Учитель года 2019

Елена Александровна Сергеева

Заочный этап муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года - 2019"

Примечание: Конкурсное задание "Урок" можно посмотреть на страничке "Видео"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Методический семинар»

на тему: «Реализация системно - деятельностного подхода на уроках биологии как одно из условий формирования познавательной мотивации учащихся».

Автор: Сергеева Елена Александровна, учитель биологии.

При разработке федеральных государственных стандартов приоритетом образования становится формирование обще учебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

    В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. 

Однако традиционная школьная система не всегда создаёт условия для формировании познавательной мотивации. Это является педагогическим противоречием современного общества в процессе смены парадигмы образования с формирующей на развивающую.

Анализ этого противоречия приводит к осознанию необходимости изменений в подходе к обучению, пересмотру методов и форм учебного процесса, характера взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Перед современной школой встаёт проблема развития творческой познавательной активности школьников.

Поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход, лежащий в основе ФГОС, который предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности.

Понятие системно – деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи).

Системно – деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Суть его отражает китайская народная мудрость, которая гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Обратимся к последней, самой главной фразе мудрости "…я делаю – я усваиваю". В системно – деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.

Что значит "деятельность"?

Во-первых, деятельность – это всегда целеустремленная система, которая нацелена на результат. С самого начала в данном подходе выделяется результат деятельности (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий (УУД).

Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). Важно увидеть, что все действия не разорваны.

В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, деятельность, осуществляемая её субъектом, начинается с постановки цели, планирования, организации рабочего места и работы группы, оценки и самооценки своей деятельности.

В основе любой деятельности лежит мотив. Из различных мотивов подростка, важное место отведено познавательному мотиву. Познавательная мотивация это – внутренняя деятельность или мотивация этой деятельности, не зависимая от внешних факторов. Познавательная мотивация вплотную связанна с такими понятиями как – познавательная активность, познавательная деятельность, познавательный интерес, познавательная потребность и так же мотивы учения. А.Н. Леонтьев отмечал, что мотивация учащегося имеет свои источники в практической деятельности. Объект соответствует цели, причина – мотиву, потребность – поведению. Таким образом, между структурой деятельностью учащегося и строением его мотивации существуют отношения взаимного соответствия.

Полноценным итогом реализации системно-деятельностного подхода  является  появление желания и становление умения учиться (учить-ся – учить себя). Как объясняют психологи, если учащийся ставит перед собой цель самостоятельно, то он склонен работать над её достижением значительно больше, чем в том случае, когда перед ним ставят цель (задание) педагоги или родители. Общие цели, общественные нормы, требования, задания, исходящие от педагогов или родителей, могут стать целями учащегося при следующих условиях: если они отвечают потребностям учащегося; если они являются этапом или средством удовлетворения потребностей учащегося. Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения.

Цель работы учителя: построение такого образовательного пространства, которое позволило бы обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика и вооружить его таким важным умением, как умение учиться. Задача учителя – не дать объём знаний, а научить учиться, незаметно управляя процессом обучения.

Системно - деятельностный подход я реализую на своих уроках, используя следующие технологии: технология сотрудничества (работа в группах, проектная деятельность); технология модульного обучения (модульная программа, модульный урок, учебный элемент), личностно-ориентированное обучение (дифференцированное обучение, элективные курсы, работа с одарёнными детьми); информационно-коммуникационная технология. Это направление в педагогической деятельности, требующее информационно-коммуникативной компетентности и особой подготовки – эта технология близка и понятна детям.

Реализуя системно - деятельностный подход я заметила, что процесс изучения биологии становится интереснее для учащихся. Самое главное, у учителя появилась обширная база данных, которую можно использовать в работе.

Чтобы активизировать познавательную и практическую деятельность учеников на уроке биологии использую разнообразные приёмы. При всём разнообразии приёмов, форм и методов организации учебного процесса некоторым из них отдаю явное предпочтение. Это, например, мотивирующие приемы.

