их на предстоящую деятельность, сообщение темы и цели занятия.
  2. Основная часть (20-25 мин): в этой части раскрывается и закрепляется тема. Состоит из последовательно сменяющих друг друга упражнений, игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам. По мере утомления проводится физкультминутка, которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.
  3. Итоговая часть (3-5 мин): служит обобщением предыдущего процесса, анализируется работа на занятии, проводится рефлексия, подводится итог.



Предварительный просмотр:

В.А. Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд...».

Аннотация.

В данной статье представлен порядок анализа (самоанализа) открытого урока.

Введение

Анализ (самоанализ урока) - это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения, запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся.

Основное содержание

Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутым результатом.

Анализ урока - разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон. Анализ урока необходим:

  • для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания;
  • внедрения чего-то нового в практику работы учителей школы;
  • как средство контроля и обучения учителя в работе;
  • с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.

Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке.
Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности процесса обучения.

От умения анализировать не только свой собственный урок, урок коллеги, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать педагогическое мастерство, производительность педагогического труда.

Формы анализа и самоанализа урока
1. 
Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка образовательно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
2. 
Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.
3. 
Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения.
4. 
Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов и результативности урока.
5. 
Структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.
7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).
8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т. п.).
9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой - либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов урока:
·реализация учителем триединой задачи урока;
· использование развивающих методов на уроке;
·пути развития познавательного интереса;
· формирование общеучебных умений и навыков;
· проверка и оценка знаний, умений и навыков у школьников и т. п.
10. 
Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)
Занятия, нацеленные на распространение передового образовательного опыта, должны проводиться педагогами, имеющими высокий уровень методической подготовки и способными предлагать эффективные приемы работы в условиях нового времени. Рефлексия, выполненная на основе широко распространенной практики обучения, не представляет интереса для большинства учителей (если только речь не идет о начинающих педагогах).

Самоанализ урока.
1 уровень – учителем подготовлен самоанализ урока как формальный пересказ.
2 уровень – в ходе анализа и рефлексии дано обоснование отдельных параметров урока.
3 уровень – в ходе анализа и рефлексии дано обоснование всех позиций анализа урока, выражена логика «цель – средства – результат»
4 уровень – учитель в ходе анализа и рефлексии продемонстрировал способность самостоятельного адекватного обоснования всех структурных элементов урока - с учетом изменений плана: с различением замысла и реализации урока, запланированных и достигнутых учащимися результатов.

Заключение

При самоанализе важно учитывать два аспекта: средства достижения методической цели и уровень усвоения учебного материала.

Системно-деятельностный подход предусматривает актуализацию внимания только на последнем пункте, но в условиях актуальной образовательной действительности очень важно фиксировать и распространять методы повышения качества образовательной практики.



Предварительный просмотр:

Аннотация.

В данной статье представлен тип открытого урока – урок-конференция.

Введение

Урок-конференция имитирует научную конференцию и проводится не ранее 8-9 классов. Такая форма урока выбирается по достаточно теоретической теме, но не очень трудной для самостоятельного освоения учениками. Например, «Виды молодежных субкультур». Кроме того, в форме конференции могут быть представлены результаты проектных и исследовательских работ. Подготовка к такому уроку должна вестись заранее, не менее чем за две недели.

Основное содержание

План урока-конференции состоит в том, что на нем выступает несколько докладчиков (2-5 человек) с полноценными рассказами по заданной проблеме (регламент 5-15 минут) с последующим обсуждением и общими выводами. Общее время выступлений не должно превышать 2/3 урока. Тема конференции может быть скорректирована с учетом пожеланий учащихся.

Выбор докладчиков может осуществляться разными способами, здесь особенно важны два критерия — желание и умение рассказывать. Доклад на конференции нельзя делать способом исправления плохих оценок или средством развития речевых умений для учащихся, у которых с этим умением большие проблемы. Темы докладов могут продолжать друг друга, представлять другою сторону явления или иную позицию. Учитель должен помочь ученикам в подборе источников информации и скорректировать текст их выступления до начала конференции.

Обсуждение может быть организовано как в конце каждого доклада, так и после всех докладов. Для того, чтобы класс не отвлекался, ему должно быть дано задание. Например, можно выбрать оппонентов по содержанию или охарактеризовать и оценить выступление по определенным критериям. Основное содержание и общие выводы лучше зафиксировать письменно. Конференция может быть проведена с элементами игры — наличием ведущего из учеников, распечаткой программы конференции, чайной паузой на перемене.

Главное назначение уроков-конференций – обобщить материал, углубить знания, учащихся по наиболее важным проблемам, конкретизировать и более детально осмыслить основные выводы и ключевые положения. Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним собственную точку зрения. Это различия в суждениях и мнениях, учащихся по изучаемым темам и служат основой их всестороннего обсуждения, побуждает участников конференции к дискуссии и более обстоятельному осмыслению, и усвоению основных выводов и обобщений. В этом и состоит подлинная суть уроков – конференций. Они учат обучающихся сжато и выразительно излагать свои мысли, прибегать к доказательствам и в качестве аргументов использовать убедительный фактический материал. У учащихся развиваются умения контролировать свои действия, решать проблемную ситуации.

