Открытый урок о Мордовскому языку.

Ширяева Нина Егоровна

Урок по Мордовскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Существительнайсь.( Имя существительное.)-Обобщение.

Цель: Повторить определение определение существительного; падежи на мокшанском языке; единственное и множественное число существительных; уменьшительно-ласкательную форму существительных; собственные и нарицательные существительные; одушевленные и не одушевленные существительные.
                                             Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Пр. д. з.: упр.7, стр. 51.
III. Проверка теории ( устная работа).
1) дать определение существительного;
2) сколько падежей на мокшанском языке и какие;
3)как образуется множественное число от единственного; примеры;
4) как образуется уменьшительно-ласкательная форма существительного;
5) собственные и нарицательные существительные;
6) одушевленные и не одушевленные;

Падежи на мокшанском языке( единст. Число.)
1.Именительнай: кие?,( кто?), мезе? (что?).
2.Родительнай:кинь?( кого?), мезень?(чего?).
3.Дательнай: кинди?(кому?), мезенди?(чему?).
4.Отложительнай: кида?(кого?, с кого?, от кого?) мезьда?(чего?, с чего?, от чего?).
5.Местнай: киса? , кинь эса?( в ком?), мезьса?( в чем?).
6.Исходнай: киста?, кинь эзда?( от кого?), мезьста?( от чего?).
7.Направительнай: ков?, коза? (куда?)
8. Вносительнай: кис?, кинь эс?,( в кого?),мезьс?(во что?)

9.Переместительнай: кигя?, кинь эзга?, (по кому?), мезгя?,( по чему?)
10.Сравнительнай: кишка?, кинь эшка? (с кого?), мезьшка?( со что?) 11.Изьятельнай: кифтома?(без кого?), мезьфтома?(без чего?).
12.Превратительнай: кикс?, кинь лаца?,(в кого?),мезькс?( во что.
13.Причиннай: кинькса?,кинь инкса?( из-за кого?, за кого?),мезенкса?,( из-за чего?,за что?)

IV.Практическая часть.
а) упр.
б)работа по карточке: запишите предложения и найдите существительные( переведите).
Сась якшама тялось. Цифторды шить каршеса ловсь.Серихть ловонь фальхне. Вяшки кельме вармась. Иттне курькснихть нурдоняса.
в)Рассказать о себе. Назвать собственные существительные
г) Угадать кроссворд:
 

А

К

А        

 К

У

К

У

К

И

З

А

П

И

Н

Е

Н

Я

Р

У

Ц

Я

Н

Я

  1. Тётя.
  2. Кукушка.
  3. Лето.
  4. Собачка.
  5. Платочек.


д) назвать существительные записанные в уменьшительно-ласкательной форме.
е) Работа по группам. ( Определить падеж существительных)
1.Куд, катонь, пандонь.
2.Пинешка,велеса,вагонц.
3.Школава,тракста,ломаньцта.
4.Учакс, шранкса,тядяфтома.
ж ) игра –лото. Назвать одушевленные , не одушевленные и уменьшительно-ласкательные существительные.

Пине.
(Собака).

Тяла.
(Зима).

Вазь.

(Шапка).

Сокст.
(Лыжи).

Эй
(Лёд).

Стирня.
(Девочка).

Шаба.
(Ребёнок).

Катоня.
(Котик).

Кузя.
(Ёлка).

5.Домашняя работа:упр.86,стр.45, повторить слова.

6.Итог.

Карточки:
Желтый- я все понял.
Красный- мне нужна помощь.
Синий- я могу помощь другому.