Яркое пятно: легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки и повседневной жизни. Например: легенда об Арахне (тема «Паукообразные» 7 класс), исторический факт об открытии фагоцитоза И.И. Мечниковым (тема «Иммунитет» 8 класс), басня Крылова «Лебедь, рак и щука» (тема «Ракообразные» 7 класс).

Задачная учебная ситуация: "Каких знаний нам не хватает, чтобы выполнить задание?" Например, при изучении дыхательной системы в 8 классе можно использовать такой факт: В больницу был доставлен человек, грудная клетка которого была пробита с двух сторон, легкие, при этом, остались не поврежденными. Через некоторое время больной умер от удушья. Почему это произошло?

 "Прослушайте ситуацию и попробуйте понять, ответ на какой вопрос будем искать на уроке?" Например, при изучении темы «Простейшие» в 7 классе можно привести следующий факт: «Во время военных действий на Кавказе в 19-ом веке, укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за 5 лет вымер весь гарнизон русских солдат, численностью 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели в чем-то другом. В чем?»

Предъявление имитационных ситуаций: "Представь, что тебе нужно младшему брату или сестре объяснить, что такое... как ты это сделаешь? Что тебе для этого надо знать?"; "Представь мир, в котором нет бактерий"; "Что было бы, если бы звери заговорили?"

 Постановка проблемных задач: "Почему…?". В 8 класса для активизации мотивации к изучению темы «Состав крови. Форменные элементы крови» даю следующую проблему: «Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 10-12 литров кислорода, а во время усиленной работы-60-100 литров. Известно, что в 5 литрах воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем организме 5 л крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0, 1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода?»

Практическое задание, в котором дети сталкиваются с невозможностью применения ранее успешно "работающих" способов выполнения действий; вызывающее удивление: "Почему у кошки глаза в темноте светятся?"; "Почему мужчин-дальтоников больше, чем женщин-дальтоников?". Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.

Организация  проблемного  диалога: "Два ученика.. класса отвечали на вопрос:... Один ответил так:..., а другой так:... С кем из них ты согласен? Как бы ты ответил на данный вопрос?" Например, при изучении тем «Насекомые» в 7 классе можно включить такую проблемную ситуацию: Рассудите спор: Термиты, как известно, питаются древесиной, протачивая ходы в деревянных постройках. Однако, сами переваривать клетчатку входящую в состав древесины, они не могут. Если к пище термитов добавить немного антибиотиков, то они погибают от голода. Объясните этот факт?

 1-й ученик: «Это происходит потому, что термины чувствуют антибиотик и, перестают есть древесину»

2-й ученик: «В пищеварительной системе термитов, живут простейшие, которые расщепляют клетчатку, при попадании в пищеварительную систему термитов антибиотиков простейшие погибают» Кто прав в споре?

Вышеизложенные приёмы позволяют помочь детям осознать, сформулировать и зафиксировать возникшую проблему, заинтересовать, вселить уверенность в возможности её решения в совместной деятельности.

В ходе реализация системно-деятельностного подхода на уроках биологии у учащихся значительно вырос интерес к предмету: дети стали более свободно вести себя на уроках, не стесняться задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения. Показателем отношения учащегося к содержанию предмета (познавательный мотив), может быть качество знаний предмета. За последние три года качество знаний по биологии возросло на 1,88%. Мои ученики являются победителями и призерами конкурсов биологической и экологической направленности различного уровня.

Качество знаний (%) по биологии и средний показатель по другим предметам

Класс

2015-2016уч. год

2016 – 2017 уч. год

2017 – 2018 уч. год

биология

Средний по другим предметам

биология

Средний по другим предметам

биология

Средний по другим предметам

5

100%

50%

88,89%

55,56%

66,67%

44,44%

6

100%

80%

100%

50%

66,67%

44,44%

7

64,29%

38,46%

80%

80%

83,33%

50%

8

42,86%

28,57%

69,23%

38,46%

80%

80%

9

41,67%

33,33%

42,86

28,57%

61,54%

38,46%

Общий по школе

69,76%

46,07

76,2%

50,52

71,64

51,57

Таким образом, реализация системно-деятельностного подхода в на уроках биологии способствует успешному обучению на основе развития познавательной мотивационной сферы личности школьников.