При выборе темы урока – конференции необходимо руководствоваться следующими тенденциями: 

- Выявление и решение задачи или проблемы в научной отрасли; - Инновационные разработки и методика, в какой-либо отрасли;
- Посвящение урока какому-то праздничному событию, знаменательной дате;
- Посвящение исследованиям, в какой-либо конкретной отрасли науки.

Уроки–конференции чаще всего проводятся при закреплении учебного материала и являются итогом работы учащихся по изучению большой тему курса.

1.Планирование урока-конференции
Успех любого мероприятия во многом зависит от процесса планирования. Поэтому, прежде чем проводить урок –конференцию, необходимо составить план работы. В плане выделяют три главных части: подготовительная, основная, заключительная.
В подготовительной части учитель определяет тему и цели конференции. Они должны быть актуальны для учащихся, в дальнейшем назначается дата и место проведения. Тема урока может быть выбрана по конкретному предмету, а может быть бинарной, то есть содержать в себе суть несколько предметов, схожих по направлению. Цели должны содержать в себе суть программы. Конференция может быть посвященная любой деятельности учащихся. Эту форму можно проводить индивидуально с одной группой, а можно масштабно сделать для нескольких классов.
Когда тему определили и утвердили в педагогическом коллективе, учителя определяют докладчиков и очередность их вступления.
В момент определения докладчиков должен мотивировать учеников, что бы они проявляли самостоятельность.
Во время подготовки докладов и самой презентации, педагог может оказать помощь ученикам. Обязательно он должен ознакомится с текстами докладов учеников до начала проведения конференции.
В период подготовки, учащиеся проявляют самостоятельность, показывают свои знания по предмету, как они умеют правильно подбирать и выбирать материал. Здесь проявляется творческий потенциал учащихся, умения проявлять свои навыки на практике. Ученики учатся самостоятельности мышления, вырабатывают умения выступать перед большой аудиторией, получают возможность самостоятельно готовить и проводить эксперимент, подбирать таблицы, схемы, графики, воспитывают ответственность перед группой, позволяют за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой материал.
Залог успеха уроков- конференций заключается:
-в правильном выборе темы с учетом ее программного значения;
-в четком распределении обязанностей между учениками класса;
- в сочетании добровольности в выборе вопроса самими учениками с обязательной подготовки;
- в наличии постоянного учета и контроля учащимися во время подготовки конференции;
-в организации активной деятельности всех учеников класса на самом уроке – конференции.
В основной части проходит само мероприятие. Педагог выступает в роли организатора. Он проверяет аудиторию или кабинет, настраивает аппаратуру. Учащиеся в свою очередь готовят свои доклады и ждут очереди для выступления.
1.Организационный этап (1-2 мин)
2. Актуализация знаний и постановка целей и задач занятий. (2-3 мин)
3. Краткие сообщения детей (40-45 мин)
4. Презентация
5. Итог занятия (10 мин)
6. Рефлексия (10 мин)
7. Домашнее задание (1- 2 мин).
Организационный этап
В начале конференции создается эмоциональный настрой, атмосфера доверия, сотрудничества и творчества. Ознакомление с тематикой урока начинается со вступительного слова учителя.
Этап актуализация опорных знаний
На конференции нужно постараться обобщить и закрепить знания по теме, расширить представление учеников по ней, вспомнить и кратко обсудить с учащимися предыдущие уроки.
Краткое сообщения детей и показ презентации
Далее ученики, по заранее выстроенной очереди, читают свои доклады, показывают слайды по их тематике. По ходу конференции докладчики могут задавать вопросы, на которые они должны ответить.
Итоги занятия
Учащиеся делают вывод о том, что нового узнали на уроке.
Домашнее задание
В конце урока ученикам нужно обязательно дать домашнее задание. Здесь можно дать задание из книги или дать ученикам задание творческого характера.
В заключительной части выставляются оценки и благодарят учащихся за участие.
Рефлексия
На этом этапе ученики узнают мнение учащихся о конференции, как новой форме проведения урока. Могут быть, например, такие вопросы как:
Понравилась ли вам конференция?
Интересна ли была выбранная тема?
Что знали вы поданной теме?
Что узнали нового по данной теме?
Вереница докладов, чаще всего скачанных с Интернета, следующих один за другим и монотонно читаемых с листа, способна утомить кого угодно, и естественно, не поразит никого из присутствующих. В условиях тотального дефицита времени гостям гораздо важнее увидеть, как учитель добивается усвоения обязательного программного материала, чем послушать серию докладов учеников по материалу, в котором они часто сами плохо разбираются (с демонстрацией презентации, изобилующей текстовой информацией, и читаемой со слайдов самим докладчиком). Понятно, что и учащиеся, занятые подготовкой такого доклада, и учитель «убивают» массу времени при подготовке к уроку, но также жаль и то, что все присутствующие на уроке немного для себя с него вынесут. Поэтому во время подготовки к открытому уроку нужно убедиться в готовности учащихся и их знании материала.

Заключение

Урок-конференция создает для учителя широкий простор для работы на любом уроке, решая сразу множество различных задач. При этом он очень зрелищен и может быть использован в качестве открытого урока.

НО главный минус — трудоемкость подготовки, высокая подготовленность класса.