Список используемой литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996.

2. Давыдов В.В.  Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

3. Эльконин Д.Б. Учебная деятельность: её структура и формирование. //Введение в теорию и практику деятельностного типа обучения. Часть  1. Барнаул, 1996.

4.  http://berichnow.ru/stati/poznavatelnaya-motivatsiya 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация системно- деятельностного подхода на уроках биологии как одно из условий формирования познавательной мотивации учащихся МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШВАРИХИНСКАЯ ШКОЛА» Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России» Конкурсное задание « Методический семинар» Автор: Сергеева Елена Александровна, учитель биологии, высшая квалификационная категория , стаж 29 лет Сайт: https://nsportal.ru/elena-sergeeva тел. 89877535151 д. Швариха 2019 г.

Слайд 2

Актуальность При разработке федеральных государственных стандартов приоритетом образования становится формирование обще учебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения . В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Слайд 3

Педагогическая проблема Традиционная школьная система не всегда создаёт условия для формирования познавательной мотивации Необходимые изменения в подходе к современному обучению методов учебного процесса; форм учебного процесса; характера взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса

Слайд 4

СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ → ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД = системно – деятельностный подход (СДП) СДП СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов Л.С. Выготский , Л.В. Занков , А.Р. Лурия , Д.Б. Эльконин нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление в системы

Слайд 5

Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю! Суть системно- деятельностного подхода Китайская мудрость

Слайд 6

Что значит «деятельность» в СДП?

Слайд 7

С труктура

Слайд 8

Цель учителя построение такого образовательного пространства, которое позволило бы обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика и вооружить его таким важным умением, как умение учиться . Задача учителя не дать объём знаний, а научить учиться, незаметно управляя процессом обучения

Слайд 9

Педагогические технологии СДП, используемые на уроках биологии Педагогические технологии Форма организации учебного процесса технология сотрудничества работа в группах, проектная деятельность личностно-ориентированное обучение дифференцированное обучение, факультативные курсы, работа с одарёнными детьми технология модульного обучения модульная программа, модульный урок, учебный элемент информационно-коммуникативная технология проектная деятельность, работа с разными источниками информации

Слайд 10

Мотивирующие приёмы Яркое пятно легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки и повседневной жизни. Задачная учебная ситуация "Прослушайте ситуацию и попробуйте понять, ответ на какой вопрос будем искать на уроке?"; "Каких знаний нам не хватает, чтобы выполнить задание?" Предъявление имитационных ситуаций Представь, что тебе нужно младшему брату или сестре объяснить, что такое... как ты это сделаешь? Что тебе для этого надо знать?"; "Представь мир, в котором нет бактерий"; "Что было бы, если бы звери заговорили?" Постановка проблемных задач "Почему арбуз – ягода?"; "Почему движется кровь?".

Слайд 11

Мотивирующие приёмы Практическое задание, в котором дети сталкиваются с невозможностью применения ранее успешно "работающих" способов выполнения действий; вызывающее удивление "Почему у кошки глаза в темноте светятся?"; "Почему мужчин-дальтоников больше, чем женщин-дальтоников?" Организация проблемного диалога "Два ученика.. класса отвечали на вопрос:... Один ответил так:..., а другой так:... С кем из них ты согласен? Как бы ты ответил на данный вопрос?"

Слайд 12

Результаты реализации системно- деятельностного подхода на уроках биологии

Слайд 13

Результаты реализации системно- деятельностного подхода на уроках биологии Название мероприятия Статус Результат 2015 – 2016 учебный год Районного конкурса социальной рекламы «Мы – против наркотиков» муниципальный Призёры Всероссийская олимпиады школьников по биологии муниципальный Победитель Болдинова Анастасия Областной командный экологический турнир «Кладовая Солнца» зональный Призеры Название мероприятия Статус Результат 2016-2017 учебный год Конкурс «Лучший творческий проект» номинация «Информационные технологии» проект «Мусор! Проблема?!» муниципальный Победитель, Овчинникова Валерия Областной командный экологический турнир «Кладовая Солнца» региональный Призеры (2место) Название мероприятия Статус Результат 2017-2018 учебный год областной командный экологического турнир «Моя профессия – эколог» региональный Призеры 2 место Проект «Добрая школа» «Собери макулатуру – спаси дерево» всероссийский участники Проект «Марафон здоровья» региональный Участники 2018 Победители (январь 2019)

Слайд 14

Литература 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996. 2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. 3. Эльконин Д.Б. Учебная деятельность: её структура и формирование. //Введение в теорию и практику деятельностного типа обучения. Часть 1. Барнаул, 1996. 4. http://berichnow.ru/stati/poznavatelnaya-motivatsiya Спасибо за внимание!

Слайд 15

Яркое пятно легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки и повседневной жизни. Например: легенда об Арахне (тема «Паукообразные» 7 класс), исторический факт об открытии фагоцитоза И.И. Мечниковым (тема «Иммунитет» 8 класс), басня Крылова «Лебедь, рак и щука» (тема «Ракообразные» 7 класс).

Слайд 16

Задачная учебная ситуация П ри изучении дыхательной системы в 8 классе можно использовать такой факт: В больницу был доставлен человек, грудная клетка которого была пробита с двух сторон, легкие, при этом, остались не поврежденными. Через некоторое время больной умер от удушья. Почему это произошло? "Прослушайте ситуацию и попробуйте понять, ответ на какой вопрос будем искать на уроке?" Например, при изучении темы «Простейшие» в 7 классе можно привести следующий факт: «Во время военных действий на Кавказе в 19-ом веке, укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за 5 лет вымер весь гарнизон русских солдат, численностью 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели в чем-то другом. В чем?»

Слайд 17

Предъявление имитационных ситуаций "Представь, что тебе нужно младшему брату или сестре объяснить, что такое... как ты это сделаешь? Что тебе для этого надо знать?" ; "Представь мир, в котором нет бактерий"; "Что было бы, если бы звери заговорили ?"

Слайд 18

Постановка проблемных задач «Почему…?». В 8 класса для активизации мотивации к изучению темы «Состав крови. Форменные элементы крови» даю следующую проблему: «Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 10-12 литров кислорода, а во время усиленной работы-60-100 литров. Известно, что в 5 литрах воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем организме 5 л крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0, 1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода?»

Слайд 19

Практическое задание, в котором дети сталкиваются с невозможностью применения ранее успешно "работающих" способов выполнения действий; вызывающее удивление "Почему у кошки глаза в темноте светятся?"; "Почему мужчин-дальтоников больше, чем женщин-дальтоников?".

Слайд 20

Организация проблемного диалога "Два ученика.. класса отвечали на вопрос:... Один ответил так:..., а другой так:... С кем из них ты согласен? Как бы ты ответил на данный вопрос?" Например, при изучении тем «Насекомые» в 7 классе можно включить такую проблемную ситуацию: Рассудите спор: Термиты, как известно, питаются древесиной, протачивая ходы в деревянных постройках. Однако, сами переваривать клетчатку входящую в состав древесины, они не могут. Если к пище термитов добавить немного антибиотиков, то они погибают от голода. Объясните этот факт? 1-й ученик: «Это происходит потому, что термины чувствуют антибиотик и, перестают есть древесину» 2-й ученик: «В пищеварительной системе термитов, живут простейшие, которые расщепляют клетчатку, при попадании в пищеварительную систему термитов антибиотиков простейшие погибают» Кто прав в споре?